Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетентность / учитель начальных классов / профессиональная подготовка / ethno-cultural competence / formation / model / criteria / indicators / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Оконешникова

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время идет процесс развития глобализации образования, в связи чем актуальным становится поликультурное образование, где культурологическая составляющая содержания образования приобретает особое значение. Перед педагогами стоит задача – воспитание личности, обладающей межкультурной компетентностью, сформированной на основе этнической культуры. Учитель начальных классов является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, транслятором духовного наследия народа подрастающему поколению. Этнокультурная компетентность педагога рассматривается как совокупность профессионально-личностных характеристик, определяющая готовность и способность к этнокультурному образованию младших школьников, организации деятельности по приобщению к национальной культуре, воспитанию позитивного, толерантного отношения и уважения к культуре и традициям других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Оконешникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals the problem of forming the ethnocultural competence of future primary school teachers. The relevance of the study lies in the fact that the process of integration of the Russian education system into the international educational space is currently developing, in connection with which, multicultural education is becoming relevant, where the cultural component of the educational content acquires special significance. Teachers are faced with the task of educating a personality with intercultural competence, formed on the basis of ethnic culture. The primary school teacher is a key figure in the educational process, a translator of the spiritual heritage of the people to the younger generation. The ethnocultural competence of a teacher is considered as an integral professional and personal characteristic that determines the readiness and ability to ethnocultural education of primary schoolchildren, the organization of activities to familiarize with the national culture, foster a positive, tolerant attitude and respect for the culture and traditions of other peoples.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Таким образом, ученики выделяют специфические черты каждого произведения. Для А.К. Михайлова природа, зима, снег являются источником вдохновения. Его стихотворение наполнено чувством радости, умиротворенности. Стихотворение «Снег в Якутске» динамичное и веселое («буйный разгул снежинок»), при этом снег является объектом созерцания лирического героя, он завораживает его. А в стихотворении РП Щировой чувство радости сменяется грустью. Снег заставляет лирического героя погрузиться в свои мысли. В этом произведении концепт «снег» тоже связан со светом и с тишиной. Кроме того, ребята выделили мотив сна у Р. П. Щировой - «зыбкий полусон» [8], говорящий о том, что с наступлением зимы природа погружается в сон.

В заключение обучающиеся обращаются к произведениям русских поэтов, которые можно сопоставить со стихотворениями якутского поэта А.К. Михайлова.

Библиографический список

Старшеклассники отмечают стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Береза», «Поет зима - аукает...» С.А. Есенина, «Чародейкою зимою...» Ф.И. Тютчева и др.

Сопоставительное изучение лирических произведений является эффективным способом углубления и расширения литературного образования школьников. Целесообразное и систематическое использование сопоставительного метода изучения художественных произведений способствует глубокому пониманию одного текста под влиянием другого, школьники учатся не только видеть сходства и различия в произведениях, но и развивают умения видеть мир в диалоге. Сопоставительное изучение произведений обеспечивает эффективное усвоение учебного материала, усиливает эмоциональную восприимчивость обучающихся, развивает навыки самостоятельного анализа литературного произведения.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Available at: http:// https://fgos.ru

2. Черкезова М.В. Исторический опыт формирования содержания литературного образования в полиэтническом российском социуме. Стандарт и мониторинг в образовании. 2013; № 2: 44 - 48.

3. Межова М.В. Поэтический текст в межлитературном диалоге культур. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2015; № 10: 168 - 178.

4. Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования. Available at: http://abelogurov. narod.ru/works/text2.html

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.

6. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2019/2020 учебном году. Москва, 2019.

7. Михайлов А.К. Снег в Якутске: Стихи. Москва: Современник, 1980.

8. Щирова РГ. Стихи. Якутск, 1985.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Available at: http:// https://fgos.ru

2. Cherkezova M.V. Istoricheskij opyt formirovaniya soderzhaniya literaturnogo obrazovaniya v poli'etnicheskom rossijskom sociume. Standart i monitoring v obrazovanii. 2013; № 2: 44 - 48.

3. Mezhova M.V. Po'eticheskij tekst v mezhliteraturnom dialoge kul'tur. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2015; № 10: 168 - 178.

4. Belogurov A.Yu., Suprunova L.L. Polikul'turnyj aspekt nacional'no-regional'nogo komponenta soderzhaniya obschego obrazovaniya. Available at: http://abelogurov.narod.ru/ works/text2.html

5. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu shkol'nogo i municipal'nogo 'etapov vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po literature v 2019/2020 uchebnom godu. Moskva, 2019.

7. Mihajlov A.K. Sneg v Yakutske: Stihi. Moskva: Sovremennik, 1980.

8. Schirova R.G. Stihi. Yakutsk, 1985.

Статья поступила в редакцию 18.08.20

УДК 378

Okoneshnikova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: Nadyaok80@mail.ru

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the problem of forming the ethnocultural competence of future primary school teachers. The relevance of the study lies in the fact that the process of integration of the Russian education system into the international educational space is currently developing, in connection with which, multicultural education is becoming relevant, where the cultural component of the educational content acquires special significance. Teachers are faced with the task of educating a personality with intercultural competence, formed on the basis of ethnic culture. The primary school teacher is a key figure in the educational process, a translator of the spiritual heritage of the people to the younger generation. The ethnocultural competence of a teacher is considered as an integral professional and personal characteristic that determines the readiness and ability to ethnocultural education of primary schoolchildren, the organization of activities to familiarize with the national culture, foster a positive, tolerant attitude and respect for the culture and traditions of other peoples.

Key words: ethno-cultural competence, formation, model, criteria, indicators, pedagogical conditions.

Н.В. Оконешникова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова, г. Якутск, E-mail: Nadyaok80@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время идет процесс развития глобализации образования, в связи чем актуальным становится поликультурное образование, где культурологическая составляющая содержания образования приобретает особое значение. Перед педагогами стоит задача - воспитание личности, обладающей межкультурной компетентностью, сформированной на основе этнической культуры. Учитель начальных классов является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, транслятором духовного наследия народа подрастающему поколению. Этнокультурная компетентность педагога рассматривается как совокупность профессионально-личностных характеристик, определяющая готовность и способность к этнокультурному образованию младших школьников, организации деятельности по приобщению к национальной культуре, воспитанию позитивного, толерантного отношения и уважения к культуре и традициям других народов.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, учитель начальных классов, профессиональная подготовка.

В системе высшего образования предусматривается комплекс мероприятий по повышению качества подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды, способных к реализации

этнокультурного образования учащихся. Способствовать сохранению, развитию и пропаганде культурных достижений народа - одна из важных задач педагога. Согласимся с мнением В.А. Сластенина, что миссия педагога заключается в том,

чтобы быть носителем, транслятором накопленных народом ценностей, языка, культуры, традиций и фольклора [1].

Этнокультурное образование младших школьников предусматривает в первую очередь формирование этнической идентификации и социализацию в поликультурное образовательное пространство. В связи с этим функция учителя заключается в следующем [2, с. 20]:

- транслирующая (передача подрастающему поколению накопленного культурно-исторического опыта народа, духовных ценностей);

- развивающая (формирование этнического самосознания, воспитание толерантности и уважения к культуре и традициям своего и других народов);

- дифференцирующая (изучение национально-культурных потребностей детей);

- интегрирующая (организация положительного взаимодействия и культурного взаимообогащения представителей разных национальностей).

Этнокультурное образование младших школьников смогут осуществить вы-сокоподготовленные, «этно-» «культурно-» «компетентные» педагоги.

Слово «культура» с латинского языка переводится как «возделывание», «обработка», «улучшение земли». В трудах немецкого просветителя И.П Гердера дается значение понятия «культура» в контексте истории человечества [3].

В толковом словаре В.И. Даля понятие «культура» рассматривается как «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образование умственное и нравственное». В этническом контексте «культура» понимается как духовные и материальные ценности народа, традиции и обряды, язык и фольклор, которые передаются из поколения в поколение. Термин «компетентность» с латинского языка означает «добиваюсь, соответствую, подхожу». В толковом словаре

B. Даля «компетентность» - это круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знание и опыт в той или иной области [4].

Проблема профессиональной компетентности педагога является предметом исследования многих ученых (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова, Н.Н. Лобанова, Л.М. Митина, О.С. Орлов, Ю.Н. Кулюткин, ПС. Сухобская и др.).

Анализ исследования позволил выявить основные подходы к изучению понятия «компетентность» [5, с. 23]. Е.В. Бондаревская, Л.С. Колмогорова, Е.В. Попова, Н.С. Розов рассматривают данное понятие в контексте педагогической культуры; Д.М. Гришин, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, Е.М. Павлютенков, А.И. Пискунов, О.М. Шиян раскрывают компетентность в педагогической деятельности; А.И. Панарин, РХ. Шакуров - как профессионально-личностную характеристику педагога, Б.С. Гершунский, Т.П. Браже, Н.И. За-прудский, О.Е. Ломакина - как качество уровня подготовленности учителя и как результат системного образования.

В.А. Сластениным разработана профессиограмма учителя, основанная на системно-целостном подходе к профессиональному становлению и раскрывающая творческий потенциал. В профессиограмме систематизирована характеристика педагога, обеспечивающая успешную педагогическую деятельность. Основная концепция профессионального развития педагога заключается в творческой самореализации и развитии эмоционально-волевых способностей [1].

В трудах Д.М. Гришина, М.Н. Кузьмина, А.К. Марковой и др. деятельный компонент рассматривается как системообразующий в структуре профессиональной компетентности. В работе Е.М. Павлютенкова профессиональная компетентность раскрывается как глубокое и свободное владение содержанием своего предмета и наличие профессионально важных качеств личности учителя.

C.Г Молчанов рассматривает профессиональную компетентность как совокупность философских, социологических, психологических, педагогических знаний, умений моделирования, программирования, проектирования, рефлексии и профессионально значимых личностных качеств, таких как креативность, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации и др. Как считает О.С. Орлов, компетентный специалист обладает совокупностью педагогической культуры, которая позволяет ему решать задачи образования, а также организовывать педагогическое взаимодействие [6].

А.К. Маркова рассматривает компетентность как один из компонентов профессионализма, она которая делится на специальную, социальную, личностную и индивидуальную. Специальная компетентность - это наличие профессиональных качеств проектирования собственного развития. Социальная компетентность - способность к сотрудничеству, общению. Личностная компетентность - способность к саморефлексии, саморазвитию. Индивидуальная компетентность - самореализация человека, готовность к профессиональному росту.

Э.Ф. Зеер определяет классификацию профессиональной компетентности и в качестве основных ее компонентов выделяет социально-правовую компе-

Библиографический список

тентность, т.е. знания и умения в области взаимодействия с людьми, владение приемами педагогического общения; спецкомпетентность, т.е. способность к самостоятельному решению конкретных профессиональных задач, саморефлексии и самосовершенствованию; персональную компетентность, т.е. способность к постоянному профессиональному росту, самореализации.

Таким образом, многими исследователями профессиональная компетентность педагога рассматривается как профессионально-личностная характеристика, которая определяет способность решать конкретные ситуации и задачи, возникающие в реальной жизни, с применением знаний, способностей, профессионального и жизненного опыта [7, с. 8].

Вопросы этнокультурной подготовки педагогов, системно-целостный подход к подготовке учителя национальной школы рассматривается в трудах ГН. Волкова [8, с. 20 - 23].

A.Н. Некрасова понятие «этнокультурная компетентность» понимает как свойство личности, подготовленной к межэтническому общению. В.Н. Галяпи-на и Т. В. Поштарева основной целью этнокультурной компетентности педагога считают внешнюю и внутреннюю направленность личности. Внешняя направленность - это учет этнических особенностей, стремление к межкультурному диалогу. Внутренняя направленность - педагог не только носитель культуры, а транслятор, проводник культурных ценностей [9].

С.Б. Серякова рассматривает понятие «этнокультурная компетентность педагога» как педагогический феномен, характеризующий степень усвоения культуры своего и других народов, способность к передаче традиций, ценностных ориентаций, к реализации этнокультурного образования. Автор считает, что формирование этнокультурной компетентности осуществляется в процессе теоретической этнопедагогической подготовки будущих педагогов и через включение в творческую деятельность с погружением в мир традиций и культуры, а также формирование этнического самосознания будущего учителя [10].

B. Байденко видит понятие компетенции в способностях специалиста, которые основываются на знаниях, опыте, склонностях, полученных в результате обучения, но подразумевает не только наличие их, но и владение и применение их в решении конкретных ситуаций и задач.

A.B. Хуторской выделяет следующие компетенции: ценностно-смысловая компетенция, которая связана с ценностными представлениями человека, его мировосприятием; общекультурная компетенция - это духовно-нравственные основы семейных и социальных отношений, культурологические основы общественных и социальных явлений; информационная компетенция - это умение анализировать и отбирать нужную информацию, преобразовывать и передавать ее; коммуникативная компетенция подразумевает способность взаимодействовать с людьми; социально-трудовая компетенция - это владение знаниями и опытом гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности.

Проблемы развития регионального образования и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов рассмотрены в трудах В.Ф. Афанасьева, И.С. Портнягина, П.П. Борисова [11], Ф.В. Габышевой, Е.И. Михайловой, А.А. Григорьевой, Л.И. Аманбаевой, Д.А. Данилова, Е.П. Жиркова, А.В. Ивановой, А.Г Корниловой, В.Д. Михайлова, А.В. Мордовской, А.Д. Семеновой, И.И. Портнягина, Н.Д. Неустроева, А.Д. Николаевой, А.Н. Неустровой, Н.Н. Романова, Захаровой А.И., Бортник А.Ф, Романовой М.Н., Г.Н. Максимова и др.

Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова характеризуют профессиональную компетентность педагога как соответствие знаний, умений и опыта педагога реальному уровню сложности выполняемых им психолого-педагогических, методических задач и проблем, также навыки профессиональной рефлексии, умения выявлять, описывать и объяснять факты, явления и процессы в реальной жизни [11].

А.Д. Николаева раскрывает преимущества использования индигенного подхода в практике подготовки будущих педагогов. Индигенный подход предполагает, что только носитель аборигенной культуры может эффективно реализовывать задачи образования, основываясь на социокультурных особенностях развития родного народа, его мировоззрения и менталитета [12, с. 32 - 37].

Процесс этнопедагогизации подготовки будущих учителей, как считают Н.Д. Неустроев и А.Н. Неустроева, решает задачи формирования ценностного отношения к истории народа, освоения традиций народной педагогики, развития способностей по различным видам народного творчества, культуры межнациональных отношений, развития этнопедагогических качеств личности учителя [13, с. 184 - 189].

Таким образом, этнокультурная компетентность педагога - это профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность к сохранению, развитию и передаче культурно-исторических достижений народа, организации деятельности учащихся по приобщению к национальной культуре, воспитанию уважения к культуре и традициям своего и других народов.

1. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие для педагогических специальностей вузов. Москва: Прометей, 1993.

2. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГУ, 2000.

3. Акимов В.В. Педагогические условия организации производительного труда сельских школьников: На примере национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 1999.

4. Аманбаева Л.И., Егорова УФ. Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов в процессе обучения ювелирному делу. Человек и образование. 2019; № 4 (61): 43 - 47.

5. Першина Л.А. Формирование психологической компетентности у студентов педагогически колледжей. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Mосква, 2002.

6. Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога). Великий Новгород: НовГУ 2004.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2004.

8. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: монография. Под научной редакцией Ш. Борликова. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009.

9. Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: курс лекций: в 3 ч. Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 2004.

10. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2002.

11. Данилов Д.А., Корнилова А.Г, Корнилов Ю.В. Социально-педагогический процесс и профессиональная компетентность педагогов: монография. Якутск, 2018.

12. Николаева А.Д. Индигенный подход в подготовке будущих педагогов. Глобальный научный потенциал. 2019; № 10 (103): 32 - 37.

13. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера. Этнокультурное образование в Дальневосточном Федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Составители УА. Винокурова, С.С. Семенова. Серия: Этнокультурное образование. Якутск, 2015; Т., Выпуск 1.

References

1. Slastenin V.A. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih special'nostej vuzov. Moskva: Prometej, 1993.

2. Strokov K.A. Sovremennye tehnologiipodgotovkispecialistov hudozhestvenno-tvorcheskogo profilya k 'etnokul'turnojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2000.

3. Akimov V.V. Pedagogicheskie usloviya organizacii proizvoditel'nogo truda sel'skih shkol'nikov: Na primere nacional'no-regional'noj sistemy obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 1999.

4. Amanbaeva L.I., Egorova U.F. 'Etnokul'turnyj aspekt razvitiya tvorcheskih sposobnostej studentov v processe obucheniya yuvelirnomu delu. Chelovek i obrazovanie. 2019; № 4 (61): 43 - 47.

5. Pershina L.A. Formirovaniepsihologicheskojkompetentnostiu studentovpedagogicheskikolledzhej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.

6. Orlov O.S. Pedagogicheskaya kompetentnost' v zhizni cheloveka (razmyshleniya irazdum'ya «neklassicheskogo» pedagoga). Velikij Novgorod: NovGU, 2004.

7. Kompetentnostnyjpodhod vpedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2004.

8. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskayapansofiya: monografiya. Pod nauchnoj redakciej G.M. Borlikova. 'Elista: Kalmyckij gosudarstvennyj universitet, 2009.

9. Galyapina V.N., Poshtareva T.V. 'Etnopedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie aspekiy professional'nojpedagogicheskoj deyatel'nosti: kurs lekcij: v 3 ch. Stavropol': Izdatel'stvo SKIPKRO, 2004.

10. Seryakova S.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2002.

11. Danilov D.A., Kornilova A.G., Kornilov Yu.V. Social'no-pedagogicheskijprocess i professional'naya kompetentnost'pedagogov: monografiya. Yakutsk, 2018.

12. Nikolaeva A.D. Indigennyj podhod v podgotovke buduschih pedagogov. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2019; № 10 (103): 32 - 37.

13. Neustroev N.D., Neustroeva A.N. 'Etnokul'turnoe obrazovanie buduschih uchitelej dlya shkol korennyh narodov Severa. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom Federal'nomokrugeRossijskojFederacii: kollektivnaya monografiya. Sostaviteli U.A. Vinokurova, S.S. Semenova. Seriya: 'Etnokul'turnoe obrazovanie. Yakutsk, 2015; T., Vypusk 1.

Статья поступила в редакцию 07.09.20

УДК 371

Abbasova L.I., senior lecturer, State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical

University n.a. Fevzi Yakubov" (Simferopol, Russia), E-mail: levizayalta@gmail.com

DESIGNING THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONTENT OF TRAINING FUTURE TEACHERS. The article is devoted to the problem of design in the context of pedagogical activity in the content of training future teachers. A broad analysis of the concept of pedagogical activity is presented from the standpoint of various authors. The main components of pedagogical activity in the process of training future teachers are clarified and disclosed: gnosticism, design, constructive, organizational, communicative. The purpose of training teachers for professional pedagogical activity is revealed, which is manifested in mastering the main functions of pedagogical activity. The characteristic of the definition of "project" is given, the features of design and construction, as components of design activity, are considered and specified. Design activity in the study is presented as an invariant component of any activity, including pedagogical, which, in turn, is aimed at the creation, development, planning and development prospects of subjects and objects of pedagogical activity. The components of project activities are listed, which are the basis for the development of the concept of pedagogical design of professional training of future teachers and are presented in the form of models: conceptual, predictive, productive, monitoring and reflection. The features of pedagogical activity in terms of project methods, as well as the features of pedagogical processes in pedagogy, are described. The role of pedagogical design in the contents of training future teachers is shown.

Key words: activity, pedagogical activity, preparation, project, design, professional training, future teacher.

Л.И. Аббасова, доц., ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,

E-mail: levizayalta@gmail.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНТЕКСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена проблеме проектирования в контексте педагогической деятельности в содержании подготовки будущих педагогов. Представлен широкий анализ понятия педагогической деятельности с позиции разных авторов. Уточнены и раскрыты основные компоненты педагогической деятельности в процессе подготовки будущих педагогов: гностицизм, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Раскрыта цель подготовки педагогов к профессионально-педагогической деятельности, которая заключается в овладении основными функциями педагогической деятельности. Дана характеристика дефиниции «проект», рассмотрены и уточнены особенности проектирования и конструирования как составляющих проектировочной деятельности. Проектировочная деятельность в исследовании представлена как инвариантная составляющая любой деятельности, в том числе и педагогической, которая, в свою очередь, направлена на создание, разработку, планирование и перспективу развития субъектов и объектов педагогической деятельности. Перечислены компоненты проектной деятельности, которые являются основой для разработки концепции педагогического проектирования профессиональной подготовки будущих педагогов и представлены в виде моделей: концептуальной, прогностической, производительной, мониторинга и рефлексии. Описаны особенности педагогической деятельности в условиях методов проекта, а также особенности педагогических процессов в педагогике. Показана роль педагогического проектирования в содержании подготовки будущих педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: деятельность, педагогическая деятельность, подготовка, проект, проектирование, профессиональная подготовка, будущий педагог.

Система образования Российской Федерации переходит на новый виток развития. В научной литературе проектирование рассматривается с различных сторон: как способность человека; как составная часть различных видов деятельности; как особый вид процесса познания [1 - 11]. Детальная характери-

стика этих составляющих даст возможность определиться с фундаментальным понятием нашего исследования - «педагогическим проектированием».

Понятие «деятельность» - это философская категория. Если попытаться уточнить специфику способа существования человека, то она может рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.