Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»'

К ВОПРОСУ О «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»»

Об обеспеченности организма витаминов Вв судили по экскреции 4-пиридоксиновой кислоты (Huff и Perlzweig), об обеспеченности витамином РР—по экскреции Nj-метилникотин-амида (Huff к Perlzweig). При изучении питания использовали статистический метод, t

материалом для него служили меню-раскладки (Ф. Е. Будагян; А. А. Минх).

Калорийная ценность рациона составляла 4300—4500 ккал. Среднее количество белков равнялось 115—130 г, пиридоксина — 2,5—3 мг, никотиновой кислоты — 16—20 мг.

Соотношение белков, жиров и углеводов составляло 1:1,2:5. Содержание основных пищевых веществ и витаминов в пищевых рационах в течение всего года оказалось примерно одинаковым.

При наличии в рационе указанных количеств витаминов Вв и РР выделение изучамых метаболитов с мочой у всех групп спортсменов, обследованных зимой, весной, летом и осенью, было ниже нормы (В. В. Ефремов).

Результаты этих наблюдений представлены на рисунке (/, а, б).

Дальнейшей целью нашей работы явилось изучение показателей обеспеченности организма спортсменов пиридоксином и никотиновой кислотой на фоне дополнительного их введения в рацион. Для этого в условиях учебно-тренировочного сбора лыжников были взяты под наблюдение 4 группы спортсменов, ежедневно подвергавшихся значительным физическим нагрузкам. 1-я группа (18 человек) в течение 3 недель получала дополнительно к пищевому рациону 5 мг витамина Вв, 2-я группа (17 человек) — 30 мг витамина РР, 3-я группа (19 человек) — 5 мг витамина Вв и 15 мг витамина РР, 4-я группа (17 человек), являвшаяся контрольной, не получала дополнительно к рациону названных витаминов.

Материалы исследований приведены на рисунке (//, а, б). После 3-недельной витаминной «нагрузки» экскреция 4-пиридоксиновой кислоты в 1-й и 3-й группах спортсменов повысилась до величин, принятых за норму (Р<0,01). Только в 3-й группе лыжников при дополнительном приеме 15 мг витамина РР и 5 мг витамина В„ выделение Nj-метил-никотинамида было в пределах нормы (Р<0,01). Во 2-й группе спортсменов, дополнительно получавшей 30 мг витамина РР, экскреция Ы,-метилникотинамида была выше нормы (Я<0,01).

Выводы

1. Данные исследования свидетельствуют о повышенной потребности организма спортсменов в витаминах В, и PP.

2. Для удовлетворения их потребности в этих витаминах рекомендуется обогащать * пищевые рационы спортсменов увеличенными количествами пиридоксина (5 мг) и никотиновой кислоты (15 мг).

ЛИТЕРАТУРА

Будагян Ф. Е. Таблицы химического состава и питательной ценности пищевых продуктов. М., 1961.— Ефремов В. В. Вестн. АМН СССР, 1964, № 5, с. 31.— Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1967,— Huff I. W., Р е г 1 z -weig W. A., J. biol. Chem., 1944, v. 155, p. 345.— Idem, Ibid, 1947, v. 167, p. 157

Поступила 18/X 1971 r.

УДК 371.71

К ВОПРОСУ о «школьной ЗРЕЛОСТИ»

Проф. С. М. Г ромбах, Т. Л. Богина

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

С момента поступления ребенка в школу для него начинается качественно новый и важный этап жизни с отличающимся от прежнего режимом деятельности и комплексом обязанностей. Процесс учебы предъявляет к организму ребенка существенные требования,

/ //

>70 14 да 11» £ 5 0 i 600 1 g 5 200 %%Ш0 а норма f a i Норма Щ

11 г i <*> N 3 i «Ni <S 1 - "^Vff -Щ «a V 4> 3 <\i «sí 3 I <4. tv; íi

/ г з i S ' 2 t j 3 m <

Норма Норма f

«., ♦ 1 11 <o N «N. «Ц Iiii 1 Í4 § 1 N 1 i

k 5 12 3 4 12 3 4

Экскреция 4-пиридоксиновой кислоты (а) и Ыгме

тнлникотинамида (б). / — у спортсменов в различные периоды года; / — зимний период (п = 50); 2 — весенний период (л = 42); 3 — летний период (л = 50); 4 — осенний период (л = 50). II—у спортсменов после 3-недельной витаминизации: / — контрольная группа; 2 — 1-я группа: 3 — 2-я группа; 4 — 3-я группа.

которые посильны для него только в том случае, если он достиг определенного уровня морфологического и функционального развития, в первую очередь развития тех функций, которые принимают преимущественное участие в учении. Уровень развития этих функций и должен служить критерием готовности ребенка к обучению в школе, так называемой школьной зрелости. Если в силу тех или иных причин эти функции не достигли необходимого уровня развития, ребенок не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему школьным обучением, или осиливает его с чрезмерным напряжением, ведущим к повышенной утомляемости и в конечном счете к неврозу.

Необходимости учета этого обстоятельства была посвящена публикация одного из авторов настоящей статьи 1. В ней говорилось о том, что проблема «школьной зрелости» широко обсуждается в зарубежной литературе, но почти не освещена и мало изучена у нас. В связи с этим предполагалось определить, действительно ли и до какой степени отличаются реакции на школьную нагрузку у детей с недостаточной степенью «школьной зрелости» и от реакций остальных их сверстников в момент поступления в школу.

С этой целью у 66 детей, поступивших в 2 параллельных первых класса одной из московских школ, исследовали некоторые морфологические и физиологические показатели, которые, по нашему представлению, отражают уровень развития функций, участвующих в школьном учении. В частности, изучали функциональное состояние центральной нервной системы (по скорости выработки и упрочения условных рефлексов и по данным словесно-ассоциативного эксперимента, а также по результатам выполнения корректурных проб), силу и выносливость к статическому мышечному усилию, способность к торможению двигательной активности (по данным хронометража поведения на уроках и ак-тографии сиденья). Кроме того, определяли уровень морфологического развития детей (по отношению длины ног к длине тела и общей высоты лица к длине тела). Для всех перечисленных показателей были высчитаны средняя величина и среднее квадратическое отклонение (б). Отклонения от средней, превышающие 16, принимали за признак «незрелости» ребенка по данному показателю.

Всем детям было также предложено выполнить тест на «школьную зрелость» А. Керна в модификации И. Ирасека. Он заключается в выполнении 3 стандартных заданий: 1) нарисовать человека, 2) срисовать (дети писать еще не умеют) фразу из 3 коротких слов («он жил там») и 3) нарисовать 10 точек в определенной последовательности. Выполнение каждого из заданий оценивается по 5-баллыюй шкале.

В результате всех исследований каждый ребенок получил по 15 оценок, характеризующих степень «зрелости» по 7 комплексным показателям. Те дети, у которых отмечали •отставание по большинству (4 и более из 7) показателей, были отнесены нами к группе не достигших «школьной зрелости». Таких детей оказалось 7 из 66.

По возрасту эти дети почти не отличались от остальных. В среднем он составлял 7 лет 8 месяцев с колебаниями от 7 лет 3 месяцев до 8 лет 3 месяцев. По состоянию здоровья лишь у 1 из отобранных при поступлении в школу отмечались невротические явления. Большинство детей, не достигших «школьной зрелости» (5 из 7), до школы посещали детский сад. Среди остальных детей воспитанники детского сада составляли 25%.

Выделив детей, не достигших, как нам казалось, «школьной зрелости», следовало, с одной стороны, проверить правильность этого нашего предположения, а с другой — установить степень их утомляемости по сравнению с остальными первоклассниками. Для этого на протяжении учебного года в течение недели в каждую учебную четверть проводились исследования функционального состояния организма детей в начале и в конце учебного дня. Исследовали скорость зрительно-моторной реакции, скорость и точность выполнения корректурных проб и координацию движений рук (с помощью фонотремометра ФТ-2В конструкции Ю. Н. Верхало). Учитывали также активное внимание учащихся путем определения количества отвлечений на уроках и изучали двигательное беспокойство при помощи актографии.

По отношению к одному из выделенных нами детей — девочке А-ко — функциональная неготовность к школе вскоре подтвердилась самым печальным образом: на исходе третьей четверти родителям этой девочки пришлось взять ее из школы и поместить в санаторий в связи с наступившим у нее резким астеническим состоянием. Что касается остальных 6 детей, не достигших «школьной зрелости», то, судя по полученным нами сведениям, у них наблюдались значительные различия в динамике отдельных показателей как на протяжении учебного дня, так и в течение всего учебного года. Однако сравнение этих данных с усредненными данными остальных учащихся подтвердило особенность отобранной нами группы. Так, если во всем классе скорость и точность выполнения корректурных проб возрастали от четверти к четверти, отражая тем самым все улучшавшуюся тренированность и в известной степени рост умственной работоспособности детей, то в отобранной нами группе это отмечалось только у 3 из 7 детей и средние показатели их работоспособности оставались все время ниже, чем средние показатели всего класса.

Успеваемость как по среднему баллу, так и по удельному весу хороших и отличных отметок во всем классе оставалась на протяжении учебного года примерно на одном уровне. В отобранной же нами группе она у 3 из 7 детей заметно снизилась к концу учебного года.

Показатели функционального состояния детей и сдвиги под влиянием утомления говорят о том, что некоторые из тех, кто в начале учебного года не достиг «школьной зрелости» к середине его сравниваются со сверстниками и степень их утомления не превышает утом-

1 Гигиена и санитария 1969, № 7, с. 48.

ления остальных детей. Другие на протяжении всего учебного года утомляются сильнее, чем остальные ученики. Третьи при хорошей и даже отличной успеваемости сперва не проявляют особого утомления, но к концу года дают явный срыв: их состояние резко ухудшается и успеваемость снижается. Наконец, некоторые, как это было видно на примере девочки А-ко, не справляются со школьной нагрузкой уже с самого начала.

Интересно, что если успеваемость выделенной нами группы детей в начале учебного года в 1-м классе мало отличалась от успеваемости их остальных сверстников, то во 2-м классе и в первой учебной четверти в 3-м классе она была заметно ниже: среднечетвертной балл всего класса колебался от 3, 86 до 4,06, а в группе («достигших «школьной зрелости» — от 3,37 до 3,53.

По-видимому, целесообразно отсрочить поступление таких детей в школу. И тогда они легко и безболезненно овладеют теми знаниями и навыками, которые с таким трудом и такой дорогой ценой даются им, когда они поступают в школу, не достигнув достаточной функциональной подготовленности к школе 1.

Наши исследования подтвердили, что с позиций гигиены вопрос о поступлении в школу не может решаться только на основании календарного возраста ребенка. Необходима и функциональная готовность его, наличие «школьной зрелости», которая должна устанавливаться специальными, но вполне доступными медико-физиологическими исследованиями.

Примененные нами приемы диагностики «школьной зрелости» в общем отвечают своему назначению, хотя и не могут быть признаны окончательными и подлежащими внедрению в широкую практику — их следует усовершенствовать и несколько упростить.

Сравнительно малое количество исследований и некоторая разнонаправлеыность изменений исследованных нами функций не позволяют считать вполне выясненной степень влияния школьного обучения на детей, поступивших в школу до достижения полной «школьной зрелости». Поэтому исследования в этом направлении следует продолжать в более широких масштабах.

Поступила 18/111 1971 ».

УДК 371.71

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Н. Б. Бушанская, Н. Н. Рундальцева Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Состояние здоровья учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке изучено недостаточно (Н. 3. Зубкова). Между тем количество «языковых» школ увеличивается с каждым годом. Так, в Ленинграде уже теперь более 30 таких школ, где учится свыше 20 ООО человек. Учебная нагрузка в них отличается большим числом учебных часов за счет уроков иностранного языка. По учебному плану 1967 г., к которому относится наше исследование, уроки иностранного языка в классах со 2-го по 4-й занимали 4 часа в неделю. Кроме этого, с 6-го класса вводится преподавание отдельных предметов (физики, литературы, химии, географии) на иностранном языке. Таким образом, обучение в «языковых» школах требует более интенсивной работы.

Для изучения состояния здоровья учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке в 1967 учебном году в Ленинграде были организованы углубленные медицинские осмотры силами специалистов детских поликлиник. Осмотру подверглись 4487 учащихся 5 «языковых» и в качестве контроля 3 общеобразовательных школ.

Они располагались в типовых зданиях, построенных после войны. Гигиенические условия в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке были несколько лучше, чем в общеобразовательных, так как занятия проводились в 1 смену, число детей в младших классах не превышало 35, а в старших — 30. В остальном условия среды в школах обоих типов существенных различий не имели, за исключением того, что радиус обслуживания «языковых» школ был больше, чем школ общеобразовательных.

Анализ материалов осмотра свидетельствует о том, что по некоторым формам патологии в «языковых» школах показатели более высокие. Так, в них близорукость встречается чаще (9,9%), чем в общеобразовательных (6,4%). При использовании стандартизованных показателей различие становится более выраженным (10,6% в «языковых» школах и 5,8% в общеобразовательных; коэффициент достоверности <=6). Обращает на себя внимание более резкое нарастание близорукости от младших классов к старшим в «языковых» школах. В 1-х классах разница в числе близоруких незначительна, а начиная с 5-го класса

1 Убедительным примером служит та же девочка А-ко. Оставив по настоянию врачей школу, она на следующий год снова поступила в 1-й класс той же школы и учится легко и очень успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.