Научная статья на тему 'Влияние упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на формирование вертикальной устойчивости детей-инвалидов'

Влияние упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на формирование вертикальной устойчивости детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
572
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / БЕГОВАЯ ДОРОЖКА / МОТОМЕД / REHABILITATION / PHYSICAL EXERCISE / STATOKINETIC STABILITY / DISABLED CHILDREN / TREADMILL / MOTOMED

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Н. А., Шарова Т. Л., Беркутова И. Ю., Буканова Г. В., Зеленова Н. И.

У детей с двигательными нарушениями определялись величины стабилометрических показателей до и после выполнения каждого из семи физических упражнений, выбранных для исследования. Выявленные различия в реакции организма на физическую нагрузку позволили оценить степень воздействия упражнений на статокинетическую устойчивость детей-инвалидов. Полученные абсолютные величины стабилометрических показателей «Площадь эллипса» и «Скорость перемещения ЦД» имеют большую вариативность в зависимости от диагноза, индивидуальных особенностей и характера используемых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Н. А., Шарова Т. Л., Беркутова И. Ю., Буканова Г. В., Зеленова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of exercise, carried out using training devices on the formation of vertical stability disabled children

Values of the stabilometric index were determined for children with movement disorders before and after one of the seven exercises selected for the research. The differences in the body’s response to physical activity will help evaluate the impact of exercise on statokinetic stability of children with disorders. Absolute values of stabilometric parameters “ellipse area” and “pressure center movement speed” is highly variative depending on diagnosis, individual features and type of exercises applied.

Текст научной работы на тему «Влияние упражнений, выполняемых с применением тренажерных устройств, на формирование вертикальной устойчивости детей-инвалидов»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ, НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Аннотация

У детей с двигательными нарушениями определялись величины стабилометрических показателей до и после выполнения каждого из семи физических упражнений, выбранных для исследования. Выявленные различия в реакции организма на физическую нагрузку позволили оценить степень воздействия упражнений на статокинетическую устойчивость детей-инвалидов. Полученные абсолютные величины стабилометрических показателей «Площадь эллипса» и «Скорость перемещения ЦД» имеют большую вариативность в зависимости от диагноза, индивидуальных особенностей и характера используемых упражнений.

Ключевые слова: реабилитация, физические упражнения, статокинетическая устойчивость, дети-инвалиды, беговая дорожка, Мотомед.

Abstract

Values of the stabilometric index were determined

for children with movement disorders before

and after one of the seven exercises selected

for the research. The differences in the body's response

to physical activity will help evaluate the impact

of exercise on statokinetic stability of children

with disorders.

Absolute values of stabilometric parameters "ellipse area" and "pressure center movement speed" is highly variative depending on diagnosis, individual features and type of exercises applied.

Key words: rehabilitation, physical exercise, statokinetic stability, disabled children, treadmill, MOTOmed.

В период роста и развития, в процессе адаптации организма к внешним воздействиям у детей формируются функциональные системы. Одной из таких важных систем является система, ответственная за вертикальное положение тела, выполняющая функцию регуляции статического и динамического равновесия в условиях действия гравитации и инерции. Результатом сохранения вертикального положения являются постуральные рефлексы, реализуемые на основе взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, а также мышеч-но-суставной чувствительности, в которых задействованы структуры центральной и периферической нервной системы. Двигательные действия (удержание позы в пространстве, ходьба, бег, прыжки и т.д.) связаны с сохранением вертикального положения, которое обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма.

Н.А. ГРОСС, Т.Л. ШАРОВА, И.Ю. БЕРКУТОВА, Г.В. БУКАНОВА, Н.И. ЗЕЛЕНОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Основным в двигательных нарушениях у детей-инвалидов является патология движений в пространстве и устойчивость при принятии вертикального положения в самых разных его проявлениях [1, 2]. Поэтому формирование двигательных и функциональных возможностей у детей-инвалидов и изучение различных показателей вертикальной устойчивости как важных аспектов их адаптации к физическим нагрузкам приобретает в настоящее время особую актуальность.

Двигательные функции а, следовательно, и антигравитационные механизмы совершенствуются при условии, если у ребенка будут соответствующие физические нагрузки. При снижении или отсутствии нагрузок (например, длительное нахождение в горизонтальном положении при болезни и др.) антигравитационные механизмы могут утрачиваться с соответственной потерей двигательных навыков и, прежде всего, навыков

удержания вертикального положения и навыков ходьбы. Для формирования устойчивого вертикального положения тела в пространстве в настоящее время предложены десятки различных упражнений и тренажерных устройств. Чтобы правильно сформировать двигательные навыки в вертикальном положении, необходимо подобрать физическую нагрузку, адекватную состоянию, особенностям и двигательным возможностям ребенка. Если предложенные упражнения или тренажерные устройства согласуются с физиологическими возможностями организма, то нагрузка играет формирующую роль, способствует благоприятной перестройке мышечного и костно-суставного аппарата у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Неадекватные нагрузки приводят к различным патологическим изменениям как в отдельных, так и в нескольких системах организма одновременно, а также рефлекторно к расстройствам местных и общих реакций на формирование двигательных навыков и вертикальной устойчивости в пространстве.

Таким образом, формирование вертикальной позы является базовым этапом при развитии двигательных возможностей у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Исследование процесса формирования вертикальной устойчивости во времени дает возможность обнаружить необходимый уровень поддержания равновесия тела и его отдельных звеньев как одного из критериев физического состояния организма, так как определенная устойчивость требует достижения необходимого мышечного тонуса, приложения соответствующих усилий, их своевременного перераспределения и умения сориентироваться в непредвиденной ситуации. Изменение этих показателей служит сигналом для принятия мер по коррекции устойчивости в пространстве, профилактике и укреплению здоровья. Использование физических упражнений, в том числе и с применением тренажерных устройств в качестве ведущих средств реабилитации, должно быть обоснованным с точки зрения их эффективности.

Для оценки степени влияния тренажерных устройств на статокинетическую устойчивость и координацию движений у детей использовался метод стабилометрии. Он позволяет не только выявить индивидуальные особенности регуляции позы, но и спрогнозировать возможности двигательной деятельности, а также осуществить эффективную тренировку статокинетической устойчивости.

В работе исследовались 7 активных упражнений и метод подошвенной стимуляции стоп. В исследование входили следующие упражнения: «Работа на Мотомеде Reck» в пассивном режиме в течение 10 минут со скоростью 20 об./мин.; «Ходьба по беговой дорожке» в течение 10 минут со скоростью 1-2,0 км/ч; «Вращение и перемещение в тренажере Гросса» без касания пола ногами в течение 3 минут (горизонтальные перемещения проводил методист при помощи колец для рук); «Перекаты на мате» со спины на живот в течение одной минуты; «Прыжки в тренажере Гросса» с отталкиванием от пола и продвижением вперед в течение 5 минут;

«Велоезда» по залу или работа на велотренажере в течение 10 минут; «Покачивание на овальном мяче» в течение 1 минуты на животе и 1 минуты на спине. Влияние метода подошвенной стимуляции стоп на статокинети-ческую устойчивость ребенка определялось посредством сравнения величин стабилометрического показателя «Площадь эллипса» до и после применения «Имитатора опорной нагрузки подошвенного» (модель «Корвит»), моделирующего опорные реакции стопы с помощью специальных пневмокамер. При этом использовались 2-й и 3-й режимы работы по 10 минут каждый. Второй режим работы соответствовал «Средней ходьбе» - 120 цикл./мин и длительностью шага 500 мс. Третий режим соответствовал «Быстрой ходьбе» -150 цикл./мин и длительностью шага 400 мс.

Исследования проводились на компьютерном ста-билоанализаторе «Стабилан-01». Тест состоял из проб с открытыми и закрытыми глазами (Тест Ромберга) и проводился в начале занятия до и сразу после выполнения одного из упражнений. Затем следовало обычное занятие по программе физкультурной реабилитации. Для анализа использовались величины показателей «Площадь эллипса, кв. мм» и «Скорость перемещения ЦД (центра давления), мм/с». Исследования по каждому из упражнений проводились в разные дни, но всегда в начале занятия. Всего проведено 101 обследование детей-инвалидов с двигательными нарушениями, из которых в 16 обследованиях были дети в возрасте от 10 до 16 лет, в остальных (85) - дети в возрасте от 3,5 до 10 лет. В зависимости от заболевания дети были разделены на 3 группы. В первую группу входили дети с диагнозом ДЦП (отдельно мальчики и девочки), во вторую - мальчики с диагнозом «Аутизм», в третью - мальчики с другими диагнозами (синдромом Дауна, ЗПР, генетическими нарушениями и др.).

1. Вертикальная устойчивость детей-инвалидов после выполнения упражнений с применением тренажерных устройств по показателю «Площадь эллипса».

В таблице 1 показаны средние величины показателя «Площадь эллипса, кв. мм» общей группы девочек и мальчиков с открытыми и закрытыми глазами после выполнения упражнений и процент изменения относительно исходного уровня. Количество девочек и мальчиков при выполнении упражнений не было одинаковым. Упражнения распределены в порядке снижения (в %) величины различия показателя «Площадь эллипса» при открытых глазах со знаком (+) с 1-го по 6-й порядковый номер, затем с 7-го по 8-й номер со знаком (-). Увеличение (+) значений исследуемого показателя свидетельствовало об ухудшении устойчивости, снижение (-) -о ее улучшении.

В тесте с открытыми глазами в первых шести упражнениях отмечалось повышение средних величин показателя «Площадь эллипса» после выполнения упражнений. В зависимости от упражнения это повышение различно, что связано не только с характером упражнения, но и с индивидуальными особенностями организма детей.

Таблица 1

Средние величины показателя «Площадь эллипса, кв. мм» до и после выполнения упражнений

№ п/п Упражнение До нагрузки После нагрузки

Открытые глаза Закрытые глаза Открытые глаза Закрытые глаза

Указаны средние значения результатов в группе

1 Покачивание на мяче

Группа 10 чел. 2578,3 2853,1 9065,0 2139,8

Различие, % - - +251,6 -25,0

2 Велоезда

Группа 10 чел. 2888,0 3850,8 6650,3 3031,7

Различие, % - - +130,3 -21,3

3 Перекаты на мате

Группа 9 чел. 1775,9 1378,8 3185,0 3251,2

Различие, % - - + 79,3 +135,8

4 Перемещения в тренажере Гросса

Группа 10 чел. 2915,1 1608,3 4264,8 3694,3

Различие, % - - +46,3 +119,7

5 Ходьба по беговой дорожке

Группа 24 чел. 2552,8 1984,3 3105,2 3049,5

Различие, % - - +21,6 +53,7

6 Работа на Мотомеде

Группа 11 чел. 3233,9 2686,7 3744,1 5200,7

Различие, % - - +15,7 +93,6

7 Прыжки в тренажере Гросса

Группа 17 чел. 4403,5 2366,9 3182,4 3239,9

Различие, % - - -27,7 +36,9

8 Подошвенная стимуляция стоп

Группа 10 чел. 7457,4 3926,4 3876,4 3081,0

Различие, % - - -48,0 -21,5

Наибольшее повышение средних величины, а, следовательно, снижение устойчивости, отмечено после выполнения упражнения «Покачивание на мяче» и «Езда на велосипеде». Величина сдвига увеличилась относительно исходного состояния на 251,6 и 130,3%. Такие упражнения, как: «Перекаты на матах», «Перемещения в тренажере Гросса» и «Ходьба по беговой дорожке» привели к меньшему увеличению сдвигов по сравнению с первыми двумя упражнениями. Однако сдвиги на 79,3 и 46,3%, отмеченные при выполнении «Перекатов на матах» и «Перемещении в тренажере Гросса», были также существенны. «Ходьба по беговой дорожке» привела к умеренному сдвигу - на 21,6%. Наименьшее увеличение (на 15,7%) отмечено при «Работе на Мотомеде». Полученные результаты свидетельствуют о том, что при выполнении этих упражнений на функцию равновесия оказывается разное по величине дестабилизирующее воздействие, что приводит к ее снижению. «Прыжки в тренажере Гросса» и «Подошвенная стимуляция стоп» привели к снижению величин показателя «Площадь

эллипса». Это говорит о том, что использование данного упражнения и метода «Подошвенной стимуляции стоп» не привело к дисбалансу устойчивости, а, наоборот, способствовало ее улучшению.

Интерес представляет факт сравнения влияния двух упражнений, выполняемых в тренажере Гросса. При горизонтальном «Перемещении» ребенка без опоры, выполняемом инструктором, где у ребенка не было физической нагрузки, происходит достаточно сильное воздействие на вестибулярную систему, что приводит к ухудшению устойчивости. Самостоятельные, достаточно физически сложные прыжки с отталкиванием от пола, - «Прыжки в тренажере Гросса», где имело место вертикальное перемещение, привели к улучшению устойчивости относительно исходного состояния, измеренного до выполнения нагрузки. Средние величины показателя «Площадь эллипса» снизились, что свидетельствовало об улучшении устойчивости. Возможно, что вертикальное перемещение тела, которое происходит в прыжках, не оказывает такого сильного возмущающего воздействия на вестибулярную

систему, как горизонтальное, используемое в упражнении «Перемещение в тренажере Гросса».

Оценивая реакцию организма в тесте с закрытыми глазами можно отметить, что устойчивость после выполнения упражнений не имела однонаправленных [со знаком (+) или (-)] изменений при сравнении теста с открытыми глазами. Это касается упражнений: «Покачивание на мяче» и «Езда на велосипеде», а также метода «Подошвенной стимуляции стоп», где величины показателя «Площадь эллипса» были ниже, чем до нагрузки. В остальных случаях наблюдалось их увеличение. Самые значительные величины сдвигов с закрытыми глазами отмечались при выполнении «Перекатов на мате» (+135,8%), «Перемещений в тренажере Гросса» (на 119,7%) и «Работы на Мотомеде» (на 96,3%), что свидетельствовало о большом раздражающем влиянии этих упражнений, ведущем к ухудшению устойчивости тела. Метод «Подошвенной стимуляции стоп» оказался оптимальным для гармонизации баланса тела и улучшения его устойчивости при открытых и закрытых глазах.

Считается, что в норме у здоровых людей при закрытых глазах устойчивость ухудшается. Однако улучшение устойчивости, отмечаемое в отдельных случаях при закрытых глазах, по мнению специалистов, считается допустимым. Оно позволяет оценить, в какой мере человек использует свое зрение для поддержания устойчивости [3, 4]. Полагают, что если существуют какие-либо нарушения зрительного анализатора, то это отражается на изменении показателей при тесте с закрытыми глазами. В этом случае зрение не играет такой роли в поддержании баланса, и стабильность поддерживается за счет проприоцепции. Проприоцепторы воспринимают раздражения, возникающие в мышце и внутри организма, в его глубоких тканях, связанных с функцией сохранения положения тела или движения, и регулируют баланс. Значение проприоцепции при закрытых глазах в большей степени описано для состояния покоя. Результаты улучшения устойчивости при закрытых глазах после выполнения отдельных упражнений, полученные в данном исследовании, могут свидетельствовать о том, что физическая нагрузка, в зависимости от величины и характера ее воздействия, может усиливать роль проприоцеп-ции, что было выявлено после выполнения упражнений «Покачивание на мяче» и «Велоезда». Разные величины сдвигов в показателе «Площадь эллипса» в тесте с открытыми и закрытыми глазами могут варьировать в зависимости от: индивидуальной реакции организма ребенка на выполненное упражнение; особенности заболевания; разного исходного состояния на момент исследования. Тем не менее сравнение показателей при открытых и закрытых глазах дает важную информацию о том, в какой мере ребенок использует свое зрение и проприоцепцию при контроле устойчивости в процессе выполнения физической нагрузки.

Обобщая результаты воздействия выбранных физических упражнений с применением тренажерных устройств на сохранение вертикальной устойчивости (по средним данным), можно предварительно заключить, что после всех из них, за исключением «Прыжков в тренажере Грос-

са», происходит ухудшение устойчивости. Выявленное улучшение устойчивости после использования такого, довольно интенсивного упражнения, как «Прыжки в тренажере Гросса», оказалось неожиданным. Возможно, что вертикальные перемещения тела, имевшие место при выполнении этого упражнения, по-иному влияют на вестибулярный аппарат, чем горизонтальные («Перемещения в тренажере Гросса»). Отсюда возникает вопрос о необходимости рационального сочетания упражнений, выполняемых в тренажере Гросса и оказывающих разное воздействие на вестибулярную систему. «Ходьба по беговой дорожке», выполняемая в умеренном режиме, не приводит к значительному ухудшению устойчивости при открытых глазах, что позволяет использовать ее на начальных этапах реабилитационного процесса, в конце занятия или при решении других педагогических задач. Работа на «Мотомеде» в пассивном режиме привела хотя и к самому меньшему по величине, но все-таки ухудшению устойчивости при открытых глазах. Это тоже явилось интересным фактом, поскольку упражнение проводилось сидя, без дополнительного сопротивления и что, казалось бы, не должно было снижать устойчивость. Возможно, что причина кроется в ритмичной пассивной работе ногами, в результате чего усиливается мышечное расслабление, приводящее к незначительному ухудшению устойчивости.

2. Вертикальная устойчивость детей-инвалидов после выполнения упражнений с применением тренажерных устройств по показателю «Скорость перемещения ЦД, мм/с»

По показателю «Скорость перемещения ЦД» определяется среднеамплитудное значение скорости перемещения ЦД пациента за период обследования. В этом показателе большая скорость свидетельствует об активных процессах при поддержании вертикальной позы, связанных с нарушениями функции одной или нескольких систем организма (например, вестибулярной). Небольшая скорость говорит о своевременной компенсации возникающих отклонений тела, что свидетельствует о нормальной работе систем поддержания вертикальной позы.

Различия в удержании вертикальной позы в зависимости от пола и диагноза показаны в табл. 2. Количество детей в каждой нозологической группе было разным, так же как и при выполнении упражнений.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что как и в показателе «Площадь эллипса», исследуемые упражнения по-разному влияют на состояние устойчивости. При выполнении упражнений диапазон колебаний показателя «Скорость перемещения ЦД» при открытых глазах в группах с разными диагнозами составлял следующие значения: при работе на мотомеде - от 26,8 до 68,7 мм/с; при ходьбе по беговой дорожке - от 45,4 до 80,4 мм/с; при перемещениях в тренажере Гросса -от 24,5 до 53,0 мм/с; при перекатах на матах - от 32,8 до 61,9 мм/с; в прыжках в тренажере Гросса - от 30,8 до 44,8 мм/с; при велоезде - от 31,3 до 73,9 мм/с; при покачивании на мяче - от 30,9 до 152,5 мм/с.

Примечание: ДЦП - 1 группа; АУТ - 2 группа с диагнозом «Аутизм»; 3 группа - другие диагнозы (синдром Дауна, ЗПР, генетические нарушения и др.)

Таблица 2

Средние величины показателя «Скорость перемещения ЦД мм/с» у мальчиков (м.) и девочек (д.) различных нозологических групп до и после выполнения упражнений

Упражнение Нозологическая группа Кол-во детей Скорость перемещения ЦД, мм/с

До упражнения После упражнения

Открытые глаза Закрытые глаза Открытые глаза Закрытые глаза

Работа на Мотомеде ДЦП, м. 4 42,0 45,8 48,8 54,1

АУТ, м. 2 68,8 56,8 68,7 101,7

ДЦП, д. 4 23,6 23,9 26,8 23,7

Ходьба на беговой дорожке ДЦП, м. 4 59,7 48,9 80,4 93,5

АУТ, м. 1 42,7 80,5 54,9 37,6

3 гр., м. 2 27,3 33,2 45,4 33,9

ДЦП, д. 4 45,4 45,0 48,8 47,1

Перемещение в тренажере Гросса ДЦП, м. 4 30,4 42,5 49,7 42,1

АУТ, м. 1 25,4 19,9 24,5 45,5

3 гр., м. 1 72,9 36,5 53,0 64,2

ДЦП, д. 4 32,6 35,6 40,1 43,7

Перекаты на матах ДЦП, м. 6 67,1 42,5 61,9 57,6

3 гр., м. 3 54,8 42,7 37,2 39,7

ДЦП, д. 1 12,2 11,0 32,8 27,9

Прыжки в тренажере Гросса ДЦП, м. 4 22,7 22,3 31,5 39,2

3 гр., м. 2 25,9 41,5 44,8 27,0

ДЦП, д. 5 31,4 20,5 30,8 23,7

Велоезда ДЦП, м. 4 46,8 46,5 73,9 68,0

АУТ, м. 2 37,6 57,2 50,0 53,9

3 гр., м. 2 45,0 23,4 31,3 30,3

ДЦП, д. 2 68,7 69,3 71,6 65,8

Покачивание на мяче ДЦП, м. 2 25,0 48,2 50,6 31,0

3 гр., м. 1 26,9 28,2 152,5 32,4

ДЦП, д. 6 25,8 29,0 30,9 27,2

Для определения упражнений, влияющих в большей степени на ухудшение способности удерживать вертикальную устойчивость детей с учетом их диагноза, в каждой из нозологических групп были выделены по 2 самых больших средних значения показателя «Скорость перемещения ЦД» при открытых и закрытых глазах. Всего такие значения выявлены в 5 из 7 исследуемых упражнениях. В группах мальчиков и девочек с заболеванием ДЦП эти упражнения оказались одни и те же - «Ходьба по беговой дорожке» и «Велоезда». Для детей с диагнозом «Аутизм» такими упражнениями явились «Мотомед» и «Ходьба по беговой дорожке». Для детей 3-й группы - «Покачивание на мяче» и «Вращения в тренажере Гросса» (табл. 3).

Для ранжирования упражнений, вызвавших максимальное увеличение показателя «Скорость перемещения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦД», т.е. оказавших сильное дестабилизирующее воздействие на состояние устойчивости, приведших к ее ухудшению, количество случаев суммировалось (табл. 4).

Наибольшее количество случаев высоких значений в показателе «Скорость перемещения ЦД» у детей разных групп заболеваний отмечено при «Ходьбе по беговой дорожке» и «Велоезде» (по 5 случаев). Разница между этими упражнениями заключалась в том, что при «Ходьбе по беговой дорожке» при открытых глазах это было в трех случаях, а в «Велоезде» - в двух. В остальных случаях другие упражнения с максимальными сдвигами в исследуемом показателе были в количестве двух или одного.

Таким образом, самым сильным возмущающим фактором, проявленном при открытых и закрытых глазах по показателю «Скорость перемещения ЦД», явились

Таблица 4

Распределение упражнений по количеству максимальных значений показателя «Скорость перемещения ЦД» в разных нозологических группах

Таблица 3

Упражнения в большей степени ухудшающие устойчивость по показателю «Скорость перемещения ЦД» в различных нозологических группах

Группа Скорость перемещения ЦД, мм/с

Открытые глаза Закрытые глаза

ДЦП, Ходьба по беговой дорожке Ходьба по беговой дорожке

мальчики Велоезда Велоезда

ДЦП, Велоезда Велоезда

девочки Ходьба по беговой дорожке Ходьба по беговой дорожке

Аутизм, Мотомед Мотомед

мальчики Ходьба по беговой дорожке Велоезда

3-я группа, Покачивание Вращение в тренажере Гросса

мальчики Вращение в тренажере Гросса Перекаты на матах

№ Упражнение Скорость перемещения ЦД, мм/с

Открытые глаза Закрытые глаза Итого

1 Ходьба по беговой дорожке 3 2 5

2 Велоезда 2 3 5

3 Мотомед 1 1 2

4 Вращения в тренажере Гросса 1 1 2

5 Перекаты на мате - 1 1

6 Покачивание на мяче 1 - 1

«Ходьба по беговой дорожке» и «Велоезда» (по 5 случаев для всех групп заболеваний). Влияние других упражнений было избирательным. Меньшие сдвиги в показателе при открытых глазах среди нозологических групп отмечены после выполнения «Прыжков в тренажере Гросса». Различие между максимальным и минимальным значением составило 14 мм/с. При закрытых глазах такое минимальное различие было после «Покачивания на овальном мяче» и составило 5,2 мм/с.

Обобщая результаты исследования по показателю «Скорость изменения ЦД», можно заключить, что так же, как и по показателю «Площадь эллипса» физическая нагрузка приводит к временной дестабилизации (ухудшению) вертикальной устойчивости в шести упражнениях из семи отобранных.

У мальчиков с диагнозом ДЦП наибольшее значение максимальных величин, приводящих к ухудшению устойчивости, выявлено при ходьбе на беговой дорожке в течение 10 минут на скорости 1-2 км/ч. Возможно, что в данной группе мальчиков при выполнении циклического упражнения с постоянным отталкиванием тела от опорной поверхности и чередованием поступательных движений одной и другой ногой, происходит постоянная смена устойчивости, что усугубляется имеющими место спастическими проявлениями и нарушенной координацией движения. Все это провоцирует нарушение устойчивости, которое сохраняется и после выполнения упражнения, что приводит к существенным сдвигам

в исследуемом показателе. Однако эта временная раз-балансировка может быть полезна при проведении реабилитационного занятия как фактор, оказывающий существенный тренировочный эффект при разумном сочетании с другими менее сложными упражнениями и их правильной дозировкой.

У девочек с диагнозом ДЦП таким существенным раздражителем, ухудшающим вестибулярную систему, явилась велоезда на трехколесном велосипеде в течение 10 минут по залу. Для данной группы детей это упражнение также целесообразно использовать в качестве базового с целью направленного развития вестибулярной системы.

У детей с диагнозом «Аутизм» в качестве сильного раздражителя выступает пассивная работа на Мотомеде в течение 10 минут на скорости 20 об./мин. Для этой категории детей с их особенностями восприятия монотонная работа ногами, по-видимому, оказывается трудной не столько физически, сколько эмоционально, приводящей к разбалансированию статокинетических показателей. Учитывая, что дети с этим диагнозом могли самостоятельно ходить, применять это упражнение целесообразно, скорее всего, в середине занятия по физической реабилитации с тем, чтобы не вызвать возмущающих сдвигов в конце него.

У детей 3-й группы, где основными заболеваниями были синдром Дауна, задержка психического развития (ЗПР), генетические нарушения и др., наибольшее

снижение устойчивости выявлено при вращениях и перемещениях в «Тренажере Гросса» без касания пола ногами. При работе с детьми этой группы следует обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка и избирательно использовать данное упражнение.

Выводы

1. Определение особенностей реакции организма детей-инвалидов с различными функциональными нарушениями при выполнении физических упражнений дает важную информацию, позволяющую оценить степень влияния этих упражнений на сохранение вертикальной устойчивости.

2. Полученные абсолютные величины стабилометри-ческих показателей «Площадь эллипса» и «Скорость перемещения ЦД» имеют большую вариативность в зависимости от диагноза, индивидуальных особенностей и характера используемых упражнений.

3. При выполнении выбранных для исследования физических упражнений с применением тренажерных устройств, за исключением «Прыжков в тренажере Гросса», происходит ухудшение устойчивости, что необходимо учитывать при планировании реабилитационного занятия.

4. Вертикальные перемещения тела, имевшие место при выполнении «Прыжков в тренажере Гросса», не выявили ухудшения устойчивости. По-видимому, они по-иному влияют на вестибулярный аппарат, чем горизонтальные перемещения, имевшие место при выполне-

нии «Перемещения в тренажере Гросса». Отсюда возникает необходимость рационального сочетания упражнений, выполняемых в «Тренажере Гросса» и оказывающих противоположное воздействие на вестибулярную систему.

5. Результаты улучшения устойчивости при закрытых глазах после выполнения отдельных упражнений могут свидетельствовать о том, что физическая нагрузка, в зависимости от величины и характера ее воздействия, может усиливать роль проприоцепции, что было выявлено после выполнения упражнений «Покачивание на мяче» и «Велоезда».

6. По показателю «Скорость перемещения ЦД» при открытых глазах наибольшее снижение вертикальной устойчивости в группах мальчиков и девочек с заболеванием ДЦП произошло при «Ходьбе по беговой дорожке» и «Велоезде».

7. Для детей с диагнозом «Аутизм» снижение вертикальной устойчивости произошло при работе на «Мотомеде» и «Ходьбе по беговой дорожке».

8. Для детей 3-й группы снижение вертикальной устойчивости отмечено при выполнении упражнений «Покачивание на мяче» и «Вращение в тренажере Гросса».

9. Особенности изменения статокинетической устойчивости после выполнения упражнений необходимо учитывать при построении реабилитационного занятия с детьми, имеющими различные функциональные диагнозы.

Литература

1. Баранов, А.А. Подростки: тенденции здоровья, пути его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Социальные и организационные проблемы педиатрии / под ред. А.А. Баранова и В.Ю. Альицкого. - М.: Династия, 2003. - С. 153-173.

2. Бернштейн, Н.А. Физиология движения и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

3. Кубряк, О.В. Практическая стабилометрия / О.В. Кубряк. Вводный курс. Х Всероссийский конгресс неврологов, М., 2012. - С. 20-76.

4. Скворцов, Д.В. Клинический анализ движений. Стабилометрия / Д.В. Скворцов. - М.: АОЗТ «Антидор», 2000. -192 с.

References

1. Baranov, A.A. Teens: Health trends, ways of its preservation and strengthening / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, L.M. Sukharev // The social and organizational problems of Pediatrics / Ed. A.A. Baranova and V.Y. Alitskogo. - M.: Dynasty, 2003. - Pp. 153-173.

2. Bernshtein, N.A. Physiology of motion and activity / N.A. Bernshtein. - M.: Nauka, 1990. - 495 p.

3. Kubryak, O.V. Practical stabilometry / O.V. Kubryak. Introductory course, the X All-Russian Congress of neurologists, M., 2012. - Pp. 20-76.

4. Skvortsov, D.V. Clinical analysis of movements. Stabilometry / D.V. Skvortsov. - M: JSC "Antidor", 2000. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.