Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ»

патологического характера и свидетельствуют лишь о некотором напряжении исследуемых функций, видимо, носящем приспособительный характер. Однако отдельные отклонения и некоторые различия в направлении сдвигов в конце обучения, обнаруженные нами у девушек основной и контрольной групп, могут свидетельствовать о реакции организма .на содержание сероуглерода в воздухе цеха и о том, что дальнейшее увеличение концентрации этого вещества может оказаться небезразличным для организма подростков.

Выводы

1. В процессе производственного обучения наличие в воздухе цеха сероуглерода средней концентрации 1,7 мг/м3 (с колебаниями в 5% случаев до 3,3 мг/м3) не оказывает патологического воздействия на организм девушек-подростков.

2. Отсутствие патологических изменений и у взрослых рабочих с длительным стажем работы в тех же условиях свидетельствует о возможности применения труда подростков в процессе производственного обучения при названной концентрации сероуглерода.

3. Некоторые сдвиги функционального состояния ряда органов и систем у обучающихся подростков, контактирующих с малыми концентрациями сероуглерода, видимо, свидетельствуют о том, что превышение этих концентраций в цехах, где проводится производственное обучение, может оказаться небезразличным для организма подростков 15—16 лет.

ЛИТЕРАТУРА

Агеева-Майкова О. Г. Вестн. оторинолар., 1951, № 3, с. 3. — Бай-ков Б. К. Гиг. и сан., 1963, № 3, с. 3. — Га лат Н. И. Гигиенические и физиологические данные при хроническом воздействии сероуглерода в производстве искусственного волокна. Дисс. канд. Л., 1952. — Дрогичина 3. А. Токсические энцефаломие-лополиневриты. Автореф. дисс. докт. М„ 1953. — Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. М. — Л., 1965, ч. 2, с. 91.—Лапин С. П. Вестн. оторинолар., 1946, № 3, с. 24. — Лядова Е. В. Гигиена труда в производстве кордного волокна. Дисс. канд. М., 1952. — О с и п о в а В. Г. Гиг. труда, 1957, № 3, с. 44. — Оси по-ваВ. Г., ОхнянскаяЛ. Г. Гиг. и сан., 1954, № 3, с. 32.

Поступила 11/Х 1966 г.

УДК 613.5:371.6

ГИГИЕНИЧЕСКИЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ

М. И. Чурьянова

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Принятие новых принципов градостроительства, появление крупных микрорайонов привели к изменению вместимости школьных зданий. В последние годы в качестве эксперимента выстроен ряд укрупненных школ, которые рассчитаны на 1600 и 2032 учащихся и соответствуют числу населения в микрорайонах в 10 000—11000 и 13 000—14 000 человек. Школы эти не получили еще гигиенической оценки.

В 1966 г. мы изучали некоторые гигиенические вопросы строительства и функционирования укрупненной школы (оценка планировочной структуры здания, взаимосвязь отдельных помещений, планировка и режим использования основных общешкольных помещений, таких, как спортивный зал, столовая, вестибюль с гардеробами). Работа эта проводилась в московской школе № 479 (район Новых Кузьминок) .на 2032 ученических места. В основу планировочной структуры ее здания положен блочный принцип. Оно трехэтажное, состоит из 6 блоков. В каждом из 3 параллельно поставленных блоков соответственно размещаются 1—8-е классы. На 1-м этаже одного из этих блоков расположены мастерские (под рекреациями) и кабинеты ручного труда, машиноведения и домоводства. Эти блоки соединены между собой трехэтажным блоком, в 1-м этаже которого находятся вестибюли с гардеробами, помещения для администрации и медицинские комнаты, а на 2-м и 3-м этаже — учебные помещения 9—10-х классов, т. е. кабинеты и лаборатории, которыми также пользуются учащиеся старших классов восьмилетней школы. Школа имеет 3 входа: для 1—3-х классов, для 4—6-х классов и для учащихся старших классов и педагогов. В 2 отдельных одноэтажных блоках размещены столовая и гимнастические залы.

При блочной структуре школьного здания в блоках классных помещений предусмотрена группировка классов и рекреаций, при которой каждая возрастная группа с 1-го по 8-й класс, состоящая из 5 параллельных классов (200 учащихся), получает отдельное помещение рекреации со своими санитарными узлами. По наблюдениям ряда авторов и нашим собственным, такая секционная структура школьного здания в значительной мере уменьшает неблагоприятные моменты (скопление больших детских коллективов), что особенно важно для укрупненных школ

При рассредоточении контингента учащихся на отдельные небольшие коллективы в классных блоках и секциях классные помещения тесно связаны с общешкольными учебными вспомогательными помещениями (кабинеты, лаборатории и др.), расположенными в центральном блоке, соединяющем все остальные. Таким образом, основной принцип планировочной структуры школьного здания — деление контингента учащихся по возрастному признаку в блоках, секционное деление блоков, наличие раздельных входов — заслуживает положительной оценки. Однако принцип деления учащихся по возрастному признаку соблюден не полностью, так как в школе предусмотрен централизованный вестибюль, который лишь разделен на секции с гардеробами.

Анализ проекта, наблюдение за жизнью школы и опрос педагогов и обслуживающего персонала показали, что набор и площади ряда помещений школы неудовлетворительны. Число наличных кабинетов и лабораторий недостаточно для проведения занятий по ряду предметов в специализированных помещениях всеми классами с 5-х по 10-е (не хватает 2 кабинетов физики и 1 кабинета химии). Имеющиеся в школе 2 спортивных зала даже при максимальной их загрузке не позволяют проводить занятия по физкультуре со школьниками всех классов — с 1-х по 10-е. Для школы на 2032 ученических места размеры актового зала площадью 207 м2 малы, что исключает, например, возможность проведения дружинного сбора. Также недостаточна и площадь библиотеки (71 мг), где, кстати сказать, выделен и очень маленький читальный зал. Отсутствует специальное помещение для групп продленного дня; с этой целью используются обычные классы. В школе не хватает ряда подсобных помещений (склады для хранения лыж и мелкого спортивного инвентаря, учебного инвентаря, мебели). Неудачны отдельные планировочные решения. Так, недостатком планировки классных секций служит расположение санитарных узлов непосредственно против дверей учебных комнат. Секция с помещениями мастерских, кабинетами машиноведения и домоводства имеет двустороннюю застройку и крайне незначительную по площади рекреацию для отдыха учащихся 2 групп.

На 3-м этаже основного центрального блока в рекреацию коридорного типа (длина 70 м и ширина 3 м) выходит 9 учебных помещений старших классов, где обучается 300 человек. Несмотря на удовлетворительную по нормам площадь рекреации (0,7 м2 на 1 учащегося), при кабинетной системе занятий коридор используется как транзитный, что приводит к интенсивному движению и образованию встречных потоков большого количества школьников. Два гимнастических зала каждый площадью 288 м2 сблокированы между собой по длинной оси, имеют 1 вход и частично разделены легкой перегородкой, не доходящей до потолка, иначе говоря, оба зала практически не изолированы. Один из них ориентирован на южную сторону горизонта, а другой — на север, т. е. в каждом зале одностороннее освещение, что при глубине помещений, составляющей 12 м, создает большую неравномерность в их освещении. Измерения уровней звукового давления шума в совмещенных спортивных залах показали, что одновременно проводимые 2 классами занятия физкультурой даже при очень хорошей дисциплине учащихся сопровождаются значительным шумом (минимальный уровень его 76 дб, максимальный 110 дб, преобладающие уровни 82—102 дб). Следует указать, что в спортивном зале типовой школы при кубатуре, равной одному из залов экспериментальной школы (24X12X6 м), уровни шума ниже (минимальный 60 дб, максимальный 96—98 дб, преобладающие уровни 76—94 дб). Из-за постоянно высоких уровней шума на уроках физической культуры и плохой акустики в совмещенных спортивных залах учащиеся плохо разбирают объяснения преподавателей, в результате чего, по отзывам педагогов, качество уроков низкое. Все это указывает на то, что как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения нельзя проектировать сдвоенные, не изолированные один от другого спортивные залы. Кроме того, к этим помещениям следует предъявлять особые требования в отношении акустики.

Недостатком планировочной структуры школьного здания является также значительное удаление столовой от большого количества учебных секций. В среднем на завтрак с учетом времени, затрачиваемого на путь до столовой и обратно, и времени выстаивания в очереди (пользование только буфетом) у учащихся 5—6-х классов уходит 11 мин. 35 сек., причем путь до столовой и обратно занимает 4 мин. 30 сек., т. е. больше, чем сам завтрак (3 мин.). Обеденный зал школьной столовой с буфетом площадью 400 м2 рассчитан на 500 посадочных мест, что при вместимости школы, рассчитанной на 2032 учащихся, должно обеспечить обслуживание их в 4 очереди. Ввиду того что персоналу столовой трудно организовать питание большого количества школьников в 4 очереди на 2-й и 3-й перемене режим его нарушается: учащиеся 1-х классов завтракают слишком рано (на 1-й перемене), а учащиеся 3—4-х классов — поздно

1 Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. Под

ред. Г. Н. Сердюковской и Е. И. Кореневской, 1965.

(на 3-й перемене, т. е. за час до окончания занятий). Десятиминутная перемена (1-я) недостаточна для принятия завтрака первоклассниками, а дети более старшего возраста не успевают завтракать в маленькую перемену вследствие значительной удаленности блока столовой от классных помещений.

Измерения уровня звукового давления в обеденном зале столовой показали, что питание школьников в одном помещении даже при хорошей дисциплине детей создает довольно значительный шум, уровень которого достигает 80—90 дб; в обеденном зале стоит сплошной гул. Даже при достаточной площади столовой на 1 учащегося с гигиенической точки зрения в школе большой вместимости целесообразно разукрупнить помещение обеденного зала.

Несмотря на вытянутый фронт гардеробов (70 м) и наличие в здании 3 входов, впуск детей в школу перед началом занятий продолжается 30 мин. За это время, особенно в первые 10 мин., наблюдается интенсивный приход учащихся младших классов (80—90 человек в минуту на 1-й минуте и 45 человек в минуту на 6-й минуте). На раздевание у учащихся 1—4-х классов (с учетом переодевания обуви) в среднем уходит 3—4 мин. При указанной интенсивности прихода детей в школу и длительности раздевания в вестибюле, в особенности при плохой погоде, одновременно скапливается множество школьников. Таким образом, предусмотренная нормами площадь вестибюля с гардеробами недостаточна, ее следует увеличить с учетом необходимости создания определенных условий для переодевания учащимися обуви, расстановки необходимого количества скамей и самообслуживания школьников в гардеробах. В школах крупной вместимости при блочном характере здания гардеробы целесообразнее рассредоточить в блоках, что будет наиболее полно отвечать принципу возрастной изоляции детей и, кроме того, даст всем им возможность выходить во время перемен на пришкольный участок.

Анкетный опрос педагогов подтвердил наши выводы, сделанные на основе гигиенической оценки и изучения режима использования основных общешкольных помещений (гимнастического зала, столовой, вестибюля с гардеробами). В оценке школы большой вместимости с педагогической точки зрения и с точки зрения психологического воздействия здания такого типа на учащихся и их успеваемость мнения преподавателей не всегда едины и определенны. Значительная часть преподавателей отмечает трудность создания единого ученического коллектива и индивидуального подхода к каждому классу и школьнику при наличии в школе более 2000 человек. В подобной школе значительно затрудняется работа пионерской организации (например, нет условий для проведения сбора дружины и др.), нелегко вести внеклассную и внешкольную (в микрорайоне) работу.

Изучение радиуса обслуживания учащихся подобными школами показало, что он весьма значителен. По анкетным данным учащихся 1—2-х классов школы № 479, 25,7% из них тратят на дорогу от дома до нее более 10 мин., причем 5—6% пользуются городским транспортом, тогда как при удаленности школы от дома, не превышающей 500 м, они должны затрачивать на дорогу не более 10 мин.

Таким образом, проект, по которому выстроена школа большой вместимости (на 2032 ученических места), не может стать типовым и использоваться в качестве проекта повторного применения ввиду указанных выше существенных недостатков.

Поступила 1/УШ 1967 г.

УДК 616.24-003.681-07:616.153.781.5-074

О СОДЕРЖАНИИ ГИСТАМИНА В ВОЛОКНИСТОЙ РАСТИТЕЛЬНОЙ ПЫЛИ И ГИСТАМИНОВЫСВОБОЖДАЮЩЕМ

ЕЕ ДЕЙСТВИИ

В. М. Перелыгин, В. И. Ершова

Киргизский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии

и гигиены, Фрунзе

Небольшая часть свободного гистамина постоянно циркулирует в крови (Riley). Избыток его в здоровом организме инактивируется с помощью фермента гистаминазы и частично выводится почками (Е. В. Горяченкова). У больных аллергическими заболеваниями (бронхиальная астма, сенная лихорадка, крапивница, экзема и др.) обнаруживается высокое содержание гистамина в крови (до 29 мкг%) при отсутствии гистаминопектического действия сыворотки крови и низкой гистаминазной ее активности. Поскольку биссиноз как профессиональное заболевание рассматривается многими в качестве проявления аллергии от проникновения волокнистой растительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.