Таблица 3
Фактические суточные энерготраты детей и подростков и их потребность в энергии
Возрастная группа, голы Пол Эмсрготраты, ккал/суг 1 |ОТрСбНОСП1 в энергии
7—10 Мальчики 1906,9+9,1 2100
Девочки 1789,2±7,6 1970
11-13 Мальчики 2280,6± 10,9 2510
Девочки 1929,2±9,2 2120
14-17 Мальчики 2581,2+12,3 2840
Девочки 2250,0+10,2 2475
ков, предусмотренных реформами общеобразовательной школы.
Данные, характеризующие энергетические затраты детей и подростков при отдельных видах деятельности, представлены в табл. 2.
В среднем на активные виды деятельности в сутки мальчики тратили больше энергии, чем девочки. С увеличением возраста энергозатраты при одних и тех же видах деятельности повышаются, однако при пересчете энергетических трат на единицу массы тела их величина с возрастом уменьшается. Суточ-
ные энерготраты с возрастом увеличивались (табл.3). При этом энерготраты у мальчиков достоверно выше, чем у девочек (/;<0,05)
Полученные результаты позволили обосновать адекватную энергетическую ценность рационов и рационализировать питание учащихся общеобразовательных школ в Республике Узбекистан.
Литература
1. Бузник И.М. Энергетический обмен и питание. — М., 1978.
2. Потребности в энергии и белке. Доклад Объединенного консультативного совещания экспертов ФАО/ВООЗ/УООН. ВОЗ. — М„ 1987.
3. Сухарев Л.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.
Поступила 1S.06.94
Summary. Evaluation of daily anergy expenditures was made on the basis of study of schoolchildrcn's time budget and their energy expenditures at the main body postures- and during various types of activity. The data were used for substantiation of the physiological energy requirements to schoolchildren of different age and sex. Recommendations on the rations for schoolchildren with consideration for age and sex were made.
С Л.П.ДОДОНОВЛ. 1994 УДК 613.95:572.51)-07
Л.П.Додонова
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Институт физиологии Сибирского отделения РЛМН, Новосибирск
Необходимость знания общих закономерностей роста и развития организма ребенка специалистами гигиены и педиатрии очевидна. В настоящее время рядом авторов [21 отмечается потребность выделения комплексной характеристики состояния здоровья, учитывающей его важные критерии, в том числе функциональное состояние организма. Общепринятый подход к оценке физического развития, являющегося одним из важнейших показателей здоровья детей и подростков, недостаточно адекватен и вызывает оживленные дискуссии в течение длительного времени [4, 9, 12, 14]. В публикациях последних лет указывается на зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника [1 ] и необходимость учета как особенностей биологического созревания, так и степени гармоничности морфофункционального статуса индивида [51.
В то же время в возрастной антропологии разрабатывается целостный подход в оценке состояния здоровья и постепенно осуществляется переход от анализа средних показателей физического развития к выявлению конституциональных особенностей роста и развития организма. Так, данные отечественных авторов [7, 10, 11, 13] свидетельствуют о внутривидовом многообразии форм (индивидуальных особенностях антропометрических показателей, состава тела, деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизма, структуры и функции внутренних органов, особенностях иммунитета), обусловленном типом конституции. Основной смысл, вкладывающийся в понятие конституции, сводится к пониманию целостности соматических и функциональных характери-
стик организма, к признанию диалектического единства его формы и функции [16]. Число исследований, изучающих разные аспекты индивидуально-типологических особенностей организма детей, растет [8 ]. Но в практике специалистов, ответственных за здоровье, недооценивается роль биологических особенностей организма ребенка, что снижает эффективность их деятельности.
Целью нашего исследования явилось изучение морфофункционального развития организма детей и формирования двигательных качеств детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с учетом индивидуально-типологических особенностей. Были обследованы школьники 4-6-х классов (10-14 лет) общеобразовательных in кол Новосибирска генерализирующим и индивидуализирующим методами. Всего обследовано 422 ребенка (250 мальчиков и 172 девочки). Использовались следующие методики: антропометрические измерения, оценка биологической зрелости, исследование физической работоспособности (модифицированный тест PWC170), функциональные показатели (кистевая и становая мышечная сила, ЖЕЛ), двигательные тесты (прыжок с места в длину, бег 30 м, бег на выносливость и др.). При обследовании у детей были определены астсноидный, торакальный, мышечный и дигестивный соматотипы.
Полученные материалы анализировались с учетом пола, паспортного и биологического возраста, типа конституции, характера двигательного режима и уровня развития двигательных качеств. Статистическая обработка производилась методами вариационной статистики на ЭВМ ЕС-1036.
Исследование показало, что у 137 (54,8%)
мальчиков имелись вторичные половые признаки, выраженные в разной степени, тогда как у девочек такую группу составили 132 (76,8%) человека. При этом среди представителей астсноидного типа конституции чаще встречались лица с замедленным созреванием (от числа всего типа: мальчики — 62,5%, девочки — 53,4%), дигсстивного — с ускоренным (мальчики — 63,4%, девочки— 100%), торакальный и мышечный типы заняли промежуточное положение. Погодовой анализ в рассматриваемом периоде онтогенеза позволил установить следующую неоднородность полового развития: среди мальчиков лица, имеющие вторичные половые признаки разной степени выраженности, при мышечном и дигестивном типе составили 100%, при торакальном — 91,2% и при астеноидном — 31,2%, у девочек — представительниц дигестивно-го, мышечного и торакального типов — 100% и у астеников — 61,9%. Следовательно, ускоренные темпы развития наблюдались у детей дигсстивного типа, замедленные — у представителей астсноидного. Дети торакального и мышечного конституциональных типов заняли промежуточное положение. Эти данные согласуются с материалами ряда авторов [8 ], полученными в других регионах. Кроме того, обнаружена высокая корреляционная зависимость между сроками биологического созревания и процентным содержанием жирового компонента, последний преобладает у лиц дигсстивного типа.
Возрастно-половой анализ данных физического развития позволил выявить увеличение параметров от астсноидного к торакальному, мышечному и дигестивному типам, в том числе массы тела. Данная закономерность была свойственна большинству морфологических признаков костной, мышечной и жировой систем, которые статистически достоверно отличались (/;<0,05), особенно у представителей крайних соматических типов.
Выявлены структурно-функциональные взаимоотношения, которые прослеживались при анализе как морфологических, так и функциональных характеристик. В частности, при исследовании физической работоспособности и максимального потребления кислорода было установлено, что абсолютные величины этих интегральных показателей конституционально обусловлены и, так же как морфологические, имеют однонаправленную закономерность: усиление признаков от астсноидного к торакальному, мышечному и дигестивному типам.
Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку показало, что в данном возрастном периоде у детей различных конституциональных типов адаптационная реакция осуществляется за счет разных составляющих. Так, у детей дигсстивного типа она в основном происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Например, после физической нагрузки у мальчиков астсноидного, торакального и мышечного типов она составила 155,1 ±157,9 в минуту (увеличение от исходного 92,8%), дигсстивного — 181,1 ±182,7 в минуту (108,4%), у девочек — соответственно 167,9±172,1 (98,9%) и 181,5±183,2 в минуту (114,3%). О степени приспособительной реакции миокарда, уровне экономизации его функции судили по величине индекса восстановления, который был
максимальным у детей мышечного типа, минимальным — у детей дигсстивного типа.
При сравнении морфофункциональных показателей организма детей разных типов конституции со средними значениями во всей обследованной группе выявлено, что только у детей торакального и мышечного типов они соответствовали средним значениям во всей выборке. У детей астсноидного типа все морфологические показатели имели величины ниже средних, в то же время функциональные возможности кардиорсспираторной системы оценивались как достаточно хорошие. У детей дигсстивного типа, наоборот, все морфологические признаки имели значения выше общегрупповых, а функциональное состояние характеризовалось более низкими показателями. Следовательно, при оценке физического развития детей по существующей методике (без учета типа конституции) у астеников оно будет определено как ниже среднего либо как низкое, либо как развитие с дефицитом массы тела, у дигестивных — выше среднего, высокое или с избыточной массой тела. У первых функциональные возможности оцениваются как хорошие, у вторых — как сниженные. Это мнение подтверждается данными Ю.А.Ямпольской |16]. Дальнейшие подходы в оценке физического развития были упрощены |15|, но так и не сняли существующих противоречий.
Наши исследования изменяют представление о норме того или иного показателя; данные свидетельствуют о том, что среднестатистическая норма не может быть распространена на всю определенную возрастно-половую группу и что каждый конституциональный тип имеет свои среднестатистические значения (что подтверждается низкими величинами коэффициентов вариации в большинстве исследованных показателей у детей одного конституционального типа), т.е. индивидуальность нормы определяется типологическими особенностями организма. В литературе обсуждается мнение |9 ] о том, что в качестве нормы необходимо рассматривать состояния, которые определяют успешное функционирование организма в конкретной ситуации. Кроме того, общепринятая рекомендация ВОЗ и другие авторы [3, 6 ] предлагают при оценке дееспособности человека использовать надежный и информативный показатель — максимальное потребление кислорода. Наши данные подтверждают сложную взаимосвязь морфофункциональных показателей и необходимость учета функциональных параметров при оценке физического развития детей.
Выводы. 1. Дети пре- и пубертатного этапов онтогенеза характеризуются вертикальной (уровень биологической зрелости) и горизонтальной изменчивостью развития морфофункциональных показателей организма, укладывающейся в понятие «тип конституции».
2. Среди морфофункциональных показателей, определяющих тип конституции у детей пре- и пубертатного этапов онтогенеза, ведущая роль принадлежит массе тела, размерам грудной клетки, жировому и костному компонентам, периметрам всех частей тела, общей физической работоспособности и МПК (абсолютному и относительному).
3. Уровень биологической зрелости организма связан с конституциональным типом; сроки проявления вторичных половых признаков наиболее
ранние у детей дигестивного типа, поздние — у детей астеноидного типа, дети торакального и мышечного типов занимают промежуточное положение.
Литература
1. Алиев ß.А., Андреева В.П. II Гиг. и сам. — 1989. — № 9.
— С. 13-16.
2. Ананьева H.A., Ямпольская 10.А., Кааль X. II Там же. — 1986. — № 10. — С. 36-38.
3. Апанасенко ГЛ. Физическое развитие детей и подростков.
— Киев, 1985.
4. Властовский В.Г. И Гиг. и сан. — 1966. — № 11. — С. 91-94.
5. Кардашенко В.II., Суханова 11.11. II Сон. здравоохр. — 1990.
— № 1, —С. 55-58.
6. Карпман ПЛ., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тсстиро-нание в спортивной медицине. — М., 1988.
7. Клиорин А.И. II Вопр. охр. мат. — 1977. — № 1. — С. 52-54.
8. Конституция и здоровье человека: Всесоюзный науч. симпозиум.—Л., 1991.
9. Куришкова Ю.С., Смирнова Л.С. II Современная антропо-
логия — медицине и народному хозяйству. — Тарту, 1988. — С. 30-31.
10. Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. — Л., 1926.
11. Пикшток В.А. Факторы роста и морфофункционалмгого развития организма. — М., 1978.
12. Сердюковская ГЛ. II Гиг. и сан.— 1981. —№ 12.— С. 50-53.
13. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. — Новосибирск, 1989.
14. Ямпольская 10.А., Ужей В.Г., Дунаевская Т.П. II Гиг. и сан. — 1979. — № I. — С. 20-25.
15. Ямпольская 10.А. II Там же. — 1981. — № 12. — С. 47-50.
16. Ямпольская Ю.А.. Ананьева II.А., Ужей В.Г. II Вопр. ангропол. — 1988. — Вып. 80. — С. 50-60.
Поступила 24.05.94
Summary. The variability of morphofunctional indices of the children's organism (10-14 years old) is caused by the constitutional type. Body mass, chest circumference, osteal components, total physical efficiency, highest oxygen consumption are the principal factors determining the constitutional type of a child.
;> н и. храм нов. г.м.юрко, 1994
УДК 616.1/.2-053.6-092:572.511.2]-07
П.И. Храмцов, Г.П. Юрко
ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭИ РФ, Москва
Исследованиями многих авторов доказано влияние осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и функцию внешнего дыхания 11, 2]. В литературе имеются также данные о связи состояния осанки и функции равновесия [3, 4].
Цель настоящего исследования — оценить функциональное состояние системы равновесия у детей 5-7 лет с нарушениями осанки и выявить у них особенности регуляции вертикальной позы для определения возможных путей профилактики.
Обследованы дети 5-7-лстнсго возраста (51 ребенок), посещающие детское дошкольное учреждение. Проведены тщательные педиатрический и ортопедический осмотры, по результатам которых были выделены 2 группы детей: 1-ю группу составили 20 детей с нарушениями осанки разной степени выраженности, 2-ю группу — 20 детей, не имеющих нарушений осанки; 11 детей были исключены из дальнейшего исследования в связи с отклонениями в состоянии здоровья. У 5 детей 1-й группы нарушения осанки сочетались с уплощениями стопы. Состояние свода стопы оценивалось у всех детей с помощью плантографии.
Для оценки функции равновесия у детей обеих групп исследовали функциональную устойчивость вертикальной позы с помощью метода компьютерной стабилографии. Созданный совместно с ВНИИ медицинского приборостроения (Е.В.Матвеев, 1993 г.) аппаратно-программный комплекс позволяет регистрировать колебания тела в переднезаднем и боковом направлениях. Разработана методика изучения функционального состояния системы равновесия, включающая в себя тестирование основных физиологических компонент, обеспечивающих устойчивость позы. Выбраны 4 теста: стоя с откры-
тыми и закрытыми глазами на жесткой платформе (соответственно тест 1 и тест 2), стоя с открытыми и закрытыми глазами на поролоне (соответственно тест 3 и тест 4). Тест 2 позволяет оценить влияние зрительного анализатора, тест 3 — проприоцептив-ной чувствительности с рецепторов стоп, тест 4 — сочстаннос влияние отсутствия зрительного контроля и измененной проприоцептивной чувствительности на функцию равновесия. Длительность теста составляла 20 с. Каждому ребенку предлагалось выполнить все тесты с максимальной устойчивостью.
Характеристика функции равновесия у дошкольников с нарушениями осанки включала комплексную оценку статического и динамического компонентов данной функции. Определить статический (тест 1) и динамический (тесты 2, 3, 4) компоненты статокинстической функции, обеспечивающей устойчивость вертикальной позы, позволила выбранная батарея тестов. Показатели устойчивости оценивали по длине траектории проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела, являющейся интегральным показателем, поскольку учитывает как амплитуду, так и частоту колебаний тела: чем меньше устойчивость тела, тем больше длина траектории.
В начале исследования проведена оценка статического компонента (исходный уровень устойчивости вертикальной позы) функции равновесия. С этой целью определяли величину длины траектории колебаний тела в условиях зрительного контроля положения тела стоя на жесткой платформе (табл.1).
Приведенные в табл. 1 данные характеризуют статический компонент функции равновесия у детей обеих групп и свидетельствуют о том, что наименьшая устойчивость вертикальной позы оп-
Ч
23