Comparative analysis of the domestic and foreign pedagogic experience of work with youth subcultures
There is given the comparative analysis of the domestic and foreign pedagogic techniques of work with youth subcultures. There are determined the possibilities of foreign experience use in our country.
Key words: subculture, youth subculture, socio-peda-gogical work, pedagogic experience.
о.В. ВолодинА
(Петрозаводск)
развитие идей
гуманистической педагогики в россии
Рассматривается процесс развития и становления гуманистической идеологии в России. Исторический обзор позволяет проанализировать передовой гуманистический опыт прошлого с целью дальнейшего совершенствования методов обучения, воспитания и самосовершенствования в современной системе образования, нацеленного на развитие человека.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистическая педагогика, аксиологические ориентиры образования, миротворческое образование.
Подъемы и спады в развитии гуманистической педагогики в России зависели от политической идеологии в конкретный исторический период. Порой гуманистические идеи были в полном забвении, а образовательная практика воплощала крайние формы авторитаризма. Однако в истории России было несколько подъемов гуманистической идеологии в образовании и воспитании, когда активно разрабатывались содержательный и технологический компоненты.
Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения были приняты общественными деятелями России конца XVIII в. (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, Г.С. Сковорода,
А.Н. Радищев и др.). После отмены крепостного права в России были инициированы процессы переосмысления нравственных ценностей, признания самоценности человеческой лично-
сти, гуманного отношения общества к женщине и детям.
Со второй половины XIX в. значительный вклад в разработку теории и практики образовательного процесса внесли выдающиеся деятели просвещения Н.И. Пирогов, П.Г. Редькин, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Лес-гафт. В основу гуманизации образования они положили идеи уважения личности учащегося, развития его природных способностей, свободы выбора и свободы творчества учителя и ученика. С данного периода отчетливо выделяются три ведущие направления гуманистической педагогики России: абстрактное, практическое и универсальное.
Абстрактный гуманизм заявлял об уважении прав личности не только взрослого, но и ребенка. Представители этого направления (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, П.Г. Редькин и др.) изучали гуманистическую установку педагогики только теоретически, без должного методологического подкрепления. Тем не менее развитие гуманистической проблематики в образовании и воспитании деятелями этого направления, несмотря на ограниченность практической составляющей, повлияло на российскую педагогику. Впервые именно абстрактные гуманисты заявили о невозможности построения отношений учителя и ученика на авторитарных принципах.
Практический гуманизм провозглашал самоценность личности учащегося. В технологии обучения и воспитания учитывались индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Особое значение придавалось практической стороне образования и воспитания. Созданные и применяемые в практике технологии обучения отображали заявленные теоретические положения. В практическом гуманизме русской педагогики различаются три течения: национальное (К.Д. Ушинский,
B.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов,
C.А. Рачинский), психологическое (П.Ф. Кап-терев, П.Ф. лесгафт) и эволюционное (В.П. Вахтеров). Практический гуманизм ориентировался на улучшение сложившейся системы обучения и воспитания посредством изменения взаимоотношений учителя и ученика в образовательной практике.
Универсальный гуманизм строился на основе свободы выбора и свободы творчества всех участников учебно-воспитательного процесса. Педагоги-гуманисты Л.Н. Толстой,
© Володина О.В., 2013
К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посатов, С.Н. Ду-рылин, А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий и др. провозгласили каждого ребенка как самоценную личность с субъективной исключительностью и имманентно свойственным ей творческим потенциалом. Они отвергали педагогические цели, методы и средства, не учитывающие индивидуальные особенности, интересы и наклонности учащихся. Активность, творчество и свобода участников образовательного процесса базировались на высоком уровне профессиональной квалификации педагога, обеспечивающего адекватность используемых им методов и средств целям гуманистической педагогики.
Идея гуманизма была близка мыслителям русской идеалистической философии конца XIX - начала XX в. Русские философы в своих работах представили образ духовного и нравственного человека, олицетворяющего теорию развития гармоничной личности. Философско-гуманистические идеи духовности, развития высших нравственных качеств (альтруизма, милосердия, доброты, прощения и др.), познания самого себя, необходимости самообразования и самореализации личности являются концептуальным началом теории гармоничного развития личности в гуманистической педагогике. Гипотетические философские образы гуманистической личности типичны для русского человека, близки его духу и ментальности. Мировоззренческие размышления русских мыслителей повлияли на идейное содержание философии гуманистической педагогики того периода и имеют тенденцию к развитию в современных гуманистических доктринах.
Идеи гуманизма были также востребованы философами-богословами конца XIX - начала XX в. (Ф.А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, М.М. Тареев, В.И. Несмелов, М.И. Каринский, еп. Никанор (А.И. Бровко-вич), о. Павел Флоренский и др.). Они интерпретировали личность как святыню, абсолют, что послужило исходным положением персонализма как идеалистического направления философии и педагогики.
Русские космисты (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.Н. Рерихи, В.С. Соловьев,
А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский и др.) трактовали цели и задачи образования исходя из активно-эволюционной миссии каждого человека. По их мнению, Космос, живая и неживая природа и человек есть функциональ-
но развивающееся и изменяющееся единство. Именно человек как разумное и одаренное свободой воли существо вершит эволюцию мировой цивилизации. Человек и Вселенная как часть и целое двусторонней направленности (Человек есть Вселенная, и Вселенная есть в Человеке) находятся в непрерывном развитии и формируют друг друга. В этом проявляется космоэволюционная миссия человека. Цель образования и воспитания русские кос-мисты видели в подготовке учащегося к его миссии созидания. Цель человеческой жизни -осознание своей роли в этом мире и принятие ответственности за его создание, - это также цель образования и воспитания. Однако творение мира начинается с правильной организации собственной души. Исходя из этого, цель образования и воспитания - формирование в учащихся устойчивой творческой тенденции к совершенствованию как внутри собственной личности, так и во внешних проявлениях. Методологическая база педагогических идей русского космизма содержит аксиологический подход. Человек предстает как самоценность, ценность для общества и главное - как ценность для космоэволюции. Образование, воспитание и саморазвитие личности являются первостепенными факторами процесса гармонизации Космоса как единого целого. Следовательно, понимание глобального космоэволюционного значения образования и воспитания ориентирует как учителя, так и учащегося на всестороннюю творческую реализацию. Заявленные русскими космистами цели образования и воспитания подразумевают разрешение следующих педагогических задач: формирование целостности вселенского сознания учащихся; раскрытие, сохранение и развитие в ребенке индивидуальных особенностей; учет природных потенций учащегося; ориентация учащихся на инициативность и творчество; самостоятельность и активная деятельность учащихся; воплощение в образовании, воспитании и самообразовании монолитного триединства - Добра, Истины и Красоты, символизирующего мировую гармонию.
Аксиологические ориентиры образования основываются на культурологической концепции духа и духовности (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, М.С. Каган, П. Флоренский и др.). Духовные ценности - вера, духовная любовь, духовная свобода и совесть - выступают в педагогике центральными культурнообразовательными ценностями. Вера обусловливает существование человека, является пер-
вопричиной всего происходящего в его жизнедеятельности. Жить - значит выбирать и стремиться служить той ценности, в которую веришь (И.А. Ильин). Духовная любовь дарует человеку духовную свободу. Обладая духовной свободой, человек может наполнять свою жизнь истинно высоким содержанием. Духовная любовь, в отличие от инстинктивной, не идеализирует объект своей любви, а дает новые потенции самому любящему. Фундаментальной человекообразующей ценностью является совесть как внутренний цензор, высший судья. Совесть устремляет человека к совершенному, потому что совесть есть сам человек с идеальными качествами. Совесть - источник чувства ответственности, акт внутреннего самоосвобождения (И.А. Ильин). Духовные ценности представлены в системе культурных ценностей, освоение которых является задачей образования. Приобщаясь к культурным ценностям, человек из природного существа превращается в культурную личность. Образование есть культура личности, освоение таких культурных ценностей, как образованность (наука, искусство, нравственность, религия), гражданственность (право и государственность), цивилизация (экономика и техника) (С.И. Гессен). Философско-педагогическая доктрина, представленная русскими мыслителями-космистами, раскрыла большой гуманистический потенциал и потому повлияла на дальнейшее развитие и становление педагогической теории и практики в России.
Следующий подъем гуманистических идей в педагогике был в начале XX в. в связи с революционными событиями 1905 г. Новое поколение педагогов (П.Ф. Каптерев,
B.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.В. Чехов,
C.Т. Шацкий и др.) вновь обратились к общественности с гуманистическими идеями обучения и воспитания. Педагоги этого исторического периода заявляли о необходимости создания свободной школы не на традиционных авторитарных, а на гуманистических принципах.
Революция 1917 г. ознаменовала свободу, равенство и братство людей как стержневые принципы построения молодой советской республики. Учителя советской системы образования 1920-х гг. (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.), как и их коллеги-педагоги дореволюционной России (П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, С.Т. Шацкий, А.Г. Калашников, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевич,
Е.Н. Медынский и др.), использовали творчески и избирательно положительный опыт практического и универсального гуманизма в педагогике.
В начале 1930-х гг. интенсивно начало развиваться новое направление - социальный гуманизм - развитие индивидуальности личности только через социум (коллектив) и для социума (коллектива). Согласно теории А.С. Макаренко, коллектив был определен как «целеустремленный комплекс личностей». Однако результативность коллективистского воспитания достигается только в условиях «педагогики индивидуального содействия».
Период так называемой «политической оттепели» (50-60-е гг. XX в.) характеризуется главенством коллективного над индивидуальным, общественного над личным. Однако некоторые деятели педагогической теории и практики того периода активно смещали акценты в сторону приоритета индивидуального (Л.И. Божович, В.А. Сухомлинский, Т.Е. Конникова, Л.Н. Новикова, А.В. Петровский и др.). В связи с этим наблюдалось активное идеологическое противостояние гуманистической и авторитарной педагогики. Особенно это проявлялось в критике работ
В.А. Сухомлинского. Педагогическая концепция коллективистского воспитания В.А. Су-хомлинского (от личности к коллективу) противопоставлялась теории А.С. Макаренко (от коллектива к личности). С позиции партийноклассового подхода отвергались принципы гуманизма во всех сферах жизнедеятельности человека. В педагогике подвергались критике идеи свободы участников учебного процесса и любви к ученику.
Гуманистические идеи «политической оттепели» получили развитие в 1970-1980-х гг. Передовые деятели в области образования и воспитания исследовали тему коллектива и личности (Т.Е. Конникова, Л.И. Божович, Л.И. Новикова, А.В. Петровский и др.), цели и содержание воспитания (О.А. Газман, А.В. Мудрик и др.), формирование духовных потребностей школьников (Ю.В. Шаров), развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, Д.Б. Эльконин и др.), педагогическое стимулирование (З.И. Равкин), развитие познавательного интереса учащихся (Г.И. Щукина), выбор оптимальных методов обучения (Ю.К. Бабарский, И.Я. Лернер, М.И. Махму-тов и др.), содержание образования (В.В. Кра-евский, В.С. Леднев, М.Н. Скалкин и др.), становление творческой личности учителя
(Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, В.А. Сласте-нин, А.Н. Щербаков) и т.д.
На развитие гуманистической педагогики конца 1970-х - начала 1980-х гг. повлияла «педагогика сотрудничества» (Ш.А. Амо-нашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.). Теоретические идеи и практическое воплощение этого направления усилили значимость личности ученика в педагогическом процессе. С позиции «педагогики сотрудничества» учащийся и учитель выступают равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса. Введенные в практику новые педагогические приемы и методы благотворно повлияли на развитие творческого потенциала субъектов педагогического процесса. Социально-ориентированная педагогическая теория и практика постепенно становилась лич-ностно развивающей.
Политика Советского государства в середине 1980-х гг., названная перестройкой, ознаменовалась сменой ценностных ориентиров в обществе. В педагогике антропоцентризм сменил социоцентризм, что в очередной раз активизировало возрождение гуманистических традиций. Основой нового педагогического мышления были провозглашены принципы практического и универсального гуманизма. Духовные ценности - человек как самоценная личность, свобода, мир, добро, истина и красота и др. - стали основой идеологии нового педагогического мышления. Духовные интересы и идеалы, сформированные посредством приобщения к духовным ценностям, стимулируют мотивы самореализации и самоутверждения личности в активных проявлениях. Они формируют гармоничный внутренний мир личности, повышают ее самосознание и активизируют жизнедеятельность. В результате происходят возвышение личности, переход от прагматических и меркантильных потребностей к духовным.
Новое педагогическое мышление модифицирует цели и задачи современного образования, его содержание и технологии обучений. Цели образования и воспитания определяются «признанием безмерности личности» (В.В. Давыдов). Они осуществляются в контакте учащегося с духовно-нравственной личностью педагога, которая становится критерием поведения ученика, его общения с окружающими, его оценок и суждений (В.А. Сухомлинский). Кроме того, учащийся развивается как культурно-исторический
субъект (В.С. Библер, А.В. Хуторской). В образовательном процессе проявляются субъектно-субъектные связи и отношения духовной и практической составляющих. Педагогический процесс ориентирован на логику не столько преподавания учебного предмета, сколько развития учащегося как субъекта. Содержание нового педагогического мышления в образовании и воспитании обеспечивает самоопределение и самореализацию развивающейся гармоничной личности в различных сферах ее жизнедеятельности.
Основные установки современной российской педагогики находятся в синтезе с мировым гуманистическим мировоззрением. Миротворческое образование и воспитание нацелены на перенос общечеловеческих ценностей в духовно и нравственно значимые установки личности. Это достижимо в результате решения следующих педагогических задач: объяснение учащимся интернациональной важности проблем современной мировой цивилизации; разъяснение приоритета гуманистического принципа в сравнении с технократическим и утилитарным в развитии личности и общества; формирование умений диалога и компромисса с целью разрешения конфликтов, сохранения «мира в мире» для современных и будущих поколений. Миротворческое образование объединяет всех людей в единство во имя сохранения мира. В этом проявляется международная солидарность как нравственный императив и обязательное условие всеобщего выживания. Признание этого безусловного принципа существования мировой цивилизации нашими современниками и потомками является задачей современного образования.
Development of humanistic ideology in the history of Russia
There is considered the process of development and establishment of humanistic ideology in Russia. Historical review allows analyzing progressive humanistic experience of the past with the aim of further improvement of the methods of education, upbringing and selfperfection in the modern system of education aimed at personal development.
Key words: humanism, humanistic pedagogy, axio-logical guidelines of education, peacemaking education.