Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / система образования / образовательный процесс / компьютерные технологии / информационная поддержка / инновации в образовании / educational environment / educational system / educational process / computer technologies / information support / innovations in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В И. Власова, Е В. Сыпко

В статье рассматривается вопрос использования информационно-образовательной среды, связанный с необходимостью совершенствования образовательного процесса, предоставления обучающимся возможности использования широкого спектра образовательного контента. Именно использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволит задать новые векторы обновления образования, компенсировать пробелы и способствовать реализации творческих способностей обучающихся и педагогов в современных условиях. В статье представлено теоретическое описание интерактивного взаимодействия с обучающимися, что, по нашему мнению, может служить основой инновационной деятельности педагогов. Раскрываются содержание и структура информационно-образовательной среды и особенности её создания в образовательной организации. Авторы приходят к выводу, что создание информационно-образовательного пространства является одним их важнейших показателей успешной организации образовательного процесса в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF EDUCATION RENEWAL

The article considers the issue of using the information and educational environment associated with the need to improve the educational process, providing students with the opportunity to use a wide range of educational content. It is the use of interactive technologies in the educational process that will allow setting new vectors for updating education, compensating for gaps and contributing to the realization of creative abilities of students and teachers in modern conditions. The article presents theoretical description of interactive interaction with students, which can serve as a basis for innovative activity of teachers. The content and structure of the information and educational environment and the features of its creation in an educational organization are revealed. The authors come to the conclusion that the creation of an information and educational environment is one of the most important indicators of the quality of the education system.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

становлении учащихся как компетентных профессионалов и граждан - патриотов Отечества; в) развитие интереса и мотивации учащихся к идее национального самосознания; г) стимулирование учащихся, стремящихся к усвоению теории и практики национального самосознания; д) организация рефлексии овладения знаниями и навыками национального самосознания; е) использование возможностей самовоспитания для развития национального самосознания личности) [8].

Процессуально-деятельностный компонент предусматривает логическое взаимодействие субъектов образования (преподавателей, воспитателей, кураторов, учащихся) в процессе профессиональной подготовки, изучения авторской целевой программы, участия в разнообразной практики, социально-общественной, культурно-досуговой и волонтерской деятельности.

В процессе профессиональной подготовки (изучение общегуманитарных и специальных дисциплин) и обучения по целевой программе во внеучебной работе учащиеся овладевают новыми знаниями в сфере национального самосознания, новыми навыками и умениями, относящимися к национальной культуре, национальным ценностям, традициям и обычаям, приобретают опыт межнационального и толерантного общения, обмена разнообразной информацией, налаживания доброжелательной коммуникации и взаимовыгодного сотрудничества с представителями иных этносов.

Основными этапами формирования национального самосознания у учащихся транспортного колледжа являются:

- входной (направлен на установление исходного состояния национального самосознания учащихся, наличие проблем, тенденций и готовности юношей и девушек целенаправленно заниматься получением новых знаний и навыков);

- обучения и воспитания (ориентирован на целенаправленную организацию учебно-воспитательной деятельности, введение национального компонента в профессиональную подготовку, изучение во внеучебной деятельности авторской целевой программы, позволяющей получить более углубленные знания и навыки о русской нации и её системообразующей роли в государстве, многонациональном российском народе, его легендарной истории и уникальной культуре, устоявшихся традициях и обычаях, русском языке как государственном, его необыкновенном колорите, богатстве и особенностях национальных языков и культур, сложившихся ценностях и ценностных ориентациях, российском образе жизни, национальных интересах и потребностях бережного к ним отношения, конструктивного использования в жизни и деятельности);

- заключительно-рефлексивный (обращен на проведение итоговой педагогической диагностики, оценки полученных результатов, формулировании

Библиографический список

конкретных выводов и рекомендаций, осуществлении требуемой коррекции всех программ (учебных, целевой), рефлексии учащимися своей учебной деятельности и достигнутых результатов).

Критериально-оценочный компонент охватывает следующие составные элементы: критерии (позволяют измерить степень сформированности национального самосознания у учащихся), уровни и результат

Критериями сформированности национального самосознания у учащихся транспортного колледжа являются: а) когнитивный (характеризует уровень знаний учащегося о своем народе, национальной истории, культуре, языке, традиций, обычаев; знаний о других народах, населяющих Россию; умение применить имеющиеся знания в своей жизнедеятельности и повседневной практике; готовность получать новые знания, относящиеся к национальной теме); б) эмоционально-ценностный (выражает отношение личности к национальным и культурным ценностям; проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему своего народа и Отечества); в) поведенческий (активность в жизнедеятельности своего народа; беспристрастное отношение к своему поведению и поступкам; уровень толерантности к представителям иных наций и конфессий).

Основываясь на выделенных критериях, соответствующих им показателях, установлены три уровня сформированности национального самосознания учащихся транспортного колледжа: низкий, средний, высокий.

Конечный результат реализации настоящей модели - это учащийся транспортного колледжа со сформированным национальным самосознанием, любящий своей народ, его историю, язык, культуру, традиции и обычаи, национальные ценности и ценностные ориентации, гордящийся ими, бережно относящийся к ним и готовый руководствоваться ими в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Данный компонент предусматривает не только оценку сформированности национального самосознания учащихся, но и проведение рефлексии учащимися процесса овладения новыми знаниями и навыками, а также коррекцию учебно-воспитательной деятельности и авторской целевой программы.

Сконструированная модель представляет собой стройную и связанную между собой систему элементов, начиная от цели и заканчивая рефлексией и коррекцией учебных и авторских программ, которые образуют целостную структуру, направленную на реализацию намеченной цели - формирование высокого уровня национального самосознания у юношей и девушек, обучающихся в транспортном колледже.

1. Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года. Available at: / https://www.garant.ru/

2. Левитская Н.А. Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства: на материале изучения литературы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2008.

3. Артюхина Т.С. Развитие гражданского самосознания студентов колледжа во внеучебной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 1998.

4. Андреев А.Л. Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2020.

5. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010; Т. 2, № 1 (3): 11 - 20.

6. Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике. Общество: социология, психология, педагогика. 2019; № 12 (68): 146 - 154.

7. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. -Новороссийск: РИО ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2010.

8. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 108 - 110.

References

1. Strategiya gosudarstvennoj nacional'nojpolitiki na period do 2025 goda. Available at: / https://www.garant.ru/

2. Levitskaya N.A. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya studentov v obrazovatel'nom processe kolledzha kul'tury i iskusstva: na materiale izucheniya literatury. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2008.

3. Artyuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznaniya studentov kolledzha vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 1998.

4. Andreev A.L. Formirovanie istoricheskogo samosoznaniya studentovpedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2020.

5. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike. Ideiiidealy. 2010; T. 2, № 1 (3): 11 - 20.

6. Pisarenko V.I. Modelirovanie v sovremennoj pedagogike. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2019; № 12 (68): 146 - 154.

7. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakíika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. - Novorossijsk: RIO GMU im. admirala F.F. Ushakova, 2010.

8. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert N.E. Osobennosti modelirovaniya processa patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 108 - 110.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 37

Vlasova V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Sypko E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

USING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF EDUCATION RENEWAL. The article considers the issue of using the information and educational environment associated with the need to improve the educational process, providing students with the opportunity to use a wide range of educational content. It is the use of interactive technologies in the educational process that will allow setting new vectors for updating education, compensating for

gaps and contributing to the realization of creative abilities of students and teachers in modern conditions. The article presents theoretical description of interactive interaction with students, which can serve as a basis for innovative activity of teachers. The content and structure of the information and educational environment and the features of its creation in an educational organization are revealed. The authors come to the conclusion that the creation of an information and educational environment is one of the most important indicators of the quality of the education system.

Key words: educational environment, educational system, educational process, computer technologies, information support, innovations in education.

В.И. Власова, канд. пед. наук, доц., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: [email protected]

Е.В. Сыпко, канд. пед. наук, доц., Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск,

E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос использования информационно-образовательной среды, связанный с необходимостью совершенствования образовательного процесса, предоставления обучающимся возможности использования широкого спектра образовательного контента. Именно использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволит задать новые векторы обновления образования, компенсировать пробелы и способствовать реализации творческих способностей обучающихся и педагогов в современных условиях. В статье представлено теоретическое описание интерактивного взаимодействия с обучающимися, что, по нашему мнению, может служить основой инновационной деятельности педагогов. Раскрываются содержание и структура информационно-образовательной среды и особенности её создания в образовательной организации. Авторы приходят к выводу, что создание информационно-образовательного пространства является одним их важнейших показателей успешной организации образовательного процесса в системе образования.

Ключевые слова: образовательная среда, система образования, образовательный процесс, компьютерные технологии, информационная поддержка, инновации в образовании.

В связи с необходимостью обновления системы образования и воспитания подрастающего поколения на качественно новом уровне использование информационно-коммуникационных ресурсов становится весьма актуальным. Возникает необходимость идти в ногу с научно-техническим прогрессом и временем. Сегодня ключевой задачей обновления системы образования является изменение приоритетов, приближение качественных показателей к мировым стандартам. Акцент делается не на процессе приобретения знаний, а на их непосредственном применении. Вот почему грамотное использование информационно-образовательной среды является важной составляющей процесса обновления образования.

В последнее время мы становимся свидетелями того, что в условиях обновления образования одно из важнейших мест в этой сложной деятельности занимает использование информационно-образовательной среды. Проблема исследования заключается в том, что применение средового подхода, информатизация системы образования позволят преодолеть ряд трудностей, а это, в свою очередь, положительно скажется на процессе и результатах обучения. Инновационные изменения, происходящие сегодня в образовании, связаны с внедрением технологии программированного обучения, компьютеризации, информатизации всех сфер общества.

Аспектами изучения использования информационно-образовательной среды занимались такие авторы, как И.Д. Белоусова [1], А.М. Агдавлетова [2], РИ. Баженов [3], И.Н. Мовчан [4] и др.

Мы понимаем, что обучающиеся могут весьма легко освоить любые новые цифровые и мультимедийные технологии. Задача, стоящая перед педагогом, -направить вектор развития обучающегося в правильное направление посредством использования улучшенных методов. Поскольку в основе технологического процесса обучения лежит результат получения и преобразования информации, нами сделана попытка представить педагогическую технологию как информационную.

Информационно-образовательное пространство может предоставить обучающимся возможность использования широкого спектра образовательного контента: электронные учебники, видеокурсы и т.д. С применением интерактивных технологий у обучающихся появится возможность компенсирования пробелов в образовании, реализации своих творческих способностей путём участия в соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, конференциях различного уровня.

Информационно-образовательная среда может стать продуктивной платформой для улучшения качества образования. В качестве одного из направлений актуальности исследования нами были определены современные тенденции развития информатики как науки и переход к электронному обучению в рамках обновления образования.

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов нацеливают организаторов образовательного процесса на решение стратегической цели - формирование у обучающихся «умения учиться», достижение которой невозможно без создания и использования информационно-образовательной среды (ИОС).

Нами была предпринята попытка разграничить понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда». Мы разделяем мнение многих авторов о том, что данные понятия имеют кардинально противоположное значение. Современная система образования характеризуется информатизацией, в результате чего образовательная сфера становится информационной и образовательной средой. ИОС - продукт информатизации образовательной среды.

Информационно-образовательная среда (ИОС) призвана обеспечить плавный и оперативный переход образования в новое качественное состояние, которое отвечает информационным потребностям современного общества. ИОС - средство реализации учебного процесса и учебного взаимодействия, ставшее информационным под влиянием информатизации.

Кроме того, ИОС можно рассматривать как многоуровневую иерархическую систему. Выделяют следующие уровни: общеобразовательная ИОС, ИОС образовательной организации и персональная ИОС.

Составляющими ИОС являются некие ресурсы социальной и информационной среды, которым необходимо отдать предпочтение при реализации содержания образовательного процесса. Опираясь на содержательную сторону ИОС, можно обозначить информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы. В современном образовании они стали неотъемлемым и значимым средством организации образовательного процесса в образовательных учреждениях на всех уровнях.

Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня регулирует не только реализацию и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды [5].

Несмотря на большое количество существующих мнений об использовании информационно-образовательных и электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе, прослеживается позиция об их сочетании, что является важным условием для повышения качества образования.

Цель нашего исследования - изучить преимущества использования информационно-образовательной среды в условиях обновления образования. Нами были сформулированы следующие задачи исследования:

- определить особенности использования ИОС в условиях обновления образования;

- изучить принципы эффективного использования электронных образовательных ресурсов при формировании информационно-образовательной среды;

- выявить, как использование различных носителей и инструментов влияет на решение педагогических задач.

Отправной точкой стало предположение, что обновление образования тесным образом зависит от использования информационно-образовательного пространства в образовательном процессе.

Мы провели опрос обучающихся, посвященный проблеме использования информационно-образовательной среды в условиях обновления образования. Исследование носило пилотный характер, поскольку правильное использование информационно-образовательной среды в условиях обновления образования -новшество не только для педагогики, но и для ряда других наук.

В эксперименте приняли участие 25 человек, обучающихся на 3 - 4 курсах. В основе эмпирического исследования лежали ресурсы формата ИОР и эОр, используемые в российской и международной практике. Все участники были предупреждены о цели опроса.

Формирование информационно-образовательной среды в системе образования невозможно без проектирования определенных электронных образовательных ресурсов (табл. 1). Конечный итог влияния различных носителей на решение образовательной задачи вычислялся по среднему арифметическому показателю всех оценок исследуемых. Были учтены вероятность ошибки экспертной оценки (5%) и необходимое количество обучающихся, принявших участие в эксперименте ^ = 0,5^3^+5), где h - допустимая вероятность ошибки оценки обучающихся в процентах составляет 23 человека).

Таблица 1

Примеры различных носителей и инструментов для различных педагогических задач при создании электронных образовательных ресурсов

Образовательная задача Средства массовой информации и инструментарий Рейтинг

Навигация Кнопки, ссылки, анимация, страницы карт, оглавление, справка 7

Пояснение, разъяснение Подробная текстовая информация, инструкция по использованию 6

Пример, презентация Фотографии (новая камера). Схема (зависит от качества изображения от выбранного разрешения при съемке). Скриншот (как перенести фотографии на компьютер). Схема (схема частей камеры) [6] 5

Демонстрация Концептуальная карта. График [7] 5

Показывать изменения с течением времени Анимация. Видео (отображение электронного затвора камеры). Моделирование [8] 4

Показать скрытые понятия (сложные в простом объяснении, абстрактные) Графические аналогии, анимация [9] 6

Видео-, практическая работа Моделирование (добавление и удаление абзаца текста в документе) 8

Таблица 2

Принципы эффективного использования электронных образовательных ресурсов при формировании информационно-образовательной среды с элементами обновленного образования

Показатели Описание

Мультимедиа Зрительное восприятие текстовой и графической информации лучше, чем использование только текстовой

Пространство Демонстрация текста и графики лучше, когда соответствующий текст и графика расположены рядом друг с другом [15]

Временная ссылка Демонстрация текста и графики лучше, когда соответствующий текст и графика отображаются одновременно, а не поочередно, друг за другом

Консистенция Умелая дозированность текста, графики или звука

Модальность Обучение лучше, если анимация сопровождается повествованием, чем анимация, сопровождаемая текстом на экране [16]

Индивидуальные различия Действие этих принципов более сильно выражено при усвоении начальных знаний, в противовес знаниям повышенного уровня

Таким образом, по мнению участников эксперимента, использование ЭОР создает ряд преимуществ перед ИОР, что, в свою очередь, способствует эффективности освоения информации. Использование ИОС позволяет организовать качественную подготовку обучающихся [10].

Обучение навыкам работы с информацией - одно из важных направлений деятельности образовательной организации. В связи с этим информационная образовательная среда должна включать систему оборудования, программного обеспечения и т.д., способствующую обновлению образования. В контексте содержания это медиа-библиотеки, веб-сайты, интерактивные доски, компьютерные программы, тренажеры, интернет-ресурсы и т.д. [11].

Информационно-образовательная среда должна стать такой системой, в которой структура и информационные потоки оптимизированы с учётом новых потребностей общества. Эффективно развитая информационно-образовательная среда должна включает пять показателей: 1) предъявление информации; 2) инструкция к тому, что делать [12]; 3) задания на осознание и запоминание; 4) мониторинг для определения степени усвоения предъявленной информации; 5) интерактивность [13]. Эти пять элементов могут быть использованы самостоятельно или в сочетании со смешанным обучением. Хотя почти все эти показатели можно реализовать без использования средств массовой информации, мультимедиа делает их более эффективными и значимыми [14].

Предоставление человеку возможности воспринимать видео- и аудиоинформацию одновременно имеет ряд преимуществ (табл. 2).

Таким образом, взаимосвязь текста и графики потенциально способствует лучшему восприятию информации. Полученные нами данные еще раз доказыва-

Библиографический список

ют необходимость использования информационно-образовательной среды в условиях обновления образования. Современная наука непрерывно и динамично развивается и дифференцируется. Поток научной информации растет. Поэтому использование мультимедийных средств весьма эффективно, так как они демонстрируют преимущество обеих систем [17]. Вследствие этого категории и понятия науки становятся всё более сложными и ёмкими. Эффективность обучения во многом определяется качеством владения обучающимися инновационными технологиями.

Таким образом, во-первых, понимание среды как поля получения информации заменяется пониманием среды как поля конструирования способов деятельности обучающихся. Во-вторых, такая среда с позиции проведенного нами исследования должна быть создана на основе интеграции средств информационно-коммуникационных технологий и традиционной образовательной среды, что подтверждают результаты исследования, представленные в табл. 1. Сложность работы педагогов объясняется отсутствием модели интегрированных ИОС в образовательных организациях. Деятельность педагогов, способных использовать потенциал ИКТ для достижения качественно новых образовательных результатов, должна быть направлена на поиск интенсивных путей интеграции традиционной и инновационной сред.

В-третьих, проведенный анализ показал, что использование информационно-образовательной среды является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях обновления образования. ИОС позволит добиться гибкого и эффективного усвоения информации, доступности её демонстрации, что, в свою очередь, приведёт к рациональной организации образовательного процесс в условиях обновления образования, о чем свидетельствуют результаты, приведенные в табл. 2.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что избирательное, дифференцированное использование информационно-образовательной среды способствует повышению качества решения образовательных задач в условиях обновления современной системы образования в России.

1. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

2. Агдавлетова А.М. Инновационные технологии при внедрении государственных образовательных стандартов нового поколения. Современные информационные технологии и ИТ-образование. Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала «Лига интернет-медиа». 2015; Т. 1, № 11: 124 - 128.

3. Баженов РИ. О потребности использования интернет-ресурсов студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Психология, социология и педагогика. 2014; № 4. Available at: https://psychology.snauka.ru/2014/04/3035

4. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза. Информатика и образование. 2009; № 6: 112 - 114.

5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере технических дисциплин): монография. Астрахань: Центр. 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Савельева В.В. Историко-педагогические основы становления и развития кредитной технологии. Известия Национальной академии наук. Серия социальных и гуманитарных наук. 2018; Т. 6, № 322: 160 - 164. Available at: https://doi.org/10.32014/2018.2224-5294.49

7. Патрикова Е.Н. Компьютеры как средство повышения качества образования. Управление учебным процессом и современные технологии обучения: сборник научно-методических материалов. Тула, 2003; Выпуск 5: 177 - 179.

8. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва: Московский психосоциальный институт, Флинт. 2014.

9. Ибрагимова Н.А. Компетентностный подход к обучению в техническом и профессиональном образовании. Образовательные технологии и общество. 2017; № 3: 19 - 24.

10. Бекбоев И.Б. Вопросы методологии и методики обучения и воспитания школьников. Сборник научных и педагогических статей. Ставрополь. 2015.

11. Бурганова РИ. и др. Повышение качества образования за счет личностно-ориентированного образования. Известия Национальной академии наук. Серия социальных и гуманитарных наук. 2018; Т. 6, № 322: 102 - 104. Available at: https://doi.org/10.32014/2018.2224-5294.40

12. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2007.

13. Краснов ГА., Соловов А.В., Беляев М.И. Технология создания продуктов электронного обучения. Москва: МГИУ, 2012.

14. Норенков И.П., Уваров М.Ю. Образовательная среда на основе онтологического подхода. Интернет-порталы: контент и технологии: сборник научных статей. Москва: Образование, 2005; Т. 3: 224 - 228.

15. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва: Издательская служба, 2014: 27 - 31.

16. Радченко А.К. Технические исследования технологии проектирования: учебное пособие. Минск, 2003.

17. Образцов П.И., Кошин П.И. Дидактика высшей школы: учебное пособие. Орел: Академия специальной связи, 2004.

References

1. Belousova I.D. Didakticheskie usloviya vnedreniya informacionnyh tehnologij v process obucheniya studentov vuza. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

2. Agdavletova A.M. Innovacionnye tehnologii pri vnedrenii gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. Fond sodejstviya razvitiyu internet-media, IT-obrazovaniya, chelovecheskogo potenciala «Liga internet-media». 2015; T. 1, № 11: 124 - 128.

3. Bazhenov R.I. O potrebnosti ispol'zovaniya internet-resursov studentov Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Sholom-Alejhema. Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2014; № 4. Available at: https://psychology.snauka.ru/2014/04/3035

4. Movchan I.N. Struktura i soderzhanie informacionnoj deyatel'nosti studentov vuza. Informatika iobrazovanie. 2009; № 6: 112 - 114.

5. Zajnutdinova L.H. Sozdanie i primenenie 'elektronnyh uchebnikov (na primere tehnicheskih disciplin): monografiya. Astrahan': Centr. 2016.

6. Savel'eva V.V. Istoriko-pedagogicheskie osnovy stanovleniya i razvitiya kreditnoj tehnologii. Izvestiya Nacional'noj akademii nauk. Seriya social'nyh i gumanitarnyh nauk. 2018; T. 6, № 322: 160 - 164. Available at: https://doi.org/10.32014/2018.2224-5294.49

7. Patrikova E.N. Komp'yutery kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya. Upravlenie uchebnym processom i sovremennye tehnologii obucheniya: sbornik nauchno-metodicheskih materialov. Tula, 2003; Vypusk 5: 177 - 179.

8. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva: Moskovskij psihosocial'nyj institut, Flint. 2014.

9. Ibragimova N.A. Kompetentnostnyj podhod k obucheniyu v tehnicheskom i professional'nom obrazovanii. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2017; № 3: 19 - 24.

10. Bekboev I.B. Voprosy metodologii i metodiki obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. Sborniknauchnyh ipedagogicheskih statej. Stavropol'. 2015.

11. Burganova R.I. i dr. Povyshenie kachestva obrazovaniya za schet lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Izvestiya Nacional'noj akademii nauk. Seriya social'nyh i gumanitarnyh nauk. 2018; T. 6, № 322: 102 - 104. Available at: https://doi.org/10.32014/2018.2224-5294.40

12. Gura V.V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya lichnostno-orientirovannyh 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov i sred. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 2007.

13. Krasnov G.A., Solovov A.V., Belyaev M.I. Tehnologiya sozdaniya produktov 'elektronnogo obucheniya. Moskva: MGIU, 2012.

14. Norenkov I.P., Uvarov M.Yu. Obrazovatel'naya sreda na osnove ontologicheskogo podhoda. Internet-portaly: kontenti tehnologii: sbornik nauchnyh statej. Moskva: Obrazovanie, 2005; T. 3: 224 - 228.

15. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Moskva: Izdatel'skaya sluzhba, 2014: 27 - 31.

16. Radchenko A.K. Tehnicheskie issledovaniya tehnologii proektirovaniya: uchebnoe posobie. Minsk, 2003.

17. Obrazcov P.I., Koshin P.I. Didaktika vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Orel: Akademiya special'noj svyazi, 2004.

Статья поступила в редакцию 13.09.21

УДК 377

Wei Lili, postgraduate, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF ADOLESCENTS IN CHINA. The article is an analysis of the current state of choreographic education of adolescents in China. The author leads its brief description, as well as distinctive features. At the same time, the work is analyzed by the main factors for the development of choreographic education in China. Special attention is paid to the analysis of training programs in the formation of dance skills. The article also discusses the main problems in the field of education under study, suggests ways to solve them. In particular, the inclusion of new types of dances in the curricula of educational institutions based on ideas proposed by the students themselves. The author comes to the conclusion that for the successful conduct of classes, it is necessary to form a new teaching staff, or to carry out measures to improve the level of professional competence of dance teachers.

Key words: choreographic, choreographic education, education of teenagers, choreographic school, training programs, dance.

Вэй Лили, аспирант, Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета

имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ В КИТАЕ

Настоящая статья представляет собой анализ современного состояния хореографического образования подростков в Китае. Автор приводит его краткую характеристику, равно как и отличительные особенности. При этом в работе анализируются основные факторы развития хореографического образования в Китае. Особое внимание уделяется анализу учебных программ в области формирования танцевальных навыков. В статье также рассматриваются основные проблемы в исследуемой области образования, предлагаются пути их решения. В частности, включение новых видов танцев в учебные программы образовательных учреждений на основе идей, предложенных самими учениками. Автор приходит к выводу: для успешного проведения занятий необходимо сформировать новый преподавательский состав либо проводить мероприятия по повышению уровня профессиональной компетенции учителей танцев.

Ключевые слова: хореография, хореографическое образование, образование подростков, хореографическое училище, учебные программы, танец.

Искусство во всех его основных проявлениях (танец, песня, игра на музыкальном инструменте, рисование) имеет большое значение для развития полноценной личности. Каждое из направлений искусства призвано развивать определенные ее свойства, качества.

Для анализа современного состояния хореографического образования в Китае следует обратиться к его истокам. Танцевальное искусство, наиболее древнее из всех остальных, всегда было важным элементом китайской культуры. Однако данная сфера слабо развивалась по причине того, что исторически находилась фактически под государственным контролем, и активное профессиональное развитие получило лишь с 1949 года [1]. В настоящее время характер такой зависимости несколько ослаб, поэтому, по мнению Чэня Ц., танцевальная практика динамично развивается под влиянием западных танцевальных традиций [2, с. 178]. Однако, по мнению Луна Ц., наличие контроля проявляется в том, что в Китае по-прежнему в некоторых учебных заведениях отдают предпочтение преподаванию китайского классического танца [3, с. 176 - 78].

Хореографическое образование подростков в Китае достаточно распространено и возможно уже с 10 лет - в специальных училищах, готовящих хорео-

графов. Образование в таких учебных заведениях длится на протяжении 6 лет и основано в основном на изучении китайского классического танца.

Учебные программы в училищах Китайской Народной Республики тщательно разрабатываются, что обусловливается важным обстоятельством - особенностями физического развития подростков. В.Ю. Ермохина утверждает, что подростковый возраст является переходным состоянием от детского организма к взрослому [4], поэтому китайские методисты и педагоги опираются на медицинские исследования, отражающие характеристики здоровья детей подросткового возраста.

Особенность составления учебных программ объясняется и тем, что в этот период развития важно создать творческую среду, которая способствует развитию самовыражения и формированию основных танцевальных навыков.

Как отмечает Чэнь Ц., задачи, которые ставятся перед учениками, отличаются на каждом курсе обучения [5].

Первый курс обучения в училище является базовым, так как закладывает первоначальные танцевальные знания. Основными задачами этого года обучения являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.