Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / модель / национальное самосознание / Отечество / поликультурное образовательное пространство / транспортный колледж / учащиеся / формирование / modeling / model / national identity / motherland / multicultural educational space / transport college / students / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Борисенко

Формирование национального самосознания у современной учащейся молодежи является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной деятельности. Нашему государству ныне потребна не просто законопослушная, трудоспособная и умная молодежь. Реализация колоссальных созидательных задач строительства новой России требует наличия в стране патриотично настроенной молодежи, профессионально компетентной, готовой к реализации грандиозных планов экономического и социального развития Российской Федерации, способной принять эстафету от старших поколений по её сохранению и экономическому процветанию, занятию лидирующего положения в мире. Для этого каждый юноша и девушка должны обладать сформированностью национального самосознания, понимать своё предназначение, роль и место в своей стране, отдавать все свои силы, знания, поведение и трудовые достижения на благо Отечества и российского многонационального народа. Развитое национальное самосознание – это стратегический человеческий ресурс нашего Отечества, основа единства и непобедимости многонационального народа страны. Cтатья посвящена научному обоснованию и конструированию новой педагогической модели, направленной на формирование национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF THE TRANSPORT COLLEGE

The formation of national self-consciousness among modern students is one of the priority tasks of educational activities. Our state now needs not just law-abiding, able-bodied and intelligent young people. The realization of the colossal creative tasks of building a new Russia requires patriotic young people in the country, professionally competent, ready to implement grandiose plans for the economic and social development of the Russian Federation, able to take the baton from older generations for its preservation and economic prosperity, taking a leading position in the world. To do this, every young man and girl must have a well-formed national identity, understand their purpose, role and place in their country, give all their strength, knowledge, behavior and labor achievements for the benefit of the Fatherland and the Russian multinational people. A developed national consciousness is a strategic human resource of our motherland, the basis of the unity and invincibility of our multinational people. This article is devoted to the scientific substantiation and construction of a new pedagogical model aimed at the formation of national self-consciousness of students in the multicultural educational space of the transport college.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА»

Все выходы в школы согласовывались заранее с руководством образовательных организаций и осуществлялись строго с соблюдением предписанных норм: все студенты и руководители практики, приходящие в школы, предоставляли ПЦР-тест и/или тест на антитела к коронавирусу. Конечно, иногда это вызывало определенные проблемы, поскольку не во всех регионах студенты могли записаться на бесплатные ПЦР-тесты, и им приходилось пользоваться услугами платных лабораторий, что было весьма затратно.

Также все образовательные организации осуществляли термометрию на входе, требовали наличия масок и перчаток от пришедших.

В ходе психолого-педагогической практики студенты смогли посетить уроки в школах, внеурочные мероприятия (в ряде школ внеурочные мероприятия не проводились в связи с карантинными мерами), спланировать и провести собственное внеурочное занятие. Самыми популярными темами для

Библиографический список

внеурочных занятий были следующие: «День космонавтики», «День Победы», «Этикет», а наиболее частыми формами - классный час, квест, квиз и викторина. Почти все студенты получили самые высокие отзывы о своей работе в школах и проведенных мероприятиях, что убедило их в правильности выбора будущей профессии.

Подытоживая, следует отметить, что, несмотря на сложную ситуацию с пандемией, большинство студентов успешно справились со всеми заданиями. В своих рефлексивных отчетах многие отмечали, что непосредственная работа с детьми (а это первая практика, предполагающая самостоятельную подготовку и проведение внеурочного мероприятия) вызвала у них много положительных эмоций; непосредственная реакция детей, общение с ними дали ценный опыт реальной педагогической деятельности, который, несомненно, пригодится им в будущем.

1. Антонова Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научно-исследовательской деятельности будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

2. Калацкая Н.Н., Гурьянова О.А. Организация психолого-педагогической практики студентов в условиях модернизации педагогического образования. Образование и саморазвитие. 2015; № 2 (44): 75 - 85.

3. Кустова Е.И. Особенности формирования профессионально важных качеств личности учителя у студентов во время педагогических практик. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

4. Лазарева М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 212 - 215.

6. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. Москва: Просвещение, 1989.

References

1. Antonova N.N. Opyt organizacii uchebnoj praktiki po formirovaniyu pervichnyh professional'nyh umenij i navykov, v tomchisle i v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih uchitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

2. Kalackaya N.N., Gur'yanova O.A. Organizaciya psihologo-pedagogicheskoj praktiki studentov v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Obrazovanie i samorazvitie. 2015; № 2 (44): 75 - 85.

3. Kustova E.I. Osobennosti formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv lichnosti uchitelya u studentov vo vremya pedagogicheskih praktik. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. Lazareva M.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti bakalavrov v processe pedagogicheskoj praktiki v usloviyah vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

5. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Nastavnichestvo kak forma podderzhki professional'nogo stanovleniya studentov v hode uchebnoj pedagogicheskoj praktiki. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii: materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 212 - 215.

6. Abdullina O.A., Zagryazkina N.N. Pedagogicheskaya praktika studentov. Moskva: Prosveschenie, 1989.

Статья поступила в редакцию 19.08.21

УДК 378.01

Borisenko Yu.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), Е-mail: www.aumsu.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF THE TRANSPORT COLLEGE. The formation of national self-consciousness among modern students is one of the priority tasks of educational activities. Our state now needs not just law-abiding, able-bodied and intelligent young people. The realization of the colossal creative tasks of building a new Russia requires patriotic young people in the country, professionally competent, ready to implement grandiose plans for the economic and social development of the Russian Federation, able to take the baton from older generations for its preservation and economic prosperity, taking a leading position in the world. To do this, every young man and girl must have a well-formed national identity, understand their purpose, role and place in their country, give all their strength, knowledge, behavior and labor achievements for the benefit of the Fatherland and the Russian multinational people. A developed national consciousness is a strategic human resource of our motherland, the basis of the unity and invincibility of our multinational people. This article is devoted to the scientific substantiation and construction of a new pedagogical model aimed at the formation of national self-consciousness of students in the multicultural educational space of the transport college.

Key words: modeling, model, national identity, motherland, multicultural educational space, transport college, students, formation.

Ю.А. Борисенко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: www.aumsu.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА

Формирование национального самосознания у современной учащейся молодежи является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной деятельности. Нашему государству ныне потребна не просто законопослушная, трудоспособная и умная молодежь. Реализация колоссальных созидательных задач строительства новой России требует наличия в стране патриотично настроенной молодежи, профессионально компетентной, готовой к реализации грандиозных планов экономического и социального развития Российской Федерации, способной принять эстафету от старших поколений по её сохранению и экономическому процветанию, занятию лидирующего положения в мире. Для этого каждый юноша и девушка должны обладать сформированностью национального самосознания, понимать своё предназначение, роль и место в своей стране, отдавать все свои силы, знания, поведение и трудовые достижения на благо Отечества и российского многонационального народа. Развитое национальное самосознание - это стратегический человеческий ресурс нашего Отечества, основа единства и непобедимости многонационального народа страны. Статья посвящена научному обоснованию и конструированию новой педагогической модели, направленной на формирование национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа.

Ключевые слова: моделирование, модель, национальное самосознание, Отечество, поликультурное образовательное пространство, транспортный колледж, учащиеся, формирование.

1G

Актуальность настоящей статьи обусловлена следующим комплексом факторов: 1) внутренней направленности: а) существенными конструктивно-трансформационными процессами, охватившими все сферы политической, экономической и социальной жизни; б) активизацией этнических контактов между представителями разных этносов и национальностей; в) повышением национального и патриотического сознания граждан России; в) возрастанием интереса молодежи к историческому прошлому нашего Отечества; г) ростом количества мигрантов в нашу страну; д) продолжением духовно-нравственного кризиса российского социума; е) снижением результативности воспитательной деятельности с молодежью, что привело к росту преступности в этой среде, увлечению наркотиками и алкоголем, неуважительного отношения к старшим поколениям, ветеранам, отечественным ценностям, традициям, обычаям и ритуалам. 2) внешней направленности: а) наличием реальной военной угрозы со стороны западных стран, объединенных в военно-политический блок НАТО; б) систематическим ужесточением ведущими странами и их сателлитами политических и экономических санкций в отношении нашей страны и её граждан; в) развернувшейся жесткой информационно-психологической войны в отношении России и её населения, включающей намеренную фальсификацию исторических событий, искажение существующей дружбы между народами России, разжигание национальной вражды и неприязни, формирование русофобии.

Злободневность рассматриваемой темы, её важность в аспекте государственной безопасности была рассмотрена на государственном уровне. В принятых решениях указывается на целесообразность активизации воспитания всех категорий граждан, особенно учащейся молодежи [1].

В реализации данного требования руководство страны предполагает наличие соответствующей педагогической модели, позволяющей целенаправленно и эффективно организовывать и проводить процесс формирования национального самосознания у учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений.

В отечественной педагогической науке тема формирования национального самосознания у учащейся молодежи активно стала разрабатываться с конца 90-х годов ХХ века. Существенный вклад в развитие различных аспектов национального самосознания внесли такие ученые и молодые исследователи, как Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижев, И.В. Дьяконов, П.Т. Евдокимов, Л.В. Скворцов, Н.В. Солодовникова, А.Т. Спиркин и другие.

Для рассматриваемой темы значимыми являются научные публикации таких авторов, как В.В. Иванова (2011); В.С. Мерлин (2007); В.В Столин (2013); Д.С. Гордеева (2017) и другие, в которых раскрываются общие положения теории самосознания личности.

В этом направлении также проведен ряд основательных исследований такими учеными, как В.Е. Кассихина (2002); Д.Я. Райгородский (2003); Е.Л. Райхли-на (2011); М. Н. Попова (2018); В.В. Шарапов (2018); О.А. Карнышева (2019) и др.

Имеются некоторые научные разработки и в плане формирования национального самосознания у учащихся средних профессиональных учебных заведений.

К примеру, Н.А. Левитская (2008) рассмотрела проблематику формирования национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства [2]. Т.С. Артюхина исследовала специфику развития гражданского самосознания студентов колледжа во внеучебной деятельности [3]. А.Л. Андреев изучил особенности формирования исторического самосознания у учащихся педагогического колледжа [4].

Как видим, целенаправленного исследования процесса формирования национального самосознания у учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа не проводилось, что указывает на острую потребность в осуществлении такого педагогического изучения.

Основываясь на взглядах и подходах вышеприведенных авторов, дадим авторское определение термину «национальное самосознание учащегося транспортного колледжа», понимаемого как представление личности о своей национальной принадлежности; устоявшийся взгляд на историческое прошлое Отечества и российского народа, своей нации, современность и будущее России; степень овладения родным языком, культурой, традициями и обычаями народа; уяснение и бережное отношение к национальным интересам, ценностям и ценностным ориентациям, воспитание толерантного отношения к другим этносам и конфессиям. Сформированное национальное самосознание обусловливает формирование Сформированное национальное самосознание обусловливает формирование константной личности, устойчивость её государственно-патриотической позиции, верность и надежность, законопослушность, добросовестность, трудолюбие, активность в жизнедеятельности на благо Российской Федерации.

Цель статьи: обосновать и раскрыть содержание модели формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа.

Сущность педагогического моделирования. В педагогике метод моделирования получил довольно широкое распространение и созидательное применение. Он отличается от других методов тем, что позволяет опосредованно изучить объект через использование иного объекта, именуемого моделью [5]. Суть моделирования содержится в получении довольно обширной информации об объекте путем всестороннего исследования сконструированной модели, воспроизводящей объект в идеале. Развитая умственная деятельность человека, его мысли-

тельные способности (абстрагирование, конкретизация, аналогия, упрощение, формализация, схематизация) позволяют творчески применить моделирование в педагогическом исследовании [6].

По мнению А.Н. Дахина, к особенностям педагогического моделирования относятся: а) самостоятельное направление в общем методе исследования; б) уровень адекватности действительности; в) применение педагогической ва-лидности для описания степени эффективности моделирования. Оно очень близко ряду понятий, таким как достоверность, адекватность, но в то же время оно абсолютно не тождественно им; г) необходимость присутствия развернутой универсальной и содержательной частей; д) обладание собственным проблемным полем; е) объединение с корректной формализацией реальных педагогических явлений; ж) ориентация на основательную и всестороннюю проверку сконструированной модели.

Конструирование педагогической модели предполагает соблюдение определенного алгоритма, включающего следующие этапы:

а) подготовительный (теоретический анализ научной литературы; изучение соответствующего педагогического опыта; формулировка замысла);

б) созидательный (конструирование конкретной педагогической модели и её реальная проверка на практике);

в) заключительный (анализ и оценка полученных результатов; формулировка выводов и рекомендаций; оформление требуемой документации) [7].

Основные компоненты модели формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа

Выполненный выше теоретический анализ позволяет нам сконструировать педагогическую модель формирования национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа, структурно содержащую следующие компоненты: целевой; научно-методологический; содержательно-технологический; процессуально-деятельностный и критериально-оценочный. Рассмотрим их содержание.

Целевой компонент предусматривает определение конкретной цели, на достижение которой направлен педагогический процесс. В данном случае таковым является формирование у учащихся транспортного колледжа высокого уровня национального самосознания. Достижение данной цели будет возможным при осуществлении систематизированного и целенаправленного педагогического воздействия и реализации следующей совокупности задач:

- перестройка учебно-воспитательной деятельности в колледже и её творческой направленности на формирование у учащихся национального самосознания;

- мобилизаця у преподавателей их готовности и способности строить учебно-воспитательную деятельность с акцентуацией внимания и интереса учащихся на такое явление, как «национальное самосознание»;

- усиление изучения учащимися отечественной истории, славного и героического пути российского многонационального народа;

- овладение учащимися сущности феномена «национальное самосознание» и путей его формирования;

- развитие у учащихся интереса и желания сформировать у себя высокий уровень национального самосознания и патриотизма;

- вовлечение учащихся в активную патриотическую и волонтерскую деятельность;

- привитие учащимся потребности в самовоспитании, самообразовании в интересах развития у себя национального самосознания, становления как гражданина-патриота, компетентного профессионала, отдающего себя полностью делу процветания любимого Отечества и улучшения благосостояния российского народа.

Научно-методологический компонент содержит систему действий по поиску, анализу и выбору требуемых методологических подходов и принципов, позволяющих всесторонне, логически правильно и последовательно провести педагогическое исследование. Применение методологических подходов (систем-но-деятельностного, аксиологического, компетентностного, диагностического) и принципов (научности, системности, целостности, патриотической мотивации, личностного подхода, культурологичности, многонациональности, этнического многообразия, толерантности) дает возможность определить исходную позицию, выбрать необходимые методики, сформировать диагностический аппарат. В итоге исследователь получает единую, целостную и достоверную картину изучаемого объекта.

Содержательно-технологический компонент направляет усилия исследователя (преподавателя, воспитателя) на: 1) обстоятельное изучение сложившейся ситуации, анализ педагогического опыта и практики её формирования в конкретном учебном заведении; 2) проведение диагностики уровня национального самосознания учащихся и анализ полученных результатов; 3) разработку авторской целевой программы и её утверждение у руководителя транспортного колледжа; 4) выбор и применение комплекса организационно-педагогических условий, включающего: а) применение возможностей поликультурного пространства учебного заведения для обогащения процесса формирования национального самосознания; б) повышение психолого-педагогического мастерства преподавателей в процессе целенаправленной учебно-воспитательной деятельности, предусматривающей применение возможностей феномена национальное самосознание в

становлении учащихся как компетентных профессионалов и граждан - патриотов Отечества; в) развитие интереса и мотивации учащихся к идее национального самосознания; г) стимулирование учащихся, стремящихся к усвоению теории и практики национального самосознания; д) организация рефлексии овладения знаниями и навыками национального самосознания; е) использование возможностей самовоспитания для развития национального самосознания личности) [8].

Процессуально-деятельностный компонент предусматривает логическое взаимодействие субъектов образования (преподавателей, воспитателей, кураторов, учащихся) в процессе профессиональной подготовки, изучения авторской целевой программы, участия в разнообразной практики, социально-общественной, культурно-досуговой и волонтерской деятельности.

В процессе профессиональной подготовки (изучение общегуманитарных и специальных дисциплин) и обучения по целевой программе во внеучебной работе учащиеся овладевают новыми знаниями в сфере национального самосознания, новыми навыками и умениями, относящимися к национальной культуре, национальным ценностям, традициям и обычаям, приобретают опыт межнационального и толерантного общения, обмена разнообразной информацией, налаживания доброжелательной коммуникации и взаимовыгодного сотрудничества с представителями иных этносов.

Основными этапами формирования национального самосознания у учащихся транспортного колледжа являются:

- входной (направлен на установление исходного состояния национального самосознания учащихся, наличие проблем, тенденций и готовности юношей и девушек целенаправленно заниматься получением новых знаний и навыков);

- обучения и воспитания (ориентирован на целенаправленную организацию учебно-воспитательной деятельности, введение национального компонента в профессиональную подготовку, изучение во внеучебной деятельности авторской целевой программы, позволяющей получить более углубленные знания и навыки о русской нации и её системообразующей роли в государстве, многонациональном российском народе, его легендарной истории и уникальной культуре, устоявшихся традициях и обычаях, русском языке как государственном, его необыкновенном колорите, богатстве и особенностях национальных языков и культур, сложившихся ценностях и ценностных ориентациях, российском образе жизни, национальных интересах и потребностях бережного к ним отношения, конструктивного использования в жизни и деятельности);

- заключительно-рефлексивный (обращен на проведение итоговой педагогической диагностики, оценки полученных результатов, формулировании

Библиографический список

конкретных выводов и рекомендаций, осуществлении требуемой коррекции всех программ (учебных, целевой), рефлексии учащимися своей учебной деятельности и достигнутых результатов).

Критериально-оценочный компонент охватывает следующие составные элементы: критерии (позволяют измерить степень сформированности национального самосознания у учащихся), уровни и результат.

Критериями сформированности национального самосознания у учащихся транспортного колледжа являются: а) когнитивный (характеризует уровень знаний учащегося о своем народе, национальной истории, культуре, языке, традиций, обычаев; знаний о других народах, населяющих Россию; умение применить имеющиеся знания в своей жизнедеятельности и повседневной практике; готовность получать новые знания, относящиеся к национальной теме); б) эмоционально-ценностный (выражает отношение личности к национальным и культурным ценностям; проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему своего народа и Отечества); в) поведенческий (активность в жизнедеятельности своего народа; беспристрастное отношение к своему поведению и поступкам; уровень толерантности к представителям иных наций и конфессий).

Основываясь на выделенных критериях, соответствующих им показателях, установлены три уровня сформированности национального самосознания учащихся транспортного колледжа: низкий, средний, высокий.

Конечный результат реализации настоящей модели - это учащийся транспортного колледжа со сформированным национальным самосознанием, любящий своей народ, его историю, язык, культуру, традиции и обычаи, национальные ценности и ценностные ориентации, гордящийся ими, бережно относящийся к ним и готовый руководствоваться ими в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Данный компонент предусматривает не только оценку сформированности национального самосознания учащихся, но и проведение рефлексии учащимися процесса овладения новыми знаниями и навыками, а также коррекцию учебно-воспитательной деятельности и авторской целевой программы.

Сконструированная модель представляет собой стройную и связанную между собой систему элементов, начиная от цели и заканчивая рефлексией и коррекцией учебных и авторских программ, которые образуют целостную структуру, направленную на реализацию намеченной цели - формирование высокого уровня национального самосознания у юношей и девушек, обучающихся в транспортном колледже.

1. Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года. Available at: / https://www.garant.ru/

2. Левитская Н.А. Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства: на материале изучения литературы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2008.

3. Артюхина Т.С. Развитие гражданского самосознания студентов колледжа во внеучебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 1998.

4. Андреев А.Л. Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2020.

5. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010; Т. 2, № 1 (З): 11 - 20.

6. Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике. Общество: социология, психология, педагогика. 2019; № 12 (68): 146 - 154.

7. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. -Новороссийск: РИО ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2010.

8. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 108 - 110.

References

1. Strategiya gosudarstvennoj nacional'nojpolitiki na period do 2025 goda. Available at: / https://www.garant.ru/

2. Levitskaya N.A. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya studentov v obrazovatel'nom processe kolledzha kul'tury i iskusstva: na materiale izucheniya literatury. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2008.

3. Artyuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznaniya studentov kolledzha vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 1998.

4. Andreev A.L. Formirovanie istoricheskogo samosoznaniya studentovpedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2020.

5. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike. Ideiiidealy. 2010; T. 2, № 1 (З): 11 - 20.

6. Pisarenko V.I. Modelirovanie v sovremennoj pedagogike. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2019; № 12 (68): 146 - 154.

7. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakíika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. - Novorossijsk: RIO GMU im. admirala F.F. Ushakova, 2010.

8. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert N.E. Osobennosti modelirovaniya processa patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 108 - 110.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 37

Vlasova V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: vlasova_100@mail.ru

Sypko E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: elena_sypko@mail.ru

USING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF EDUCATION RENEWAL. The article considers the issue of using the information and educational environment associated with the need to improve the educational process, providing students with the opportunity to use a wide range of educational content. It is the use of interactive technologies in the educational process that will allow setting new vectors for updating education, compensating for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.