Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.Ф. ЭРИСМАНА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.Ф. ЭРИСМАНА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф.Ф. ЭРИСМАНА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

мало делаем, чтобы знать об этом больше. Масштабы научных исследований по гигиене труда подростков в сельском хозяйстве совершенно не соответствуют числу подростков, вовлеченных в этот труд, и интенсивности воздействующих на них факторов.

Соответствующая работа должна быть расширена. Роль гигиены труда подростков в формировании здоровья на протяжении всей последующей жизни диктует необходимость участия в этой работе не только специалистов по гигиене труда подростков, но и институтов и кафедр гигиены труда общего профиля.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Михайлова Л. В. и др. В кн.: Гигиена трудового и политехнического обучения в восьмилетней и средней школе. М., 1963, с. 163. — Беляев И. Г. Учен, записки Пермск. пед. ин-та, 1959, в. 24, с. 45. — Горкин 3. X., А л ь б и ц-к а я Е. Ф., Карминский М. С. и др. Труды 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, т. 1, с. 526. — Михайлова Л. В., Уснщева Ц. Л. Гигиена труда учащихся в машиностроении. М., 1963.— Рахальская Н. В. В кн.: Материалы 5-й конференции Таллииск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Таллин, 1964, с. 141. — Сапожников а Р. Г., Попова H. М. В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 19. — Смирнов К- М. Гиг. и сан., 1961, № 2, с. 34. — Яковлева И. Н. В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 209.

Поступила 16/Х 1965 г.

BASIC PROBLEMS OF ADOLESCENT INDUSTRIAL HYGIENE IN AGRICULTURE

S. M. Grombakh

The paper deals with the main hygienic problems of the adolescent labour in agriculture. The author points to the necessity of elaborating hygienic standards in accordance with the adolescents' age, the type of work done, the working regimen and the prevailing working conditions. Scientific research work must be increased in the field of adolescent industrial hygiene in agriculture.

УДК 613/614(092 Эрнсман):371.7

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. Ф. ЭРИСМАНА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Р. С. Гартштейн

Ивановский педагогический институт

В развитии общественной гигиенической мысли в России второй половины XIX века огромная роль принадлежит Ф. Ф. Эрисману. Деятельность его как гигиениста многогранна и широко известна. Особенно велики заслуги Ф. Ф. Эрисмана в области школьной гигиены. С его именем связано оформление ее в самостоятельную дисциплину, теоретическое разрешение основных школьно-гигиенических проблем на научной основе, а также организация соответствующих экспериментальных исследований.

Впервые в России Ф. Ф. Эрисман показал, что физическое развитие и состояние здоровья детей находятся в прямой зависимости от условий жизни. Особенно его внимание привлекали неблагоприятные условия в школах того времени и отрицательное влияние их на здоровье учащихся. Следствием этого явилось проведение ряда объективных обследова-

ний, на основании чего и были в дальнейшем разработаны гигиенические требования к классной комнате, школьной мебели, распорядку учебных занятий, световому режиму и др. Следует заметить, что эти требования не утратили значения и по сей день.

Начав свою врачебную деятельность окулистом, Ф. Ф. Эрисман заинтересовался состоянием органа зрения школьников. Его статья «О влиянии школ на происхождение близорукости», напечатанная в 1870 г., явилась первой в России работой, посвященной изучению этого вопроса, и первым крупным гигиеническим произведением ученого, ознаменовавшим его переход от офтальмологии к гигиене. Используя огромный материал, основанный на личном обследовании состояния глаз у 4358 учащихся, Ф. Ф. Эрисман показал, что здоровью детей вредит «существующее устройство школ». Но он не только подробно разобрал причины массового нарушения зрения учащихся. «Мы утверждаем,—писал Ф. Ф. Эрисман,— что занятия на нецелесообразно устроенных школьных столах и при недостаточном освещении составляют главнейшие причины происхождения близорукости»

Вместе с тем он наметил и пути устранения этих причин «старался указать на все обстоятельства, которые благоприятствуют происхождению близорукости» и «изложил все способы, посредством которых можно воспрепятствовать происхождению этой болезни». Уже в первой своей работе по предупреждению близорукости Ф. Ф. Эрисман предугадывал требования к школьной парте и световому режиму, которые затем выразились в строго разработанных им гигиенических нормативах.

В 70-х годах XIX века в России усилилось совместное сотрудничество врачей-гигиенистов и педагогов. Об этом свидетельствовали педагогические журналы и специальные съезды, совещания и выставки, посвященные вопросам обучения и воспитания детей. Первый научный центр по школьной гигиене в России возник в Педагогическом музее военно-учебных заведений; при нем была создана в 1875 г. школьно-гигиеническая комиссия, преобразованная впоследствии в отдел. Ф. Ф. Эрисман работал в ней с самого начала ее существования. В 1871 —1872 г. в «Педагогическом сборнике» появился ряд его статей под общим названием «Училищная гигиена». В них он ставил проблему правильного физического развития школьников; к этой же проблеме он неоднократно возвращался в последующих произведениях.

В 1876 г. в «Трудах комиссии Педагогического музея военно-учебных заведений по школьной гигиене» Ф. Ф. Эрисман напечатал проект образцовой классной комнаты, которая через 12 лет с большим успехом экспонировалась на юбилейной Московской выставке. В 1877 г. вышла в свет одна из его лучших работ «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда», явившаяся первым руководством по гигиене труда в России и написанная под несомненным влиянием «Капитала» К. Маркса. В этой работе дан развернутый анализ условий труда рабочих царской России, занятых в различных производствах, и вместе с тем много говорилось о гигиене умственной работы, особенно учащейся молодежи. Автор резко критиковал условия школ того времени, вскрывал причины «школьных» болезней и призывал гигиенистов обратить внимание на «слабые стороны нашего школьного дела».

«Мы говорили уже,— с горечью отмечал ученый,—о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся через внешнюю обстановку учебных заведений: мы видели, что у ребенка появляются неправильности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К сожалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой». Причину неблагоприятного влияния школы Ф. Ф. Эрисман видел в

1 Ф. Ф. Эрисман. Избранные произведения, 1959, т. I, стр. 187—188.

совокупном действии трех моментов»: «во-первых,— продолжал он,— программы... слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; во-вторых, число уроков слишком велико и учащиеся чрезвычайно завалены приготовительными работами; в-третьих, большинство учителей не имеет понятия о правильном развитии умственных способностей ребенка». И далее Ф. Ф. Эрисман писал: «Гигиена... должна требовать упрощения и сокращения программ... Никак нельзя допустить, чтобы 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе или дома) и чтобы он не имел времени для движения на открытом воздухе... В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях»'.

Ф. Ф. Эрисман поднимал вопрос об индивидуальном подходе к учащимся. «Есть много детей,— указывал он,— которые не могут успевать в занятиях наравне с другими учениками... просто вследствие своей физической слабости. Если учителя упускают из вида это обстоятельство, если они бранят этих несчастных..., то такое отношение может очень вредно отозваться на физическом здоровье и умственных способностях детей и должно считаться истинным преступлением. С такими учащимися, напротив, следует обращаться очень ласково и снисходительно»2.

Постоянный интерес проявлял Ф. Ф. Эрисман к правильной организации учебных занятий в школе как средству предупреждения переутомления учащихся. Этому вопросу были посвящены его статьи «Переутомление, мозговое переутомление учащихся» (1898) и «Гигиенические требования к расписанию уроков» (1901), а также ряд страниц «Профессиональной гигиены». Ученый подчеркивал, что утомление увеличивается при скучной и монотонной работе и рекомендовал бороться в школе «с однообразно построенным расписанием, с пассивными методами обучения, с гнетущим подчас влиянием факторов внешней среды».

Одним из первых Ф. Ф. Эрисман поднял вопрос о гигиеническом значении правильного распределения уроков. «Самые трудные предметы,— писал он,— должны преподаваться во время первых уроков, пока ребенок еще не утомлен и голова его свежа. Оставлять их для последних уроков непозволительно ни с педагогической точки зрения, ни в интересах здоровья учащихся».

Большое значение придавал ученый отдыху детей на переменах и хорошему проветриванию классов. Объем предельной учебной нагрузки в школе и дома, предложенный им, примерно совпадает с данными советских исследователей.

«Физическое воспитание молодежи,— по словам Ф. Ф. Эрисмана,— является такой же задачей школы, как и умственное. Оно не должно быть пасынком, а равноправным и равноценным ребенком. Оно должно быть так же хорошо организовано, как и умственное воспитание»3.

Ф. Ф. Эрисман указывал на необходимость строгого соблюдения режима дня учащихся. Интересны дошедшие до нас воспоминания его современников о том, какой четкий режим дня был у него самого. В. Е. Осипова-Грапачевская, лично знавшая Ф. Ф. Эрисмана, вспоминает: «Федор Федорович обращал большое внимание на свое здоровье. Вставал ежедневно в 6 часов утра; после утреннего завтрака работал 2 часа за письменным столом. Потом ненадолго выходил на воздух — поработать в садике. Зимой катался на коньках, а потом уже шел в институт. Ночью никогда не работал и спать ложился рано, в определенный час. Свято соблюдал воскресный и летний отдых...» 4

1 Ф. Ф. Э р и с м а н. Избранные произведения, 1959, т. II, стр. 22—23.

! Там же. стр. 23.

3 Т а м же. 1959, т. I, стр. 232.

4 В. Е. Осипова-Грапачевская. Воспоминания о жизни и деятельности Е. А. Осипова.

Особенно тревожили ученого варварские условия труда работающих подростков: «...случается, что не только взрослые, но и дети 9—10 лет не сменяются в течение 24 или 36 часов или даже остаются на работе целые двое суток! Часто дети работают в течение продолжительного времени — по 18 часов в сутки, с 6 часов утра до 12 часов ночи... Худые, бледные, изнеможенные, с лицами, покрытыми преждевременными морщинами... У них не было детства, у них нет и юности» Единственное средство спасти подрастающее поколение «от преждевременной гибели и предохранить население промышленных стран от физического и умственного вырождения» состояло, по мнению Эрисмана, «в безусловном запрещении, путем закона, принимать на работу в каких-либо промышленных заведениях детей моложе 15 лет. Этим был бы положен действительный предел эксплуатации слишком молодых и нежных индивидов...» 2.

В 1888 г. вышла в свет его статья «Соображения об устройстве образцовой классной комнаты согласно требованиям современной гигиены» (проект такой комнаты, как указывалось, был разработан Ф. Ф. Эрисманом в 1876 г.). Она была напечатана отдельной брошюрой в качестве объяснительной записки к модели образцовой классной комнаты, выполненной в '/б натуральной величины и экспонированной Ко-миссаровским техническим училищем на юбилейной выставке Общества поощрения трудолюбия в Москве. Ф. Ф. Эрисман придавал большое значение этой выставке как средству обратить внимание учителей и врачей на санитарное состояние учебных заведений и возбудить интерес к вопросам школьной гигиены у общества. За модель классной комнаты, за классные столы и домашний учебный стол Комиссаровское техническое училище получило почетный диплом I степени. При закрытии выставки Ф. Ф. Эрисман «за сочувствие выставке и труды по заведованию отделами ее и организации их» был избран почетным членом Общества поощрения трудолюбия.

Ф. Ф. Эрисман подробно описал размеры класса, величину и расположение окон, устройство пола и стен, способы искусственного освещения, систему отопления и вентиляции. И если некоторые гигиенические нормы, например нормы освещения классных помещений, сейчас значительно повышены, то основные принципы построения классной комнаты, выдвинутые ученым, не утратили значения и во многом использованы советскими гигиенистами.

Очень важным считал Ф. Ф. Эрисман вопрос о школьном оборудовании и неоднократно возвращался к нему в своих работах «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) и «Училищная гигиена» (1871), в лекциях «Санитарная обстановка учебных заведений» (1895) и др. Такое внимание «к многострадальному вопросу о школьных столах», как назвал его Ф. Ф. Эрисман в одной из своих работ, объяснялось широким распространением нарушений правильной осанки у школьников. Ученый усматривал причину этого явления в неправильной посадке учащихся, вызванной нецелесообразной конструкцией школьной мебели и несоответствием ее размеров росту детей. В статье «Соображения профессора гигиены Ф. Ф. Эрисмана по вопросу о наилучшем устройстве классной мебели» (1890) были изложены требования к устройству школьной мебели, исходя из физиологического механизма сидения и анатомических соотношений скелета ребенка. Устройство стола, по мнению ученого, не должно давать повода наклонять туловище вперед и поднимать то или другое плечо. Ученый разработал таблицу размеров 7 моделей школьных столов, которая по сей день не утратила своей ценности. «При устройстве классной мебели нужно помнить,— учил он,—

1 Ф. Ф. Э р и с м а н. Избранные произведения, 1959, т. II, стр. 97.

2 Т а м же, стр. 109.

что размеры стола должны быть приспособлены не к возрасту учеников, а к росту их»

В 1897 г. в «Вестнике общественной гигиены» была напечатана его статья «К вопросу о наилучшем распределении света при искусственном освещении классных комнат (прямой и рассеянный свет)». Статья представляла собой доклад, сделанный Ф. Ф. Эрисманом на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Не менее 30 лет прошло с того момента,— говорил автор,— когда окулистами и врачами-гигиенистами впервые было обращено серьезное внимание на этот предмет и когда в лагере тех, которые занимались только что нарождавшейся в то время школьной гигиеной, раздался во все услышание крик: «Больше света, больше света!». Но каким путем достигнуть этого? Ф. Ф. Эрисман усматривал выход не только в увеличении количества света, но и в правильном его распространении. Он дал развернутый анализ и характеристику прямого рассеянного света, отдавая преимущество последнему. Он выдвинул положение об обязательном и регулярном наблюдении за освещением в учебных помещениях и подчеркнул, что правильная оценка различных способов освещения возможна только «с фотометром в руках».

Самые разнообразные проблемы школьной гигиены интересовали Ф. Ф. Эрисмана. До нас дошли его работы «Об ориентации школьных зданий» (1904), «О положении тетради и почерке» (1907), «О питании и одежде школьников» (1909) и др. Неоднократно он подчеркивал необходимость тесного содружества в работе школьного врача и педагога. Он писал: «Один школьный врач, даже самый лучший, не может осилить стоящую перед ним задачу... Со своей стороны, учитель не может заменить школьного врача... Оба эти элемента не должны ни враждебно противопоставлять себя друг другу, ни быть безразличными друг к другу. В интересах школы, лучше сказать в интересах учащихся и подрастающей молодежи, они должны работать совместно»2.

Будучи пропагандистом школьно-гигиенических идей в русских школах, Ф. Ф. Эрисман неустанно призывал стоять на страже здоровья учащейся молодежи. «Неужели же,— указывал он,— сохранение здоровья юношества не стоит того, чтобы попытаться найти несколько тысяч рублей, которые могли бы предохранить тело учащихся от гибели? 3

Принципы школьной гигиены, провозглашенные Ф. Ф. Эрисманом, успешно претворены в жизнь в советской школе.

Поступила 9/ХП 1965 г.

1 Ф. Ф. Зрисман. Избранные произведения, 1959, г. I, С1 р. 198.

2 Т а м же, стр. 234.

3 Там же, стр. 181.

4 Гигиена и санитария, № 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.