Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ '

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ »



ления остальных детей. Другие на протяжении всего учебного года утомляются сильнее, чем остальные ученики. Третьи при хорошей и даже отличной успеваемости сперва не проявляют особого утомления, но к концу года дают явный срыв: их состояние резко ухудшается и успеваемость снижается. Наконец, некоторые, как это было видно на примере девочки А-ко, не справляются со школьной нагрузкой уже с самого начала.

Интересно, что если успеваемость выделенной нами группы детей в начале учебного года в 1-м классе мало отличалась от успеваемости их остальных сверстников, то во 2-м классе и в первой учебной четверти в 3-м классе она была заметно ниже: среднечетвертной балл всего класса колебался от 3, 86 до 4,06, а в группе («достигших «школьной зрелости» — от 3,37 до 3,53.

По-видимому, целесообразно отсрочить поступление таких детей в школу. И тогда они легко и безболезненно овладеют теми знаниями и навыками, которые с таким трудом и такой дорогой ценой даются им, когда они поступают в школу, не достигнув достаточной функциональной подготовленности к школе 1.

Наши исследования подтвердили, что с позиций гигиены вопрос о поступлении в школу не может решаться только на основании календарного возраста ребенка. Необходима и функциональная готовность его, наличие «школьной зрелости», которая должна устанавливаться специальными, но вполне доступными медико-физиологическими исследованиями.

Примененные нами приемы диагностики «школьной зрелости» в общем отвечают своему назначению, хотя и не могут быть признаны окончательными и подлежащими внедрению в широкую практику — их следует усовершенствовать и несколько упростить.

Сравнительно малое количество исследований и некоторая разнонаправленность изменений исследованных нами функций не позволяют считать вполне выясненной степень влияния школьного обучения на детей, поступивших в школу до достижения полной «школьной зрелости». Поэтому исследования в этом направлении следует продолжать в более широких масштабах.

Поступила 18/111 1971 ».

УДК 371.71

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Н. Б. Бушанская, Н. Н. Рундальцева Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Состояние здоровья учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке изучено недостаточно (Н. 3. Зубкова). Между тем количество «языковых» школ увеличивается с каждым годом. Так, в Ленинграде уже теперь более 30 таких школ, где учится свыше 20 ООО человек. Учебная нагрузка в них отличается большим числом учебных часов за счет уроков иностранного языка. По учебному плану 1967 г., к которому относится наше исследование, уроки иностранного языка в классах со 2-го по 4-й занимали 4 часа в неделю. Кроме этого, с 6-го класса вводится преподавание отдельных предметов (физики, литературы, химии, географии) на иностранном языке. Таким образом, обучение в «языковых» школах требует более интенсивной работы.

Для изучения состояния здоровья учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в 1967 учебном году в Ленинграде были организованы углубленные медицинские осмотры силами специалистов детских поликлиник. Осмотру подверглись 4487 учащихся 5 «языковых» и в качестве контроля 3 общеобразовательных школ.

Они располагались в типовых зданиях, построенных после войны. Гигиенические условия в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке были несколько лучше, чем в общеобразовательных, так как занятия проводились в 1 смену, число детей в младших классах не превышало 35, а в старших — 30. В остальном условия среды в школах обоих типов существенных различий не имели, за исключением того, что радиус обслуживания «языковых» школ был больше, чем школ общеобразовательных.

Анализ материалов осмотра свидетельствует о том, что по некоторым формам патологии в «языковых» школах показатели более высокие. Так, в них близорукость встречается чаще (9,9%), чем в общеобразовательных (6,4%). При использовании стандартизованных показателей различие становится более выраженным (10,6% в «языковых» школах и 5,8% в общеобразовательных; коэффициент достоверности <=6). Обращает на себя внимание более резкое нарастание близорукости от младших классов к старшим в «языковых» школах. В 1-х классах разница в числе близоруких незначительна, а начиная с 5-го класса

1 Убедительным примером служит та же девочка А-ко. Оставив по настоянию врачей школу, она на следующий год снова поступила в 1-й класс той же школы и учится легко и очень успешно.

близоруких в «языковых» школах вдвое больше, чем в общеобразовательных. Нарастание близорукости в «языковых» школах начинается со 2-го класса; в 6—8-х классах число близоруких составляет 18—20%, достигая к 10-му классу 29,2%.

Значительное увеличение числа близоруких в 5—6-х классах «языковых» школ может быть связано с повышением учебной нагрузки. Число уроков иностранного языка возрастает от 4-го к 5-му классу с 4 до 6 в неделю, больше становится и домашняя нагрузка.

В шкслах обоих типов среди девочек близоруких несколько больше, чем среди мальчиков, но в «языковых» школах разница проявляется раньше — с 5-го класса, тогда как в общеобразовательных — с 8-го класса.

Число близоруких в средних и старших классах «языковых» школ выше того, которое отмечалось в школах Ленинграда и Москвы в более ранние периоды (А. Н. Николаев; Е. М. Белостоцкая).

С нарушением осанки в «языковых» школах выявлено 16,7% учащихся против 5,8% в общеобразовательных школах, т. е. почти в 3 раза больше. При этом в младших (1—4-х) классах сязыковых» школ детей с нарушениями осанки в 2,1 раза больше.

Оценка физического развития 2578 учащихся «языковых» и общеобразовательных школ проводилась нами по таблицам шкал регрессии индивидуализирующим методом по совокупности основных признаков в их взаимосвязи. Отмечен больший процент детей с отклонениями в показателях физического развития в «языковых» школах. Так, в них с превышением веса оказалось 24,3% учащихся (против 20% в общеобразовательных школах), с отставанием окружности грудной клетки 17% школьников (против 12,5% в общеобразовательных школах). Разница статистически достоверна (/5>3).

Таким образом, в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке больше детей с близорукостью, нарушением осанки и отклонениями в показателях физического развития. Это выдвигает необходимость рационализации режима дня учащихся таких школ и систематического контроля за состоянием их здоровья школьными врачами, требует оздоровительных мероприятий со стороны медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Автореф. дисс. докт. М., 1964.— Николаев А. Н. К вопросу о близорукости среди школьников. Автореф. дисс. канд. Л., 1955.— Зубкова Н. 3. В кн.: Материалы научной конференции молодых научньсх работников и санитарных врачей по гигиене детей и подростков. М., 1970 с. 28.

Поступила 22/1У 1971 г.

УДК 613.865:613.956

ОТРАЖЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ РАСПОРЯДКА ДНЯ

И. Ф. Кононов

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства

здравоохранения СССР, Москва

Проблема рациональной организации умственного труда школьников занимает одно из ведущих мест в гигиене детей и подростков. Практика показывает, что переутомление школьников и его отрицательное последствие во многом объясняются отсутствием у них прочных навыков правильной организации своей жизни. Наличие же таких навыков у учащихся, особенно старших классов, изучено совершенно недостаточно. В связи с этим в конце 1969/70 и начале 1970/71 учебного года мы изучили, как школьники выполняют основные гигиенические рекомендации по организации умственного труда.

Исследованию подвергли 638 учащихся 8-х классов (18 класссных коллективов) 6 общеобразовательных школ (Лосино-Петровский и Монино, Щелковский район Московской области). Методика предусматривала ежедневное (за прошедший день) заполнение учащимися в течение 1 рабочей недели карт суточного самохронометража, отражающего выполнение ими основных режимных моментов. Всего получено 4026 карт, годных к статистической обработке.

Большинство (74,5%) подростков вставало утром за 1 час — 1 час 20 мин. до начала занятий в первой смене. Однако 24,4% учащихся имели до начала занятий менее 1 часа. Иначе говоря, сборы в школу у них проходили в большой спешке, времени для физической зарядки и даже для завтрака почти не оставалось.

Для режима дня школьников в настоящее время характерна гиподинамия, т. е. недостаточность двигательной активности. В связи с этим повышается значение выполнения ими кратковременных физических упражнений, в частности утренней гимнастики. Между тем выполнение учащимися, особенно старших классов, утренней гимнастики является од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.