Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ '

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШКОЛ »

УДК 617.751-053.5:371.71 1

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ типов школ

В. А. Минкина, И. 3. Зубкова

Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР

В последние годы все большее распространение получают специальные школы — с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, с математическим уклоном и др. В этих школах преподавание всех предметов, за исключением специальных, ведется по единым программам средней школы, на изучение же специальных предметов затрачивается на 3—7 часов в неделю больше. В течение ряда лет (1967/68—1969/70 учебные годы) мы изучали влияние различного режима дня и учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся 5—10-х классов массовых школ и школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке и с математическим уклоном.

Гигиенические условия специальных и массовых школ были вполне удовлетворительными и не отличались существенно друг от друга. Все школы построены по типовым проектам, находились в одном микрорайоне. Искусственная освещенность в классах была в пределах 110—150 лк. Занятия проводились в первую смену. Жнлнщно-бытовые условия учащихся обследуемых нами типов школ также не имели существенного различия. Изучение режима дня показало, что на приготовление домашних заданий учащиеся специальных школ ежедневно тратят в среднем на 25—80 мин. больше, чем школьники соответствующих классов массовых школ; недельная суммарная учебная нагрузка у первых на 5—12 часов выше. В различных кружках (математическом, литературном и др.), а также музыкой и иностранным языком занимаются 33,4% учащихся школ с повышенной умственной нагрузкой и 9,2% школьников массовых школ. Все это приводит к сокращению длительности сна и пребывания на воздухе. Средняя ежедневная продолжительность пребывания на воздухе у детей и подростков специальных школ на 30—69 мин. меньше, чем у их сверстников из массовых школ.

Большая суммарная учебная нагрузка и дополнительные занятия в кружках, меньшая длительность пребывания на воздухе приводят к большему ограничению двигательной активности школьников специальных школ.

Физическое развитие подавляющего большинства учащихся соответствовало средним возрастным показателям или было выше их (89—95,9%). Сопоставляя распространенность различных отклонений в состоянии здоровья школьников специальных и массовых школ, мы нашли достоверные различия только в отношении близорукости; последняя чаще встречалась у учащихся специальных школ.

У большинства наблюдаемых нами детей и подростков (59—87,7% всех случаев) близорукость была слабой степени. Среди учащихся,'занимающихся в школах с математическим уклоном, чаще встречалась средняя и высокая степень близорукости, чем среди учащихся школ остальных типов.

В 1-е классы массовой и специальной школы поступало примерно одинаковое число близоруких детей. В 4—5-х классах отмечалось лишь незначительное преобладание близорукости у учащихся специальной школы, а с 6-го по 8-й класс число близоруких детей в них было в 2 раза выше, чем в массовой школе.

В специальную школу с математическим уклоном принимаются учащиеся 6—7-го класса. Близоруких детей в этих классах больше, чем в массовых школах, а в течение года их становилось почти в 2 раза больше, чем среди их сверстников — учащихся массовой школы. Ухудшение остроты зрения на 0,2 и более в течение года встречалось также почти в 2 раза чаще у учащихся специальных школ, чем у учащихся массовой школы, причем это отмечалось почти одинаково часто среди детей и подростков со слабой, средней и высокой степени близорукости.

Поскольку санитарное состояние массовых и специальных школ, бытовые условия и состояние здоровья учащихся тех и других существенно не отличалось друг от друга, можно предположить, что различия в динамике остроты зрения у школьников учебных заведений разного типа связаны в значительной степени с особенностями их режима и учебной нагрузки, падающей в основном на зрительный анализатор.

Полученные нами данные подтверждают результаты исследований Ф. Ф. Эрисмана, Е. М. Белостоцкой, Л. А. Сычева и др., свидетельствовавших о том, что в развитии близорукости у школьников наряду с наследственностью и рядом других факторов ведущее место принадлежит нагрузке на зрительный анализатор и его рецепторный орган.

Особенности режима дня и учебной нагрузки у учащихся специальных школ определенным образом влияют на ряд других показателей состояния их здоровья, в частности, у них по сравнению с их сверстниками из массовой школы выявляется более высокая заболеваемость, большее снижение работоспособности и др.

Все эти данные диктуют необходимость дифференцированного медицинского обслуживания учащихся школ различных типов.

В частности, в специальных школах необходим тщательный врачебно-педагогический контроль за состоянием органов зрения у учащихся с систематическим исследованием ост-

роты зрения у всех школьников 2 раза в год (начало и конец учебного года). Особое внимание должно быть обращено на школьников с пониженной остротой зрения независимо от степени близорукости.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьников. М., 1960.— Сычев А. А. В кн.: Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. Харьков, 1966, с. 60.— Эр и -с м а н Ф. Ф. Влияние школ на происхождение близорукости. СПб., 1870.

Поступила 26/УШ 1970 г.

УДК 613.645:66.028

ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ ДОЗИМЕТР УФ РАДИАЦИИ

Проф. С. С. Прилежаев, Г. Л. Эльберт Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Осуществление рациональных мер защиты от УФ излучения, возникающего при дуговой сварке металлов, требует разработки надежных методов измерения его в тех сложных для фотометрии условиях, в которых ведется сварка.

Содержание предлагаемого нами метода заключается в следующем. Измеряемый лучистый поток, пройдя через светофильтр УФС-1, падает на полупрозрачный слой люминофора Л^\У04(Сс1) марки Л-29 (рис. 1), нанесенный осаждением на стеклянный светофильтр ЖС-4, о котором будет сказано ниже. Светофильтр УФС-1 пропускает широкий участок ультрафиолета в интервале длин волн 230—400 нм, одновременно сильно поглощая видимую часть спектра в интервале длин волн 420—670 нм. УФ излучение, прошедшее через светофильтр УФС-1, возбуждает люминофор Л-29, который испускает свет люминесценции в широкой спектральной области 340—700 нм с максимумом излучения в синей части спектра, при Х=485 нм. Спектр возбуждения люминофора Л-29 расположен в коротковолновой части ультрафиолета и имеет границу вблизи Х=340 нм. Однако в наших условиях, при наличии светофильтра УФС-1, поглощающего ультрафиолет с длинами волн короче 230 нм, возбуждение люминофора обязано поглощению УФ радиации в интервале длин волн

230—340 нм. Отсюда следует, что путем измерения излучения люминофора Л-29 в данных условиях можно судить о размерах облученности приемной площади прибора в участке спектра, ограниченном указанными длинами волн.

4 Л

Л

* Л

Л

*

\ *

у 1 \ 1 1 11 1 1

11 \\

/ \ I \ I \

/ \ 1 \ 1 \

/ \ 1 \ 1 \

/ У 1 \

1 1-1— ■ -

/

Рис. I. Схема приемной части прибора. / — светофильтр УФС-1; 2 — люминофор Л-29; 3 — светофильтр ЖС-4; 4 — светофильтр ЖС-12; 5 — светофильтр СЗС-10; 6 — вакуумный сурьмяно-цезис-вый фотоэлемент.

гго 2*0 гбо гво т зго зьо а (нм)

Рис. 2. Кривая спектральной чувствительности прибора (/) и кривая эрнтемной эффективности УФ радиации, предложенная Международной комиссией по освещению (2).

Для регистрации излучения люминофора Л-29 применяется вакуумный сурьмяно-цезиевый фотоэлемент СЦВ-4, включенный в интегрирующую схему накопления заряда на конденсаторе. На выходе этой схемы имеется электромеханический счетчик импульсов, показания которого пропорциональны дозе О облучения в интервале длин волн 230—340 нм.

Кроме УФ излучения, возбуждающего люминофор Л-29, светофильтр УФС-1 пропускает длинноволновое УФ излучение с длинами волн Х>340 нм, не оказывающее действия на люминофор Л-29, малоактивное в биологическом отношении; крайнее фиолетовое излучение и крайнее красное излучение. Все эти излучения частично проникают через люмино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.