Научная статья на тему 'Новые школьные здания Москвы'

Новые школьные здания Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
207
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / МОРАЛЬНЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС / НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КОМПАКТНЫЕ РЕШЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ФАСАДЫ И ОБЪЕМЫ / SCHOOL BUILDINGS / MORAL AND PHYSICAL DETERIORATION / CONSTRUCTION OF NEW OBJECTS / SPACE-SAVING SOLUTIONS / FUNCTIONAL AREAS / INNER SPACE / FACADES AND VOLUMES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Никифоров Василий Николаевич

The article is concerned with the construction of three new schools on the site of demolished pre-warstructures. The space-saving solutions of the volumes of new school buildings support the interaction with urban environment. The architectural planning and the three-dimensional concept are organized with the use of vertical compositional accents of the combination of floor-by-floor located spatial planning elements. Stained glass windows and zenith skylights create a life-asserting space full of light, which is favorable for keeping students' spirits high.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New School Buildings in Moscow

The article is concerned with the construction of three new schools on the site of demolished pre-warstructures. The space-saving solutions of the volumes of new school buildings support the interaction with urban environment. The architectural planning and the three-dimensional concept are organized with the use of vertical compositional accents of the combination of floor-by-floor located spatial planning elements. Stained glass windows and zenith skylights create a life-asserting space full of light, which is favorable for keeping students' spirits high.

Текст научной работы на тему «Новые школьные здания Москвы»

Новые школьные здания Москвы

В.Н.Никифоров

Решительное обновление школьного хозяйства, доставшегося столице еще с довоенных времен, началось только с 2000 года.

В центральной части Москвы и на прилегающих территориях школьные здания в послевоенные годы практически не возводились. Исключение составляли те, что использовались при «фасадной» застройке основных магистралей города.

Строительный бум в конце 1950-х - начале 1960-х годов, связанный с освоением новых территорий и возведением «хрущоб», привел к появлению типовых проектов школ для комплексной застройки микрорайонов. Индивидуальные проекты школьных зданий были большой редкостью.

Москва продолжала стремительно расширяться и в последующие десятилетия. Появилось новое поколение типовых проектов школьных зданий, обезличенных, примитивных, но подходящих для воспитания молодых кадров того времени.

В ажиотаже строительства новых жилых районов даже специалисты, отвечающие в целом за идеологическую и материально-техническую стороны школьного образования, совсем забыли о том, что в центральной части столицы ребятишки ходят в школы, которым полсотни лет.

В 1990-х годах ситуация стала критической. Не говоря уже о моральном износе (школы не отвечали современным требованиям обучения), физический износ достиг такой степени, что некоторые школы довоенной постройки в связи с аварийным состоянием пришлось закрывать.

По результатам анализа состояния образовательных учреждений на конец 1999 года было выявлено, что первоочередному сносу ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации должны подлежать 46 школьных зданий,требовалась полная реконструкция с модернизацией 87 школ довоенной постройки.

Подтверждением того, что ситуация выходит из-под контроля и требуются незамедлительные действия, явилось постановление Правительства Москвы от 28 марта 2000 года №236 «0 состоянии и развитии материально-технической базы системы образования г. Москвы», которое обозначило основное в переустройстве образовательной отрасли - объем бюджетного финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта школ на 2000-2005 годы.

Согласно постановлению были составлены адресные перечни зданий довоенной постройки, подлежащих первоочередному сносу с последующим строительством на их месте образовательных учреждений; зданий, подлежащих первоочередной реконструкции с модернизацией; зданий,

подлежащих капитальному ремонту. Помимо решения вопроса о ежегодном (до 2005 года) финансировании принятой программы требовались: внесение изменений в нормативную базу (МГСН), активное подключение Москомархитектуры к подготовке исходно-разрешительной документации,экстренная подготовка Департаментом образования технологических заданий, обеспечение намечаемого объема строительства проектно-сметной документацией и мобилизация дополнительных возможностей строительного комплекса города. Эта программа была признана столичным правительством приоритетной.

Следует сказать, что упор делался на разработку индивидуальных проектов школьных зданий. В то время существовало всего два типовых проекта школ, разработанных ГУП МНИИТЭП на 550 и ббОучащихся. Они требовали переработки под новые нормативы, были очень жесткими по условиям ориентации классных помещений и трудноразмещаемыми на ограниченных по площади участках старых школ. Тем не менее эти типовые проекты широко применялись, так как ситуация требовала максимально наполненного портфеля проектной документации.

В 2002 году 0А0«ЦНИИЭПгражданстрой» в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы была поручена разработка проектно-сметной документации школы №342(348) по адресу: ЦА0, Переведеновский переулок, вл. 11. Завершение строительства объекта было намечено на 2005 год. Школа относится к средней полной школе I, II, и III ступеней вместимостью 550 учащихся (22 класса) и наполняемостью классов по 25 человек.

На территории отведенного школьного участка площадью 0,75 га (всего 13,6 м2 на одного учащегося) находилось здание школы довоенной постройки (1937), подлежащее сносу. Участок расположен на пересечении Переведеновского и Балакиревского переулков в окружении жилой застройки (4-,6-,14-,16-этажной) разного времени строительства и разной степени архитектурного достоинства, а также 9- этажного административного здания.

Сразу стало понятно, что данный участок требует максимально компактного решения объема школьного здания. Компактного, но не упрощенного - решили мы. Творческие поиски привели к варианту размещения самых крупных по площади и объему двухсветных элементов школы - зрительного и спортивного залов - по вертикали друг над другом. Это существенно сокращало площадь застройки здания и,

соответственно, увеличивало площадь озеленения участка, но противоречило нормативным требованиям, где указывалось, что спортивный зал школы должен размещаться не выше второго этажа. А получалось, что он поднялся на отметку третьего.

Требовалось доказывать в согласовывающих инстанциях, что данное решение наиболее оптимально, так как сохраняются зеленые насаждения, остро необходимые школе.

При рассмотрении проекта на градостроительном совете, возглавляемом М.М. Посохиным, коллеги с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации, поддержали нас и рекомендовали наши предложения к реализации. В дальнейшем Регламент и Мосгосэкспертиза были успешно пройдены.

Острый дефициттерритории, разнохарактерность стилей близлежащих зданий требовали создания нового, индивидуального образа школы, способного совместить объединяющую функцию в окружающей застройке с ролью центра учебной и воспитательной работы.

Ядром планировочной композиции школьного здания стали двухсветные помещения зрительного и спортивного залов. Все остальные его помещения поэтажно располагались по периметру центрального ядра.

Первый этаж включает вестибюльную группу с административными помещениями, изолированную группу мастерских и школьную столовую. Предусмотрен отдельный вход в здание для учащихся начальных классов. Блок помещений начальных классов на первом этаже имееттакже свой спортзал с раздевальными.

На втором этаже располагаются помещения начальной школы, медицинские кабинеты и общешкольная библиотека с техническим центром, выделенные в изолированную группу. В качестве компенсации ограниченных возможностей школьного участка предусмотрен балкон для занятий с детьми на открытом воздухе.

Школа в Переведеновском переулке. Ситуационный план. Школьный участок расположен на пересечении Переведеновского и Балакиревского переулков

Третий этаж отведен под группу учебных помещений основной школы. Они встроены в структуру светлых холлов и коридоров, ведущих в универсальный рекреационный зал, дополненный форумом с естественным верхним светом. На этаже расположен второй элемент планировочной композиции ядра - спортивный зал с естественным верхним освещением и сопутствующими помещениями.

Четвертый этаж имеет неполную застройку и предназначен в основном для кабинетов гуманитарного характера. Кабинетбиологии с лаборантской и рекреация - зимний сад формируют здесь зону профильного обучения школы.

При организации внутреннего пространства ставилась задача создать комфортные условия для учащихся: светлые рекреации и холлы с использованием растений; верхнее естественное освещение, придающее помещениям элемент таинства; плавная геометрия стен; различное цветовое решение стен и полов. Главное, чтобы дети с радостью и интересом находились здесь, стремились в школу, хотели учиться. Этим принципом мы руководствовались и в дальнейшем.

Директор школы Любовь Евгеньевна Хичанова, влюбленная в новую школу, когда та существовала еще в чертежах, рассказывала через год после начала ее эксплуатации, что детей с трудом удается после занятий отправить домой. Они под любым предлогом стараются задержаться в уютных помещениях хотя бы «на минуточку».

Это ли не награда нашему творческому коллективу проектировщиков от тех, для кого предназначалось школьное здание? Можно с уверенностью сказать, что задуманное получилось.

По разным причинам не всегда выполнялись сроки ввода школьных зданий по адресным перечням постановления № 236. Вот и строительство школы №342 (348) сдвинулось на год позже. Объект был завершен к 1 сентября 2006 года.

Вид с пересечения Переведеновского и Балакиревского переулков. Объем школьного здания соответствует перекрестку повышенной угловой частью

План 1-го этажа. Основной вход в школьное здание организован со стороны Переведеновского переулка. Для учащихся начальной школы (1-4-й классы) предусмотрен самостоятельный вход

План 3-го этажа. Классы и кабинеты расположены по периметру центрального ядра

Поперечный разрез

Вид с Переведеновского переулка. Просматривается купол верхнего света зимнего сада

Фасад по Балакиревскому переулку. Классы развернуты на солнечую сторону

Фрагмент фасада по Переведеновскому переулку. Главный вход

64 2 2012

Рекреация - зимний сад на 4-м этаже с верхним светом и панорамным витражом

Вид с востока. На переднем плане слева - загрузочная столовой

Форум с верхним светом (место для занятий с двумя параллельными классами, репетиционный зал, место встреч по интересам и т.п.)

Рекреация 3-го этажа с форумом

Спортивный зал (12 х 24 м)

Зрительный зал с амфитеатром

2 2012 67

Примерно через полгода после сдачи в эксплуатацию школы в Переведеновском переулке ОАО «ЦНИИЭПгражданстрой» была поручена разработка проектно-сметной документации на строительствотеперьуже двух школ: № 1216(472) на 550учащихся (22 класса) в Брошевском переулке,д. 21, ЦАО, и № 566 на 675 учащихся (27 классов) на Загородном шоссе, д. 8а, ЮАО.

К тому времени действовало постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 года №529-ПП, регулирующее развитие материально-технической базы системы образования столицы до 2010 года. Эта программа с адресами строительства новых школ и реконструкции с модернизацией сохраняемых получила название «Образование-5». Обе школы размещались на месте зданий довоенных построек, подлежащих сносу, и планировались с заделом строительства в 2009 году.

Положение с отведенными школьными участками то же, что и в Переведеновском переулке, - острая нехватка территории: 15,0 м на одного учащегося в Брошевском переулке и 14,6 м на одного учащегося на Загородном шоссе. Компактное решение объемов зданий - опять первоочередная задача. Такова типичная ситуация с исторически сложившимися территориями, с ней столкнулись все, кто занимался строительством новых школ (да и не только их). Мне известны площадки еще более проблемные.

Участок школы в Брошевском переулке площадью 0,82 га имеет выраженную вытянутую форму по оси север-юг. Он расположен в квартале сложившейся (в основном 9-этажной) жилой застройки на территории ТУ «Таганское» ЦАО (рядом Абельмановская улица и кинотеатр «Победа»), Именно дефицит территории и конфигурация участка определили вытянутый объем здания, решенный в 3-4 уровня (этажа).

В проекте заложена четкая и ясная архитектурно-плани-ровочная структура, подчиненная функциональному назначению здания. Все классы и основные учебные кабинеты имеют наиболее благоприятную восточную и южную ориентацию.

Центрально и поэтажно расположенные друг над другом светлые зальные рекреации композиционно объединяют два крыла здания. Вестибюль и рекреация третьего этажа с помощью витражей раскрыты на противоположные румбы горизонта, что позволило сориентировать эти помещения в сторону весьма озелененных дворовых территорий примыкающей жилой застройки. Из вестибюля предусмотрен дополнительный сезонный (весна,осень) выход на развитое крыльцо и школьный участок.

Решение объема здания, его фасадов напрямую вытекает из принятой планировочной структуры. Полуцилиндрические витражи рекреаций, зенитные фонари, а также лестничные клетки перетекают в цилиндрические усеченные и прямоугольные вертикали. Они определяют акценты фасадов и объемы здания западной, северной и южной ориентации, поддерживают задуманный уровень динамики. Восточный протяженный фасад здания с изломами по длине и акцентированием срединной части благодаря преемственности в

деталях не выбивается из общего замысла. Легкости объему здания добавляют выносы или запады отдельных его частей на колоннах.

Одной из основных составляющих общей концепции проекта является организация светлого, жизнеутверждающего внутреннего пространства школы. Наличиетаких пространств положительно влияет на эмоциональный настрой учащихся, их поведение, отношение к процессу обучения. Для решения этой задачи в проекте активно использованы витражи прямого света и зенитные фонари как отдельными элементами, так и в комбинации.

Лестничная клетка центральной части отличается необычным решением: один из лестничных маршей поэтажно имеет уширение, которое используется под цветники или как место общения учащихся во внеурочное время. Эта лестница - одно из любимых месту ребят, которые собираются здесь парами или группами, чтобы обсудить свои школьные и внешкольные дела.

Основная, так сказать идеологическая, направленность нашего замысла здесьта же, что и в Переведеновской школе: радость и интерес к жизни в школьном здании,удовольствие от того, что завтра опять в школу. Естественно, на такое настроение учащихся влияет и педагогический коллектив.

Серо-грязная жилая застройка, окружавшая площадку будущей новой школы (9-этажныетиповые панельные здания конца 1970-х - начала 1980-х годов), вызывала грусть. Однако походу строительства школы параллельно шел процесс капитального ремонта жилых домов сустройством навесных фасадов из керамогранитной плитки. И цветовая гамма стала светло-коричневой с оранжевыми вставками. В конце концов, весьжилой квартал гармонично обновился, стал привлекательным и достойным своего положения в центральном округе столицы. Школа открылась 1 сентября 2010 года.

Школа в Брошевском переулке. Ситуационный план. Школьный участок находится в сердцевине жилого квартала

План 1-го этажа. Сквозной вестибюль вместе с фойе-дискотекой сориентирован на густую зелень придомовых территорий

План 2-го этажа. Двухсторонняя ориентация основной рекреации помогает активно включить в интерьер окружающую среду. В читальном зале библиотеки верхний свет является основным, а в помещении кружка пения - дополнительным

Поперечный разрез здания. Здесь прослеживается вертикальное построение основных композиционных и функциональных помещений

2 2012 69

Панорама со стороны Брошевского переулка

Панорама при заходящем солнце

Фрагмент фасада. Главный вход, подсвеченный зенитными фонарями. За ними вертикальный эркер поэтажных рекреаций

Фрагмент фасада, обращенного к торцам соседних жилых домов

Вид с Моревского проезда

Панорамный витраж эркера рекреации 4-го этажа

72 2 2012

Фойе-дискотека, перетекающее в вестибюль

Вестибюль. Гардероб выделен витражной перегородкой

2 2012 73

Нетрадиционная форма витражей освещения спортзала (12x24 м)

Верхний свет читального зала библиотеки

Подсвет зенитными фонарями крыльца главного входа

Междуэтажная лестница тоже может быть привлекательной

Зрительный зал. Слева эстрада

Участок школы № 566 на 675 учащихся (27 классов) площадью 1 га расположен в квартале от существующей жилой застройки различной этажности ( 9-16-этажной). С юго-востока его ограничивает Загородное шоссе, с юго-запада и северо-запада - жилая застройка, с северо-востока - вну-триквартальный проезд, с которого и организован главный вход в школу.

Принятая планировочная структура школьного здания в полной мере учитывает необходимое взаимодействие функциональных групп, участвующих в учебно-воспитательном процессе. Их построение вертикально-горизонтальное: первые классы - первый этаж, начальные классы - второй этаж, классы и кабинеты основной школы - третий этаж, учебные кабинеты старшей школы, специализированные кабинеты основной школы - четвертый и частично третий этаж. Общешкольная группа помещений по принципу оптимизации распределена поэтажно.

Известно, что на детскую психику положительно влияют открытые светлые пространства внутри здания. Лучше, если они освещены естественным образом. Еще лучше, если эти пространства объединены между собой, перетекают одно в другое. Ребенок свободно и легко, визуально или физически перемещается внутри этих светлых пространств-объемов, дополняя фантазиями свои реальные ощущения. Эти соображения заложены в основу данного проекта.

Ядром архитектурно-планировочной композиции здания были приняты центрально расположенные двухсветные помещения зрительного зала (1-2-й этажи) с зальной рекреацией основной школы (3-4-й этажи) и примыкающий к ним вертикальный световой элемент, пронизывающий все этажи.

Первый этаж здания включает вестибюльную группу, решенную в двух уровнях, административные помещения, школьную столовую с полуторасветным обеденным залом, малый спортзал с раздевальными, изолированную группу помещений трудового обучения и медицинские кабинеты. Фойе с верхним светом приглашает всех в зрительный зал с эстрадой. Предусмотрен отдельный вход в здание для учащихся начальных классов.

На втором этаже расположены помещения начальной школы, большой спортивный зал с раздевальными и общешкольная библиотека. Все помещения как бы нанизаны на систему из светлых холлов, коридоров, большой рекреации и вертикального светового элемента.

Третий этаж отведен под учебную группу помещений основной школы. Здесь же расположены: полуторасветный кабинет рисования и черчения,объединенный с изостудией, имеющей верхний естественный свет; кружок музыки и пения; техцентр с интернет-клубом; кабинеты информатики и вычислительной техники, кружок технического творчества. Помещения группируются вокруг зальной двухсветной рекреации, завершенной зенитным фонарем, и примыкающей к ней вертикали того же светового элемента.

Четвертый этаж имеет неполную застройку. Здесь расположены специализированные кабинеты основной школы и учебные кабинеты старшей школы. Принцип расположения тот же - все нанизано на систему светлых холлов и коридоров вокруг двухсветной рекреации.

За счет устройства соответствующей системы витражей и зенитных фонарей удалось достичь взаимодействия перетекающих пространств, создающихощущение одновременного присутствия в нескольких частях здания.

Светлый, живой климат организованного внутреннего пространства школы, дополненный малыми формами с элементами озеленения, безусловно будет способствовать успешному учебно-воспитательному процессу.

Основная архитектурная тема внешнего объема здания -«загородность», соответствующая названию улицы, где расположилась школа.

Применение металлических и бетонных пергол реализо-вывало задуманный загородный мотив. Разные по трактовке фасады естественно перетекают один в другой по принципу преемственности, оставляя впечатление целостности всего объема школьного здания.

Как и планировалось, торжественное открытие школы состоялось 1 сентября 2010 года.

В 2011 году школа на Загородном шоссе стала победителем открытого конкурса проектов для повторного применения «Детское образовательное учреждение», проводившегося Национальным объединением проектировщиков, а также лауреатом (4-е место) в номинации «Общественный интерьер» 13-го фестиваля архитектуры и дизайна «Под крышей дома...», который ежегодно проводится в стенах Дома на Брестской.

Школа на Загородном шоссе. Ситуационный план. Школьный участок одной стороной выходит на городскую магистраль

Разрез демонстрирует возможность одновременного визуального нахождения учащихся в самых отдаленных друг от друга помещениях

Главный фасад здания

Фрагмент фасада. За витражом полуторасветный обеденный зал столовой. На втором уровне - полуторасветные помещения кабинетов рисования, черчения и изобразительного искусства. Справа - витраж спортзала

Фрагмент фасада с юго-запада

Вестибюль. Слева находится гардероб, справа - вход в школу

Рекреация 2-го этажа

Двухсветная рекреация 3-го этажа (вид с уровня 4-го этажа)

80 2 2012

Фойе с вертикальным световым элементом (вид от входа в зрительный зал)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2012 81

Кабинет изобразительного искусства с верхним светом

Несколько слов о конструкции школьных зданий. Все три представленных объекта выполнены из монолитного железобетона: фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия, колонны и балки, лестницы. В перегородках применены легкобетонные камни, кирпич и ГКЛ по системе «ТИГИ-Кнауф». Конструкция наружных стен выполнена по системе «Бау колор»: по монолитной стене утеплитель из минеральной ваты, далее штукатурка с использованием полимерной сетки и покраска.

Школьный строительный бум в Москве, похоже, закончился. Пришли новые руководители, объявлены новые приоритеты. Думаю, однако, что пусть не массовое, но минимально необходимое строительство новых школ должно быть продолжено: даже здания довоенной постройки еще не все заменены. Реконструкция или новое строительство не должны уходить из поля зрения департаментов образования и строительства. Иначе опятьупустим момент и опять отстанем от требований времени. Всем известно, что догонять сложнее, чем идти в ногу.

За прошедшие десять лет выполнения программ «Образование» разработан и реализован не один десяток инди-

82 2 2012

видуальных проектов школ различной вместимости. Считаю целесообразным и даже обязательным этот бесценный опыт использовать в дальнейшем в трех направлениях:

1. Проанализировать парк школьных новостроек за прошедшее десятилетие с целью поиска наиболее интересных и оптимальных архитектурно-планировочных, технологических и инженерных решений и выработки рекомендаций для возможного использования их в новых индивидуальных и типовых проектах школ.

2. Изучить возможность повторного применения реализованных индивидуальных проектов школьных зданий на других площадках города, что создаст альтернативу применению типовых проектов при застройке жилых районов и микрорайонов столицы.

3. Внести изменения в МГСН 4.06-03 «Образовательные учреждения», исходя из имеющегося опыта проектирования, строительства и эксплуатации школьных зданий за предыдущее десятилетие.

Надо только решить две задачи: кому поручить работу в указанных трех направлениях и кто ее будет финансировать.

Авторы проектов общеобразовательных школ на 550 учащихся в Переведеновском и Брошевском переулках -

архитекторы: В.Н.Никифоров (ГАП), П.И.Нихамовский, А.С.Анищенко, Н.В.Тишкина (генплан); инженеры-кон-структоры: М.Г.Лейзерович, М.В.Исидорова, А.М.Шальнов, А.Н.Макарова, Э.Л. Лаврова,В.А.Мальцева.

Авторы проекта общеобразовательной школы на 675 учащихся на Загородном шоссе -

архитекторы: В.Н.Никифоров (ГАП), Л.И.Сергеева, А.Л.Ко-меко, Н.В.Тишкина (генплан); инженеры-конструкторы: М.Г.Лейзерович, А.М.Майсюк, И.Л.Тетёркина, Т.И.Субеева, З.Н.Симонова, И.Ю.Разночинцев.

New School Buildings in Moscow. By V.N. Nikiforov

The article is concerned with the construction of three new schools on the site of demolished pre-war structures. The space-saving solutions of the volumes of new school buildings support the interaction with urban environment. The architectural planning and the three-dimensional concept are organized with the use of vertical compositional accents of the combination of floor-by-floor located spatial planning elements. Stained glass windows and zenith skylights create a life-asserting space full of light, which is favorable for keeping students' spirits high.

Ключевые слова: школьные здания, моральный и физический износ, новое строительство, компактные решения, функциональные зоны, внутреннее пространство, фасады и объемы.

Key words: school buildings, moral and physical deterioration, construction of new objects, space-saving solutions, functional areas, inner space, facades and volumes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.