Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fluctuations of gravity centre projection of a child’s body were studied by computer stabilograph. Investigations showed that children with tearing disorders have lower indices of static and dynamic components of balance function. This results should be taken into account when carrying out hygienic measures aimed at prevention of bearing disturbances in children.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ»

ранние у детей дигестивного типа, поздние — у детей астеноидного типа, дети торакального и мышечного типов занимают промежуточное положение.

Литература

1. Алиев ß.А., Андреева В.П. II Гиг. и сам. — 1989. — № 9.

— С. 13-16.

2. Ананьева H.A., Ямпольская 10.А., Кааль X. II Там же. — 1986. — № 10. — С. 36-38.

3. Апанасенко ГЛ. Физическое развитие детей и подростков.

— Киев, 1985.

4. Властовский В.Г. И Гиг. и сан. — 1966. — № 11. — С. 91-94.

5. Кардашенко В.II., Суханова 11.11. II Сон. здравоохр. — 1990.

— № 1, —С. 55-58.

6. Карпман ПЛ., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тсстиро-нание в спортивной медицине. — М., 1988.

7. Клиорин А.И. II Вопр. охр. мат. — 1977. — № 1. — С. 52-54.

8. Конституция и здоровье человека: Всесоюзный науч. симпозиум.—Л., 1991.

9. Куришкова Ю.С., Смирнова Л.С. II Современная антропо-

логия — медицине и народному хозяйству. — Тарту, 1988. — С. 30-31.

10. Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. — Л., 1926.

11. Пикшток В.А. Факторы роста и морфофункционалмгого развития организма. — М., 1978.

12. Сердюковская ГЛ. II Гиг. и сан.— 1981. —№ 12.— С. 50-53.

13. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. — Новосибирск, 1989.

14. Ямпольская 10.А., Ужей В.Г., Дунаевская Т.П. II Гиг. и сан. — 1979. — № I. — С. 20-25.

15. Ямпольская 10.А. II Там же. — 1981. — № 12. — С. 47-50.

16. Ямпольская Ю.А.. Ананьева II.А., Ужей В.Г. II Вопр. ангропол. — 1988. — Вып. 80. — С. 50-60.

Поступила 24.05.94

Summary. The variability of morphofunctional indices of the children's organism (10-14 years old) is caused by the constitutional type. Body mass, chest circumference, osteal components, total physical efficiency, highest oxygen consumption are the principal factors determining the constitutional type of a child.

;> н и. храм нов. г.м.юрко, 1994

УДК 616.1/.2-053.6-092:572.511.2]-07

П.И. Храмцов, Г.П. Юрко

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭИ РФ, Москва

Исследованиями многих авторов доказано влияние осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и функцию внешнего дыхания 11, 2]. В литературе имеются также данные о связи состояния осанки и функции равновесия [3, 4].

Цель настоящего исследования — оценить функциональное состояние системы равновесия у детей 5-7 лет с нарушениями осанки и выявить у них особенности регуляции вертикальной позы для определения возможных путей профилактики.

Обследованы дети 5-7-летнего возраста (51 ребенок), посещающие детское дошкольное учреждение. Проведены тщательные педиатрический и ортопедический осмотры, по результатам которых были выделены 2 группы детей: 1-ю группу составили 20 детей с нарушениями осанки разной степени выраженности, 2-ю группу — 20 детей, не имеющих нарушений осанки; 11 детей были исключены из дальнейшего исследования в связи с отклонениями в состоянии здоровья. У 5 детей 1-й группы нарушения осанки сочетались с уплощениями стопы. Состояние свода стопы оценивалось у всех детей с помощью плантографии.

Для оценки функции равновесия у детей обеих групп исследовали функциональную устойчивость вертикальной позы с помощью метода компьютерной стабилографии. Созданный совместно с ВНИИ медицинского приборостроения (Е.В.Матвеев, 1993 г.) аппаратно-программный комплекс позволяет регистрировать колебания тела в переднезаднем и боковом направлениях. Разработана методика изучения функционального состояния системы равновесия, включающая в себя тестирование основных физиологических компонент, обеспечивающих устойчивость позы. Выбраны 4 теста: стоя с откры-

тыми и закрытыми глазами на жесткой платформе (соответственно тест 1 и тест 2), стоя с открытыми и закрытыми глазами на поролоне (соответственно тест 3 и тест 4). Тест 2 позволяет оценить влияние зрительного анализатора, тест 3 — проприоцептив-ной чувствительности с рецепторов стоп, тест 4 — сочетанное влияние отсутствия зрительного контроля и измененной проприоцептивной чувствительности на функцию равновесия. Длительность теста составляла 20 с. Каждому ребенку предлагалось выполнить все тесты с максимальной устойчивостью.

Характеристика функции равновесия у дошкольников с нарушениями осанки включала комплексную оценку статического и динамического компонентов данной функции. Определить статический (тест 1) и динамический (тесты 2, 3, 4) компоненты статокинстической функции, обеспечивающей устойчивость вертикальной позы, позволила выбранная батарея тестов. Показатели устойчивости оценивали по длине траектории проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела, являющейся интегральным показателем, поскольку учитывает как амплитуду, так и частоту колебаний тела: чем меньше устойчивость тела, тем больше длина траектории.

В начале исследования проведена оценка статического компонента (исходный уровень устойчивости вертикальной позы) функции равновесия. С этой целью определяли величину длины траектории колебаний тела в условиях зрительного контроля положения тела стоя на жесткой платформе (табл.1).

Приведенные в табл. 1 данные характеризуют статический компонент функции равновесия у детей обеих групп и свидетельствуют о том, что наименьшая устойчивость вертикальной позы оп-

Ч

23

Таблица 1

Показатели статического компонента функции равновесия у детей с нарушениями и без нарушений осанки (длина траектории проекции ОЦТ к миллиметрах за 20 с)

Показатель Дети с нарушениями осанки Дети без нарушении осанки

девочки (и -10) мальчики (л »10) деиочкп (л 10) мальчики (л 10)

М±т S

min max V

143,8±3,3 10,5 97,7 195,6 97,9

162,2±4,7 14,9 99,1 237,6 138,5

127,2± 1,9* 6,1 92,9 149,8 56,9

133,5±3,6* 11,7 91,0 199,0 108,0

П р и м е ч а и и с. Звездочка — достоверные различия с группой детей с нарушением осанки.

ределялась у детей с нарушениями осанки. Так, у девочек 1-й группы длина траектории составляла 143,8±3,3 мм, у девочек 2-й группы— 127,2±1,9 мм (/><0,05), у мальчиков — соответственно 162,2±4,7 и 133,5±3,6 мм (/;<0,05). Выявлены половые различия — у мальчиков устойчивость ниже, чем у девочек. Это справедливо для обеих групп детей. В группе детей с нарушениями осанки длина траектории у девочек равна 143,8±3,3 мм, у мальчиков—162,2±4,7 мм (р<0,05), у детей с физиологическими формами осанки — соответственно 127,2± 1,9 и 133,5±3,6 мм (р>0,05). Достоверные различия выявлены только между девочками и мальчиками, имеющими нарушения осанки. У детей без нарушений осанки различия статистически недостоверны. Следует отмстить, что наиболее высокие показатели функции равновесия выявлены у девочек без нарушений осанки, а наиболее низкие — у мальчиков с нарушениями осанки.

Таким образом, дети 5-7-летнего возраста с нарушениями осанки имели более низкие показатели статического компонента функции равновесия по сравнению с детьми того же возраста с физиологическими формами осанки.

Для оценки динамического компонента функции равновесия проведено исследование функциональной устойчивости вертикальной позы у детей при

выполнении выбранных тестов (табл. 2). У детей с нарушениями осанки (как у девочек, так и у мальчиков) показатели функции равновесия при выполнении всех тестов имели более низкие значения.

Несомненный интерес представляет дифференцированная оценка роли разных видов чувствительности (зрение, проприоцепция) и состояния сенсорной интеграции в обеспечении равновесия вертикальной позы у детей дошкольного возраста с нарушениями и без нарушений осанки. Для оценки роли зрительного анализатора в обеспечении функции равновесия проведено исследование устойчивости вертикальной позы без зрительного контроля за положением тела (тест 2). У детей с нарушениями осанки показатель устойчивости (длина траектории проекции ОЦТ) составлял: у девочек 166,3±5,3 мм, у мальчиков 206,3±4,8 мм (р<0,001); у детей без нарушений осанки — соответственно 163,9± 1,7 и 162,1 ±5,0 мм (/;>0,05). Наиболее низкие показатели функции равновесия отмечались у мальчиков с нарушениями осанки.

Следует отметить, что величина среднеквадратичного отклонения показателя функции равновесия у детей с нарушениями осанки превышает таковую у детей без нарушений осанки. У девочек различия более существенны, хотя значения средних величин различаются недостоверно. По-види-

Таблица 2

Показатели динамического компонента фумкции равновесия у дошкольников с нарушениями и без нарушений осанки

(длина траектории проекции ОЦТ в миллиметрах за 20 с)

Показатель Дети с нарушениями осанки Дети Оез нарушений осанки

девочки (л = 10) мальчики (л = 10) деьочкн (л 10) мальчики (л ■> 10)

Тест 2:

М±т 166,3±5,3 206,3±4,8 ' 163,9± 1,7 162,1 ±5,0

S 17,2 15,0 5,4 16,0

min 128,4 138,7 127,4 97,5

max 289.5 282,0 179,8 251,9

V 159,5 143,3 52,4 154,4

Тест 3:

M+m 172,9+4,3 189,8±3,8 152,2+3.2* 158,0±3,3**

S 13,8 12,2 10.2 10,6

min 95,2 106,9 113,9 118,7

max 227,1 281,4 214,3 234,3

V 131,9 174,5 100,4 115,6

Тест 4:

М±т 257,1+7,7 258,1+7,6 199,9±3,7* 228,0±3,8*

S 24,6 24,3 1 1,8 12,2

min 150,3 158,2 141,8 187.7

max 377,7 • 349,3 296.6 300,7

V 227,4 191,1 154,8 113.0

Примечание. Одна звездочка — р<0,01, две звездочки — р<0,001.

мому, увеличение разбпоса этих значений свидетельствует о большей степени лабильности функции равновесия при ответных реакциях на воз-действие у детей с нарушениями осанки.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наибольшее значение в обеспечении устойчивости вертикальной позы имеет зрение у детей с нарушениями осанки, особенно у мальчиков.

Для оценки роли проприоцептивной чувствительности проведено исследование устойчивости вертикальной позы при стоянии на нежесткой опоре (тест 3 — стоя на поролоне с открытыми глазами). У детей с нарушениями осанки показатель устойчивости составил: у девочек 172,9±4,3 мм, у мальчиков 189,8±3,8 мм (р<0,05); у детей без нарушений осанки — соответственно 152,2±3,2 и 158,0±3,3 мм (/;>0,05). При выполнении данного теста выявлены достоверные различия между детьми с нарушениями и без нарушений осанки. Для девочек и мальчиков, имеющих нарушения осанки, характерны более низкие показатели равновесия при измененной проприоцепции. По сравнению со значениями устойчивости позы при выключенном зрении показатели равновесия выше у детей обеих групп. Однако, если при выполнении теста 2 достоверные различия выявлены только среди мальчиков, то при выполнении теста 3 — и среди мальчиков, и среди девочек.

Сравнивая значения показателя устойчивости у детей обеих групп при выполнении тестов 2 и 3, нам не удалось обнаружить существенного преобладания роли зрения над проприоцепцией при поддержании вертикальной позы. Исключение составили мальчики с нарушениями осанки, у которых более значимой является зрительная информация. Следует также отмстить, что у детей без нарушений осанки не выявлено половых различий в значении динамического компонента функции равновесия. У детей же с нарушениями осанки такие различия обнаружены при выполнении как теста 2, так и теста 3. При этом наиболее низкие показатели равновесия были характерны для мальчиков.

Несколько иная картина половых различий установлена при сочетанном воздействии измененной проприоцепции и выключенного зрения, характеризующих уровень сенсорной интеграции при обеспечении равновесного положения вертикальной позы. При нарушениях осанки различий между мальчиками и девочками не выявлено, в то время как у детей без нарушений осанки различия достоверны. Наиболее низкие показатели характерны для мальчиков. При выполнении теста 4 различия в показателе равновесия между детьми сравниваемых групп становятся более выраженными. Так, у девочек с нарушениями осанки длина траектории проекции составила 257,1 ±7,7 мм, у мальчиков — 258,1 ±7,6 мм, у детей без нарушений осанки — соответственно 199,9±3,7 и 228,0±3,8 мм. Различия между детьми с нарушениями и без нарушений осанки достоверны, как между девочками, так и между мальчиками. Величина разброса

(значение среднеквадратичного отклонения) у детей с нарушениями осанки в 2 раза превышает таковую у детей без нарушений осанки, что свидетельствует о большей лабильности ответных реакций на тестирование и несформированности закономерных изменений у детей с нарушениями осанки.

Таким образом, уровень сенсорной интеграции у детей с нарушениями осанки ниже, чем у детей без нарушений осанки, что не позволяет обеспечить им тот уровень устойчивости, который характерен для детей без указанных нарушений. На данном уровне, уровне сенсорной интеграции, различия между детьми проявляются в большей степени, чем при дифференцированной оценке роли отдельных видов чувствительности в обеспечении устойчивости вертикальной позы.

Проведенные исследования устойчивости вертикальной позы у дошкольников с нарушениями и без нарушений осанки позволили выявить различия показателей статического компонента функции равновесия у детей сравниваемых групп: с нарушениями осанки они достоверно ниже. Выявлены половые различия — наиболее низкие показатели функции равновесия характерны для мальчиков. Обнаружены также различия значений устойчивости вертикальной позы при оценке динамического компонента функции равновесия — в условиях сенсорной депривации (изолированной и сочетан-ной). Наиболее низкие показатели динамического компонента отмечены у детей с нарушениями осанки. При этом различия достоверны при измененной проприоцепции и особенно при сочетанном влиянии отсутствия зрительного контроля и измененной проприоцепции.

Полученные данные следует учитывать при проведении гигиенических мероприятий по профилактике нарушений осанки у дошкольников. Необходимо больше внимания уделять развитию и совершенствованию функции равновесия. На наш взгляд, тренировку данной функции целесообразно проводить в условиях как изолированного, так и сочетанного изменения разных видов чувствительности, участвующих в обеспечении устойчивости вертикальной позы.

Литература

1. Лреланов В.Л., Ситдиков Ф.Г., Лрслачова Д.М. II Казан, мед. жури. — 1989. — № 1. — С. 71-73.

2. Лфриканова Jl.il. Профилактика и лечение нарушений осанки у дошкольников п условиях детских садов: Аптореф. дис. ... канд. мед. паук. — Рязань, 1971.

3. Коц Я.М., Клюев М.Е. II Проблемы спортивной медицины и физиологии спорта. — Рига, 1973. — Вып. 1. — С. 35-44.

4. Sahlstrcmd Т., Ortcngren R., Nachcmson Л. II Acta orthop. scand. — 1978. — Vol. 49, № 4. — P. 354-365.

Поступила 26.05.94

Summary. The fluctuations of gravity centre projection of a child's body were studied by computer stabilograph. Investigations showed that children with bearing disorders have lower indices of static and dynamic components of balance function. This results should be taken into account when carrying out hygienic measures aimed at prevention of bearing disturbances in children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.