РАЗДЕЛ XII
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 612.821
Ж. М. Мукатаева, С. Ж. Даирбаева, А. А. Муханова,
В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ
СОМАТОТИПОВ
Развитие науки о здоровье детей и подростков настоятельно диктует необходимость перехода от анализа средних показателей физического развития к выявлению индивидуальных особенностей морфологического развития, полового созревания, работоспособности, психоэмоциональных реакций и адаптивных возможностей в связи с конституциональными признаками [4]. Специфика заболеваний, характер жизненных отправлений и динамика ростовых процессов во многом связаны с типом телосложения ребенка [13], который является показателем большого прогностического значения [10]. Знание индивидуальных возможностей ребенка и прогнозирование его онтогенеза является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья [1].
Проблемы конституциологии в Казахстане изучены недостаточно, за исключением работ З. М. Алиакбаровой [2]. Поэтому изучение особенностей физического развития детей с учетом индивидуально-типологических особенностей представляется актуальным.
Целью данного исследования явилось изучение морфофункциональных показателей мальчиков и девочек 7-15 лет с учетом соматотипа.
Методика
Для достижения поставленной цели было обследовано 349 мальчиков и 338 девочек в возрасте 7-15 лет, обучающихся в общеобразовательной шко -ле № 39 г. Павлодара. Все обследованные дети по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе и не занимались в спортивных секциях.
Общепринятыми методами [3] определяли основные антропометрические показатели физического развития: длину тела (ДТ), массу тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), кистевую и становую мышечную силу (КС и СтС). Для оценки гармоничности физического развития рассчитывались индексы Кетле (ИК=МТ, кг/ДТ, м2), стении (ИС=ДТ, см /(2*МТ, кг + ОГК, см), силовые индексы - кистевой (КИ) и становой (СтИ).
Содержание резервного жира определяли непрямым методом калиперо-метрии [18] .
Степень полового созревания оценивали по методике Ставицкой с соавт. [15] и Д. В. Колесова, Н. Б. Сельверовой [9] с учетом выраженности вторичных половых признаков.
Для определения типа конституции у детей использовалась методика
В. Г. Штефко и А. Д. Островского [20] в модификации С. С. Дарской [6] с выделением четырех основных типов конституции - астеноидного (А), торакального (Т), мышечного (М) и дигестивного (Д).
Функцию внешнего дыхания оценивали по показателю жизненной емко -сти легких (ЖЕЛ) с помощью суховоздушного спирометра, а также рассчитывали жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ).
Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений (ЧСС) в условиях относительного покоя и при стандартной физической нагрузке. Частоту сердечных сокращений определяли с помощью электрокардиографа «Аксион ЭК 1Т-07», артериальное давление (АД) измеряли аускультативным методом Короткова.
Систолический объем крови (СОК) рассчитывали по формуле Старра [17] в модификации Н. С. Пугиной и Я. Ф. Бомаш [12] для детей 7-15 лет (СОК= 40+0,5 ПД-0,6ДД+3,2А), где ПД - пульсовое давление, ДД - диастолическое давление, А - возраст. Минутный объем крови определяли по формуле: МОК=СОК*ЧСС.
С целью изучения адаптации к физическим нагрузкам и оценки функциональных резервов организма проводилось степэргометрическое тестирование [8]. Определяли абсолютные и относительные показатели физической работоспособности (ФР) и аэробной производительности (МПК):
ФР170=К1+(К2-К1)*(170-Г1)/(£,-Г1), где N - мощность первой нагрузки, N - мощность второй нагрузки, 1 - частота сердечных сокращений в конце первой нагрузки, 1 - частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки;
МПК=А+уК/(Г-Ь)*к, где А - поправочный коэффициент с учетом возраста и пола, N - мощность нагрузки, { - пульс в конце нагрузки, И - возрастнополовая поправка к пульсу, к - возрастной коэффициент.
Экономичность деятельности сердечно-сосудистой системы при выполнении стандартной нагрузки оценивали по величине минутного объема крови организма на единицу физической работоспособности (МОК, л/ФР170/ кг) [13], двойному произведению (ДП = ЧСС*АД систолическое/100) [19].
Весь полученный материал обработан с использованием методов статистического анализа. Достоверность различий оценивалась по 1-критерию Стьюдента и по ANOVA для непараметрических независимых выборок. Различия считались достоверными при р< 0,05 [10].
Для интегральной оценки возрастных изменений основных морфофункциональных характеристик применялся метод морфокинетического синтеза, или количественного сравнения систем, разработанный С. Б. Стефановым [16].
Результаты исследований и их обсуждение
Анализ распределения детей по типам конституции показал, что во все возрастные периоды наименьшее количество мальчиков оказалось среди представителей дигестивного типа, а наибольшее относилось к торакальному типу. Представители мышечного и астеноидного типов занимали промежуточное положение в этом распределении (рис. 1 А), что согласуется с литературными данными [13]. У девочек наблюдается похожая тенденция, однако в 7-9-летнем возрасте выявляется наименьшее количество школьниц мышечного типа (рис. 1Б). Отмечается тенденция к уменьшению количества девочек дигестивного типа в онтогенезе.
7-9 лет
А
10-12 лет
13-15 лет
7,6
8,7
7-9 лет
Б
12,1
□АиТаМ■Д
13-15 лет
□АаТиМиД
Рис. 1. Распределение детей (А - мальчики, Б - девочки) 7-15 лет по типам конституции (А - астеноидный тип, Т - торакальный тип, М - мышечный тип, Д - дигестивный тип).
При оценке показателей физического развития выявлено, что у обследованных школьников длина, масса тела и окружность грудной клетки во всех возрастных группах возрастала от астеноидного к дигестивному типу
6
(табл. 1, 2). Максимальный прирост длины тела у мальчиков наблюдается в 13-15-летнем возрасте, а у девочек в - 10-12 лет. Причем, прирост длины тела был максимальным у детей обоего пола астенического типа, а минимальным - у школьников дигестивного типа, что может свидетельствовать о более раннем их созревании.
При переходе от астеноидного к дигестивному типу наблюдалось увеличение индекса Кетле (характеризующего плотность телосложения), уменьшение индекса стении и увеличение процентного содержания резервного жира у обследуемых всех возрастных периодов. Эти отличия выражены больше у мальчиков, чем у девочек.
Абсолютные значения мышечной силы (кистевой и становой) были достоверно выше у представителей дигестивного или мышечного типа во всех возрастных группах, тогда как по относительным значениям (кистевой и становой индексы) представители дигестивного типа существенно уступали обследуемым других типов (табл. 1, 2).
Аналогичная зависимость выявлена при изучении функции внешнего дыхания у представителей дигестивного и мышечного типа: ЖЕЛ была достоверно выше, чем у школьников астенического и торакального типов. Однако по относительным показателям (ЖИ) представители первых двух типов существенно уступали последним. Во всех возрастных группах у мальчиков имело место превышение ЖЕЛ по сравнению с девочками аналогичных конституциональных типов.
Темпы и степень полового развития, у подростков обоего пола также, зависят от конституционального типа (табл. 3). У девочек половое развитие начинается раньше, чем у мальчиков и уже в 7-9 лет более 70% имеют I стадию полового созревания, из них наибольшее количество мышечного типа. У большинства мальчиков I стадия полового развития достигается к 10-12 годам, однако более высокая степень половой зрелости наблюдалась у школьников мышечного и дигестивного типов. В 13-15 лет завершение полового созревания наблюдается у 70% девочек и 50% мальчиков мышечного типа. Только треть подростков этого возраста обоего пола среди представителей других типов имеет IV стадию полового созревания.
При исследовании сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя у представителей дигестивного типа по сравнению с другими типами конституции были обнаружены более высокие значения показателей ЧСС, САД, ДАД (табл. 4). Это свидетельствовало о менее экономичном функционировании их сердечно-сосудистой системы уже в состоянии относительного покоя [13].
У обследуемых дигестивного типа оказалась наиболее значительная ответная реакция на стандартную степэргометрическую нагрузку мощностью 12 кГ/мин*кг (табл. 4, 5), о чем свидетельствуют более высокие величины показателей ЧСС, САД, ДАД, ДП по сравнению со сверстниками других типов телосложения.
Адаптивная реакция аппарата кровообращения к физической нагрузке сопровождалась увеличением МОК. Наиболее значительный прирост МОК и величины кровообращения на единицу физической работоспособности (МОК нагр/ФР170) на нагрузку, по сравнению с покоем, наблюдался в период 13-15 лет, особенно у представителей дигестивного типа. Во всех возрастных группах девочек МОК нагр/ФР170 был выше, чем у мальчиков.
Исследование физической работоспособности (ФР170) и максимального потребления кислорода (МПК) у школьников обоего пола показало (табл. 4, 5), что представители мышечного и дигестивного типов превосходили своих сверстников по абсолютным величинам во все возрастные периоды.
Таблица 3
Распределение обследованных школьников по стадиям полового созревания, %
Пол Возрастные группы Тип конституции Стадии полового созревания
I II III IV
мальчики 10-12 лет Астеноидный 91,3 8,7 - -
Т оракальный 81,9 14,5 3,6 -
Мышечный 68 32 - -
Дигестивный 61,5 30,8 7,7 -
13-15 лет Астеноидный 17,6 26,5 29,4 26,5
Т оракальный - 37,2 31,4 31,4
Мышечный - 35 15 50
Дигестивный - 40 20 40
девочки 7-9 лет Астеноидный 79,3 20,6 - -
Т оракальный 88,5 11,5 - -
Мышечный 100 - - -
Дигестивный 71,4 28,6 - -
10-12 лет Астеноидный 25,8 61,2 6,5 6,5
Т оракальный 36,2 48,5 10,3 5,2
Мышечный 20,7 41,4 34,5 3,4
Дигестивный - 50 50 -
13-15 лет Астеноидный - 17,7 47,1 35,2
Т оракальный - 10 40 50
Мышечный - - 30 70
Дигестивный - - 66,7 33,3
Однако более значительный интерес представляли результаты относительных показателей физической работоспособности (ФР170/кг) и аэробной производительности (МПК/кг), поскольку именно они отражают способность к выполнению нагрузок на выносливость. Как показали исследования, у школьников дигестивного типа во всех возрастных периодах относитель-
ные показатели ФР170/кг, МПК/кг значительно ниже (р<0,05), чем у их сверстников астеноидного, торакального и мышечного типов. В некоторой степени это, очевидно, связано с большей массой тела детей данного типа конституции [7] .
Для получения интегральной характеристики морфофункционального развития обследуемых детей применяли метод морфокинетического синтеза. Из рис. 2А видно, что морфофункциональное развитие мальчиков диге-стивного типа идет интенсивнее по сравнению с другими типами до 12-летнего возраста, затем развитие мальчиков торакального и мышечного типов опережает их. У представителей астеноидного типа морфофункциональное развитие протекает более медленно, чем у мальчиков других типов телосложения. Девочки дигестивного типа (рис. 2Б) по морфофункциональному развитию опережают сверстниц всех исследованных типов конституции.
А
Б
КС, %
КС,%
150 п 100 50 0
-50 --100 -150 -I
150 -| 100 -
1 р 1 >
50 -
—•—Т
—■- М 0 -
а і і -50 -
-100 -
-150 -
Рис. 2. Интегральная характеристика морфофункционального развития детей 7-15 лет разных типов телосложения (А - мальчики, Б - девочки)
Выводы:
1. Выявлено, что во всех возрастных периодах наименьшее количество мальчиков оказалось среди представителей дигестивного типа, а большее количество относилось к торакальному типу. Представители мышечного и астеноидного типов занимали промежуточное положение в этом распределении. Распределение типов конституции среди девочек аналогично, однако в возрастной группе 7-9 лет представителей астеноидного типа больше, по сравнению с другими возрастными периодами.
2. Мальчики и девочки дигестивного типа характеризуются более высокими абсолютными величинами морфофункциональных показателей, но меньшими возможностями кардиореспираторной системы по сравнению со сверстниками других типов.
3. У детей обоего пола мышечного типа половое созревание наступает раньше, чем у представителей других типов конституции.
4. Развитие мальчиков торакального и мышечного типов опережает ребят астеноидного и дигестивного типов, тогда как у девочек дигестивного типа темпы развития выше, чем у сверстниц других типов конституции.
Библиографический список
1. Айзман, Р. И. Здоровье население России: Медико-социальные и психологопедагогические аспекты его формирования. - Новосибирск: СО РАМН, 1996. -27 с.
2. Алиакбарова, З. М. Возрастные особенности физического развития детей // Функциональная морфология. Тез. докладов всесоюз. конференц. - 5-7 июня 1984 г. - Новосибирск. - 72 с.
3. Бунак, В. В. Антропометрия. - М.: Учпедгиз. - 1941. - 182 с.
4. Возрастные особенности физического развития детей // Функциональная морфология. Тез. докладов Всесоюз.конф. - 5-7 июня 1984 г. - Новосибирск. -Новосибирск, 1984 - 72 с.
5. Гайдай, В. Я., Бориско Г. А. Конституциональный тип, физическое и половое развитие здоровья детей и подростков // Охрана здоровья детей и подростков. -Киев, 1982. - № 13 - С. 7-10.
6. Дарская, С. С. Распределение типов конституции у детей разного возраста// Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. - Пермь. 1975. -
С. 200-202.
7. Иваницкая, И. Н. Оценка функциональных возможностей детей и подростков при выполнении физических нагрузок // Педиатрия. - 1975. - № 7.
8. Карпман, В. Л., Белоцерковский, З. Б., Гудков, И. А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.
9. Колесова, Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. - 145 с.
10. Лакин, Г. Ф. Биометрия: Учеб. Пособие для билогич. спец. вузов. - 3-е изд; перераб. и доп. - М.: Высш.школа, 1980. - 293 с.
11. Никитюк, Б. А., Дарская, С. С. (Фингерт) Проблема дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты. Тезисы Всесоюзного симпозиума. Пермь. - 1975. - С. 47-60
12. Пугина, Н. С., Бомаш, Я. Ф. Об использовании метода Старра у детей // Сборник научных работ аспирантов Ленинградского института усовершенствования врачей. Л.; 1963. Вып. 40. - С. 64.
13. Рубанович, В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: Дисс. ... докт. мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 406 с.
14. Рубанович, В. Б., Айзман, Р. И. Онтогенез мальчиков в зависимости от типа конституции: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2004. - 196 с.
15. Ставицкая, А. Б; Арон, Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М.; 1959. - 185 с.
16. Стефанов, С. Б. Изменение морфофункционального единства (метод и некоторые результаты). - Пущино: - Научный центр биологических исследований, 1974. - 14 с.
17. Starr, J. Clinical tests of simple method of estimating саг^ас stroke volume from blood pressure and age // Circulation. - 1954. - № 9. - 664 р.
18. Табунов, А. И. Основные методы определения количества жировой ткани в организме ребенка и их значение // Педиатрия. - 1977. - № 10. - 90 с.
19. Чурин, В. Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. 1978. - Т. 4. - № 3. - 394 с.
20. Штефко, В. Г., Островкий, А. Д. Схема клинический диагностики конституциональных типов. - М. - Л.: Госмедиздат. - 1929. - 79 с.
21. Быструшкин, С. К., Афтанас, Л. И., Айзман, Р. И. Влияние умственных и физических нагрузок и динамической релаксации на когнитивные функции детей в норме и при нарушениях интеллекта // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 280 - 291
22. Щербаков, Е. П., Ветренко, С. В. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 291 - 296
23. Ендропов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. -
С. 209 - 214
Примечание. Достоверные различия средних величин по АЫОУА для непараметрических независимых выборок: # - по отношению к астеноидному типу; • - к торакальному; * - к мышечному типу (Р<0,05)
411
Примечание. Достоверные различия средних величин по АЫОУА для непараметрических независимых выборок: # - по отношению к астеноидному типу; • - к торакальному; * - к мышечному типу (Р<0,05)
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНС^вВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ
412
Показатели кардио-респираторной системы мальчиков 7-15 лет разных типов конституции
Ж. М. Мукатаева, С. Ж. Даирбаева, А. А. Муханова, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман
413
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ