Научная статья на тему 'Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект'

Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / ТИПЫ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОРТАЛОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ / SOCIALLY-ORIENTED EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION RESOURCES / INFORMATION PORTAL / TYPES OF INFORMATION PORTALS / CRITERIA OF ASSESSMENT OF QUALITY OF INFORMATION EDUCATIONAL PORTALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумов А. Ю., Голошумова Г. С., Ежов С. Г., Ефимова П. С.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения и воспитания личности в условиях информатизации социума. Обосновывается идея о значимости организации социально-ориентированного образования, использования в данном процессе инфокоммуникационных технологий и ресурсов. Информационно-коммуникационное сопровождение социально-ориентированного образования рассмотрено на примере информационных порталов. В материалах статьи представлен педагогический потенциал информационных порталов, проанализированы типы и виды информационных порталов, определены показатели и критерии оценки их качества, возможности реализации в системе социально-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-ORIENTED EDUCATION OF A PERSONALITY: INFORMATION AND COMMUNICATION ASPECT

The article is devoted to an up-to-date problem of training and education of a personality in conditions of informatization of the society. The idea about the importance of the organization of socially-oriented education, use locates in this process of info-communication technologies and resources. Information and communication maintenance of socially-oriented education are considered with reference to information-providing portals. In the materials of the conducted research the pedagogical potential of information portals is presented. The authors study the types of portals that provide educational information and make a thorough analysis of their contents, functions and value from the stand point of education and upbringing. The author also name indicators and criteria of the assessment of the quality of the portals and the possibility of their use in the system of socially-oriented education.

Текст научной работы на тему «Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект»

выразительности: общих для различных видов искусств (ритм, темп, динамика, форма) и специфических для музыкального фольклора (слово в народной поэтике, вокальное интонирование, лад, гармония в музыке, пластика тела, жест в танце, действо в народном театре и пр.).

Пробудить интерес к народной музыкальной культуре, вдохнуть жизнь в изучаемый фольклорный материал возможно, только смело используя импровизацию, которая подразумевает свободную в своих творческих проявлениях личность. Свобода в данном случае определяется знанием основ ладообразования, стихосложения, метро-ритмических особенностей народных песен, а также владением определенным арсеналом вокально-хоровых умений и навыков.

В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем. Данный подход мы реализуем в работе с фольклорным ансамблем студентов Московского городского педагогического университета, и хотели бы более подробно осветить основные методы педагогической работы.

Постигая основы ладообразования, мы всегда рассматриваем традицию в контексте метро-ритмических особенностей русских народных песен. Ритму как принципу порядка, организации движения по известной системе или плану, подчиняется и сложение русских песен. Но живой материал языка не всегда поддается требованиям ритма; возникает «борьба», вследствие которой музыкально-вокальный материал песен не распределяется так правильно, на равномерные части, как того требует организация музыкального движения по ритмическому принципу. Когда по образцу западноевропейской музыки, в русскую песенную мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие затруднения. Несколько сгладить эти трудности возможно при применении смешанного такта, т. е. тактовых разделений с неодинаковым количеством единиц времени. Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной мелодии - по полустишиям.

В составе песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность. Русским песням свойственны иногда такты в 5/4 и 7/4, в соединении с другими; нередко встречается такт в 6/8; мелодии с однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными. Ю.Н. Мельгунов находит в ритме русских народных песен отражение древнегреческих законов стихосложения и утверждает, что каждый жанр диктует свои законы, заложенные в назначении исполняемых песен [3].

Рассматривая импровизацию как сложный процесс, в ходе «распевания» любой новой песни фольклорным ансамблем студентов, опытным путём мы определяем степень сложности различных видов импровизации. Обучаясь воспринимать и дифференцировать средства художественной выразительности,

Библиографический список

молодые исполнители постепенно переходят от стадии копирования к самостоятельному воплощению образа через использование элементов вариативности. Варьирование как проявление пластичности устной традиции, помимо прочих своих многочисленных функций дает возможность приноравливаться к неизбежным внешним изменениям и тем самым не только сохранять, но и развивать жизнедеятельность песенной традиции.

Как наиболее простой вид импровизации мы выделяем ритмическую импровизацию, определяемую одной системой координат - линеарной. Интонационная импровизация гораздо сложнее, поскольку определяется двумя системами координат -звуковысотной (вертикальной) и ритмической (горизонтальной). Поэтому на начальном этапе обучения импровизации можно ограничиться ритмически-разнообразным аккомпанементом, используя различные ударные инструменты.

Народные песни, как правило, не просто исполнялись-пелись, они «игрались», что подразумевало не только танцевально-хореографическую разработку, но и ролевую драматическую игру, в которой проявлялись и характер личности, и специфичная манера высказывания. В этой связи уместно обращение в первую очередь к жанру хороводно-плясовых песен, ибо ку-плетно-вариационная форма как нельзя лучше может дать возможность чередования свободных танцевально-ритмических импровизаций. Как и в большинстве народных песен, сюжет, развиваясь последовательно, представляет удивительный каскад образных характеристик. А последовательность образов и красок даёт толчок для вариантной танцевально-ритмической импровизации каждого из исполнителей. В ансамблевом исполнении песни вокальная импровизация, как правило, строго ограничена, танцевально-ритмическая же импровизация, напротив, свободна и «отпущена» на усмотрение каждого студента. При этом важно, как и в джазе, лишь определить последовательность сольных импровизаций, предоставив исполнителям свободу в их реализации. Для начинающих музыкантов очень важна эта диалектическая бинарность, сочетающая ограничение и свободу, следование канонам традиционной культуры и проявление собственной фантазии.

Выступая на фестивалях и праздниках среди соотечественников в России и за рубежом, неоднократно приходилось убеждаться в заразительности непосредственной свободной импровизации: чем проще ритм и напев изначального фольклорного материала, тем прихотливее и разнообразней становятся вариантные исполнения, раз от раза обрастая новыми вариациями традиционного напева.

Обобщая сказанное выше, необходимо подчеркнуть важность обучения искусству фольклорной импровизации, которая выступает не только как средство постижения народной музыкальной культуры, но и способствует формированию у студентов гражданского самосознания и чувства национальной гордости, желания возрождать и сохранять народные традиции своей страны.

1. Неклюдов С.Ю. Вариант и импровизация в фольклоре. Петр Григорьевич Богатырев. Воспоминания. Документы. Статьи. Редактор-составитель Л.П. Солнцева. Санкт-Петербург, 2002.

2. Богатырев П.Г. Импровизация и нормы художественных приёмов на материале повестей XVIII века, надписей на лубочных картинках, сказок и песен о Фоме и Ереме. Вопросы теории народного искусства. Москва, 1971.

3. Мельгунов Ю.Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями. Москва, 1879.

References

1. Neklyudov S.Yu. Variant i improvizaciya v fol'klore. Petr Grigor'evich Bogatyrev. Vospominaniya. Dokumenty. Stat'i. Redaktor-sostavitel' L.P. Solnceva. Sankt-Peterburg, 2002.

2. Bogatyrev P.G. Improvizaciya i normy hudozhestvennyh priemov na materiale povestej XVIII veka, nadpisej na lubochnyh kartinkah, skazok i pesen o Fome i Ereme. Voprosy teoriinarodnogo iskusstva. Moskva, 1971.

3. Mel'gunov Yu.N. Russkie pesni, neposredstvenno s golosov naroda zapisannye i s ob'yasneniyami. Moskva, 1879.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 371.39

Goloshumov A.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), Project Manager, "Elektronnaya Moskva" JSC (Moscow, Russia), E-mail: gol-nt@yandex.ru4

Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Chief of scientific and organizational department, University of the Russian Academy of Education; Professor, Department of Art Education, Academy of Professional Development and Professional Retraining of Educators (Moscow, Russia), E-mail: g-gs@mail.ru

Yezhov S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural Federal University n.a. first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: sergey-ejov@mail.ru

Yefimova P.S., postgraduate, University of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: pserabota@mail.ru

SOCIALLY-ORIENTED EDUCATION OF A PERSONALITY: INFORMATION AND COMMUNICATION ASPECT. The article is devoted to an up-to-date problem of training and education of a personality in conditions of informatization of the society. The idea about the importance of the organization of socially-oriented education, use locates in this process of info-communication technologies and resources. Information and communication maintenance of socially-oriented education are considered with reference to information-providing portals. In the materials of the conducted research the pedagogical potential of information portals is presented. The authors study the types of portals that provide educational information and make a thorough analysis of their contents, functions and value from the stand point of education and upbringing. The author also name indicators and criteria of the assessment of the quality of the portals and the possibility of their use in the system of socially-oriented education.

Key words: socially-oriented education, information and communication resources, information portal, types of information portals, criteria of assessment of quality of information educational portals.

А.Ю. Голошумов, канд. пед. наук, руководитель проектов управления проектной практики ОАО «Электронная Москва», г. Москва, E-mail: gol-nt@yandex.ru

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, начальник научно-организационного отдела Университета Российской академии образования, проф. каф. художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: g-gs@mail.ru С.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург; E-mail: sergey-ejov@mail.ru

П.С. Ефимова, аспирантка Университета Российской академии образования, г. Москва, E-mail: pserabota@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обучения и воспитания личности в условиях информатизации социума. Обосновывается идея о значимости организации социально-ориентированного образования, использования в данном процессе инфокоммуникационных технологий и ресурсов. Информационно-коммуникационное сопровождение социально-ориентированного образования рассмотрено на примере информационных порталов. В материалах статьи представлен педагогический потенциал информационных порталов, проанализированы типы и виды информационных порталов, определены показатели и критерии оценки их качества, возможности реализации в системе социально-ориентированного образования.

Ключевые слова: социально-ориентированное образование, информационно-коммуникационные ресурсы, информационный портал, типы и виды информационных порталов, критерии оценки качества информационных образовательных порталов.

В настоящее время социальное становление личности проходит в сложных социально-экономических условиях кризиса морально-нравственных устоев общества, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности обучающихся, не позволяющих им полноценно самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности.

Анализ сложившейся на сегодняшний день практики социально-ориентированного образования свидетельствует о том, что обеспечение обучающихся необходимыми знаниями не решает проблемы их готовности и адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям российской действительности.

В данном контексте необходимо учесть, что вхождение России в мировое информационное пространство определило основные тенденции реформирования и развития образовательной системы. Важной задачей педагогической науки и практики становится формирование человека информационного общества, способного полноценно функционировать в информационной среде, эффективно использовать её возможности и ценностный потенциал, что выступает значимыми аспектами его социально-ориентированной подготовки.

Важно заметить, что в настоящее время развитие сетевой инфраструктуры и интернет-технологий, современный программный инструментарий создали объективные предпосылки перехода от отдельных проблемно-ориентированных информационных систем к интегрированным информационным средам различного назначения. Информационные технологии из разряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из необходимых условий социально-ориентированного образования.

К сожалению, Российская система образования оказалась не готовой к полноценному использованию возможностей мировых информационных ресурсов, к стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий в процессе социально-ориентированного образования личности. Это произо-

шло в силу ряда причин: недостаточной технической базы образовательных учреждений, слабого уровня информационной компетентности педагогических кадров; отсутствия как у педагогов, так и у обучающихся оптимального уровня подготовки в качестве пользователя компьютерных средств, позволяющего систематически обращаться к информационным ресурсам. Л.И. Зотова отмечает, что большинство работ в области информатизации образования было ориентировано не на достижение нового качества образования, а только на вложение средств в вычислительную технику и переподготовку кадров. В связи с этим критерии успешности этих работ формулировались в терминах «вложений», а не в терминах образовательных результатов. Поэтому фактически предлагалось использовать информационные технологии для выживания традиционных подходов и структур [1].

В данном контексте необходимо обратить внимание на информационно-коммуникационное сопровождение социально-ориентированного образования личности, позволяющее оптимизировать возможности информационного образовательного пространства. Так, одной из баз структурированной информации в различных областях науки и деятельности, доступной пользователям через интерфейс веб-сайта, выступает информационный портал.

В зависимости от использования информационных порталов в различных сферах социально-ориентированного образования можно представить следующую их типологию: порталы, предназначенные для дистанционного и очного обучения, как самостоятельного, так и регулируемого, каким-либо курсам; порталы, посвящённые различному роду исследовательской деятельности; порталы консультативного назначения; порталы типа виртуальных методических объединений; порталы соревновательных и информационных Интернет-проектов; порталы учебных заведений; порталы для распространения культурной и образовательной информации; порталы справочного характера образовательной тематики; порталы смешанного типа.

Информационный портал сегодня становится одним из системообразующих интернет-решений, которое ориентировано на интеграцию в рамках единой корпоративной информационной среды различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов с организацией консолидированной точки доступа к ним пользователей различных категорий с учетом их полномочий и решения задач информационной безопасности. Тот факт, что информационный портал становится массовым информационно-программным продуктом как в глобальном Интернет-пространстве, так и в информационно-образовательных средах, придает актуальность решению комплекса методических, технологических и инструментальных проблем его использования, оптимизации его педагогических возможностей в процессе повышения качества подготовки будущих специалистов [2].

В данном контексте представляется целесообразным рассмотреть педагогический потенциал информационных порталов и возможности его оптимизации в процессе социально-ориентированного образования. Рассматривая сущностную характеристику понятия «потенциал» как источник, возможность, средство, запас, то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи [3], мы определяем следующие составляющие педагогического потенциала используемых в образовательной практике информационных порталов. Это многофункциональность и доступность материала; учет индивидуальных потребностей и возможностей пользователей; отражение ценностных установок окружающего социума; соответствие специфике восприятия различных возрастных групп пользователей, донесение до всех групп пользователей актуальной информации в удобном виде; многообразие видов, форм и технологий предоставления информации, что дает возможность многоаспектно решать поставленные педагогические задачи. Реализация педагогического потенциала информационных порталов в системе социально-ориентированного образования позволит обеспечить обучающихся не только информационным банком знаний, умениями самостоятельно исследовать и использовать информацию, но и погрузить их в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения в информационное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки личности в окружающем социуме.

Проектирование структуры информационных порталов с учетом оптимизации его педагогического потенциала осуществляется следующими действиями: создание базы данных, разработка модуля управления, организация динамической взаимосвязи модуля управления и базы данных, установка модуля управления и базы данных на сервер с возможностью последующей привязки пользовательского интерфейса и функциональных компонентов и модулей. Структура информационного портала может включать в себя систему различных модулей в зависимости от поставленной педагогической задачи.

Использование информационного портала в процессе социально-ориентированного образования предполагает отлаженное взаимодействие трех основных блоков:

- целевого, на котором рассматриваются вопросы информационного наполнения портала, предоставляемых сервисов, механизмов разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам в соответствии с политикой защиты научной и учебной информации;

- содержательного, предусматривающего помимо технических аспектов разработки структуры и содержания информационного портала, определение категорий пользователей, каталогизацию и структуризацию имеющихся ресурсов, выработку механизмов их обновления, изменения, предоставления сервисов, интеграцию имеющихся информационно-образовательных ресурсов в единое информационно-образователь-ное пространство, возможность доступа к ресурсам других учебных заведений, электронных библиотек, организацию дистанционного обучения, а также техническую поддержку пользователей портала, изучение статистических данных по использованию портала в образовательных целях с целью выявлению спроса на определенные информационно-образовательные ресурсы, доработку имеющихся программных разработок;

- организационно-методического, к которому относится разработка методики использования возможностей информацион-

Библиографический список

ных порталов в учебном процессе, оказание консультационных услуг в области информатизации образовательного процесса.

Особое значение в процессе информатизации профессионального образования приобретает разработка критериального аппарата для оценки качества используемых информационных порталов. На основе анализа работы четырнадцати экспертов в области информатизации образования из России и стран СНГ Т.С. Яшина предлагает следующие критерии оценки качества информационных образовательных порталов: содержание, дизайн, техническая реализация и эксплуатационность [4], где содержание информационного портала рассматривается как единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, а также единство связей этих основных элементов. Основными показателями данного критерия были избраны: адаптивность, интерактивность, систематичность, интегрированность в учебном процессе, наглядность, доступность, нацеленность на аудиторию, динамичность, своевременное обновление, конкретность и полнота, модульность, справочный аппарат или ссылки на него, грамотность и нравственные нормы, актуальность и современность.

Дизайн информационного портала - процесс выбора и организации графических компонент с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную задачу. Оценку качества дизайна информационного портала предлагается рассмотреть по следующим показателям: эстетичность; выразительность графики и анимации; акцентное структурирование; динамичность; учет возрастных и психологических особенностей пользователя, выдержка стиля относительно назначения.

Техническая реализация информационного портала - выбор компонент, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя. Здесь важно учитывать такие требования, как соответствие уровню информатизации образовательных структур, оптимальный объем, неперегруженность, функциональность, доступность, возможность работы с отключенными рисунками, возможность просмотра иллюстрации вне текста, доступность в любое время, простота навигации, высокая степень интерактивности, использование учебных средств, мобильность поправок и обновлений, эргономичность распространяемых учебных материалов.

Эксплуатационностъ информационного портала - характеристики, информирующие об использовании портала создателями и пользователями. Среди показателей данного критерия были выделены: число ожидаемых пользователей - число реальных пользователей, категория пользователей, наличие финансового обеспечения, сохранение авторских прав.

Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой образовательной информации в различных дифференцированных режимах, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам обучения, а также способностям и потребностям учащихся.

Таким образом, портал предоставляет возможность активного доступа и отображения информации из множественных источников и ресурсов, что переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых социально-ориентированных знаний. Оптимизация педагогического потенциала информационных порталов позволяет организовать базовую разноуровневую информационную социально-ориентированную среду для образовательного сообщества.

Для эффективной реализации педагогических возможностей информационных порталов в процессе социально-ориентированного образования важно обратить внимание на уровень информационной компетентности педагогических кадров, наличие у педагогов знаний и умений по оценке качества информационной продукции, подготовки, позволяющей им оптимизировать педагогический потенциал портала в процессе формирования конкурентоспособного, мобильного специалиста, способного полноценно функционировать в условиях обновляющейся России.

1. Зотова Л.И. Влияние портальных технологии на качество учебного процесса. Вестник Саратовского государственного университета. 2006; 2.

2. Голошумов А.Ю., Калимуллина Г.И. Педагогические возможности информационных порталов в повышении качества образования студентов вуза. Педагогический журнал Башкортостана. 2010; 1 (26).

3. Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 2003.

4. Яшина Т.С. Оценка качества образовательных веб-сайтов как фактор развития единого информационного образовательного пространства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Елец, 2005.

References

1. Zotova L.I. Vliyanie portal'nyh tehnologii na kachestvo uchebnogo processa. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; 2.

2. Goloshumov A.Yu., Kalimullina G.I. Pedagogicheskie vozmozhnosti informacionnyh portalov v povyshenii kachestva obrazovaniya studentov vuza. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010; 1 (26).

3. Novejshij filosofskij slovar'. Sost. A.A. Gricanov. Minsk: Knizhnyj Dom, 2003.

4. Yashina T.S. Ocenka kachestva obrazovatel'nyh veb-sajtov kak faktor razvitiya edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 37.02

Dracheva Ye.Yu., Deputy Director, Secondary and High School No. 50 (Nizhni Tagil, Russia), E-mail: zavuch.starsh.ntschool50@ya.ru

METHODICAL MAINTENANCE OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION BY INDIVIDUAL CURRICULA IN SENIOR CLASSES OF SCHOOL. In the paper the author raises a problem of safety of contingent who studies subjects with natural-science orientation in training of high school at the expense of an education possibility by an individual curriculum. The author allocates and describes a modular principle of design of an individual educational trajectory of school natural-science education. In the article the researcher uses her own pedagogical experience and reveals conditions that are necessary for methodical maintenance of natural-science education on individual curricula. The research also shows instructions and ways of its realization. The influence of forms of education by individual curricula on professional self-determination of seniors, possibility of the solution of a problem of continuity of secondary and professional education is found.

Key words: natural-science education, individual curriculum, methodical maintenance.

Е.Ю. Драчева, зам. дир. средней общеобразовательной школы № 50, г. Нижний Тагил; E-mail: zavuch.starsh.ntschool50@ya.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

В статье поднимается проблема сохранности контингента учащихся с естественнонаучной направленностью обучения в средней школе за счет обеспечения возможности получения образования по индивидуальным учебным планам. Автором выделяется и описывается модульный принцип проектирования индивидуальной образовательной траектории школьного естественнонаучного образования. В статье предложены условия методического сопровождения естественнонаучного образования по индивидуальным учебным планам, раскрываются приемы и способы его обеспечения. Установлено влияние формы обучения по индивидуальным учебным планам на профессиональное самоопределение старшеклассников, возможность решения задачи преемственности среднего и профессионального образования.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, индивидуальный учебный план, методическое сопровождение.

Изучение предметов естественнонаучного цикла играет важную роль в формировании мировоззрения учащихся, в их экологическом воспитании. В условиях реформы школы возникает необходимость определить возможные пути совершенствования преподавания этих дисциплин с учётом современных требований.

Несмотря на приоритет идей фундаментальности, системности, целостности содержания естественнонаучного образования и личностной ориентации как фактора становления нового качества образования, недостаточно разработан и научно не обоснован механизм проектирования и реализации модели обучения естественнонаучным предметам как системы естественнонаучного образования, обеспечивающей дидактические условия для развития личности [1].

Вариативные модели естественнонаучного образования в практике профильного обучения различаются реализуемыми целями, содержанием, методами обучения: классы в школах естественнонаучного(биолого-химического,химического,физико-химического) профиля для учащихся, дальнейшая деятельность которых будет непосредственно связана с естественными науками как областью научного знания; классы углубленного изучения (например, агробиологического или медицинского профиля), дальнейшая деятельность выпускников которых потребует хороших знаний естественнонаучных дисциплин для успешного овладения профессиональными знаниями и умениями; системы довузовской подготовки (подготовительные

отделения и курсы различной продолжительности при вузе), профильные (лицейские) классы общеобразовательной школы, спрофилированные на вуз, предполагающие различный уровень погружения в предмет [2].

Анализ примерных учебных планов для некоторых возможных профилей Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования показывает, что сочетание предлагаемых в них предметов на профильном уровне, обеспечивающих профилирующие направления, не всегда соответствует востребуе-мым наборам профильных предметов, которые необходимы для подготовки к поступлению на ту или иную специальность в вузы. Зачастую комбинации предметов по выбору образовательной организации высшего образования значительно отличаются от предлагаемых школой учебных планов «жесткой» профильной направленности. Кроме того, в этих комбинациях предметов для поступления в вуз на ту или иную специальность включаются предметы, не относящиеся к образовательной области «Естествознание». Это такие предметы, как история, обществознание, география, ИКТ. Старшеклассник, обучающийся по «жесткому» профилю в такой ситуации вынужден изучать углубленно «лишний» для него предмет, затрачивая на это дополнительное время, силы. Индивидуальный учебный план обеспечивает школьнику возможность комбинировать нужные для продолжения образования предметы, определиться с количеством необходимых для изучения курсов по выбору на базовом уровне, что позволяет сосредоточить внимание на изучении предметов, составляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.