Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая практика / компетенции / профильные организации / самостоятельная работа студентов / дистанционное обучение / psychological and pedagogical practicum / competencies / specialized organizations / student self-guided work / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Антонова

В данной статье раскрываются особенности организации психолого-педагогической (производственной) практики студентов бакалавриата Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Описывается опыт взаимодействия с профильными организациями, где студенты проходили практику в период пандемии (в 2020 – 2021 учебном году). Значительное внимание в статье уделяется выполняемым студентами заданиям, их специфике, вызванной условиями, предоставляемыми профильными организациями (общеобразовательными школами) в связи с пандемией коронавируса (COVID-19). Представленный в статье материал будет интересен и полезен руководителям практики от высших учебных заведений, представителям профильных организаций, где реализуется психолого-педагогическая практика, а также самим студентам, заинтересованным в качественном ее прохождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Н. Антонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDENT PRACTICUM DURING THE PANDEMIC

Features of organization of psychological and pedagogical (productive) practicum of undergraduate students of Institute of Humanities of Moscow City Pedagogical University who study in the training programs of 44.03.01 Pedagogical education and 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) are revealed in the article. The experience of interaction with specialized organizations, where students underwent practical training during the pandemic in the 2020-2021 academic year, is described. Tasks performed by students and their peculiarities due to the working conditions of specialized organizations (general education schools) during the COVID-19 pandemic are reviewed. The material presented in this article may be of particular interest to higher education institutions practicum directors, representatives of specialized organizations where psychological and pedagogical practicum is implemented, and to students who are interested in high-quality practical training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 378

Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDENT PRACTICUM DURING THE PANDEMIC. Features of organization of psychological and pedagogical (productive) practicum of undergraduate students of Institute of Humanities of Moscow City Pedagogical University who study in the training programs of 44.03.01 Pedagogical education and 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) are revealed in the article. The experience of interaction with specialized organizations, where students underwent practical training during the pandemic in the 2020-2021 academic year, is described. Tasks performed by students and their peculiarities due to the working conditions of specialized organizations (general education schools) during the COVID-19 pandemic are reviewed. The material presented in this article may be of particular interest to higher education institutions practicum directors, representatives of specialized organizations where psychological and pedagogical practicum is implemented, and to students who are interested in high-quality practical training.

Key words: psychological and pedagogical practicum, competencies, specialized organizations, student self-guided work, distance learning.

Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В данной статье раскрываются особенности организации психолого-педагогической (производственной) практики студентов бакалавриата Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Описывается опыт взаимодействия с профильными организациями, где студенты проходили практику в период пандемии (в 2020 - 2021 учебном году). Значительное внимание в статье уделяется выполняемым студентами заданиям, их специфике, вызванной условиями, предоставляемыми профильными организациями (общеобразовательными школами) в связи с пандемией коронавируса (COVID-19). Представленный в статье материал будет интересен и полезен руководителям практики от высших учебных заведений, представителям профильных организаций, где реализуется психолого-педагогическая практика, а также самим студентам, заинтересованным в качественном ее прохождении.

Ключевые слова: психолого-педагогическая практика, компетенции, профильные организации, самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение.

2020 год, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию коронавируса (COVID-19), принес как новые условия для осуществления и реализации образовательного процесса во всех типах образовательных организаций, так и новые условия для организации практики студентов. Это связано в первую очередь с тем, что в ряде субъектов Российской Федерации объявлялся карантин, при котором учащиеся практически полностью перешли на дистанционное обучение, при этом в некоторых регионах условия карантина были менее строгими, и хотя все визиты в общеобразовательные организации ограничивались и строго регламентировались, они всё-таки были возможны. Эта разница в условиях организации образовательного процесса повлияла на все виды практики студентов педагогических вузов и самым значительным образом -на психолого-педагогическую практику, которая предполагает именно контактную работу с детьми.

Однако вопросы организации практики студентов педагогических вузов не являются принципиально новыми для системы российского образования. Различными аспектами организации практики студентов, обучающихся в педагогических высших учебных заведениях, занимались многие авторы. Так, например, Антонова Н.Н. описывала опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научной деятельности будущих учителей [1]; Калацкая Н.Н. и Гурьянова О.А. анализировали психолого-педагогическую практику студентов в условиях модернизации педагогического образования [2]; Кустова Е.И., Лазарева М.В. и другие уделяли внимание становлению профессионально значимых качеств и компетенций у будущих учителей в ходе различных видов педагогических практик [3; 4]; Щербакова Е.В. и Щербакова Т.Н. всесторонне рассмотрели наставничество как форму поддержки профессионального становления студентов-бакалавров в ходе учебной педагогической практики [5], а о необходимости непрерывной педагогической практики говорили ещё в конце ХХ века Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. [6] и многие другие педагоги, психологи, методисты.

Однако пандемия коронавируса не могла не отразиться на прохождении практики современными студентами, а ее неопределенное окончание актуализирует проблему соотнесения задач психолого-педагогической практики и заданий, необходимых для выполнения студентами, с санитарно-эпидемиологическими ограничениями и требованиями, предъявляемыми в образовательных организациях.

В соответствии с учебным планом бакалавриата Института гуманитарного образования Московского городского педагогического университета по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) психолого-педагогическая (производственная) практика входит в модуль «Психолого-педагогический» и реализуется на 3 курсе обучения (5 и 6 учебные семестры). Каждый семестр завершается выставлением отметки и рейтинговых баллов.

Способ и форма проведения практики - стационарная, рассредоточенная, что означает закрепление каждого студента в конкретной профильной организации, при этом в расписании занятий у студентов нет специально отведенного для практики дня или определенного периода времени.

Целью данной практики является содействие становлению компетентности будущих педагогов в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности, приобретение опыта профессиональной педагогической, учебно-исследовательской деятельности.

Среди основных задач практики можно выделить следующие:

- развить способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

- получить опыт участия в разработке основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов;

- научиться организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС;

- приобрести опыт взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

- накопить опыт осуществления педагогической деятельности и другие.

Стоит отдельно отметить, что на всю практику отводится 72 часа на год

(2 зачетные единицы), из них контактная работа, подразумевающая консультации, составляет всего 4 часа за год (по два часа за семестр), всё остальное же -самостоятельная работа студентов, включающая, в том числе, непосредственно практику в профильной организации.

Для достижения поставленной цели и сформулированных задач студенты в течение учебного года выполняют ряд заданий, рассредоточенных по семестрам обучения. В ходе пятого семестра обучения (первого семестра психолого-педагогической практики) студенты должны осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. При этом в начале практики они должны изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, а также локальные акты образовательной организации, к которой они прикреплены согласно Распоряжению по практике. На основе изученного им необходимо провести анализ образовательного процесса на соответствие ФГОС и нормам профессиональной этики.

После указанной теоретико-аналитической подготовки студент должен провести психолого-педагогическую диагностику обучающегося, использовав для этого соответствующий диагностический инструментарий.

Завершающим заданием первого семестра практики являлось изучение и анализ программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, реализуемой на базе практики, а также разработка дополнительной образовательной программы воспитания по одному из направлений воспитания, что можно было выполнить в группе из 5 - 6 студентов.

Во втором семестре психолого-педагогической практики (6 семестр обучения) для студентов основным становится взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Сюда входит организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потреб-

ностями, в соответствии с требованиями ФГОС, наблюдение за совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельностью обучающихся, планирование внеурочной деятельности обучающихся, проведение внеурочного мероприятия и его самоанализ. Также согласно рабочей программе практики студентам было необходимо провести анализ результатов образования обучающихся на базе практики, выявить трудности в обучении и возможность их корректировки в обучении на внеурочных занятиях.

Как видно из перечисленных заданий, их выполнение невозможно без непосредственной работы на базах практики, то есть в общеобразовательных организациях, доступ и взаимодействие с которыми были в 2020 - 2021 учебном году существенно усложнены из-за пандемии коронавируса.

Необходимо отметить, что все профильные (общеобразовательные) организации, куда были направлены студенты Института гуманитарных наук, соответствовали направлению и профилю подготовки обучающихся и позволяли решить задачи производственной (психолого-педагогической) практики. Среди профильных организаций числились ведущие образовательные организации г Москвы, Московской и Владимирской областей, в том числе входящие в ТОП 300 лучших школ г Москвы (например, ГБОУ СОШ № 507, ГБОУ СОШ Школа имени Артёма Боровика и др.). Со всеми профильными образовательными организациями к моменту начала практики были заключены договоры о сотрудничестве (в основном долгосрочные). Все базы практики имели высококвалифицированный педагогический состав, хорошую материальную базу, опыт работы с практикантами.

Все школы г Москвы и большинство школ Московской области, куда были распределены студенты, имеют в своем составе несколько корпусов, ряд школ оборудованы музеями различной направленности (патриотические, краеведческие и др.). Например, ГБОУ СОШ № 1288 им. героя Советского Союза Н.В. Троян и ГБОУ № 166 имеют на своей территории музеи, в которых проводились внеурочные занятия, посещаемые практикантами.

Однако наличие договоров и прочих необходимых атрибутов в условиях пандемии не могло не отразиться на сотрудничестве и организации посещений студентами школ. С самого начала сентября 2020 года все посещения школ были ограничены, доступ в них был запрещен даже родителям, общешкольные празд-

ничные линейки в большинстве школ не проводились, расписание звонков стало индивидуальным для каждых классов (параллелей), чтобы избежать скопления детей на переменах и пр. А с октября по декабрь (включительно) 2020 года все учащиеся московских школ с 6 по 11 класс находились на дистанционном обучении, естественно, студенты, если и могли присутствовать на таких уроках, то не могли видеть ничего, кроме «окошек» с учениками на мониторе учителя, а ведь многие школьники даже камеры во время дистанционных занятий не включали! Стоит также отметить, что в указанный период времени и сами студенты находились на дистанционном обучении, их выезды были ограничены властями города.

В итоге задания по практике не могли выполняться в том виде, в котором они планировались изначально, без учета санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах, в которых находились школы, являющиеся базами практики.

На основе Рабочей программы практики, утвержденной руководством университета, ее руководители могли самостоятельно сформулировать задания в технологической карте, которая является более гибким рабочим инструментом, учитывающим специфику сегодняшнего дня.

В табл. 1 и 2 представлены фрагменты технологической карты, где перечислены разделы и задания текущей аттестации и соотнесенные с ними виды аттестации и формы их выполнения.

Как видно из приведенных фрагментов, объемы контактной работы с детьми были минимизированы, большинство заданий теоретико-аналитического характера не предполагали обязательных выходов в школу, их можно было выполнить и в дистанционном формате на основе изучения сайтов школ и их страниц в социальных сетях.

Таким образом, количество выходов непосредственно на базы практики были в первом ее семестре - минимум три раза, во втором семестре - минимум два раза. Конечно, не все студенты в силу своей подготовленности справились с выполнением практических заданий в минимальные сроки. Например, не все смогли составить психолого-педагогическую характеристику учащегося после первого общения с ним, и для этого, учитывая санитарно-эпидемиологические ограничения, большинство перешли в дистанционный формат общения с учениками, что позволило им восполнить необходимые пробелы в характеристике.

Таблица 1

Фрагмент технологической карты 1 семестра (5 семестр обучения)

Раздел или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Форма работы

Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность. Изучение локальных актов образовательной организации Составление перечня локальных актов (за текущий учебный год) профильной организации; эссе «Профессиональная деятельность педагога: профессиональные задачи, и пути их решения» внеаудиторная

Психолого-педагогическая диагностика личности обучающегося Психолого-педагогическая характеристика учащегося Внеаудиторная/ аудиторная

Анализ образовательного процесса на соответствие ФГОС и нормам профессиональной этики Анализ внеурочной / урочной деятельности обучающихся / конспект наблюдений за деятельностью учителя и класса (на уроке или внеурочном мероприятии) внеаудиторная / аудиторная

Анализ программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, реализуемой на базе практики Эссе «Актуальность и проблемы духовно-нравственного воспитания» внеаудиторная

Разработка дополнительной образовательной программы воспитания по одному из направлений воспитания Программа дополнительного образования (рекомендовано выполнение в группах 5 - 6 студентов) внеаудиторная

Таблица 2

Фрагмент технологической карты 2 семестра (6 семестр обучения)

Раздел или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Форма работы

Организация совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС. Наблюдение за совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельностью обучающихся Протокол наблюдений за внеурочной индивидуальной или групповой учебной / воспитательной деятельностью обучающихся, анализ аудиторная

Планирование внеурочной деятельности обучающихся. Проведение внеурочного мероприятия. Самоанализ внеурочного мероприятия Конспект внеурочного мероприятия внеаудиторная

Проведение внеурочного мероприятия аудиторная

Самоанализ внеурочного мероприятия внеаудиторная

Анализ результатов образования обучающихся на базе практики. Диагностика трудностей в обучении. Корректировка трудностей в обучении на внеурочных занятиях Эссе «Основные трудности в обучении и возможности их корректировки на внеурочных занятиях» внеаудиторная

Применение психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Эссе «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» / «Психолого-педагогические технологии в обучении, воспитании и развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями внеаудиторная

Все выходы в школы согласовывались заранее с руководством образовательных организаций и осуществлялись строго с соблюдением предписанных норм: все студенты и руководители практики, приходящие в школы, предоставляли ПЦР-тест и/или тест на антитела к коронавирусу. Конечно, иногда это вызывало определенные проблемы, поскольку не во всех регионах студенты могли записаться на бесплатные ПЦР-тесты, и им приходилось пользоваться услугами платных лабораторий, что было весьма затратно.

Также все образовательные организации осуществляли термометрию на входе, требовали наличия масок и перчаток от пришедших.

В ходе психолого-педагогической практики студенты смогли посетить уроки в школах, внеурочные мероприятия (в ряде школ внеурочные мероприятия не проводились в связи с карантинными мерами), спланировать и провести собственное внеурочное занятие. Самыми популярными темами для

Библиографический список

внеурочных занятий были следующие: «День космонавтики», «День Победы», «Этикет», а наиболее частыми формами - классный час, квест, квиз и викторина. Почти все студенты получили самые высокие отзывы о своей работе в школах и проведенных мероприятиях, что убедило их в правильности выбора будущей профессии.

Подытоживая, следует отметить, что, несмотря на сложную ситуацию с пандемией, большинство студентов успешно справились со всеми заданиями. В своих рефлексивных отчетах многие отмечали, что непосредственная работа с детьми (а это первая практика, предполагающая самостоятельную подготовку и проведение внеурочного мероприятия) вызвала у них много положительных эмоций; непосредственная реакция детей, общение с ними дали ценный опыт реальной педагогической деятельности, который, несомненно, пригодится им в будущем.

1. Антонова Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научно-исследовательской деятельности будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

2. Калацкая Н.Н., Гурьянова О.А. Организация психолого-педагогической практики студентов в условиях модернизации педагогического образования. Образование и саморазвитие. 2015; № 2 (44): 75 - 85.

3. Кустова Е.И. Особенности формирования профессионально важных качеств личности учителя у студентов во время педагогических практик. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

4. Лазарева М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 212 - 215.

6. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. Москва: Просвещение, 1989.

References

1. Antonova N.N. Opyt organizacii uchebnoj praktiki po formirovaniyu pervichnyh professional'nyh umenij i navykov, v tomchisle i v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih uchitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 5 - 7.

2. Kalackaya N.N., Gur'yanova O.A. Organizaciya psihologo-pedagogicheskoj praktiki studentov v usloviyah modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya. Obrazovanie i samorazvitie. 2015; № 2 (44): 75 - 85.

3. Kustova E.I. Osobennosti formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv lichnosti uchitelya u studentov vo vremya pedagogicheskih praktik. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. Lazareva M.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti bakalavrov v processe pedagogicheskoj praktiki v usloviyah vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

5. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Nastavnichestvo kak forma podderzhki professional'nogo stanovleniya studentov v hode uchebnoj pedagogicheskoj praktiki. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii: materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 212 - 215.

6. Abdullina O.A., Zagryazkina N.N. Pedagogicheskaya praktika studentov. Moskva: Prosveschenie, 1989.

Статья поступила в редакцию 19.08.21

УДК 378.01

Borisenko Yu.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), Е-mail: www.aumsu.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF THE TRANSPORT COLLEGE. The formation of national self-consciousness among modern students is one of the priority tasks of educational activities. Our state now needs not just law-abiding, able-bodied and intelligent young people. The realization of the colossal creative tasks of building a new Russia requires patriotic young people in the country, professionally competent, ready to implement grandiose plans for the economic and social development of the Russian Federation, able to take the baton from older generations for its preservation and economic prosperity, taking a leading position in the world. To do this, every young man and girl must have a well-formed national identity, understand their purpose, role and place in their country, give all their strength, knowledge, behavior and labor achievements for the benefit of the Fatherland and the Russian multinational people. A developed national consciousness is a strategic human resource of our motherland, the basis of the unity and invincibility of our multinational people. This article is devoted to the scientific substantiation and construction of a new pedagogical model aimed at the formation of national self-consciousness of students in the multicultural educational space of the transport college.

Key words: modeling, model, national identity, motherland, multicultural educational space, transport college, students, formation.

Ю.А. Борисенко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: www.aumsu.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА

Формирование национального самосознания у современной учащейся молодежи является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной деятельности. Нашему государству ныне потребна не просто законопослушная, трудоспособная и умная молодежь. Реализация колоссальных созидательных задач строительства новой России требует наличия в стране патриотично настроенной молодежи, профессионально компетентной, готовой к реализации грандиозных планов экономического и социального развития Российской Федерации, способной принять эстафету от старших поколений по её сохранению и экономическому процветанию, занятию лидирующего положения в мире. Для этого каждый юноша и девушка должны обладать сформированностью национального самосознания, понимать своё предназначение, роль и место в своей стране, отдавать все свои силы, знания, поведение и трудовые достижения на благо Отечества и российского многонационального народа. Развитое национальное самосознание - это стратегический человеческий ресурс нашего Отечества, основа единства и непобедимости многонационального народа страны. Статья посвящена научному обоснованию и конструированию новой педагогической модели, направленной на формирование национального самосознания учащихся в поликультурном образовательном пространстве транспортного колледжа.

Ключевые слова: моделирование, модель, национальное самосознание, Отечество, поликультурное образовательное пространство, транспортный колледж, учащиеся, формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.