Научная статья на тему 'К НОВЫМ НОРМАМ ОСВЕЩЕНИЯ (в связи с предстоящим пересмотром)'

К НОВЫМ НОРМАМ ОСВЕЩЕНИЯ (в связи с предстоящим пересмотром) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К НОВЫМ НОРМАМ ОСВЕЩЕНИЯ (в связи с предстоящим пересмотром)»

не оспаривает) и объявляет нашу точку зрения ошибочной и дезориентирующей. Однако по существу дела (о характеристике динамического состояния среды) он никаких решений не предлагает и спорных вопросов с порядка дня не снимает.

Поступила 2Й/Х 1967 г.

* Ъ *

К НОВЫМ НОРМАМ ОСВЕЩЕНИЯ (в связи с предстоящим пересмотром)

Проф. А. Я■ Гуткин Из Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В журналах «Светотехника» (1957, № 5) и «Гигиена и санитария» (1957, № 8) напечатан проект новых норм искусственного освещения и начато их обсуждение. Проект разработан большой группой видных советских ученых — светотехников и гигиенистов. Новые нормы значительно выше, чем последние нормы (СНиП-54, ч. II, стр. 177—185), действующие с 1 января 1955 г., некоторые величины, особенно для точной зрительной . работы, превышают старые в несколько раз.

Новые нормы характеризуют выдающиеся достижения СССР в области производства электроэнергии, строительства электростанций и развития электропромышленности.

Помимо громадного гигиенического значения, которое имеют нормы для здоровья промышленных рабочих СССР, нормы должны будут сыграть существенную роль в профилактике и в снижении близорукости среди подрастающего поколения. В свете достижений советского здравоохранения в области снижения и ликвидации ряда заболеваний населения рост близорукости среди детей и подростков не может не вызывать серьезной тревоги. Об этом нам позволяют говорить результаты исследований более чем 10 000 дошкольников, школьников, учащихся ремесленных училищ, по преимуществу швейниц, проведенных кафедрой гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института в Ленинграде, в Ленинградской области, в Заполярье, в районе Северного Крыма, в Риге и в Джанкое в последние несколько лет (С. Я. Алек-сикова, Д. И. Каганович, А. Н. Николаев, H. Н. Рундальцева).

Результаты исследований показали, что по сравнению с дореволюционными годами, близорукость за годы советской власти снизилась, однако отмечается ее рост по мере перехода в старшие классы. Среди городских школьников последних классов близорукость доходит до 27%, в сельских школах — до 17% при наличии ее в первых классах в пределах единицы, причем у дошкольников она оказалась равной 1,6% (с 1 D и выше). У учащихся ремесленных училищ швейников, 14-летних девочек, среди которых процент близорукости составлял 13,9, в конце первого года он поднялся до 20,9. Роль освещения в названной патологии общеизвестна; она тем более значительна и требует высокого светового комфорта для детей и подростков всех возрастов до 20 лет, поскольку до сих пор нет единодушного мнения о возрасте окончательного формирования глаза (Levinson, В. А. Розенберг, Л. И. Сергиевский, С. П. Шмуль указывают на возраст от 5 до 8 лет. Klark. А. И. Лашевский. А. А. Иванов — от 9 до 12 лет; С. С. Головин — до 15 лет; С. В. Кравков, П. И. Лазарев, С. В. Очаповский — 20 лет).

Приводим проектируемые нормы в сравнении с прежними.

Сравнительные нормы освещения детских учреждений

Нормы 1954 г. (СН и п. ч II. стр. 180) Нормы 1957 г. (Проект «Светотехника», 1957, N«5)

Наименование помещений Л £5 g о ¡1 § ¥* Л Sir = ш ^ = о-S уровень поверхности, к которой относится норма освещенности наименование помещений О) S X V ГУ йй ё-5 уровень поверхности, к которой относится норма освещенности примечание

Детские сади и ясли Детские сады и ясли

Комнаты для приема пищи и для игр Смотровые . . . Приемные, спальни, помещения для кормления грудных детей . . . Общеобразовательные школы Классы, лаборатории, учебные комнаты . . Актовые залы . Кабинет черчения, рисования, ручного труда . . . Спортивные залы и рекреационные помещения . . . Библиотека у читальные залы . . Книгохранилище 1 75 100 50 150 100 200 50 150 20 0,8 м от пола То же » » » > » > 1 > На полу 0,8 м от пола На вертикальных поверхностях стеллажей Групповые и смотровые ..... Приемные и комнаты кормления Спальные комнаты Школы, техникумы, вузы, аудитории , Классы, учебные комнаты, лаборатории: а) на столах, партах ..... б) на классной доске ...... Кабинет черчения, рисования, ручного труда а) классная доска б) на столах и партах• ..... Кабинет и комната продленного дня Актовый зал . . . Рекреация .... Вестибюль и гардероб В вузах и школах Лестницы .... Коридор в больницах и школах Кухни...... В общежитиях и других учреждениях ...... 200 150 75 300 300 500 500 150 200 150 150 75 100 100 150 0,8 м от поверхности пола в горизонтальном положении На полу » » 1 1 » » » 1 Для слабо видящих на 2 ступени выше установленного, но не ниже 500 лк

Замечания касаются по преимуществу общих принципов новых осветительных норм.

Мы указали выше на особое значение освещения для детских и подростковых учреждений. Между тем эти учреждения (за исключением детских садов и яслей) объединены с вузами, общежитиями, частично с больницами.

Учитывая специфические возрастные особенности контингента, учебно-воспитательные и оздоровительные функции детских учреждений, важ-

но обратить на них особое внимание и выделить детские и подростковые учреждения в самостоятельную группу. К этой группе должны быть отнесены Дома малютки, мастерские и кабинет домоводства и рукоделия 1 общеобразовательных школ (в нормах отсутствуют) и учебно-производ-ственные помещения в технических училищах по профессиям, занятия которыми требуют специальных освещенностей. В настоящих нормах речь идет только о техникумах («Школы, техникумы, вузы») при отсутствии дифференциации подростков по профессиям. Общие положения, относящиеся по преимуществу к взрослым рабочим и определяющие уровни освещенности по точности работ, не могут быть целиком отнесены к учреждениям учебно-производственного типа для подростков, в частности к техническим училищам.

Необходим новый раздел «Детские и подростковые учреждения» с подразделами: а) ясли и дома ребенка, б) детские сады, в) общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, г) школы художественные, музыкальные и хореографические училища, д) технические училища и прочие учебно-воспитательные учреждения для подростков, е) лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения и больницы для детей и подростков.

В новом разделе должны быть предусмотрены повышенные нормы (не ниже 500 лк) не только для классов и школ слабо видящих, но и для классов и школ слабо слышащих, учитывая взаимодействие анализаторов и роль артикуляции рта учителя как важного компенсаторного фактора для распознавания речи плохо слышащими учениками.

Переход на отраженный свет едва ли может быть осуществим с выходом новых норм. Целесообразно этот переход оговорить сроками и типами учреждений (в первую очередь отдельные помещения школ, технических училищ и т. д.).

Нормы для ламп накаливания желательно довести до норм люминесцентного освещения.

Целесообразно оговорить основные типы разрешаемых арматур, их размещение, установку софитов над классными досками и случаи, когда размещение общей арматуры может устранить необходимость в софитах. Следует указать, какие лампы и какой тип арматуры в детских и подростковых учреждениях не допускаются 2.

Необходимо уточнить и развить комбинированное и местное освещение в условиях учебной и производственной работы школьников и подростков (в смотровой и приемной яслей, комнате врача, боксе, изоляторе, на ученических столах в некоторых лабораторных кабинетах, в школьной мастерской металлообработки, на столах учащихся-швейниц, в учительской и т. п.)3.

Государственные осветительные нормы вводятся не столь часто, тем более необходимо предусмотреть в них и разные типы детских учреждений, и разные уровни, и их абсолютную реальность в практике.

Поступила 25/Х 1957 г.

* * Ъ

1 Кабинет домоводства и рукоделия предусмотрен в проекте новых норм и техии ческих условий проектирования здания общеобразовательных школ.

2 Эти замечания к нормам не относятся. — Ред.

3 То же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.