Научная статья на тему 'О реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения в начальной школе'

О реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / INTRADISCIPLINARY AND INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / LITERARY GENRES / INTEGRATIVE SUBJECTS / GENERAL SCIENTIFIC CONCEPTS / DIALOGUE OF CULTURES / MORAL DEVELOPMENT AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова З. Г.

В данной статье раскрывается проблема реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения в начальной школе. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает самые разные предметы. Нами сделана попытка объединить литературные знания младших школьников, способствующих их литературному развитию (совершенствованию читательской деятельности и развитию литературно-творческих способностей), опираясь, прежде всего, на установление межпредметных связей разных литератур, чтобы представить литературный процесс не как разрозненные части, а как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Интеграция национальных литератур органично встраивается в главную концепцию УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF INTEGRATION OF LITERATURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN ON THE LESSONS OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL

His article reveals the problem of implementing the principle of integrating the literature of the peoples of Dagestan in the classes of literary reading in elementary school. This technology is actively being introduced into school programs and links a wide variety of subjects. We have attempted to unite the literary knowledge of younger schoolchildren, to promote their literary development (improvement of reading activity and development of literary and creative abilities), relying, first of all, on the establishment of interdisciplinary connections of different literatures, in order to present the literary process not as isolated parts, but as a whole in which all elements are interconnected and interdependent. Integration of national literatures organically integrates into the main concept of the teaching complex “School of Russia”: the Russian school should become a school of spiritual and moral development and education of a citizen of our Fatherland.

Текст научной работы на тему «О реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения в начальной школе»

ции воспитательного пространства, способствующего развитию патриотизма как интегративного качества личности в процессе интериоризации базовых культурно-нравственных ценностей. Воспитательное пространство патриотической направленности имеет важное ценностно-смысловое наполнение в виде таких онтологических ценностей как природа, родители, Родина, родственники, народ.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основой ценностных ориентиров современных молодых людей должны стать патриотические убеждения и мировоззрение, которые будут выражаться в особой любви к родной земле; дер-жавности; свободолюбии, готовности к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества; жизненной стойкости, отваге и мужестве; гордости и досто-

Библиографический список

инстве русской нации; сочетаться с проявлением миролюбия и добрососедских отношений с другими народами.

Для воспитания особого духовно-нравственного отношения, любви подрастающего поколения к своему Отечеству, способствующего деятельному участию в труде на благо народа и государства, необходимо создание определенных условий. Воспитательное пространство образовательных учреждений содержит огромный потенциал для реализации условий, способствующих развитию военно-патриотических чувств и отношений. Однако для создания военно-патриотической направленности воспитательного пространства образовательного учреждения требуются профессионалы, готовые к его проектированию и реализации.

1. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи в истории России. Мир образования - образование в мире. 2012; 3 (47): 22 - 31.

2. Чуйков О.Е. Сущность патриотизма в контексте социально-гуманитарных наук. Председатель оргкомитета - Емельянов Сергей Геннадьевич, д. т. н. 2016: 115.

3. Певцова Е.А., Клишина А.В. О некоторых аспектах правосознания адвокатов: историко-правовое исследование. Право и образование. 2014; 2: 144 - 156.

4. Сорокин С.А. Патриотическое сознание: сущность и специфика. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2009; 3: 148 - 153.

5. Бонкало Т.И., Петрова Е.А. Особенности национального самосознания современной молодёжи. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015; Т. 14; № 1: 5 - 11.

6. Miedema S., Bertram-Troost G. The challenges of global citizenship for worldview education. The perspective of social sustainability. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2015; Т. 17; № 2: 44 - 52.

References

1. Alehin I.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v istorii Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; 3 (47): 22 - 31.

2. Chujkov O.E. Suschnost'patriotizma v kontekste social'no-gumanitarnyh nauk. Predsedatel' orgkomiteta - Emel'yanov Sergej Gennad'evich, d. t. n. 2016: 115.

3. Pevcova E.A., Klishina A.V. O nekotoryh aspektah pravosoznaniya advokatov: istoriko-pravovoe issledovanie. Pravo i obrazovanie. 2014; 2: 144 - 156.

4. Sorokin S.A. Patrioticheskoe soznanie: suschnost' i specifika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2009; 3: 148 - 153.

5. Bonkalo T.I., Petrova E.A. Osobennosti nacional'nogo samosoznaniya sovremennoj molodezhi. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2015; T. 14; № 1: 5 - 11.

6. Miedema S., Bertram-Troost G. The challenges of global citizenship for worldview education. The perspective of social sustainability. Journal of Teacher Education for Sustainability. 2015; T. 17; № 2: 44 - 52.

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 372

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecture, Makhachkala, Republic of Dagestan, E-mail: zaira2466 @ yandex.ru

ON THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF INTEGRATION OF LITERATURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN ON THE LESSONS OF LITERARY READING IN PRIMARY SCHOOL. This article reveals the problem of implementing the principle of integrating the literature of the peoples of Dagestan in the classes of literary reading in elementary school. This technology is actively being introduced into school programs and links a wide variety of subjects. We have attempted to unite the literary knowledge of younger schoolchildren, to promote their literary development (improvement of reading activity and development of literary and creative abilities), relying, first of all, on the establishment of interdisciplinary connections of different literatures, in order to present the literary process not as isolated parts, but as a whole in which all elements are interconnected and interdependent. Integration of national literatures organically integrates into the main concept of the teaching complex "School of Russia": the Russian school should become a school of spiritual and moral development and education of a citizen of our Fatherland.

Key words: intradisciplinary and interdisciplinary integration, interdisciplinary communication, literary genres, integrative subjects, general scientific concepts, dialogue of cultures, moral development and upbringing.

З.Г. Курбаноеа, канд. филол. наук, доцент, старший научный сотрудник сектора родных литератур ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, г. Махачкала,

E-mail: zaira2466 @ yandex.ru

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрывается проблема реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения в начальной школе. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает самые разные предметы. Нами сделана попытка объединить литературные знания младших школьников, способствующих их литературному развитию (совершенствованию читательской деятельности и развитию литературно-творческих способностей), опираясь, прежде всего, на установление межпредметных связей разных литератур, чтобы представить литературный процесс не как разрозненные части, а как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Интеграция национальных литератур органично встраивается в главную концепцию УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.

Ключевые слова: внутрипредметная и межпредметная интеграция, межпредметные связи, литературные жанры, интегративные предметы, общенаучные понятия, диалог культур, нравственное развитие и воспитание.

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредством применения новых технологий, методов и типов уроков. Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает самые разные предметы. Интеграция знаний может выступать одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков достаточно актуальна. Поэтому именно в начальных классах используются различные инновационные технологии ФГОС, предполагающие не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но и требующие от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования.

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Цель интегрированного урока - это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения. Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания. Интеграция может быть внутрипредметной и межпредметной. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами. Так, на уроке литературного чтения изучается тема "Нравственный смысл басен И.А. Крылова» ", на уроке литературы народов Дагестана тема «Притча» Э. Капиева [1, с. 103] и обсуждаются вопросы: "В чём отличие басни от рассказа и стихотворения? Что общего у басни и притчи? Что заключено в морали? Это помогает учащимся увидеть и понять, что басни и притчи - литературные жанры, имеющие нравоучительный смысл, они отличаются формой изложения материала, но мораль в них выражает главную мысль или идею, которую хотел передать их автор. Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования общенаучных понятий. Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с разделом «Люблю природу русскую. Весна» и стихотворением « Весна» А. Гафурова [1, с. 25] дети учатся сравнивать, сопоставлять признаки весны в средней полосе России и в горах Дагестана. На уроках изобразительного искусства эти отличия закрепляются в рисовании картин природы, на уроках технологии в соответствующей лепке, при этом отличия не просто дублируются, а ассоциативно закрепляются. С их помощью можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. В своей работе, посвященной реализации принципа интеграции литературы народов Дагестана на уроках литературного чтения, мы попытались объединить литературные знания младших школьников, способствовать их литературному развитию (совершенствованию читательской деятельности и развитию литературно-творческих способностей), опираясь, прежде всего, на установление межпредметных связей разных литератур, чтобы представить литературный процесс не как разрозненные части, а как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Надо отметить, что интеграция всегда опирается на межпредметные связи и основана на них, но интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Такой подход направлен на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении, на расширение культурного кругозора младших школьников, на формирование у них национального самосознания, и, в то же время, восприятия себя, своей самобытности, как части великого многонационального целого всех литератур народов России. Говоря о методике подготовки и проведения интегрированных уроков, важно отметить, что структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрировать можно и нужно блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Перед нами стояла задача интегрировать на одном уроке материал разных литератур, опираясь на идейно-тематическую, жанровую общность, освоение ими теоретико-литературных знаний, с целью их практического применения для развития речи, мышления, творческого потенциала, читательских умений. Для этого была составлена таблица программного материала литературного чтения УМК «Школа России» и литературы народов Дагестана для начальной школы, и определены общие темы, на основе которых возможно осуществление диалога культур в рамках одной учебной дисциплины. Весь литературный материал был разбит на разделы, которые должны помочь младшим школьникам осмыслить важные духовные ценности своего народа и других народов: «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших», «Люби живое», «Родина», «Делу - время, потехе - час», «Что хорошо и что дурно?» (Литературное чтение); «Что за прелесть эти сказки», «Наши мамы, папы, бабушки и дедушки», «В мире животных», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мой Дагестан» (Литература народов Дагестана). Интеграция национальных литератур органично встраивается в главную концепцию УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества [2, с. 5]. Исследования ученых подтверждают истину о том, что люди, у которых не сформировалась привязанность к

национальным ценностям, не могут с уважением относиться к национальным ценностям других народов, а национальное - это форма проявления патриотизма, потому что в национальных ценностях много общего, духовно близкого друг к другу [3, с. 26]. В связи с этим, необходимо отметить важность изучения жизни и творчества, наряду с детскими российскими поэтами и писателями дагестанских мастеров пера, чьи силы и помыслы были направлены на воспитание подрастающего поколения нашей республики. Так, изучение такого жанра, как сказка предполагает проведение параллелей из русской и дагестанской литератур («Рукавичка», «Цингил-цингил воробышек»), «Три сестры» из «Литературы народов Дагестана 1-4 классов» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина; «Волк и лиса» (дагестанская) и «Лиса и волк» (русская); «Птица Гуглухай» (кумыкская) и «Лиса и заяц» (русская). Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. За добро отблагодарят добром, а жадность и зависть всегда будут наказаны - к такому выводу приводит аварская сказка «Три сестры»; счастлив человек, когда он занят трудом, приносящим людям радость, - об этом убедительно повествует даргинская сказка «Второе рождение»; наивысшей похвалы и вознаграждений заслуживает трудолюбивый человек, а ленивый вызывает насмешку - эта мысль звучит в аварской народной сказке «Ответ старика». Во всех бедах человек должен винить свою собственную глупость и полагаться только на свой ум - учит дагестанская сказка «Охотник и соловей»; человека судят по его добрым делам и поступкам - такова основная мысль дагестанской сказки «Храбрый мальчик»; наглость, хитрость и алчность наказуемы - вот идея кумыкских сказок «Верблюд и лиса», «Птица Гуглухай», дагестанской сказки «Волк и лиса», лезгинской сказки «Цингил-цингил воробышек». О том, что душевная травма не заживает и она страшнее физической, повествует татская сказка «Лев и крестьянин» [1. 54] и чеченская «Кукушка» [1, с. 59]. Анализ сказок возбуждает детей к формулировке оценочных суждений. Это важно для развития мышления младших школьников. Например, к самым молодым школьникам авторы чтения после прочтения сказки «Кукушка» обращаются с вопросом: «Как повели себя кукушата, когда мать заболела? Почему она улетела из родного гнезда?» В ответе детей должна прозвучать оценка характера сказочных действующих лиц. Для формирования метапредметных результатов и при овладении навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, необходимо использовать материалы научно-познавательного характера, помогающие научно обосновать то, что образно изложено в художественной литературе. Например, после чтения сказки «Кукушка» важно объяснить тот факт, что сама птица не высиживает своих птенцов, а подкла-дывает их в другие гнезда. Рубрика «Знаете ли вы?» [1, с. 60] дает исчерпывающий научно обоснованный ответ на этот вопрос и формирует навыки работы с познавательной книгой, расширяет культурный кругозор. Диалог культур активно звучит во 2 классе при изучении творчества И. Бунина, в частности, стихотворения «Матери» и стихотворения М. Гаирбековой «Сердце матери», где поэтически ярко представлено аллегорическое выражение материнских чувств. Ласточка, строящая гнездо, заботящаяся о потомстве, воспитывает своих птенцов, до конца сохраняя в сердце теплоту чувств и заботы об их судьбе. Именно это светлое материнское чувство делает наш мир краше и добрее - вот идея стихотворения М. Гаирбековой. Анализируя образ ласточки, учитель использует прием словесного рисования: картина №1- ласточка вьет гнездо, чтобы вывести птенцов; картина №2 - она взлетает к солнцу, чтобы поделиться своей радостью; картина №3 - ласточка защищает свое потомство, укрывая их крыльями от бед; картина №4 - земной шар объят светом и теплом материнской любви. Прием перечитывания позволяет вникнуть в детали, с помощью которых создается образ любящей матери: «гордая детьми, взлетает мать выше гор...», «о детях день-деньской в заботе, укрывает их от бед своим крылом, учит звонким песням и полету, ладить с другом, воевать с врагом». Эти слова подтверждают важную мысль о том, что мать не только заботится о потомстве, но и воспитывает, направляет, учит. Лексический повтор слова «мать» во второй и третьей строфах позволяет сделать вывод о том, оно является ключевым и смыслообразующим. Как обобщение всего сказанного, можно предложить учащимся составить синквейн, где 1 строка одно слово - существительное - тема, 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему, 3 строка - три глагола, описывающих действия, относящихся к теме, 4 строка - фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает свое отношение к теме, 5 строка - слово - резюме.

Мама

Добрая и заботливая.

Любит, воспитывает, защищает.

Чтоб от счастья материнской доли, как от солнца, мир добрел кругом.

Лучшая на свете!

Для осмысления и обобщения информации, требующих точного отбора языковых средств отлично подходит написание «Даймонда». Данный прием является примером дальнейшего развития стратегий критического мышления. Даймонд - это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам. В переводе с английского обозначает «бриллиант», так как готовое стихотворение напоминает бриллиант по своим очертаниям. Даймонд может состоять из семи или девяти строк. В начальной школе наиболее актуально использовать даймонд из семи строк. В любом даймонде первая и последняя строчка представляет собой существительные антонимичные друг другу.

1 строка - существительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.