Научная статья на тему 'Развитие здравотворческих идей в системе образования и просвещения России XVIII века'

Развитие здравотворческих идей в системе образования и просвещения России XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕТВОРЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / HEALTH CREATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новолодская Елена Геннадьевна, Моисеева Людмила Владимировна

Выявляются и анализируются основные тенденции развития здравотворческих идей в истории российского образования и просвещения XVIII в. Рассматриваются особенности организации здорового образа жизни подрастающего поколения в образовательных учреждениях, в крестьянских и дворянских семьях. Теория и практика здоровьесбережения раскрываются во взаимосвязи и взаимообусловленности развития педагогической мысли и медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HEALTH CREATION IDEAS IN THE SYSTEM OF EDUCATION AND ENLIGHTMENT OF THE 18th CENTURY IN RUSSIA

Main tendencies in the development of health creation ideas in the history of Russian education and the enlightment of the 18 century are analyzed. Some characteristic features of organizing of healthy living in educational establishments, peasant and noble families are described. Theory and practice of health preservation are discovered in interconnection and interdependence of pedagogical thought and medical science development.

Текст научной работы на тему «Развитие здравотворческих идей в системе образования и просвещения России XVIII века»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37(091)5 ББК Ч403(2)5

ГСНТИ 14.09.25

Код ВАК 13.00.02

Новолодская Елена Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры сервиса и туризма, Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина; 659333, г. Бийск, ул. Советская, 11, к. 10; e-mail: novolodskayaEG2508@mail.ru.

Моисеева Людмила Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: moiseeva@uspu.ru.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическое воспитание; здоровье; здоровьетворение; здоровый образ жизни.

АННОТАЦИЯ. Выявляются и анализируются основные тенденции развития здравотворческих идей в истории российского образования и просвещения XVIII в. Рассматриваются особенности организации здорового образа жизни подрастающего поколения в образовательных учреждениях, в крестьянских и дворянских семьях. Теория и практика здоровьесбережения раскрываются во взаимосвязи и взаимообусловленности развития педагогической мысли и медицинской науки.

Novolodskaya Elena Gennadievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Service and Tourism, Shukshin Altai State Academy of Education (Biysk, Altai).

Moiseyeva Liudmila Vladimirovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Natural Sciences and Methods of Teaching in Primary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

tion and the enlightment of the 18 century are analyzed. Some characteristic features of organizing of healthy living in educational establishments, peasant and noble families are described. Theory and practice of health preservation are discovered in interconnection and interdependence of pedagogical thought and medical science development.

РАЗВИТИЕ ЗДРАВОТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ XVIII ВЕКА

THE DEVELOPMENT OF HEALTH CREATION IDEAS IN THE SYSTEM OF EDUCATION AND ENLIGHTMENT OF THE 18TH CENTURY IN RUSSIA

KEY WORDS: physical education; health, health creation; healthy lifestyle.

ABSTRACT. Main tendencies in the development of health creation ideas in the history of Russian educa-

дной из актуальных проблем современности является формиро-

тым здоровьесберегающим наследием обладало и устное народное творчество. Поэзия пестования - колыбельные песни, потешки, прибаутки и пр. - играла важную роль в поддержании здоровья ребенка, гигиены сна, обеспечении душевного и телесного комфорта. В народных былинах восхвалялись подвиги богатырей Ильи Муромца, До-брыни Никитича, Василия Буслаевича, их сила и удаль. Народная мудрость о важности здоровья и здорового образа жизни нашла свое отражение и в народных пословицах и поговорках: «Деньги - медь, одежа - тлен, здоровье всего дороже», «Сон дороже лекаря», «Лук да баня все правят» и др.

вание и развитие культуры здоровья и здорового образа жизни у подрастающего поколения, убеждений и нравственных установок личности, обусловливающих здравотворческое поведение. В свете данной проблемы возникает необходимость проведения ретроспективного анализа развития здравотворческих идей в системе отечественного образования (здоровье следует понимать в сочетании всех его компонентов - соматическое, физическое, социальное, духовнонравственное, личностно-творческое и пр.).

Развитие здравотворческих идей в Древней Руси было связано в первую очередь с национальной системой воспитания, образом жизни славян и их религиозными воззрениями. Культ физической силы являлся доминирующим во всей личной и общественной жизни. Особое место на Руси занимали праздники, включающие различные песни, танцы, игрища, ритуалы. Бога-

В то время были сформированы оздоровительные традиции и методики, получила свое развитие общественная санитария. Появились первые педагогические труды о формах и методах физического воспитания детей, организации режима дня и трудовой деятельности: «Пчела» монаха Антония, «Поучение детям» князя Влади-

© Новолодская Е. Г., Моисеева Л. В., 2013

мира Мономаха. Доминирующими идеями формирования личности ребенка являлись наставление их вере, благочестию, добрым делам - высокая нравственность и духовность. Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения, где собирали и хранили греческие и византийские рукописи, обучали медицине. В период нашествия Золотой Орды (1240-1480 гг.) здесь укрывалась русская национальная медицина. Таким образом, древнерусские монастыри приобрели статус образовательных и медицинских центров, сохраняя и приумножая достижения в теории и практике здоровьесбережения, внося большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения (6).

В Московском государстве отмечается расширение граней медицинской теории и практики за счет расширения торговых связей, развития больничного и аптекарского дела. В конце XVI - начале XVII в. возникли украинские и белорусские братские школы, представляющие интерес в отношении заботы о здоровье воспитанников, строгой регламентации организации труда и отдыха: Луцкая, Киевская, школа высшего порядка - Киево-Могилянская академия, оказавшая значительное влияние на развитие образования во всей России. Среди воспитанников академии были Симеон Полоцкий и Епифаний Славинецкий.

Симеон Полоцкий в своих сборниках поучений «Обед душевный» и «Вечеря душевная» определял важную роль в воспитании детей положительного примера родителей, учителей и вообще взрослых. Отстаивая твердую дисциплину, высказывался против применения суровых мер воздействия на детей, особенно против телесных наказаний. Впервые в истории русской педагогики предпринял попытку определить особенности воспитания в отдельные возрастные периоды развития ребенка. Книга Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских» послужила руководством сочетания православного воспитания детей со светским обучением. В ней излагались гигиенические и нравственные нормы, правила культурного поведения мальчиков. Наряду с букварями, появляются книги естественно-научного содержания - «Азбуковники». Вместе с сохранением старых идеалов, в связи с начавшимся сближением со странами Европы, в Россию стали более активно проникать как элементы западной образовательной системы, так и новые педагогические идеи. Были переведены многие западноевропейские сочинения: «Космография» Меркатора, «Великое зерцало» иезуита И. Майера, «О строении человеческого тела» Везалия, «Естествознание» М. Скотта и др.

Развитие здравотворческих идей в науке и культуре, образовании и просвещении России XVIII в. было связано в первую очередь с именем Петра I, затем значительный вклад внесла Екатерина II Великая. В 1707 г. «ближний доктор» Петра I Н. А. Бидлоо возглавил первую в стране госпитальную школу при первом военном сухопутном госпитале в Москве. По указу царя врачами-иностранцами, состоявшими на русской службе, были выполнены первые медикогеографические исследования некоторых территорий России, описаны свойства минеральных вод, лекарственных растений и ядовитых животных. В 1718 г. была создана Кунсткамера. Было положено начало анатомическим исследованиям: в 1744 г.

М. И. Шеин составил первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела», в Петербургской медикохирургической академии сложилась первая русская научная анатомическая школа под руководством П. А. Загорского. В 1755 г. была создана карантинная служба.

В истории просвещения России XVIII в. ученые выделяют явление «европеизации», связанное с деятельностью Петра I: обучение молодых специалистов за границей, перевод пособий зарубежных авторов и пр. Была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, разрабатывались основы семейного воспитания. В начале века были открыты школы по подготовке специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота: математико-навигационная школа, Морская академия (с очень жесткими требованиями к воспитанникам и распорядком их деятельности), духовные школы. Начиная с 1714 г. делаются попытки открытия школ для дворянских детей и в провинции. За организацию сельских школ для крестьян выступал А. Я. Поленов в «Проекте организации крестьянского образования».

Последователь петровских идей образования И. Т. Посошков в своем труде «Завещание отеческое к сыну своему» дает наставления для нравственно-христианской жизни: от всякого зла удаляйся, не лги, не оскорбляй и т. п. Настаивает на необходимости честного посильного труда (любого: физического, духовного, административного). Указывает, что физическое воспитание должно быть поставлено просто: простота одежды, ограничения в еде, алкоголе. Признавал телесные наказания детей.

В. Н. Татищев, историк и философ, будучи также сторонником петровских преобразований, рассматривал образование с прак-тическо-профессиональной точки зрения.

Выдвигал некоторые педагогические идеи, делая акцент на формировании православного сознания детей, воспитании в соответствии с нравственным православным идеалом, включающим осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, умения различать добро и зло и желание идти по пути добра. Занятия творчеством: поэзию, музыку, танцы, живопись и др. -В. Н. Татищев относил к щегольским наукам (увеселяющим).

В 1712 г. Ф. С. Салтыков в труде «Пропозиции» представил проект открытия в каждой губернии академии, где воспитанники могут получить широкое общее образование, пройти физическую подготовку. Система обучения предполагала эстетическое развитие: занятия поэтикой, музыкой, танцами, верховой ездой, скульптурой. Автор обосновал идею создания школ для образования девочек (на основе женских монастырей), доминирующими аспектами которого называл привитие изящных манер, ведение домашнего хозяйства, рисование, пение, нравственные аспекты поведения, подготовку к материнству.

В плане организации просвещения молодого поколения того времени важны сочинения «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717), составленное Я. В. Брюсом, перенесшим европейские требования к поведению на русскую основу; «Первое учение отрокам» (1722) и «Регламент или устав духовных коллегий» Феофана Прокоповича, где определяются правила здоровьесберегающего поведения детей, описываются гигиенические процедуры и особенности санитарного быта, определяются правила поведения в социальной среде, оговариваются некоторые нравственные характеристики и основы морального поведения, даются рекомендации по санитарному благоустройству школ.

В 1731 г. открылся сухопутный шляхетский корпус для подготовки к военной и светской службе. Образовательная среда учебного заведения была достаточно насыщенной и разнообразной: военные, политические и юридические знания сочетались с основами дворянской этики. Воспитанники издавали свой журнал, занимались в библиотеке. Была продумана и физическая подготовка будущих военных: верховая езда, фехтование, - и творческая жизнь: танцы, музыка, театр, поэтическое творчество. Организовывались творческие вечера и балы.

В организации здорового образа жизни подрастающего поколения в дворянских и крестьянских семьях XVIII столетия наблюдались резкие отличия. В дворянском сословии того времени для детей существо-

вало несколько типов домашних воспитателей. Первой из них, к которой попадал ребенок, была кормилица. Естественно, к ней предъявлялись очень строгие гигиенические требования: крепкое здоровье, соблюдение правил личной гигиены, психическая уравновешенность, внимательное и чуткое отношение к детям. Обучаясь на дому, дворянские дети жили по строгому расписанию. В распорядке дня предусматривались методы физического воспитания: ежедневная утренняя гимнастика, фехтование, верховая езда и пр., - а также правила этикета.

Д. И. Латышина отмечает, что дворянское воспитание XVIII в. было направлено на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу, который включал в себя набор различных добродетелей и этикетных норм. В числе дворянских добродетелей на первом месте находилась честь, осознание своего гражданского долга и служения обществу и государю. Быть храбрым, честным, образованным дворянину следовало не для славы или богатства, не ради высокого чина, а согласно своему положению. Необходимость физической закалки диктовалась будущей военной службой. Физической подготовки требовали общепринятые развлечения: охота и верховая езда. Вместе с тем в демонстрации физической выносливости был и особый шик (3).

В крестьянских семьях дети, как правило, были предоставлены сами себе по причине большой занятости родителей и четкого режима дня не соблюдали. Они быстро развивались физически, рано приобретали навыки физического труда. Условия жизни в деревенских избах часто не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, там было сумрачно и сыро. В конце XVIII столетия А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) с горечью писал о тяжелом существовании крестьян: «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы... Стены и потолок покрыты сажею, пол в щелях ... поросший грязью ... печь без трубы ... горящая свеча, как будто в тумане ... стол, который скоблят скребком по праздникам ... онучки с лаптями для выхода... Во дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина...» (1, с. 40). Отпрыски играли и спали на печи, теплой одежды и обуви на всех не хватало. Не всегда родители имели возможность оказать медицинскую помощь своим детям. Поэтому крестьянская детвора часто страдала от простуды и недостатка света для глаз, нередки были травмы и увечья, отсюда и высокая детская смертность.

К середине XVIII в. в России темпы детской смертности и заболеваемости возрас-

тают. М. В. Ломоносов первым обратил внимание на государственное значение проблемы охраны здоровья и здорового образа жизни населения. 1 ноября 1761 г. в письме на имя И. И. Шувалова «О сохранении и размножении российского народа» (4) ученый предлагает ряд государственных мероприятий по охране здоровья матери и ребенка. Он первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей - учредить «нарочные богаделенные дома». Указывал на развитие российского аптекарского дела и лекарственного растениеводства: «...требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами», выступал за создание медицинской экспертизы и образование факультета медицины при Академическом университете. Ученый акцентировал внимание на необходимости получения населением элементарных знаний о лечении болезней, особенно детских, и о самых простых лекарственных средствах.

М. В. Ломоносов выдвинул своеобразную для того времени теорию воспитания, исходя из идеи гармонии человека, согласно которой главное внимание должно быть уделено воспитанию «сынов, призванных Отечества умножить славу», «направлению нравов», «истреблению праздности» и прогрессивным традициям прошлого. Нравственный идеал «сынов Отечества» представлен ученым в образе Петра I в поэме «Петр Великий» и речи «Слово похвальное... Петру Великому», где царь изображен как труженик, радетель о «пользе общества».

В своей педагогической деятельности М. В. Ломоносов опирался на принцип при-родосообразности, рассматривая человека в совокупности его телесных и душевных проявлений, подчеркивая, что «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склонны к радости, милосердию...». Впервые ученый сформулировал дидактические принципы с учетом психологии детей и индивидуализации обучения, сформулировал требования к личности учителя. Хотя М. В. Ломоносов был сторонником гуманных отношений, он признавал ряд наказаний для учеников. В «Проекте регламента московских гимназий» (4) ученый перечисляет крайние меры воздействия на воспитанников: «...на хлеб и воду, на колени среди школы, платье в заплатах, лозами по спине».

Отмечает проблемы семьи и брака: неравное супружество по годам вредно для деторождения, брак должен быть по любви, «сохранение народа» должно начинаться с младенчества. Говоря о семейном воспитании, М. В. Ломоносов указывает на роль

здорового образа жизни родителей и поднимает проблему борьбы с такими вредными привычками, как невоздержание, блуд, чрезмерность в еде и пр.

Во второй половине XVIII столетия, как отмечает И. Н. Курочкина, еще не существовало стройной системы семейного воспитания, оно не играло важной роли, но тем не менее ему уделялось определенное место в жизни человека. Утверждалось понимание того, что воспитание детей - «знатная должность», для выполнения которой родителям следовало выполнить три важные задачи: обеспечить всем необходимым для жизнедеятельности, «научить всему приличному», подготовить к самостоятельной жизни. Нравственные воспитательные традиции того времени сформулировал А. Т. Болотов в сочинениях «Детская философия», «Путеводитель к истинному человеческому счастью» (2).

Вторая половина XVIII в. была в России порой довольно яркого развития передовых общественно-политических, философских и педагогических идей, заложенных еще М. В. Ломоносовым. В этот период возрастает интерес к воспитанию и роли общества в этом процессе. В «Наказ», написанный императрицей Екатериной II для комиссии по составлению проекта нового Уложения, была помещена глава «О воспитании», в котором обозначалось главной целью внедрение в детские сердца любви к Отечеству и формирование почитания к установленным законам. Государственная педагогика ставила задачу воспитания благонравных людей, включая в это понятие высокую нравственность, принимаемую как качество, принадлежащее дворянскому сословию, почитание Бога и полнейшую подчиненность интересам самодержавного государства.

60-е гг. XVIII в. отмечаются рядом образовательных проектов. Умами интеллигентной элиты того времени владела идея Просвещения как основы благоденствия человечества. Екатерина II Великая намеревалась исправить нравы страны с помощью создания воспитательно-образовательных учебных заведений, организованных по последнему слову европейской педагогической науки. Императрица признавала проекты главного педагогического реформатора, государственного деятеля и педагога И. И. Бецкого, которому принадлежит особая заслуга в развитии гигиены детства в России. Он полагал, что необходимо оградить детей от родительского влияния и создавать закрытые учебные заведения для разных сословий. Воспитательный идеал И. И. Бецкого - человек личного мужества, чести и достоинства. Честное сердце выше разума и знаний, потому воспитание благо-

нравия является направляющим в педагогической организации детской жизни. В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» (1764) педагог сформулировал представление о «воспитании», которое должно придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство, нравы и правила, искоренить предрассудки.

Воспитание И. И. Бецкой рассматривал с четырех сторон:

• физическое воспитание - «в здоровом теле живет здоровый дух»;

• физическо-моральное - «праздность есть мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей; поэтому нужны труд, игры, забавы;

• моральное воспитание прежде всего состоит в том, что удаляется от слуха и зрения воспитанника всё то, что имеет хотя бы тень порока; живые примеры воспитателей на детей действуют сильнее всего;

• обучение - развитие умственных сил (з, с. 244).

И. И. Бецкой разработал программу детского обучения, выступая против телесных наказаний: «...недопустимо телесное наказание, а другие наказания должны быть редкими» - и докучливых нравственных наставлений, ратуя за учет природных (индивидуальных) особенностей и психотипов личности, таких как флегматик (сырой), сангвиник (многокровный), холерик (вспыльчивый) и меланхолик (задумчивый). Педагог указывал, что главный принцип обучения - вести детей «играя и с приятностью», без принуждения, не допускать проявления агрессивности и жестокости детей к животным, сверстникам. И. И. Бецкой выделил уровни обучаемости детей. Особенно важным считал хорошее воспитание и образование женщин как будущих жен, матерей, воспитательниц.

По его проекту были открыты воспитательные дома в Москве (1764), Петербурге

(1771), Училище при Академии художеств для мальчиков (1764), Смольный институт благородных девиц (1764) и учебные заведения кадетов. С 1771 г. в Смольном институте, благодаря широкому распространению мнения о том, что театр способствует идеальному воспитанию, стали устраивать спектакли. И. И. Бецкой стремился готовить всесторонне образованного дворянина и приобщать его к европейской культуре, он верил в могущественную силу воспитания и был убежден в возможности создания через разумную организацию воспитательных учреждений «новой породы людей», свободных от пороков окружающего мира.

Оздоровительные аспекты воспитания и обучения в привилегированных учебных заведениях рассматриваются им в трудах «Устав воспитания... благородных девиц» (1764), «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766), «... К новому установлению кадетского корпуса»

(1772), «План воспитательного училища для купеческих детей...» (1772). И. И. Бецкой пытался внедрить в практику воспитательных домов закаливание открытым воздухом как важнейший оздоровительный фактор, разрабатывал инструкции о пользовании «чистым воздухом и увеселении невинными забавами и играми». В Смольном институте на первом месте стояло религиозное воспитание, затем нравственное, которое включало усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия. Важной частью было физическое воспитание - соблюдение личной гигиены, прогулки на свежем воздухе, здоровая пища (пища была простой - мясо и овощи, пили только молоко и воду, а чай, кофе и шоколад считались вредными для здоровья).

Медико-педагогические аспекты воспитания подрастающего поколения претворил в жизнь Н. И. Новиков, который вел активную издательскую и литературную деятельность. В сатирических журналах «Трутень» (1769-1770), «Пустомеля» (1770) «Живописец» (1772), «Кошелек» (1774), общественно-политическом журнале «Утренний свет» (1777-1780) и др. он клеймил невежество и чванство русского дворянства, плутовство и взяточничество чиновничества, обличал пороки людей и всей системы крепостничества. Впервые в России Н. И. Новиков начал издавать детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», организовал первую публичную бесплатную библиотеку, бесплатные аптеки и больницы для бедных. В 1777 и 1778 гг. учредил первые народные училища для бедных детей и сирот. Третье училище было открыто в 1789 г. в Твери. Н. И. Новиков поднимал вопросы женского образования в России.

В противовес педагогике И. И. Бецкого литературный деятель, критикуя недостатки обучения и воспитания детей в закрытых учебных заведениях, выступал против подобной казенной системы образования и ратовал за общественное школьное воспитание и образование, придавая большое значение семье и личному родительскому примеру в формировании личности. Являясь последователем Д. Локка и Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков решительно выступал против избалованности детей, которая сплошь

и рядом наблюдалась тогда в дворянских семьях. Он возмущался, когда видел, что дворянские дети вырастали барчуками, бездельниками, себялюбцами. В этом он усматривал следствия «худого воспитания», при котором «слепая любовь ... родителей и воспитателей во всем уступала» капризам и избалованности ребенка. Чтобы избежать этого, рекомендовал своевременно «употреблять правильную власть» над ребенком. Требовал обдуманных, справедливых, педагогически оправданных распоряжений.

Говоря о семейном воспитании, Н. И. Новиков делает акцент на образе жизни родителей как примере для воспитания детей: «Поведение взрослых в семье должно быть во всех отношениях безупречным. Родители и воспитатели должны строить свое отношение к детям так, чтобы они имели возможность чаще замечать любовь к ним и попечение наставников, надо быть ближе к детям и не гнушаться участвовать в их забавах и играх» (5, с. 47). «Нужно, чтобы родители подавали своим детям пример полезного упражнения и никогда не были бы образцом проспания своей жизни или проведения в безделках» (5, с. 99).

В журнале «Прибавление к московским ведомостям» (1783-1784) был создан педагогический отдел, способствующий распространению передовых педагогических идей, знакомству родителей со здравыми суждениями по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Здесь была опубликована статья Н. И. Новикова «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783). В этом педагогическом трактате Н. И. Новиков излагает собственную педагогическую концепцию - программу воспитания новых идеальных людей. Являясь продолжателем традиций М. В. Ломоносова, главный предмет воспитания литературный деятель формулирует так: «...образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами», выделяя в этом предмете следующие составные части: «воспитание физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца ... и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума». Кроме того, Н. И. Новиков рассматривает проблемы охраны здоровья детей, ставит вопрос о гармоничном сочетании умственного и физического образования и их объеме в зависимости от возраста ребенка: «...необходимо воспитывать детей физически, нравственно и умственно, создавая телесное здоровье, обогащая внутренним счастьем и душевностью, образовывая ум».

Раскрывая проблему нравственного воспитания, Н. И. Новиков обосновывает

необходимость единства «образования разума и сердца» воспитанников, формулирует правила обучения, которые ведут к истинным знаниям и укрепляют дух, ибо «познание истины должно приводить к любви и исполнению добродетели». По сути, воспитание выступает как стимулирование развития самосознания, «вливающее в детей владычествующую любовь к истине, праводеятельности и чистосердечию». Содержание нравственного воспитания должно основываться «на благонравии и любви к Отечеству», так как «важно воспитание истинных патриотов, беззаветно преданных Родине». Самым ценным моральным качеством нового человека должна быть его способность «с материнским молоком всасывать в себя любовь к отечеству».

В книге «О должностях человека и гражданина» - своде правил официальной педагогики, утвержденном Екатериной II, -ребенок рассматривался как объект принуждения, который должен слепо и безропотно повиноваться воле воспитателя. С такой позицией Н. И. Новиков был категорически не согласен и смотрел на ребенка как на личность, которая имеет не только обязанности, но и права: «...ребенок - живое существо со своими особенностями, чувствами и переживаниями; он имеет право на свободу... Свобода ребенка - это его природный дар, и никто не имеет права подавлять, а тем более отнимать ее».

Признавая за ребенком право на свободу, свою волю, стремления и желания, общественный деятель выступал против телесных наказаний, считая, что они унижают в ребенке человеческое достоинство. Еще в журнале «Живописец» он высмеивал телесные наказания, широко применявшиеся в то время в России. Позже просветитель через свои журналы призывал отказаться от применения такого негодного воспитательного средства, как розга: «Побои не только не нужны, но весьма вредны для дитяти. Где во весь день детей бранят, ругают, грозят им и стращают их либо словами, либо на самом деле показывают лозу, там едва ли можно обходиться без самого жесточайшего способа, ибо все легкие способы для частого их употребления уже не годятся».

Большое значение имела разработка Н. И. Новиковым принципов физического воспитания: «Используя новейшие для того времени достижения науки и учитывая лучший опыт воспитания, Н. И. Новиков разработал детально все основные разделы физического воспитания. Многие его указания были для своего времени серьезным вкладом в теорию физического воспитания, так как они обеспечивали правильное физическое развитие и здоровье детям и в про-

тивовес установившимся в дворянском обществе традициям ориентировали родителей на то, чтобы они отказались от изнеживания детей, поближе стояли к природе, соблюдали умеренность в пище, одежде, обуви для детей, закаливали их организм. Эти полезные советы по физическому воспитанию детей сыграли свою положительную роль в практике воспитания молодого поколения во второй половине XVIII века» (5, с. 32-33).

Давая советы по физическому воспитанию детей, Н. И. Новиков ссылался на высказывания Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, а также видных врачей-гигиенистов Цукерта, Вин-слова, Фогеля. Физическое воспитание рассматривалось им как первейшая обязанность каждого родителя, так как правильное «физическое развитие дитяти является важнейшим условием формирования других сторон личности: ее умственных и нравственных сил». Главную задачу физического воспитания Н. И. Новиков видел в том, «чтоб дети имели крепкое сложение тела». Одновременно он подчеркивал, что «попечение о теле» есть начало, первая часть воспитания. Требовал, чтобы родители занимались физическим воспитанием детей с первого дня их рождения, а от матери требовал, чтобы она заботилась о здоровье будущего дитяти еще в период своей беременности. Предметом физического воспитания ребенка признавал удовлетворение первейших его потребностей в уходе, пище, одежде и сне, а также развитие его телесных сил. В изложенных просветителем «правилах образования тела» ребенка и конкретных советах по уходу проводится принцип природосообразности, требующий считаться с природными данными ребенка и воспитывать его ближе к натуре, т. е. к природе: использование чистого воздуха, простой и умеренной пищи, легкой и удобной одежды и обуви, различных физических упражнений, закаливающих организм и препятствующих его изнеживанию.

Н. И. Новиков формулирует гигиенические требования к организации жизни детей: «...порядок и чистота суть два свойства, которым собственно детей воспитывать надлежит», «...чистота утончает вообще чувствования, возвышает красоту тела, споспешествует здоровью и делает человека приятным в обществах». Дает рекомендации по вскармливанию младенцев (отсюда требования к питанию кормилицы, которая должна быть «здорова душой и телом»). Определяет вредные и полезные кушанья для детей: говорит о пользе молока, выборе сортов хлеба, о необходимости исключать вино, водку и пиво. Выдвигает требования к детской комнате, организации рабочего места: «...от писания за столом слишком

высоким, или низким, или стоящим не твердо, делаются дети нездоровыми». В своей работе «Разговор о здоровье» издатель уделяет внимание пропаганде закаливания как одному из факторов формирования характера человека.

Большое значение Н. И. Новиков придавал организации игр. При выборе подвижных игр следовало, по его мнению, считаться с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Педагог рекомендовал игры и все телесные упражнения проводить на открытом воздухе. Уроки танцев для детей 5-12-летнего возраста считал хорошим средством физического воспитания, а в музыкальном сопровождении -и эстетического развития. Они ценны тем, что в них соединяются движения почти всех частей тела. Особенно общественный деятель рекомендовал использовать русские танцы, которые обладают большими возможностями для физических упражнений.

Ученик и последователь русского просветителя П. Енгалычев издает свой труд «О предложении человеческой жизни, или средстве, как достигнуть можно здоровой, веселой и глубокой старости», где формулирует практические рекомендации по физическому развитию и воспитанию детей.

Воспитательный идеал писателя, публициста и революционера А. Н. Радищева, -это активный человек, готовый к революционным действиям, осуществляющий на деле принципы «разумного эгоизма». Для А. Н. Радищева стойкость, верность убеждениям и служение обществу - святые понятия. Продолжая традицию М. В. Ломоносова, писатель утверждает идею бескорыстного служения Отечеству. В своей «Беседе о том, что есть сын Отечества» он формулирует основную цель воспитания - формирование «истинных сынов отечества» с высокими моральными качествами: «...это

должны быть настоящие патриоты, борцы за свободу и счастье родины» - и определяет их основные качества:

• честь - «святая святых», без истинной чести человек «как без души»; истинная честь освещает «дела и мысли человека»;

• благонравный человек отличается скромностью, не допускает хвастовства, не страшится трудностей, «преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности», оказывает помощь несчастным и угнетенным;

• благородным может считаться лишь тот, «кто учинил себя мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими, кто сияет в обществе разумом и добродетелью, ... все силы и старания свои устремляет, чтобы быть полезным для блага отечества» (1, с. 34).

Писатель обращается к «свободному духу» ребенка, стимулируя его желания приучить себя к прилежанию, трудолюбию, скромности, выполнению своих обязанностей и т. д. Раскрывает суть нравственной свободы человека, который «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». Духовно-нравственное воспитание, по мнению А. Н. Радищева, начинается с приучения ребенка к «умеренности и в чувствах», «усмирения страсти» - с преодоления самого себя, укрепления сил духа, стремления стать человеком долга и обязанностей. Представления А. Н. Радищева об организации воспитания детей в семье содержатся в главе «Крестьцы» «Путешествия из Петербурга в Москву». Писатель отмечает, что дети должны расти в атмосфере любви, заботы и внимания. «Вождения родителей дети не чувствуют, ибо их желания и действия предваряются, дух ребенка не испытывает робости или стремления к послушанию, но кроток к дружескому совету». Детская жизнь протекает как смена разнообразных занятий: укрепляющих физически («бегаете быстро, плаваете, не утомляясь, подымаете тяжести без натуги»), дающих трудовые навыки («вскопать гряду, водить соху, щи и кашу сварить»), навыки верховой езды, фехтования, стрельбы, музицирования и рисования и пр. Создавая образ идеального отца-воспитателя, А. Н. Радищев ставит семейное воспитание выше общественного. Отец должен закалять детей, учить их не бояться стихий, боли, приучать к непритязательной пище и каждодневному труду: «Разносторонность - вот главное качество свободного человека общества будущего».

Писатель разделял взгляды Д. Локка на основные пути и средства физического воспитания детей, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Рекомендуя систематически упражнять физические силы ребенка, А. Н. Радищев в то же время предостерегал против чрезмерной перегрузки, способной повлечь за собой переутомление: «...не забывайте никогда

употреблять ваших телесных сил и чувств. Упражнение оных умеренное укрепит их не истощевая и послужит ко здравию вашему и долгой жизни». Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных: «...употребление же сил укрепит тело, а с ним и дух», для подготовки молодого поколения к политической борьбе. На важность нравственного развития русского общества указывал писатель и историк Н. М. Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802).

В годы правления Екатерины II в России началось строительство крупных больниц для гражданского населения в Петербурге и Москве. Для призрения незаконнорожденных младенцев в обеих столицах были построены императорские воспитательные дома (1763, 1771). В 1771-1772 гг. в период борьбы с чумой в Москве были впервые разработаны и осуществлены новые методы государственной организации противоэпидемических мероприятий (с участием врачей А. Ф. Шафонского и Д. С. Са-мойловича, который впервые предложил прививку против чумы). В 1770-х гг. в России стали учреждаться оспопрививательные дома. В 1775 г. был учрежден Приказ общественного призрения как орган поддержки социально незащищенных слоев населения.

Вопросами охраны здоровья, разработкой санитарно-гигиенических правил для детей и взрослых занимались первые русские профессора-энциклопедисты, сыгравшие заметную роль в развитии гигиены и общественной медицины, - Ф. Барсук-Моисеев, С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодиак (профессор акушерского дела). В этот период продолжаются эмпирические наблюдения и накопление знаний в области симптоматики детских болезней.

Итак, на развитие здравотворческих идей в России XVIII в. повлияли следующие факторы:

• развитие медицинской науки, больничного дела, профилактической и общественной санитарии, исследования в области вакцинации населения и педиатрии;

• появление педагогических сочинений, определявших гигиенические требования к организации жизнедеятельности подрастающего поколения, дающих рекомендации по санитарному благоустройству школ;

• положительные примеры организации обучения, труда и отдыха молодых дворян в математико-навигационной школе, Морской академии, сухопутном шляхетском корпусе, воспитательных домах И. И. Бецкого и других учреждениях, организованных по европейским стандартам;

• нравственный аспект воспитания подрастающего поколения - привитие гражданско-патриотических чувств, формирование качеств «истинных сынов Отечества» (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин);

• рекомендации общественных деятелей по организации физического воспитания подрастающего поколения (Н. И. Новиков, А. Н. Радищева и др.);

• идеи просвещения населения, пропагандирование правил здорового образа жизни, издательская деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегунов Ю. К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. М. : Просвещение, 1983.

2. Курочкина И. Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII-XVIII вв.) : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2002.

3. Латышина Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): учеб. пособие. М. :Гардарики, 2005.

4. Ломоносов М. В. М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.

5. Новиков Н. И. Избр. пед. соч. / сост. Н. А. Трушин. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещ. РСФСР, 1959.

6. Новолодская Е. Г. Развитие здравотворческих идей в Древней Руси и Московском государстве / / Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электр. науч. журн. 2012, нояб. ART 1906. СПб., 2012. URL: http://www.emissia.org/olffine/20i2/i906.htm. (Гос. рег. 0421200031. ISSN 1997-8588).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.