Научная статья на тему 'Идеи социально-педагогического наследия в структуре андрагогической парадигмы образования'

Идеи социально-педагогического наследия в структуре андрагогической парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / SOCIALLY-PEDAGOGICAL IDEAS / ANDRAGOGIQUE PARADIGM OF EDUCATION / ANTHROPOCENTRISM / HUMANIZATION OF EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальцева С. В., Иванищева Н. А.

В статье проводится анализ развития идей педагогов предыдущих периодов, обогащающих современную теорию и практику образования. Обоснована значимость социальнопедагогических идей в разработке содержания и структуры андрагогической парадигмы образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of development of ideas of teachers of the past, who are enriching modern theory and practice of education, is made by the author. The importance of socially-pedagogical ideas in maintenance and andragogique paradigm structure of education is proved in the article.

Текст научной работы на тему «Идеи социально-педагогического наследия в структуре андрагогической парадигмы образования»

«дискуссия

журнал научных публикаций

С. В. Сальцева, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Н. А. Иванищева, канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия

ИДЕИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В СТРУКТУРЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-педагогическое осмысление сущности и структуры социально-андрагоги-ческой парадигмы образования базировалось на анализе идей социально-педагогического наследия, задающего основу проектирования и реализации обновленной парадигмы образования в современном педагогическом университете. Успешное развитие педагогического знания невозможно без глубокого анализа его исторических предпосылок. Для понимания состояния, проблем и перспектив развития педагогики важно введение в ее контекст забытых имен и крупных работ, современное прочтение многих ее страниц, с точки зрения многообразия методологических парадигм.

Доминантой современной государственной политики в области образования провозглашается его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности при реализации непрерывного образования на протяжении всей жизнедеятельности человека. Стратегической целью образовательного процесса выступают формирование и успешная социализация личности, принимающей общечеловеческие ценности, способной к созиданию, продуктивному диалогу с природой и социумом на основе профессиональной и социальной компетентности.

В качестве главной цели воспитания в истории педагогики наиболее

часто называлось формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальным кругозором. Так, социально-педагогические позиции русского ученого и хирурга Н. И. Пирогова ярко проявились в реорганизации всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, учета научного подхода и преемственности всех ступеней образования. Подчеркивалось, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке — это воспитание. Гуманистическая идея воспитания «истинных людей» способствовала подготовке к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»1. Н. И. Пирогов восстает против ранней, преждевременной специализации обучающихся, которая обедняет, сужая, их социальный кругозор и тормозит нравственное развитие.

Представители общественно-педагогической мысли России 40 - 50-х гг. XIX в.

/■-\

Доминантой современной государственной политики в области образования провозглашается его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности при реализации непрерывного образования на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Ч_У

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

(В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. С. Хомяков, Н. Г. Чернышевский и др.) наряду с вопросами о том, как обустроить социально-справедливое общество, активно разрабатывали проекты организации воспитания и образования в реформируемом обществе, пути совершенствования человека2.

Новые, прогрессивные задачи поставил перед воспитанием В. Г. Белинский. Воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения и национальной принадлежности. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии — быть человеком»3. Особый интерес уделял он внедрению в школы новой методики обучения, построенной на активности и самостоятельности обучающихся, учитывающей их возрастные особенности и индивидуальные склонности. К важнейшим учебным предметам отнесены гуманитарные науки (родной язык, литература, история), помогающие нравственному воспитанию, «очеловечиванию» людей; большое значение придавалось естественным наукам, которые сообщают в высшей степени полезные сведения, «сильнее всего могут заинтересовать детей. Этот предмет им близкий, они на каждом шагу сталкиваются с природой, природа сродни детям»4.

Педагогические воззрения Н. Г. Чернышевского связаны с антропологическим подходом к воспитанию, провозглашавшим человека как высшее создание природы, формируемое под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Его мысль о социальной обусловленности воспитания была положена в основу педагогического идеала «новый человек», который должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага2.

Вопросы общечеловеческого воспитания постоянно находились в сфере внимания Н. А. Добролюбова. Цель воспитания он определял как формирование активной

Человек — это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание.

Ш /

личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. В трактате «О значении авторитета в воспитании» (1857) сформулированы основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. Пропагандировалась необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Исходя из принципа антропологизма, доказывалось, что человек — это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. Настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности человеческой природы и опираясь на них, разумно руководили развитием учащихся, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления качеств передового человека5.

Л. Н. Толстой в своих педагогических исканиях в начале 60-х гг. XIX в. признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка, и потому считал его недопустимым, вследствие чего ограничивал образование лишь передачей знаний обучающимся. Однако в более поздних работах он писал о неразделимости образования и воспитания. Народный учитель высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе; он близок к неодушевленным существам — к растению, к животному, к природе»6. Идея развития — основополагающая в концепции Толстого. Развитие ребенка все дальше удаляет нас от его «первобытных черт гармонии», и все «невозможнее делается достижение воображаемого первообраза совершенства взрослого человека»7. Школа должна быть построена для ребенка по принципу социо— и культуросоо-бразности, помогать его свободному развитию.

Н. Г. Чернышевский

«дискуссия

журнал научных публикаций

В социально-педагогическом наследии К. Д. Ушинско-го особый интерес для нашего исследования представляют идеи педагогической антропологии. В центре антропологических наук предметом воспитания должен быть сам Человек и всеобъемлющее, целостное знание о Человеке: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»8. К. Д. Ушинский настоятельно советовал педагогам изучать физическую и душевную природу человека, исследовал физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные. Его педагогической цель заключалась в том, чтобы отыскать резервы воспитания человека, «в самой природе человека» почерпнуть «средства воспитательной деятельности». Усовершенствование природы человека — его души и тела, педагогическими мерами и правилами, по мнению ученого, приведет к созданию идеала «совершенного человека».

На рубеже XIX — ХХ столетий шло становление русской реформаторской педагогики (В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, П. Ф. Кап-терев, П. Ф. Лесгафт, Н. О. Лосский и др.), высказывалась идея развития, утверждалась точка зрения на обучение и воспитание как единый процесс. Антропоцентризм и социальная ориентация русской философской мысли в начале ХХ в. обусловили гуманистическую направленность педагогического поиска. Одной из характерных особенностей нового педагогического видения стало целостное восприятие человека. Это в основном отражало общеметодологический подход прогрессивной русской науки к проблемам личности. Суть подхода заключалась в ориентации на комплексное изучение личности как сложной развивающейся системы, находящейся в прямой зависимости от условий жизни, социальной среды, способных

изменить его наследственные свойства, но сохраняющей при этом свою неповторимую индивидуальность и способность в процессе деятельности целенаправленно изменять негативные факторы среды.

П. Ф. Лесгафт как ученый-медик одним из первых попытался дать естественнонаучное обоснование развития и воспитания личности ребенка. Применяя антропологический принцип в педагогике, он стремился подойти к решению проблем формирования личности с «природных» позиций9.

Крупнейший теоретик-дидакт

П. Ф. Каптерев, рассматривая человека в его целостности, указывал на необходимость выстраивать образовательный процесс в единстве обучения, воспитания и развития, советовал педагогам опираться на природу ребенка, его физиологические и психические особенности и учитывать влияние социальных факторов10.

В свете общей концепции «эволюционной» педагогики В. П. Вахтерова обучение рассматривалось как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка. Его отдельные суждения по данному кругу вопросов были близки к высказываниям П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, К. Н. Вент-целя и др. его современников, однако много в них было и оригинальным. Например, В. П. Вахтеров говорил о том, что сущность познавательной деятельности состоит не в привнесении разума в действительность, а в познании природы, ее закономерностей, которые имеют объективный характер. «... педагог, содействуя развитию природных сил обучающегося, в то же время приготовляет его к деятельному участию в современной общественной среде. И педагог должен знать эту среду, как в политическом, так и в экономическом и социальном отношении, и знать, в каком направлении она развивается, потому, что от характера этой среды будет зависеть программа его обучения»11.

Известный русский философ и психолог, Н. О. Лосский считал, что образование человека на протяжении всей жизни должно развиваться как

Усовершенствование природы человека — его души и тела, педагогическими мерами и правилами приведет к созданию идеала «совершенного человека».

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

непрерывное духовное становление личности по направлению к «Абсолютному совершенному духовному существу»12.

Для В. В. Зеньковского центром внимания было исследование гуманистически-религиозных оснований воспитания и образования человека. В своей оригинальной философско-педагогической системе он сводил сущность воспитания к идее спасения души, а главную задачу воспитания видел в помощи учащемуся найти себя, руководствуясь наставлениями учителя, научиться

•г

С. И. Гессен

Сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).

преображать свой «природный состав», направить на благо и воссоединить в себе наследственное, социальное и духовное начала. Он обратил внимание на двойственную природу личности: «Личность двойственна в своем самопонимании...она служит себе лишь постольку, поскольку служит социальной среде, она понимает ■ себя постольку, поскольку понимает живую социальную среду»13.

В рамках нашего исследования представляет научный интерес целостная концепция педагогического процесса в начальной школе, представленная С. И. Гессеном в качестве составной части «педагогики культуры». Определив начальное образование в опоре на синтез аксиологического и антропологического подходов в качестве одного из важнейших этапов, с одной стороны, интенсивного психофизиологического развития, с другой, — духовно-нравственного созревания личности обучающегося, С. И. Гессен видит его цель в том, чтобы раскрыть потенциальные возможности учащихся, полностью и гармонично развить силы и способности, воспитать в духе общечеловеческих ценностей. Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько

должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное)14.

Идеи концепции общественного воспитания (П. Ф. Капретев, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель) в 1920 -1930-е гг. нашли отражение в теории социального воспитания. Т. С. Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал изучать ее и педагогизировать. Под педагогиза-цией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных социально-педагогических условий воспитательного воздействия, способствующих всестороннему развитию личности обучающегося15.

В. А. Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, эмоции и т. д.), а, с другой, — те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Он был сторонником ранней социализации ребенка, его раннего приобщения к нравственным и духовным ценностям общества, созданным старшими поколениями. Призывал педагогов всесторонне изучать человеческую личность: « .надо знать ребенка, знать его силу и слабости, понимать его мысли, переживания, бережно прикасаться к его сердцу»16.

Анализ идей социально-педагогического наследия позволил осмыслить сущность и структуру социально-андрагогической парадигмы образования.

Социально-андрагогическая парадигма образования представляет собой модель, образец образовательной деятельности в совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев,

дискуссия

журнал научных публикаций

проверенные в историческом опыте идеи антропоцентризма, гуманизма, социальности, целостности, уважения к личности, что воплощает гуманистическую социально-личностную направленность образования, ориентированного на развитие и самореализацию сущностных сил, творческих способностей и профессионального опыта в процессе непрерывного образования в течение всей жизни человека. ^

Мастерство педагога состоит в умении творить вместе настоящую насыщенную событиями и смыслом познавательную деятельность.

влияющих на развитие педагогической науки и практики в их взаимосвязи; характеризуется, в зависимости от понимания бытия профессиональной педагогической деятельности, как система знаний о взрослом человеке, его профессиональном, карьерном и личностном росте в течение всей жизни, в соответствии с потребностями личности и запросами общества.

Структура социально-андрагогической парадигмы образования включает совокупность идей о человеке как о биопсихосоциальной полисистеме, целостном существе. Знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и возможностей его развития усиливает эффективность педагогического взаимодействия в процессе образовательной деятельности. Мастерство педагога состоит в умении творить вместе настоящую насыщенную событиями и смыслом познавательную деятельность. Развитие личности рассматривается при этом в широком жизненном и профессиональном контексте, где возможны противоречия жизненных обстоятельств и социальных влияний.

Таким образом, идеи социально-педагогического наследия, положенные в основу содержания и структуры социально-андра-гогической парадигмы образования, отражают требования к организации образования с максимальным учетом личностных интересов, реальных возможностей развития обучающегося в соответствии с социальными запросами общества. При этом востребованы

1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. С. 36.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 5.

3. Там же. С. 296.

4. Там же. С. 300.

5. Там же. С. 466 - 486.

6. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Избр. соч. / Сост. Л.И. Соболева: В 3 т. М.: Худож. лит-ра, 1989. Т. 3. С. 363.

7. Там же. С. 364.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч.: В 2 т. М.; Л.: АПН, 1950. Т 1. С. 23.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX — начало XX в.) / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. С. 232 - 237.

10. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсентьева. М.: Педагогика. С. 172.

11. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // Избр. пед. соч. / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. С. 341.

12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.

13. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Русский путь, 1996. С. 321.

14. Гессен С.И. Избранное. М.: Рос. полит. энциклопедия, 2010. С. 567 - 568.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX — начало XX в.) / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. С. 254 - 258.

16. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.