Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ МОРСКОГО ВУЗА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / INNOVATIVE ACTIVITY / MARINE UNIVERSITY CADET / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PRINCIPLES / STRATEGIC GUIDELINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович, Томилина Светлана Николаевна, Вовк Мария Юрьевна

В статье рассматриваются сущность системы патриотического воспитания учащейся молодежи - курсантов морского вуза, предназначенная для формирования нового поколения специалистов морского транспорта как основательно подготовленных профессионалов, верных и надежных сынов Отечества, патриотов-государственников. Авторы подчеркивают роль инновационной деятельности в патриотическом воспитании, всесторонней подготовки гражданских моряков к служению Отечеству, её принципы, детерминанты, условия эффективного развития в контексте инноваций в современном высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусмарцев Михаил Борисович, Томилина Светлана Николаевна, Вовк Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY IN PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF YOUTH AS A LEADING METHOD FOR IMPLEMENTING ITS STRATEGIC GUIDELINES

The article considers the essence of the system of Patriotic education of students-cadets of the Maritime University, intended for the formation of a new generation of Maritime transport specialists as thoroughly trained professionals, loyal and reliable sons of the Fatherland, patriots-statesmen. The authors emphasize the role of innovation in Patriotic education, comprehensive training of civil seamen to serve the Fatherland, its principles, determinants, and conditions for effective development in the context of innovation in modern higher education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ»

Педагогика

УДК 37.035.6

кандидат педагогических наук, доцент Кусмарцев Михаил Борисович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Томилина Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» (г. Новороссийск); кандидат педагогических наук Вовк Мария Юрьевна Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Севастополь (г. Севастополь)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются сущность системы патриотического воспитания учащейся молодежи - курсантов морского вуза, предназначенная для формирования нового поколения специалистов морского транспорта как основательно подготовленных профессионалов, верных и надежных сынов Отечества, патриотов-государственников. Авторы подчеркивают роль инновационной деятельности в патриотическом воспитании, всесторонней подготовки гражданских моряков к служению Отечеству, её принципы, детерминанты, условия эффективного развития в контексте инноваций в современном высшем образовании.

Ключевые слова: инновационная деятельность, курсант морского вуза, патриотизм, патриотическое воспитание, принципы, стратегические ориентиры.

Annotation. The article considers the essence of the system of Patriotic education of students-cadets of the Maritime University, intended for the formation of a new generation of Maritime transport specialists as thoroughly trained professionals, loyal and reliable sons of the Fatherland, patriots-statesmen. The authors emphasize the role of innovation in Patriotic education, comprehensive training of civil seamen to serve the Fatherland, its principles, determinants, and conditions for effective development in the context of innovation in modern higher education.

Keywords: innovative activity, marine University cadet, patriotism, Patriotic education, principles, strategic guidelines.

Введение. Формирование патриотизма у учащейся молодежи нашего государства, особенного студентов и курсантов высшей профессиональной школы, всегда были в центре внимания отечественных ученых [1; 2; 5; 6; 7]. Современная практика патриотического воспитания характеризуется активным поиском и внедрением новых моделей, технологий, форм и методов работы с юношами и девушками, воспитания каждого из них как подлинного гражданина-патриота, государственника, добросовестного профессионала и настоящего защитника интересов и рубежей Отечества.

Однако, в данной работе имеются еще очень много недостатков и недоработок. Значительная часть молодежи сторониться патриотической и волонтерской деятельности. В воспитательной практике изобилует формализм, упрощенчество, очковтирательство, бездушие воспитателей. Часть преподавателей вузов уклоняются от участия в воспитательно-патриотической деятельности. Некоторые из них считают, что сегодня патриотизм это миф, «пережиток социалистической идеологии», а патриотическое воспитание - это пустая трата времени.

Существенный вред делу воспитания патриотизма у учащейся молодежи наносит работа «по старинке», для галочки в плане. Молодежь на такие мероприятия загоняется ретивыми организаторами воспитательного процесса, и они сидят бездумно и бесцельно в ожидании его завершения. Такие «мероприятия» больше наносят вреда, чем пользы.

В современных условиях воспитательно-патриотическую работу с учащейся молодежью следует проводить с учетом их кругозора, интересов, потребностей, увлечений, желаний. Только творческая, конструктивная работа способна привлечь внимание юношей и девушек, позволит дать ответы на волнующие молодежь вопросы, касающиеся патриотизма, его необходимости для государства, социума и личности.

Все это требует применения инновационного подхода к патриотическому воспитанию.

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты совершенствования воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью изложены в научных трудах А.К. Быкова [1], А.Н. Вырщикова [2; 3], А.Н. Томилина [6] и др. При этом все авторы подчеркивают важность творческих инноваций в патриотическом воспитании, что позволяет повысить интерес и развивать желание учащейся молодежь участвовать, энергично и конструктивно заниматься патриотической работой.

В то же время, анализ научной литературы, относящейся к патриотической сфере, показывает, что вопрос понимание термина «инновационная деятельность в патриотическом воспитании» до сих пор не получил своего окончательного оформления и все еще остается открытым.

Инновационная деятельность в патриотическом воспитании представляет собой комплексную технологию управления развитием интеграционных процессов в конкретном воспитательном пространстве морского вуза, обеспечивающая системное и конструктивное изменение структуры, содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в целом.

Конечным результатом выступает воспроизводство и трансформация системы ценностей, идеалов, значений и смыслов, что гарантирует единство, неделимость и устойчиво-константное развитие созданной и действующей системы патриотического воспитания и её основных субъектов [3; 5; 6].

Эта ключевая идея заложена в Стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания в образовательном процессе морского вуза [7].

В то же время система патриотического воспитания, включающая взаимодействие с учреждениями культуры, общественными организациями, административными учреждениями детерминирована целями образовательной системы морского вуза, реализующей требования ФГОС ВО по целенаправленному

формированию каждого выпускника как компетентного морского специалиста, патриота судовладельческой компании и Отечества.

В широком социокультурном контексте система патриотического воспитания курсантов морского вуза выступает как специально организованный социокультурный и социально-педагогический механизм целенаправленного использования закономерностей развития, воспитания, социализации личности на основе проектирования инновационных моделей подготовки моряков к служению Отечеству как основе мотивации и смыслопорождения их деятельности по защите и созиданию Родины - России.

Принципами патриотического воспитания, лежащими в основе Стратегии, являются следующие:

- системно-организационного подхода, который предполагает скоординированную работу вуза и всех государственных и общественных организаций по патриотическому воспитанию будущих офицеров флота;

- проектно-деятельностного подхода, позволяющего включить в деятельность по защите и созиданию Отечества патриотов-государственников;

- индивидуализации патриотического воспитания, многообразия средств и методов, учитывающих интересы и наклонности курсантов вуза, их уровень образования, социальное положение и др.;

- комплексности реализации основных направлений патриотического воспитания;

- учета национальных, этнокультурных и других условий в формировании патриотической позиции личности гражданина и патриота России;

- открытости экспертного сообщества, способного объективно и эффективно оценить воспитательно-патриотическую деятельность по государственно-патриотическому воспитанию курсантов;

- рефлексивности, показывающей, на сколько ценности российского патриотизма вошли во внутренний мир личности и стали смыслами его жизни.

Инновационность развития системы государственно-патриотического учащейся молодежи предполагает наличие логически выстроенной и организованной деятельности, взаимосвязанной по целям, задачам и функциям деятельности субъектов образовательной системы от разработки методологии деятельности и логического построения содержания воспитания до технологий и приёмов взаимосвязи с соответствующими ресурсами, которые определяют способ взаимоотношения субъектов образовательного пространства между собой.

Стратегия строится на представлении, что в современном высшем образовании вне интеграционных процессов институтов социализации невозможно распространение инноваций, формирование человеческого капитала нового качества, обеспечение высокой культуры межнациональных отношений, развития социальных институтов и т.д., ориентированных на решение задач воспитания защитника Отечества. Так, одной из задач ныне действующей государственной программы патриотического воспитания россиян является «...совершенствование нормативной и правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципального управления, государственных и негосударственных организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта, туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания» [4].

Интеграция институтов социализации как базовый вектор Стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания в образовательном процессе морского вуза требует концептуального обоснования проектирования, планирования и процесса реализации, а также методических рекомендаций по основным направлениям деятельности субъектов. Это необходимо, чтобы обеспечить сопоставимость и корректную интеграцию стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза с государственной политикой патриотического воспитания граждан РФ, разрабатываемую в настоящее время для страны в целом и определить место кластерной стратегии в развитии патриотического воспитания в контексте реализации модернизационного сценария развития страны, а роль инновационных институциональных структур в достижении приоритетных целей и решении проблем патриотов-государственников [4, 7].

Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации воспитательных программ подготовки защитников Отечества в предыдущие годы, корректирует их, а также учитывает новые направления создания кластеров для поддержки инноваций в сфере патриотического воспитания, сформированные в последние годы.

Синергетический эффект интеграции институтов социализации в сфере патриотического воспитания есть результат кооперативного действия основных субъектов, приводящий к изменению качественного состояния образовательного пространства морского вуза и траектории его развития, а равно к удержанию выработанной и устоявшейся годами модели образования.

Преимущества интеграции институтов социализации в процессе инновационного развития патриотического воспитания курсантов морского вуза вытекают из основных интегративных свойств структур её основных субъектов: наличии мощного потенциала реализации целевых принципов планирования и управления, комплексного решения задач развития институциональных систем воспитания патриотов-государственников; получения синергетических эффектов от координации и кооперации во взаимодействии различных учреждений и организаций во взаимодействии с морским вузом [5].

Стратегия патриотического воспитания курсантов морского вуза ориентируется на концептуальные представления о социально-политическом, экономическом, организационно-методическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом развитии системы образования на среднесрочную перспективу и представляет собой продукт интеграции. Такая интеграция позволят:

• установить цели для различных возрастных категорий курсантов;

• интегрировать ресурсы патриотического воспитания в единый депозитарий и обеспечить доступ к ним каждого субъекта системы образования вуза;

• творчески сконструировать различные воспитательно-патриотические модели, которые будут востребованы современными вузами;

• развернуть инновационную систему подготовки кадров патриотического воспитания в вузе.

Практика воспитательно-патриотической деятельности настоятельно требует выявления педагогических

компонентов государственного патриотизма. Важнейшими из них являются:

- когнитивный - уяснение образа Родины (формирование представлений об историческом пути и культуре России);

- эмоционально-чувственный - чувственное восприятие образа Родины (включение и активизация психологических механизмов переживания);

- ценностно-смысловой - социализация чувств (становление личностной значимости ценностей и смыслов);

- морально-волевой (осознание ценностной нормативности патриотизма, организация собственных действий в рамках сложившейся нормативно-ценностной природы патриотизма);

- деятельностно-рефлексивный (формирование личностных механизмов освоения патриотизма, развитие мотивов и смыслов патриотической деятельности на благо Отечества).

Основные черты государственно-патриотической позиции следующие.

1. Развитие механизмов смыслообразования (патриотизм выступает как высший смысл служения государству);

2. Активизация внутреннего эмоционального мира. Патриотизм как ценность формирует ощущение долга перед Россией как государством. Так, смысл переходит в самоорганизацию индивида в контексте его приверженности государству.

3. Самореализация себя посредством патриотизма выступает гарантом связи индивида с обществом как единичного и целого. Целым выступает страна - Россия. Целостность - полнота включения человека в бытие российского общества, т.к. человек живёт не только в формах присвоения, но и в формах смыслов, идентичности, менталитета.

Выводы. Авторами статьи сделана попытка обоснования способов реализации и педагогического инструментария инновационной деятельности в патриотическом воспитании как ведущего направления инновационной деятельности его основных субъектов. В статье с научных позиций впервые получило необходимое обоснование представление о структуре образовательно-воспитательного пространства и функций его уровней и компонентов в патриотическом воспитании курсантов морского вуза, представлены результаты межнаучных исследований роли и места патриотического воспитания в развитии личности морского офицера транспортного флота в единстве с коллективом подчиненных, ориентированного на ценности современного российского государства. Авторы делают попытку выявления способов амплификации (обогащения) потенциала патриотизма курсанта морского вуза через многообразные виды поведения, отношений, деятельности на различных этапах обучения, и, на этой основе пытаются теоретически обосновать, экспериментально проверенные и практически апробированные наукоемкие модели патриотического воспитания в образовательном процессе морского вуза, ориентированные на формирование опыта служения Отечеству.

Формирование механизмов востребованности ценностей государственного патриотизма у курсантов морского вуза активизирует проявления ответственности, долга, идентичности, солидарности и др. И в этом отношении государственный патриотизм выступает как отношение, выражающее связь индивидуального и социального, что закладывает основы патриотической позиции личности.

Литература:

1. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика. - 2010. -№ 9. - С. 10-19.

2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. - Волгоград: ПринТерра, 2001. - 112 с.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. -№3 (98). - С. 4-10.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы» URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 31. 05 2020).

5. Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание: проблемы инновационного развития: монография. -Волгоград: ВолГМУ, 2013. - 198 с.

6. Томилин А.Н. О целесообразности применения социального и средового подходов при исследовании патриотизма курсантов морского ВУЗа // Материалы I Международной научно-практической конференции: Наука. Общество. Личность: Ставрополь: Логос, 2017. - С. 66-71.

7. Томилина С.Н. Концепция и стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография / С.Н. Томилина. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.