Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетентность / формирование / модель / критерии / показатели / педагогические условия / ethno-cultural competence / formation / model / criteria / indicators / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Оконешникова

В данной статье уделено внимание проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов как одного из компонентов профессиональ но-педагогической подготовки. Целью исследования является разработка модели формирования этнокультурной компетентности будущих учителей началь ных классов на основе народного декоративно-прикладного искусства. Модель состоит из трех компонентов этнокультурной компетентности: когнитивного, деятельностного и личностного. Критериями сформированности этнокультурной компетентности студентов являются следующие: наличие глубоких этно культурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры; успешное практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности; способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов. Основными методами исследования являются анализ литературных источников; обобщение педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Оконешникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS BY MEANS OF FOLK APPLIED ART

The article focuses on a problem of formation of ethno-cultural competence of students as one of the components of professional and pedagogical training of future primary school teachers. The purpose of the research is to develop a model for the formation of ethno-cultural competence of future primary school teachers based on folk arts and crafts. The developed model consists of three components of ethno-cultural competence: cognitive, activity and personal components. The criteria for the formation of ethno-cultural competence of students are the presence of deep ethno-cultural knowledge necessary for a teacher as a translator of national culture; successful practical application of the knowledge and skills obtained in creative applied activities; the ability to preserve, develop and promote the cultural and historical heritage of their own and other peoples. The main research methods are analysis of literary sources; generalization of pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Фрагмент 5. Начало. 1.07.09. Машина подъезжает Юля готова загадывать желание. Конец. 1.08.55. «Всё было напрасным».

Фрагмент 6. Начало. 1.11.06. Юля выходит из ворот. Конец. 1.12.26. «Сработало».

Фрагмент 7. Начало. 1.16.44. Салют. Звонок в дверь. Конец. 1.17.15. Салют.

В работе с фильмом использованы следующие приёмы: пересказ, стоп-кадр, озвучка.

В современной методической науке система работы с видеоматериалом на занятиях РКИ уже сложилась. Она строится по следующему плану: введение в тему, предтекстовая работа, притекстовая работа, послетекстовая работа, выход в говорение. Эта структура должна выдерживаться, к тому же педагогу важно обогащать свои занятия новыми формами работы, так, например, продуктивным на этапе предтекстовой работы является упражнение по созданию

Библиографический список

«цепочек» - «повторение за преподавателем слов и словосочетаний с наращиванием длины» [6, с. 16], причём это упражнение противопоставлено привычному «снежному кому», потому что наращивание информации идёт от слова к коммуникативному фрагменту, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Таким образом, занятие по РКИ - это мультимедийный конструктор и сочетание методических открытий по форме работы с проверенным воздействующим материалом ради главной цели - выходу в говорение. Всё на занятии: лексический минимум, отработка грамматики, слушание аудио (песни самое трудное), эмоциональная составляющая, различные формы работы, тщательно отобранный материал - работает на одну цель - подвигнуть студента на желание говорить и дать ему возможность сделать это. Развитие коммуникативных навыков -это результат планомерной поэтапной работы.

1. Костомаров В.Г, Верещагин Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы. Москва: Индрик, 2005.

2. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Москва: Педагогика-пресс, 1996.

3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Высшая школа, 2003.

4. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования, Москва: Просвещение, 2000.

5. Березняцкая М.А., Денисенко А.В., Калинина Ю.М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Ёлки»). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019; № 192: 168 - 177.

6. Гончар И.А. Работа с учебным игровым фильмом, Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет», 2019.

References

1. Kostomarov V.G., Vereschagin E.M. Yazykikul'tura. Trilingvostranovedcheskie koncepcii: leksicheskogo fona, rechepovedencheskih taktikisapientemy. Moskva: Indrik, 2005.

2. Prohorov Yu.E. Nacional'nye sociokul'turnye stereotipy rechevogo obscheniya iih rol' v obucheniirusskomu yazyku inostrancev. Moskva: Pedagogika-press, 1996.

3. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Vysshaya shkola, 2003.

4. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya, Moskva: Prosveschenie, 2000.

5. Bereznyackaya M.A., Denisenko A.V., Kalinina Yu.M. Rabota s autentichnymi audiovizual'nymi materialami na urokah RKI (na primere kinokomedii T. Bekmambetova «Elki»). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2019; № 192: 168 - 177.

6. Gonchar I.A. Rabota s uchebnym igrovym fil'mom, Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet», 2019.

Статья поступила в редакцию 09.06.20

УДК 378

Okoneshnikova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Nadyaok80@mail.ru

MODEL OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS BY MEANS OF FOLK APPLIED ART. The

article focuses on a problem of formation of ethno-cultural competence of students as one of the components of professional and pedagogical training of future primary school teachers. The purpose of the research is to develop a model for the formation of ethno-cultural competence of future primary school teachers based on folk arts and crafts. The developed model consists of three components of ethno-cultural competence: cognitive, activity and personal components. The criteria for the formation of ethno-cultural competence of students are the presence of deep ethno-cultural knowledge necessary for a teacher as a translator of national culture; successful practical application of the knowledge and skills obtained in creative applied activities; the ability to preserve, develop and promote the cultural and historical heritage of their own and other peoples. The main research methods are analysis of literary sources; generalization of pedagogical experience. Key words: ethno-cultural competence, formation, model, criteria, indicators, pedagogical conditions.

Н.В. Оконешникова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: Nadyaok80@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В данной статье уделено внимание проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов как одного из компонентов профессионально-педагогической подготовки. Целью исследования является разработка модели формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов на основе народного декоративно-прикладного искусства. Модель состоит из трех компонентов этнокультурной компетентности: когнитивного, деятельностного и личностного. Критериями сформированности этнокультурной компетентности студентов являются следующие: наличие глубоких этнокультурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры; успешное практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности; способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов. Основными методами исследования являются анализ литературных источников; обобщение педагогического опыта.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, формирование, модель, критерии, показатели, педагогические условия.

Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов является одной из важных задач высшего образования. Готовность к сохранению, развитию, пропаганде и трансляции национально-культурных ценностей - одна из важных функций педагога. Учитель является ключевой фигурой образовательного процесса, транслятором культурного наследия подрастающему поколению [1].

Этническая самобытность, идентичность, готовность к диалогу культур формируются с раннего возраста. В связи с тем, что в воспитании подрастающего поколения роль учителя начальных классов огромна, в системе образования республики особое внимание уделяется профессиональной подготовке учителей начальных классов. От личностных и профессио-

нальных качеств учителя начальных классов зависит в целом успешность в обучении, всестороннее развитие, духовно-нравственное воспитание детей [2].

На базе кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова осуществляется подготовка учителей начальных классов. Преподавателями кафедры разработаны рабочие программы дисциплин и программы педагогических практик, в том числе с этнокультурным содержанием. В связи с переходом на компетентностный подход в системе образования обновляются и внедряются новые виды деятельности, требующие от педагога постоянного повышения уровня квалификации, личностного роста и профессиональной компетентности.

Таблица 1

Критерии, показатели, педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов на основе декоративно-прикладного искусства

Компоненты формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов

Когнитивный Деятельностный Личностный

Критерии сформированности этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов

Наличие этнокультурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры Практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности Способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов

Показатели достижения критериев

Освоение и расширение этнокультурных знаний по ДПИ и его педагогического потенциала Владение практическими умениями и навыками народного ДПИ Наличие профессионально-личностных качеств, определяющих позицию педагога как активного субъекта поликультурного образовательного пространства

Индикаторы показателей достижения критериев

высокий средний низкий

Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов на основе народного декоративно-прикладного искусства

Определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства Введение регионального компонента в содержание дисциплин Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм творческой прикладной деятельности в учебное и внеучебное время

Формы: специальные дисциплины, факультативы, научный кружок, мастер-классы Методы: диагностический, словесный, наглядный, практический и др. Средства выразительности: ритм, образ, цвет, форма и др.

При разработке модели формирования этнокультурной компетентности студентов мы опирались на принципы моделирования как метода научного познания, на системный подход, учитывали специфику профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Модель формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов на основе декоративно-прикладного искусства включает следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный.

Критериями сформированности этнокультурной компетентности студентов выступают следующие: наличие глубоких этнокультурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры; успешное практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности; способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов.

Показателями достижения критериев являются следующие.

1. Освоение и расширение этнокультурных знаний по ДПИ и его педагогического потенциала - проявление интереса к народному декоративно-прикладному искусству [3]:

- знание об основных средствах выразительности, технологических особенностях обработки различных материалов;

- знание закономерностей и приемов декоративной композиции;

- владение терминами, основными категориями и понятиями декоративно-прикладного искусства;

- владение организационно-методическими основами преподавания народного ДПИ с применением современных средств обучения;

- самостоятельное повышение этнокультурных знаний средствами народного декоративно-прикладного искусства.

2. Владение практическими умениями и навыками народного декоративно-прикладного искусства:

- умение применять в практической деятельности знания о композиции и соподчиненности элементов, цветосочетания в изделиях народного декоративно-прикладного творчества;

- владение различными технологиями и техниками художественной обработки материалов;

- умение проектировать и выполнять изделия декоративно-прикладного искусства.

3. Наличие профессионально-личностных качеств, определяющих позицию педагога как активного субъекта поликультурного образовательного пространства:

- эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию народа;

- убеждение в необходимости сохранения и передачи культурного наследия подрастающему поколению;

- применять традиции декоративно-прикладного искусства в образовательном учреждении;

- регулярное посещение научного кружка, факультатива по декоративно-прикладному искусству;

- выбор темы научно-исследовательских работ (научная статья, курсовая и выпускная квалификационная работа) по народному декоративно-прикладному искусству;

- активное участие в научно-практических конференциях и выставках декоративно-прикладного творчества;

- владение методикой и навыками организации учебной и внеклассной работы по декоративно-прикладному искусству в начальной школе.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность целенаправленной работы по формированию этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов: определение педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; введение регионального компонента в содержание дисциплин; оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм творческой прикладной деятельности в учебное и вне-учебное время [4].

Индикаторами (измерителями) показателей достижения критериев выступают: высокий, средний и низкий уровни.

Когнитивный компонент

Высокий уровень - отлично владеет терминами, основными категориями и понятиями декоративно-прикладного искусства; имеет обширные знания об основных средствах выразительности, технологических особенностях обработки различных материалов; владеет организационно-методическими основами преподавания народного прикладного искусства с применением современных средств обучения.

Средний уровень - недостаточно владеет терминами, основными категориями и понятиями декоративно-прикладного искусства; имеет поверхностные знания об основных средствах выразительности, технологических особенностях обработки различных материалов; слабо владеет организационно-методическими основами преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

Низкий уровень - не обладает знаниями теории и истории декоративно-прикладного искусства; не имеет представления об основных средствах выразительности, технологических особенностях обработки различных материалов; не владеет организационно-методическими основами преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

Деятельностный компонент

Высокий уровень - отлично применяет в практической деятельности закономерности и приемы композиции и соподчиненности элементов, цветосо-четания в изделиях народного декоративно-прикладного творчества; уверенно использует различных технологии и техники художественной обработки материалов; самостоятельно выполняет творческое задание.

Средний уровень - слабо владеет практическими навыками, не стремится придать изделию эстетичный вид, не проявляет творческую активность.

Низкий уровень - не обладает практическими умениями и навыками народного декоративно-прикладного искусства; творческая инициативность, стремление к приобретению практических декоративно-прикладных умений не проявляются.

Личностный компонент

Высокий уровень эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию народа; присутствует стойкая убежденность в необходимости сохранения и передачи культурного наследия подрастающему поколению; регулярное посещение научного кружка, факультатива по декоративно-прикладному искусству; выбор темы научно-исследовательских работ (научная статья, курсовая и выпускная квалификационная работа) по народному декоративно-прикладному искусству; активное участие в научно-практических конференциях и выставках декоративно-прикладного творчества; владеет навыками передачи традиций декоративно-прикладного искусства и художественного опыта в образовательных учреждениях.

Средний уровень - достаточно полно понимает значение декоративно-прикладного искусства, наблюдается низкий интерес к народному декоративно-прикладному искусству, недостаточно выражено желание заниматься творческой прикладной деятельностью, не в полной мере применяет полученные знания и умения во время прохождения педагогических практик.

Низкий уровень - не понимает значения декоративно-прикладного искусства, нет желания заниматься каким-либо видом народного декоративно-прикладного искусства, не стремится применять полученные этнокультурные знания и умения во время прохождения педагогических практик.

В народном декоративно-прикладном искусстве заложены огромные педагогические возможности. Система обучения народному прикладному искусству в ходе профессиональной подготовки будущих учителей позволит расширить и углубить этнокультурные знания, овладеть техниками и технологиями художественной обработки материалов на основе традиций народного прикладного искусства, совершенствовать прикладные умения, раскрыть творческий потенциал студентов. Изучение народного декоративно-прикладного искусства является факторов развития этнического самосознания, уважения к культурно-историческому наследию своего и других народов.

Другим важным педагогическим условием является введение регионального компонента в учебный план, рабочие программы дисциплин и факультатива, что позволит освоить студентами теорию и историю развития декоративно-прикладного искусства; овладеть специальными знаниями и прикладными умениями; навыками передачи традиций народного прикладного искусства и опыта художественного творчества в образовательных учреждениях.

В процессе формирующего этапа эксперимента апробированы дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство Якутии»; «Практикум по дисциплинам прикладного профиля»; «Методика преподавания предмета «Технология» с практикумом»; «Организация деятель-

Библиографический список

ности кружка прикладного творчества»; факультатив «Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного творчества в этнокультурном воспитании обучающейся молодежи («Радуга Арктики»), научный кружок «Педагогическая мастерская».

Другим важнейшим условием является оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм творческой прикладной деятельности (лекционные и практические занятия, семинары, практикумы, мастер-классы, факультативные занятия, занятия научного кружка, выполнение научно-исследовательских работ, написание курсовых и выпускных квалификационных работ и др.) [5].

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам:

1. Этнокультурная компетентность педагога - это интегративная характеристика личности, предполагающая высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к передаче ценностей национальной культуры подрастающему поколению. Формирование этнокультурной компетентности как компонент профессиональной подготовки - это целенаправленный процесс восприятия, освоения и осознания студентами этнокультурного наследия народов, обеспечивающий развитие их общей, личностной и профессиональной культуры.

2. В народном декоративно-прикладном искусстве заложены огромные педагогические возможности. Система обучения народному прикладному искусству в ходе профессиональной подготовки будущих учителей позволит расширить и углубить этнокультурные знания, овладеть техниками и технологиями художественной обработки материалов на основе традиций народного прикладного искусства, совершенствовать прикладные умения, раскрыть творческий потенциал студентов. Изучение народного декоративно-прикладного искусства является важным факторов развития этнического самосознания, уважения к культурно-историческому наследию своего и других народов. Таким образом, народное прикладное искусство позволяет реализовать свои возможности в эстетическом, интеллектуальном, духовном развитии.

3. Разработанная модель состоит из трех компонентов этнокультурной компетентности: когнитивного, деятельностного и личностного. Критериями сформированности этнокультурной компетентности студентов являются следующие: наличие глубоких этнокультурных знаний, необходимых для педагога как транслятора национальной культуры; успешное практическое применение полученных знаний и навыков в творческой прикладной деятельности; способность к сохранению, развитию и пропаганде культурно-исторического наследия своего и других народов. Показателями достижения критериев являются следующие: освоение и расширение этнокультурных знаний по ДПИ и его педагогического потенциала; владение практическими умениями и навыками народного декоративно-прикладного искусства; наличие профессионально-личностных качеств, определяющих позицию педагога как активного субъекта поликультурного образовательного пространства.

1. Федорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

2. Степанова Л.В., Дмитриева С.Н., Абрамова Н.А., Евдокарова Т.В., Оконешникова Н.В. Development of ethnocultural competence in future primary school teachers. REVITA GENERO & DIREITO. 2020; Vol. 9, № 2: 360 - 379.

3. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.

4. Медведевских В.С. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2000.

5. Петрова С.И., Оконешникова Н.В. Народное декоративно-прикладное искусство в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Глобальный научный потенциал. Научный журнал. 2018; № 12 (93): 41 - 43.

References

1. Fedorova S.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnosti buduschih pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

2. Stepanova L.V., Dmitrieva S.N., Abramova N.A., Evdokarova T.V., Okoneshnikova N.V. Development of ethnocultural competence in future primary school teachers. REVITA GENERO & DIREITO. 2020; Vol. 9, № 2: 360 - 379.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kosogorova L.V., Neretina L.V. Osnovy dekorativno-prikladnogo iskusstva: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.

4. Medvedevskih V.S. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kak sredstvo formirovaniya hudozhestvennoj kul'tury studentov pedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2000.

5. Petrova S.I., Okoneshnikova N.V. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v professional'noj podgotovke buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Global'nyjnauchnyjpotencial. Nauchnyj zhurnal. 2018; № 12 (93): 41 - 43.

Статья поступила в редакцию 12.06.20

УДК 372.881.111.1

Guseynova A.N., student, Linguistics Department, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: aida.guseynova.99@bk.ru

Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: modolsah@mail.ru

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE MAIN AIM OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AND BASIC FEATURES OF GRAMMATICAL COMPETENCE AS ITS SIGNIFICANT. The article considers the nature, aim and advantage of the concept of communicative competence in the modern theory and practice of a foreign language teaching, basically aimed at acquiring skills of authentic foreign language communication. While doing it, the author treats separately basic features of grammatical competence as its significant component. In particular, the author identifies and describes six components of the structure of the foreign language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.