Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / национальное самосознание / Отечество / поликультурное образовательное пространство / транспортный колледж / учащаяся молодежь / формирование / cadets / national identity / fatherland / multicultural educational space / transport college / young students / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Борисенко

В последние десятилетия под натиском «вестернизации» человечества, «глобализации» мира, ведущих к установлению однополярного мира и размытию национального своеобразия, в нашей стране стали уделять должное и серьезное внимание проблеме формирования, становления и развития национального самосознания всех категорий граждан, в том числе и учащейся молодежи. Это связано с острой необходимостью защиты и сохранения нашей культуры, многовековой и легендарной истории, российского образа жизни и мышления, отечественных ценностей, обычаев и традиций. Ныне национальное самосознание становится уникальной и колоссальной идеологической силой России и всего российского народа, обеспечивающей сохранение страны и нашего специфического колорита русской души, характера, менталитета, образа жизни и жизнедеятельности. В предлагаемой статье автор с опорой на подходы отечественных ученых обосновывает свою точку зрения на сущность рассматриваемого феномена, а также предлагает сущностные идеи и представления формирования национального самосознания у учащихся транспортного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FORMING NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS AMONG YOUNG STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A TRANSPORT COLLEGE

In recent decades, under the onslaught of the “Westernization” of humanity, the “globalization” of the world, leading to the establishment of a unipolar world and the blurring of national identity, Russia has begun to pay due and serious attention to the problem of the development of national consciousness of all categories of citizens, including students. This is due to the urgent need to protect and preserve the culture, centuries-old and legendary history, the Russian way of life and thinking, domestic values, customs and traditions. Today, national self-consciousness is becoming a unique and colossal ideological force of Russia and the entire Russian people, ensuring the preservation of the country and the specific flavor of the Russian soul, character, mentality, lifestyle and life activity. In the proposed article, the author, relying on the approaches of Russian scientists, substantiates his point of view on the essence of the phenomenon under consideration, and also offers essential ideas and ideas for the formation of national self-consciousness among students of the transport college.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА»

пы риска позволило выявить особенности мотивационного компонента в их обучении в трудной жизненной ситуации. Для этого была проанализирована теоретическая литература по теме исследования, рассмотрены факторы снижения учебной мотивации у подростков группы риска, описаны подходы к решению проблемы мотивации к обучению, что в целом дало возможность установить, что исследование данной проблемы является весьма перспективным, особенно сегодня. Ее (проблемы) решение помогает понять слож-

Библиографический список

нейшие принципы формирования мотивации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в контексте их психоэмоционального состояния. К тому же перспективы дальнейшего исследования видятся не только в более детальном изучении указанной проблемы, но и в рассмотрении ее в несколько другой плоскости, в частности в контексте современных диагностических методов. В связи с этим работа в данном направлении, безусловно, должна быть продолжена.

1. Шляпникова О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2014.

2. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2013.

3. Дементьева О.М. Психолого-педагогические условия мотивации к познавательной деятельности подростков в основной образовательной школе. Преподаватель XXI век. 2018; № 1: 218 - 228.

4. Савинова Т.В., Алибаева Я.О. Психолого-педагогическая профилактика снижения мотивации учебной деятельности подростков. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-2 (115): 382 - 384.

5. Хазова С.А., Шипова Н.С., Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Совладающее поведение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор качества жизни и субъективного благополучия. Консультативная психология и психотерапия. 2018; Т. 26, № 4: 101 - 118.

6. Keng S., Choo X., Tong E.M.W. Association between trait mindfulness and variability of coping strategies: a diary study. Mindfulness. 2018; Vol. 9: 1423 - 1432.

7. Keser E., Kahya Y., Akin B. Stress generation hypothesis of depressive symptoms in interpersonal stressful life events: the roles of cognitive triad and coping styles via structural equation modeling. Current Psychology. 2020; Vol. 39; 174 - 182.

8. Муругова А.О. Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности старшеклассников к выбору стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Кемерово, 2019.

9. Оспанова Ж.Е. Мотивация подростков к познавательной деятельности в образовательном процессе школы. Евразийский научный журнал. 2015; № 11: 264 - 265.

10. Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения. Вопросы психологии. 2019; № 3: 94 - 106.

References

1. Shlyapnikova O.A. Motivaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Yaroslavl': YarGU, 2014.

2. Gordeeva T.O. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti Shkolnikov i studentov: struktura, mehanizmy, usloviya razvitiya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.

3. Dement'eva O.M. Psihologo-pedagogicheskie usloviya motivacii k poznavatel'noj deyatel'nosti podrostkov v osnovnoj obrazovatel'noj shkole. Prepodavatel'XXI vek. 2018; № 1: 218 - 228.

4. Savinova T.V., Alibaeva Ya.O. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika snizheniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti podrostkov. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-2 (115): 382 - 384.

5. Hazova S.A., Shipova N.S., Adeeva T.N., Tihonova I.V. Sovladayuschee povedenie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya kak faktor kachestva zhizni i sub'ektivnogo blagopoluchiya. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2018; T. 26, № 4: 101 - 118.

6. Keng S., Choo X., Tong E.M.W. Association between trait mindfulness and variability of coping strategies: a diary study. Mindfulness. 2018; Vol. 9: 1423 - 1432.

7. Keser E., Kahya Y., Akin B. Stress generation hypothesis of depressive symptoms in interpersonal stressful life events: the roles of cognitive triad and coping styles via structural equation modeling. Current Psychology. 2020; Vol. 39; 174 - 182.

8. Murugova A.O. Psihologo-obrazovatel'noe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti starsheklassnikov k vyboru strategij preodoleniya trudnyh zhiznennyh situacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kemerovo, 2019.

9. Ospanova Zh.E. Motivaciya podrostkov k poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe shkoly. Evrazijskijnauchnyjzhurnal. 2015; № 11: 264 - 265.

10. Bityuckaya E.V., Bazarov T.Yu. Osobennosti vospriyatiya zhiznennyh sobytij lyud'mi s raznymi predpochitaemymi stilyami reagirovaniya na izmeneniya. Voprosy psihologii. 2019; № 3: 94 - 106.

Статья поступила в редакцию 28.06.21

УДК 378.01

Borisenko Yu.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakova (Novorossiysk, Russia), www.aumsu.ru

ON THE ISSUE OF FORMING NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS AMONG YOUNG STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A TRANSPORT COLLEGE. In recent decades, under the onslaught of the "Westernization" of humanity, the "globalization" of the world, leading to the establishment of a unipolar world and the blurring of national identity, Russia has begun to pay due and serious attention to the problem of the development of national consciousness of all categories of citizens, including students. This is due to the urgent need to protect and preserve the culture, centuries-old and legendary history, the Russian way of life and thinking, domestic values, customs and traditions. Today, national self-consciousness is becoming a unique and colossal ideological force of Russia and the entire Russian people, ensuring the preservation of the country and the specific flavor of the Russian soul, character, mentality, lifestyle and life activity. In the proposed article, the author, relying on the approaches of Russian scientists, substantiates his point of view on the essence of the phenomenon under consideration, and also offers essential ideas and ideas for the formation of national self-consciousness among students of the transport college.

Key words: cadets, national identity, fatherland, multicultural educational space, transport college, young students, formation.

Ю.А. Борисенко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА

В последние десятилетия под натиском «вестернизации» человечества, «глобализации» мира, ведущих к установлению однополярного мира и размытию национального своеобразия, в нашей стране стали уделять должное и серьезное внимание проблеме формирования, становления и развития национального самосознания всех категорий граждан, в том числе и учащейся молодежи. Это связано с острой необходимостью защиты и сохранения нашей культуры, многовековой и легендарной истории, российского образа жизни и мышления, отечественных ценностей, обычаев и традиций. Ныне национальное самосознание становится уникальной и колоссальной идеологической силой России и всего российского народа, обеспечивающей сохранение страны и нашего специфического колорита русской души, характера, менталитета, образа жизни и жизнедеятельности. В предлагаемой статье автор с опорой на подходы отечественных ученых обосновывает свою точку зрения на сущность рассматриваемого феномена, а также предлагает сущностные идеи и представления формирования национального самосознания у учащихся транспортного колледжа.

Ключевые слова: курсанты, национальное самосознание, Отечество, поликультурное образовательное пространство, транспортный колледж, учащаяся молодежь, формирование.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими факторами:

- сложным периодом становления демократической государственности в современной России;

- постепенным утверждением новой общенациональной идеи;

- настоятельной потребностью консолидации многонационального народа, его мобилизации на активное и энергичное участие в строительстве экономически мощной и обороноспособной Российской Федерации;

- важностью уяснения и осознания каждым гражданином, особенно молодежью, своего места и роли в жизни и деятельности Отечества, социума, коллектива, группы [1];

- насаждением в России западного образа жизни и западных ценностей;

- загрязнением русского языка многочисленными словами и терминами иностранного происхождения;

- наличием реальной внешней угрозы для целостности и суверенитета государства.

Идея национального самосознания имеет очень древние корни. Она овладевала нашими предками в тяжелые времена зарождения Руси, её государственности, защиты своих территорий от многочисленных врагов и захватчиков, сотни раз испытывавших нас на крепость. Подлинный взлет национального самосознания происходил в годы тяжких испытаний, когда вставал вопрос о существовании России и российской нации (татаро-монгольское нашествие 1243 - 1480 годов, польско-литовская интервенция 1609-1618 годов, Отечественная война 1812 года, Крымская война 1853 - 1956 годов, Великая Отечественная война 1941 -1945 годов). Сегодня идея национального самосознания вновь на подъеме. Она востребована социумом и каждым гражданином-патриотом.

Тематика национального самосознания в отечественной науке стала изучаться с начала ХХ века. Первые научные труды, в которых рассматривалась идеологема «национальное самосознание», принадлежат В.В. Ивановскому, П.И. Ковалевскому, Д.Н. Овсянико-Куликовскому. Эти авторы рассматривали национальное самосознание как непременный компонент патриотизма, как сознательное его проявление, выражение духовного приобщения к своей нации, к своему народу.

В годы советской власти эта тема была учеными разделена на две сферы - «национальное» и «этническое», а затем на длительный период предана забвению.

Примерно с середины 80-х годов советские ученые и исследователи опять обратили свои взоры на проблематику национального самосознания. В научной литературе стали публиковаться работы, посвященные толкованию его сущности. Шло научное «прощупывание», некая «научная разведка», поиск сути данного феномена. Среди первых, кто обратил свой взор на феномен «национальное самосознание», следует отнести таких ученых, как известный историк и этнограф Ю.В. Бромлей, историк и социолог Л.М. Дробижева, философ А.Т. Спиркин, педагог Ю.С. Тюнников и др.

Несмотря на все теоретические достижения в области национального самосознания, следует согласиться с мнением Н.В. Солодовниковой и О.М. Кор-женко, что пока в позициях большинства ученых доминирует авторский подход, и нет единого, общего взгляда даже на толкование сущности данного явления [2].

Вместе с тем все авторы подчеркивают, что в современных условиях идея национального самосознания вновь оказалась весьма востребованной и потребной.

Представляется она актуальной, важной, необходимой для патриотического воспитания учащихся средних профессиональных учебных заведений. Это, в свою очередь, требует наличия разработанных сущностных основ и положений, позволяющих логически и последовательно строить стратегию и тактику учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей наличие у учащейся молодежи высокого уровня сформированности национального самосознания, реализуемого в последующей жизни и профессиональной деятельности на благо Отечества.

Сущностные представления формирования национального самосознания у учащихся Транспортного колледжа.

В педагогике термин «формирование» понимается как специфический процесс становления личности в результате воздействия комплекса факторов (политических, экономических, социальных, педагогических, психологических, этнических и др.).

Следовательно, государство, социальные институты, общественные организации, социальная среда, семья, отечественная культура, язык, территория, природа России и родного края, сложившиеся и действующие традиции, СМИ и социальные сети, целенаправленно организованный и систематизированный учебно-воспитательный процесс содействуют формированию у личности патриотического мировоззрения, необходимой гражданской позиции, патриотизма и развитию личностных качеств. Как результат, у каждой личности складывается свое специфическое представление о национальном самосознании, личностная позиция, вырабатывается отношение к Отечеству, нации, государству, социуму, коллективу, происходит становление понимания своего места и роли в делах общества, страны. Правильная организация национального самовоспитания способствует формированию личности как патриота, профессионала, гражданина и защитника Отечества, государства, народа, их интересов.

В то же время игнорирование или различные деформации в воспитании национального самосознания могут привести к образованию деструктивной, радикальной, отрицательной направленности, игнорированию общечеловеческих или национальных ценностей, вражде между народами, неприязни представителей других наций и этносов, национальным конфликтам [3].

Изучение научных работ отечественных ученых позволило установить следующий состав сущностных представлений: сущностные основы, дефиниция, цель, задачи, структура, функции, направления формирования, этапы, механизм реализации, методы и формы, результат.

В интересах формирования высокого уровня национального самосознания у учащихся Транспортного колледжа рационально организовать соответствующий учебно-воспитательный процесс, предусматривающий целенаправленную профессиональную подготовку и адресную воспитательную работу, базирующуюся на надлежащих сущностных представлениях, включающих следующие элементы:

1. Сущностные основы и дефиниция. На основе подходов отечественных ученых (Д.С. Гордеева [4], В.Е. Кассихина [5], И.И. Макашина [6], А.Н. Томилин [7] и др.) разработано авторское определение термина «национальное самосознание учащейся молодежи», понимаемое как интегративная характеристика личности, включающая уникальный комплекс патриотических убеждений, принципов, воззрений, взглядов, оценок, мнений, суждений, принципов, отражающих её мировоззрение, осознание себя частью российской национальной общности, особенности, уровень и специфику представлений о героической и легендарной истории России, её культуре, языке, государственности, территории, религии, легендарного прошлого, современном состоянии, будущем и величественных перспективах развития, а также понимания своего места, роли и долга в жизнедеятельности и защите интересов Отечества.

Национальному самосознанию учащихся Транспортного колледжа свойственны следующие характерные особенности:

- осознание собственной принадлежности к конкретной нации, своего места и роли в жизни Отечества, социума и их защите в мирное и военное время;

- освоение национальных идеалов, норм и традиций;

- овладение национальными ценностями и ориентациями;

- высокая духовность, любовь, верность и уважение к Отечеству, своей нации, истории, культуре, языку и территории;

- служит важнейшей частью национального сознания;

- развитие национально-этнической осведомленности, национально-этнических чувств и норм;

- вырабатывание чувства коллективизма;

- приверженность к отечественным и христианским ценностям;

- державность, приоритет государственных интересов.

Национальное самосознание личности проявляется:

- в осознании себя как представителя конкретной нации, личности;

- во взглядах, идеях, мнениях, чувствах, эмоциях и настроениях;

- в представлениях: а) о национальных интересах; б) о своей идентичности и характерных отличиях; в) о национальных ценностях и ценностных ориен-тациях; г) об истории Отечества, нации и их будущем; д) о своем месте и роли в жизнедеятельности Отечества, нации, социума, коллектива, группы; е) об общении с представителями своей нации и других народов;

- в отношении к своим правам и обязанностям;

- в национальном менталитете (мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради «други своя», свободы своей нации и Отечества; религиозность; широта души), проявлении национального характера;

- в личностном поведении и самооценки (чего я стою как личность и представитель своей нации; что я могу сделать для Отечества, нации, себя; как я должен себя вести).

Процесс формирования национального самосознания предусматривает:

- национальную самоидентификацию (осознание личностью своей национальной принадлежности);

- становление национального (включает патриотизм, национальные ценности, национальные ориентации) и интернационального (проявление толерантного отношения к представителям других наций, этносов, конфессий) компонентов;

- соблюдение и приумножение национальных традиций, обычаев, ритуалов;

- воспитание и проявление политической культуры.

2. Цель: формирование высокого уровня национального самосознания и патриотических чувств у учащихся Транспортного колледжа, привитие им ценностного отношения к Отечеству, российскому многонациональному народу, культуре, традициям, профессиональной деятельности, способности и готовности надежно защищать интересы и территорию Российской Федерации в мирное и военное время.

3. Задачи: а) осознание идеалов и важнейших интересов Отечества и нации; б) приобщение учащихся к национальным и государственным ценностям; в) формирование искренней любви к своему Отечеству и преданности ему, своему народу, отечественным традициям, культуре, языку, родной земле и природе, готовности к защите Российской Федерации от врагов и агрессоров; г) развитие чувства подлинной гордости за героическое прошлое страны, её современное

последовательное демократическое развитие и прекрасное социальное будущее; д) поддержание духовного единства всех поколений, уважения к родителям, ветеранам, старшим, командирам курсантских рот и начальникам; е) воспитание добросовестного и примерного поведения, основанного на законопослушности, соблюдение социальных норм морали и этикета; ж) использование конструктивных возможностей саморазвития и самореализации; з) формирование культуры творческой и личностной коммуникации; и) привитие желания служить в рядах Вооруженных Сил РФ.

4. Структура национального самосознания учащегося Транспортного колледжа состоит из следующих элементов: государственно-патриотические качества и чувства, патриотическое мировоззрение и самосознание, выраженная активная гражданская позиция; осознание национально-государственной общности; бережное отношение к отечественной истории и российской культуре; осознание национально-этнической принадлежности; толерантное отношение к представителям других наций и национальностей.

5. Функции национального самосознания:

- самопознания, выражающаяся в осознании личностью персональной принадлежности к определенной гражданской общности; сохранения и обогащения духовного потенциала нации;

- адаптации и социализации личности курсанта в конкретном национальном социуме;

- воспитания чувства ответственности перед Отечеством, государством, народом;

- понимания и уяснения учащимся Транспортного колледжа своих гражданских прав и обязанностей;

- стимулирования самопознания, обращение к своим истокам и корням, семейным обрядам, традициям и обычаям;

- привития гордости и уважения к истории Отечества, народа, родного

края;

- самореализации личности учащегося Транспортного колледжа, проявления ее конструктивно-творческого и нравственно-духовного потенциалов;

- саморегуляции поведения и жизнедеятельности.

6. Направления деятельности по формированию национального самосознания у учащихся Транспортного колледжа:

- духовно-нравственное воспитание (национальная самоидентификация; формирование положительного представления о Российской Федерации; развитие гордости за принадлежность к своей нации и России как нашей общей Родине; освоение отечественных культурных ценностей и традиций, следование им; формирование стойких патриотических ценностных ориентаций; осознание национальной принадлежности; воспитание политической культуры; уважительное отношение к российской истории, культуре, языку, привитие норм морали и этики; следование положениям кодекса чести гражданина и патриота);

- профессиональное воспитание (введение в гуманитарные и специальные дисциплины и акцентуация национального компонента (наше происхождение, достижения, победы, успехи, перспективы); современные угрозы и выводы для предстоящей жизни и профессиональной деятельности; овладение комплексом профессиональных компетенций; ориентация учащихся Транспортного колледжа на мастерское владение своей будущей специальностью; наличие умений, способностей и готовности к осознанной и добросовестной профессиональной деятельности на благо Отечества и своего народа;

- государственно-патриотическое воспитание (формирование любви и уважения к своему государству, государственным символам и святыням (флагу, гербу, гимну), государственным традициям, готовности к защите интересов, территории и суверенитета Российской Федерации в мирное и военное время);

- военно-патриотическое воспитание (формирование гордости за принадлежность к народу-победителю в Великой Отечественной войне; уважение к героической истории Отечества и его доблестных Вооруженных Сил; развитие готовности и желания служить в рядах армии и флота Российской Федерации);

- физическая культура и спорт (вовлечение в активную и систематическую массово-спортивную деятельность; развитие физических качеств; ведение здорового образа жизни);

- воспитание политической культуры (гражданское образование; формирование гордости за принадлежность к Российской Федерации; политическая

Библиографический список

социализация, вовлечение в активную общественно-политическую деятельность; овладение знаниями истории Отечества, генезисе своей нации; овладение политическими знаниями, ценностями, политическая компетентность; политическое доверие; готовность личности отвечать за свои поступки и действия; толерантность поведения и отношения к представителям других наций и народностей).

7. Механизм реализации вышеприведенных направлений включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приобщение к национальным ценностям и традициям;

- участие в межкультурном диалоги и дискурсе;

- самоидентификацию личности;

- анализ своих успехов и ошибок;

- рефлексию своего отношения, деятельности и поведения в сфере национального самосознания.

8. Основные этапы формирования национального самосознания у учащихся Транспортного колледжа:

- первый этап - ознакомительный (предусматривает освоение новых знаний о своей нации, легендарном пути России, её победах и достижениях, планах грандиозного развития, повышения благосостояния российского многонационального народа);

- второй этап - эмоциональное переживание (содержит целенаправленную деятельность по воспитанию любви и верности Отчеству, государству, народу; формирование национальной гордости и личной ответственности за судьбы и будущее Российской Федерации и российского народа; овладения историей, культурой, традициями, российским образом жизни);

- третий этап - становление и утверждение (означает выбор учащимися Транспортного колледжа личностной схемы, модели, маршрута формирования национального самосознания; наличие у каждого курсанта государственно-патриотической позиции, базирующейся на патриотическом мировоззрении, патриотических убеждениях, отечественных ценностях и традициях; высокая готовность защищать интересы Российской Федерации и её многонационального народа);

- четвертый этап - рефлексия (восприятие себя, своей жизненной позиции, места, роли, отношения к своему Отечеству и ответственность за его судьбу и будущее своего многонационального народа; самоидентификация; самоконтроль; эмпатия и толерантность к представителям других наций и этносов; соотнесение личностных мыслей и произведенных действий; перспективное планирование своего будущего поведения и деятельности).

9. Для формирования национального самосознания целесообразно применить следующие методы: а) формирование сознания в ходе целостного педагогического процесса (беседа, рассказ, объяснение, лекция, дискуссия, диспут, работа с книгой и др.); б) пример (личный пример командиров курсантских рот, воспитателей и преподавателей; примеры добросовестной службы Отечеству былинных героев, предков и старших поколений; примеры самопожертвования героев Великой Отечественной войны; примеры героических поступков современных защитников Отчества в ходе выполнения воинского долга и др.); в) организация деятельности и формирования опыта социального поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения и др.); г) стимулирование и мотивация деятельности и поведения (поощрения, соревнования, познавательные игры, наказание и др.); д) контроль эффективности педагогического процесса (педагогическая диагностика, устный и письменный опрос, собеседование и др.).

10. Результат: сформированная личность учащегося Транспортного колледжа с высоким уровнем национального самосознания, проявляемого в идентификации себя как гражданина и верного сына Отечества и российского многонационального народа, обладающего активной государственно-патриотической позицией, включающей национально направленное мировоззрение, патриотические убеждения, профессиональную компетентность и высокий уровень персональной ответственности за безопасность и защиту интересов Отечества, своего народа в мирное и военное время.

Разработанные сущностные представления могут служить основой подготовки и выполнения педагогического исследования, направленного на формирование национального самосознания у учащейся молодежи - студентов и курсантов средних и высших учебных заведений.

1. Путин В.В. Россия - страна уникальных возможностей для молодежи. Available at: https://regnum.ru/news/society/3276634.html

2. Солодовникова Н.В., Корженко О.М. Формирование национального самосознания: в поисках новых концептуальных подходов. Евразийский Союз Ученых. 2015; № 4-9 (13): 17 - 20.

3. Левитская Н.А. Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства: на материале изучения литературы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2008.

4. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Плужникова И.И., Демцура С.С. Формирование национально-гражданского самосознания у студентов экономических специальностей в современных социально-экономических условиях. Балтийский гуманитарный журнал. 2017; Т. 6, № 3 (20): 139 - 143.

5. Кассихина В.Е. Педагогические условия развития национального самосознания в рамках образовательной гуманистической парадигмы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011; Т. 17, № 1: 18 - 21.

6. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: монография. Новороссийск: МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011.

7. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2010.

References

1. Putin V.V. Rossiya - strana unikal'nyh vozmozhnostej dlya molodezhi. Available at: https://regnum.ru/news/society/3276634.html

2. Solodovnikova N.V., Korzhenko O.M. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya: v poiskah novyh konceptual'nyh podhodov. Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2015; № 4-9 (13): 17 - 20.

3. Levitskaya N.A. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya studentov v obrazovatel'nom processe kolledzha kul'tury i iskusstva: na materiale izucheniya literatury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2008.

4. Gordeeva D.S., Tyunin A.I., Pluzhnikova I.I., Demcura S.S. Formirovanie nacional'no-grazhdanskogo samosoznaniya u studentov 'ekonomicheskih special'nostej v sovremennyh social'no-'ekonomicheskih usloviyah. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017; T. 6, № 3 (20): 139 - 143.

5. Kassihina V.E. Pedagogicheskie usloviya razvitiya nacional'nogo samosoznaniya v ramkah obrazovatel'noj gumanisticheskoj paradigmy. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2011; T. 17, № 1: 18 - 21.

6. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprofil'nojpodgotovki menedzherov dlya morskogo torgovogo flota: monografiya. Novorossijsk: MGA im. admirala F.F. Ushakova, 2011.

7. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. admirala F.F. Ushakova», 2010.

Статья поступила в редакцию 01.07.21

УДК 371.3

Burakova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: BIS-mgus@yandex.ru

Smirnova O.S., senior teacher, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: oliksmirnova@hotmail.com

Stepanenko G.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Zheleznovodsk Branch of Stavropol State Institute (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: stepang46@mail.ru

INTEGRATIVE LESSONS AS A MEANS OF IMPLEMENTING INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN PHYSICS AND MATHEMATICS. The article deals with implementation of intersubject relations of physics and mathematics by means of integrative technologies. The relevance of the problem is due to the fact that the integration of natural science, technical and general cultural knowledge is the basis of the current level of development of science and technology. Integrative lessons in mathematics and physics contribute to formation of a holistic picture of the world in students, understanding the connections between phenomena in nature, society and the world as a whole. The purpose of the article is to show the influence of iterative lessons on the level of formation of interdisciplinary connections in physics and mathematics. The experimental site of the study is the Basic General Education School of the Branch of the State budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Zheleznovodsk. The article presents the results of monitoring of school students.

Key words: integration, interdisciplinary communication, integrative lessons, teaching physics, teaching mathematics.

И.С. Буракова, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» филиал в г. Железноводске, г. Железноводск, E-mail: BIS-mgus@yandex.ru

О.С. Смирнова, ст. преп., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» филиал в г. Железноводске, г. Железноводск, E-mail: oliksmirnova@hotmail.com

Г.А. Степаненко, канд. техн. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» филиал в г. Железноводске, г. Железноводск, E-mail: stepang46@mail.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ

В статье рассматриваются вопросы реализации межпредметных связей по физике и математике средствами интегративных технологий. Актуальность проблемы обусловлена тем, что интеграция естественнонаучных, технических и общекультурных знаний лежит в основе современного уровня развития науки и техники. Интегративные уроки математики и физики способствуют формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и в мире в целом. Цель статьи - показать влияние интегративных уроков на уровень сформированности межпредметных связей по физике и математике. Опытно-экспериментальной площадкой исследования стала Базовая общеобразовательная школа филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г Железноводске. В статье представлены результаты мониторинга обучающихся школы.

Ключевые слова: интеграция, межпредметные связи, интегративные уроки, преподавание физики, преподавание математики.

Глубокая интеграция естественнонаучных, общекультурных и технических знаний при современном развитии науки и техники выдвигает вопрос, рассматриваемый в данном исследовании, в актуальную педагогическую повестку Задача по подготовке выпускников школы к дальнейшему обучению или трудовой деятельности на практике реализуется с учетом требований ФГОС путем поиска новых форм организации обучения за счет, в том числе, использования возможностей межпредметной интеграции в рамках учебного процесса.

Образование как отрасль, стоящая на передовой научно-технического развития общества, должно содействовать совершенствованию и интеллектуальному развитию индивидов, что требует использования всех возможных эффективных методов и форм обучения. Для современной школы одной из проблем является спорадическое использование в педагогической работе межпредметных связей. Это происходит потому, что в школах сложилась практика накопления знаний обучающимися, а реалии общества требуют от людей умения использовать знания на практике. Индивид в рамках нового экономического уклада обязан уметь обрабатывать входящие потоки информации в максимально возможных объемах и обучаться в режиме реального времени в ходе практического применения вновь полученных знаний из любой предметной области. Применение интегративных технологий позволяет развивать такие качества на этапе школьного обучения, так как в этот период формируется личность, а точнее -взгляды индивида на жизнь, моральные ценности и убеждения, вырабатываются способности и умения для жизни в современном обществе.

К числу веяний пришедших в педагогику к концу 20-го века относится и интеграция (от латинского integer - целый, восстановление). В рамках российской педагогики под этим понятием стали понимать высшую форму межпредметных связей отраслей знаний. В силу изменений, уже произошедших в обществе, и для того чтобы быть готовым к грядущим модификациям, современная школа должна строить свою работу так, чтобы инновационные педагогические технологии органично встраивались в практику.

Некоторые аспекты интеграции межпредметных связей в педагогическую практику рассматривались в трудах известных отечественных педагогов. Современная педагогическая наука исследует несколько сторон процесса интеграции:

- как непосредственно педагогическую категорию (М.Н. Берулава, С.С. Васильев, К.Ю. Колесина, С.С. Пичугина);

- для выявления особенностей и возможности установления связей между дисциплинами (Н.С. Антонов, А.В. Викулов, П.Г. Кулагин, В.Н. Федоров);

- для определения роли и места междисциплинарности (В.И. Зверев,

A.Я. Данилюк, П.Н. Новиков);

- в рамках претворения в жизнь идей о необходимости интеграции содержания учебных дисциплин для более целостного знания (А.И. Гурьев, М.В. Кларин, П.Г Кулагин);

- в целях формирования перечня методов представления учебных материалов при подходе преподавателя к интегративной области (И.Д. Зверев,

B.П. Максимова) [1; 2; 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.