Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ»

ливания детей, профилактика рахита, организация физического воспитания ребенка и т. д.). Вот почему мы в своей практике уделяем большое внимание санитарному просвещению.

На Дмитровском сельском врачебном участке Знаменского района Кировоградской области участковым педиатром А. В. Михайловой в целях улучшения профилактической работы организован актив из учениц 8—10-х классов средних школ села, который под руководством врача и медицинской сестры проводит на закрепленных участках санитарно-просветительную работу среди родителей, целью которой является снижение заболеваемости, правильное физическое развитие и воспитание детей. В результате удельный вес профилактических посещений детей на дому увеличился, снизилась заболеваемость корью и другими детскими инфекциями.

Подготовка актива проводилась следующим образом. Из учениц 8-го класса школы № 1 села Дмитровка был создан кружок. Вначале в нем занималось 15 человек. Занятия проводились регулярно каждую субботу. Затем, когда контингент слушательниц значительно пополнился, программа была пересмотрена и расширена. Теперьона рассчитана на месяца. В ее основу был положен учебно-тематический план, предложенный пособием для средних медицинских работников (М. Я. Студенкин, Е. Г. Новикова, М. И. Домбровская, Е. Г. Крылова) «Уход, вскармливание и воспитание ребенка первого года жизни».

Слушательницы ознакомились с анатомо-физиологическими особенностями ребенка первого года жизни, уходом за новорожденным и здоровым грудным ребенком, за недоношенным и больным ребенком, организацией рационального питания и вскармливания ребенка первого года жизни, физическим воспитанием и закаливанием ребенка первого года жизни, с профилактикой детских инфекционных заболеваний. Областным домом санитарного просвещения эта программа была дополнена следующими темами: «Охрана здоровья детей— важнейшая задача КПСС и Советского государства», «Религиозные обряды и обычаи и их вред для здоровья ребенка», «Патронаж детей до 3 лет на дому». Занятия проводились в школе врачом-педиатром, патронажной сестрой. На последнем занятии принимался зачет, выдавалось удостоверение за подписью врача, директора школы, старосты кружка, разрешающее оказывать помощь врачу и сестре, патронировать детей на дому.

Такие кружки с 1964 г. работают ежегодно. Подготовленные активисты закрепляются за микроучастками, и при появлении новорожденных на этих участках они под руководством врача и сестры ведут профилактическую работу и своевременно сигнализируют о всех требующих вмешательства специалистов случаях. Исходя из того, что польза, приносимая активом, очевидна, его подготовка была расширена. В настоящее время активисток из учащихся старших классов готовят во всех школах Дмитровки. Очень важно, что часть этих девушек в дальнейшем поступает в медицинские училища и медицинские институты, т. е. еще на школьной скамье у них вырабатывается любовь к профессии врача, фельдшера, сестры. Опыт подготовки актива в помощь педиатрической службе из учениц старших классов средних школ распространился на Александровский, Новоархангельский, Маловский и другие районы области.

Подготовка актива из школьниц старших классов и использование его в помощь педиатру, особенно на сельском педиатрическом участке, являются нужной и полезной формой работы в деле борьбы за снижение заболеваемости и смертности среди детей раннего возраста. Она может быть рекомендована для широкого применения, ибо обучение актива является не только эффективной формой санитарного просвещения, но и помогает рациональнее использовать время врача.

Поступила 28/XI 1967 г.

УДК 813.956(98)

некоторые вопросы охраны здоровья школьников на крайнем севере

Канд. мед. наук JI. А. Тарасов, Н. А. Троянова, A.B. Сазонова, К- А. Пятовская

Мурманская городская санэпидстанция и секция охраны здоровья детей и подростков Мурманского отделения Педагогического общества РСФСР

Климато-географические особенности Крайнего Севера изучены достаточно глубоко н разносторонне. В сложных и суровых условиях жизни на севере отмечаются некоторые отклонения в состоянии здоровья детей и подростков (Е. М. Белостоцкая с соавторами; С. М. Гершкович; М. П. Немзер; М. С. Каценельбаум; Л. А. Тарасов, и др.). По мнению этих авторов, в происхождении и развитии ряда отклонений большое значение имеют окружающие детей школьного возраста в процессе обучения гигиенические условия.

Уже отмечалось (Л. А. Тарасов, 1961) развитие отклонений в состоянии зрения у мурманских школьников. Понижение остроты зрения мы объясняем длительностью (5—

Б1/^ месяцев в году) периода проведения школьных занятий при искусственном свете, низкой освещенностью классных помещений, высокой учебной нагрузкой, недостаточным пребыванием школьников на воздухе.

На основании результатов совместных исследований городской санэпидстанции и секции охраны здоровья детей и подростков Мурманского отделения Педагогического общества РСФСР Мурманский облоно и гороно приняли меры по улучшению освещенности классных помещений. К 1966 г. кольцевые светильники были установлены в 31 из 43 школ города. К началу 1967/68 учебного года в 6 школах установлено люминесцентное освещение. В 1968 г. при проведении капитального ремонта лампы накаливания будут заменены на люминесцентное освещение еще в ряде школ города. По данным наших наблюдений, освещенность в мурманских школах в 1957 г. находилась на уровне 50—75 лк, в 1965 г. — 130—150 лк и по результатам наших экспериментальных исследований при люминесцентном освещении будет не менее 300—350 лк.

Немалое значение для улучшения освещенности имеет применяемая с 1959 г. окраска стен классных комнат и школьных парт только в светлые тона. Замена светло-зеленой окраски на цвет слоновой кости дает улучшение освещенности на 30—50 лк.

Анализируя итоги углубленного медицинского осмотра школьников, мы в течение ряда лет констатировали развитие среди них сколиоза (Л. А. Тарасов, 1963; Ф. Г. Лапицкий, 1966). В 1966 г. по нашей инициативе Мурманский гороно издал приказ об обязательном введении в школах рассаживания учащихся в начальной школе по принципу параллельности классов, в старших классах — смежности их. Проведение в классных помещениях занятий учащихся сменных классов рассматривается нами как временная мера, вызванная соображениями о необходимости накопления школьной администрацией опыта в составлении расписания в новых, усложненных условиях. В 20 школах города рассаживание учащихся уже произведено правильно. Выполнение всеми школами приказа гороно позволило уже в 1967/68 учебном году приступить к следующему этапу—обмену парт между школами. При помощи обмена имеющегося фонда можно, по нашим данным, обеспечить необходимую потребность школ в партах соответствующих размеров на 55—80% . Радикальное же решение данного вопроса возможно только путем изготовления парт нового типа с меняющейся высотой сиденья и на металлической основе. При нашей консультации Мурманский облоно подготовил проект и опытный образец такой парты.

Отрицательно сказывается на здоровье детей введенная кабинетная система. Учащиеся не имеют возможности отдохнуть и позавтракать в школьной столовой или буфете, а помещения классов аэрируются недостаточно. При кабинетной системе закрепление классных помещений йосит почти символический характер, что плохо влияет на сохранность учебной мебели и санитарное состояние. При этом классы-кабинеты в течение школьного дня заняты не полностью. Так, на примере школы № 2 Мурманска мы убедились, что при наличии 34 классов и 22 кабинетов школа вынуждена работать с полной нагрузкой в 2 смены. При закреплении классных помещений за определенными ученическими коллективами, т. е. при отказе от кабинетной системы, школа немедленно получает возможность перейти к занятиям в 1'/2 смены. Таким образом, кабинетная система создает и поддерживает двухсменность школьных занятий. Кроме того, при кабинетной системе невозможно решить вопрос о соответствии парт росту учащихся и ликвидации нарушений осанки. Отказ от современной кабинетной системы, при которой все классы превращены в кабинеты, влечет за собой еще одно положительное явление — во второй смене появляются свободные классы, в которых можно проводить работу групп и классов продленного дня. Эти соображения привели руководителей некоторых школ Мурманска к отказу от кабинетной системы.

Одним из условий, способствующих нормальной работоспособности школьников, служит организация рационального, горячего питания в школе. В 1965 г. решением исполкома Мурманского городского Совета депутатов трудящихся утвержден подготовленный нами план практических мероприятий по улучшению горячего питания школьников города Мурманска. Он предусматривал в ближайшие два года расширение школьных буфетов, оборудование столовых, снабжение холодильным оборудованием и т. д. Если в 1959 г. в 60% школ Мурманска снабжение учеников питанием осуществлялось через школьные буфеты, а в остальных оно отсутствовало, то в настоящее время в 20 школах города работают столовые, а в остальных 25 питание осуществляется через буфеты. В 1959 г. едва 30% учащихся были охвачены организованным горячим питанием, а в 1966 г. —64%. С учетом выдачи бесплатного молока количество организованно питающихся в школе детей достигло в 1966 г. 79%. Естественно, что в условиях Мурманского Заполярья огромное внимание придается профилактической искусственной С-витаминизации школьного питания. В 1966 г. пища витаминизировалась в 21 школе. Витаминизация проводилась из расчета 100 мг в течение всего учебного года. Исследование уровня аскорбиновой кислоты в моче при указанных выше условиях обогащения пищи витамином С показало нормальное ее содержание (Л. А. Тарасов, 1963). Улучшению организации школьного питания способствуют проводимые встречи с родительским активом, расширенные совещания при участии работников треста столовых.

В настоящее время в поле зрения наших организаций находится вопрос достаточного снабжения школьных столовых и буфетов молочнокислыми продуктами и С-витаминизации последних на Мурманском молочном заводе.

Большое внимание со стороны медицинской и педагогической общественности Мурманска за прошедшие несколько лет было уделено вопросу рационализации школьного режима. В школах города учебный день в первой смене начинался одновременно для младших

и старших классов (8 час. — 8 час. 30 мин. утра). Это приводило к хроническому недосыпанию учащихся 1—4-х классов (Л. А. Тарасов, 1962). Начало учебных занятий в младших классах было приурочено ко второму уроку общешкольного расписания. Лишний час утреннего сна способствовал нормализации условнорефлекторной деятельности учащихся начальных классов. С целью устранения явлений запредельного торможения и связанной с ним малой педагогической эффективности последних уроков во второй смене в ряде школ города установили начало занятий младших классов второй смены на один час раньше, чем было, и заканчивают их не в 18, а в 17 часов. И педагоги, и гигиенисты с удовлетворением отметили положительный итог этих мероприятий.

Следует отметить (пока единичный) опыт школы №34 по улучшению гигиенических условий среды. В нескольких младших классах школы введен «час здоровья»: в середине учебного дня, после второго урока, проводится комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий. В него входят: сокращенный урок физических упражнений (25—30 мин ), сеанс общего профилактического искусственного ультрафиолетового облучения (10—15 мин.) и витаминизированный школьный завтрак (10—15 мин.). Проведенные в опытных и контрольных классах некоторые клинико-лабораторные (определение состава красной и белой крови, РОЭ, проба Нестерова, фтоэритема) и гигиенические (корректурная проба) наблюдения выявили несомненные положительные сдвиги у учеников опытных классов (Л. А. Тарасов, 1966).

В числе других гигиенических мероприятий, получивших за последние годы распространение в школах города, необходимо назвать сокращение продолжительности уроков в младших классах (1—2-е) до 35 мин., ликвидацию сокращенных малых и больших перемен, создание во многих школах города «облегченного дня» по четвергам и т. д. Проведенное нами наблюдение за изменением работоспособности школьников в III и IV четвертях учебного года (Л. А. Тарасов, 1965) позволило внести рекомендацию об удлинении срока весенних каникул. Мурманское облоно обсудило наше предложение и решило в 1968 г. организовать экспериментальное проведение весенних 2-недельных каникул в Кольском районе Мурманской области. Детские лечебно-профилактические учреждения и секция охраны здоровья детей и подростков уже подготовили план необходимых организационно-методических мероприятий по учету эффективности удлиненных весенних каникул.

Одной из сторон плодотворного сотрудничества органов здравоохранения и народного образования в деле охраны здоровья школьников является борьба за реализацию решения ЦК КПСС о физической культуре. В наших сложных и малокомфортных метеорологических условиях это выразилось в развитии системы круглогодичного проведения уроков физического воспитания на открытом воздухе (школы № 9, 10 и 38). Во многих школах города организованы «группы здоровья», состоящие из школьников с некоторыми отклонениями в осанке (сутуловатость, сколиоз I степени и др.). С этими детьми и подростками в стенах школы проводятся дополнительные 30—40-минутные занятия 2 раза в неделю с целью ликвидации отмеченных отклонений.

Следует упомянуть о получившей достаточно широкое распространение в школах Мурманска системе ликвидации «светового голодания» путем искусственного ультрафиолетового облучения непосредственно в школах. Многие школы (№ 2, 34, 37, 38 и др.) имеют специально выделенные помещения — фотарии — для облучения школьников. Однако существующая перегрузка школ и двухсменность занятий затрудняют выделение специальных помещений для профилактического облучения школьников. Поэтому в практической работе мы производим облучение в спортивных залах, столовых, пионерских комнатах и т. д. Естественно, что это отражается на организации и снижает охват облучением всех учащихся. Несмотря на затруднения, большинство школ проводит за учебный год 2 цикла облучений по 20—25 сеансов каждый — в ноябре — декабре и в феврале — марте. Проведенные нами исследования крови (гемоглобин, количество эритроцитов, лейкоцитов, цветной показатель, РОЭ) свидетельствуют о благотворном влиянии исскуственного профилактического ультрафиолетового облучения на организм детей школьного возраста.

Значительное место в системе мероприятий по охране здоровья детей школьного возраста, особенно в условиях Кольского Заполярья, занимает вопрос рациональной организации летнего отдыха.

При существовавшей системе организованного вывоза детей и подростков за пределы Мурманской области недостаточно учитывались некоторые отклонения в состоянии здоровья детей, не придавалось должного значения акклиматизационным и реакклиматизационным процессам, не существовало научно апробированной системы направления детей на отдых в различные зоны страны в зависимости от состояния их здоровья.

Мурманский областной совет профсоюзов обратился с просьбой к нашим организациям о проведении углубленного научного контроля за эффективностью летних оздоровительных мероприятий для выявления наиболее рациональных зон отдыха, последующего финансирования капитального строительства без отдыха и их разумной эксплуатации.

Органы здравоохранения совместно с секцией охраны здоровья детей провели ряд необходимых мероприятий, обеспечивающих должное качество летнего отдыха детей заполярного края. Разработана и издана карта учета эффективности; внесены показатели, определяющие сдвиги в нервно-психическом состоянии; к определению изменений в двигательной деятельности детей (бег, прыжки, метание) привлечены педагоги; уточнены и расширены лабораторные наблюдения; физкультурные работники шире применяют физиометрические методы для определения сдвигов в состоянии общей тренированности. За последние 2 года (1965 и 1966) собраны и обработаны результаты летнего отдыха детей дошкольного и школьного

возраста, проводимого в различных зонах страны (Белоруссия, Подмосковье, Черноморское побережье, Карелия, Молдавия и др.).

Мы перечислили только некоторые вопросы охраны здоровья детей и пути их практического разрешения в сложных и специфических условиях Кольского Заполярья. Некоторые вопросы стало возможным решить только в результате объединенных усилий органов здравоохранения (заведующая облздравотделом заслуженный врач РСФСР Е. Г. Фарафон-това) и народного просвещения (заведующая облоно 3. Г. Избицкая), широкого привлечения медицинской и педагогической общественности, администрации школ, главных врачей детских поликлиник, Общества Красного Креста, Дома санитарного просвещения и родительского актива.

Наша дальнейшая задача состоит в широком внедрении в жизнь описанных в настоящей статье оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков Крайнего Севера.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцк а^я Е. М., Артамонов В. Н., ТелешевВ. А. В кн.: Гигиенические вопросы акклиматизации населения на Крайнем Севере, 1961, с. 83. — Г е р-ш к о в и ч С. М., Н е м з е р М. П. Педиатрия, 1962, № 7, с. 36. — Каценель-б а у м М. С. В кн.: Гигиенические вопросы акклиматизации населения на КрайнемСе-вере. М., 1961, с. 91. — Л а п и ц к и й Ф. Г. В кн.: Материалы докладов к 10-й научной сессии Ленинградск. детского ортопедического ин-та им. Г. И. Турнера. Л., 1966, с. 59.— Н е м з е р М. П. Рахит у детей с 1 года до 15 лет в условиях Мурманского Заполярья. Автореф. дисс. канд. Мурманск, 1966. — Тарасов Л. А. Вопр. охр. мат., 1958, № 6, с. 81.—Т а р а с о в Л. А. Физическое развитие и некоторые особенности состояния здоровья у школьников Заполярья (г. Мурманск) с 1947 по 1957 г. Автореф. дисс. канд. Л., 1960. —Тарасов Л. А. Педиатрия, 1963, № 9, с. 64. — О н ж е. Там же, № 10, с. 84.

Поступила 14/ХП 1967 Г.

УДК 628.35

о роли биологического фильтра с отстойниками в задержке радиоактивных изотопов сточных вод

Б. Н. Ильин

Биологические фильтры и аэротенки с отстойниками нашли применение при обработке радиоактивных сточных вод. Эффективность основных очистных сооружений городских станций очистки в задержке радиоактивных примесей бытовых сточных вод .изучали Л. Б. До-ливо-Добровольский с соавторами (1958, 1960), Е. А. Пугачев, Bhagat и Gloyna, Folsom с соавторами, Lewin и др. Данные литературы о степени задержки Sr, Се, Cs и некоторых других изотопов в первичном отстойнике отсутствуют. Нами установлено, что при 2-часовом отстаивании городской сточной воды Р32 задерживается на 18,6+2,1%, Sr89 — на 17+0,5%, Се144 —на 51,4+2% и смесь изотопов1 — на 22,4+2,6%. Коэффициенты накопления этих изотопов осадками первичного отстойника соответственно равны 35,4+1,7, 40,7+2,4, 334+26 и 57,5+6,2. Увеличение срока отстаивания сточной воды с 2 до 23—27 часов повышает степень задержки этих радионуклидов в 1V2—2 раза, при этом коэффициенты накопления практически не изменяются. Кроме того, центрифугированием сточной воды при 8000 об/мин. в течение 20 мин. определено, что за 2 часа отстаивания задерживается примерно 2/3 изотопа, связанного со взвешенными частицами, а Ч3 переходит на следующее очистное сооружение.

В литературе не встречается сведений о динамике эффекта дезактивации на биофильтрах. Только в работах Gemmel, Lawrence и Gilcreas, выполненных на песчаных фильтрах, отмечается со временем падение эффекта задержки радиоизотопов.

Непрерывные и продолжительные опыты при сравнительно одинаковых условиях эксперимента позволили выяснить некоторую динамику в величине задержки радиоизотопов биофильтром с вторичным отстойником (рис. 1). Так, в 1-е сутки радиоизотопы извлекаются из очищаемой сточной воды на 90—99% .затем эффект дезактивации с неодинаковой скоростью для разных изотопов падает до относительно постоянного уровня. Степень дезактивации сточной воды от Р32 понижается до постоянного уровня за 10—15 суток. В опытах со Sr^

1 Состав смеси: 16,8% радиоактивного Бг, 23,7% радиоактивного У, 1,7% радиоактивного Сэ и 57,8% радиоактивного Се.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.