Научная статья на тему 'Генезис теории физического воспитания в просветительской педагогике России XVIII века'

Генезис теории физического воспитания в просветительской педагогике России XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / PHYSICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Гумер Марсович

В статье поднимается проблема генезиса теории физического воспитания в России. Гуманистически ориентированная педагогика XVIII в. заложила основу теории общего образования, понимаемого как соединение научного образования, физического воспитания и формирования системы православных ценностей. В работах В. Н. Татищева, И. И. Бецкого, А. А. Прокоповича-Антонского, Н. И. Новикова впервые сформулированы понятие физического воспитания и его основные принципы как самостоятельной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL PEDAGOGICS IN RUSSIA IN XVIII CENTURY

There is a problem of the genesis in the theory of physical education in Russia. The foundation of the theory of the general education of the XVIII century understanding as the connection of scientific education, physical education and forming the system of orthodox valuables was laid by humanist oriented pedagogics. For the first time the idea of physical education and its main principles like an independent science were formulated by V. N. Tatizchev, I. I. Bechcov, A. A. ProcopovichAntonovsky, N. I. Novikov

Текст научной работы на тему «Генезис теории физического воспитания в просветительской педагогике России XVIII века»

отношений и религии в сферу социальной психологии, исследователи пытались создать целостное представление о положении славянского населения в составе Османской империи и тех условиях, которые могли стать причиной возникновения вооруженного социального движения. Если проанализировать историографические трактовки гайдуче-ства в общем, то наиболее взвешенным, по нашему мнению, решением окажется принятие в качестве причин возникновения движения целого комплекса возникших в XVI-XVII вв. перед славянским населением проблем, ключевыми из которых стали высокий уровень неудовлетворенности условиями жизни, повышение уровня недоверия к структурам власти и ущемленное положение христиан.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Раковски Г. С. Българските хайдути. Букурещь, 1867.

2. Страшимиров Д. История на Априлского Възстание. Т. 1. Пръдистория. Пловдив, 1907.

3. Иречек К. Исторiя Болгаръ. Одесса, 1878.

4. Хайтов Н. Хайдути. Варна, 1976.

5. Достян И. С. Борьба сербского народа против турецкого ига XV — начало XIX в. М., 1958.

6. Cvetkova B. The Bulgarian Haiduk Movement in the 15th — 18th centuries // East Central European Society and War in the Pre-Revolutionary Eighteenth Century. N.-Y., 1982. Р. 327-328.

7. Мусаев А. М. Гайдуцкое движение в Османской империи конца XVII — первой половины XVIII вв.: к историографии вопроса // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 6. Л., 1982. С. 75—85.

8. Муртузалиев С. И. Из истории борьбы болгарских гайдуков против османского ига в XV—XVI вв. // Советское славяноведение. М., 1986. № 4. С. 43—51.

9. Макарова И. Ф. Болгарский народ в XV-XVIII вв. Этнокультурное исследование. М., 2005.

10. Державин Н. С. История Болгарии. М., 1947. Т. 3.

11. Матковски А. Отпорот во Македонща во време-то на турското владенье. Скоще, 1983.

12. Матковски А. Хайдутите в Македония през пер-вата половина на XVII в. // Известия на института за история. Т. 14—15. София, 1964.

13. Сафонов А. А. Внутренняя Македония (конец XIV-XVI вв.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.

14. Petrovic A. The Role of Banditry in the Creation of National States in the Central Balkans during the 19-th century. A Case Study: Serbia. University of British Columbia, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rastko.rs/istorija/xix/apetrovic-banditry_eng.html (дата обращения: 02.03.2011).

15. Gradeva R. Orthodox Christians in the Kadi Courts: The Practice of the Sofia Sheriat Court, Seventeenth Century // Islamic Law and Society. 1997. Vol. 4, No. 1. P. 37-69 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/3399240 (дата обращения: 17.11.2010).

16. Crampton R. J. A concise history of Bulgaria. 2nd ed. Cambridge University Press, 2005.

17. Chary Frederick B. The history of Bulgaria. Greenwood, 2011.

18. Hupchick D. P. The Balkans: from Constantinople to communism. N. Y.: Palgrave, 2002.

19. Hobsbaum E. Primitive Rebels. Manchester University Press ND, 1971.

генезис теории физического воспитания

в просветительской педагогике россии xviii века

THE GENESIS OF PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL PEDAGOGICS IN RUSSIA IN XVIII CENTURY

Г. М. Алимов

В статье поднимается проблема генезиса теории физического воспитания в России. Гуманистически ориентированная педагогика XVIII в. заложила основу теории общего образования, понимаемого как соединение научного образования, физического воспитания и формирования системы православных ценностей. В работах В. Н. Татищева, И. И. Бецкого, А. А. Прокоповича-Антонского, Н. И. Новикова впервые сформулированы понятие физического воспитания и его основные принципы как самостоятельной науки.

Ключевые слова: история физической культуры, физическое воспитание, физическое упражнение.

G. M. Alimov

There is a problem of the genesis in the theory of physical education in Russia. The foundation of the theory of the general education of the XVIII century understanding as the connection of scientific education, physical education and forming the system of orthodox valuables was laid by humanist oriented pedagogics. For the first time the idea of physical education and its main principles like an independent science were formulated by V. N. Tatizchev, 1.1. Bechcov, A. A. Procop-ovich-Antonovsky, N. I. Novikov.

Keywords: the history of physical culture, a physical education, a physical exercise.

Изучение генезиса основных концепций и методик физического воспитания имеет безусловную теоретическую и практическую значимость, поскольку является методологической основой понимания многогранной и интегративной духовно-физической сущности физической культуры в целом. В отечественной истории физической культуры и спорта XVIII в. оценивается как период закладывания основ теоретического изучения физического воспитания, понимаемого как важнейшая составляющая системы общего образования и воспитания, а также появления самого термина «физическое воспитание». Анализ литературы, посвященной этой теме, показывает, что сформировалась устойчивая концепция, согласно которой, во-первых, принимается за основу то, что государственная регламентация физического воспитания произошла при Петре I, поскольку впервые занятия физическими упражнениями появились в практике отдельных учебных заведений [1]. Во-вторых, постулируется, что теория воспитания обогатилась пониманием необходимости соединения умственного и телесного развития подрастающего поколения в новой системе образования, создаваемой в России. Собственно, этот тезис и признавался главным итогом просветительской педагогики в анализе проблем физического воспитания. В-третьих, изучается отражение вопросов физического воспитания в общественной мысли того времени [2, с. 135].

С нашей точки зрения, итоги развития теории физического воспитания данного периода гораздо более значительны. С теоретических разработок просветительской педагогики XVIII в. начинается сознательное социальное воздействие на физическое развитие человека. Просветительская философия впервые научно и рационально поставила вопрос о телесности как существенной характеристике жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, привлекло внимание философов и педагогов к проблеме социально формируемых физических качеств человеческого тела. Анализ как широко известных работ В. Н. Татищева, Ф. Прокоповича, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, так и практически не изучавшихся ранее педагогических сочинений А. А. Прокоповича-Антонского, П. Н. Енгалычева, Ф. Д. Калайдовича показал, что в них содержится развернутое понимание целей, содержания, принципов и средств физического воспитания.

В педагогике XVIII в. выделилось три основных подхода к проблеме физического воспитания. Первый подход разрабатывался в правительственных кругах в рамках создания системы общего образования, важной составляющей которого считалось и физическое воспитание. Второй подход предлагал систему воспитания всесторонне развитой личности нового типа, для чего требовалось гармоничное сочетание умственного, нравственного и физического воспитания. Третий подход исходил из оздоровительной направленности процесса физического воспитания. Эти подходы заложили основополагающие принципы отечественной системы физического воспитания - соединение с практическими по-

требностями образования, всесторонность, ориентация на здоровый образ жизни.

Представителями первого подхода или направления стали выдающиеся государственные деятели эпохи Петра I Василий Никитич Татищев и Феофан Прокопович. Татищев в «Разговоре о пользе наук и училищ», работе, написанной в 1733 г., с присущим XVIII в. рационализмом, разделил науки на нужные, полезные, увеселяющие, любопытные и вредные [3]. Исходной идеей В. Н. Татищева стала мысль о необходимости для всякого разумного и просвещенного человека к познанию самого себя. Достигнуть такой цели можно было, по мнению автора, только с помощью научного познания, которое, в свою очередь, невозможно без образования. Объем и содержание образования человека должны определяться целями «высшего благополучия», под которым подразумевалось совершенство нравственное, умственное и физическое. Татищев, отмечая практическую пользу той или иной науки, не абсолютизировал значение профессионального образования, как это было принято в Петровскую эпоху. Он утверждал, что главная цель образования - «сохранение тела, возвышение души и обладание разносторонними знаниями, до способности к общей и собственной пользе принадлежащими» [3, с. 76], в этом состоял высший образовательный идеал Татищева, отличающийся широтой и энциклопедизмом, характерными для эпохи просвещения. Он выделил науки «телесной философии», включавшие и физическое воспитание, ибо «душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных членов повреждаются и силы ума». Татищев придавал особое значение фехтованию, вольтижировке, стрельбе и танцам [3, с. 6, 28, 76-77].

Феофан Прокопович изложил свои взгляды на физическое воспитание в проекте Духовного регламента, в статьях, посвященных принципам деятельности академии - высшего духовного учебного заведения, при которой Прокопович намеривался создать особое воспитательное заведение «семинариум для учения и воспитания детей». Режим содержания в заведении обязательно должен был включать и занятия физическими упражнениями, плавание на водных судах, строительство макетов крепостей [4, с. 55]. Физическая подготовка, как считал Ф. Прокопович, способствует не просто общему оздоровлению воспитанников, она качественно улучшает процесс обучения.

Анализ взглядов двух видных государственных деятелей петровского времени на образование показывает, что невзирая на то, что они являются представителями разных мировоззрений - православно-богословского и просветительского, - оба в своих предложениях относительно народного образования выходили далеко за пределы профессионального обучения для практических целей государственной службы. Их проекты содержали идеи комплексного всестороннего образования с целью интеллектуального, нравственного и физического совершенствования человека.

Второй подход к пониманию места физического воспитания в системе образования сформировался в

эпоху просвещенного абсолютизма. Во второй половине XVIII в. актом, положенным в основу всего законодательства Екатерины II по народному просвещению, стало «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», утвержденное императрицей 12 марта 1764 г., автором которого был Иван Иванович Бецкой [5]. Появление этого документа предварялось периодом поиска новых путей развития образования в условиях просвещенного абсолютизма, породившего новые государственные и педагогические идеалы. В отличие от петровского времени, во второй половине XVIII в. на первый план выдвигается вопрос о развитии начальной общеобразовательной школы, цель которой - не подготовка профессионального работника, а воспитание совершенного человека, гражданина и подданного. В 1760-1770-х гг. императрица инициировала появление ряда проектов о создании целостной учебной системы. Они вобрали в себя западноевропейский педагогический опыт и, хотя не получили практического осуществления, остались ценными памятниками русской педагогической мысли. В 1763-1767 гг. проекты образовательных реформ готовили статс-секретарь императрицы Григорий Николаевич Теплов, известный историк Герард Миллер, доктор богословия и капеллан английской фактории в Санкт-Петербурге Даниил Дю-мареск, однако решающая роль в этом процессе принадлежала все же И. И. Бецкому.

Екатерина II после вступления на престол приблизила к себе И. И. Бецкого, состоявшего к тому времени в чине генерал-поручика Главным директором Канцелярии строений, и поручила заняться подготовкой Генерального плана воспитательного дома, утвержденного 10 июня 1763 г., и уже там предусматривалась программа обучения для образования низших классов. Видимо, Бецкой во время совещания с Екатериной о пользе воспитательных домов внушил ей мысль о выработке правил воспитания детей и юношества, которые могли бы служить основой для учебных планов и программ. Тогда она сообщила ему устно свои соображения по этому вопросу и поручила подготовить соответствующий документ. Таким образом, «Генеральное учреждение» - результат совместного творчества И. И. Бецкого и императрицы, о чем он сам упоминал в начале текста этого документа. Бецкой вместе с императрицей Екатериной II пытался реализовать утопический идеал - при помощи воспитания создать «новую породу людей».

Педагогические взгляды Бецкого сформировались под влиянием Руссо, Локка и французских энциклопедистов, главной целью воспитания он видел воспитание нравственное. Но по-настоящему новаторским в его сочинениях было то, что он уделял внимание воспитанию физическому. «Искусство доказало, что один только украшенный и просвещенный науками разум не делает еще добраго и прямаго Гражданина», - писал Бецкой, указывая, что добродетельность не всегда является результатом умственного образования [5, с. 5]. Образование необходимо соединять с воспитанием, средства и

методы которого должны изучаться и разрабатываться специально подготовленными для этого людьми, более того, чтобы заниматься воспитанием своих детей, родители сами должны быть людьми «новой породы». По причине этого на первом этапе реализации образовательной реформы нет иного выхода, как воспитывать детей и юношество от 5 до 20 лет в специальных учреждениях - воспитательных училищах, изолированно от пагубного влияния общества. Требования к воспитательным училищам и педагогам автором предъявлялись высокие, для того чтобы действительно достичь высоких целей воспитания. Таким образом, И. И. Бецкой впервые поставил вопрос об участии государства в процессе образования и воспитания, о необходимости сознательного социально-государственного воздействия на процессы воспитания, в том числе и физического.

Текст «Генерального учреждения» дополняет «Краткое наставление о воспитании детей», в котором более подробно раскрываются требования Бецкого к педагогическому процессу, к организации ухода за ребенком, контролю над его питанием, одеждой [6]. Особый интерес для нас представляют рассуждения о развитии тела и сохранении здоровья. До 10-12 лет Бецкой предлагал занимать детей в основном играми, которые будут способствовать физическому развитию детей и укреплению здоровья. «Приучать детей в обыкновенных их играх действовать обеими руками, например: играть в кегли, бросать далеко камнями в цель, бороться и прочая. Позволять им бегать в ясные и мрачные дни по песку, по кочкам, по пашне, по горам и крутым местам, ходить иногда босиком по каменному полу, в стужу с открытою головою и грудью; ибо все сие укрепляет их здоровье...» [6, с. 24-25].

Физические упражнения как часть программы воспитания и обучения использовать, по мнению Бецкого, было необходимо в период с 10-12 лет до 15-16 лет. «.Надлежит молодых людей понуждать к частым телодвижениям и разным забавам на вольном воздухе. Назначенное к гулянию время полезно препровождать в бегании долговременном и трудном на солнце и на дожде, в прыгании, в танцах, в игре мячами, кеглями, в битвах на рапирах, в верховой езде и в прочем тому подобном. Такие на вольном воздухе движения, где телесная сила действует, от природы свойственны человеку, который чрез то становится проворнее, здоровее и сильнее» [6, с. 43-44].

И. И. Бецкой заложил принципы новой системы образования, построенной на строго рационально понимаемых педагогических идеях. Общая формула, в которой были закреплены цели системы, - образование человека и гражданина, понимаемое как нравственное воспитание, гармонически сочетающее научное образование, физическое воспитание, формирование системы православных ценностей. Воспитание «нового» человека как цель и главная задача выдвигалась на первый план. Представления об этом человеке сформировались под влиянием идей западноевропейского Просвещения, отсюда требо-

вание к воспитанию гармоничной всесторонне развитой личности. Представления о собственно физическом воспитании у И. И. Бецкого сформулированы, исходя из его понимания процесса развития естественных способностей и потребностей ребенка, он считал, что в этом необходимо следовать за природой. Именно И. И. Бецкой уже в 1768 г. впервые дал определение «физического воспитания как игры и упражнений на вольном воздухе» (выделено нами. - Г. А.)[6, с. 21].

Сама Екатерина II также увлекалась современными педагогическими идеями, ее представления о содержании и целях образования основывались на взглядах Монтеня, Локка и собственно И. И. Бецкого. Мысли о воспитании вообще и физическом воспитании в частности она в системе изложила в Инструкции, данной князю Николаю Ивановичу Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих князей Александра и Константина Павловичей в 1784 г. [7].

Императрица выдвинула на первое место в воспитании нравственное начало - развитие гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. Она требовала гармоничного сочетания умственного и физического воспитания, попечения о телесном развитии, свободы развития без принуждения и насилия, воспитания самостоятельности. Екатерина наказала поощрять юных князей к движению и игре, не допускать безделья. В программу обучения были включены занятия физическим упражнениями, верховой ездой, фехтованием: «Могут прилежать к учению правила верховой езды, фехтования, волтижирования, плавать, бороться, ружьем метать, из лука стрелять и всему тому, что телу придает силу и поворотливость» [7, с. 89]. Царевичей должны были также обучать основам военной службы, сухопутной, конной и морской, «дабы основательное понятие о тех частях получить могли» [7, с. 90].

Теория всестороннего общего образования, включающего физическое воспитание, была окончательно сформулирована в конце XVIII в. В 1798 г. на собрании Московского университета была прочитана программная речь А. А. Прокоповича-Антонского, в которой обосновывались идеи соединения умственного и физического воспитания. Антон Антонович Прокопович-Антон-ский - выдающийся педагог XVIII в., выпускник, а в дальнейшем, профессор Московского университета, с 1818 по 1826 г. его ректор и директор Благородного пансиона при университете. В духе господствовавшей просветительской доктрины Прокопович-Антонский декларировал необходимость систематического воспитания молодых людей, целью которого является достижение человеческого совершенства как гармоничного развития ума, души и тела: «Воспитание есть физическое и моральное. Предмет его - образование телесных и душевных способностей человека. Тело делает оно крепким и стройным, ум просвещенным и основательным, а сердце вооружает против язвы пороков» [8, с. 133].

Идея физического совершенства как одной из основных целей воспитания получила у Прокоповича-

Антонского аксиологическое, валеологическое и физиологическое обоснование. Физическое совершенство -ценность, причем в равной мере это признается и у цивилизованных, и у диких народов. Педагог выработал принципы здорового образа жизни и обосновал необходимость использования их как основы воспитательного процесса, и прежде всего физического воспитания. Среди них простая и полезная пища; одежда, соответствующая климатическим условиям и удобная для человека; движение и регулярное применение физических упражнений, нахождение на свежем воздухе. Здоровый и физически развитый человек лучше обучается наукам и воспринимает нравственные ценности. С другой стороны, только хороший интеллект и высокие душевные качества дают возможность человеку осознать значение физических упражнений, здоровой жизни в целом.

В своих теоретических изысканиях русские просветители и педагоги подошли к важному выводу: воспитание - это наука, которая должна развиваться в соответствии с принципами научного знания. Впервые в законченном виде эта идея прозвучала в работе Николая Ивановича Новикова, выдающегося писателя и публициста, общественного деятеля и философа. В ряду его многочисленных сочинений работа «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщаго благополучия», опубликованная в 1783 г. в «Прибавлениях к Московским Ведомостям» [9]. Это -одна из лучших его педагогических статей, в которой он сформулировал свои взгляды на взаимодействие воспитания и образования, цели воспитания, взаимоотношения детей и родителей и учителей, положение учителя в обществе, формы и содержание воспитания и образования, методы преподавания.

Традиционно принято считать, что именно в этой статье впервые сформулировано понятие физического воспитания, это не совсем верно. Как мы уже отметили выше, сам термин ввел И. И. Бецкой еще в 1766 г., хотя ему было свойственно понимать под физическим воспитанием только игры и упражнения с целью укрепления тела и здоровья ребенка. Конечно, Н. И. Новиков пошел в своих взглядах дальше. Понимая воспитание именно как науку, он и определение физического воспитания сформулировал как педагогический процесс, цель которого - «образование тела», достижение здорового и крепкого сложения: «Итак, оказывается теперь первая главная часть воспитания, то есть попечение о теле, или должность родителей стараться о том, чтобы дети их имели здоровое и крепкое сложение тела. Сию часть воспитания называют ученые физическим воспитанием; а первая она есть потому, что образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места» (выделено нами. - Г. А.) [9, с. 149].

Достижением педагогики XVIII в. стали и первые попытки разработать практические рекомендации, которые в теории физического воспитания составили третий оздоровительный подход. Среди них выделяются работы князя Парфения Николаевича Енгалычева, шацкого

уездного предводителя дворянства, в молодости принадлежавшего к кружку Н. И. Новикова. Итогом его педагогической деятельности стал «Словарь физического и нравственного воспитания», содержавший нравоучения, практические рекомендации и, по существу, представлявший собой опыт педагогической энциклопедии. Благоразумная обязанность человека, утверждал Енгалы-чев, «доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав, доброе сердце» [10, с. 1]. Развитие тела должно происходить в согласии с природой, поэтому педагог давал некоторые рекомендации, которые должны были способствовать правильному физическому воспитанию: режим, правильное питание, закаливание. Утром ребенок должен некоторое время походить босиком, в течение дня он должен делать вольные физические упражнения без чрезмерного утомления и бегать [10, с. 6-9].

В конце XVIII в. появляются и системы упражнений, разрабатываемые врачами. Адъюнкт, профессор медицины Федор Калайдович обобщил свой опыт гигиениста, находясь в вынужденной эвакуации в Казани в начале XIX в. и преподавая в Казанском университете. В предисловии к своей работе «О сохранении здравия, или Краткие правила гигиены» он подчеркнул, что она - результат его практической деятельности в Москве в конце XVIII - начале XIX вв., откуда он вынужден был выехать в связи с началом Отечественной войны и наступлением французов. Располагая возможностью заниматься теоретическими изысканиями, профессор дополнил свои исследования современными ему подходами европейской педагогики и гигиены и создал работу, по своему содержанию относящуюся к проблемному полю валео-логии. По мнению ученого, образ жизни человека обуславливает состояние его здоровья, причем здоровье недостижимо без физических упражнений в сочетании с баней и закаливанием. Калайдович, по существу, составил первую в истории педагогики классификацию физических упражнений, в основе которой лежали представления о развитии отдельных частей тела. Базовое деление проводилось на активные - «действующие» и пассивные - «страдательные» упражнения [11, с. 17-18].

Просветительская педагогика XVIII в. сформулировала самостоятельное понятие о физическом воспитании, его содержании и принципах, доказала единство трех составляющих процесса воспитания в целом - умственного, нравственного и физического. Выдающиеся теоретики этого периода заявили о необходимости участия государства в процессе образования и воспитания, и несмотря на то, что практическая реализация их идей

в течение XVIII в. так и не была завершена, они обогатили

парадигму общего образования и воспитания теорией

физического воспитания.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 320 с.

2. Грачев А. В. Физическое воспитание в России в эпоху реформ Петра I // Очерки по истории физической культуры. Вып. 1. М.: Физическая культура и спорт, 1938. С. 107—142.

3. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М.: Унив. тип., 1887. 171 с.

4. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. 680 с.

5. Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб.: Шляхетный сухопутный кадетский корпус, 1766. 13 с.

6. Бецкой И. И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества. СПб.: Имп. Академия наук, 1768. 50 с.

7. Екатерина II. Инструкция князю Н. И. Салтыкову при назначении его к воспитанию великих князей // Опыт педагогической хрестоматии / сост. М. И. Демков. М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1898. С. 77-91.

8. Прокопович-Антонский А. А. О воспитании // Опыт педагогической хрестоматии / сост. М. И. Демков. М.: Изд. К.И. Тихомирова, 1898. С. 132-145.

9. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия // Опыт педагогической хрестоматии / сост. М. И. Демков. М.: Изд. К.И. Тихомирова, 1898. С. 147-154.

10. Енгалычев П. Н. Воспитание физическое и нравственное // Опыт педагогической хрестоматии / сост. М.И. Демков. М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1898. С. 154-164.

11. Калайдович Ф. Д. О сохранении здравия или краткие правила гигиены. Казань: Унив. тип., 1813. 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.