Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ СЕРОУГЛЕРОДА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ВИСКОЗНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ СЕРОУГЛЕРОДА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ВИСКОЗНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ СЕРОУГЛЕРОДА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ВИСКОЗНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 613.632.4:[66.062.184:677.463

ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИИ СЕРОУГЛЕРОДА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ВИСКОЗНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

И. И. Кондратьева, П. П. Гуманиченко, А. Н. Малахова, Д. X. Нусбаум Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В отдельных цехах предприятий, выпускающих вискозное волокно, применяется труд подростков, проходящих производственное обучение. В связи с этим вопрос о действии сероуглерода на растущий организм приобретает особое значение.

Для того чтобы определить возможное влияние сероуглерода в малых концентрациях на подростков, мы провели обследование 22 практически здоровых девушек-пе-ремотчиц 15—16 лет, имевших контакт с этим веществом, среднее содержание которого в воздушной среде составляло 1,7 мг/м3, максимальное (в 5% случаев) — до 3,3 мг/м3 и, следовательно, не превышало предельно допустимой концентрации его в воздухе рабочих помещений (СН 245-63).

Сероуглерод определяли на уровне дыхания подростков в 3 точках рабочего помещения во все времена года по методу А. А. Хритининой. Проведено более 70 исследований. Средняя концентрация была во все периоды почти одинаковой и соответствовала указанной выше.

Кроме химического фактора, в цехе отмечается воздействие шума широкого спектра с преобладанием средних и высоких частот общей интенсивностью около 85 дб в сочетании с несколько повышенной температурой воздуха. Работа перемотчицы характеризуется статическим и динамическим напряжением тела, что обусловлено длительными переходами при обслуживании станков. Постоянное наблюдение за перематываемой 'Нитью с целью своевременной ликвидации обрыва вызывает значительное зрительное напряжение.

Производственное обучение продолжается 14 месяцев, из них первую половину учащиеся работают ежедневно по 3 часа, а вторую (по достижении 16-летнего возраста) — по 6 часов. Контрольная группа из 24 девушек того же возраста, что и основная группа, проходила такое же по нагрузке и длительности производственное обучение в прядильном цехе прядильно-ткацкой фабрики под воздействием аналогичных факторов внешней среды (шум, температура, влажность воздуха, уплотненность рабочего дня и т. д.), за исключением химического фактора — сероуглерода.

Мы применяли гигиенические, клинические, физиологические и биохимические методы исследования, изучали заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Медицинское обследование подростков проводили в клинике Института гигиены детей и подростков Министерства зравоохранения СССР различные специалисты (терапевт, невропатолог, оториноларинголог, офтальмолог, гинеколог) 1 дважды: в начале обучения — для получения данных исходного состояния здоровья и в конце — для выявления изменений в организме, происшедших в процессе производственной практики.

Клинические, физиологические и биохимические методы были выбраны в соответствии с токсикологической характеристикой действия сероуглерода, описанной в литературе (Б. К. Байков; Н. В. Лазарев; Е. В. Лядова), а также с учетом наиболее ранних клинических проявлений сероуглеродной интоксикации, которые отмечены проф-патологами у взрослых рабочих, имевших контакт с сероуглеродом (3. А. Дрогичина; Н. И. Галат; В. Г. Осипова и Л. Г. Охнянская; и др.). К аудиометрии и определению состояния зрительного анализатора мы прибегали в связи с наличием других производственных факторов и условий, воздействующих на данные анализаторы. Все физиологические исследования проводили на протяжении производственного обучения 4 раза: в начале его, а затем через 3, 7 и 14 месяцев. Каждого подростка на всех этапах обследовали по 3 дня. Таким образом, на каждом этапе и по каждому показателю проведено более чем по 60 исследований. Весь материал мы подвергали статистической обработке как в динамике обучения каждой группы, так и в сравнении между основной и контрольной группой на каждом этапе обследования.

В процессе клинического наблюдения над подростками основной и контрольной групп до и после прохождения ими производственного обучения не выявлено каких-либо патологических нарушений, характерных для сероуглеродной интоксикации. В результате физиологических исследований, проводимых на протяжении учебного года в процессе производственной практики, у девушек обеих групп обнаружены некоторые незначительные изменения ряда органов и систем, связанные с воздействием на орга-

1 Гинекологическое обследование девушек-подростков проводила Е. А. Богданова из Института акушерства и гинекологии Министерства здравоохранения СССР.

низм самого процесса труда, особенностями растущего организма, а также воздействием главным образом физических факторов производственной среды. Однако сравнение сдвигов в основной и контрольной группах девушек показало, что в первой из них функциональные изменения носили иной или более выраженный характер, чем во второй, что, видимо, обусловлено воздействием дополнительного химического фактора— сероуглерода — на организм подростков основной группы. Так, исходные показатели порогов обонятельной чувствительности — средние данные, выраженные в миллилитрах подаваемого воздуха у подростков контрольной и основной групп (нивелированные показатели), — по отношению к камфаре составляли 2,7, дегтю—1,4, розмарину — 1,75 и тимолу — 4,16. На 3-м и 7-м месяце производственной практики у девушек основной и контрольной групп отмечалось понижение порога, т. е. повышение обонятельной чувствительности ко всем 4 названным веществам. Это обстоятельство, видимо, можно объяснить раздражающим действием шума (С. П. Лапин), а также некоторой тренировкой (О. Г. Агеева-Майкова), связанной с относительно частыми обследованиями нами подростков, а следовательно, и более частой подачей им вещества с запахом в первые месяцы обследования.

Через 14 месяцев, т. е. к концу производственного обучения, изменение обонятельной чувствительности к запаху дегтя и камфары у учащихся основной и контрольной групп было одинаковым; отмечалось увеличение порогов. В отношении же обонятельной чувствительности к розмарину и тимолу у девушек обеих групп наблюдались некоторые различия. Если в контрольной группе после наблюдавшегося ранее понижения порога отмечалось некоторое повышение его (не достигшее все же исходного уровня) к розмарину у 71% обследуемых, а к тимолу у 88% обследуемых, то в основной группе порог обоняния к тимолу продолжал снижаться у всех 100%. девушек и к розмарину у 92%. Различие обонятельной чувствительности к концу обучения у тех и других было статистически достоверно (в отношении тимола Р<0,05, размарина Р<0,01), однако физиологически эта разница оказалась незначительной.

Понижение порогов обонятельной чувствительности к запаху розмарина у взрослых рабочих расценивается некоторыми авторами (В. Г. Осипова и Л. Г. Охнянская) как первоначальные изменения, характерные для первой фазы воздействия сероуглерода (доклиническое проявление), которые в дальнейшем (при клинической форме сероуглеродной интоксикации) выражаются в значительном повышении порогов, вплоть до аносмии. Это позволяет считать, что изменения обонятельной чувствительности в обследованной нами основной группе девушек обусловлены воздействием не только шума, но и сероуглерода. Между подростками обеих групп не выявлено статистически достоверной разницы в функциональном состоянии обонятельного анализатора по времени адаптации и восстановления обонятельной функции после значительной обонятельной нагрузки. Это свидетельствует о том, что некоторое напряжение обонятельной функции, связанное с понижением порога, т. е. с повышением обонятельной чувствительности, не носит патологического характера. Аналогичные изменения отмечены при исследовании остроты вкуса и тактильной чувствительности.

По литературным данным, активность холинэстеразы крови с возрастом понижается. Однако, по нашим наблюдениям, в конце производственного обучения снижение активности истинной холинэстеразы крови (в миллиграммах ацетилхолина) лиц основной группы с 1,6±0.04 до 1,11 ±0,04 (средние данные) было выражено более, чем в контроле (с 1,67±0,03 до 1,53±0,03). Разница между конечной величиной в основной и группах статистически достоверна, но все же незначительна и укладывается в возможные физиологические колебания. Изменения активности ложной холинэстеразы крови лиц обеих групп были одинаковы и соответствуют возрастным сдвигам.

Функциональные сдвиги центральной нервной системы, кровяного давления, пульса и быстроты различения были в основной группе такими же, как и в контрольной. Особой разницы в изменении слуховой чувствительности, которое выразилось в повышении, а затем к 6—7-му и к 14-му месяцу обучения в некотором понижении порогов слуховой чувствительности, у девушек обеих групп не удалось отметить. Так, понижение порога слуховой чувствительности в основной группе составляло 1—8 дб, а в контрольной — 3—6 дб.

Анализ заболеваемости за 4 года (по каждому году в отдельности) в отношении числа заболевших лиц, количества случаев и числа дней нетрудоспособности показал, что у подростков, проходящих производственное обучение на вискозном производстве, нет статистически достоверного различия по сравнению с контрольной группой.

Для выявления более длительного воздействия химического фактора мы исслея >-вали те же физиологические функции у взрослых рабочих, начавших производственное обучение некоторое время назад в таком же возрасте, как и обследованные нами девушки, в тех же цехах опытного и контрольного производства, но уже имевших стаж работы от 3 до 5 лет. В результате этих исследований выявлены несколько большие сдвиги у рабочих вискозного производства по сравнению с рабочими контрольной группы. Так, у рабочих вискозного производства отмечалось большее повышение порогов обонятельной вкусовой и тактильной чувствительности, чем в контрольной группе. Однако все эти показатели лежали в пределах физиологических колебаний и не могли свидетельствовать о патологии, характерной для сероуглеродной интоксикации.

На основе сказанного можно утверждать, что изменения, наблюдаемые в динамике производственного обучения у девушек основной группы, незначительны, не имеют

8*

115

патологического характера и свидетельствуют лишь о некотором напряжении исследуемых функций, видимо, носящем приспособительный характер. Однако отдельные отклонения и некоторые различия в направлении сдвигов в конце обучения, обнаруженные нами у девушек основной и контрольной групп, могут свидетельствовать о реакции организма .на содержание сероуглерода в воздухе цеха и о том, что дальнейшее увеличение концентрации этого вещества может оказаться небезразличным для организма подростков.

Выводы

1. В процессе производственного обучения наличие в воздухе цеха сероуглерода средней концентрации 1,7 мг/м3 (с колебаниями в 5% случаев до 3,3 мг/м3) не оказывает патологического воздействия на организм девушек-подростков.

2. Отсутствие патологических изменений и у взрослых рабочих с длительным стажем работы в тех же условиях свидетельствует о возможности применения труда подростков в процессе производственного обучения при названной концентрации сероуглерода.

3. Некоторые сдвиги функционального состояния ряда органов и систем у обучающихся подростков, контактирующих с малыми концентрациями сероуглерода, видимо, свидетельствуют о том, что превышение этих концентраций в цехах, где проводится производственное обучение, может оказаться небезразличным для организма подростков 15—16 лет.

ЛИТЕРАТУРА

Агеева-Майкова О. Г. Вестн. оторинолар., 1951, № 3, с. 3. — Бай-ков Б. К. Гиг. и сан., 1963, № 3, с. 3. — Га лат Н. И. Гигиенические и физиологические данные при хроническом воздействии сероуглерода в производстве искусственного волокна. Дисс. канд. Л., 1952. — Дрогичина 3. А. Токсические энцефаломие-лополиневриты. Автореф. дисс. докт. М„ 1953. — Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. М. — Л., 1965, ч. 2, с. 91.—Лапин С. П. Вестн. оторинолар., 1946, № 3, с. 24. — Лядова Е. В. Гигиена труда в производстве кордного волокна. Дисс. канд. М., 1952. — О с и п о в а В. Г. Гиг. труда, 1957, № 3, с. 44. — Оси по-ваВ. Г., ОхнянскаяЛ. Г. Гиг. и сан., 1954, № 3, с. 32.

Поступила 11/Х 1966 г.

УДК 613.5:371.6

ГИГИЕНИЧЕСКИЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ

М. И. Чурьянова

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Принятие новых принципов градостроительства, появление крупных микрорайонов привели к изменению вместимости школьных зданий. В последние годы в качестве эксперимента выстроен ряд укрупненных школ, которые рассчитаны на 1600 и 2032 учащихся и соответствуют числу населения в микрорайонах в 10 000—11000 и 13 000—14 000 человек. Школы эти не получили еще гигиенической оценки.

В 1966 г. мы изучали некоторые гигиенические вопросы строительства и функционирования укрупненной школы (оценка планировочной структуры здания, взаимосвязь отдельных помещений, планировка и режим использования основных общешкольных помещений, таких, как спортивный зал, столовая, вестибюль с гардеробами). Работа эта проводилась в московской школе № 479 (район Новых Кузьминок) .на 2032 ученических места. В основу планировочной структуры ее здания положен блочный принцип. Оно трехэтажное, состоит из 6 блоков. В каждом из 3 параллельно поставленных блоков соответственно размещаются 1—8-е классы. На 1-м этаже одного из этих блоков расположены мастерские (под рекреациями) и кабинеты ручного труда, машиноведения и домоводства. Эти блоки соединены между собой трехэтажным блоком, в 1-м этаже которого находятся вестибюли с гардеробами, помещения для администрации и медицинские комнаты, а на 2-м и 3-м этаже — учебные помещения 9—10-х классов, т. е. кабинеты и лаборатории, которыми также пользуются учащиеся старших классов восьмилетней школы. Школа имеет 3 входа: для 1—3-х классов, для 4—6-х классов и для учащихся старших классов и педагогов. В 2 отдельных одноэтажных блоках размещены столовая и гимнастические залы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.