41. Ribak J. // Fam. Physcns.—1990.—Vol. 18. № 1.—P. 11 — 12.
42. Savit: D. A.. Chen J.//Environ. Hlih Pcrspcct.— 1990.—Vol. 88.—P. 325—337.
43. Stewart /(.//Ramazzini Ncwslctl.—1991,—Vol. 1— P. 25— 31.
44. Taskiiicn H./1 Acta Univ. Tamper. Scr. A.—1990.—Vol. 289.—P. 141.
HocTyniu a 05.05.94
S u m m a r y. Review of literature demonstrated that adverse occupational exposures of the parents caused prezygotic and transplacental changes in both parents and their children. Embryotoxic and teratogenic effects in children of workers engaged in some types of production arc described. Analysis of the contribution of parental profession to risk of oncologic diseases in children represents a new trend of studies. Hypotheses on teratogenic and carcinogenic mechanisms of the said chatigcs arc offered.
© П. И. ХРАМЦОВ, 1994
УДК 616.711-092:572.511.21-053.5-084
П. И. Храмцов
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ПИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва
Нарушения осанки являются наиболее распространенными функциональными отклонениями в детском возрасте и во многом формируют вер-теброгенную патологию взрослых [1 ]. В связи с этим возникает необходимость поиска и обоснования новых методических подходов к их профилактике. С нашей точки зрения, в этом плане перспективны разработка и использование принципов и методов функционального биоуправления, включающего компьютерные системы с биологической обратной связью — БОС [3, 4].
Среди мероприятий но профилактике нарушений осанки у школьников значимое место занимает метод воспитания правильной осанки [2]. Однако при его реализации эффективность резко снижается в связи с отсутствием объективной информации о положении тела и состоянии осанки в данный момент времени, необходимой для осуществления динамического контроля осанки в процессе ее воспитания. Применение систем с БОС позволит устранить этот недостаток, поскольку дает возможность получить информацию о состоянии осанки в реальном масштабе времени на экране монитора.
Цель исследования — разработать методический подход к профилактике нарушений осанки у школьников, основанный на формировании стереотипа правильной осанки с помощью БОС.
Определены следующие задачи исследования: 1) обосновать методический подход к профилактике нарушений осанки, основанный на принципах БОС по стабилограмме; 2) разработать на базе персонального компьютера аппаратно-программный комплекс, реализующий БОС, с целью управления положением проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела в соответствии с состоянием осанки; 3) провести экспериментальные исследования для отработки методических вопросов применения БОС для формирования правильной осанки.
В качестве рабочей гипотезы принято положение, согласно которому системообразующим фактором функциональной системы обеспечения и поддержания вертикальной позы (осанки) является определенное положение проекции ОЦТ тела. В связи с этим нарушения осанки могут рассматриваться как результат компенсаторной перестройки механизмов регуляции положения ОЦТ для достижения биомеханической эффективности (устойчивости). Отклонения в функцио-
нальной системе равновесия в силу каких-либо причин требуют, однако, сохранения должного положения ОЦТ, что в итоге и приводим' к возможным изменениям состояния осанки и в дальнейшем к формированию нефизиологических ее форм. Такое представление о возникновении нарушений осанки наряду с другими имеет, с нашей точки зрения, право на существование. Вышеизложенное позволяет считать одним из основных факторов формирования осанки обеспечение устойчивости вертикальной позы с учетом положения проекции ОЦТ тела. С учетом этого мы исследовали возможности управления положением проекции ОЦТ с использованием БОС по стабилограмме для формирования стереотипа правильной осанки и профилактики ее нарушений у школьников.
Для реализации принятой программы исследования на базе персонального 1ВМ-совместимого компьютера был разработай аппаратно-программный комплекс, позволяющий регистрировать колебания проекции ОЦТ тела в передне-заднем и боковом направлениях и представлять их на экране дисплея в реальном масштабе времени. Данная установка была создана совместно с ВНИИ медицинского приборостроения. Комплекс включает тензометрическую площадку, устройство сопряжения с компьютером, компьютер и программное обеспечение. Таким способом формировалась визуальная биологическая обратная связь, позволяющая контролировать положение проекции ОЦТ тела и управлять им в соответствии с разработанными схемами и программами формирования стереотипа правильной осанки.
Разработку схемы БОС-тренинга (управление положением проекции ОЦТ тела по визуальной БОС по стабилограмме) проводили с учетом выполнения следующих требований: I) обеспечить должный уровень мотивации школьников и 2) обеспечить управление проекций ОЦТ тела в соответствии с программами формирования стереотипа правильной осанки.
Первое требование обеспечивалось путем разработки программных средств, реализующих управлений проекцией ОЦТ тела с использованием элементов игровых ситуаций. Была разработана программа «Зайка в клетке» (зайка — проекция ОЦТ тела, отраженная на дисплее компьютера). Детям предлагалось удержать зайку
Блок-схема установки, реализующей визуальную биологическую обратную связь по стабилограмме.
/ — школьник. 2—тпометртческая площадка. 3—устройство сопряжения с компьютером. 4—компьютер IBM PC. 5 — проекционная точка положения ОЦТ тела.
в клетке в течение определенного времени. Разработано 8 вариантов этой программы, различающихся по разной чувствительности — «шустрости» зайки.
Второе требование выполнялось следующим образом. Ребенка просили встать на тензомег-рическую площадку, расправить плечи, поднять голову гак, чтобы подбородок был параллелен полу, а затылок, грудной отдел позвоночника, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касались вертикальной планки с отвесом приставленной сзади. Живот подтягивался, спина выпрямлялась так, чтобы кисть руки не смогла проникнуть между планкой и поясничным отделом позвоночника. Стопы развернуты под углом 30". Такое положение тела, соответствующее правильной осанке, имело вполне определенное положение проекционной точки (либо фигурки животного) на экране монитора. Данное положение проекции отмечалось путем перемещения в нее центра координатной сетки с помощью компьютерной операции. Ребенка просили запомнить данное положение тела и соответствующее ему положение центра координатной сетки и сохранять его таким образом, чтобы отклонения проекции ОЦТ тела были минимальными. На рисунке представлена блок-схема использования БОС по стабилограмме для воспитания правильной осанки.
С физиологической точки зрения в результате БОС-тренинга происходит формирование стереотипа правильной осанки на основе перестройки сенсорной интеграции (зрительной, пропри-оцептивной, стагокинетической) рефлекторного поддержания вертикальной позы в условиях объективного контроля за положением проекции ОЦТ тела и соблюдения внешних морфологических признаков правильной осанки.
Устойчивость ноз на равновесие без БОС и с визуальной БОС по стабилограмме (длина траектории проекции ОЦТ тела за 30 с в мм)
Пота
Бет БОС
С витуаль-ноП БОС но сгабнло-грамме
Поза Цапли: на правой ноге на левой ноге Поза Ромбсрга:
впереди правая нога » левая нога На носках обеих ног
Примечание. Д—отношение длины траектории проекции ОЦТ тела без БОС и с визуальной БОС по стабилограмме.
289,6 189,2 1,53
247.5 205,6 1,20
178.8 132.4 1,35
212,1 147.6 1,50
256,5 190,5 1.34
Разработанную систему с БОС по стабилограмме мы использовали также для развития и совершенствования функции статического равновесия при выполнении различных поз на устойчивость тела. Необходимость данного раздела работы возникла в связи с разработкой общей схемы профилактики нарушений осанки у детей с использованием средств БОС. Было выбрано 5 поз: 2 позы Цапли (стоя сначала на правой, затем на левой ноге), 2 позы Ромберга (стопы располагались на одной прямой, сначала впереди правая, затем левая нога) и стоя на носочках обеих ног. В таблице в качестве примера, иллюстрирующего роль визуальной БОС в поддержании устойчивости вертикальной позы, представлены величины траектории проекции ОЦТ тела в отсутствие зрительного контроля за положением проекции ОЦТ тела и с использованием БОС по стабилограмме при выполнении 5 поз на устойчивость тела. Результаты подтверждают роль БОС в повышении эффективности поддержания вертикальной позы.
Наш опыт использования БОС-тренинга для воспитания правильной осанки у младших школьников позволяет рекомендовать следующую схему:
— вводная часть или разминка: использование игр, включающих БОС для отработки навыков управления проекций ОЦТ тела, продолжительность разминки 3—5 мин;
— основная часть, включающая БОС-тренинг устойчивости вертикальной позы при выполнении выбранных 5 поз на равновесие, продолжительность 5—7 мин;
— специальная часть, включающая БОС-тре-нинг вертикальной позы, соответствующей стереотипу правильной осанки, продолжительность 2—3 мин.
Общее время выполнения одного сеанса БОС-тренинга составляло 10—15 мин. Данное время является оптимальным для детей 7—10 лет с точки зрения развития возможного утомления при выполнении статической нагрузки, каковой являются рекомендуемые позы. Для других возрастных групп время выполнения упражнений может быть увеличено в соответствии с функциональными возможностями различных возрастов.
Число сеансов и их переодичность, позволяющих формировать устойчивый стереотип правильной осанки, могут быть определены при проведении дальнейших самостоя тельных исследований.
Таким образом, проведенные в лабораторных условиях исследования позволили создать компьютерную технологию профилактики нарушений осанки у школьников, основанную на использовании визуальной БОС по стабилограмме. В настоящее время проводится 2-й этап исследований, целью которого является обоснование оптимальных организационных форм использования разработанного способа профилактики нарушений осанки у детей непосредственно в условиях общеобразовательной школы, а также разработка аудиобиологической обратной связи и оценка эффективности раздельного и со-четанного применения визуальной и аудио-БОС в системе профилактики нарушений осанки у школьников.
Литература
1. Андрианов В. Л., Веселое Н. Г., Мирзоева И. И. Организация ортопедической и травматологической помощи детям,—Л., 1988.
2. Ловейко И. Д. Формирование осанки у школьников Пособие для учителей и школьных врачей.— М., 1970.
3. Нашими R.G.//Arch. Phys. Med. Reabil.—1992,—Vol. 73.
№ 8.—P. 738—744. A. Jobst U. // Fortschr. Neurol. Psychiat.—1989,—Vol. 57, № 2,—P. 74—80.
Поступила 15.05.94
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 618.179-055.25-053.67-057.876-07
Л. М. Тихомирова, А. Г. Ильин, А. С. Зутлер, Л. П. Прилепко, И. В. Звездина, И. К. Рапопорт, Л. А. Агапова, А. И. Кузнецова, Н. М. Бондаренко, А. Н. Усольцев
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ДЕВУШЕК —УЧАЩИХСЯ ПТУ
НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ. Москва
Цель настоящего исследования — изучение состояния здоровья девушек-подростков — учащихся ПТУ текстильного профиля и молодых работниц с различным стажем производственной деятельности; изучение взаимосвязи репродуктивной функции с состоянием здоровья, факторами риска хронических неинфекционных заболеваний и уровнем адаптационных возможностей организма.
Обследовано 113 человек (67 учащихся I курса ПТУ в возрасте 15—17 лет и 46 молодых работниц комбината «Трехгорная мануфактура»). Характеристика состояния здоровья получена на основании данных осмотра врачами основных специальностей (терапевт подростковый, отоларинголог, невропатолог, хирург, окулист) и проведенного по показаниям дополнительного углубленного инструментального обследования (УЗИ органов брюшной полости, гастродуодено-скопия, ЭКГ, эхокардиография). Оценка функциональных возможностей организма — количественная характеристика уровня здоровья в условиях покоя проводилась по методике Р. М. Баевского (расчет величины адаптационного показателя в условных баллах). Определение резервных возможностей адаптивных свойств организма проведено по методу Г. А. Апанасенко. В качестве физической нагрузки использована проба Мартине (20 приседаний за 30 с).
Репродуктивные возможности организма оценивали на основании характера менструально-овариальной функции (становление и характер менструаций), данных гинекологического и аку-шерско-гинекологического анемнеза.
В исследовании применена специально разработанная анкета, в которую включены вопросы, отражающие наследственность, перенесенные в прошлом заболевания, операции, а также социально-гигиенические условия жизни, быта, отдыха, питания учащихся, вредные привычки. На основе данных анкетирования были сформированы группы подростков, имеющих основные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний.
Состояние здоровья молодых работниц изучали по обращаемости в медсанчасть предприятия в течение первых 10 лет после начала трудовой деятельности.
Комплексное обследование девушек показало значительную распространенность среди них лиц
с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Отклонений в состоянии здоровья не выявлено только у 13,4% учащихся (I группа здоровья). Функциональные расстройства со стороны внутренних органов и систем отмечены у 29,9% (II группа здоровья), хронические заболевания — у 56,7% (III группа здоровья). Полученные данные о состоянии здоровья свидетельствуют о его ухудшении по сравнению с результатами обследования аналогичного контингента в 1985 г.
Распространенность функциональных отклонений среди обследованных девушек составила 2029,9%0. Значительное место среди функциональных отклонений занимают синдромы, в клинической картине которых преобладают вегетативные и вегетативно-сосудистые расстройства. Они, как правило, выявляются невропатологом, терапевтом, кардиологом. Так, по нашим данным, веге-тативно-сосудистая дистония по гипертоническому, гипотоническому, карДиальпому и смешанному тинам выявлена у 29,9% девушек, функциональные нарушения желудка и дискине-зии желчевыводящих путей — у 13,5%. Функциональные отклонения со стороны ЛОР-органов (гипертрофия миндалин, аденоидные разрастания, аллергические риниты) обнаружены у 10,5% девушек.
Значительное место среди отклонений в состоянии здоровья девушек занимает патология опорно-двигательного аппарата: различные виды плоскостопий (продольное, поперечное, комбинированное)— у 26,9%, выраженные нарушения (сколиозы, кифосколиозы, сложная деформация стоп) — у 23,4%. Указанный факт заслуживает особого внимания, так как профессиональная деятельность ткачих связана со значительной нагрузкой на позвоночник и конечности.
Патологическая пораженность хроническими заболеваниями у девушек — учащихся ПТУ составила 880,59%о. С помощью клинических, эндоскопических и ультразвуковых методов исследования установлена высокая распространенность хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта: хронический гастрит, гасгро-дуоденит выявлены у 13,4%, хронический холецистит— у 6% обследованных. Указанная патология в определенной степени ограничивает профессиональную пригодность девушек в текстильном производстве. Обращает на себя внимание