правил, регулирующих поведение людей. Показатели адекватности отражения вербальной и невербальной экспрессии, понимания логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимания внутренних мотивов поведения людей соотносятся к зоне среднего уровня развития.
Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты обеих групп достаточно чувствительны к характеру и оттенкам вербальных и невербальных способов человеческих взаимоотношений, адекватно проявляют ролевую пластичность и способны анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития.
Ценностные ориентации студентов оценивались по трем универсальным факторам: оценки (ценности), силы (потенция) и активности, разработанные Ч.Осгудом. Наибольшую эмоциональную привлекательность у студентов обоих направлений подготовки (фактор оценки) имеют понятия - «мое будущее», «мое увлечение», «общение с людьми», «достижение успеха», наименьшую - «выполнение обязанностей». У студентов экономических специальностей по сравнению со студентами, обучающимися по профилю «Профессиональное обучение», было выявлено более ценное и серьезное отношение к учебе. Для девушек обоих направлений более высокую ценность имеют такие понятия, как «интересное занятие», «материальное благополучие», «признание окружающих».
В результате анализа выявлено, что наибольшее субъективное влияние на личности испытуемых (фактор силы) оказывает выбор своей профессии («моя профессия»). Это объясняется тем, что все испытуемые являются студентами первого курса, соответственно, они испытывают на себе воздействие от собственного первоначального профессионального выбора. Наименьшее влияние на обе группы студентов оказывают понятия «общение с людьми» и «мое настоящее», что может говорить о достаточной личностной зрелости испытуемых. Достоверных отличий между группами студентов по данному фактору не выявлено.
Наиболее динамичными (фактор активности) в обеих группах оказались понятия «моя профессия», «моя карьера» и «мое будущее». При этом показатели фактора активности понятия «моя профессия» достоверно выше у юношей обеих групп, чем у девушек. Наименее динамичны у студентов обеих групп такие понятия, как «мои друзья», «выполнение обязанностей» и «интересное занятие». Качественных отличий между студентами обоих направлений подготовки анализ не выявил.
Выводы. Таким образом, студенты обоих направлений подготовки имеют достаточно развитый социальный интеллект и развитую способность к рефлексии, позволяющие легко уживаться в коллективе, поддерживать оптимальный психологический климат, проявлять больше интереса, смекалки и изобретательности в учебе. Ценностные ориентации, сформированные в результате социализации студентов, достаточно оптимальны для освоения выбранного ими направления подготовки.
Литература:
1. Берклунд А.В. Социальный интеллект как условие операционной готовности будущих психологов к консультативной деятельности: Диссертация на соискание учёной степени канд. псих. наук. Сургут, 2007. - 208 с.
2. Бойков В.Э. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. 2009. №7. - С. 29-41.
3. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов // Высшее образование сегодня, 2006. №12 - С. 46-47
4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. - 17 с.
5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: учеб.пособие для студентов вузов / С.-Петербург.гуманитар.ун-т профсоюзов. СПб., 2000 - 508 с.
6. Мусина В.П. Социальный интеллект студентов и обучение в высшей школе//А1та mater. 2015. № 6 -С. 22-28.
7. Оппорт Г. Становление личности: избр.тр. / пер.с англ. Л.В.Трубицыной и Д.А.Леонтьева: под общ.ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.
8. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987- 451 с.
9. Микляева Н.В. Социальный интеллект как фактор социальной адаптации, социализации и профессиональной ориентации // В сб.: Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. 2016. - С. 26-37.
10. Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003. №6. - С. 60-69.
11. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4. - С. 103-108.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Ческидова Ирина Борисовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)
РОЛЬ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования компетентности студентов педагогического вуза, будущих специалистов дошкольного и начального образования в области художественно-эстетического развития ребенка в связи с углубленной профильной подготовкой. Формированию профессиональной компетентности студентов способствуют прохождение педагогической практики, работа в творческой группе, организация выставок, изучение курсов по выбору, разработка конспектов занятий, разработка и защита педагогического проекта, организация мини-выставок учебных и творческих работ, участие в конференциях различного уровня.
Ключевые слова: углубленная профильная подготовка, педагогическая практика, творческая группа, курс по выбору.
Annotation. The article deals with the formation of the competence of students of a pedagogical university, future specialists in preschool and primary education in the field of artistic and aesthetic development of a child in connection with in-depth profile training. The formation of professional competence of students is facilitated by the passage of pedagogical practice, work in a creative group, the organization of exhibitions, the study of elective courses, the development of lecture notes, the development and protection of a pedagogical project, the organization of mini-exhibitions of educational and creative work, participation in conferences of various levels.
Keywords: in-depth profile preparation, teaching practice, creative group, elective course.
Введение. Изменения, происходящие во всех сферах общества, во многом определяют задачи современного этапа модернизации российского образования. Введение федеральных государственных образовательных стандартов актуализирует проблему формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации новых профессиональных функций и широкого спектра педагогических задач в изменяющихся условиях рынка труда.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования будущий педагог ориентирован на профессиональное развитие, готовность к реализации задач, поставленных перед дошкольным и начальным образованием, достижение профессиональной компетентности [1].
Изложение основного материала статьи. Программа подготовки бакалавров профиля «Начальное образование и дошкольное образование» предполагает изучение дисциплин, связанных с художественным развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста, изучение курсов по выбору, направленных на освоение практических умений работы в разных техниках и разными материалами, углубленным изучением отдельных вопросов художественного образования и эстетического воспитания. Помимо этого, формированию профессиональной компетентности в данной области способствует прохождение педагогической практики по углубленной профильной подготовке по специализации «Изобразительное искусство», работа в творческой группе, направленная на изучение и систематизацию опыта работы педагогов дополнительного образования, организация выставок учебных и творческих работ студентов на факультете, работа над рефератами и статьями в рамках изучения дисциплин художественного цикла, участие в конференциях и других мероприятиях, связанных с обобщением опыта художественно-эстетического образования дошкольников и младших школьников в городе и области.
В процессе изучения дисциплин «Теория и практика изобразительного искусства», «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе», «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста» студентами выполняются следующие виды работ: разработка конспектов занятий, разработка и защита педагогического проекта, показ фрагментов урока на практических занятиях, изготовление наглядных пособий, организация и оформление мини-выставок учебных и творческих работ, написание статей по изучаемым темам, выступления на внутривузовских учебно-практических конференциях и заочное участие в конференциях различного уровня.
Помимо освоения теоретического материала в рамках изучения вышеуказанных дисциплин предполагается свободное овладение студентом навыками работы в разных техниках, доступных для детей дошкольного и младшего школьного возраста и разными графическими и живописными материалами, умение выполнять педагогический рисунок, использовать разнообразные приемы для создания художественного образа. Изучение программ по изобразительному искусству для начальной школы и программ дошкольных образовательных организаций образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дополняется ознакомлением с программами кружков, студий, детских школ искусств. Это также способствует готовности студента к реализации профессиональных задач, к руководству изобразительной деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Прохождение педагогической практики по специализации предполагает углубленное знакомство студентов с организацией и проведением занятий по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе и образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольной образовательной организации. В процессе прохождения педагогической практики у студентов формируются навыки подготовки и проведения уроков, в том числе изобразительного искусства, совершенствуются собственные художественно-творческие умения, навыки исследования, осмысления, интерпретации детского рисунка. Помимо проведения уроков студенты проводят дополнительные мероприятия по предмету, разрабатывают сценарии внеурочных мероприятий, ставящих целью дать учащимся более полное представление о работе художника и способствующие формированию познавательного интереса к изобразительному искусству, оформляют мини-выставки детских рисунков, проводят беседы с детьми об искусстве и анализируют ответы учащихся.
В результате прохождения практики у студентов формируются представления об особенностях детского рисунка, умение планировать работу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, планировать собственную педагогическую деятельность, устанавливать взаимодействие с участниками педагогического процесса, умение представить результаты своей работы.
По отзывам студентов, руководство изобразительной деятельностью детей не вызывало затруднений. Посещение занятий, проведенных студентами в период прохождения практики показало, что студенты владеют навыками работы в разных техниках и разными материалами, знакомы с содержанием программ образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Изобразительное искусство», имеют представление о возрастных особенностях изобразительной деятельности детей, формах и методах проведения занятий. В то же время студенты отмечают возникающие сложности при формулировании цели и задач занятий, при оценивании работ детей, необходимости учитывать индивидуальный темп работы детей и проявления творческой инициативы учащихся, при проведении занятий преобладает объяснительно-иллюстративный метод.
Большое значение в формировании профессиональной компетентности будущего педагога имеет получение дополнительных специальностей в области изобразительного искусства. Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности предполагает формирование творчески активной личности учителя современной школы. Изучение дисциплин по выбору «Практикум по отдельным видам изобразительного
искусства», «Практикум по декоративно-прикладному искусству» и др. способствует более полному пониманию студентами языка изобразительного искусства, взаимосвязи разных видов искусства, освоению основ изобразительной грамоты, повышает общекультурный уровень. Это поможет будущему специалисту в планировании и организации работы с детьми, прочтении информации, заложенной в детском рисунке, обработке рисуночных тестов, налаживанию контакта с ребенком. На занятиях большое внимание уделяется изучению различных техник декоративно-прикладного искусства (батик, вышивка, квиллинг и пр.). Учитель начальной школы и воспитатель должен уметь эмоционально выражать свое отношение к изучаемой теме, владеть основами рисунка и живописи, знать историю изобразительного искусства и основные произведения, уметь использовать музыкальные и литературные произведения на уроках изобразительного искусства с целью создания учащимися в своих рисунках эмоционально выразительного образа. Таким образом, при изучении дисциплин по выбору студенты получают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые помогут им успешно осуществлять руководство кружками и студиями эстетического развития ребенка.
Развитие личности будущего педагога может проходить и через использование системы творческих заданий по дисциплинам художественного цикла, через создание атмосферы на занятиях, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к учебе.
Нами был проведен опрос 41 студента факультета психолого-педагогического образования НТГСПИ, в ходе которого были заданы следующие вопросы: «Почему вы пошли в педагогический вуз?», «Как вы оцениваете роль изобразительного искусства в развитии личности младшего школьника?», «Как вы считаете, поможет ли вам изучение дисциплин художественного цикла в дальнейшей профессиональной деятельности?», «Готовы ли вы самостоятельно проводить занятия с детьми по изобразительному искусству?».
Среди опрошенных 23 человека выбрали педагогическую специальность по убеждению, 6 человек под влиянием родителей или знакомых, у 9 человек выбор специальности был случайным. Оценивая роль изобразительного искусства в развитии ребенка, 36 человек отметили большое значение этого фактора, 2 человека затруднились в ответе, 3 человека ответили отрицательно. 35 человек из числа опрошенных положительно ответили на вопрос о значимости изучения художественных дисциплин для будущего педагога. Большинство студентов положительно ответили на вопрос о готовности самостоятельно проводить занятия с детьми по изобразительному или декоративно-прикладному искусству.
В том, что не все студенты осознают необходимость изучения художественных дисциплин для успешного осуществления своей будущей профессиональной деятельности, имеет значение и различный уровень довузовской подготовки в области искусства. В школах не всегда в полном объеме преподаются такие предметы, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура». Лишь единицы опрошенных получили дополнительное образование в специализированных детских художественных и музыкальных школах.
Таким образом, возникает ситуация, когда ряд студентов не имеет представления об основах изобразительной грамоты, истории изобразительного искусства, впервые осваивает простейшие техники работы и различные художественные материалы, что, в свою очередь требует от преподавателя художественных дисциплин дифференцированного подхода к студентам.
Часто у студентов можно встретить достаточно низкую самооценку своих работ, своих творческих возможностей. Повышению самооценки, осознанию себя как творческой личности может способствовать организация на факультете постоянно действующей выставки учебных и творческих работ студентов, экспонаты которой меняются ежемесячно, участие в общеинститутских выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сопровождаемое обсуждением и анализом работ. Подобные мероприятия способствуют формированию потребности в приобретении знаний и умений в области искусства и являются одним из путей развития будущего педагога. В последнее время все более популярным в молодежной среде становится фотоискусство, в институте регулярно проводятся персональные выставки фоторабот, студенты принимают участие в городских выставках фотографии.
Развитию интереса к творческой деятельности способствует также организация работы творческой группы студентов. Исследовательская работа формирует готовность будущих специалистов к успешному применению полученных знаний, умений и способов деятельности для решения практических задач, способствует осознанию необходимости постоянного саморазвития. Работа в творческой группе направлена на углубление профессиональной ориентации, осознание студентом значимости профессии, воспитание потребности в педагогическом самообразовании, выработке творческого и исследовательского подхода в педагогической деятельности и является частью подготовки будущего специалиста.
Изучение опыта работы педагогов дополнительного образования способствует формированию таких общекультурных и профессиональных компетенций, как: готовность к организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ; способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; способность выступать публично и работать с научными текстами.
Изучение психолого-педагогических условий формирования творческой личности ребенка в системе дополнительного образования через посещение выставок профессионального и детского творчества, посещение занятий кружков и мастер-классов позволяет студентам познакомиться с опытом педагогов-практиков, изучить формы и методы их работы. Знакомство с возможностями развития личности ребенка, традициями и перспективами развития системы дополнительного образования в городе способствует приобретению студентами навыков исследовательской работы, приобщению к профессиональной деятельности. Результатом работы студентов в творческой группе может быть написание рефератов и статей по теме работы, выступление на конференциях, творческий отчет, участие в выставках.
Проектная деятельность и участие в грантах, не являясь обязательной при освоении программы подготовки бакалавра, тем не менее, стимулирует освоение специфики будущей профессии, студенты 4 курса разрабатывают проекты с установкой на будущую их реализацию с учащимися начальной школы, и участвуют в конкурсах грантов.
Преподавателю художественных дисциплин необходимо проводить работу по мониторингу развития изобразительных умений и навыков студентов, выявлять их творческий потенциал в различных областях, находить возможности самореализации в работе с детьми. Это будет способствовать самоопределению,
формированию творческой активности студентов, повышению мотивации к занятиям искусством, повышению самооценки.
Выводы. В целом, подводя итоги, можно сказать, что изучение художественных дисциплин в вузе является необходимым для развития творческой личности будущего педагога дошкольного и начального образования. Разнообразие подходов, форм и методов работы в этом направлении будут способствовать тому, что к детям придет педагог, действительно заинтересованный в результатах своего труда, обладающий большим творческим потенциалом и умеющим раскрыть творческое начало в каждом ребенке.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015г. № 1457 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf
Педагогика
УДК: 372.8
магистрант Четвертакова Светлана Николаевна
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье описаны различные источники получения электронных образовательных ресурсов, также рассмотрены программные продукты, которые могут использоваться педагогом для разработки и создания ЭОР. Даны методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ЭОР, Федеральный образовательный ресурс, программное обеспечение, рекомендации.
Annotation. The article describes various sources of electronic educational resources as well as Software products that can be used by teachers to develop and create EER. Methodical recommendations on the use of electronic educational resources in presenting the material at schools are given.
Keywords: electronic educational resources, e-learning resources, Federal educational resources, software, recommendations.
Введение. В условиях современных социальных и экономических преобразований, происходящих в российском обществе, система образования подверглась серьезным изменениям, из которых наиболее значимым стала модернизация, затронувшая все ступени, в том числе и школьное. С целью модернизации школьного образования на государственном уровне осуществляется реализация таких проектов и инициатив, как приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2], проект «Модернизация образования», концепция развития образования РФ до 2020 г. [3] и др.
Изложение основного материала статьи. В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 No273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] отмечается значимость создания в образовательных учреждениях электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя различные средства электронного и дистанционного обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
Вопросом рассмотрения роли электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании школьного курса информатики занимались многие видные педагоги.
Так Доронина Е.В. в своей статье [5] пишет о том, что электронные образовательные ресурсы - это эффективное средство обучения, но при этом они должны быть правильно подобраны и соответствовать целям урока.
Работа Любимцевой Н.Ю. [6] описывает возможности применения электронных образовательных ресурсов на уроках информатики.
Публикация Панковой Е.В. [7] рассматривает вопросы целесообразного использования и определяет место ЭОР в образовательном процессе.
В статье Босовой Л.Л. [4] вводится понятие эффективности применения ЭОР, приводятся примеры использования электронных образовательных ресурсов в курсе информатики в основной школе.
Обобщив материалы различных авторов, можно сделать вывод, что использование электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики позволяет учителю изменить содержание, методы и организационные формы обучения, повысить качество и эффективность обучения.
В своей работе учитель может использовать различные источники получения электронных образовательных ресурсов. В первую очередь это Федеральные образовательные порталы, к которым относятся:
1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru) - Интернет-ресурс в сфере образования и науки. Был создан в 2002 году. Здесь ежедневно публикуются самые актуальные новости, события, а также информационные материалы для учащихся, родителей и преподавателей.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru) объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию ЭОР различного типа.
4. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/). Основные задачи портала -содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо