Научная статья на тему 'Формирование проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX – первой половины XX вв'

Формирование проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX – первой половины XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимаковская С. Ю.

В статье раскрываются результаты изучения проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX – первой половины XX вв., связанной с организацией целостного учебно-воспи­тательного процесса, ориентированного на заботу о психическом, физическом и социальном здоровье ребёнка, на устранение негативных влияний школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX – первой половины XX вв»

Одним из средств инновационной деятельности в практике моей работы стало использование проблемных и исследовательских экспериментов.

Практическим результатом использования проблемных и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время можно считать активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Таким образом, систематическое применение проблемного и исследовательского эксперимента в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.

Список литературы:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.

2. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции // ХвШ. -2009. - № 6. - С. 21.

3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. - 128 с.

4. Воскобойникова Н.П. Азбука КСО // Химия в школе. - 1993. - № 1-5; 1994. - № 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.

© Шимаковская С.Ю.*

Смоленский областной институт развития образования, г. Смоленск

В статье раскрываются результаты изучения проблемы сохранения здоровья учащихся в отечественной педагогике конца XIX - первой половины XX вв., связанной с организацией целостного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на заботу о психическом, физическом и социальном здоровье ребёнка, на устранение негативных влияний школы.

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности. Однако анализ научной литературы по вопросам организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в большин-

* Доцент кафедры Педагогики и методики дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

стве школ она ведется недостаточно эффективно. Выработка новых подходов к решению задачи сохранения и укрепления здоровья школьников предполагает органичное сочетание прогностического теоретического поиска с творчески-критическим осмыслением генезиса и результатов решения этой проблемы в историко-педагогическом процессе.

В рефлексии процесса развития проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников особый интерес представляет конец XIX - первая половина XX вв. В этот период происходило накопление новых знаний о реальностях процесса воспитания и обучения детей, о влиянии педагогического процесса на здоровье ребёнка, расширялся научный поиск в области сохранения здоровья учащихся. Внимание общества и государства в этот период было сосредоточено на проблемах школьного образования.

Огромной проблемой школы, о которой много писали в литературе в конце XIX века в России, являлось нарушение состояния здоровья учащихся, их переутомление в процессе школьного обучения. Вопрос «обременения» детей, изменения функций организма школьников в результате учебной нагрузки и других форм умственного труда активно обсуждали специалисты различных дисциплин: врачи, гигиенисты, психиатры и особенно педагоги, для которых тесным образом сочетались задачи обучения, воспитания и охраны здоровья детей школьного возраста.

Факт снижения уровня здоровья школьников был доказан богатым эмпирическим материалом, собранным отечественными учёными в конце XIX -начале XX вв. Исследования свидетельствовали о том, что уже с первых лет обучения у учащихся начинали обнаруживаться явления «нервности», что с годами учения число страдающих нервностью не уменьшалось, а увеличивалось [3]. Московские городские училищные врачи среди учащихся начальных школ в 1908-1910 гг. выявили свыше 20 % детей со слабыми лёгкими, с плохо развитой грудной клеткой, более 20 % - с пониженной остротой зрения; 30 % - малокровных; 20-25 % - с плохим телосложением, при этом врачи обращали внимание на заметное ухудшение здоровья детей в процессе обучения.

Следует отметить, что выделялись две противоположные точки зрения по вопросу о причинах снижения здоровья школьников. Первая - именно школы подрывают своим обучением здоровье детей (Т. Альтшуль, А. Вире-ниус, Н. Зак, Н. Скворцов и др.). Одну из главных причин переутомления известные ученые видели в том, что школа отнимает у учащихся так много времени на учение, что им становится некогда отдыхать, гулять и достаточно спать. У учёных вызывала тревогу большая продолжительность классных занятий, недостаточная длительность перерывов между ними, а также несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям объемы задаваемых домашних заданий [1, 3, 10].

Сторонники второй точки зрения (Н.И. Бакст, Г.А. Захарьин, Я. Мор и др.) если и признавали нарушения здоровья детей в образовательных учре-

ждениях, то винили в этом не школу, а семью с её неблагоприятными гигиеническими и педагогическими условиями воспитания, которые, как они считали, приводили к переутомлению части учеников [7]. В то же время они настаивали на том, что никакого переутомления у учащихся не существует, школы требуют от учащихся вполне посильных трудов.

Большое количество критических публикаций было посвящено вопросу о методике преподавания, целиком основанной на пассивном книжном обучении с огромным количеством учебного материала и нацеленной на репродуктивное воспроизведение, где нет места развитию мыслительных способностей учащихся и творчеству.

Выдающиеся отечественные учёные В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман активно включились в педагогическую полемику по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Лейтмотивом их работ стала высказанная ещё Н.А. Добролюбовым и развитая К. Д. Ушин-ским идея о необходимости согласования духовного и физического здоровья подрастающего поколения, о целостном гармоничном развитии и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Именно в этот период педагоги, физиологи и гигиенисты начали глубоко исследовать возможности детского организма, накапливать фактические материалы о работоспособности учащихся, о сохранении и формировании их здоровья.

Доктор медицины, педагог П.Ф. Лесгафт придавал особое значение физическому совершенству как важнейшему компоненту здоровья. Он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания, подчеркивая его тесную взаимосвязь с умственным развитием детей [6]. Для успешного преподавания в школе педагог считал важным уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они служили отдыхом одно для другого, поддерживали бодрость ребёнка.

Крупнейший отечественный учёный В.М. Бехтерев в своей книге «Личность и условия её развития и здоровья» показал зависимость формирования здоровья детей от условий их жизни, в том числе и от школьного обучения. Учёный уделял работе школ большое внимание и даже предложил проведение школьной реформы, которая стала результатом анализа деятельности образовательных учреждений. Выдвигая конкретные предложения по реформированию школы, В.М. Бехтерев обращал внимание на то, что необходимо соблюдать физическую и умственную гигиену, приучать детей к систематическому труду, развивать самостоятельное мышление и вырабатывать стойкость характера [2]. Обучение должно сообразовываться с возрастом ученика, физическим состоянием организма, учитывать особенности психического состояния ребёнка и быть индивидуализированным.

Теоретик и историк образования и воспитания, крупнейшая фигура педагогической науки рассматриваемого периода, П.Ф. Каптерев в капитальном труде «Дидактические очерки. Теория образования» предлагал ценные рекомендации по организации педагогического процесса, обеспечивающего

сохранение здоровья учащихся, в частности, советы по выбору оптимальной продолжительности уроков, составлению расписания, по отбору содержания учебного курса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей [5]. Как и П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев защищал идею о систематическом физическом образовании учащихся, поэтому для развития физических сил в школе учёный считал необходимым использование игр, гимнастических упражнений и физического труда.

Большой вклад в решение вопросов охраны здоровья детей внес крупный научный деятель XIX века Ф.Ф. Эрисман. В своих работах он подчеркивал недопустимость перегрузки учеников, необходимость уменьшения учебных предметов и количества уроков (особенно в начальных классах), введение большого количества физических упражнений, реализацию индивидуального подхода к детям, укрепление здоровья самого педагога [11].

Социально-политические изменения, происшедшие в России после октября 1917 года, привели к реформированию всех сторон общественной жизни, в том числе и системы образования. В школах вводились примерные учебные программы и гибкие, в зависимости от местных условий, учебные планы. Однако возникновение проблемы перегруженности новых программ привело к их широкой критике педагогической общественностью, которая отмечала несоответствие программ условиям массовой школы, возрастным особенностям школьников, их чрезмерную усложненность, что отрицательно сказывалось на умственном и физическом развитии учащихся. Другим нерешенным вопросом был низкий уровень подготовки массового учителя, отсутствие квалифицированных педагогических кадров.

Большое значение для развития образования, способствующего формированию здорового поколения, имело такое научное направление, как педология. Развитие педологии в России в начале ХХ века было представлено работами П.Ф. Каптерева, Н.Н. Ланге и П.Ф. Лесгафта и получило свое логическое продолжение в трудах Е.А. Аркина, М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда, С.С. Моложавого и др. Учёные исследовали особенности детей разных возрастных периодов, изучали факторы их развития, стремясь выработать общую теорию целостного представления о ребёнке, его развитии. Педологи пытались на основе междисциплинарных исследований (медицины, психологии, социологии, педагогики) разработать систему диагностики, коррекции, адаптации, компенсации процесса развития ребёнка в школе.

Большую практическую работу по изучению детей и психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса проводили в основном школьные педологи в конце 1920-х и в начале 1930-х гг. Основные задачи работы школьной педологической службы заключались «в правильной организации педагогического процесса и оздоровлении детства на основе тщательного учёта психофизического развития детей в связи с влиянием социальной среды» [8].

В 1930-х гг. в работе школы произошли существенные изменения, наметился поворот к стандартизации и шаблону в учебно-воспитательной работе, было восстановлено словесное обучение. Репродуктивное воспроизведение знаний стало главной обязанностью школьника, что приводило к ориентации на зубрежку материалов учебника и воспроизведение их на уроке. Однако были и некоторые достижения в ведении школьного дела на благо здоровья подрастающего поколения. Они выражались в проведении чёткого гигиенического режима в школе, в массовом охвате детей горячими завтраками, в гигиенической организации внешкольного быта учащихся, в развертывании физической культуры, в организации оздоровительных школ и школ на открытом воздухе и т.п.

В 40-50-е годы XX века решение проблемы здоровья школьников стало рассматриваться с сугубо прагматических позиций в интересах государства и реализовывалось в контексте санитарно-гигиенических программ и в процессе физического воспитания (П.Н. Груздев, Л.Е. Раскин, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант и др.). Вопрос о здоровье учащихся разрабатывался в значительной степени в интересах страны, деятельность школы по сохранению здоровья была подчинена задачам военно-патриотического воспитания. Исследователи этого периода акцентировали внимание на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования. Однако в трудах учёных-педагогов тех лет (Н.К. Гончаров, И.А. Каиров, П.Н. Шим-бирев и др.) были недостаточно прописаны параметры гигиенически организованного учебного учреждения, не уделялось достаточного внимания развитию двигательных способностей детей [4, 9].

Таким образом, становление проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в отечественной педагогике конца XIX - первой половины XX вв. связано с организацией целостного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на заботу о психическом, физическом и социальном здоровье ребёнка, на устранение негативных влияний школы. Изучение особенностей формирования проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в отечественном педагогическом наследии окажет влияние на объективную оценку теории сохранения и укрепления здоровья школьников в истории педагогики, способствует осмыслению и переосмыслению исследований ХХ века, созданию концептуальной основы для инновационных процессов в отечественном образовании, направленных на охрану здоровья детей, формирование социально и физически здорового типа личности.

Список литературы:

1. Альтшуль Т. К вопросу о переутомлении школьного юношества с врачебной точки зрения [Текст] / Т. Альтшуль // Русская школа. - 1896. - № 5-6. -С. 128-146; № 7-8. - С. 144-162.

2. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев. - 2-е изд. - СПб.: Рикеръ, 1905. - 43 с.

3. Вирениус А. Первая Всероссийская гигиеническая выставка [Текст] / А. Вирениус // Русская школа. - 1893. - № 9-10. - С. 65-86; № 12. - С. 41-71.

4. Гончаров Н.К. Основы педагогики [Текст] / Н.К. Гончаров. - М.: Педагогика, 1947. - 328 с.

5. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки [Текст]: (теория образования) / П.Ф. Каптерев. - 2-е изд., перераб. и расш. - Пг., 1915. - 434 с.

6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - СПб., 1912. - Ч. 1. - 384 с.

7. Мор Я. Вопрос об обременении учеников наших гимназий в зависимости от их положения в семье и домашней обстановке [Текст] / Я. Мор // Русская школа. - 1892. - № 3-4. - С. 34-47.

8. Ольшанский Б. Роль и работа школьного педолога [Текст] / Б. Ольшанский // Педология. - 1931. - № 2 (14). - С. 85-98.

9. Педагогика [Текст] / Под ред. И.Т. Огородникова, П.Н. Шимбирева. -М.: Педагогика, 1950. - 267 с.

10. Скворцов Н. Недуги нашего учебного дела [Текст] / Н. Скворцов. -М., 1896. - 215 с.

11. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. / Ф.Ф. Эрис-ман; редкол.: И.А. Арнольди [и др.]. - М.: Медгиз, 1959. - Т. 1. - 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.