ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет" (г. Москва)
УДК 378
Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: n73@mail.ru
THE EXPERIENCE OF ORGANIZING THE PRACTICUM FOR FUTURE TEACHERS, WHICH INCLUDES OBTAINING PRIMARY ABILITIES AND SKILLS OF THE PROFESSION AND THE PROFICIENCY IN THE FIELD OF RESEARCH AND DEVELOPMENT. The article reviews the experience of organizing the new type of practicum. The main objective is to provide future teachers with primary professional skills, including the ability to work in the field of research and development. The necessity of continuity of practice and the introduction of new types of practicums are discussed. The tasks performed by students of the Moscow City University in the process of the practicum are described and the list of reporting documentation is presented. Students' reflective reports are examined, and conclusions based on the results of the practicum are made. The object of the article is situated in the concernment of potential leaders of such type of practicum in terms of concretization of tasks and organization of students' work in relevant organizations.
Key words: practicum, practice of primary professional skills, including abilities in field of research and development, relevant organizations, federal state educational standard.
Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: n73@mail.ru
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье раскрывается опыт организации нового вида учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Обосновывается необходимость непрерывности практики и введения новых её видов; описываются задания, выполняемые студентами Московского городского педагогического университета в процессе прохождения данного вида практики; приводится список отчетной документации; анализируются рефлексивные отчеты студентов и формулируются выводы по итогам проведенной работы. Представленный материал будет интересен руководителям подобного вида практики в аспекте конкретизации заданий и организации работы студентов в профильных организациях.
Ключевые слова: учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности, профильная организация, федеральный государственный образовательный стандарт.
В последние годы в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в Российской Федерации актуализируется проблема практикоориентированности обучения в вузах и, соответственно, в учебный процесс внедряются новые виды учебных практик. Особую важность это приобретает в педагогических вузах, где ранее студенты выходили на практику в образовательные организации только во второй половине обучения, занимаясь первые года в стенах своего вуза как бы теоретически, «бездетно». Не только новые образовательные стандарты, но и профессиональный стандарт, содержащий трудовые функции педагога, определяют как компе-тентностный подход, так и трудовые действия, формирование которых возможно только в условиях непрерывной учебной практики.
За два-три года «отрыва» от школы студенты часто теряли с ней связь, начинали испытывать страх перед взаимодействием с детьми, учителями и администрацией образовательных организаций, что вызывало определенные проблемы с адаптацией в начале практики на старших курсах. Идея её «непрерывности», согласно которой будущие учителя и воспитатели с самого начала процесса обучения в педагогическом вузе выходят в соответствующие образовательные организации, давно высказывалась различными представителями педагогического сообщества (Грохольская О.Д. [1], Куликова Л.М. [2], Ледов-ских И.А. [3], Никандров Н.Д. [1], Щербакова Е.В. [4] и др.).
К настоящему моменту появились и успешно проводятся следующие виды практик: социокультурная, психолого-педагогическая, летняя и др. её виды. Хо-
телось бы подробно остановиться на практике по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в научно-исследовательской деятельности, которая появилась в учебном плане бакалавриата одной из последних.
Данный вид практики стал внедряться в ряде институтов Московского городского педагогического университета в 2018 - 2019 учебном году для бакалавров, обучающихся по направлениям 44.03.01 - Педагогическое образование и 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Указанная практика входит в модуль «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», который заканчивается экзаменом в виде кейс-заданий [5].
Её продолжительность составляет два учебных семестра на втором курсе бакалавриата (3-й и 4-й учебные семестры), при этом первый семестр практики заканчивается зачетом, а второй - дифференцированным зачетом. Форма её прохождения - рассредоточенная: студенты выполняют задания в течение всего периода обучения на втором курсе, распределяя время для их выполнения самостоятельно, но в соответствии с утвержденным графиком посещения профильных организаций и консультаций с руководителями практики.
Содержание учебной практики соответствует ФГОС ВО по указанным выше профилям подготовки и определяется положением о практике, рабочей программой, фондом оценочных средств, методическими рекомендациями по прохождению практики и технологическими картами, в которых указаны как обязательные,
так и дополнительные задания, которые должны выполнять студенты в ходе практики, а также баллы, получаемые за их выполнение.
В качестве цели и задач данной учебной практики разработчики рабочей программы указали следующее. Цель: создать условия для получения студентами первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Задачи: изучить образовательные программы основного и дополнительного образования, реализуемые на базе практики, приобрести опыт участия в разработке образовательной программы дополнительного образования, провести коллективное творческое мероприятие, осуществить руководство проектной (исследовательской) деятельностью обучающихся.
В процессе данной практики у студентов должны формироваться следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
ОПК-5. Владение основами профессиональной этики и речевой культуры.
ОПК-6. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
ПК-2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.
ПК-3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности [6].
Практика проводится в профильных организациях г Москвы на основе долгосрочных договоров, заключенных университетом с образовательными организациями. В редких случаях студентам заочного отделения разрешается заключить отдельный краткосрочный договор между университетом и образовательной организацией, в которой они работают. Среди профильных организаций, в которых проходят практику студенты, находятся школы, входящие в Топ-300 лучших школ г Москвы (например, Измайловская школа № 1508), а также авторские школы (например, школа самоопределения № 734 им. А.Н. Тубельского).
Основным отчетным документом, подготавливаемым студентами-практикантами, является Дневник практики, на основе которого ими пишутся отчеты. Также на каждого студента профильная организация готовит отзыв с указанием того, что сделано студентом, какие он проявил качества в ходе практики и какую отметку руководитель от профильной организации предлагает поставить, исходя из качества его работы.
В течение первого семестра учебной практики студенты должны выполнить пять обязательных заданий, изучив и проанализировав нормативные документы, регулирующие деятельность профильной образовательной организации, а также официальный сайт школы.
Первым обязательным заданием является подготовка экспертного заключения по образовательной программе дополнительного образования. В экспертном заключении необходимо указать, соответствует ли вся программа и план внеурочной деятельности требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, указываются направления внеурочной деятельности, названия программ дополнительного образования (в случае, если их количество превышает несколько десятков, то требуется перечислить пять программ по каждому направлению), виды внеурочной деятельности, использование сетевой формы организации образовательных программ дополнительного образования и дистанционных образовательных технологий. По итогам экспертного заключения необходимо сформулировать общий вывод.
Анализируя выполнение данного задания, можно сказать, что в целом студенты справились с ним хорошо. Однако у некоторых возникали трудности в понимании такой категории, как «форма», которая была спутана с категориями «метод» и «прием».
Вторым обязательным заданием была подготовка эссе, где студентам предлагалось поразмышлять над одной из тем, например: «Владение культурой исследовательской деятельности обучающихся: удел немногих или обязательный атрибут всех учащихся?», «Учиться учиться: тавтология или требование времени?», «Популярность во многих странах современной концепции «Обучение в течение всей жизни» убеждает меня, что...» и др. Студенты также могли самостоятельно сформулировать тему эссе, предварительно согласовав ее с руководителем практики. К данному заданию прилагались методические рекомендации, в которых содержались не только советы по написанию эссе, но и требования, включая оригинальность, во избежание скачивания чужих эссе из интернета. Как оказалось, именно требование к оригинальности (не менее 70% для зачета и не менее 90% для максимального балла) явилось для студентов самым сложным, часть обучающихся с первого раза не смогла преодолеть необходимый барьер при проверке эссе в системе антиплагиат (Антиплагиат.Вуз).
Третьим заданием практики являлась подготовка аналитической записки по результатам изучения пояснительных записок к программам дополнительного образования. Практикантам необходимо было найти на сайте профильной организации программы дополнительного образования, выбрать одну из них, исходя из своих интересов и компетентности, и подготовить аналитическую записку, основной целью которой является выявление соответствия пояснительной записки
требованиям ФГОС и актуальным запросам общества, а также её значение в структуре образовательной программы дополнительного образования.
Четвертым заданием являлось составление аннотированного списка программ дополнительного образования, содержащего 10 наименований. На основе изучения программ, размещенных на сайтах профильных организаций, студенты должны были выбрать несколько из них по разным направлениям образования (техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое и др.) и подготовить к ним аннотацию, показав отличительные особенности, достоинства и недостатки выбранных программ.
Пятым, завершающим перечень обязательных заданий первого семестра практики, было задание по подготовке собственной программы дополнительного образования, разрабатывать которую студенты должны были не индивидуально, а в творческих группах. На итоговой конференции проходила их защита, с чем все студенты успешно справились.
Из анализа дневников практики и рефлексивных отчетов за первый семестр, можно сделать вывод, что проблемы, в основном, были связаны с необходимостью изучения большого объема информации, а также с трудностями при работе с сайтами школ, поскольку не везде была удобная навигация по сайту.
Во втором семестре практики задания были иные, связанные с непосредственной работой в образовательных организациях, и зависели от условий, предоставляемых базами практики. Все посещения студентами школ согласовывались как с руководителем практики от университета, так и с руководителями от профильных образовательных организаций и оформлялись в виде индивидуального (или группового) графика, заверенного руководителями школ.
Так, например, студенты могли разработать сценарий и провести коллективное творческое или внеклассное мероприятие. Ими были подготовлены и успешно реализованы в ходе практики квесты по истории России, по династии Романовых, викторины, приуроченные ко Дню космонавтики и посвященные освоению космоса, и др. Также студенты могли принимать участие в общешкольных массовых мероприятиях, предложив совместный с обучающимися школы проект. Так, в рамках общешкольной ролевой игры «Средневековье» студентами были подготовлены и проведены мастер-классы по бисероплетению и изготовлению мечей из картона, которые получили положительные отзывы как от учеников, так и от их родителей, принимавших участие в ролевой игре. Некоторые студенты оказывали помощь обучающимся школ по подготовке их проектов к защите, помогали в поиске и подборе материалов, в оформлении окончательного варианта работы, презентации к защите и т.п. Руководители практики от профильных организаций особо отмечали работу студентов университета по сопровождению проектной и исследовательской деятельности обучающихся при подготовке таких проектов, как «Дактилоскопия: возможности и перспективы», «Всё о McDonald's», «Общество, не отягощённое государством» и др.
Наряду с этими заданиями практиканты занимались также подбором диагностик на выявление интересов обучающихся, беседовали с ними, анализировали ответы и порой помогали школьникам определиться с правильным направлением исследовательской деятельности или подбирали тематику квестов и викторин, исходя из выявленных интересов.
Такое разнообразие практических заданий позволило студентам на итоговой конференции обменяться своим опытом с однокурсниками, что оптимально способствовало формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в области научно-исследовательской деятельности, что и было основной целью данной работы.
Стоит также отметить, что в рамках практики студенты участвовали в диагностических исследованиях Московского центра качества образования (МЦКО) в качестве наблюдателей.
К сожалению, студенты не выполнили задания дополнительного блока, ограничившись блоком обязательным, в то время как именно дополнительный блок позволил бы максимально творчески и исследовательски самореализоваться (среди заданий дополнительного блока были подготовка статей, участие в конференциях и т.п.).
В своих рефлексивных отчетах по итогам второго семестра многие студенты отмечали, что поначалу их пугала необходимость взаимодействия с детьми и выход в общеобразовательные организации, однако все студенты отметили, что смогли справиться с волнением и тревогой (кто самостоятельно, а кто и при поддержке руководителей практики от института и от образовательной организации). Также все студенты написали, что данная практика по приобретению первичных профессиональных умений и навыков в научно-исследовательской деятельности позволила им не только ознакомиться с документацией образовательных организаций, изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность современных школ, но и дала ценный опыт взаимодействия с учащимися разных возрастов, возможность провести внеурочные мероприятия, изучить ученические исследовательские проекты, в ряде случаев не уступающие по качеству курсовым работам самих студентов.
Руководство учебной практикой по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в научно-исследовательской деятельности, позволяет сформулировать следующие выводы: студенты приобретают
опыт работы с нормативно-правовыми документами и учебно-методической документацией, планирования и организации самостоятельной работы, осваивают умения и навыки научно-исследовательской деятельности, учатся взаимоБиблиографический список
действовать с учениками и будущими коллегами, планировать и реализовывать внеклассные мероприятия, сопровождать исследовательскую деятельность обучающихся и др.
1. Никандров Н.Д., Грохольская О.Г Профессиональная деятельность, ее сущность, структура и содержание. Особенности личностной составляющей развития специалиста-профессионала. Научные исследования в образовании. 2013; № 1: 18 - 24.
2. Куликова Л.М. Модернизация содержания и организация непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе. Москва, 2004.
3. Ледовских И.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе учебной практики. Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2019: 32 - 35.
4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 212 - 215.
5. Антонова Н.Н. Использование кейс-технологии как средства оценивания на модульном экзамене в педагогическом вузе. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии. Материалы межвузовской конференции. Москва, 2019: 122 - 126.
6. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Available at: https://fgos.ru/
References
1. Nikandrov N.D., Grohol'skaya O.G. Professional'naya deyatel'nost', ee suschnost', struktura i soderzhanie. Osobennosti lichnostnoj sostavlyayuschej razvitiya specialista-professionala. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013; № 1: 18 - 24.
2. Kulikova L.M. Modernizaciya soderzhaniya i organizaciya nepreryvnojpedagogicheskojpraktiki v fizkul'turnom vuze. Moskva, 2004.
3. Ledovskih I.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov v processe uchebnoj praktiki. Nauka i obrazovanie v sovremennom mire: metodologiya, teoriya i prakiika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheboksary, 2019: 32 - 35.
4. Scherbakova E.V., Scherbakova T.N. Nastavnichestvo kak forma podderzhki professional'nogo stanovleniya studentov v hode uchebnoj pedagogicheskoj praktiki. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii. Materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 212 - 215.
5. Antonova N.N. Ispol'zovanie kejs-tehnologii kak sredstva ocenivaniya na modul'nom 'ekzamene v pedagogicheskom vuze. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka buduschih uchitelej: istoriya, metodologiya i tehnologii. Materialy mezhvuzovskoj konferencii. Moskva, 2019: 122 - 126.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/
Статья поступила в редакцию 15.07.19
УДК 373.1
Ardabatskaya I.A., Deputy Director, Gymnasium No.1409 (Moscow, Russia), E-mail: irina.a5@mail.ru
MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF INTEGRATION OF FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL COMPLEX. The article presents an analysis of the level of integration that is qualitatively new for a comprehensive school — the integration of formal and non-formal education. Such integration is possible only if the actual space of the educational institution is expanded and included in it as a full-fledged segment of the program of non-formal education. The most optimal solution to this problem seems to be the creation of multilevel educational complexes, including preschool and general education, as well as additional education for children and adults. The pedagogical support for the integration of formal and non-formal education is analyzed from the standpoint of managing the functioning and development of the system of resources of the educational complex. Pedagogical support is considered through a combination of pedagogical means of integration: organizational, methodical and managerial. The article presents a model of pedagogical support for the integration of formal and non-formal education, based on the combination of a number of resources: personnel, regulatory, methodical and material and technical. The levels and principles of integration of subjects of formal and non-formal education are substantiated. Criteria for assessing the effectiveness of the integration process of subjects of formal and non-formal education in the conditions of the educational complex are determined. The proposed model is tested on the basis of the gymnasium No. 1409 of Moscow. The educational program of the gymnasium is developed on the basis of the model described in the article as a complex organizational and managerial solution, as a modern form of implementing a social order that most fully reflects the interests, opportunities and needs of all participants in the educational process.
Key words: school complex, basic education, additional education, resource approach, integration.
И.А. Ардабацкая, зам. директора гимназии № 1409, г. Москва, E-mail: irina.a5@mail.ru
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Статья посвящена анализу качественно нового для общеобразовательной школы уровня интеграции - формального и неформального образования. Такая интеграция возможна только при расширении собственно пространства образовательного учреждения и включения в него как полноправного сегмента программы неформального образования. Наиболее оптимальным решением данной задачи представляется создание многоуровневых образовательных комплексов, включающих в себя дошкольное и общее образование, а также дополнительное для детей и взрослых. В данной статье педагогическое обеспечение интеграции формального и неформального образования анализируется с позиций управления функционированием и развитием системной совокупности ресурсов образовательного комплекса. Исходя из основных положений ресурсного подхода, педагогическое обеспечение рассматривается через совокупность педагогических средств интеграции: организационных, методических и управленческих. В статье презентуется модель педагогического обеспечения интеграции формального и неформального образования, основанная на объединении ряда ресурсов: кадровых, нормативно-регулирующих, методических и материально-технических. Обосновываются уровни и принципы интеграции субъектов формального и неформального образования. Определены критерии оценки эффективности процесса интеграции субъектов формального и неформального образования в условиях образовательного комплекса. Предложенная модель апробировалась на базе гимназии № 1409 г Москвы. Образовательная программа гимназии разработана на основе описанной в статье модели как комплексное организационно-управленческое решение, как современная форма реализации социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: школа-комплекс, основное образование, дополнительное образование, ресурсный подход, интеграция.
В основе модернизации современной системы образования лежат идеи непрерывности, интегративности и вариативности. Появление в таких условиях новых субъектов образовательной системы является крайне актуальным. Формой организации непрерывного образования и залогом его успешности является преемственность различных уровней и видов образования, именно поэтому в последнее время повсеместно возрождаются школы-комплексы, которые сегодня называются образовательными комплексами или центрами образования.
Они создаются на основе интеграции различных видов образования и создания единого и непрерывного образовательного пространства с широким спектром предоставляемых услуг. Актуальным в таких условиях становится поиск новых подходов к пониманию сущности педагогического обеспечения данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личность, социальная организация, внешняя среда).