Научная статья на тему 'ВЫДАЮЩИЙСЯ ШКОЛЬНЫЙ ГИГИЕНИСТ А.С. ВИРЕНИУС (К 50-летию со дня смерти)'

ВЫДАЮЩИЙСЯ ШКОЛЬНЫЙ ГИГИЕНИСТ А.С. ВИРЕНИУС (К 50-летию со дня смерти) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫДАЮЩИЙСЯ ШКОЛЬНЫЙ ГИГИЕНИСТ А.С. ВИРЕНИУС (К 50-летию со дня смерти)»

ВЫДАЮЩИЙСЯ ШКОЛЬНЫЙ ГИГИЕНИСТ А. С. ВИРЕНИУС

(К 50-летию со дня смерти)

Проф. С. Е. Советов

Исполнилось 50 лет со дня смерти выдающегося русского школьного гигиениста доктора медицины Александра Самойловича Вирениуса, важнейшей заслугой которого является разработка вопросов гигиены обучения и воспитания детей и молодежи в условиях русской дореволюционной школы.

А. С. Вирениус родился в 1832 г. в Петербурге и получил среднее образование во 2-й Петербургской классической гимназии. Закончив в 1857 г. Петербургскую медико-хирургическую академию, он начал свою врачебную деятельность в больнице Марии Магдалины (ныне больница имени Веры Слуцкой).

В 1859 г. А. С. Вирениус уехал за границу для научного усовершенствования, где работал преимущественно в Берлинском и Венском университетах. Жизнь за границей и работа в зарубежных университетах дали возможность молодому врачу расширить его общий кругозор. По личному признанию А. С. Вирениуса, он рано усвоил научный метод и решил не верить никаким авторитетам в науке, относиться ко всему критически, подвергая все виденное и слышанное научному анализу и проверке. Хорошо знавший А. С. Вирениуса известный гигиенист В. В. ГориневскиД писал в некрологе о покойном: «Несколько счастливых встреч с лучшими представителями русской интеллигенции за границей оказали на молодого врача и ученого самое благотворное влияние и имели большое значение в его дальнейшей деятельности. Среди его знакомых было несколько русских педагогов; этой счастливой встрече нужно приписать тот интерес, который был пробужден в молодом враче к вопросам педагогики и школьной гигиены»

С 1864 г. А. С. Вирениус становится школьным врачом Введенской классической гимназии в Петербурге. В этой должности он проработал 30 лет. Одновременно он был директором детского приюта и преподавателем гигиены в Петербургском учительском институте, руководил которым прогрессивный педагог К. К. Сент-Иллер. Известный революционер-народоволец И. И. Попов в своих воспоминаниях о преподавателях Петербургского учительского института писал: «Нельзя не упомянуть о А. С. Вирениусе, читавшем у нас гигиену. Он был врач; всю жизнь и свои знания он посвятил детям и много работал над вопросами нормального воспитания детей. Как санитарный врач, Вирениус заботился о гигиенической обстановке городских школ. В институте он проводил свои гуманные взгляды и в своих лекциях не раз подчеркивал мысль о высоком назначении воспитателя» 2. Недаром его называли русским Пе-сталоцци.

1 В. Гориневский. Александр Самойлович Вирениус (некролог). Воспитание и обучение, 1910, № 6, стр. 179.

2 И. И. Попов. Минувшее и пережитое. Воспоминания за 50 лет. Л., 1924, ч. 1» стр. 61..

Еще будучи школьным врачом Введенской гимназии, в 1877—1878 гг. А. С. Вирениус провел большое медико-санитарное обследование 16 городских училищ Петербурга, а также принимал участие в исследованиях физического развития 2500 школьников.

В 1894 г. А. С. Вирениус покидает Введенскую гимназию и переходит школьным врачом в образцовое по своему времени Тенишевское училище в Петербурге. Он во многом содействовал его прекрасной ор-г ганизации не только в школьно-гигиеническом, но и педагогическом отношении.

А. С. Вирениус с 1882 г. принимал активное участие в деятельности тогдашнего научного центра по педагогике — Педагогического музея военно-учебных заведений. В составе этого музея в 1875 г. была создана школьно-гигиеническая комиссия, реорганизованная впоследствии в отдел школьной гигиены. В ней с самого начала работали виднейшие русские гигиенисты А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, П. Ф. Лесгафт и др. Отдел школьной гигиены Педагогического музея занимался не только вопросами гигиены школьного здания и оборудования, но и гигиены учебно-воспитательной работы. Этот же отдел ведал вопросами физического воспитания. Здесь же было впервые осуществлено экспериментальное изучение утомления учащихся 1. Уже после смерти А. С. Ви-рениуса во время празднования 50-летнего юбилея Педагогического музея была особо отмечена деятельность А. С. Вирениуса. «Весьма деятельное участие принимал в работах отдела по гигиене д-р А. С. Вирениус («Нервность и отношение к ней эмоций и воли в условиях школьной жизни», «Задачи современной гигиены» и другие доклады)»2. С 1900 г. А. С. Вирениус состоял членом конференции и преподавателем школьной и практической гигиены педагогических курсов для приготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах и кандидатов на учительские должности в них.

Особенно развернулась деятельность А. С Вирениуса в Родительском кружке, возникшем сначала в виде отдела Педагогического музея— секции семейного воспитания, одним из основателей которой он был. Впоследствии этот кружок вылился в самостоятельное общество, независимое от Педагогического музея. К 20-летнему юбилею существования этого кружка А. С. Вирениус был избран его почетным членом за свои заслуги, в частности за доклады по различным вопросам гигиены и воспитания, в дальнейшем опубликованные в различных педагогических журналах. Проф. В. А. Волкович, бывшая в то время секретарем Родительского кружка, в своих воспоминаниях о А. С. Вирениусе характеризует его как активного деятеля, всегда выступавшего на заседаниях кружка, очаровательного человека, мягкого, неизменно идущего навстречу всем, кто к нему обращался. Авторитет А. С. Вирениуса как врача-педагога был весьма высок.

Отдельно следует отметить плодотворную деятельность А. С. Вирениуса в Русском обществе охранения народного здравия, постоянным членом которого он состоял с 1885 г., а с 1891 г. был избран председателем секции школьной гигиены и семейного воспитания этого общества. А. С. Вирениус будучи председателем секции школьной гигиены в течение многих лет выступал с рядом докладов, рефирировал новые книги, сообщал о новейших открытиях, а также организовал особую комиссию специалистов для научного изучения различных вопросов школьной гигиены и составления общей программы медико-санитарного обследования школ и учащихся. Эта программа преследовала цель получить фактические материалы о состоянии школьного дела в гигиеническом от-

1 С. Е. Советов. К истории школьной гигиены в России. Гигиена и санитария, 1950, № 1, стр. 51.

8 Педагогический музей военно-учебных заведений, 1864—1914. Исторический •очерк. Под. ред. Я. Л. Барскова. СПб., 1914, стр. 120—121.

ношении: о влиянии на здоровье учащихся методов обучения, внеклассных занятий и пр. Она была снабжена описанием методов обследования.

В 1893 г. в России открылась первая гигиеническая выставка, в организации и устройстве которой деятельное участие принял А. С. Ви-рениус, проведший значительную работу по собиранию экспонатов по школьному отделу, по их классификации и размещению. Отдел наглядно продемонстрировал значение результатов массовых исследований физического развития учащихся и вызвал большой интерес к подобного рода работам. По окончании гигиенической выставки А. С. Вирениус опубликовал ее подробный критический обзор. В 1896 г. А. С. Вирениус активно участвовал в организации Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в качестве устроителя и председателя школьного отдела. В диаграммах и таблицах им было продемонстрировано влияние различных факторов на здоровье учащихся, значительные расстройства которого были им объяснены как последствия антисанитарных условий самих учебных заведений, продолжительного и не согласованного с возрастом детей школьного труда, требующего длительного сидения на уроках в школе и дома. А. С. Вирениус указывал, что и программы обучения влияют на нарушение здоровья детей и подростков, учащихся в классических гимназиях. В то же время параллельные исследования физического развития учащихся военно-учебных заведений показывали благоприятное значение для здоровья школьников хорошего санитарного состояния учебных заведений и более рациональной постановки обучения.

А. С. Вирениус был не только одним из основоположников школьной гигиены в России, но и ее пламенным пропагандистом и популяризатором. В своем переводе с французского языка книги «Школьная гигиена» доктора Жюля Делобеля А. С. Вирениус писал: «Толковать и писать по школьной гигиене считал себя в праве до последнего времени каждый врач, а потому неудивительно, что у лиц, пишущих по этой специальности, мы встречаем обыкновенно крайне малое знакомство не только со школьной гигиеной, но и самими учащимися, то есть с субъектом, которому служит эта наука. Оно и понятно. Врачи, если и состояли при некоторых учебных заведениях, то обыкновенно в звании простых врачевателей болезней, но не в звании гигиенистов или специалистов по телесному воспитанию. Врач не имел прямо физической возможности наблюдать детей, изучать их во всех проявлениях их природы, не мог изыскивать мер и средств к ознакомлению с ними, а следовательно, и со школьной гигиеной» К

Школьную гигиену А. С. Вирениус рассматривал как отдел профессиональной гигиены и предметом ее, по его мнению, является учащийся — «юный субъект, обязанный проводить наибольшую часть времени в умственных занятиях, напрягать свой мозг и нервную систему и к тому же в неподходящей гигиенической и даже педагогической обстановке, следовательно, постоянно нуждающийся в советах и указаниях врача, специально знакомого с детьми учащимися и со всей их санитарною и педагогическою обстановкою»2. А. С. Вирениус прямо указывал на то, что школьный врач должен жить с детьми, наблюдать их во все часы дня, во всех их движениях и действиях, во всех подробностях их жизни, и только тогда он может видеть и понимать их потребности, их нужды. Таким именно школьным врачом был сам А. С. Вирениус, проживший всю свою жизнь в непосредственной близости с учащимися. Интересы школы, учащихся были его интересами.

1 Ж. Делобель. Школьная гигиена. Перев. под ред. доктора медицины А. Ви-рениуса. СПб, 1905, стр. III.

2 Т а м же, стр. IV.

А. С. Вирениус занимался также теорией физического воспитания. «Задача телесного воспитания, — писал он, — та же, что и гигиены: охранение здоровья; но только средства той и другой науки или искусства разные. Гигиена, не касаясь человека непосредственно, заботится устраивать для него такую обстановку, которая была бы ему полезна, не вредила его телу, телесное же воспитание заботится не об окружающей человека среде, но о нем самом, обо всех частях и органах его тела, а главное об отправлениях (функциях) этих последних. Телесное воспитание пользуется силами самого организма и старается повышением деятельности дыхания, пищеварения, движения и пр. усилить вещественный обмен в теле, укрепить, закалить его и сделать выносливым к не благоприятным влияниям окружающего» Упражняя и развивая функции организма, отмечал А. С. Вирениус, телесное воспитание конкурирует с гигиеной, которая приводит к подобным же результатам оздоровления тела, но только не прямым, а косвенным образом. Телесное воспитание заставляет тело усиленно работать его собственными силами и средствами, гигиена же, предоставляя телу готовый материал для существования, дает ему уже самому возможность двигаться и действовать непринужденно, по природе, по инерции.

А. С. Вирениус указывал: «Гигиена печется о приспособлении среды к индивидууму, а телесное воспитание о приспособлении индивидуума к среде. Для нормального, здорового существования человека необходимы меры и гигиены, и телесного воспитания, но в случае затруднительности одновременного их применения приходится поступаться теми или другими из них, ограничиваться наиболее существенными... Все эти отношения школьной гигиены и телесного воспитания значительно выяснились именно за последние годы и указали на то, что роль школьного врача должна быть далеко не та, которую рисовали столь недавно г. г. теоретики и разные специалисты, чуждые пониманию задач гигиены учащегося» 2.

Уже в то время А. С. Вирениус требовал специальной подготовки школьного врача. «Кроме знания школьной гигиены и теории телесного воспитания, — писал он, — школьному врачу необходимо знание умственной и нравственной гигиены, психофизиологии, психологии и педагогики, а из медицинских наук — патологии нервных и душевных болезней»3. К сожалению, еще до сих пор не решен вопрос о правильной всесторонней подготовке школьных врачей в медицинских институтах и этот вопрос требует своего разрешения в связи с современной реформой средней школы.

Литературное наследство, оставленное А. С. Вирениусом, обширно. А. С. Вирениусу принадлежит ценная монография «Гигиена учителя». Нет ни одного вопроса школьной гигиены, которые не затрагивал бы А. С. Вирениус. Его докторская диссертация «Отношение содержания углекислоты в классах и спальнях учебных заведений к материальной их обстановке» (1884) была посвящена вопросам* санитарного благоустройства школьных помещений. Он писал также о вентиляции и искусственном освещении в школах, о школьных столах и скамьях, их устройстве и распределении в учебных заведениях, о гигиенической обстановке в закрытых учебных заведениях, преимущественно женских — интернатах.

В настоящее время после принятия Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», когда занятиям учащихся

1 Ж. Делобель. Школьная гигиена. Перев. под ред. доктора медицины А. Ви-рениуса. От. редактора перевода. СПб, 1905, стр. VII.

! Там же, стр. VIII—IX.

'Там же, стр. IX.

трудом отводится столь существенное место во всей системе обучения и воспитания детей и молодежи, уместно вспомнить монографию А. С. Вирениуса «Труд с точки зрения санитарной и этической», в которой им провозглашается обязательность труда как основы всей жизни подрастающего поколения.

Особенно много работ А. С. Вирениуса было посвящено вопросам гигиены преподавания — «Отношение классической системы образования к психической деятельности мозга с точки зрения физиологии и гигиены», «О школьной реформе с точки зрения гигиениста», «Распределение времени для учащихся детей», «Время, необходимое для умственной жизни ребенка», «Исследование касательно влияния сроков работы на умственную деятельность учащихся», «Продолжительность суточной умственной работы», монография «Переутомление учащихся» и др.

Большой известностью не только среди школьных гигиенистов, но и среди педагогов пользуются работы А. С. Вирениуса по вопросам гигиены письма. Его монография «Рациональный способ письма на основании исследований последнего времени» издана дважды — в 1888 и 1897 гг. В этой монографии приведены данные о вредных последствиях неправильного письма на зрение и развитие грудной клетки учащихся и даны указания о гигиенически рациональном способе письма. Ряд статей по гигиене обучения детей письму помещен во многих журналах. Имеется статья А. С. Вирениуса о гигиене чтения в связи с гигиеной глаз. Его труд «Воспитание и гигиена в воспитательных заведениях (приютах, сиротских домах и пр.)» свидетельствует, что А. С. Вирениус был не только передовым гигиенистом своего времени, но и талантливым педагогом.

Не забыты А. С. Вирениусом и вопросы гигиены питания детей, о чем свидетельствует его труд «Пища в школьном возрасте» (1894). Много статей А. С. Вирениуса посвящено вопросам физического воспитания и гимнастики детей, гигиенического обоснования игр детей, летних колоний учащихся.

Немало внимания уделял А. С. Вирениус изучению вопросов физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Большую известность получила его монография «Характеристика учащегося юношества. Телосложение, темперамент и характер в пору школьного возраста» (1904). Ряд статей А. С. Вирениуса посвящен вопросам гигиены зрения школьников, профилактике искривлений позвоночника инфекционных болезней в учебных заведениях. Особенно много сделал А. С. Вирениус в области умственной и нравственной гигиены: «Умственная и нравственная гигиена детей», «Воспитание умственных способностей», «Новый взгляд на отношение психологии к воспитанию», «К вопросу об умственном переутомлении учащихся по поводу ожидаемых повсюду реформ в общеобразовательных учебных заведениях» и др. Немало работ у А. С. Вирениуса по гигиеническим вопросам, связанным с половым развитием учащихся, мерами школы по борьбе с употреблением алкоголя и курением табака.

А. С. Вирениус следил за жизнью учебных заведений как на родине, так и за рубежом. Он оставил много очерков о санитарном состоянии школ различного типа в Германии, Франции и других странах. Он был сторонником тесной связи гигиены с педагогикой, о чем красноречиво говорит его одноименная статья, напечатанная в «Журнале Русского общества охранения народного здравия» (1892, № 8 и 9). Ученый считал, что гигиена должна стать одним из обязательных предметов преподавания в средней общеобразовательной школе (Русская школа, 1897, № 11 и 12).

Отмечая 50 лет со дня смерти А. С. Вирениуса — выдающегося научного и общественного деятеля в области школьной гигиены в Рос-

сии, мы не можем не высказать глубокого сожаления о том, что имя этого скромного ученого незаслуженно предано забвению. В Большой медицинской энциклопедии в числе многих деятелей медицинской науки не упомянут А. С. Вирениус, хотя его заслуги в области гигиены детей и подростков несомненны. Даже в справочнике знаменательных дат по истории медицины, выпущенном Институтом организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко Министерства здравоохранения СССР, не указано, что в 1960 г. исполняется 50 лет со дня смерти этого замечательного ученого, всю свою жизнь отдавшего делу школьной гигиены. Просматривая кандидатские диссертации по вопросам гигиены обучения и воспитания детей и подростков, невольно поражаешься тому, что в них отсутствуют ссылки на труды А. С. Вире-ниуса, идеи которого столь созвучны нашему времени и не потеряли своего значения для современности.

Поступила 16/11 1960 г.

4 Гигнена и санитария, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.