Научная статья на тему 'Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы)'

Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3307
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / НАРУШЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILD AND ADOLESCENT HEALTH / DISORDERS AND DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / MEDICAL AND SOCIAL IMPORTANCE / EARLY DIAGNOSIS / INFORMATION SYSTEM / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна, Коломенская А. Н., Синякина А. Д.

Актуальность проблемы роста распространенности нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) современных детей и подростков определяется ее высокой медико-социальной значимостью. Однако низкое качество диагностики нарушений КМС у детей на уровне поликлинического звена, особенно на начальных стадиях, когда своевременно начатые оздоровительно-коррекционные мероприятия наиболее эффективны, не позволяет своевременно проводить коррекционную работу, а это в свою очередь является причиной высокой распространенности нарушений КМС в последующем. С целью повышения качества диагностики начальных форм костно-мышечной патологии у детей и подростков, а также для проведения профилактики в процессе обучения их в школе разработана информационная система для медицинских работников «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений». Основу системы составляет разработанная авторами классификация функциональных нарушений и начальных форм заболеваний костно-мышечной системы учащихся, а также организация этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мирская Наталия Борисовна, Коломенская А. Н., Синякина А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevalence and medical and social importance of disorders and diseases of the musculoskeletal systems in children and adolescents (review of literature)

The urgency of the problem of the excess incidence of disorders and diseases of the musculoskeletal system (MSS) in contemporary children and adolescents is determined by its high medical and social significance. However, the poor quality of diagnosis of MSS disorders in children at the polyclinics level, especially at the initial stages, when timely commenced recreational and corrective measures are most effective, do not allow to carry out remedial work timely, and this in turn is the cause of the high prevalence of violations of the MSS later. With the aim of the improvement of the quality of diagnosis of early forms of musculoskeletal pathology in children and adolescents, as well as for the performance ofthe prevention during learning them in school there is developed an information system for health care workers “Identification, correction and prevention of disorders of the locomotor apparatus in students of educational institutions”. The core of the system is formed by developed by authors a classification offunctional disorders and initial forms of diseases of the MSS in students, as well as the organization of this work.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы)»

9. Фомина С.Ф., Степанова Н.В., Святова Н.В. Региональные особенности заболеваемости жителей Республики Татарстан. Фундаментальные исследования. 2013. 12 (2): 350-5.

10. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной эпидемиологии. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера, 1998.

11. Availableat: [http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/ air-pollution/ru/ (дата обращения: 30.06.2014).

References

1. Agadzhanyan N.A., Skal'nyy A.V. Chemical elements in the environ ment and environmental portrait of a nan [Khimicheskie elementy v srede obitaniya i ekologicheskiy portret cheloveka]. M.: KMK Scientific Press Ltd.; 2001. (in Russian)

2. Valeeva E.R., Khamitova R.Ya. The risk disease among students of educational institutions. Gigiena i sanitarija. 2006; 6: 54-5.

3. Gichev Yu.P. Enviromentalpollution and ecological conditionality human pathology [Zagryaznenie okruzhajushe sredy i ekolo-gicheskaya obuslovlennost ' patologii cheloveka. Analiticheskiy obzor]. Novosibirsk; GPNTB SO RAN. 2003. - 138 s.

4. Efimova N.V, Nikiforova N.V. Health of population from notthern territories in conditions of anthropogenic impact. Vestnik Rossiyskoy voenno-medicinskoyjakademii. 2008; 3: 367-8. (in Russian)

5. MR 2.1.10.0062-12. Quntitative avaluation of carcinogenic

risks of exposure to hemicals on the basis of constructing evolutionary models. Federal'nyy centr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora. Moscow: 2012.

6. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., eds. The Main trends of Russian children's health [Osnovnye tendencii zdorov'ya detskogo naseleniya Rossii]. Moscow: Sojuz pediatrov Rossii; 2011. (in Russian)

7. Petrichuk S.V. The impact of natural and anthropogenic factors on the physical development ofthe organism. Diss. Moscow; 1996. (in Russian)

8. (R 2.1.10.1920-04). Guidance for assessing the heajth risk when exposed to chemicals that pollute the environment [Rukovodstvo po otsenke riska dlja zdorov'ja naselenija pri vozdejstvii himi-cheskih veshhestv, zagryaznyayushikh okruzhayushjuu sredu]. Moscow Federal'nyy centr Gossanjepidnadzora MZ Rossii, 2004. (in Russian)

9. Fomina S.F., Stepanova N.V., Svyatova N.V. Regional features morbidity residents of Taarstan. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 12 (2): 350-5. (in Russian)

10. Fletcher R., Fletcher S., Vagner Je. Clinikal epidemiology. Evi-denc - based epidemiology [Klinicheskaja jepidemiologiya. Os-novy dokazatel'noy epidemiologii]. Moscow: Media Sfera; 1998. (in Russian)

11. Availableat: [http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/ air-pollution/ru/ (Accessed 30 July 2014).

Поступила 17.09.14 Receved 17.09.1

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.95:616.71/.74-07-84:614.2

Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЬЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Обзор литературы)

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», 119021, г Москва

Актуальность проблемы роста распространенности нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) современных детей и подростков определяется ее высокой медико-социальной значимостью. Однако низкое качество диагностики нарушений КМС у детей на уровне поликлинического звена, особенно на начальных стадиях, когда своевременно начатые оздоровительно-коррекционные мероприятия наиболее эффективны, не позволяет своевременно проводить коррекционнуюработу, а это в свою очередь является причиной высокой распространенности нарушений КМС в последующем.

С целью повышения качества диагностики начальных форм костно-мышечной патологии у детей и подростков, а также для проведения профилактики в процессе обучения их в школе разработана информационная система для медицинских работников «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений». Основу системы составляет разработанная авторами классификация функциональных нарушений и начальных форм заболеваний костно-мышечной системы учащихся, а также организация этой работы.

Ключевые слова: здоровье детей и подростков; нарушения и заболевания костно-мышечной системы; медико-социальная значимость; ранняя диагностика; профилактика; информационная система; инновационные технологии.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 97-104

Mirskaya N. B., Kolomenskaya A. N., Sinyakina A. D. PREVALENCE AND MEDICAL AND SOCIAL IMPORTANCE OF DISORDERS AND DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEMS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS (REVIEW OF LITERATURE)

Scientific Research Institute of Public Healthcare Management of the I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, 119991, Moscow, Russian Federaton

The urgency of the problem of the excess incidence of disorders and diseases of the musculoskeletal system (MSS) in contemporary children and adolescents is determined by its high medical and social significance. However, the poor quality of diagnosis of MSS disorders in children at the polyclinics level, especially at the initial stages, when timely commenced recreational and corrective measures are most effective, do not allow to carry out remedial work timely, and this in turn is the cause of the high prevalence of violations of the MSS later. With the aim of the improvement of the quality of diagnosis of early forms of musculoskeletal pathology in children and adolescents, as well as for the performance ofthe prevention during learning them in school there is developed an information system for health care workers "Identification, correction and prevention of disorders of the locomotor apparatus in students of educational institutions". The core of the system is formed by developed by authors a classification offunctional disorders and initial forms of diseases of the MSS in students, as well as the organization of this work.

Key words: child and adolescent health; disorders and diseases of the musculoskeletal system; medical and social importance; early diagnosis; prevention, information system; innovative technologies.

Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 97-104 (in Russ.)

Здоровье детей и подростков отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, условий обучения, воспитания, материальной обеспеченности, быта, организации медицинского обеспечения и многих других факторов [1-3].

В целях стратегии ВОЗ «Здоровье - XXI век, Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе» рекомендовано государствам придать надлежащий приоритет медико-социальным потребностям детей, усилить меры профилактики, повысить роль первичной медико-санитарной помощи (1999).

Это актуально и для России, в сложившихся экономических и социальных условиях которой (падение жизненного уровня населения, социальное расслоение общества и прочие факторы) одной из наиболее социально уязвимых групп населения является подрастающее поколение [4].

Однако, по мнению многих специалистов, в последние годы при планировании и реализации системы мер по охране здоровья детей и подростков не учитывались современные особенности их здоровья, весь комплекс факторов, влияющих на формирование здоровья, а также значительные медико-социальные последствия его ухудшения.

Снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, резкое снижение финансирования профилактического направления в здравоохранении привели к потере контроля над состоянием здоровья детей всех возрастных групп, свертыванию профилактической работы с детьми и подростками [5].

Проводимые научные исследования не носили комплексного характера и были ориентированы на отдельные аспекты формирования здоровья детей и подростков, решали частные прикладные задачи (профессиональное образование, военная служба и др.). Все это не давало возможности разрабатывать и реализовывать адекватные меры по охране здоровья, в том числе эффективные профилактические организационные технологии медицинского обеспечения детей и подростков, а также привлекать самих детей и подростков к активному формированию здоровья [6, 7].

Таким образом, экономические трудности последних десятилетий, снижение внимания со стороны государства к социальным проблемам, усложнение экологической ситуации, резкое ограничение финансирования здравоохранения и медицинской науки привели к значительному уменьшению числа здоровых детей - в разных регионах оно колеблется от 2 до 4%. Отмечается рост общей заболеваемости среди детей всех возрастных групп. За последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 21,7%, а детей старшего подросткового возраста (от 15 до 18 лет) - на 24% [8, 9].

Общая патологическая пораженность московских школьников в среднем возросла в 1,5 раза, причем на 60-80% увеличилась распространенность функциональ-

Для корреспонденции: Мирская Наталия Борисовна, e-meil: n.mirskaya@meil.ru.

For correspondence: Mirskaya N.B., n.mirskaya@meil.ru.

ных расстройств и на 15-30% - хронических заболеваний. «Нагруженность» функциональными отклонениями среднестатистического московского первоклассника увеличилась в 8 раз (с 0,4 до 3,2), а хроническими заболеваниями - почти в 3 раза (с 0,3 до 0,8). «Нагружен-ность» функциональными отклонениями московского подростка-старшеклассника увеличилась в 2,4 раза (с 1,1 до 2,6), а хроническими заболеваниями - почти в 2 раза (с 0,5 до 0,9) [8-10].

Троекратное углубленное клиническое обследование московских школьников 9-11-х классов (256 человек) в процессе их обучения, проведенное специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показало, что в 9-х классах (14-15 лет) практически здоровые учащиеся составили 4,1%, а в 11-х классах (16-17 лет) здоровых подростков выявлено не было. Учащиеся, имевшие функциональные отклонения, составили 41-42,4%. Группа школьников, страдающих хроническими заболеваниями в стадии компенсации, увеличилась от 9-х классов к 11-м с 53,5 до 59% [9].

Иными словами, здоровье детей и подростков, являющихся основным потенциалом общества, на современном этапе представляет актуальнейшую проблему, требующую углубленного и всестороннего изучения, выявления основных тенденций его формирования под влиянием биологических, гигиенических и социальных факторов [7, 11].

Особую актуальность приобретают научное обоснование и разработка новых подходов к организации и проведению работы по охране здоровья детского населения, совершенствование системы их медицинского обеспечения на основе внедрения новых организационных технологий, учитывающих состояние здоровья, факторы, оказывающие влияние на его формирование, и медико-социальные возрастные особенности в современных условиях [4, 12].

Структура заболеваемости определяет приоритетность мероприятий при проведении профилактической и оздоровительной работы. За последние 10 лет она претерпела определенные изменения. Так, массовые медицинские профилактические осмотры детей и подростков свидетельствуют о широкой распространенности патологических состояний костно-мышечной системы (КМС). В настоящее время у детей школьного возраста болезни КМС в структуре заболеваний занимают 3-е ранговое место после нервно-психических расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта, а среди функциональных отклонений нарушения КМС вышли на 1-е место [2, 13, 14].

Наиболее распространенными функциональными отклонениями КМС у современных школьников являются нарушения осанки и уплощение стопы, а среди хронических заболеваний - плоскостопие и сколиоз [15].

На большой выборке (3000 учащихся 15-18 лет общеобразовательных школ ЦАО г. Москвы) выявлена отчетливая тенденция к снижению качества здоровья подростков, преимущественно за счет уменьшения числа здоровых школьников и увеличения числа подростков с функциональными и органическими расстройствами. В структуре нарушения здоровья ведущими у подростков ЦАО оказались отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 24,7% и органа зрения - 21,9%.

С годами сохранялась тенденция нарастания частоты нарушений и заболеваний преимущественно за счет увеличения числа детей с указанными отклонениями. Ведущими в структуре поражения ОДА были нарушения свода стопы в виде различных форм плоскостопия (9,6%), функциональные изменения позвоночника в виде нарушений осанки (5,9%), структурные поражения ОДА в виде сколиотических (5,6%) и кифотических (1%) деформаций позвоночника [16].

Одним из необходимых условий нормального развития КМС является формирование с детских лет правильной осанки, так как эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию деформаций и нарушениям его развития. В связи с тем что процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам, в течение всего школьного периода костная система учащихся остается еще несформированной. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, рук туловища, таза и ног. С физиологической стороны осанку надо рассматривать как своеобразный навык, т. е. определенное сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного держания тела. Осанка формируется у детей в процессе роста их организма в тесной связи с развитием двигательных функций.

Исходя из учения И.П. Павлова, осанку, как и разнообразные двигательные навыки, следует рассматривать как определенный, приобретаемый в течение индивидуального развития и воспитания динамический стереотип. Вырабатываемые в процессе воспитания и тренировки условные рефлексы правильной осанки образуются на базе безусловных тонических рефлексов, так называемых рефлексов установки тела. Тоническими рефлексами обеспечивается сохранение равновесия и положения тела в пространстве, а также быстрое восстановление нарушенной позы. Эти установочные рефлексы делятся на статические, или позные, рефлексы, не связанные с перемещением тела в пространстве, и статокинетические рефлексы, представляющие собой тонические реакции на ускорение при перемещении тела в пространстве. Статические и статокинетические рефлексы связаны с возбуждением проприорецепторов мышц и сухожилий шеи, отолитового аппарата, сетчатки глаза и осязательной чувствительности.

Кроме того, статокинетические рефлексы связаны с возбуждением нервных окончаний в полукружных каналах. Образование в процессе восприятия условных рефлексов правильной осанки происходит не только на основе безусловных рефлексов, но и в результате развития связи между словом и соответствующим ему движением.

С возрастом происходит совершенствование возможностей КМС ребенка, управляемого ЦНС, закреплять и удерживать тело в положении правильной осанки.

Основным костным стержнем, на котором держится голова и туловище, является позвоночник, поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения, которое определяется в основном натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Если мышцы туловища развиваются равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова занимают прямое, правильное положение [17].

Среди специалистов все больше утверждается мнение, что нарушения осанки и другие функциональные

нарушения КМС в детском возрасте представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой формируются более стойкие и серьезные нарушения и заболевания [18]. Так, при длительном существовании и неустраненной причине неструктурных деформаций возможно развитие необратимых изменений позвоночника с приобретением деформаций структурного характера.

Современными научными исследованиями доказана зависимость между нарушениями в развитии КМС у школьников и уровнем минерализации их костной ткани [18, 19]. По данным ряда исследователей, нарушения осанки являются самым ранним проявлением дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника, диспластического синдрома. Так, нарушения осанки у подростков Приморского края в 44% случаев сопровождаются метаболическими нарушениями со стороны костной ткани (31% - остеопения, 13% - остеопороз) [20].

Целесообразно относиться к нарушениям осанки и сколиозам I и II степени с позиций донозологической диагностики преостеохондроза. Так, у 87% подростков г. Иванова с нарушениями осанки выявлен преостеохон-дроз: в стадии функционального напряжения - 53,5%, в стадии функциональной недостаточности - 28,3%. Сопоставление данных, полученных при обследовании детей, юношей и девушек, показало, что с возрастом увеличивается удельный вес преостеохондроза в стадии функциональной недостаточности (у детей - 25,1-34%; у юношей и девушек - 67,4%) [18].

Нарушения осанки создают условия для развития заболеваний не только КМС, но и многих внутренних органов и систем, что подтверждается большой распространенностью заболеваний среди детей и подростков с нарушениями осанки. Так, у детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При неправильной осанке также нарушается нормальная деятельность органов брюшной полости (пищеварения, выделения, репродукции и др.)

[15, 18, 21].

Снижение рессорной функции позвоночника у детей с нарушенной осанкой способствует микротравмам сосудов мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки и др.), что негативно влияет на нервно-психическую деятельность, сопровождается быстрым утомлением, частыми головными болями, эмоциональной лабильностью и нарушениями когнитивных функций [15, 22].

Правильная осанка как двигательный навык относится к группе трудно формируемых и быстро разрушающихся навыков при отсутствии контроля и самоконтроля. Если забывать и не контролировать правильность осанки, то другие меры, ее обеспечивающие, становятся малоэффективными.

Важным условием сохранения хорошей осанки и нормального развития КМС детей и подростков являются правильная рабочая поза сидя во время учебных занятий в школе и дома (за партой, учебным столом, компьютером) и правильная походка.

Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение урока показали, что от 55,5 до 59% времени урока дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой.

Последствия неправильной рабочей позы сидя и походки те же, что и неправильной осанки, т. е. это дефор-

мации и нарушения развития скелета (особенно позвоночника, костей таза, ног, стоп), что ведет к нарушениям дыхания, кровообращения и затрудняет работу внутренних органов [18, 22, 23].

Правильные посадка и походка также относятся к трудноформируемым двигательным навыкам, которые могут разрушиться при отсутствии контроля и самоконтроля. Однако учителя-предметники, увлекшись инновационными обучающими программами, перестали контролировать правильность рабочей позы школьников за учебным столом или за дисплеем компьютера.

В последние годы развивается новая медицинская специальность - постурология, или учение о вертикальном положении тела человека в пространстве и способах его удержания. Согласно этому учению, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника, особенно сколиозов у детей, служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. При этом нарушения осанки и деформации позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия для поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание следует уделять комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций [23, 24].

Однако до настоящего времени немало врачей ошибочно считают функциональные нарушения КМС у детей явлением, не заслуживающим серьезного внимания, поскольку они убеждены, что эти нарушения с возрастом бесследно исчезнут без лечебно-профилактических вмешательств. Так, более половины (51,4%) врачей не оценивают наличие функциональных расстройств как значимое в формировании хронической патологии уже в детском возрасте. По этой причине они не используют эффективные методы скрининг-диагностики при массовых обследованиях, часто не владея этими методами работы. Между тем использование унифицированных методов оценки (скрининг тестов) повышает выявление нарушений и заболеваний КМС в 5-8 раз, что было подтверждено специалистами ЦИТО в 97% случаев [8, 25].

К сожалению, не все педиатры в достаточной степени осведомлены о возрастных особенностях КМС детей и подростков, критериях выявления нарушений КМС, формировании поведенческих факторов риска заболеваний КМС и как следствие об основных направлениях и методах профилактики патологических состояний КМС у детей и подростков [8, 18].

Одним из наиболее распространенных хронических заболеваний человеческого скелета является сколиоз. Лечение больных сколиозом была и до настоящего времени остается одной из сложнейших проблем детской ортопедии [22].

По мнению многих авторов, залогом успешного лечения сколиоза являются прежде всего раннее выявление нарушений осанки и деформаций позвоночника и своевременно начатое лечение [8, 23, 27]. Авторы указывают на необходимость знаний педиатрами, школьными врачами, медсестрами и родителями признаков сколиоза

и понимания опасности его прогрессирования. Каждый случай поздних диагностики и лечения сколиоза должен быть исключением и рассматриваться как грубая халатность в работе лечебно-профилактического учреждения, а также родителей и воспитателей [27].

Часто встречающимся заболеванием нижних конечностей у детей является плоскостопие. В результате уплощения стоп резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника, что ведет к дефектам осанки, деформациям позвоночника и понижает функции всей КМС. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Общий тонус детей понижается. Сравнительно небольшое изменение стоп может не только привести к локальному ухудшению их функций, но и распространиться на весь организм в целом, ухудшая общий рост, развитие и состояние здоровья ребенка. Причинами приобретенного плоскостопия могут быть нарушение статики, травмы, рахит, паралич. Развитию плоскостопия также способствует первичная слабость мышечно-связочного аппарата и дисплазия стопы, особенно при завершении формирования ее изгиба в 3-4-летнем возрасте, воздействие ускоренного роста в подростковом периоде и перенесенные болезни [18].

Во всех случаях развития плоскостопия важны ранняя диагностика и раннее лечение. В комплексе мер рекомендуется применять физические упражнения, укрепляющие мышцы голени, стопы, подбор обуви и гигиену стопы. В отдельных случаях нужны специальная обувь, супинаторы и другие ортопедические средства.

Следует отметить, что хронические заболевания КМС еще в большей степени, чем ее функциональные отклонения, отягощены сочетанными с ними расстройствами со стороны других органов и систем. Речь идет о заболеваниях таких систем, как нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, зрительная, эндокринная, иммунная, пищеварительная, репродуктивная, выделительная и др. [18, 22, 28].

В настоящее время заболевания КМС (сколиозы, патологические кифозы и лордозы, остеохондрозы, плоскостопие) являются одними из ведущих заболеваний, ограничивающих категорию годности к военной службе [8, 29]. В структуре выявляемой патологии у призывников московской области болезни КМС занимают 1-е место. Среди них число юношей, освобождаемых от призыва, составляет 36% [15, 30].

По причине заболеваний КМС имеют ограничения в выборе профессии до 40% выпускников школ [8, 31].

Выявлена четкая зависимость становления репродуктивной системы девочек-подростков от состояния их КМС [18]. Так, нарушения менструальной функции у обследованных девушек Тюмени в 45-47% случаев были сопряжены с нарушениями осанки и заболеваниями КМС. Среди существенных показателей физического и полового развития, необходимых для реализации репродуктивной функции, выделяют возрастные изменения размеров и формы костей таза, которые начинают увеличиваться по женскому типу, под влиянием половых гормонов в пубертатном периоде. Из-за несовершенства диагностики и отсутствия динамической оценки состояния КМС в общей массе детей и подростков постоянно увеличивается число девочек и девушек с явными и запущенными формами заболеваний. В связи с этим необходима скрининговая динамическая оценка состояния позвоночника и тазовых костей у девочек и девушек в

процессе роста и развития организма с акцентом на перспективы деторождения и сохранение их репродуктивного потенциала [18].

В настоящее время в нашей стране насчитывается более 600 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 15 лет. Среди всех детей-инвалидов доля детей с болезнями КМС (XIII класса по МКБ-10) составляет 5% [18]. В структуре причин детской инвалидности патология КМС в последние годы занимает одно из ведущих мест - 71% [26], а среди инвалидизирующих аномалий развития занимает 1-е место [18].

Исследования, проведенные в Институте экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности человека Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии, показали, что основным видом нарушений в состоянии здоровья детей-инвалидов с заболеваниями КМС являются двигательные нарушения - 88,2%. Вторыми по распространенности оказались психические нарушения, проявляющиеся эмоциональными, поведенческими проблемами и снижением концентрации внимания - 67,6%, что оказывает негативное влияние на образовательный процесс. На 3-м месте по распространенности находятся уродующие нарушения - 44,1% [18].

Одной из основных предпосылок роста инвалиди-зирующей патологии КМС у детей является снижение эффективности профилактической работы детских поликлиник и школ по предупреждению, раннему выявлению и своевременной коррекции патологии КМС у детей.

Патологические состояния КМС требуют больших финансовых затрат со стороны государства и пациента на лечение и реабилитацию, доставляют физические и психические страдания, существенно снижая качество жизни пациента и его окружения, нанося значительный моральный и экономический ущерб обществу в целом.

Вместе с тем резко сократилась доступность квалифицированной ортопедической помощи, практически не ведется должное диспансерное наблюдение за формированием и развитием КМС у детей, особенно школьного возраста [32].

Несовпадение данных о распространенности нарушений осанки, полученных специалистами Ивановской государственной медицинской академии, с официальными данными авторы связывают со снижением качества диагностики нарушений КМС на уровне поликлинического звена. Отмечено, что большинство практикующих ортопедов и хирургов, задействованных в профилактических осмотрах, не владеют визуально-пальпаторной диагностикой нарушений КМС, что требует их дополнительного обучения [18].

Низкое качество диагностики нарушений КМС у детей на уровне поликлинического звена, особенно на начальных стадиях, когда своевременно начатые оз-доровительно-коррекционные мероприятия наиболее эффективны, не позволяет своевременно проводить коррекционную работу, а это в свою очередь является причиной высокой распространенности нарушений КМС в последующем [15].

Явно недостаточно фундаментальных отечественных исследований, посвященных различным аспектам вертебрологии, ортопедии и костно-мышечной системы в целом; многие из них не соответствуют современному уровню требований по рассматриваемой проблеме. Так, например, неграмотно и крайне опасно относить детей с функциональными нарушениями позвоночника и стопы к I группе здоровья, что довольно часто встречается в практике педиатров и ортопедов.

До настоящего времени зарубежная литература по «школьной» вертебрологии и ортопедии остается труднодоступной для практикующих врачей этой специальности в связи с языковым барьером, издержками перевода и недостаточным информационным обеспечением (через сеть Интернет, научные подписные издания и др.). В нашей стране практически не применяются стандартные оценочные шкалы, давно и успешно используемые в мировой практике, а собственные классификации часто повторяют либо лишь дополняют уже известные [22].

Анализируя данные литературы, мы убедились в том, что попытки авторов создать всеобъемлющие классификации тех или иных патологических состояний КМС приводят в одних случаях к тому, что классификация становится неудобной для практического применения, в других - что накопленные материалы не укладываются в рамки традиционных подходов и требуют более углубленного изучения. Кроме того, отсутствует единый профессиональный язык общения - одни и те же термины трактуются специалистами по-разному или для обозначения одной и той же системы используются разные термины. Например, имея в виду КМС, специалисты нередко используют следующие термины: «костно-мышечный аппарат», «опорно-двигательная система», опорно-двигательный аппарат». По-видимому, это объясняется отсутствием единообразия терминов в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Так, класс под номером XIII обозначает «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» (М00-М99), а рубрика М999 соответствует «Диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата». Несоответствия подобного рода встречаются также в других разделах и рубриках МКБ-10 [33], в связи с чем нами внесены уточнения в указанные термины.

Костно-мышечная система - система организма, состоящая из пассивной части - кости, суставы, связки, фасции, и активной - мышцы, которые анатомически и функционально связаны между собой по развитию.

Опорно-двигательный аппарат - 1) КМС, функционирующая в норме и при патологии; 2) КМС, обеспечивающая благодаря движению костей скелета с суставами, связок и мышц с сухожилиями перемещение тела в пространстве, опорную, рессорную и защитную функции организма.

До сих пор отсутствуют научно обоснованные разработки в этой области, приемлемые для педиатров и специалистов первичного звена, особенно в школьной медицине.

Для раннего выявления функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС детей школьного возраста нами использовался комбинированный визуально-инструментальный тест в нашей модификации [34]. Опыт использования данного теста позволил нам внести изменения в методику осмотра и разработать классификацию функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС школьников. Модификация включала:

- разработку единой тестовой карты для выявления функциональных нарушений и начальных форм заболеваний позвоночника и стопы;

- расширение раздела показателей функциональных нарушений позвоночника и стопы: включение всех видов нарушений осанки и «уплощение стопы»;

- добавление показателя «скручивание туловища вокруг вертикальной оси» как фактора, способствующего развитию сколиотической осанки и сколиоза;

- добавление таких нарушений КМС, как невыполнение функциональных проб (при наклоне вперед с выпрямленными коленями достать пальцами рук до пола; присесть на корточки), свидетельствующих о тугопод-вижности позвоночника и недостаточной растяжимости мышц и связок и являющихся начальными признаками остеохондроза;

- добавление таких показателей, как трофические нарушения кожи в области поясницы и копчика (пигментация, гипертрихоз, ороговение), свидетельствующих о несформированности правильной рабочей позы сидя за учебным столом или компьютером и несоблюдении правильной посадки длительное время.

Тест достаточно информативен, доступен, легковыполним и не требует дополнительного финансирования. Он может быть использован при скрининговом осмотре учащихся врачом в условиях школы в отличие от компьютерной и магнитно-резонансной томографии, компьютерно-оптической топографии, которые, являясь технологичными и информативными, остаются дорогостоящими и недоступными для массового обследования школьников.

Предложенная методика медицинского осмотра и модификация классификации легли в основу разработанной нами информационной системы «Выявление, коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений», которая является программным продуктом и разработана для хранения и обработки информации о состоянии КМС учащихся, выдачи индивидуальных рекомендаций и статистической обработки данных (свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2008610135 от 9 января 2008 г., выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Представленная разработка ставит своей целью помочь врачам-педиатрам поликлиник и общеобразовательных учреждений улучшить диагностику начальных форм костно-мышечной патологии, учитывая особенности детского и подросткового возраста, выявлять факторы риска для формирования групп динамического наблюдения и проводить своевременную профилактику нарушений и заболеваний КМС в процессе обучения в школе [35, 36].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, данные отечественной и зарубежной литературы и материалы собственных исследований позволили нам изменить концептуальные подходы и разработать инновационные технологии в диагностике, коррекции и профилактике функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС, а также организации этой работы, что подтверждено краткосрочной (по показателям информированности школьников) и долговременной - спустя 3 года (по конечным показателям состояния КМС школьников) эффективностью [35].

Литер ату р а

1. Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России: Научно-медицинские основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: НЦЗД РАМН; 2004.

2. Коробейников А.А. Образование в целях гармоничного развития учащихся. В кн.: Образование и здоровое развитие учащихся: Материалы Всероссийского форума с международным участием. М.: Ключ-С; 2005; 3: 3-27.

3. Воронцов И.М. Здоровье - главная медицинская, социальная и гуманитарная проблема. В кн.: Здоровье нации - здоровый город: Материалы Международного форума. М.: 2005: 65-73.

4. Чичерин Л.П., Лешкевич И.А., Михальская Е.В., Прошин В.А. Проблемы оптимизации медицинского обеспечения детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2005; 4: 51-4.

5. Вялков В.И. Политика и стратегия профилактики заболеваний и управления здоровьем в современном обществе. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2003; 1: 3-7.

6. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. 2005; 3: 40-3.

7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., ред. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.; 2006.

8. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения. Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2005.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.

10. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). В кн.: Материалы XII конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М.; 2008: 402.

11. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., ред. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007.

12. Авдеева Т.Г., Виноградова Л.В. Введение в детскую спортивную медицину. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

13. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Организация и содержание оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Права ребенка. М.; 2003; 1(8): 34-6.

14. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Калмыкова В.С. Распространенность хронических заболеваний у юношей в возрасте 16-17 лет. В кн.: Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материаовы XII конгресса педиатров России. М.; 2008: 127-8.

15. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Материалы II Всероссийской конференции с международным участием.М.: НЦЗД РАМН; 2008.

16. Ушакова М.А., Ушакова Е.Г. Состояние здоровья школьников 15-18 лет в Москве. Гигиена и санитария. 2008; 5: 59-61.

17. Аршавский И.А. Энергетическое правило скелетных мышц и обоснование критериев двигательной активности в разные возрастные периоды. В кн.: Актуальные вопросы возрастной физиологии. Свердловск; 1973.

18. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: НЦЗД РАМН; 2002.

19. Храмцова С.Н. Оценка уровня кальция и фосфора в прогнозировании остеопении у детей и подростков. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. М.; 2007; 2: 47-50.

20. Васильева Т.Г., Максимова О.Г., Албавичус С.А. и др. Распространенность остеопенического синдрома у подростков Приморского края. В кн.: Актуальные проблемы педиатрии. Сборник материаловXII конгресса педиатров России. М.; 2008: 66.

21. Обреимова Н.И., Петрухин А.С., ред. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.: Академия; 2000.

22. Ульрих Э.В., Мушкин А.Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. СПб: ЭЛБИ-СПб; 2002.

23. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект-Пресс; 2000.

24. Шитиков Т.А. Эффективность комплексной реабилитации детей и подростков с нарушением осанки и функиональными сколиотическими деформаиями: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2004

25. Вишневская Е.Л. Возрастная дианмика состояния здоровья детей школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 1982.

26. Бикмеев Р.Р., Батршин И.Т. Совершенствование специализированной помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата. В кн.: Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материаловXIIКонгресса педиатров России. М.; 2008: 43-4.

27. Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей. М.: Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) им. А.Н. Бакулева РАМН; 2002.

28. Цибикжапова М.В. Формирование костно-мышечной системы в детском и подростковом возрасте. Здоровье населения и среда обитания. Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗРФ; 2004; 3(32): 12-4.

29. Ядчук В.Н., Щепин В.О., Куликов В.В. Концепция управления качеством медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе. М.; 2004.

30. Митрофанова О.Е., Тамазян Г.В. Медицинское обеспечение подготовки юношей московской области к службе в армии. В кн.: Материалы IКонгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М.: НЦЗД РАМН; 2008: 120-1.

31. Кучма В.Р. Научные основы сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В кн.: Образование и здоровое развитие учащихся: Материалы Всероссийского форума с международным участием. М.: 2005; 1: 47-61.

32. Хоркин Н.Н. Еще раз о проблеме заболеваний позвоночника и суставов. Качество жизни. Медицина. 2003; 3: 10-3.

33. Романский А.А. О 10-м пересмотре статистической классификации болезней. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. М.; 2004; 1: 60-2.

34. Организация медицинского контроля за развитием дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие. М.: Промидек; 1993.

35. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы, терминология, классификация. Вопросы современной педиатрии. М.; 2009: 10-3.

36. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Самусенко И.Ю., Ляхович А.В. Инновационные технологии выявления, коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений. Проблемы управления здравоохранением. М.; 2010; 5(54): 48-52.

37. Мирская Н.Б. Инновационные технологии реализации концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников: Ав-тореф. дис. ... докт. мед. наук. М.; 2010.

References

1. Onishchenko G.G., Baranov A.A., Kuchma V.R. Secure the future of children in Russia: Scientific and medical basis of preparation of the action plan in the field of the environment and the health of our children [Bezopsnoe budushchee detey Rossii: Nauchno-meditsinskie osnovypodgotovkiplana deystviy v oblasti okruzhayushchey sredy il zdorov'ya nashikh detey]. Moscow: Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences; 2004.

2. Korobeynikov A.A. Education for the harmonious development of students. In: Education and healthy development of students: Mterials of All-Russian forum with international perticipants [Obrazovanie i zdorovoe razvitie uchashikhsya materialy vsesoyuznogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem]. Moscow: Klyuch-S; 2005; 3: 3-27. (in Russian)

3. Vorontsov I.M. Health - is the main medical, social and humanitarian problems. In: The nation's Health - healthy city: Materials of the international forum [Zdorovie natsii - zdorovyy gomd:Materialy mezhdunarodnogo foruma]. Moscow; 2005: 65-73.

4. Chicherin L.P., Leshkevich I.A., Mikhaliskaya E.V., Proshin V.A. Problems of optimization of medical care for children and adolescents. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2005; 4: 51-4.

5. Vyalkov A.I. Policy and strategy of prevention of diseases and health management in the modern society. Obshestvennoe zdorovie i profilaktika zabolevaniy. Moscow; 2003; 1: 3-7.

6. Onishchenko G.G. The problem of improving the health of students and state educational institutions. Gigiena i sanitariya. Moscow: Medtsina; 2005; 3: 40-3. (in Russian)

7. Baranov A.A., Kuchma V. R., Sukhareva L.M. Assessment of health status of children. New approaches to preventive and health work in educational institutions A guide for physicians [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. Novyepogkhody kpmfilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow; 2006. (in Russian)

8. Il'in A.G. The state of health of adolescents and improving their medical care. Diss. Moscow; 2005. (in Russian)

9. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovation. [Gigienicheskie problem shkol'nych innovatsiy]. Moscow: NTSZD RAMN; 2009. (in Russian)

10. Yampolskaya Yu.A. Physical development of students ofMoscow in recent years (2005-2007). In: Materials of XII Congress of pediatricians "Actual problems of pediatrics" [Materialy XII kongressapediatrov "Aktual'nyeproblemypediatrii"]. Moscow; 2008: 402. (in Russian)

11. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Medical and social aspects of adaptation to the conditions of modern teenager's education, training and the world of work. A guide for physicians. [Meditsinskie i sotsial'nye aspekty adaptatsii sovremennych podrostkov k usloviyam vosoitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel'nosti. Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-media; 2007. (in Russian)

12. Avdeeva T.G., Vinogradova L.V. Introduction to children's sports medicine. [Vvedenie v detskhuyu meditsiny]. Moscow: GEOTAR-media; 2009. (in Russian)

13. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. et al. The organization and content of health work in educational institutions. Prava rebionka. 2003; Moscow; 2003; 1(8): 34-6. (in Russian)

14. Zarytovskaya H.B., Kalmykova A.S., Kalmykova V.S. The prevalence of chronic diseases among males aged 16-17 years. In: Actual problems of pediatrics: Sourcebook of XII Congress of pediatricians Russia [Aktual'nye problem pediatrii: Sbornk Matrialov XIIKongressa pediatrov Rossii]. Moscow; 2008: 127-8.

15. Diagnostics, prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system in children and adolescents. Materials II All-Russian conference with international participants. Moscow: NTSZO RAMN; 2008.(in Russian)

16. Ushakova M.A., Ushakova E.G. State of health of school students of 15-18 years in Moscow. Gigiena i sanitariya. 2008; 5: 59-61. (in Russian)

17. Arshavskiy I.A. Energy rule of skeletal muscles and justification for the criteria of physical activity in different age periods. In: Actual issues of developmental physiology. [Aktual'nye voprosi vozrastnoyfisiologii]. Sverdlovsk; 1973. (in Russian)

18. Diagnostics, prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system in children and adolescents. Materials All-Russian conference with international participants. Moscow: NOHTSZO RAMN; 2002. (in Russin)

19. Hramtsova S.N. Assessment of the level of calcium and phosphorus in the prediction of osteopenia in children and adolescents. Obshestvennoe zdorovie i profilaktika zabolevaniy. Moscow; 2007; 2: 47-50. (in Russian)

20. Vasilyeva T.G., Maksimova O.G., Albavichus S.A. et al. The prevalence of the osteopenic syndrome in adolescents Primorskiy region. In: Urgent problems of pediatrics: Sourcebook ofXII Congress of pediatricians of Russia [Aktual'nye problem pediatrii: Sbornik materialovXII ckongressapediatrov Rossii]. Moscow; 2008: 66.

21. Obreimova N.I., Petrukhin A.S. eds. Basics of anatomy, physiology and hygiene of children and adolescents [Osnovy anatomii, fiziologii i gigieny detey i podrostkov]. Moscow: Academia; 2000.

22. Ulrich E.V., Mushkin A.Yu. Vertebrology in terms, figures, drawings [Vertebrologiya v terminakh, tsyfrakh, risunkakh]. St. Petersburg; ELBI-SPb; 2002.

23. Kuindgy N.N. Valeology: Ways of formation of school health [Valeologiya: Puti formirovan'ya shkol'niko]. Moscow: AspektPress; 2000. (in Russian)

24. Shitikov T.A. The efficacy of comprehensive rehabilitation of children and adolescents with disordes of posture and scolioties consisted in their functional deformations: Diss. Moscow; 2004 (in Russian)

25. Vishnevskaya E.L. Age dynamics of health status of children of school age: Diss. Moscow; 1982. (in Russian)

26. Bikmeyev R.R., Batrshin I.T. Improvement of specialized aid to children with disorders of the musculoskeletal system. In: Actual problems of pediatrics: ourcebook of XII Congress of pediatricians of Russia [Aktual'nye problem pediatrii: Sbornik materialov XII Kongressapediatrov Rossii]. Moscow; 2008: 43-4. (in Russian)

27. Matskeplishvili T.Ya. Poor posture and curvature of the spine in children [Narushenie osanki I iskrevlenie pozvonochnika u detey]. Moscow NISSSKH imeni A.N. Bakuleva RAMN; 2002. In Russian)

28. Tsibikzhapova M.V. The formation ofthe musculoskeletal system in childhood and adolescence. Zdorovie naseleniya i sreda obi-taniya. 2004; 3(32): 12-4. (I Russian)

29. Yadchuk VN., edition Shchepin V.O., Kulikov V.V. The concept of quality management of medical support of the preparation of citizens for military service [Konstseptsiya upravleniya kahestvom meditsinskogo obespecheniya podgotovki grazdan k voennoy sluzh-be]. Shchepin V.O., Kulikova VV, eds. Moscow; 2004. (in Russian)

30. Mitrofanova O.E., Tamazyan G.V. Medical support for training young boys Moscow region for service in the army. In: Materials I Congress of the Russian society for school and University health and medicine. [Materialy I Kongressa Rossiyskogo

obshchestva shkol'noy I universitetskoy meditsiny i zdorov'ya]. Moscow: NTSZD RAMN; 2008: 120-1. (in Russian)

31. Kuchma V.R. Scientific basis of conservation and promotion of children's health in the process of education and upbringing. In: Education and healthy development of pupils: Materials of .All-Russian forum with international paricpation [Materialy Vser-ossiyskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem]. Moscow: Kluch-S; 2005; 1: 47-61.

32. Horkin N.N. Once again about the problem of the diseases of spine and joints. Kachestvozhizni. Meditsina; 2003; 3: 10-3. (in Russian)

33. Romanskiy A.A. On the 10th revision of the statistical classification of diseases. Obshestvennoe zdorovie i profilaktika zabol-evaniy. Moscow; 2004; 1: 60-2. (in Russian)

34. Organization of medical control over the development of preschoolers and schoolchildren on the basis of mass screening tests and their recovery in the kindergarten, schools. Methodical manual. Moscow: Promidek; 1993. In Russian)

35. Mirskaya N.B., Kolomenskaya A.N. Diagnostics of disorders and diseases of the musculoskeletal system in schoolchildren: approaches, terminology, classification. Voprosi sovremennoy pediatrii. Moscow: 2009; 3: 10-3. (in Russian)

36. Mirskaya N.B., Kolomenskaya A.N., Samusenko I.Yu., Lyak-hovich A.V. Innovative technologies for detection, correction and prevention of disorders of the musculoskeletal system schools. Problemy upravleniya zdravoohraneniem. Moscow: 2010; 5(54): 48-52. (in Russian)

37. Mirskaya N.B. Innovative technologies implementation of the conceptual model for the prevention and correction of disorders and diseases of the musculoskeletal system schoolchildren: Diss. Moscow; 2010. (in Russian)

nocTynuna 29.05.13 Received 29.05.13

О ТРАПЕЗНИКОВА М.В., САВКИН В.В., 2015 УДК 613.96-057.875-055.2:612.821.084

ТрапезниковаМ.В., Савкин В.В.

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК I-II КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, 614099, г. Пермь

Мониторинг 28 психофизиологических показателей в течение двух учебных лет позволяет разработать модель психофизиологического статуса и две модели успеваемости студенток в период семестра и в период сессии и рассчитать по ним прогноз показателей на два последующих периода обучения с высокой точностью. Рассчитанный по моделям прогноз даст возможность выявлять негативные воздействия стрессовых факторов на студенток на этапе предболезни для коррекции этого состояния с помощью валеологических оздоровительных программ.

Ключевые слова: мониторинг; здоровье; студенты; психофизиологические показатели; прогноз; модель психофизиологического статуса; модель успеваемости.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 104-108

Trapeznikova M. V, Savkin V. V. MONITORING AND PROGNOSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS AND EDUCATIONAL PERFORMANCE OF FIRST/SECOND-YEAR FEMALE MEDICAL STUDENTS

Perm State Medical Academy named after Academician E.A. Vagner, Perm, Russian Federation, 614099

Monitoring of 28 indices infirst/second-yearfemale medical students during two years allowed to deliver the approximation ofpsychophysiological status and two patterns of educational performance during both session and examination period and according to them calculate the prognosis for these indices for two subsequent studying periods with high accuracy. Prognosis calculated upon the approximation and patterns would give the possibility to reveal negative impacts ofstressor factors on students at the preliminary stage ofthe disease and to correct this condition with help ofvaleological programs.

Key words: monitoring, health, students, psychophysiological indices, prognosis, approximation ofpsycho physiological status, pattern of educational performance .

Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 104-108 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.