Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА'

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / национальное самосознание / поликультурное образовательное пространство / сущностные основы / транспортный колледж / учащаяся молодежь / формирование / research / national identity / multicultural educational space / essential foundations / transport college / young students / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю А. Борисенко

Настоящая статья разработана в рамках проводимого педагогического исследования. Актуальность темы обусловлена комплексом факторов: внутренних (грандиозность задач демократического строительства; укрепление дружбы между народами, населяющими Российскую Федерацию; децелерация и аполитичность части молодежи; формирование у молодежи толерантности к другим этносам и религиям); внешних (угрозы и вызовы ХХI века; потребность к защите Отечества от возможных агрессивных действий и военных конфликтов). Задачи исследования: изучить традиционные и современные подходы к проблеме формирования национального самосознания; провести теоретический анализ отечественных научных публикаций по теме исследования и выявить характерные особенности, тенденции, имеющиеся проблемы в данной сфере; разработать сущностные основы формирования национального самосознания учащихся системы среднего профессионального обучения. Цель статьи: довести до широкой научной общественности разработанные автором сущностные основы формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа. Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке и предложении для творческой учебно-воспитательной деятельности сущностных основ организации и проведения целенаправленной деятельности по формированию требуемого уровня национального самосознания учащихся в процессе обучения в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю А. Борисенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS IN FORMING NATIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A TRANSPORT COLLEGE

The paper is developed within the framework of the ongoing pedagogical research. The relevance of the topic is due to a complex of factors: internal (the enormity of the tasks of democratic construction; strengthening friendship between the peoples inhabiting the Russian Federation; deceleration and apolitical part of the youth; the formation of tolerance among young people to other ethnic groups and religions); external (threats and challenges of the XXI century; the need to protect the Motherland from possible aggressive actions and military conflicts). Research objectives are to study traditional and modern approaches to the problem of forming a national identity; to conduct a theoretical analysis of domestic scientific publications on the topic of research and to identify characteristic features, trends, existing problems in this area; to develop the essential foundations of formation of national identity of students of the secondary vocational education system. The task of the article is to bring to the general scientific community the essential foundations of formation of national identity of students in the multicultural educational space of a transport college developed by the author. The scientific novelty and practical significance of the research lie in the development and proposal for creative educational activity of the essential foundations of the organization and conduct of purposeful activities to form the required level of national consciousness of students in the process of studying at college.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА»

УДК 378.01

Borisenko Yu.A., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; teacher, Transport College (Novorossiysk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS IN FORMING NATIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A TRANSPORT COLLEGE. The paper is developed within the framework of the ongoing pedagogical research. The relevance of the topic is due to a complex of factors: internal (the enormity of the tasks of democratic construction; strengthening friendship between the peoples inhabiting the Russian Federation; deceleration and apolitical part of the youth; the formation of tolerance among young people to other ethnic groups and religions); external (threats and challenges of the XXI century; the need to protect the Motherland from possible aggressive actions and military conflicts). Research objectives are to study traditional and modern approaches to the problem of forming a national identity; to conduct a theoretical analysis of domestic scientific publications on the topic of research and to identify characteristic features, trends, existing problems in this area; to develop the essential foundations of formation of national identity of students of the secondary vocational education system. The task of the article is to bring to the general scientific community the essential foundations of formation of national identity of students in the multicultural educational space of a transport college developed by the author. The scientific novelty and practical significance of the research lie in the development and proposal for creative educational activity of the essential foundations of the organization and conduct of purposeful activities to form the required level of national consciousness of students in the process of studying at college.

Key words: research, national identity, multicultural educational space, essential foundations, transport college, young students, formation.

Ю.А. Борисенко, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», преп. Транспортного колледжа,

г. Новороссийск, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА

Настоящая статья разработана в рамках проводимого педагогического исследования. Актуальность темы обусловлена комплексом факторов: внутренних (грандиозность задач демократического строительства; укрепление дружбы между народами, населяющими Российскую Федерацию; децелерация и аполитичность части молодежи; формирование у молодежи толерантности к другим этносам и религиям); внешних (угрозы и вызовы XXI века; потребность к защите Отечества от возможных агрессивных действий и военных конфликтов). Задачи исследования: изучить традиционные и современные подходы к проблеме формирования национального самосознания; провести теоретический анализ отечественных научных публикаций по теме исследования и выявить характерные особенности, тенденции, имеющиеся проблемы в данной сфере; разработать сущностные основы формирования национального самосознания учащихся системы среднего профессионального обучения. Цель статьи: довести до широкой научной общественности разработанные автором сущностные основы формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа. Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке и предложении для творческой учебно-воспитательной деятельности сущностных основ организации и проведения целенаправленной деятельности по формированию требуемого уровня национального самосознания учащихся в процессе обучения в колледже.

Ключевые слова: исследование, национальное самосознание, поликультурное образовательное пространство, сущностные основы, транспортный колледж, учащаяся молодежь, формирование.

Актуальность рассматриваемой темы напрямую связана с внутренней обстановкой в нашей стране. Реализация всего комплекса задач строительства в Российской Федерации демократического государства невозможно без активного участия в этом всех российских граждан, всего многонационального российского народа, в том числе учащихся средних профессиональных заведений. Особая роль в проводимых преобразованиях отведена современной учащейся молодежи, продолжателей дела поколения реформаторов, основателей свободной России. Ныне значительная часть студентов и курсантов активно готовятся к будущей профессиональной деятельности, участвуют в общественной работе, патриотической и волонтерской деятельности.

Вместе с тем для современной молодежной среды характерно наличие ряда проблем. На первый план среди них выходит проблема децелерации и аполитичности части молодежи. Так, часть юношества уклоняется от участия в общественно-политической жизни страны, не ходит на выборы, сторонится волонтерской работы, изыскивает пути избегания призыва на воинскую службу. Такие юноши и девушки не желают учиться, ведут аморальный образ жизни, стремятся к праздности, потребительству, тунеядству. В последние годы наблюдается рост националистических настроений среди молодежи, проявление неуважения к старшим поколениям, а также к представителям других народов и народностей, вероисповедания. Тревогу вызывают факты преклонения молодых людей перед западным образом жизни, западными ценностями, игнорирования всего российского, высказывания желания переехать на постоянное место жительства в США или Европу

Формирование высокого уровня национального самосознания российской молодежи связано с потребностью сохранения целостности российского государства, его единого духовного и культурного пространства.

На актуальность данной темы также указывают угрозы и вызовы XXI века. Современная геостратегическая и международная обстановка свидетельствует о наличии множества противоречий и напряженных отношениях между Российской Федерацией и странами блока НАТО. Сложившиеся военно-политические реалии свидетельствует о потребности принятия руководством государства должных эффективных и своевременных мер по защите Отечества от возможных агрессивных действий недружественных нам стран, возможного развязывания ими военного конфликта или войны.

Поэтому воспитанию учащейся молодежи уделяется серьезное внимание. Ключевое направление - это укрепление в сознании молодых людей националь-

ной идеи, национального самосознания, осознание каждым юношей и девушкой себя неотъемлемой частью российского народа.

От сознательности, патриотичности, активности и целеустремленности будущих молодых специалистов, их делового вклада в укреплении экономической и оборонной мощи страны зависит результативность выведения молодой демократической России на лидирующие позиции в мире, а также качество и уровень жизни россиян.

Настоящее исследование проводится в интересах разработки сущностных основ формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа. Наличие данных основ позволит на научной основе организовать воспитательную работу с курсантами по повышению их уровня национального самосознания. Достижение данной цели станет возможным только при решении следующих задач:

- формирование определения термина «национальное самосознание учащихся колледжа»;

- проведение теоретического анализа научных работ по теме исследования;

- изучение опыта проведения исследований в сфере формирования национального самосознания учащихся;

- уточнение компонентного состава сущностных основ формирования национального самосознания учащихся.

Отечественные профессиональные учебные заведения готовят каждого учащегося как компетентного специалиста, способного с первых дней профессиональной деятельности качественно выполнять служебные обязанности, занимать активную гражданскую позицию, включающую патриотизм, гражданственность, высокий уровень национального самосознания, готовность к защите Отечества. Наличие у каждого учащегося высокого уровня национального самосознания выступает в качестве базиса гражданственности, патриотичности, ответственности, деловитости и активности личности в профессиональной деятельности и жизни в социуме.

Изучение научной литературы и практики учебно-воспитательной деятельности показывает, что такая работа в транспортном колледже должна быть организована, спланирована и проведена на базе разработанных сущностных основ формирования национального самосознания учащихся.

Сущностные основы формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа

Согласно взглядам И.И. Макашиной [1], С.Н. Томилиной [2] и других ученых, сущностные основы представляют собой определенный научный базис проводимого исследования, опора на который позволяет исследователю придерживаться верным, надежным научным ориентирам и достигнуть качественного результата в своей работе. В отечественной науке встречаются более 100 определений, раскрывающих сущность феномена «национальное самосознание».

К примеру, В.В. Ивановский (1908) трактует данный феномен как «сознательный патриотизм», приобщение личности «к своей нации»; Н.А. Левитская (2008) видит данное явление как «ценностное образование» личности, составляющее сердцевину самосознания; В.Е. Кассихина (2011) позиционирует национальное самосознание как уникальную духовную и культурную ценность, включающую осознание своей принадлежности к определенной этнокультурной общности.

Как видим, все авторы относятся к исследуемому феномену как к ценностному образованию, выражающему представление субъекта о своей национальной принадлежности, своей этничности, а также реальную готовность следовать национальным традициям, достойно служить своему народу.

В проводимом исследовании под термином «национальное самосознание» учащегося транспортного колледжа понимается сложное динамическое образование, содержащее «представление личности о своей национальной принадлежности; устоявшийся взгляд на историческое прошлое Отечества и российского народа, своей нации, современность и будущее России, степень овладения родным языком, культурой, традициями и обычаями народа, уяснение и бережное отношение к национальным интересам, ценностям и ценностным ориентациям, воспитание толерантного отношения к другим этносам и конфессиям» [3].

Стержневыми структурными компонентами сущностных основ являются:

1. Цель. В педагогической науки термин «цель» видится как определенный результат деятельности личности и конкретные пути его достижения [4]. Н.М. Бо-рытко утверждает, что цель служит исходным элементом будущей деятельности [5]. По мнению А.Н. Томилина [6], М.Ю. Вовк [7], наличие цели активизирует и мотивирует деятельность исследователя, предопределяет направленность действий, способствует поиску эффективных путей и средств её достижения, организации конструктивного управления процессом учебно-воспитательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что целью проводимого исследования является формирование высокого уровня национального самосознания учащихся в процессе обучения в транспортном коллеже.

2. Задачи (выступают в качестве составных элементов, логических шагов достижения поставленной цели). Ориентируясь на установленную цель исследования, определяем следующие задачи для её результативного достижения:

- ознакомление учащихся колледжа с феноменом «национальное самосознание», его сущностью, назначением, структурой, функциями;

- оказание помощи учащимся в уяснении и ясном понимании своей сущности, своей принадлежности к российской общности и ее положения в системе общественных отношений;

- погружение учащихся в мир отечественных ценностей и традиций и их освоение;

- формирование у учащихся гордости за национальную культуру, родной язык и историю своего Отечества, его победы и достижения;

- привитие учащимся национального мировоззрения, чувства интернационализма, дружбы между народами, уважения к истории, традициям, языку, культуре и религии иных этносов;

- формирование у каждого курсанта активной гражданско-патриотиче-ской позиции, проявляемой в учебе, повседневной жизнедеятельности, поведении, будущей профессии;

- воспитание потребности активно участвовать в общественно-политической жизни коллектива группы, учебного заведения, социума, народа и государства;

- выработка у каждого курсанта желания и готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, защите ее интересов и рубежей.

3. Принципы (понимаются как исходные руководящие научные положения, конкретизирующие требования к организации и проведению данного исследования). Выбранные принципы для проводимого исследования сведены в табл. 1.

Таблица 1

Принципы формирования национального самосознания учащихся колледжа

№ п/п Принцип Краткое содержание требований принципа

1. Научность - призывает учитывать лучшие достижения отечественной и зарубежной науки

2. Системность - указывает, что каждый объект обладает признаками системы

3. Целостность - требует обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов проводимого педагогического процесса

4. Патриотическая направленность - призывает к ориентации на федеральную нормативно-правовую базу, относящуюся к патриотической деятельности, отечественные патриотические ценности

5. Культуросообраз-ность - взывает к взвешенному использованию возможностей поликультурной и информационно-образовательной сред учебного заведения

6. Демократизация - означает непременное предоставление участникам педагогического процесса независимости, творческой свободы действий в интересах саморазвития, самосовершенствования, конструктивного самообучения и самовоспитания личности

7. Целесообразности - направляет на логичность и серьезность отбора содержания, методов, средств и форм учебно-воспитательной деятельности

8. Объективности - подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования, которые дополняют или корректируют друг друга

4. Направления воспитательной деятельности с курсантами колледжа по формированию национального самосознания. Таковыми являются:

- гражданское воспитание (предназначено для вырабатывания у курсантов колледжа гражданской позиции и гражданственности как интегративного качества личности, включающего следующие составляющие: лояльность и уважение к российской государственной власти, гражданскому обществу, нормам общественной морали и нравственности, соотечественникам, наличие чувства собственного достоинства, проявление культуры межнационального общения и толерантного отношения к представителям других народов, этносов и вероисповеданий);

- правовое воспитание (устремлено на формирование у каждого учащегося четкой правовой позиции, высокого уровня правовой культуры, законопослушности, знания, уважения и строгого соблюдения федеральных законов, уяснение своих конституционных прав, свобод и персональной ответственности, привитие дисциплинированности, исполнительности и примерности поведения в быту, в коллективе, в общественных местах);

- патриотическое воспитание (предполагает формирование личности как подлинного патриота Отечества, любящего свою Родину, свой народ, язык, культуры, другие патриотические ценности, дорожащего российскими традициями и российским образом жизни, проявление которого происходит в процессе успешной учебы, воспитании себя как профессионала и надежного защитника Российской Федерации);

- национально-патриотическое воспитание (ориентирует на формирование любви к малой и большой Родине, своему народу, его истории, языку, культуре, традициям, обрядам и обычаям, гордости за его легендарное прошлое, одержанные победы, созидательное настоящее, прекрасное демократическое будущее);

- военно-патриотическое воспитание (сконцентрировано на изучении богатой героической истории отечественных Вооруженных Сил Российской Федерации, уважении к современным военнослужащим и ветеранам воинской службы, качественной подготовке курсантов колледжа к службе в армии и на флоте, формировании у них высокого уровня готовности и способности к вооруженной защите Отечества);

- героико-патриотическое воспитание (сосредоточено на овладении воспитанниками знаний о героической истории Отечества и народа, великих победах доблестных Вооруженных Сил Российской Федерации, ознакомлении с воинскими подвигами и актами самопожертвования героями в бою, формировании уважения и почитания воинов - победителей в Великой Отечественной войне, современных участников боевых действий по защите интересов Отечества).

Проведение в жизнь положений вышеприведенных направлений требует:

- систематизированной и целенаправленной учебно-воспитательной деятельности по формированию национального самосознания учащихся колледжа;

- планового и согласованного взаимодействия со всеми заинтересованными структурами (государственные администрации, ветеранские структуры, общественные организации патриотической направленности, религиозные конфессии) в организации и проведении воспитательной деятельности с учащимися колледжа;

- исключения скатывания на позиции национализма, шовинизма;

- формирования способности и умения аналитически, логически и критически мыслить при работе с многообразными источниками в Интернете и социальных сетях, содержащими различные материалы и информацию по вопросам

истории и культуры Отечества, национальным проблемам, что позволит исключить использование различных фейков и фальсификатов;

- привития учащимся колледжа активной гражданско-патриотической позиции и ответственного подхода к учебе, к формированию национального мировоззрения, национального сознания, любви и уважения к родной культуре, языку, отечественным ценностям;

- воспитания потребности и готовности к выполнению конституционного долга - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Совокупность данных направлений позволяет каждому курсанту колледжа самоопределиться, понять, кто он, каково его место, роль и значение в судьбе своего народа и государства, укрепить любовь к Отечеству и верность ему, сформировать чувство гордости за то, что он россиянин, выработать уважение к истории, русскому языку, культуре России и российскому народу, толерантное отношение к представителям других национальностей, входящих в состав нашей страны, а также стремление стать достойным продолжателем дела старших поколений по укреплению экономической мощи государства и его защите от внешних врагов.

5. Содержание деятельности по формированию национального самосознания учащихся колледжа включает:

- конструктивную направленность учебной и воспитательной деятельности в колледже на формирование национального самосознания учащихся в период обучения;

- выработка в колледже целостного и единого подхода к формированию национального самосознания учащихся колледжа;

- установление потенциала гуманитарных дисциплин в формировании национального самосознания и его творческое применение;

- применение ресурсов поликультурного образовательного пространства колледжа, включающего следующие компоненты: социальный, культурный, субъектный, информационный, профессиональный, коммуникации и взаимодействия;

- совершенствование научной, педагогической и методической подготовки преподавателей колледжа в сфере формирования национального самосознания курсантов;

- использование ресурсов внеаудиторной и воспитательной деятельности;

- вовлечение курсантов в проектную деятельность, направленную на развитие творческих способностей и овладение более основательными знаниями по теме национального самосознания;

- разработка авторской целевой программы;

- педагогическое обеспечение процесса формирования национального самосознания курсантов включает выбор совокупности методик и тестов, проведение первичной педагогической диагностики; изучение тематики специально разработанной целевой программы; мониторинг процесса овладения курсантами новыми знаниями; итоговое тестирование; контроль и оценка достигнутых результатов; корректуру планов и программы формирования национального самосознания;

- погружение учащихся в сферу национальных и патриотических ценностей, их уяснение, овладение и присвоение;

- систематическое участие учащихся колледжа в волонтерской работе патриотической направленности;

- использование возможностей самовоспитания;

- применение возможностей краеведческих музеев.

6. Механизм реализации разработанных сущностных основ (представляет собой уникальный комплекс требований, норм, форм, методов, способов и ресурсов учебно-воспитательной работы). Применительно к проводимому исследованию он содержит:

- организаторскую деятельность (осуществляется руководством колледжа и исследователем);

Библиографический список

- плановую и конкретизированную учебно-воспитательную работу (проводится преподавателями колледжа в конкретных учебных группах - экспериментальных и контрольных);

- ресурсы колледжа (кадровые, материальные, информационные и др.);

- волонтерская деятельность (участвуют воспитатели, командиры курсантских рот, курсанты колледжа);

- стимулирование участников педагогического эксперимента (организуется исследователем по согласованию с руководящим составом колледжа и командирами курсантских рот).

7. Результат (понимается как последствие, плод, итог проведенной учебно-воспитательной деятельности). Плановая, систематизированная и целенаправленная учебно-воспитательная деятельность по формированию национального самосознания учащихся колледжа позволяет получить следующий результат - курсанта с высоким уровнем национального самосознания, активной и устойчивой гражданской позицией.

Научная новизна настоящих сущностных основ заключается в том,

что:

- предложена новая научная идея - формирование национального самосознания у курсантов транспортного колледжа;

- определена сущность термина «национальное самосознание учащегося транспортного колледжа», основу которого составляют отечественные культурные и этнокультурные ценности, сложившаяся система традиций, проявляемые в деятельности, поведении, учебе;

- разработаны научные положения формирования национального самосознания у курсантов транспортного колледжа как базис организации и проведения учебно-воспитательной работы по повышению уровня национального самосознания учащихся в период обучения в колледже.

Теоретическая значимость состоит в том, что данные основы содержат новые знания о:

- построении педагогического процесса по формированию национального самосознания учащихся колледжа;

- принципах организации учебно-воспитательной деятельности по формированию национального самосознания учащихся колледжа;

- приоритетности отечественных ценностей при проведении учебно-воспитательной деятельности.

Практическая значимость предлагаемых основ состоит в том, что они:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- могут быть использованы в практике обучения и воспитания учащихся транспортного колледжа, а также учебных заведений системы СПО;

- служат делу воспитания патриотов, подлинных граждан и настоящих профессионалов России.

Сегодня перед учебными заведениями системы СПО среди важнейших задач воспитательной работы стоит приоритетная задача по формированию у учащихся высокого уровня национального самосознания. Такая деятельность не может проводиться на интуитивном уровне, а строго на научной основе. Предпринятые автором усилия позволили разработать сущностные основы формирования национального самосознания у учащихся колледжа. Намеченная цель исследования и вытекающие из нее задачи достигнуты полностью.

Настоящие сущностные основы разработаны в качестве концептуальной базы подготовки, планирования и проведения качественного и результативного педагогического исследования по формированию национального самосознания учащихся колледжа. Предложенные сущностные основы могут быть использованы преподавателями и организаторами воспитательной работы средних профессиональных учебных заведений для налаживания и проведения целенаправленной учебно-воспитательной работы.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в проведении формирующего эксперимента по развитию у курсантов транспортного колледжа высокого уровня национального самосознания.

1. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2011.

2. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.

3. Борисенко Ю.А. Моделирование процесса формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 10 - 12.

4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.

5. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.

6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

7. Вовк М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2021.

References

1. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprofil'noj podgotovki menedzherov dlya morskogo torgovogo flota: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F. F. Ushakova, 2011.

2. Tomilina S.N. Teoriya ipraktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.

3. Borisenko Yu.A. Modelirovanie processa formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya uchaschihsya v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve transportnogo kolledzha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 10 - 12.

4. Novikov A.M. Pedagogika: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.

5. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'nojdeyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.

6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

7. Vovk M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo vuza na tradiciyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2021.

Статья поступила в редакцию 12.01.22

УДК 908 (476)

Gaidarenko V.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Faculty of International

Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATION AS PART OF METHODOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES. Today, study of foreign languages is becoming extremely relevant in professional training and personal development of specialists, which is one of the important conditions for Russia to get integrated into the world community. Despite the modern integration and globalization processes that are taking place in society as a whole and in education in particular, there is a need to revise the state standards for the training of specialists in philological specialties in order to provide increased importance and priority for the formation of innovative, linguistic and educational competencies. The urgent need of modern society for highly qualified specialists capable of carrying out foreign language communication encourages scientists to actively search for and implement effective technological innovations in educational practice that would take into account the specifics of the subject "Foreign Language" and contribute to improving the level of language and speech training of students of philological specialties. The technological approach in higher education practice means a decisive transition in pedagogical science from the widespread substitution of scientific research with scientific demagogy to the search for truly fundamental and applied pedagogical knowledge that can become a direct productive force in improving educational practice.

Key words: foreign languages, teaching, structure, development, pedagogy.

В.А. Гайдаренко, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ЧАСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Сегодня чрезвычайную актуальность в профессиональной подготовке и личностном развитии специалистов приобретает изучение иностранных языков, что является одним из важных условий интеграции России в мировое сообщество. Несмотря на современные интеграционные и глобализационные процессы, которые происходят в обществе в целом и в образовании в частности, возникает необходимость пересмотра государственных стандартов подготовки специалистов филологических специальностей с целью усиления значения и приоритетности формирования инновационной, языковой и учебной компетенций. Насущная потребность современного общества в высококвалифицированных специалистах, способных к осуществлению иноязычной коммуникации, стимулирует ученых к активному поиску и внедрению в учебную практику эффективных технологических инноваций, которые учитывали бы специфику предмета «Иностранный язык» и способствовали совершенствованию уровня языковой и речевой подготовки студентов филологических специальностей. Технологический подход в практике высшей школы означает решительный переход в педагогической науке от широко распространенной подмены научного исследования наукообразной демагогией к поиску действительно фундаментального и прикладного педагогического знания, которое способно стать непосредственной производственной силой в совершенствовании учебной практики.

Ключевые слова: иностранные языки, преподавание, структура, развитие, педагогика.

Актуальность исследования заключается в обращении внимания на значение использования педагогических технологий в образовании, которые должны обеспечивать личностное и профессиональное развитие и саморазвитие личности, ее профессиональную и социальную мобильность, конкурентоспособность на рынке труда, адаптационную гибкость. Поэтому выбор технологических инноваций должен осуществляться согласно дидактическим принципам обучения (научность, связь обучения с жизнью, активность, наглядность, коммуникативный подход к обучению и тому подобное).

Процесс обучения иностранным языкам имеет свою специфику по подбору технологий обучения. Так, профессор Мичиганского университета Д. Брофи предлагает следующие критерии их отбора: организация видов учебной деятельности студентов с учетом их интересов. Автор отдает предпочтение таким видам учебной деятельности, которые воспринимаются студентами с интересом и приносят им удовольствие: организация межкультурного взаимодействия и дискурса; преобладание творческих задач; ориентация на развитие критического мышления студентов, формирование навыков творческого решения проблем, самостоятельного принятия решений; сосредоточенность на главных идеях, а не на эпизодических деталях или интересных, но всем известных фактах; ориентация на повышение мотивации студентов в соответствии с целью обучения; организация видов учебной деятельности с учетом реальных ситуаций и связь с текущими событиями [1].

Сейчас процесс овладения иностранным языком в современных учреждениях высшего образования обусловливает системный анализ речевой деятельности с учетом лингводидактических принципов [2].

Анализируя специфику предмета «Иностранный язык», ученые подчеркивают, что для эффективного овладения студентами иноязычной речью недостаточно иметь только сформированные лексические и грамматические умения и навыки, осознавать правила их сочетания и определять семантические и синтаксические структуры предложения. Бесспорно, что обладание таким комплексом знаний и умений приводит к качественному и количественному обогащению иноязычной речи. Мы придерживаемся мнения, что особое внимание необходимо обратить на отработку неразрывно сочетанных умений по построению и формулированию предложений на иностранном языке, поскольку иностранный язык в

первую очередь выступает содержанием общения. Для эффективного обучения иностранному языку необходимо учитывать то, что студенты должны понимать внутренние законы иноязычной реальности, смысловой мир иностранного языка. Именно поэтому важно согласование употребления языковых единиц с их внутренним содержанием.

Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы помочь студентам - будущим филологам расширить индивидуальное сознание новой информации о мире, которая воспроизводится на иностранном языке, сохранить интерес к процессу овладения иностранным языком, чтобы обучающийся мог самостоятельно продолжать его изучение, учитывая внутренние законы функционирования иностранного языка.

Использование только традиционных методов обучения в процессе изучения иностранного языка не может обеспечить высоких показателей сформиро-ванности языковой компетентности будущих учителей-филологов, поскольку в результате такой организации учебно-познавательной деятельности студентов не прослеживается реализация принципа связи обучения с жизнью и, соответственно, исследуемого предмета с будущей профессионально-педагогической деятельностью. В процессе исследования выяснено, что одной из эффективных технологических инноваций, которая способствует развитию креативного мышления будущих учителей-филологов, является моделирование ситуаций, или технология ситуационного обучения. Обеспечивая имитацию элементов будущей профессионально-педагогической деятельности, ее характерных и существенных особенностей, указанная технология обучения имеет широкие дидактические возможности для формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию инновационных технологий обучения. Реализация технологии ситуационного обучения на занятиях иностранного языка способствует формированию навыков иноязычного педагогического дискурса, развивает привычку к самоконтролю, на основе реальных ситуаций общения готовит студентов к будущей профессиональной деятельности и жизни в социуме, интенсифицирует занятия по иностранному языку, делая их более живыми, интересными, содержательными, обеспечивает субъект-субъектный характер педагогических отношений, который заключается в готовности принимать аргументы собеседника, взаимодействовать с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.