Научная статья на тему 'Орфофункциональное развитие детей разных соматотипов'

Орфофункциональное развитие детей разных соматотипов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
673
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИП / РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SOMATIC TYPES / DEVELOPMENT / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мукатаева Ж. М., Даирбаева С. Ж., Муханова А. А., Рубанович В. Б., Айзман Роман Иделевич

Авторы показывают, что развитие науки о здоровье детей и подростков требует переход от анализа средних показателей физического развития детей к морфофункциональному развитию детей соматипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphological and functional development of children of different somatic types

The authors show that the progress of science of children's health calls for transition from the analysis of average indexes of children's physical state to complex morphological and functional examination of children of different somatic types

Текст научной работы на тему «Орфофункциональное развитие детей разных соматотипов»

РАЗДЕЛ XII

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 612.821

Ж. М. Мукатаева, С. Ж. Даирбаева, А. А. Муханова,

В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ

СОМАТОТИПОВ

Развитие науки о здоровье детей и подростков настоятельно диктует необходимость перехода от анализа средних показателей физического развития к выявлению индивидуальных особенностей морфологического развития, полового созревания, работоспособности, психоэмоциональных реакций и адаптивных возможностей в связи с конституциональными признаками [4]. Специфика заболеваний, характер жизненных отправлений и динамика ростовых процессов во многом связаны с типом телосложения ребенка [13], который является показателем большого прогностического значения [10]. Знание индивидуальных возможностей ребенка и прогнозирование его онтогенеза является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья [1].

Проблемы конституциологии в Казахстане изучены недостаточно, за исключением работ З. М. Алиакбаровой [2]. Поэтому изучение особенностей физического развития детей с учетом индивидуально-типологических особенностей представляется актуальным.

Целью данного исследования явилось изучение морфофункциональных показателей мальчиков и девочек 7-15 лет с учетом соматотипа.

Методика

Для достижения поставленной цели было обследовано 349 мальчиков и 338 девочек в возрасте 7-15 лет, обучающихся в общеобразовательной шко -ле № 39 г. Павлодара. Все обследованные дети по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе и не занимались в спортивных секциях.

Общепринятыми методами [3] определяли основные антропометрические показатели физического развития: длину тела (ДТ), массу тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), кистевую и становую мышечную силу (КС и СтС). Для оценки гармоничности физического развития рассчитывались индексы Кетле (ИК=МТ, кг/ДТ, м2), стении (ИС=ДТ, см /(2*МТ, кг + ОГК, см), силовые индексы - кистевой (КИ) и становой (СтИ).

Содержание резервного жира определяли непрямым методом калиперо-метрии [18] .

Степень полового созревания оценивали по методике Ставицкой с соавт. [15] и Д. В. Колесова, Н. Б. Сельверовой [9] с учетом выраженности вторичных половых признаков.

Для определения типа конституции у детей использовалась методика

В. Г. Штефко и А. Д. Островского [20] в модификации С. С. Дарской [6] с выделением четырех основных типов конституции - астеноидного (А), торакального (Т), мышечного (М) и дигестивного (Д).

Функцию внешнего дыхания оценивали по показателю жизненной емко -сти легких (ЖЕЛ) с помощью суховоздушного спирометра, а также рассчитывали жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ).

Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений (ЧСС) в условиях относительного покоя и при стандартной физической нагрузке. Частоту сердечных сокращений определяли с помощью электрокардиографа «Аксион ЭК 1Т-07», артериальное давление (АД) измеряли аускультативным методом Короткова.

Систолический объем крови (СОК) рассчитывали по формуле Старра [17] в модификации Н. С. Пугиной и Я. Ф. Бомаш [12] для детей 7-15 лет (СОК= 40+0,5 ПД-0,6ДД+3,2А), где ПД - пульсовое давление, ДД - диастолическое давление, А - возраст. Минутный объем крови определяли по формуле: МОК=СОК*ЧСС.

С целью изучения адаптации к физическим нагрузкам и оценки функциональных резервов организма проводилось степэргометрическое тестирование [8]. Определяли абсолютные и относительные показатели физической работоспособности (ФР) и аэробной производительности (МПК):

ФР170=К1+(К2-К1)*(170-Г1)/(£,-Г1), где N - мощность первой нагрузки, N - мощность второй нагрузки, 1 - частота сердечных сокращений в конце первой нагрузки, 1 - частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки;

МПК=А+уК/(Г-Ь)*к, где А - поправочный коэффициент с учетом возраста и пола, N - мощность нагрузки, { - пульс в конце нагрузки, И - возрастнополовая поправка к пульсу, к - возрастной коэффициент.

Экономичность деятельности сердечно-сосудистой системы при выполнении стандартной нагрузки оценивали по величине минутного объема крови организма на единицу физической работоспособности (МОК, л/ФР170/ кг) [13], двойному произведению (ДП = ЧСС*АД систолическое/100) [19].

Весь полученный материал обработан с использованием методов статистического анализа. Достоверность различий оценивалась по 1-критерию Стьюдента и по ANOVA для непараметрических независимых выборок. Различия считались достоверными при р< 0,05 [10].

Для интегральной оценки возрастных изменений основных морфофункциональных характеристик применялся метод морфокинетического синтеза, или количественного сравнения систем, разработанный С. Б. Стефановым [16].

Результаты исследований и их обсуждение

Анализ распределения детей по типам конституции показал, что во все возрастные периоды наименьшее количество мальчиков оказалось среди представителей дигестивного типа, а наибольшее относилось к торакальному типу. Представители мышечного и астеноидного типов занимали промежуточное положение в этом распределении (рис. 1 А), что согласуется с литературными данными [13]. У девочек наблюдается похожая тенденция, однако в 7-9-летнем возрасте выявляется наименьшее количество школьниц мышечного типа (рис. 1Б). Отмечается тенденция к уменьшению количества девочек дигестивного типа в онтогенезе.

7-9 лет

А

10-12 лет

13-15 лет

7,6

8,7

7-9 лет

Б

12,1

□АиТаМ■Д

13-15 лет

□АаТиМиД

Рис. 1. Распределение детей (А - мальчики, Б - девочки) 7-15 лет по типам конституции (А - астеноидный тип, Т - торакальный тип, М - мышечный тип, Д - дигестивный тип).

При оценке показателей физического развития выявлено, что у обследованных школьников длина, масса тела и окружность грудной клетки во всех возрастных группах возрастала от астеноидного к дигестивному типу

6

(табл. 1, 2). Максимальный прирост длины тела у мальчиков наблюдается в 13-15-летнем возрасте, а у девочек в - 10-12 лет. Причем, прирост длины тела был максимальным у детей обоего пола астенического типа, а минимальным - у школьников дигестивного типа, что может свидетельствовать о более раннем их созревании.

При переходе от астеноидного к дигестивному типу наблюдалось увеличение индекса Кетле (характеризующего плотность телосложения), уменьшение индекса стении и увеличение процентного содержания резервного жира у обследуемых всех возрастных периодов. Эти отличия выражены больше у мальчиков, чем у девочек.

Абсолютные значения мышечной силы (кистевой и становой) были достоверно выше у представителей дигестивного или мышечного типа во всех возрастных группах, тогда как по относительным значениям (кистевой и становой индексы) представители дигестивного типа существенно уступали обследуемым других типов (табл. 1, 2).

Аналогичная зависимость выявлена при изучении функции внешнего дыхания у представителей дигестивного и мышечного типа: ЖЕЛ была достоверно выше, чем у школьников астенического и торакального типов. Однако по относительным показателям (ЖИ) представители первых двух типов существенно уступали последним. Во всех возрастных группах у мальчиков имело место превышение ЖЕЛ по сравнению с девочками аналогичных конституциональных типов.

Темпы и степень полового развития, у подростков обоего пола также, зависят от конституционального типа (табл. 3). У девочек половое развитие начинается раньше, чем у мальчиков и уже в 7-9 лет более 70% имеют I стадию полового созревания, из них наибольшее количество мышечного типа. У большинства мальчиков I стадия полового развития достигается к 10-12 годам, однако более высокая степень половой зрелости наблюдалась у школьников мышечного и дигестивного типов. В 13-15 лет завершение полового созревания наблюдается у 70% девочек и 50% мальчиков мышечного типа. Только треть подростков этого возраста обоего пола среди представителей других типов имеет IV стадию полового созревания.

При исследовании сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя у представителей дигестивного типа по сравнению с другими типами конституции были обнаружены более высокие значения показателей ЧСС, САД, ДАД (табл. 4). Это свидетельствовало о менее экономичном функционировании их сердечно-сосудистой системы уже в состоянии относительного покоя [13].

У обследуемых дигестивного типа оказалась наиболее значительная ответная реакция на стандартную степэргометрическую нагрузку мощностью 12 кГ/мин*кг (табл. 4, 5), о чем свидетельствуют более высокие величины показателей ЧСС, САД, ДАД, ДП по сравнению со сверстниками других типов телосложения.

Адаптивная реакция аппарата кровообращения к физической нагрузке сопровождалась увеличением МОК. Наиболее значительный прирост МОК и величины кровообращения на единицу физической работоспособности (МОК нагр/ФР170) на нагрузку, по сравнению с покоем, наблюдался в период 13-15 лет, особенно у представителей дигестивного типа. Во всех возрастных группах девочек МОК нагр/ФР170 был выше, чем у мальчиков.

Исследование физической работоспособности (ФР170) и максимального потребления кислорода (МПК) у школьников обоего пола показало (табл. 4, 5), что представители мышечного и дигестивного типов превосходили своих сверстников по абсолютным величинам во все возрастные периоды.

Таблица 3

Распределение обследованных школьников по стадиям полового созревания, %

Пол Возрастные группы Тип конституции Стадии полового созревания

I II III IV

мальчики 10-12 лет Астеноидный 91,3 8,7 - -

Т оракальный 81,9 14,5 3,6 -

Мышечный 68 32 - -

Дигестивный 61,5 30,8 7,7 -

13-15 лет Астеноидный 17,6 26,5 29,4 26,5

Т оракальный - 37,2 31,4 31,4

Мышечный - 35 15 50

Дигестивный - 40 20 40

девочки 7-9 лет Астеноидный 79,3 20,6 - -

Т оракальный 88,5 11,5 - -

Мышечный 100 - - -

Дигестивный 71,4 28,6 - -

10-12 лет Астеноидный 25,8 61,2 6,5 6,5

Т оракальный 36,2 48,5 10,3 5,2

Мышечный 20,7 41,4 34,5 3,4

Дигестивный - 50 50 -

13-15 лет Астеноидный - 17,7 47,1 35,2

Т оракальный - 10 40 50

Мышечный - - 30 70

Дигестивный - - 66,7 33,3

Однако более значительный интерес представляли результаты относительных показателей физической работоспособности (ФР170/кг) и аэробной производительности (МПК/кг), поскольку именно они отражают способность к выполнению нагрузок на выносливость. Как показали исследования, у школьников дигестивного типа во всех возрастных периодах относитель-

ные показатели ФР170/кг, МПК/кг значительно ниже (р<0,05), чем у их сверстников астеноидного, торакального и мышечного типов. В некоторой степени это, очевидно, связано с большей массой тела детей данного типа конституции [7] .

Для получения интегральной характеристики морфофункционального развития обследуемых детей применяли метод морфокинетического синтеза. Из рис. 2А видно, что морфофункциональное развитие мальчиков диге-стивного типа идет интенсивнее по сравнению с другими типами до 12-летнего возраста, затем развитие мальчиков торакального и мышечного типов опережает их. У представителей астеноидного типа морфофункциональное развитие протекает более медленно, чем у мальчиков других типов телосложения. Девочки дигестивного типа (рис. 2Б) по морфофункциональному развитию опережают сверстниц всех исследованных типов конституции.

А

Б

КС, %

КС,%

150 п 100 50 0

-50 --100 -150 -I

150 -| 100 -

1 р 1 >

50 -

—•—Т

—■- М 0 -

а і і -50 -

-100 -

-150 -

Рис. 2. Интегральная характеристика морфофункционального развития детей 7-15 лет разных типов телосложения (А - мальчики, Б - девочки)

Выводы:

1. Выявлено, что во всех возрастных периодах наименьшее количество мальчиков оказалось среди представителей дигестивного типа, а большее количество относилось к торакальному типу. Представители мышечного и астеноидного типов занимали промежуточное положение в этом распределении. Распределение типов конституции среди девочек аналогично, однако в возрастной группе 7-9 лет представителей астеноидного типа больше, по сравнению с другими возрастными периодами.

2. Мальчики и девочки дигестивного типа характеризуются более высокими абсолютными величинами морфофункциональных показателей, но меньшими возможностями кардиореспираторной системы по сравнению со сверстниками других типов.

3. У детей обоего пола мышечного типа половое созревание наступает раньше, чем у представителей других типов конституции.

4. Развитие мальчиков торакального и мышечного типов опережает ребят астеноидного и дигестивного типов, тогда как у девочек дигестивного типа темпы развития выше, чем у сверстниц других типов конституции.

Библиографический список

1. Айзман, Р. И. Здоровье население России: Медико-социальные и психологопедагогические аспекты его формирования. - Новосибирск: СО РАМН, 1996. -27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алиакбарова, З. М. Возрастные особенности физического развития детей // Функциональная морфология. Тез. докладов всесоюз. конференц. - 5-7 июня 1984 г. - Новосибирск. - 72 с.

3. Бунак, В. В. Антропометрия. - М.: Учпедгиз. - 1941. - 182 с.

4. Возрастные особенности физического развития детей // Функциональная морфология. Тез. докладов Всесоюз.конф. - 5-7 июня 1984 г. - Новосибирск. -Новосибирск, 1984 - 72 с.

5. Гайдай, В. Я., Бориско Г. А. Конституциональный тип, физическое и половое развитие здоровья детей и подростков // Охрана здоровья детей и подростков. -Киев, 1982. - № 13 - С. 7-10.

6. Дарская, С. С. Распределение типов конституции у детей разного возраста// Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. - Пермь. 1975. -

С. 200-202.

7. Иваницкая, И. Н. Оценка функциональных возможностей детей и подростков при выполнении физических нагрузок // Педиатрия. - 1975. - № 7.

8. Карпман, В. Л., Белоцерковский, З. Б., Гудков, И. А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.

9. Колесова, Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. - 145 с.

10. Лакин, Г. Ф. Биометрия: Учеб. Пособие для билогич. спец. вузов. - 3-е изд; перераб. и доп. - М.: Высш.школа, 1980. - 293 с.

11. Никитюк, Б. А., Дарская, С. С. (Фингерт) Проблема дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты. Тезисы Всесоюзного симпозиума. Пермь. - 1975. - С. 47-60

12. Пугина, Н. С., Бомаш, Я. Ф. Об использовании метода Старра у детей // Сборник научных работ аспирантов Ленинградского института усовершенствования врачей. Л.; 1963. Вып. 40. - С. 64.

13. Рубанович, В. Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: Дисс. ... докт. мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 406 с.

14. Рубанович, В. Б., Айзман, Р. И. Онтогенез мальчиков в зависимости от типа конституции: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2004. - 196 с.

15. Ставицкая, А. Б; Арон, Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М.; 1959. - 185 с.

16. Стефанов, С. Б. Изменение морфофункционального единства (метод и некоторые результаты). - Пущино: - Научный центр биологических исследований, 1974. - 14 с.

17. Starr, J. Clinical tests of simple method of estimating саг^ас stroke volume from blood pressure and age // Circulation. - 1954. - № 9. - 664 р.

18. Табунов, А. И. Основные методы определения количества жировой ткани в организме ребенка и их значение // Педиатрия. - 1977. - № 10. - 90 с.

19. Чурин, В. Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. 1978. - Т. 4. - № 3. - 394 с.

20. Штефко, В. Г., Островкий, А. Д. Схема клинический диагностики конституциональных типов. - М. - Л.: Госмедиздат. - 1929. - 79 с.

21. Быструшкин, С. К., Афтанас, Л. И., Айзман, Р. И. Влияние умственных и физических нагрузок и динамической релаксации на когнитивные функции детей в норме и при нарушениях интеллекта // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 280 - 291

22. Щербаков, Е. П., Ветренко, С. В. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 291 - 296

23. Ендропов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. -

С. 209 - 214

Примечание. Достоверные различия средних величин по АЫОУА для непараметрических независимых выборок: # - по отношению к астеноидному типу; • - к торакальному; * - к мышечному типу (Р<0,05)

411

Примечание. Достоверные различия средних величин по АЫОУА для непараметрических независимых выборок: # - по отношению к астеноидному типу; • - к торакальному; * - к мышечному типу (Р<0,05)

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНС^вВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

412

Показатели кардио-респираторной системы мальчиков 7-15 лет разных типов конституции

Ж. М. Мукатаева, С. Ж. Даирбаева, А. А. Муханова, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман

413

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.