Научная статья на тему 'Школьный комплекс настоящего и будущего'

Школьный комплекс настоящего и будущего Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКЦЕНТ / ЛАНДШАФТ / ЕДИНСТВО ОБРАЗА / СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗОНЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Острецов В.М., Карнаухов И.Г.

Приведен вариант рационального использования научно-практического опыта специалистов ЦНИИЭП жилища при разработке и реализации проектов городских школьных комплексов на территории Российской Федерации. На примере конкретного школьного комплекса, построенного в новом районе г. Жуковского Московской области, показана возможность использования школьного пространства для проведения мероприятий общегородского значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный комплекс настоящего и будущего»

Архитектура и градостроительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК 727.1.05

В.М. ОСТРЕЦОВ, академик, И.Г. КАРНАУХОВ, профессор, ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий (ЦНИИЭПжилища)» (Москва)

Школьный комплекс настоящего и будущего

Приведен вариант рационального использования научно-практического опыта специалистов ЦНИИЭП жилища при разработке и реализации проектов городских школьных комплексов на территории Российской Федерации. На примере конкретного школьного комплекса, построенного в новом районе г. Жуковского Московской области, показана возможность использования школьного пространства для проведения мероприятий общегородского значения.

Ключевые слова: традиции и современность, школьный комплекс, культурная атмосфера, архитектурно-художественный акцент, ландшафт, единство образа, свободное пространство, зоны зрительного восприятия, городской пейзаж, творческий поиск.

Проект школьного комплекса на 825 мест (рис. 1) в г. Железнодорожном (Московская обл.) по ул. Маяковского выполнен мастерской № 6 (руководитель А.В. Степанов) ЦНИИЭП жилища под руководством академика В.М. Острецова. Разработке проекта предшествовала научно-исследовательская деятельность, позволившая реализовать один из инновационных замыслов авторского коллектива.

Творческие поиски авторского коллектива, варианты проектного решения основывались на желании создать уникальное сооружение, способное разнообразить урбанистический ландшафт.

На возникновение идеи проектного решения повлияло место строительства. Архитектура школьного комплекса имеет большое значение для окружения и трактуется как своего рода синтезатор общего понимания градостроительной ситуации.

Школьный комплекс продуман до мелочей. Успеху способствовало деловое сотрудничество с заказчиком -ОАО «Главстрой Девелопмент». Определенные ограничения, наложенные требованием непревышения бюджета строительства, привели к интересным творческим результатам, позволяющим передать культурную атмосфе-

Рис. 1. Общий вид школьного комплекса

ру, создать уникальность архитектурно-художественной композиции.

Технологические новшества - способ, позволяющий создать необходимый архитектурный образ сооружения, интересного единством форм, соответствующих конкретному пространству конкретного района. Взаимодействие с окружением происходит не путем стилизации или повторения отдельных фрагментов. Авторы организовали пространство, наполненное конкретными эмоциями, используя взаимодействие традиций и новаторство.

Программа на проектирование не навязывала условия архитектуре; следовало найти принцип организации пространства, выполнить проектное предложение в границах отведенного участка, затем уточнить соответствие Программе. При слепом следовании функциональной Программе сложно создать оригинальный проект, ибо любое место строительства нуждается в определенной архитектурной специфике. Экономический бюджет важен, но он не должен ограничивать качество архитектуры.

Типология учебного здания предполагает сложную взаимосвязь с внешним миром, свои особые условия, позволяющие организовать соответствующий диалог с окружением. Авторы выполнили систему школьных интерь-

Рис. 2. Современный актовый зал

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Архитектура и градостроительство

Рис. 3. Спортивный зал

еров (рис. 2-6) таким образом, чтобы уйти от банальности привыкания. Были определены секторы обзора, выявляющие эффектные зоны зрительного восприятия, что крайне важно для необходимой релаксации. Авторский коллектив нашел возможность установить баланс между автономностью внутреннего пространства школьного комплекса и городским пейзажем, что позволяет упомянуть культурную преемственность традиций.

Искренние отзывы детей: «Какая красивая школа, красивые окна, яркие краски, цветы, скамеечки, качели, как хорошо сюда приходить!» - пожалуй, лучшая награда для творческого коллектива специалистов всех профессий.

Общая система восприятия школьного комплекса, художественная выразительность, декоративное оформление, озеленение и благоустройство, цветовое решение, современные архитектурные детали - от общего к частному и от кажущихся мелочей (учитывая масштаб маленького человека - это главное) до архитектуры как таковой есть продолжение долгого пути «воспитания чувств». Хорошо, если бы ученики старших классов помимо желания стать «топ-менеджерами» мечтали о профессии инженера, строителя, зодчего, учителя. Привить чувство прекрасного, развить внутреннюю культуру - вот главная задача авторского коллектива, проектировавшего здание школьного комплекса.

Рис. 4. Столовая

Школьный комплекс вызвал неподдельный интерес городского населения - прогрессивная информационная модель обучения, преподавательский состав должной квалификации, яркая индивидуальность архитектурно-художественных решений, светлые классные комнаты, столовая, актовый и спортивные залы (рис. 2-6), зимний сад и зооуголок, плавательный бассейн, студии и кружки по интересам, административные помещения, медицинский центр - здесь сделано все для учащихся и жителей района, для полноценного морально-физического воспитания подрастающего поколения.

Школьный комплекс принял функцию градоформи-рующего объекта в надлежащей трактовке архитектурно-художественных проблем формирования ансамбля г. Железнодорожный. И более того, принял функции градообразующего комплекса: новые рабочие места в сфере среднего образования и подготовки к поступлению в вузы; полноценный очаг культуры и искусства, здорового досуга, спорта, новых технологий и новой техники. Четко прослеживаются единство внутреннего и внешнего образа, принцип свободного перетекания пространства. Комплекс, расположенный на внутриквартальной территории многоэтажной жилой застройки, стал завершающим архитектурно-художественным акцентом формирования крупного планировочного района,

Рис. 5. Зал для занятий хореографией

Рис. 6. Фрагменты интерьера лестничных пролетов

Архитектура и градостроительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

3 500. , ,

7 500 ^ 7 500 ^ ^ 7 500 I/ 7 500 I/ 7 500 I 7 500

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИИ 1 ЭТАЖА

Номер помещения Имя помещения Площадь Номер помещения Имя помещения Площадь Номер помещения Имя пом

01 Начальная школа 122 мастерская обработки дерева 97,84 142 касса

101 рекреация 1 классов 142,45 123 инструментальная 41,98 143 комната тех.пер

102 каб.начальной шк.(1 кл.) 77,16 124 маст.кулинарии и обработ.ткани 142,03 144 ком.гигигиены п

103 каб.начальной шк.(1 кл.) 69,74 125 рекреация 254,76

104 каб.начальной шк.(1 кл.) 71,47 627,66 м2 08 Медицинская группа

105 спальня-игровая 64,16 05 Вспомогательные помещения основной школы 145 кабинет врача

106 рекреация 2-4 классов 131,36 126 вестибюль-гардероб 292,70 146 процедурный ка

107 каб.начальной шк.(2-4 кл.) 77,51 127 комната охраны 13,18 147 прививочный ка

108 каб.начальной шк.(2-4 кл.) 70,81 128 с/у 5,98 148 кабинет логопед

109 каб.начальной шк.(2-4 кл.) 72,22 129 с/у 7,27 149 кабинет психолс

110 группа продлённого дня 64,17 130 комната гигиены 3,04 150 холл медблока

111 комната труда, моделирования 93,09 131 с/у для инвалидов 4,28 151 с/у медблока

934,14 м2 131а помещение убор. инвентаря 2,26 152 пом.дез.средств убор.инвентаря

02 Вспомогательные помещения начальной школы 328,71 м2

100 вестибюль-гардероб нач. шк. 131,99 06 Общешкольная группа

112 тамбур с/у начальной шк. 2,73 132 фото-киностудия 33,43 09 Пищеблок

113 с/у начальной школы 12,96 33,43 м2 153 умывальная

114 с/у начальной школы 18,16 07 Администрация 154 обеденный зал

115 с/у для инвалидов 4,98 133 кабинет директора 28,99 155 умывальная

116 с/у преподавателей нач.школы 3,04 134 комната отдыха 11,68 156 раздаточная

117 помещение убор. инвентаря 1,58 135 с/у комнаты отдыха 3,60 157 горячий цех

118 учительская нач.школы 49,48 136 канцелярия 28,90 158 холодный цех

119 комната охраны (пож.пост) 19,94 137 приемная 10,03 159 мясо-рыбный це

120 с/у при комнате охраны 2,88 138 кабинет зам.директора 19,80 160 овощной цех

247,74 м2 139 кабинет зам.директора 19,24 160а цех первичной о овощей

04 Основная школа 140 кабинет завуча начальной шк. 16,53

121 мастерская обработки металла 91,05 141 бухгалтерия 24,04 161 помещение резк

Рис. 8. План 1-го этажа

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура и градостроительство

0 х 6 800 \Х 7 500 х 7 50 0 - 7 500 х 7 500 ^ 7 500 V

1 5 •И ■ 000 . .X 3 / 7 500 Л \

омещения Площадь Номер помещения Имя помещения Площадь

8,66 162 моечная столовой посуды 23,48

рсонала 13,18 163 моечная кухонной посуды 7,18

персонала 4,28 164 комната зав.производством 6,20

188,93 м2 166 кладовая овощей 6,64

167 камера для пищевых отходов 4,36

21,13 168 с/у 3,95

абинет 14,29 169 лифтовой холл 3,98

абинет 14,66 170 загрузочная 12,01

еда 11,22 171 служебная лестница 9,11

лога 12,18 172 коридор 28,66

29,20 173 тамбур 3,98

2,96 682,71 м2

тв, я 4,05 10 Коммуникации

174 лифт.холл (пож.безопасн.зона) 40,07

109,69 м2 175 лестница №1 49,14

176 тамбур №1 6,39

17,34 177 лестница №2 49,29

368,33 178 тамбур №2 6,46

27,75 179 лестница №3 16,37

36,46 180 тамбур главного входа 17,14

63,04 184,86 м2

23,75 3 337,87 м2

цех 14,00

10,03

обработки 5,44

зки хлеба 7,02

ПРИМЕЧАНИЕ:

Для организации питьевого режима учащихся предусмотрена установка в рекреациях и коридорах аппаратов розлива воды Т-АЕL-200. Места установки указаны на поэтажных планах. Каждый аппарат имеет держатель одноразовых стаканчиков AEL. Копия сертификата соответствия приложена к данному разделу.

±0.000 =151,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заказчик: ОАО "ГПАВСТРОИ"

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НА 33 КЛАССА (825 УЧАЩИХСЯ) по адресу: Московская область, гЖелезнодорожный, ул. Маяковского, владение 14

Стадия Лист

ОАО "ЦНИИЭП жилых и общественных зданий (ЦНИИЭП жилища)"

500

10-2372-АР

м. Кол.уч

П

2

ПЛ АН 1 Э1АЖА М 1:200

Н.контр

Архитектура и градостроительство

Ц M .1

Научно-технический и производственный журнал

1

ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ 2 ЭТАЖА

Номер помещения Имя помещения Площадь Номер помещения Имя помещения Площадь Номер помещения Имя

01 Начальная школа 213 с/у начальной школы 17,83 227 душевая

200 рекреация 2-4 классов 179,59 214 с/у для инвалидов 4,44 228 с/у

201 каб.начальной шк.(2-4 кл) 77,64 215 с/у преподавателей нач.школы 3,03 229 раздевальна

202 каб.начальной шк.(2-4 кл) 69,79 216 помещение убор. инвентаря 1,58 230 душевая

203 каб.начальной шк.(2-4 кл) 71,74 42,61 м2 231 с/у

204 группа продлённого дня 63,48 03 Спортивно-оздоровительная группа 232 комната инст

205 рекреация 2-4 классов 179,54 217 спортивный зал 18х30м 582,96 233 с/у

206 каб.начальной шк.(2-4 кл) 78,00 218 снарядная 32,73

207 каб.начальной шк.(2-4 кл) 70,52 219 раздевальная 23,05 04 Основная школа

208 каб.начальной шк.(2-4 кл) 72,24 220 душевая 4,63 234 рекреация

209 группа продлённого дня 63,72 221 с/у 3,77 235 кабинет черч

210 кабинет ИЗО 72,26 222 помещение убор. инвентаря 4,26 236 учительская

998,52 м2 223 раздевальная 20,83

02 Вспомогательные помещения начальной школы 224 душевая 4,62 05 Вспомогательные помеще

211 тамбур с/у начальной шк. 2,73 225 с/у 3,76 237 с/у

212 с/у начальной школы 13,00 226 раздевальная 17,32 238 с/у

Рис. 9. План 2-го этажа

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура и градостроительство

0 х 6 800 7 500 7 50 0 - 7 500 X 7 500 ^ 7 500 V

/ 1 5 000 х 3 7 500 1 1

8' 9

10 (101 11 11

13

14

Площадь

4,63

3,76 21,57 5,06 3,76

13,40

3,87 753,98 м2

рчения и рисования

щения основной школы

Номер помещения

с/у инвалидов

06 Общешкольная группа 241 библиотека

Имя помещения

Площадь

ком.гигигиены

242

243

244

245

246

247

247

248

актовый зал на 500 мест

эстрада_

артистическая с/у артистической артистическая

с/у артистической

с/у артистической

кладовая инвентаря 10 Коммуникации_

249

фойе

3,28

4,02 31,62 м2

468,04

337,98

56,41 11,41 3,10 11,41

Номер помещения

251

252

253

254

Имя помещения

Площадь

коридор

14,97

коридор__57,00

лифт.холл (пож.безопас.зона)__40,73

лестница №1__37,06

лестница №2 37,07

лестница №3

23,42

436,30 м2 3 418,87 м2

3,10

3,10

25,38 919,93 м2

Разработал Куваев Проверил Степанов

заказчик: ОАО "ГПАВСТРОИ"

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НА 33 КЛАССА (825 УЧАЩИХСЯ) по адресу: Московская область, гЖелезнодорожный, ул. Маяковского,

Стадия Лист

ОАО "ЦНИИЭП жилых и общественньх зданий (ЦНИИЭП жилища)"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 500

я помещения

я

10-2372-АР

Кол.уч Лист

8,65

П

3

ПЛАН 2 ЭТАЖА М 1:200

Н.контр

Архитектура и градостроительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 9. Главный вход в школу

выполненного по проектам ОАО «ЦНИИЭП жилища». Мягкая цветовая гамма окружающей застройки дополнена цветами радуги школьного комплекса, и этот индивидуальный объект следует отнести к творческой победе всего авторского коллектива под руководством академика В.М. Остре-цова (архитекторы А.В. Степанов, Д.А. Куваев; инженеры-конструкторы Н.В. Писарьков, А.А. Цаплин).

Здание представляет собой сложный объем в 3-4 этажа, разделенный на два взаимосвязанных функциональных блока: учебный блок и блок общешкольных помещений. Учебный четырехэтажный, общешкольный трехэтажный. Габариты здания в осях составляют 59,4x93,5 м (рис. 7, 8).

Главный вход предусмотрен в структуре блока общешкольных помещений под выдвинутым объемом зрительного зала (рис. 9) с необычным декоративным элеметом в виде часов (рис. 10). Через просторный вестибюль с гардеробом учащиеся основной и старшей школы поднимаются в учебные помещения на 3-4-й этажи. Не многие современные школы могут похвастаться наличием лифтов для учащихся. Для учеников начальной школы предусмотрен отдельный вход с вестибюлем и гардеробом. Сложная планировка учебного блока позволила ориентировать учебные помещения на восток, юго-восток, юг. Классные комнаты и кабинеты имеют короткие удобные связи с двумя лестницами и лифтами, скомпонованными вокруг рекреационного ядра. Предусмотрено верхнее естественное освещение на каждом этаже.

В учебном блоке на 1-м и 2-м этажах расположены начальные классы (со своим входом), отделенные от группы учебных мастерских на 1-м этаже и библиотеки на 2-м. Начальная школа получила свои обособленные рекреации с естественным светом.

В учебном блоке на 3-м этаже расположены кабинеты естественных наук и кабинеты основной школы, на 4-м этаже - кабинеты старшей и часть кабинетов основной школы (для учащихся VNMX классов). Рекреации основной и старшей школы освещаются верхним и боковым светом.

В общешкольном блоке два спортивных зала (18x36 м и 12x12 м), студия хореографии - универсальный спортивный зал (12x12 м), зрительный зал на 500 мест, столовая, административные помещения. Во вставке, соединяющей учебный и общешкольный блоки, административные и медицинские помещения, учительская, кабинеты музыки, черчения, рисования.

Конструктивное решение здания - монолитный каркас с трехслойной ограждающей конструкцией. Наружная отдел-

Рис. 10. Декоративный элемент в виде часов на главном фасаде

ка стен выполнена декоративной силиконовой фасадной штукатуркой «Терракоат сил». Облицовка цоколя - кера-могранит и декоративное покрытие «Террако»; наружные лестницы, площадки, дебаркадер - керамогранит. За относительную отметку 0,000 принят уровень чистого пола 1-го этажа. Объемно-планировочные и технические решения комплекса обеспечивают своевременную эвакуацию и защиту от пожара, быстрый доступ пожарных подразделений и средств пожаротушения к возможному очагу возгорания.

По замыслу авторского коллектива школьный комплекс должен стать общественным центром проведения мероприятий общегородского значения с новейшим компьютерным оборудованием, современной информационной моделью обучения, мультимедийной техникой.

6-8 АВГУСТА ЧЕЛЯБИНСК

СТРОИТЕЛЬСТВО

2013 ВЫСТАВКА-ФОРУМ

Выставка-форум -С т рои те ль с тво- 2 013» продемонстрирует достижения всех участников строительного процесса - от научных разработок до их внедрения, от проектных решений, производства строительных материалов до готовых объектов.

Разделы выставки:

- Современные технологии в строительстве

- Строительные конструкции, изделия

- Промышленное строительство

- Гражданское строительство

- Объекты недвижимости

- Малоэтажное строительство

- Строительные материалы и оборудование для их производства

- Строительные комплексы, машины и механизмы

- Наука в строительстве

- Инженерные сети: вод о-, тепло-, газо-, электроснабжение

- Вентиляция, кондиционирование

- Оборудование зданий и сооружений

- Дорожное строительство

- Строительно-дорожная техника

- Современные ресурсосберегающие технологии и материалы в строительстве

- Экология в строительстве

- Автоматизация в строительстве и эксплуатации жилья

- Инвестициожые и инновационное проекты

- Зодчество и архитектура

В РАМКАХ ВЬЮТАЕКИ: КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ОТРАСЛИ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЧЕСТЬ

ДНЯ СТРОИТЕЛЯ

ДС "Юность", Свердловский пр.. 51 Тел.: (351) 215-88-77, 231 -37-41 www.pvo74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.