РАЗДЕЛ XV ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 613
Хакимова Гульнара Ахметхабибовна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель, замемститель декана по воспитательной работе естественно-географического факультета Нижневартовского госу-дартсвенного гуманитарного университета, gulnaranv09@rambler.ru, Нижневартовск
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Khakimova Gulnara Ahmethabibovna
The candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of Nizhnevartovsk state humanitarian university, gulnaranv09@rambler.ru, Nizhnevartovsk
ISTORIKO-PEDAGOGICAL ASPECT OF FORMATION OF HEALTH OF CHILDREN
Этапы Нового и Новейшего времен характеризуются бурным развитием всех наук, в том числе затрагивающих и вопросы воспитания детей и подростков, а также вопросы формирования их здоровья. Огромный вклад в развитие этих наук внесли фундаментальные труды следующих педагогов: в Западной Европе - Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци; в России - И. И. Бецкого, Ф. И. Янковича де Мириево, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского,
Н. Г. Чернышевского, П. Ф. Лесгафта, Е. Н. Водовозовой, М. Монтессори,
В. А. Сухомлинского и др. Рассмотрим их взгляды более подробно.
Я. А. Коменский был первым педагогом, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется, как часть природы, ее главнейшим, всеобщим законам. В работе «Великая дидактика» в 15 главе «Основы для продления жизни» Я. А. Коменский указывает, что жизнь может быть полноценной лишь при условии полноценного здоровья. Он пишет: «Мы обязаны защитить тело от болезней и несчастных случаев, потому, что есть жилище души, и притом единственное...», и для этого «мы обязаны заботливо ухаживать за этой телесной оболочкой». Далее им отмечаются три условия, необходимые для сохранения в бодром состоянии нашего тела. Подобно дереву, человеку для долгого существования нужна, во-первых, постоянная влага: «Влага нужна дереву, потому что без нее оно вянет и сохнет. Но влага нужна дереву умеренная, так как при лишней влаге корень загнивает. Таким же образом телу нужно питание, так как без него оно истощается от голода и жажды, но питание должно быть без излишеств, чтобы способность пищеварения не затруднялась и не ослаблялась. Для сохранения телесной силы нужна не только умеренная, но и простая пища. 298
Хотя бы и самое нежное дерево садовник поливает не вином или молоком, но обычной для растений влагою, водою». Во-вторых, - частое испарение: «Человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения или игры». В-третьих, - переменный отдых в виде ночного и дневного сна, а также «бесед, игр, шуток, музыки и тому подобных развлечений, восстанавливающих силы внешних и внутренних чувств» [4, с. 321]. И только при соблюдении этих трех условий, как подмечает автор, возможно долго сохранить здоровье и жизнь.
Новаторские идеи еще одного представителя рассматриваемого периода Д. Локка заключались в том, что он рассматривал процесс становления и воспитания человека в неразрывном единстве его физического, психического и умственного здоровья. В его трактате «Мысли о воспитании» первые параграфы посвящены вопросам сохранения и укрепления здоровья. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», «В здоровом теле - здоровый дух» - особенно подчеркивал он. Локк подробно обосновывает необходимость выполнения следующих правил относительно здоровья: «обилие свежего воздуха, упражнения, сон, простая пища; никаких вин или крепких напитков; очень мало лекарств, не слишком теплая и не слишком тесная одежда; приучать голову и ноги к холоду, часто обмывать ноги холодной водой и приучать их к сырости» [8, с. 72; 9, с. 145]. При этом он обращается не к врачам, которые лечат больных детей, а к родителям, которые без помощи медицины должны сделать все от них зависящее для оберегания и укрепления конституции своих детей.
Последователем Я. А. Коменского является Ж.-Ж. Руссо. В «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он доказывает, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило и принесло ему несчастье. Руссо считает, что «на ребенка воздействуют три источника воспитания: природа, окружающие и вещи. Природа - развивает способности и органы чувств; люди - учат, как ими пользоваться; а воспитание от вещей рассматривает как собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которым он сталкивается, и которые на него воздействуют. Поскольку воспитание природой от нас не зависит, надо приноравливать к нему воспитание, даваемое людьми, используя и воспитание, даваемое вещами, поскольку оно в известной степени зависит от людей. Поэтому воспитание должно быть естественным и природосообразным, то есть следовать развитию ребенка...» [9, с. 199].
Физическому воспитанию Руссо отводит особую роль в самом начале жизни ребенка: от рождения до двух лет. С его точки зрения, воспитатели обычно против природы «спеленывают, укладывают с неподвижной головой, с вытянутыми ногами, с уложенными вдоль тела руками; он завернут во всякого рода пеленки и перевязки, которые не позволяют ему переменить положения. Счастье его, если он не стянут до того, что нельзя дышать...». По его мнению, так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе. Поэтому он подробно останавливается
на физическом воспитании Эмиля, указывая как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы. Он пишет «нужно научить ребенка, чтобы он умел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока, презирать избыток и нищету, жить, если придется во льдах Исландии или на раскаленном утесе Мальты» [9, с. 201].
И. Г. Песталоцци в своем труде «Метод. Памятная записка Песталоцци» [9, с. 322] рассматривает дидактические поиски, направленные на психо-анализацию процесса обучения с целью построить его естественным путем (от простого к сложному). Песталоцци развивает идею Коменского о природосообразности воспитания, однако пытается преодолеть натуралистическую трактовку этого принципа. Он предлагает построить обучение в соответствии со специфическими потребностями, интересами и чувствами ребенка с целью развития его мышления. Идея развивающихся целей и задач воспитания положена в основу разработанной И. Г. Песталоцци теории элементарного образования, которая включает теории умственного, физического и нравственного развития.
В работе «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» целью физического элементарного образования он рассматривает «правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков». При этом предлагает физическое воспитание осуществлять «на принципе простоты, последовательности и гармоничности их развития», и отмечает необходимость того, чтобы «физическое воспитание исходило из самого ребенка, чтобы первые стимулы и первую сферу приложения оно старалось найти в силах самого ребенка и его инстинктивном стремлении к их развитию». С другой стороны Песталоцци рассматривает и «однобокость развития в физическом отношении», которая, по его мнению, порождает «и наглых шарлатанов, и злоупотребляющих физической силой хищников, и несчастных, нагруженных непосильной ношей ослов». Поэтому он надеется на самозащиту и самопомощь, он считает, что это «единственно возможные средства против кулачного права, и на этом мудром основании покоится единственная надежда всех благородных умов, начиная от трона и вплоть до самых жалких хижин» [9, с. 321].
Особое место в нашем исследовании занимает деятельность замечательного педагога и общественного деятеля И. И. Бецкого. В своем докладе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (который в дальнейшем получил силу закона) он указывает на необходимость воспитания в России «новой породы людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений. При этом большое значение придает физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». О значении физических упражнений для здоровья И. И. Бецкой подробно останавливается в следующем своем сочинении «Генеральный план императорского Воспитательного дома», в котором упражнение в натяги-
вании лука рассматривает как наиболее оптимальное для «ободрения тела» [1, с. 152]. «Упражнение в натягивании лука много здоровью способствует, приводит в движение все мышцы в руках, в плечах, в груди и в спине: расширяет грудь, отчего раздается и легкое; помогает обращению крови и пр.» [5, с. 78].
Среди других работ И. И. Бецкого интерес представляет «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором им рассматриваются вопросы воспитания детей, в том числе имеющие отношение и к сохранению здоровья с учетом возрастных особенностей подрастающего поколения. Среди воспитательных средств он большое значение придает личной гигиене, режиму питания, закаливанию, развитию органов чувств и физическим упражнениям, преимущественно играм. «Великая польза для здоровья, ежели дети приучены к снесению холода. Не допускать их быть долго там, где воздух не довольно переменяется. Иметь великое попечение о зубах: содержать их чисто, не давать грызть ягодных косточек, ничего жесткого и никаких сластей, сверх того, частое употребление зубочисток вредно, словом, что колит десну и портит зуб, употреблять не должно. Склонность, которую вселяет природа в сии блаженные лета, к игре и к увеселению есть главное средство к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения» [1, с. 189].
Проблему формирования здоровья детей не обошел в своих работах и один из активных участников по разработке учебных реформ в России Г. Н. Теплов. В произведении «Наставление сыну» в правиле 11, которое им обозначено как «здоровье свое почитай первым для тебя сокровищем» перечисляет некоторые факторы здорового образа жизни и основным среди них считает режим. Он пишет: «Все твои дела, разделенные часами и благовременно, порядочнее оканчиваются и здоровья твоего не изнуряют. Старайся, чтоб из порядка, тобою принятого, ни один день не выступил доколь то в твоей воле остается. Привычка такая в юности сделает тебе другую природу на всю твою жизнь, и старость наградит твое в юности о себе попечение...» [1, с. 207].
Ф. И. Янкович де Мириево также рассматривает необходимость сохранения и укрепления здоровья. Так, в книге «О должностях человека и гражданина» во второй части «О попечении тела» он пишет: «Здравием тела нашего мы называем то состояние, когда тело наше свободно от всех недостатков и болезней. Здравие тела растворяет душу нашу радостию. Хворость же делает нас печальными, ввергает нас в нищету, бедствие и смерть. Итак, мы здравие тела нашего должны наблюдать». Далее им подвергаются изучению причины телесных недостатков и болезней, которые он разделяет на наследственные и те, которые «приключаются человеку в жизни, и потому оные случайны». Последние, по его мнению, «происходят: а) частию от других людей; б) частию от нас самих; в) частию также и от непредвиденных несчастных случаев» [1, с. 264].
В исследовании нельзя не отметить выдающиеся заслуги просветителя, писателя, оказавшего большое влияние на формирование мировоззрения педагогов России, в том числе и в области здоровья, Н. И. Новикова. В своем сочинении «О воспитании и наставлении детей» он впервые в России употребил слово «педагогика», которое обозначает «особую и важную науку о воспитании тела, разума и сердца». При рассмотрении телесного или физического воспитания Н. И. Новиков пишет: «первая главная часть воспитания - есть попечение о теле» и родители должны «стараться, о том, чтобы дети их имели здоровье и крепкое сложение тела» и подробно останавливается на таких факторах, формирующих здоровье детей, как питание и питье, одежда и движения. Он пишет: «Все грубые и жирные кушанья, также все кислые и горячие вредны детям; пища детская должна быть не испорченная приправами, а простая и натуральная. Самое лучшее питье для детей и для всех людей вообще есть вода. Она и молоко единственными служили средствами утоления жажды первым человекам, когда неизвестно еще было пиво, вино или другие искусством приготовленные напитки. Весьма вредно завивать детей в узкие пеленки. Сие правило, надлежит наблюдать во все последующие годы, чтоб детское платье не было узко, дабы не препятствовало оно свободному движению и образованию которой-ни-будь части тела. Особенно преступаемо бывает важное сие правило тогда, когда дети носят узкие башмаки, исподнее платье, камзолы и кафтаны, галстуки и шнурованья. Первое, человеку необходимое движение есть ходить. До пятого года надлежит им позволять только маршировать, бить в барабан и т. п., а запрещать все сильные движения. От пятого до двенадцатого года надлежит допускать детей играть мячом и другими подобными ему играми, которые дают хорошее образование телу...». При этом добавляет: «Все сии и подобные игры и телесные упражнения должны производимы быть на вольном воздухе, для того что сие не только возвышает и умножает пользу их для тела, но развеселяет дух...» [ 1, с. 289].
Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения рассматривались и А. Н. Радищевым. В одной из глав книги «Путешествие из Петербурга в Москву» он пишет: «Не забывайте никогда употреблять ваших телесных сил и чувств. Упражнение оных умеренное укрепит их не истощевая и послужит ко здравию вашему и долгой жизни. Если почувствуешь отвращение к явствам и болезнь постучится у дверей, воспряни тогда от одра твоего, на нем же лелеешь чувства твои, приведи уснувшие члены твои в действие упражнением и почувствуешь мгновенное сил обновление; воздержи себя от пищи, нужной во здравии, и глад сделает пищу твою сладкою, огорчавшую от сытости. Если сон удалится от твоего возглавия, - утомив члены до усталости, возляги на одре твоем и почиешь во здравие. Будьте опрятны в одежде вашей; тело содержите в чистоте; ибо чистота служит ко здравию...» [2, с. 107].
Несомненную ценность для исследования представляет трактат «О воспитании» А. А. Прокопович-Антонского, в котором им развиваются про-
грессивные идеи о назначении воспитания: укрепление «здоровья», развитие «качества ума и сердца». «Счастливы дети, кои родились от трезвых, воздержных и здоровых родителей!» - пишет он. Среди средств, укрепляющих здоровье, выделяет в первую очередь движения и физические упражнения и закаливание: «Не только освежают они тело, не только дают нам новые силы и бодрость, но еще предохраняют нас от праздности. Надлежит, сколько можно, ранее приучать детей к переменам внешнего воздуха и вообще к простоте жизни...». Отмечая при этом, соблюдение умеренности в своих поступках: «Излишество всегда пагубно. Сколько жертв пало под изнурительною тягостью несносных трудов!» [1, с. 349].
Существенный вклад в рассматриваемую проблему внес просветитель, философ и последователь А. Н. Радищева А. П. Куницын. В работе «Право естественное» в главе «Об отношениях между родителями и детьми» указывает на должность родителей «о прокормлении и воспитании детей своих», в том числе и «попечение о сохранении здоровья и жизни детей». Поэтому они должны «стараться о содержании и укреплении телесных сил детей своих; следовательно, могут предписывать им действия и упражнения, способные к развитию тела, и воспрещать занятия, противные здоровью или опасные жизни» [2, с. 146].
На формирование мировоззрения родителей в вопросах охраны здоровья детей существенное влияние было оказано и автором многих педагогических сочинений П. Н. Енгалычевым. В одном из произведений «О физическом и нравственном воспитании» он пишет о том, что «обязанность всякого благоразумного человека состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие...». А для этого он предписывает соблюдать почти одно правило, «которое состоит в том, чтоб дать природе свободно действовать. ..». Поэтому «надобно одевать детей в легкое и просторное платье; мыть их холодной и теплой водой; надобно, чтоб они ходили много, но без усталости, чтобы бегали, прыгали, плавали в воде, плясали, танцевали; не надобно давать им пить ни вина, ни пива, ни водки, ни чаю, ни шоколаду; весьма нужно давать детям много спать; нужно, чтоб они имели ежедневное испражнение на низ; непременно нужно, чтоб дети упражнялись в разных телодвижениях». Ведь, по его мнению, «Совершенное счастие на свете состоит в том, чтоб иметь основательный разум, добродетель и доброе здоровье» [2, с. 162].
П. Н. Енгалычев является автором также своего рода педагогической энциклопедии - «Словаря физического и нравственного воспитания», который представляет собой свод сведений по очень широкому кругу вопросов, в том числе и вопросов в области формирования здоровья.
Рассматриваемую проблему не обошел в своих работах и доктор медицины, философ и педагог И. М. Ястребцов. В сочинении «О системе наук, приличных в наше время детям...» рассматривает физическое воспитание в числе «трех родов чистого воспитания» и относит к нему: гигиену и гимнастику [2, с. 223].
Нельзя не отметить в исследовании сочинение педагога А. Г. Ободовско-го «Руководство к педагогике, или науке воспитания», в котором он в главе «Физическое воспитание» верно подмечает, что сохранение здоровья предотвращает множество душевных и нравственных недостатков. Поэтому «попечение о телесном здравии детей» должно начинаться «собственно до их рождения». «Цветущее, неповрежденное здоровье родителей обыкновенно бывает источником здравия для потомства. Разборчивое употребление пищи матерью, ее душевное спокойствие и отстранение от нее всех нравственно либо физически вредных впечатлений в период, когда она носит младенца в утробе своей, а впоследствии заботливое попечение о грудном питомце предохраняют сего последнего от весьма многих телесных недостатков и болезней, кои могут легко иметь влияние на саму его душу. Впоследствии в период младенчества, детства, отрочества и юношества главные статьи, на кои физическое воспитание обращает свое внимание, суть: пища, употребляемая детьми, воздух, коим они дышат, одежда их, телодвижение, влияние души на физический состав», - пишет А. Г. Ободовский [2, с. 259].
Осознание необходимости распространения грамотности в народе, в том числе и его просвещения в области здоровья, присутствовало и во взглядах известного педагога Н. П. Огарева. В своем проекте «Народная политехническая школа», который представляет большую теоретическую ценность как одна из попыток использования общего образования народа для улучшения крестьянского труда и быта. Заслугой его, несомненно, является то, что он обосновал новый тип школы для народа, хотя и неосуществимый в то время. Интерес для исследования представляет план школы сельского хозяйства, в котором также отмечается и образ жизни учеников, в котором рассматривает режим дня, гигиену питания, режим труда и отдыха, личную гигиену учеников. В расписание уроков на четвертом году обучения включает курс гигиены, при изучении которого впоследствии объясняется «почему что здорово или нет» [2, с. 405].
Проблема формирования здоровья рассматривалась и В. Г. Белинским в сочинении «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей». В нем им особо подчеркивалось значение физического воспитания, которое, по его мнению, «доставляет крепость телу, дает ему ловкость, гибкость, приятность в движениях, предохраняет человека от болезней и делает здоровым до самой смерти» [3, с. 17].
Огромный вклад в теорию сохранения, укрепления и формирования здоровья внес известный ученый, врач и педагог Н. И. Пирогов. В своем сочинении «Циркулярное предложение гг. директорам училищ Одесского учебного округа» он обращает внимание руководителей образовательных учреждений на некоторые обстоятельства, касающиеся здоровья воспитанников, и пишет: «можно было бы улучшить несколько стол воспитанников. Вместо трех кушаньев лучше было бы определить два блюда, но сытных, питательных и хорошо приготовленных. Столовый прибор также оказался не в порядке...». Интересным для нашего исследования представляется и
тот факт, что Н. И. Пирогов в циркуляре «О врачах-педагогах» предлагает допустить медиков к педагогическим должностям с целью не только преподавать анатомию, физиологию и т. д., но и быть «надзирателями за нравственной стороной учащихся» [10, с. 626].
Вопросы о факторах формирования здоровья человека были также рассмотрены известным педагогом К. Д. Ушинским. Так, в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» писал: «Труд сделался доверши-тельным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, свободы, наслаждения и его счастья. Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, а умственный труд для развития сил и здоровья, нормального состояния человеческого тела...» [2, с. 45].
Несомненную теоретическую ценность для исследования представляют труды известных педагогов Н. Г. Чернышевского и А. П. Щапова. Так, в сочинении «Об умственных и нравственных условиях общественного и личного прогресса» Н. Г. Чернышевский, характеризуя здорового ребенка, пишет: «каждый здоровый ребенок имеет природную любознательность, и если внешние обстоятельства, досадные для него не заглушают ее, то учится охотно, находит наслаждение в приобретении знаний» [2, с. 129]. В свою очередь, А. П. Щапов в работе «Значение естествознания в воспитании детей и образе жизни народа», размышляя о воспитании, отмечает: «Мы даже в физическом отношении вследствие неправильного, уродливого физического воспитания и вследствие незнания законов природы выходим большей частью врагами природы, по частому нарушению большей частью всех законов природы в воспитании и образе жизни, или, в частности, например, законов гигиены воспитания, брака, питания, дыхания и пр. И за то, вот, за эту вражду с природой с детства и наказываемся разными болезнями и страданиями» [14, с. 184]. Поэтому естественнонаучное учение рассматривал как единственное могучее средство в борьбе с ними.
Педагог и последователь К. Д. Ушинского Д. Д. Семенов в сочинении «Основы педагогического образования народных учителей в Кубанской учительской семинарии» большое внимание обращает на преподавание в семинариях гигиены с целью: «во-первых, ознакомить будущих народных учителей с теми главнейшими научными гигиеническими правилами жизни, при соблюдении которых как физическое, так и моральное существование человека может протекать более или менее нормальным путем, а следовательно, и сама жизнь может быть продолжительнее и полезнее как для отдельного человека, так и для целого общества; во-вторых, научить будущего народного учителя подавать заболевшим крестьянам добрые советы в их болезнях, а в случае крайности иногда оказывать даже некоторое медицинское пособие...» [2, с. 256].
Особое место в исследовании занимает деятельность доктора медицины, автора многих работ по физическому воспитанию Е. А. Покровского.
305
Е. А. Покровский одним из первых в России стал широко использовать детские игры для профилактики и лечения многих заболеваний. Подвижные игры и развлечения он рассматривал как важное средство общего, физического и умственного развития и воспитания детей. В сочинении «Значение игр в отношении воспитания и здоровья» пишет: «Детские игры по характеру своему составляют один из видов деятельности организма. По выражению некоторых немецких философов, игра есть действие, совершающееся без предвзятой цели, в силу одних только внутренних, физиолого-пси-хических потребностей и побуждений, причем организм находит полное удовлетворение». С его точки зрения, «вызывая ребенка на разнообразные движения и напряжения духа и тела, разумеется, посильные, игра тем самым значительно содействует развитию и укреплению физических и духовных сил его...» [2, с. 278].
Значительный вклад в развитие рассматриваемой проблемы привнес педагог и врач П. Ф. Лесгафт. В своей научно-педагогической деятельности он широко применял теорию психофизического монизма. Согласно которой между умственным и физическим развитием существует тесная связь: «Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». В разработанной им системе физического образования физическое развитие неразрывно связывается с духовным, умственным, нравственным и эстетическим развитием. Само физическое упражнение как целенаправленное действие является элементом психофизического процесса. В физическом и духовном развитии ребенка П. Ф. Лесгафт воспитанию (особенно семейному) придавал решающее значение. В сочинении «Семейная жизнь ребенка» одним из главных оснований при воспитании ребенка выделяет - чистоту. «Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения», - пишет он [7, с. 18].
Особый интерес относительно исследования представляет деятельность Е. Н. Водовозовой. В сочинении «Как предохранять детей от нервности и нервных заболеваний» она справедливо отмечает: «Как бы разумно ни было поставлено физическое, нравственное и умственное воспитание, оно только тогда может идти правильно и без помехи, достигать успешных результатов, когда нервная система ребенка находится в совершенном порядке. При нервном расстройстве ребенок болеет и телом, и духом, имеющими между собой самую тесную связь. Вследствие этого охранение нервной системы дитяти и укрепление его нервов является величайшей современной задачей воспитания, должно быть неослабной заботой родителей». При этом одними из главнейших условий для нормального состояния нервов она рассматривает гигиену труда, движение и физические упражнения. «В высшей степени вредно чрезмерно утомлять себя трудом, он не должен истощать человека. Для этого необходимо соблюдать два главных условия: 1) разнообразить труд, 2) труд должен чередоваться с отдыхом», - считает она. «Движение имеет огромное значение для укрепления не только мускулов, но и нервов:
оно развивает силу, ловкость, содействует уменьшению скопления жиров, а вместе с этим делает человека более подвижным, энергичным и помогает успешнее выдерживать борьбу с вредными влияниями и вообще благотворно действует на весь организм. Благодаря движению дыхание и кровообращение ускоряются, что усиливает аппетит и улучшает пищеварение. На нервы движение имеет положительно успокоительное действие: увеличивая силу и напряжение мускулов, оно ослабляет чувствительность...». Придавая особенное значение физическим упражнениям, она считает, что самыми лучшими из них являются работы в огороде и саду, а также «плавание, к которому детей следует приучать уже после 4-5 лет», так как является «прекрасным развлечением и оказьюает благодетельное влияние на пищеварение, питание, дыхание и кровообращение и в то же время способствует развитию ловкости, смелости и самообладания...» [2, с. 373].
Не менее значимой для исследования является система воспитания М. Монтессори. Данная система была основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Она утверждала, что существует особый мир детства, и что развитие ребенка подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребенка», она пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению [11, с. 591]. Так, например, в отношении физических движений М. Монтессори писала, что «они приходят к нему изнутри и организованы его внутренней жизнью. Но мы должны поощрять постижение процесса развития, так как нуждаемся в прямом общении с ребенком. А самое главное - не надо препятствовать развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды жизни, что может повлиять на созидание его индивидуальности» [6, с. 20].
Существенный вклад в развитие рассматриваемой проблемы внес выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Рассматривая понятие «здоровье», Сухомлинский отмечал: «Хорошее здоровье - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок - источник многочисленных невзгод». В результате двадцатилетнего изучения неуспеваемости детей в школе им было установлено, что «у 85 % неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнания, неудовлетворенной работы на уроках и дома, второгодничества - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся диагностированию только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя». Среди основных средств укрепления и сохранения здоровья детей В. А. Сухомлинский видел,
во-первых, в сознательном соблюдении режима физического и умственного труда, во-вторых, в физическом труде и, в-третьих, в физическом воспитании. «Режим физического и умственного труда и отдыха - очень важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Физический труд играет столь же важную роль в формировании физического совершенства, как и спорт. Без здоровой усталости человеку не может быть в полной мере доступно наслаждение отдыхом. Занятия физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии учеников лишь тогда, когда вся учебно-воспитательная работа проникнута заботой о здоровье...», - пишет он в сочинении «Пав-лышская средняя школа» [12, с. 144].
Таким образом, проблема формирования здоровья у подрастающего поколения во все периоды развития общества рассматривалась среди первостепенных и наиболее значимых, но, в то же время, ее практическая реализация всегда имела прямую зависимость от социальных, экономических, политических и религиозных факторов. Об этом свидетельствуют фундаментальные труды таких педагогов, как: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пес-талоцци, М. Монтессори, а также И. И. Бецкой, Ф. И. Янкович де Мириево,
A. П. Куницин, А. А. Прокопович-Антонский, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, П. Ф. Лесгафт, Е. Н. Водовозова,
B. А. Сухомлинский и др.
Библиографический список
1. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст]/ сост. И. А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985 - 480 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. [Текст]/ сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
3. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В. Г. Белинский./ под ред. А. Ф. Смирнова. - М.: Педагогика, 1982. - 288 с.
4. Избранные педагогические сочинения [Текст]/Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
5. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия [Текст]/ сост.
C. В. Лыков, Л. М. Волобуева; под ред. С. Ф. Егорова. - М.: Академия, 1999. - 520 с.
6. Ишухина, Е. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. В. Ишухина. - Шуя, 2000. - 138 с.
7. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ П. Ф. Лесгафт; сост. И. Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. -400 с.
8. Педагогические сочинения / Локк Джон. - М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939 г. -320 с.
9. Педагогическое наследие [Текст]/ Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо; сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
10. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ Н. И. Пирогов. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952. - 722 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
12. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - 384 с.