Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА'

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ / УЧАЩИЙСЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисенко Юлия Александровна

Ключевой задачей современного образования является воспитание учащейся молодежи, её формирование как компетентных профессионалов, граждан Отечества с устойчивой гражданско-патриотической позицией, дорожащих национальными ценностями, готовых и способных защищать интересы и границы Отечества. В современных условиях формирование у учащихся средних профессиональных учебных заведений национального самосознания предполагает привитие им ценностных ориентаций патриотической направленности. В данной статье автором на основе подходов отечественных ученых и проведенного научного исследования предпринята попытка определить перечень национальных ценностей учащейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борисенко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF COLLEGE STUDENT’S NATIONAL VALUES TRENDS

The key task of modern education is the education of student youth, their formation as competent professionals, citizens of the Fatherland with a stable civil patriotic position, who appreciate national values, are ready and able to protect the interests and borders of their Fatherland. In modern conditions, the formation of national self-consciousness among students of secondary vocational educational institutions involves arming them with a system of national values and patriotic value orientations. In this article the author, based on the approaches of domestic scientists and the conducted scientific research, has made a creative attempt to determine the list of national values of student youth.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА»

УДК 37.013

Ю. А. Борисенко

(г. Новороссийск)

исследование направленности национальных ценностей учащихся колледжа

research of college student's national values trends

Ключевой задачей современного образования является воспитание учащейся молодежи, её формирование как компетентных профессионалов, граждан Отечества с устойчивой граждан-ско-патриотической позицией, дорожащих национальными ценностями, готовых и способных защищать интересы и границы Отечества. В современных условиях формирование у учащихся средних профессиональных учебных заведений национального самосознания предполагает привитие им ценностных ориентаций патриотической направленности. В данной статье автором на основе подходов отечественных ученых и проведенного научного исследования предпринята попытка определить перечень национальных ценностей учащейся молодёжи. Ключевые слова: воспитание, классификация, личность, национальные ценности, транспортный колледж, учащийся, ценности, ценностные ориентации, формирование.

The key task of modern education is the education of student youth, their formation as competent professionals, citizens of the Fatherland with a stable civil patriotic position, who appreciate national values, are ready and able to protect the interests and borders of their Fatherland. In modern conditions, the formation of national self-consciousness among students of secondary vocational educational institutions involves arming them with a system of national values and patriotic value orientations. In this article the author, based on the approaches of domestic scientists and the conducted scientific research, has made a creative attempt to determine the list of national values of student youth. Key words: еducation, classification, personality, national values, transport college, student, values, value orientations, formation.

Актуальность данной статьи обусловлена накопившимися проблемами в сфере воспитания современной молодежи, отсутствием целенаправленной системы формирования у неё национального самосознания, формализмом и упрощенчеством в патриотическом воспитании. Особую остроту данной теме придает проблема навязывания нашим молодым гражданам либеральной идеологией и некоторыми СМИ западных ценностей, призыв отказаться, предать забвению наши отечественные, веками сложившиеся национальные ценности. Такая деструктивная деятельность, проводимая уже более 30 лет, привела к формированию у части российской молодежи отчуждённости от наших традиционных национальных

ценностей [15], исторического и культурного наследия России.

Актуальность темы значима и в связи с активизацией в последние три десятилетия религиозного экстремизма и этнического сепаратизма [21].

Проведенные социологические и педагогические исследования показывают, что для современной российской молодежи характерны:

- некоторое падение уровня патриотизма и социальной зрелости;

- развлекательно-рекреативная направленность жизненных ценностей;

- вестернизация культурных потребностей и интересов, постепенная замена национальных культурных ценностей запад-

ными эталонами и примерами поведения и жизнедеятельности;

- приоритет потребительства над конструктивностью, творчеством, созидатель-ностью;

- недостаточность индивидуализиро-ванности, явная слабость избирательности культуры, обусловленные диктатом групповых стереотипов;

- слабая устойчивость национальных ценностей;

- отсутствие этнокультурной самоидентификации [4, 6, 7].

Значимость национальных ценностей велика. Они выработались и развивались в процессе образования, становления и развития нашего государства и российского общества. На основе этих ценностей воспитывались десятки поколений россиян. Их реализация веками позволяла нашему полинациональному народу уверенно идти вперед к новым свершениям.

За многие века национальные ценности доказали свою востребованность, жизнеспособность, конструктивность и эффективность.

Документы Российской Федерации, образующие нормативно-правовую базу патриотического воспитания и формирования национального самосознания, требуют возродить исконно российские ценности, которые консолидируют гражданское общество, создают базис государственности, ориентируют личность на конструктивную жизнедеятельность, экономическое и общественное процветание, укрепление безопасности Отечества и народа [11, 17].

Актуальность темы статьи детерминирована потребностью современного осмысления сферы национальных ценностей учащейся молодежи, необходимостью разработки целостного подхода к их формированию и закреплению.

Цель статьи - на основе взглядов отечественных ученых, авторского исследования обосновать и определить перечень национальных ценностей современного учащегося транспортного колледжа, доказать их значимость для воспитания современного поколения молодых россиян.

По мнению большинства авторов [2, 4, 5, 19, и др.], современная молодежь, особенно учащиеся средних профессиональных учебных заведений, нуждается в целенаправленной и систематизированной педагогической поддержки в деле духовно-нравственного становления и развития, овладения национальными ценностями, формирования национального самосознания и граж-данско-патриотической позиции, взвешенного и ответственного выбора жизненного пути. И в этом ключевую роль должны сыграть профессиональные учебные заведения, обладающие существенными кадровыми, материальными, техническими, информационными ресурсами. Организованный должным образом учебно-воспитательный процесс в учебном заведении СПО позволит ознакомить учащихся с отечественным духовным наследием, миром национальных ценностей, отечественной историей, культурой и традициями. Это даст возможность заинтересовать и приобщить учащихся к российским национальным ценностям, погрузить их в атмосферу отечественных ценностей, что ускорит развитие у юношей и девушек гражданско-патриотического мировоззрения, аналитико-критического мышления, сформирует искреннюю любовь и уважение к своему Отечеству, укрепит патриотические убеждения и сознание, другие важные личностные качества.

Понятие «ценность» в науке известно и применяется давно, но определенные научные очертания стало приобретать с середины ХХ века. В философии ценность понимается как уникальный феномен, подчеркивающий человеческие, социальные и культурные аспекты значения установленных объектов и явлений [1]. По мнению М. Рокича [13], сущность понятия «ценность» проявляется как специфическая «разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной». Им выделены две группы ценностей: терминальные и инструментальные.

По мнению филологов, слово «ценность» указывает на важность, значимость предметов и явлений [14]. Термин «ценность» является одним из важнейших и для таких

наук, как аксиология, социология, политология, педагогика и другие.

В педагогике данное понятие стало применяться относительно недавно. К ценностям относятся «материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты», обладающие социальной значимостью для личности, группы и общества в целом [10].

В классификациях ценностей распространено их разделение на духовные и материальные [1]. Характерные особенности ценностей: это определенные эталоны, идеалы для всех членов социума; одобрены и поддерживаются большинством граждан; выработаны культурой людей; первоначально формируются в семье; не подвергаются сомнению; это продукт общественного сознания; представляют собой определенные социальные и нравственные нормы; усваиваются индивидами в процессе социализации; узловая составляющая жизнедеятельности социума и личности [1, 3, 15, 21].

Следовательно, ценности служат на пользу личности, социальной группы, нации, народу. Существенный интерес представляют базовые национальные ценности.

Основные национальные ценности, являющиеся базисом нашей государственности, содержатся в Конституции Российской Федерации. К ним относятся [11]:

- утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

- равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

- суверенная государственность и незыблемость демократической основы;

- благополучие и процветание Отечества;

- ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;

- осознание себя частью мирового сообщества.

В новых исторических условиях доминирующее положение занимает следующий комплекс ценностей: безопасность, свобода, семья, благосостояние, государственность,

достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость. Согласно позиции Президента РФ В. В. Путина именно эти национальные ценности должны «стать жизненным ориентиром россиян, их современным мировоззрением» [16].

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и В. А. Тиш-ков [6] выделяют в базовых национальных ценностях следующие характерные особенности:

а) действительное и действенное проявление моральных ценностей, нравственных установок, относящихся к традициям российского народа;

б) их непременная передача от поколения к поколению;

в) направленность на сплочение народа;

г) содействие экономическому развитию страны и улучшению благосостояния людей.

Особую важность для граждан имеют именно национальные ценности.

Совокупность базовых национальных ценностей содержит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Концепция акцентирует внимание на том, что современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России [6].

О. Е. Зубов [8] - сторонник следующего состава национальных ценностей: российская культура, патриотизм, язык, нравственно-гуманистические традиции народов России, право на жизнь, труд, свободу, уважение достоинства, толерантность. В. В. Воронов [5] выделяет следующие ценности у современной молодежи: патриотизм, общность интересов, совместная ответственность за судьбы Отечества и народа, справедливость,

национальная культура, государство, родина, индивид, свобода, смысл жизни, образование. С. Н. Томилина приводит следующие ценности учащийся молодежи: патриотизм, история народа, культура, традиции, язык, социальная справедливость, менталитет, природа родного края, толерантность, миролюбие, православие.

Китайский ученый Чэ Тунбо, относит к традиционным российским (национальным) ценностям следующие: «патриотизм, коллективизм, семья и семейные ценности, милосердие и гуманизм, традиционные российские религии» [20].

Анализ трудов ученых [4-7, 15, 19, 21] позволяет выявить основные особенности национальных ценностей: складываются в процессе исторического становления и развития государства и народа; выполняют роль меры развития самой нации; формируют духовный мир личности; содержат фундаментальные духовно-нравственные и этические представления и нормы; выражают своеобразие, самобытность, соборность, особенности характера, менталитета, традиции, обычаи, уклад жизни российского народа; проявляют совокупность значимых, величественных потребностей полинационального народа Российской Федерации; обращены в будущее, т.к. являются конструктивно-созидательными; служат ориентиром для постижения культурного кода российского социума.

Основными свойствами национальных ценностей являются:

- устойчивость (постоянны, неизменны);

- унаследованность (достаются от предшествующих поколений);

- транслируемость (передаются от старших поколений к молодым поколениям);

- обладание вневременным характером (не ограничены временным интервалом, периодом, вечны, бесконечны, бессрочны);

- мироохранительность (имеют мирную направленность, мироориентированность, предусматривают обеспечение безопасности нации и личности) [7].

В ходе эксперимента нами проведено педагогическое исследование, имеющее целью определить наиболее характерные ценности, свойственные учащейся молодёжи. В

исследовании участвовали 56 юношей и девушек - курсанты второго курса Транспортного колледжа. Возраст респондентов 17-18 лет. Все опрошенные - граждане Российской Федерации, жители Краснодарского края. Национальный состав участников эксперимента - разнородный (русские - 91%, армяне - 5%, украинцы - 2%, греки - 1%, татары - 1%).

Исследование было посвящено определению перечня национальных ценностей учащейся молодежи.

В экспериментальной работе было проведено ранжирование национальных ценностей. Каждому участнику эксперимента был предложен сформированный перечень национальных ценностей, который следовало самостоятельно проранжировать на основе личностного приоритета.

Ранжирование позволило установить личностное отношение учащихся к национальным ценностям и их предпочтение (таблица 1).

Анализ полученных результатов позволяет разделить их по степени важности на три группы. Первая группа показывает, что учащиеся Транспортного колледжа относят к важнейшим следующие 13 национальных ценностей: Родина, семья, справедливость, патриотизм, история народа, личное достоинство, труд и творчество, национальный язык, национальная культура и её достижения, природа, письменность, честь, социальную справедливость; традиционные российские религии. Эти ценности у них сформировались на основе целенаправленного воспитания в семье, в общеобразовательной школе и в период обучения в колледже. Они свидетельствуют о любви и верности юношей и девушек к России, своему народу, гордости за прошлое, настоящее и будущее страны, её культуру, историю, традиции, язык, религии. Они желают жить только в своей стране и готовы добросовестно трудиться и вносить существенный вклад в развитие Отечества и торжество социальной справедливости.

Существенными для молодых людей являются также такие национальные ценности, как совесть, гражданственность (долг, гуманизм, ответственность), вера в добро,

Таблица 1.

Ранжирование национальных ценностей учащейся молодежи

№ п/п Национальная ценность Ранг

1 вера в добро 16

2 воля 24

3 гражданственность (долг, гуманизм, ответственность) 15

4 искусство и литература 17

5 история народа 5

6 личное достоинство 6

7 наука 23

8 национальный язык 7

9 национальная культура и её достижения 8

10 национальный менталитет 21

11 национальные интересы 18

12 общественная активность 22

13 патриотизм 4

14 письменность 10

11 природа 9

15 Родина 1

16 семья 2

17 справедливость 3

18 выполнение конституционного долга 19

19 совесть 14

20 социальная солидарность 12

21 толерантность 25

22 традиционные российские религии 13

23 труд и творчество 7

24 человечество 26

25 человеколюбие 20

26 честь 11

искусство и литература, национальные интересы, выполнение конституционного долга, человеколюбие. Эта группа национальных ценностей говорит о том, что молодые люди формируются как цельные и достаточно целеустремленные личности, знающие и понимающие свое место в своей стране, своем народе, стремящиеся принести пользу своему народу. Они миролюбивы и открыты, но готовы к защите Отечества и его интересов от действий недругов и агрессоров.

Менее значимыми оказались национальный менталитет, общественная активность, воля, наука, толерантность, человечество.

Как показали проведенные индивидуальные беседы, большая часть молодых людей (52%) не совсем представляют себе смысл каждой из этих ценностей и их роль для народа, что стало причиной того, что они их отнесли к последним рангам.

В то же время полученная информация говорит о том, что у молодежи наблюдается снижение общественной активности, должного интереса к учебе, продолжению образования и научной работе. У части респондентов смена социальных условий ведет к увеличению апатии, проявлению безволия, слабохарактерности, проявлению элементов национализма, росту неприязни и

агрессивности к мигрантам и представителям иных наций и религиозных конфессий.

Эти обстоятельства следует учитывать при планировании и проведении учебно-воспитательной работы, формировании национального самосознания у учащихся.

Данные сведения позволяют достоверно определить направления педагогического воздействия и педагогической помощи учащимся в становлении сферы национальных ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Абушенко В. Л. Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. А. А.Грицанов]. -Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. - 877 с.

2. Алижонова М. Р. Представления и отношение студенческой молодежи к национальным ценностям // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 101-104. URL: https://apni.ru/artide/423-predstavlemya-i-otnoshenie-studencheskoj-mol (дата обращения: 12.08. 2021).

3. Базовые ценности государства [Электронный ресурс]URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 12.08. 2021).

4. Буянтуева Г. Ц. Национальные ценности современной молодежи //Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - №4. - С. 26-30.

5. Воронов В. В. Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. - 2013. - №3. - С. 65-71.

6. ДанилюкА. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 23 с.

7. Дьячкова М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №12. - С. 141-149.

8. Зубов О. Е. Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодежи: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ.наук: 09.00.11. - Саранск, 1998. - 19 с.

9. Жалилов З. Ж. Воспитание студентов в духе национальных ценностей/ZInterna-tionalscientificreview. - 2016. - №2(12). - С. 237-240.

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005. - 173 с.

11. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2021. - 63 с.

12. Макашина И. И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: моногр. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2011. - 228 с.

13. Методика Рокича на изучение ценностей личности [Электронный ресурс] URL:https:// studfile.net/preview/3601175/ (дата обращения: 10.08. 2021).

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. - 944 с.

15. Пигорева О. В. Общечеловеческие и традиционные национальные ценности в образовательном пространстве РСФСР - России: 1988-2014 годы //Омский научный вестник. - 2015. - №2(136). - С. 25-28.

16. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс]URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 15.08. 2021).

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации[Электронный ресурс] URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 09.08. 2021).

18. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 136 с.

19. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр.- Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 124 с.

20. Тунбо Ч. Концепция национальных ценностей в современной России //Социально-политические науки. - 2018. - №5. - С. 104-107.

21. Фененко Ю.В. Сущность и общая характеристика национальных ценностей, интересов и целей Российской Федерации // Муниципальный мир. - 2009. - № 1-4. - С. 7-10.

22. Этнопсихологический словарь /автор В.Г. Крысько. — М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.