УДК 613.632.4:[66.062.184:677.463
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ СЕРОУГЛЕРОДА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ВИСКОЗНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
И. И. Кондратьева, П. П. Гуманиченко, А. Н. Малахова, Д. X. Нусбаум Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В отдельных цехах предприятий, выпускающих вискозное волокно, применяется труд подростков, проходящих производственное обучение. В связи с этим вопрос о действии сероуглерода на растущий организм приобретает особое значение.
Для того чтобы определить возможное влияние сероуглерода в малых концентрациях на подростков, мы провели обследование 22 практически здоровых девушек-пе-ремотчиц 15—16 лет, имевших контакт с этим веществом, среднее содержание которого в воздушной среде составляло 1,7 мг/м3, максимальное (в 5% случаев) — до 3,3 мг/м3 и, следовательно, не превышало предельно допустимой концентрации его в воздухе рабочих помещений (СН 245-63).
Сероуглерод определяли на уровне дыхания подростков в 3 точках рабочего помещения во все времена года по методу А. А. Хритининой. Проведено более 70 исследований. Средняя концентрация была во все периоды почти одинаковой и соответствовала указанной выше.
Кроме химического фактора, в цехе отмечается воздействие шума широкого спектра с преобладанием средних и высоких частот общей интенсивностью около 85 дб в сочетании с несколько повышенной температурой воздуха. Работа перемотчицы характеризуется статическим и динамическим напряжением тела, что обусловлено длительными переходами при обслуживании станков. Постоянное наблюдение за перематываемой 'Нитью с целью своевременной ликвидации обрыва вызывает значительное зрительное напряжение.
Производственное обучение продолжается 14 месяцев, из них первую половину учащиеся работают ежедневно по 3 часа, а вторую (по достижении 16-летнего возраста) — по 6 часов. Контрольная группа из 24 девушек того же возраста, что и основная группа, проходила такое же по нагрузке и длительности производственное обучение в прядильном цехе прядильно-ткацкой фабрики под воздействием аналогичных факторов внешней среды (шум, температура, влажность воздуха, уплотненность рабочего дня и т. д.), за исключением химического фактора — сероуглерода.
Мы применяли гигиенические, клинические, физиологические и биохимические методы исследования, изучали заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Медицинское обследование подростков проводили в клинике Института гигиены детей и подростков Министерства зравоохранения СССР различные специалисты (терапевт, невропатолог, оториноларинголог, офтальмолог, гинеколог) 1 дважды: в начале обучения — для получения данных исходного состояния здоровья и в конце — для выявления изменений в организме, происшедших в процессе производственной практики.
Клинические, физиологические и биохимические методы были выбраны в соответствии с токсикологической характеристикой действия сероуглерода, описанной в литературе (Б. К. Байков; Н. В. Лазарев; Е. В. Лядова), а также с учетом наиболее ранних клинических проявлений сероуглеродной интоксикации, которые отмечены проф-патологами у взрослых рабочих, имевших контакт с сероуглеродом (3. А. Дрогичина; Н. И. Галат; В. Г. Осипова и Л. Г. Охнянская; и др.). К аудиометрии и определению состояния зрительного анализатора мы прибегали в связи с наличием других производственных факторов и условий, воздействующих на данные анализаторы. Все физиологические исследования проводили на протяжении производственного обучения 4 раза: в начале его, а затем через 3, 7 и 14 месяцев. Каждого подростка на всех этапах обследовали по 3 дня. Таким образом, на каждом этапе и по каждому показателю проведено более чем по 60 исследований. Весь материал мы подвергали статистической обработке как в динамике обучения каждой группы, так и в сравнении между основной и контрольной группой на каждом этапе обследования.
В процессе клинического наблюдения над подростками основной и контрольной групп до и после прохождения ими производственного обучения не выявлено каких-либо патологических нарушений, характерных для сероуглеродной интоксикации. В результате физиологических исследований, проводимых на протяжении учебного года в процессе производственной практики, у девушек обеих групп обнаружены некоторые незначительные изменения ряда органов и систем, связанные с воздействием на орга-
1 Гинекологическое обследование девушек-подростков проводила Е. А. Богданова из Института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения СССР.
низм самого процесса труда, особенностями растущего организма, а также воздействием главным образом физических факторов производственной среды. Однако сравнение сдвигов в основной и контрольной группах девушек показало, что в первой из них функциональные изменения носили иной или более выраженный характер, чем во второй, что, видимо, обусловлено воздействием дополнительного химического фактора— сероуглерода — на организм подростков основной группы. Так, исходные показатели порогов обонятельной чувствительности — средние данные, выраженные в миллилитрах подаваемого воздуха у подростков контрольной и основной групп (нивелированные показатели), — по отношению к камфаре составляли 2,7, дегтю—1,4, розмарину — 1,75 и тимолу — 4,16. На 3-м и 7-м месяце производственной практики у девушек основной и контрольной групп отмечалось понижение порога, т. е. повышение обонятельной чувствительности ко всем 4 названным веществам. Это обстоятельство, видимо, можно объяснить раздражающим действием шума (С. П. Лапин), а также некоторой тренировкой (О. Г. Агеева-Майкова), связанной с относительно частыми обследованиями нами подростков, а следовательно, и более частой подачей им вещества с запахом в первые месяцы обследования.
Через 14 месяцев, т. е. к концу производственного обучения, изменение обонятельной чувствительности к запаху дегтя и камфары у учащихся основной и контрольной групп было одинаковым; отмечалось увеличение порогов. В отношении же обонятельной чувствительности к розмарину и тимолу у девушек обеих групп наблюдались некоторые различия. Если в контрольной группе после наблюдавшегося ранее понижения порога отмечалось некоторое повышение его (не достигшее все же исходного уровня) к розмарину у 71% обследуемых, а к тимолу у 88% обследуемых, то в основной группе порог обоняния к тимолу продолжал снижаться у всех 100%. девушек и к розмарину у 92%. Различие обонятельной чувствительности к концу обучения у тех и других было статистически достоверно (в отношении тимола Р<0,05, размарина Р<0,01), однако физиологически эта разница оказалась незначительной.
Понижение порогов обонятельной чувствительности к запаху розмарина у взрослых рабочих расценивается некоторыми авторами (В. Г. Осипова и Л. Г. Охнянская) как первоначальные изменения, характерные для первой фазы воздействия сероуглерода (доклиническое проявление), которые в дальнейшем (при клинической форме сероуглеродной интоксикации) выражаются в значительном повышении порогов, вплоть до аносмии. Это позволяет считать, что изменения обонятельной чувствительности в обследованной нами основной группе девушек обусловлены воздействием не только шума, но и сероуглерода. Между подростками обеих групп не выявлено статистически достоверной разницы в функциональном состоянии обонятельного анализатора по времени адаптации и восстановления обонятельной функции после значительной обонятельной нагрузки. Это свидетельствует о том, что некоторое напряжение обонятельной функции, связанное с понижением порога, т. е. с повышением обонятельной чувствительности, не носит патологического характера. Аналогичные изменения отмечены при исследовании остроты вкуса и тактильной чувствительности.
По литературным данным, активность холинэстеразы крови с возрастом понижается. Однако, по нашим наблюдениям, в конце производственного обучения снижение активности истинной холинэстеразы крови (в миллиграммах ацетилхолина) лиц основной группы с 1,6±0.04 до 1,11 ±0,04 (средние данные) было выражено более, чем в контроле (с 1,67±0,03 до 1,53±0,03). Разница между конечной величиной в основной и группах статистически достоверна, но все же незначительна и укладывается в возможные физиологические колебания. Изменения активности ложной холинэстеразы крови лиц обеих групп были одинаковы и соответствуют возрастным сдвигам.
Функциональные сдвиги центральной нервной системы, кровяного давления, пульса и быстроты различения были в основной группе такими же, как и в контрольной. Особой разницы в изменении слуховой чувствительности, которое выразилось в повышении, а затем к 6—7-му и к 14-му месяцу обучения в некотором понижении порогов слуховой чувствительности, у девушек обеих групп не удалось отметить. Так, понижение порога слуховой чувствительности в основной группе составляло 1—8 дб, а в контрольной — 3—6 дб.
Анализ заболеваемости за 4 года (по каждому году в отдельности) в отношении числа заболевших лиц, количества случаев и числа дней нетрудоспособности показал, что у подростков, проходящих производственное обучение на вискозном производстве, нет статистически достоверного различия по сравнению с контрольной группой.
Для выявления более длительного воздействия химического фактора мы исслея >-вали те же физиологические функции у взрослых рабочих, начавших производственное обучение некоторое время назад в таком же возрасте, как и обследованные нами девушки, в тех же цехах опытного и контрольного производства, но уже имевших стаж работы от 3 до 5 лет. В результате этих исследований выявлены несколько большие сдвиги у рабочих вискозного производства по сравнению с рабочими контрольной группы. Так, у рабочих вискозного производства отмечалось большее повышение порогов обонятельной вкусовой и тактильной чувствительности, чем в контрольной группе. Однако все эти показатели лежали в пределах физиологических колебаний и не могли свидетельствовать о патологии, характерной для сероуглеродной интоксикации.
На основе сказанного можно утверждать, что изменения, наблюдаемые в динамике производственного обучения у девушек основной группы, незначительны, не имеют
8*
115
патологического характера и свидетельствуют лишь о некотором напряжении исследуемых функций, видимо, носящем приспособительный характер. Однако отдельные отклонения и некоторые различия в направлении сдвигов в конце обучения, обнаруженные нами у девушек основной и контрольной групп, могут свидетельствовать о реакции организма .на содержание сероуглерода в воздухе цеха и о том, что дальнейшее увеличение концентрации этого вещества может оказаться небезразличным для организма подростков.
Выводы
1. В процессе производственного обучения наличие в воздухе цеха сероуглерода средней концентрации 1,7 мг/м3 (с колебаниями в 5% случаев до 3,3 мг/м3) не оказывает патологического воздействия на организм девушек-подростков.
2. Отсутствие патологических изменений и у взрослых рабочих с длительным стажем работы в тех же условиях свидетельствует о возможности применения труда подростков в процессе производственного обучения при названной концентрации сероуглерода.
3. Некоторые сдвиги функционального состояния ряда органов и систем у обучающихся подростков, контактирующих с малыми концентрациями сероуглерода, видимо, свидетельствуют о том, что превышение этих концентраций в цехах, где проводится производственное обучение, может оказаться небезразличным для организма подростков 15—16 лет.
ЛИТЕРАТУРА
Агеева-Майкова О. Г. Вестн. оторинолар., 1951, № 3, с. 3. — Бай-ков Б. К. Гиг. и сан., 1963, № 3, с. 3. — Га лат Н. И. Гигиенические и физиологические данные при хроническом воздействии сероуглерода в производстве искусственного волокна. Дисс. канд. Л., 1952. — Дрогичина 3. А. Токсические энцефаломие-лополиневриты. Автореф. дисс. докт. М„ 1953. — Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. М. — Л., 1965, ч. 2, с. 91.—Лапин С. П. Вестн. оторинолар., 1946, № 3, с. 24. — Лядова Е. В. Гигиена труда в производстве кордного волокна. Дисс. канд. М., 1952. — О с и п о в а В. Г. Гиг. труда, 1957, № 3, с. 44. — Оси по-ваВ. Г., ОхнянскаяЛ. Г. Гиг. и сан., 1954, № 3, с. 32.
Поступила 11/Х 1966 г.
УДК 613.5:371.6
ГИГИЕНИЧЕСКИЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ
М. И. Чурьянова
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Принятие новых принципов градостроительства, появление крупных микрорайонов привели к изменению вместимости школьных зданий. В последние годы в качестве эксперимента выстроен ряд укрупненных школ, которые рассчитаны на 1600 и 2032 учащихся и соответствуют числу населения в микрорайонах в 10 000—11000 и 13 000—14 000 человек. Школы эти не получили еще гигиенической оценки.
В 1966 г. мы изучали некоторые гигиенические вопросы строительства и функционирования укрупненной школы (оценка планировочной структуры здания, взаимосвязь отдельных помещений, планировка и режим использования основных общешкольных помещений, таких, как спортивный зал, столовая, вестибюль с гардеробами). Работа эта проводилась в московской школе № 479 (район Новых Кузьминок) .на 2032 ученических места. В основу планировочной структуры ее здания положен блочный принцип. Оно трехэтажное, состоит из 6 блоков. В каждом из 3 параллельно поставленных блоков соответственно размещаются 1—8-е классы. На 1-м этаже одного из этих блоков расположены мастерские (под рекреациями) и кабинеты ручного труда, машиноведения и домоводства. Эти блоки соединены между собой трехэтажным блоком, в 1-м этаже которого находятся вестибюли с гардеробами, помещения для администрации и медицинские комнаты, а на 2-м и 3-м этаже — учебные помещения 9—10-х классов, т. е. кабинеты и лаборатории, которыми также пользуются учащиеся старших классов восьмилетней школы. Школа имеет 3 входа: для 1—3-х классов, для 4—6-х классов и для учащихся старших классов и педагогов. В 2 отдельных одноэтажных блоках размещены столовая и гимнастические залы.