Научная статья на тему 'Проблема воспитания здоровой личности в истории педагогической мысли и школьного образования'

Проблема воспитания здоровой личности в истории педагогической мысли и школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания здоровой личности в истории педагогической мысли и школьного образования»

© 2006 г. И.Ю. Кокаева

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обращаясь к Федеральному Собранию в мае 2006 г., Президент Российской Федерации подчеркнул необходимость развития отраслей, которые напрямую связаны с развитием человеческого потенциала, улучшением качества жизни людей, созданием комфортных социально-бытовых условий для населения. Человечество вступило в такой период развития, когда воспитание культуры здоровья и само здоровье стали необходимой объективной потребностью, жизненной необходимостью. По данным различных исследований, лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья.

Государство, обеспокоенное ослаблением воспитательной культуры, утратой общей коллективной ответственности за здоровье детей, ставит серьезные задачи перед системой образования, которая должна адекватно реагировать на вызовы времени и обеспечивать энергичное поступательное развитие нации.

Для этого забота о здоровье детей должна носить, по выражению академика Д. Колесова, метадисципли-нарный подход, т.е. объединять данные разных наук о здоровье - медицины, валеологии, педагогики, психологии, школьной гигиены и т.д. [1, с.8]. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение проблемы здоровья, позволяющее сосредоточить внимание исследователей на человеке в целом, поскольку различные его составляющие, - духовная, социальная, физическая и психологическая -взаимозависимы и подкрепляют друг друга.

На протяжении длительного исторического периода здоровье человека постоянно находилось в фокусе внимания философской мысли. Однако не меньший интерес к здоровью и условиям его сохранения проявлялся со стороны практической, а затем и теоретической педагогики. В истории развития педагогической мысли и школьного образования можно найти немало педагогических теорий и методических систем, в основу которых были положены здоровьесбе-регающие и здоровьеформирующие ценности и приоритеты.

XVII в. стал поворотным в развитии педагогической мысли. Ян Амос Коменский привёл в систему педагогические знания и создал подлинно гуманистическую теорию воспитания и обучения детей. Для Коменского человек - «есть высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», «удивительный микрокосм», а школу он называл школой «совершенствования человеческой природы» [2, с.216], здравницей, где обучают жизни и сохранению здоровья, приучают к упражнениям в физической ловкости и силе. В своём учении Коменский формулирует принцип природосообразности и распространяет античный идеал гармонии не только на гармонию души и тела, но и на гармонию человека и природы, человека и общества.

Как представитель своей эпохи и человек веры Коменский называл тело «бренной оболочкой», однако призывал изучать его, сохранять здоровье. В «Методе нравов», «Пампедии» [3, с.375] учёный представил 16 правил нравственности, среди которых присутствуют правила умеренности в пище и питье, во сне и бодрствовании, в работе и играх, которые сегодня мы назвали бы правилами здорового образа жизни.

Начиная с Я. А. Коменского, в русле гуманистической педагогики получают своё развитие вопросы здоровьесберегающей педагогики в трудах Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др., в которых мысли о воспитании здорового ребёнка в процессе учения дополняются идеями о формировании поведения, сберегающего здоровье.

Д. Локк «Мысли о воспитании» начал с формулы, которая закрепилась в сознании потомков: «Здоровый дух - в здоровом теле» [4]. Гармония здоровых тела и души рассматривалась учёным как состояние счастья. Значительную часть трактата он посвятил вопросам, связанным с укреплением здоровья детей. Обращаясь к родителям, он даёт рекомендации по воспитанию здорового образа жизни ребёнка: обосновывает необходимость закаливания организма, рационального режима питания в соответствии с возрастом детей, режима сна, гигиенических требований к одежде и постели - всё должно быть скромным и без излишеств. Заботой о здоровье детей пронизаны рекомендации по организации обучения, где чередуются физический и умственный труд с целью снятия напряжения, притока сил, энергии.

Ж.-Ж. Руссо [5] вслед за Я. А. Коменским полагал, что в человеке великим творцом заложены прекрасные начала, и, если ребёнка воспитывать в естественных, природных условиях, можно раскрыть в нём все природные дарования. По мнению Б.Г. Лихачёва, он первым понял всю опасность надвигающейся цивилизации, урбанизации, технизации для человека, большое внимание уделял физическому воспитанию и видел в нём средство гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных привычек, формирования нравственной чистоты и совершенствования всего организма. Для осуществления целостного подхода к ребёнку и его здоровью педагог советовал: «Если хотите развивать ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми ум должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым» [6, с. 270]. Огромной заслугой гуманистического учения Руссо явился призыв уважать детство в его самоценности, учитывать интересы и запросы ребёнка в процессе воспитания. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, хотя отличаются доверием, деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережным безманипулятивным воздействием со стороны педагога [7].

На развитие гуманистической педагогики большое влияние оказали взгляды французских просветителей ХУП-ХУШ вв.: Вольтера, Гельвеция, Дидро и др. Все они призывали заботиться о здоровье ребёнка. Гельвеций видел необходимость физического воспитания в том, чтобы сделать человека «более сильным, крепким, здоровым, а следовательно, более счастливым», считая главным средством профилактики и укрепления здоровья гимнастику. Дидро призывал охранять здоровье в процессе учения за счёт режима труда и отдыха, прогулок, отказа от жестоких наказаний детей [8, с. 26].

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци понимал, что дети различны по своим природным возможностям, и искал метод, который приближал бы к идеалу гармонии каждого ребёнка. Предложенная им теория элементарного образования нацелена на развитие «ума, сердца и руки», т.е. на гармонию умственной, нравственной и физической («правильное гармоничное развитие физических задатков человека, дающее ему спокойствие, физическую самостоятельность и привитие хороших физических навыков» [9, с.113] .

Г. Спенсер считал, что классические (схоластические) школы подрывают здоровье учащихся, обучать следует тому, что полезно. Он основал реальную школу, в которой ребёнок приобретал разнообразные знания, тесно связанные с жизнью, включив анатомию и психологию в ряд изучаемых дисциплин [10, с. 36].

Передовые педагогические воззрения западных педагогов о воспитании здоровой, гармоничной личности получили своё развитие в русской педагогике, однако в России с древних времён существовали свои традиции поддержания здоровья, которые нашли своё отражение в педагогических трудах.

Основу физического воспитания наших предков составляли немудрёные спортивные игры, молодецкие потехи, «забавы» или соревнования. Баня для русских была главным средством профилактики и лечения хворей. Издревле у русского народа существовали свои обычаи и в питании. Пища была проста, незатейлива и в то же время разнообразна и разумна по своему составу [11, с.143]. Летописи рекомендовали уклоняться от пищи плохого качества, в них же говорилось о полезном укладе жизни: распределении времени приёма пищи, раннем вставании утром, послеобеденном сне, раннем отходе ко сну. Многие источники свидетельствуют об активном использовании русским народом лекарственных растений, минералов, грязей для целей врачевания и профилактики заболеваний.

Под влиянием общественной мысли во второй половине Х1Х в. педагогика получила своё развитие в трудах Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Вопросы охраны здоровья детей и воспитания здорового человека занимают в этих трудах достойное место. Н.И. Пирогов провозглашал основы здо-ровьесберегающей педагогики, которую возводил в степень искусства [12, с. 362].

К. Д. Ушинский выделил и обобщил основания двух направлений в педагогике: здоровьесберегаю-щей и здоровьеформирующей; рассмотрел условия, средства, приёмы здоровой («здравой») педагогики, нацеленной на равномерное умственное и телесное развитие, на физическое и психическое здоровье ре-

бёнка; рекомендации, охватывающие все стороны здорового образа жизни [13, с. 355.].

Сторонники теории «свободного воспитания» отстаивали новый тип взаимоотношений с детьми -учение без принуждения, охраняющий психическое здоровье, настаивали на воспитании ребёнка в общении с природой как основе формирования здоровья, источнике положительных эмоций [14, с.361].

Огромный вклад в формирование системы физического воспитания и образования внёс П.Ф. Лесгафт, сумев привлечь достижения многих наук, связанных с педагогикой - анатомии, физиологии, гигиены, психологии.

Актуальны мысли учёного о сознательности выполнения ребёнком как умственных, так и физических действий; об опоре в воспитании на учёт получаемых ребёнком чувств, ощущений при выполнении физических упражнений, нравственных поступков; о недопустимости развития бурной умственной деятельности в сочетании со слабым телом и др. [15, с. 57]. П. Ф. Лесгафтом описаны условия формирования физически, психически и нравственно здорового ребёнка, а также учтены факторы, влияющие как на здоровье, так и на воспитание:

1. Атмосфера любви, которая должна сопровождать ребёнка с зачатия до поры становления его как личности. При этом учёный предупреждает о том, что слепая, неразумная любовь опасна.

2. Высоконравственный воспитатель - сначала мать, а потом педагог.

3. Регулярный радостный общественный труд как пример для подражания ребёнку.

4. Исключение из жизни ребёнка излишеств.

5. Гармоническое развитие всех способностей ребёнка, т.е. ему необходимо предоставлять возможность для разнообразных занятий, чтобы проявился талант, данный природой. Особо П.Ф. Лесгафт предупреждает родителей от программирования жизни ребёнка.

6. Принцип постепенности и последовательности. Посильность деятельности, но в то же время с возрастом повышение уровня трудностей.

7. Ограждение от контактов с безнравственными людьми, так как ребёнок имитирует то, что видит, особенно, если образец поведения - близкие люди.

После революции 1917 г. огромное значение придавалась взаимосвязи условий труда и обучения со здоровьем. Многим детям помогала сохранять здоровье изобретённая Эрисманом наклонная парта, об отсутствии которой сегодня приходится сожалеть.

Врачи-педологи считали, что воспитание в первую очередь должно учитывать особенности здоровья ребёнка, и если нельзя вернуть полностью физическое и психическое здоровье, то нужно максимально способствовать адаптации ребёнка к условиям жизни. В школе под руководством В. П. Кащенко были созданы отличные гигиенические условия, соблюдались требования к режиму труда, отдыха, занятий, использовались для укрепления здоровья природные и климатические факторы.

Изучение проблем неуспевающих детей позволило П.П. Блонскому [16, с. 131] прийти к выводу, что причиной школьной неуспеваемости часто являются

либо слабое здоровье детей, либо слабое умственное развитие, либо отвлекающие от учебных занятий условия жизни.

Начиная с 20-х гг. в России предпринимались попытки создания и внедрения программ, нацеленных на формирование здорового образа жизни: в аспекте гигиенического, антиалкогольного, а позднее и антинаркотического воспитания.

Педагогика А. С. Макаренко способствовала сохранению здоровья детей, так как была основана на принципах оптимизма, разумного сочетания труда и отдыха, активности детей, уважения в сочетании с требовательностью к детям. В своих лекциях о воспитании, адресованных родителям, он даёт советы, которые соответствуют различным сторонам воспитания здорового образа жизни: гигиеническое и половое воспитание, режим дня в семье, труд и умственная деятельность, роль авторитета родителей в воспитании и др.

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя»[17, с.139]. В гуманной школе В. А. Сухомлинского задачи духовного развития ребёнка сливались с задачами сохранения его физического, психического и нравственного здоровья, так как он понимал, что здоровье - это гармония психофизического развития. Педагог отмечал необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку в зависимости от его психофизического здоровья. Забота о здоровье сводилась не только к созданию условий в школе, соответствующих гигиеническим нормам, но и в постоянной связи с семьёй, где дети выполняли то, чему научились в школе, а родители -создавали для этого необходимые условия.

Видный представитель осетинской педагогической мысли конца XIX - первой трети ХХ в. Х.А. Уруйма-гов не только обосновывал необходимость культурного подъема населения, но и призывал создать систему квалифицированной переподготовки кадров. Обращая внимание на начальные школы, он акцентировал внимание на физическом и нравственном развитии жителей республики: физическом развитии, особенностях характера, языка и т.д. Труды нашего соотечественника относительно образа жизни мужчин, женщин, детей, их взаимных отношений, степени материального благосостояния, гигиенических и санитарных условий, в которых находится население [18, с. 153.], учитывались нами при построении модели здоровьес-берегающего образовательного пространства.

В русле гуманистической педагогики проблема воспитания здорового образа жизни у школьников решалась за счёт создания условий, сохраняющих здоровье, через организацию отдельных направлений воспитания и мероприятий, посвящённых здоровью.

В начальной школе шло приобщение детей к здоровому образу жизни в направлениях физического, нравственного воспитания, где в этических беседах поднимались вопросы гигиенического характера, культуры поведения. Нормы здорового образа жизни дети усваивают, не осознавая в полной мере ценности

здоровья. Это было характерно в целом для общества, так как в вопросах здоровья люди привыкли ориентироваться на медицину.

В 80-е гг. стало меняться представление о сущности здоровья и принципах здорового образа жизни, появились новые подходы к воспитанию здорового образа жизни у школьников.

Как одно из направлений здравоведения формируется валеологический подход к воспитанию и образованию учащихся, целью которого является изучение причин здоровья, путей его формирования и сохранения в данных социальных условиях.

Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в направлениях физического, гигиенического, нравственного воспитания.

В воспитании акцент делался на сохранении и формировании физического здоровья, на реализации в большей степени биологических принципов здорового образа жизни, на использовании методов просвещения. При этом личностный и мотивационный компоненты воспитания были выражены слабо.

Новые возможности и перспективы в воспитании здорового образа жизни у школьников появились с развитием концепции личностно ориентированного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) [19, с. 11-17] и валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко и др.).

В наш век НТР, компьютеризации, воспевания денег идёт тенденция к бессердечию: многие взрослые и дети разучились сострадать, общаться, помогать друг другу; понимать, что за деньги можно купить всё, кроме здоровья [20, с. 33-37]. Поэтому с самого раннего детства сначала в семье, потом в детском саду и школе необходимо приучать детей к здоровому образу жизни.

Формирование здоровой личности является одной из главных задач педагогики, педагоги прошлого оставили нам в наследство свои мысли о целях, задачах физического воспитания в семье и учебных заведениях, разработали его содержание, методы, обосновали необходимость ведения здорового образа жизни.

Литература

1. Колесов Д.В. Здоровье через образование // Биология в школе. 2000. № 2.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1875.

3. Коменский Я.А. Сочинения. СПб., 1875.

4. Локк Д. Мысли о воспитании / Пер. с англ. А. Басистого. М., 1896.

5. РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969.

6. Он же. Эмиль, или о воспитании / Пер. с франц. П. Первова. М., 1896.

7. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошкольной, зарубежной, педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

8. См.: Вендеровская Р.Б. Традиции как аксиологическая проблема в истории образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии отечественного образования. М., 1994.

9. Песталоцци Г. Избр. пед. соч. М., 1896. Т.3.

10. Спенсер Г. Основания науки о нравственности / Пер. с англ. И.И. Билибина. СПб., 1880.

11. 2001. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М., 17. Сухомлинский ВА. Сто советов учителю. Киев, 1984.

12. ПироговН.И. Избр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1965. 18. Уруймагов Х.А. Антология педагогической

13. 1974. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М., мысли Северной Осетии / Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ, 1993.

14. Толстой Л.Н. Пед. соч. / Сост. Н.В. Вейкшан. 19. Щербо И. Наш выбор - здоровый образ жизни

М., 1989. // Директор школы. 2002. № 10.

15. 1951. Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 5 т. Т.1. М., 20. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагоги-

16. Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. ка. 1997. № 4.

Т.1 / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ_28 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.