Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАСПОРЯДКА ДНЯ '

ОТРАЖЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАСПОРЯДКА ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАСПОРЯДКА ДНЯ »

близоруких в «языковых» школах вдвое больше, чем в общеобразовательных. Нарастание близорукости в «языковых» школах начинается со 2-го класса; в 6—8-х классах число близоруких составляет 18—20%, достигая к 10-му классу 29,2%.

Значительное увеличение числа близоруких в 5—6-х классах «языковых» школ может быть связано с повышением учебной нагрузки. Число уроков иностранного языка возрастает от 4-го к 5-му классу с 4 до 6 в неделю, больше становится и домашняя нагрузка.

В шкслах обоих типов среди девочек близоруких несколько больше, чем среди мальчиков, но в «языковых» школах разница проявляется раньше — с 5-го класса, тогда как в общеобразовательных — с 8-го класса.

Число близоруких в средних и старших классах «языковых» школ выше того, которое отмечалось в школах Ленинграда и Москвы в более ранние периоды (А. Н. Николаев; Е. М. Белостоцкая).

С нарушением осанки в «языковых» школах выявлено 16,7% учащихся против 5,8% в общеобразовательных школах, т. е. почти в 3 раза больше. При этом в младших (1—4-х) классах сязыковых» школ детей с нарушениями осанки в 2,1 раза больше.

Оценка физического развития 2578 учащихся «языковых» и общеобразовательных школ проводилась нами по таблицам шкал регрессии индивидуализирующим методом по совокупности основных признаков в их взаимосвязи. Отмечен больший процент детей с отклонениями в показателях физического развития в «языковых» школах. Так, в них с превышением веса оказалось 24,3% учащихся (против 20% в общеобразовательных школах), с отставанием окружности грудной клетки 17% школьников (против 12,5% в общеобразовательных школах). Разница статистически достоверна (/5>3).

Таким образом, в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке больше детей с близорукостью, нарушением осанки и отклонениями в показателях физического развития. Это выдвигает необходимость рационализации режима дня учащихся таких школ и систематического контроля за состоянием их здоровья школьными врачами, требует оздоровительных мероприятий со стороны медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Автореф. дисс. докт. М., 1964.— Николаев А. Н. К вопросу о близорукости среди школьников. Автореф. дисс. канд. Л., 1955.— Зубкова Н. 3. В кн.: Материалы научной конференции молодых научньсх работников и санитарных врачей по гигиене детей и подростков. М., 1970 с. 28.

Поступила 22/1У 1971 г.

УДК 613.865:613.956

ОТРАЖЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАСПОРЯДКА ДНЯ

И. Ф. Кононов

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства

здравоохранения СССР, Москва

Проблема рациональной организации умственного труда школьников занимает одно из ведущих мест в гигиене детей и подростков. Практика показывает, что переутомление школьников и его отрицательное последствие во многом объясняются отсутствием у них прочных навыков правильной организации своей жизни. Наличие же таких навыков у учащихся, особенно старших классов, изучено совершенно недостаточно. В связи с этим в конце 1969/70 и начале 1970/71 учебного года мы изучили, как школьники выполняют основные гигиенические рекомендации по организации умственного труда.

Исследованию подвергли 638 учащихся 8-х классов (18 класссных коллективов) 6 общеобразовательных школ (Лосино-Петровский и Монино, Щелковский район Московской области). Методика предусматривала ежедневное (за прошедший день) заполнение учащимися в течение 1 рабочей недели карт суточного самохронометража, отражающего выполнение ими основных режимных моментов. Всего получено 4026 карт, годных к статистической обработке.

Большинство (74,5%) подростков вставало утром за 1 час — 1 час 20 мин. до начала занятий в первой смене. Однако 24,4% учащихся имели до начала занятий менее 1 часа. Иначе говоря, сборы в школу у них проходили в большой спешке, времени для физической зарядки и даже для завтрака почти не оставалось.

Для режима дня школьников в настоящее время характерна гиподинамия, т. е. недостаточность двигательной активности. В связи с этим повышается значение выполнения ими кратковременных физических упражнений, в частности утренней гимнастики. Между тем выполнение учащимися, особенно старших классов, утренней гимнастики является од-

ним из наиболее трудно прививаемых навыков. Опрос подростков показал, что физическая зарядка в обычные и воскресные дни проделывалась ими лишь в 25,4% случаев.

Все возрастающая учебная нагрузка школьников, их неумение планировать свой рабочий день приводят к тому, что они мало времени проводят на свежем воздухе. Так, 51% опрошенных в течение суток бывают на улице лишь следуя в школу и обратно. Некоторые учащиеся гуляют на свежем воздухе лишь в субботние и воскресные дни. Нередко школьники, планируя свой распорядок дня, определяют для прогулок только поздние вечерние часы, после приготовления уроков.

Полуторачасовой отдых на открытом воздухе после классных занятий наиболее эффективно восстанавливает работоспособность школьников (Л. В. Михайлова; М. В. Антропова). У обследованных нами школьников перерыв между классными и домашними учебными занятиями в 38,3% случаев составляет менее I1/, часов.

Выполнение домашних учебных заданий в их нынешнем объеме — частая причина перегрузки школьников. Эти занятия в режиме суточной деятельности учащихся 8-х классов занимают значительное место. Так, школьники затрачивали на приготовление уроков более 3 часов в 28,4% случаев, более 4 часов — в 12,9% и более 5 часов — в 4,3% случаев. При столь продолжительном времени домашних занятий учащиеся должны обязательно выполнять основные гигиенические рекомендации, касающиеся правильной организации умственного труда: иметь полноценный отдых после уроков в школе, регулярно через 45— 50 мин. занятий устраивать 10—15-минутные перерывы, проветривать помещение и пр. Однако эти навыки учащимся старших классов прививаются очень слабо. Даже во время многочасовых домашних занятий перерывы цля отдыха школьники не устраивают в 73,7% случаев.

Значительную умственную нагрузку школьников существенно увеличивают многочасовые просмотры телевизионных передач и чтение художественной литературы. Время просмотра учащимися телевизионных передач не должно превышать 1*/2 часа (Е. К. Глушко-ва). Между тем обследованные нами школьники затрачивают на это свыше и/г часа в 37,3% случаев, свыше 2 часов в 19,4% и свыше 3 часов в 7,2% случаев.

По данным ряда авторов (Н. М. Попова, и др.), продолжительность непрерывного чтения учащимися художественной литературы не должна превышать 2 часов. Проведен-нами опрос показал, что в 8,1% случаев на чтение художественной литературы школьники затрачивают свыше 2 часов, в 4,1% —свыше 3 часов и в 2,3% —свыше 4 часов.

Если считать, что для учащихся 8-х классов (14—15 лет) гигиеническим минимумом продолжительности ночного сна являются 9 часов (М. В. Антропова), то они должны ложиться спать не позднее 22 часов. Однако этот гигиенический норматив выполнялся обследованными нами школьниками лишь в 37,5% случаев. Поздний отход ко сну создавал у большинства учащихся (в 62,5% случаев) дефицит ночного сна в 1—I1/» часа, т. е. подростки не спали даже 8 часов.

В большинстве случаев непосредственной причиной позднего отхода школьников ко сну были многочасовые просмотры телевизионных передач, чтение художественной литературы и другие виды неучебных занятий.

С существующей учебной нагрузкой школьники справлялись бы гораздо легче и случаев их переутомления можно было бы избежать, если бы все они правильно организовали режим своего учебного труда и отдыха, а это зависит от привития им соответствующих гигиенических навыков.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 117, 222.— Глушкова Е. К. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 22.— Попова Н. М. В кн.: Гигиена обучения детей школьного возраста. Научный обзор. М., 1969, с. 97.

Поступила 12/VII 1971 г.

УДК 612.013.7-053.6:377.8:81

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ

П. В. Симаков, А. Д. Хритинина Медицинское училише № 16, Москва

Исследование энергетического обмена подростков имеет серьезное значение для обоснования количественных норм их питания. Известно, что потребность юношей и девушек 15— 17 лет в пищевых веществах выше, чем у взрослых, и ниже, чем у детей младшего и среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.