Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие офицеры запаса / концептуальные идеи и представления / патриотическое самосознание / педагогическое обеспечение / поликультурное образовательное пространство / становление / формирование / future reserve officers / conceptual ideas / patriotic identity / pedagogical support / multicultural educational space / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Борисенко

Проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации реформы и организационно-штатные изменения направлены на создание новой армии и флота, соответствующей современным вызовам и угрозам. Эти преобразования целиком и полностью относятся и к профессиональной подготовке кадрового состава, в том числе и офицеров, числящихся в резерве, подготовка которых осуществляется в недавно созданных военных учебных центрах при гражданских вузах. Современный офицер запаса – это профессионально компетентный специалист, знающий военное дело, умеющий применить свои знания в любой обстановке, владеющий отработанными навыками качественного применения боевого оружия и военной техники. Автор статьи, основываясь на известных отечественных научных источниках, в данной публикации излагает основные концептуальные идеи и представления педагогического обеспечения становления патриотического самосознания будущих офицеров запаса в поликультурном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE RESERVE OFFICERS IN POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The reforms carried out in the Armed Forces of the Russian Federation and organizational and staff changes are aimed at creating a new army and fleet, corresponding to modern challenges and threats. These transformations are fully and completely related to the professional training of personnel, including officers in the reserve, whose training is carried out in the recently created military training centers at civilian universities. A modern reserve officer is a professionally competent military specialist who specializes in military affairs, who knows how to apply his knowledge in any situation, who has the proven skills of high-quality use of military weapons and military equipment. The author of the article, based on well-known domestic scientific sources, in this publication sets out the main conceptual ideas and representations of the pedagogical support for the formation of patriotic self-awareness of future reserve officers in a multicultural educational space.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

что уровень неудовлетворенности результатами высшего образования среди родителей, выпускников и работодателей вряд ли снизится без проведения значительных реформ в сфере высшего образования [2].

Возвращаясь к основной теме данного исследования, обозначим определение термина «речевая культура»: в современном обществе им называют способность индивидуума владеть нормами языка, принятыми в обществе, а также умение грамотно использовать выразительные средства этого языка в различных повседневных условиях. Смежным является понятие «речевая ситуация», которое обозначает некую систему функционирования процессов коммуникации между людьми, что представляет собой сочетание как социальных, деловых, статусных и ролевых, так и нравственных отношений. Такие отношения могут возникать тогда, когда несколько ситуативных ролей взаимодействуют между собой в процессе коммуникации. Оба явления - речевая культура и речевая ситуация - оказывают влияние друг на друга, поскольку без владения нормами речевой культуры невозможно представить функционирование речевой ситуации, а, в свою очередь, речевая ситуация выявляет несовершенства и достоинства речевой культуры общества.

Сегодня особенно остро стоит вопрос об уровне владения русским языком среди его носителей, а проблема повышения качества речевой культуры обсуждается на национальном уровне и является важнейшей в сфере современного образования.

Во все времена старшее поколение любит рассуждать о недостатках младшего, говоря сакральную фразу: «А вот в наше время...!». Поэтому нельзя строго утверждать, что уровень грамотности современного поколения хуже предыдущего. Однако тот факт, что процесс снижения речевой грамотности все же происходит сегодня, нельзя отрицать. Подтверждением этому являются хотя бы вступительные сочинения студентов, которые многие пишут для поступления в желаемый вуз.

Наиболее распространенные речевые ошибки приведены ниже:

• нарушение логики повествования и, как следствие, дискоммуникация с партнером в процессе речевой ситуации. Многие студенты не используют логические связки внутри повествования, не делают логических делений текста на абзацы (а если и делают, то эти деления зачастую неоправданны).

• Бедность словарного запаса и различных стилистических приемов в повествовании. Студенты часто употребляют однотипные слова и выражения, неумело используют метафоры и другие фигуры речи, а иногда и вовсе путают их смысл и употребляют ошибочно; совершенно не знают основ фразеологии, не понимают смыслов фразеологических оборотов.

• Неправильное согласование слов по смыслу либо сочетание в тексте однокорневых слов.

• Непонимание норм использования научной речи и ее составления, отсутствие умения писать тексты в научном стиле, которое так необходимо на экзаменах и вступительных испытаниях, а также при написании курсовых работ, докладов и выпускных квалификационных работ [3; 4].

Нередко научный руководитель выступает своего рода корректором или редактором студенческих текстов, чего по определению быть не должно - студент высшего учебного заведения обязан владеть русским языком на должном уровне и уметь самостоятельно писать работы в научном стиле. Все вышеБиблиографический список

приведенные примеры показывают, что культура русского языка претерпевает изменения печального характера, что может привести к неутешительным последствиям.

Речевая культура выступает как неотъемлемая часть общей культуры человека, а кроме того и влияет на становление человека как профессионала, позволяя ему решать определенные коммуникативные задачи и выступать объектом или субъектом в конкретных речевых ситуациях. Поскольку становление личности человека в значительной степени происходит в период обучения в высшем учебном заведении, важно отметить, что преподавание русского языка и культуры речи в вузе должно иметь своей целью повышение общего уровня грамотности студентов.

Исследователи сходятся во мнении, что сегодня вопрос осведомленности в сфере речевой культуры - это уже далеко не узконаправленная сфера, ограниченная рамками филологии - сегодня это фундаментальное направление для множества наук и предметов, начиная от психологии и лингвистики, заканчивая юриспруденцией, физикой, медициной и другими науками. Именно поэтому вопрос грамотного владения родным языком - это вопрос общенационального интереса. Если говорить о путях повышения культуры речи среди студентов, нужно отметить два основных способа решения этого вопроса.

Первый способ - переосмыслить систему преподавания русского языка в университетах. Как показывают многочисленные исследования, молодое поколение в возрасте до 35 лет выражает единое мнение о том, что лекции по русскому языку ограничиваются монотонным зачитыванием правил и проверкой домашнего задания, вследствие чего у студентов падает интерес к изучению родного языка. Чтобы увеличить уровень вовлечения учащихся, необходимо разнообразить лекции более интересным содержанием, например, включением аудиовизуального материала. Вовлечь студентов в обсуждение может помочь коллективная работа: если дать задание проанализировать пройденный материал в небольших группах, у каждого из учащихся появится стимул работать, так как отвечать придется не за себя одного, а за всю команду [5].

Также среди возможных путей решения проблемы снижения уровня речевой культуры может стать введение определенной политики по проверке языка при трудоустройстве, чтобы каждый кандидат сталкивался с проверкой уровня владения языком на разных этапах трудоустройства. Тогда у студентов появится мотивация к изучению культуры речи, потому что они будут видеть цель и понимать, для чего им нужно изучение этой дисциплины.

Как отмечают психологи, важно не только давать студентам возможность самостоятельного выбора, но и указывать на ответственность каждого из них перед собой, обществом, отечеством. Необходимо отметить, что такой выбор должен всегда быть свободным, иначе интерес и мотивация могут быть утеряны при принудительном воздействии.

В целом необходимо отметить, что общее уважительное отношение студентов к речевой культуре и родному языку в полной степени формируется в высших учебных заведениях, поэтому важно делать акцент на изучении данной дисциплины независимо от профессиональной направленности обучающихся. Именно такое отношение к родному языку позволит сохранить богатую русскую культуру, повысить уровень общей грамотности учащихся высших учебных заведений и будет способствовать гармоничному развитию молодых специалистов.

1. Федосеева И.А., Веселова Ю.В. Эстетические ценности как компонент профессиональной культуры выпускника технического вуза. Гуманизация образования. 2015; № 3: 144 - 153.

2. Зимина Л.О. Формирование лингвистической компетенции студентов в условиях современного образовательного пространства. Философия образования. 2011; № 6 (39): 210 - 218.

3. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994.

4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Москва: Либроком, 1913.

5. Лешер О.В. Гуманистические ценности личности: концептуальный аспект. Социально-культурное пространство университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста: материалы Региональной научно-методической конференции. Магнитогорск: ФГБОУ ВПО МГТУ, 2о09: 5 - 9.

References

1. Fedoseeva I.A., Veselova Yu.V. Esteticheskie cennosti kak komponent professional'noj kul'tury vypusknika tehnicheskogo vuza. Gumanizaciya obrazovaniya. 2015; № 3: 144 - 153.

2. Zimina L.O. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii studentov v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva. Filosofiya obrazovaniya. 2011; № 6 (39): 210 - 218.

3. Fomenko Yu.V. Tipy rechevyh oshibok. Novosibirsk, 1994.

4. Cejtlin S.N. Rechevyeoshibkiiih preduprezhdenie. Moskva: Librokom, 1913.

5. Lesher O.V. Gumanisticheskie cennosti lichnosti: konceptual'nyj aspekt. Social'no-kul'turnoeprostranstvo universiteta kakfaktorformirovaniya lichnostnojuspeshnostibuduschego specialista: materialy Regional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii. Magnitogorsk: FGBOU VPO MGTU, 2009: 5 - 9.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 378.01

Borisenko Yu.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), Е-mail: www.aumsu.ru

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS OF FUTURE RESERVE OFFICERS IN POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE. The reforms carried out in the Armed Forces of the Russian Federation and organizational and staff changes are aimed at creating a new army and fleet, corresponding to modern challenges and threats. These transformations are fully and completely related to the professional training of personnel, including officers in the reserve, whose training is carried out in the recently created military training centers at civilian universities.

A modern reserve officer is a professionally competent military specialist who specializes in military affairs, who knows how to apply his knowledge in any situation, who has the proven skills of high-quality use of military weapons and military equipment. The author of the article, based on well-known domestic scientific sources, in this publication sets out the main conceptual ideas and representations of the pedagogical support for the formation of patriotic self-awareness of future reserve officers in a multicultural educational space.

Key words: future reserve officers, conceptual ideas, patriotic identity, pedagogical support, multicultural educational space, formation.

Ю.А. Борисенко, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации реформы и организационно-штатные изменения направлены на создание новой армии и флота, соответствующей современным вызовам и угрозам. Эти преобразования целиком и полностью относятся и к профессиональной подготовке кадрового состава, в том числе и офицеров, числящихся в резерве, подготовка которых осуществляется в недавно созданных военных учебных центрах при гражданских вузах. Современный офицер запаса - это профессионально компетентный специалист, знающий военное дело, умеющий применить свои знания в любой обстановке, владеющий отработанными навыками качественного применения боевого оружия и военной техники. Автор статьи, основываясь на известных отечественных научных источниках, в данной публикации излагает основные концептуальные идеи и представления педагогического обеспечения становления патриотического самосознания будущих офицеров запаса в поликультурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: будущие офицеры запаса, концептуальные идеи и представления, патриотическое самосознание, педагогическое обеспечение, поликультурное образовательное пространство, становление, формирование.

Складывающаяся внешнеполитическая и внутренняя обстановка в Российской Федерации доказывает, что патриотизм её граждан является главным условием сохранения страны, её сплочения и укрепления.

В новых условиях патриотическая идея приобрела характер интегрирующего базиса российской государственности, некоего мощного генератора, задающего активный темп совершенствования системы воспитания патриотов-государственников.

Сегодня, по мнению В.В. Путина, патриотизм в нашей стране - это единственная и верная национальная идея. И такой патриотизм должен быть направлен на развитие страны, активизацию её движения вперед [1].

В контексте высказывания президента РФ патриотизм военных кадров заключается в честной и добросовестной военно-профессиональной службе, повышении бдительности и боевой готовности, совершенствовании военно-профессиональной компетентности и боевого мастерства военнослужащих, развитии их морально-психологических и боевых качеств, в том числе и патриотизма.

С целью изучения путей повышения патриотизма, формирования патриотического самосознания курсантов военного учебного центра (ВУЦ), будущих военных специалистов, с ними было организовано и проведено педагогическое исследование.

Концептуальные основы педагогического обеспечения становления патриотического самосознания (ПОСПС) будущих офицеров запаса в поликультурном образовательном пространстве. Опыт большинства молодых ученых показывает, что одним из важнейших компонентов проводимых ими исследований стало конструирование концептуальной основы, раскрывающей основные идеи и представления разрабатываемой ими темы.

Слово «концепция» происходит от латинского conception, которое переводится на русский язык как «понимание, восприятие, система» [2].

В педагогике термин «концепция» понимается как система взглядов, раскрывающих осознание и уяснение определенных феноменов и процессов, которые объединены неким замыслом, конкретной идеей, содержат пути и действия решения имеющейся проблемы.

Составными элементами концепции являются методологические подходы к предстоящей деятельности, анализ конкретной ситуации, видение её качественного улучшения, определение основной цели и задач по её достижению, выбор основных направлений и механизма деятельности, формулировка ожидаемого результата.

По мнению В.И. Панченко, концептуальные основы представляют собой обязательный компонент проводимого исследования, позволяющий определить содержательный каркас и направление творческой реализации [3]. А.Н. Томилин подчеркивает, что концептуальные основы содержат новое знание, позволяющее на научной основе организовать образовательную или воспитательную деятельность [4]. И.И. Макашина утверждает, что концептуальные основы разрабатываются в строгом соответствии с темой научного исследования и предназначены для активизации и качественного улучшения осуществляемой деятельности, эффективного достижения намеченного результата исследования [5].

Следовательно, концептуальные основы - это строго научное обоснование, база педагогического исследования, указывающая вектор и рамки его проведения, что обеспечит результативное достижение намеченной цели.

Составными компонентами концептуальных основ являются следующие: цель, задачи, принципы, направления, содержание, механизм реализации, результат. Кратко рассмотрим их сущность и назначение.

Первый компонент - цель. В педагогике она понимается как «идеально предвосхищаемый результат» (Коджаспирова, 2005). С учетом этого цель проводимого исследования - повышение уровня патриотического самосознания курсантов ВУЦ.

Достижение обозначенной цели будет эффективно осуществлено путем последовательного решения следующих задач:

- формирование у курсантов патриотического мировоззрения, патриотической убежденности, патриотического сознания;

- развитие любви к Родине - Российской Федерации, к российскому государству, его народу, отечественной культуре и традициям;

- выработка у каждого курсанта патриотической позиции;

- воспитание гордости за героическое прошлое России, её мировые достижения и славные победы над неприятелями и агрессорами, за героические подвиги, совершенные военнослужащими на поле брани, зачастую ценой собственной жизни, что обеспечило победу над врагами [6];

- привитие уважения к старшему поколению, поколению-победителю, к ветеранам Великой Отечественной войны, воинской службы;

- воспитание гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, уважения к военно-профессиональной деятельности, направленной на обеспечение безопасности государства и российского народа.

Третий компонент - принципы, понимаемые как исходные научные положения, определяющие требования предстоящего исследования. Важнейшими из них являются принципы:

- научности (требует учета достижений современной науки);

- целостности (требует обеспечения единства и взаимосвязи элементов педагогического процесса);

- патриотико-мировоззренческой направленности (требует патриотической ориентации учебно-воспитательного процесса);

- культуросообразности (требует продуманного и конструктивного применения поликультурной и информационно-воспитательной сред вуза);

- демократизации (требует обеспечения субъектам и объектам педагогического процесса свободы действий, вариативности выбора, что способствует саморазвитию, самообучению и самовоспитанию курсантов);

- профессиональной целесообразности (требует продуманного отбора содержания, методов, средств и форм военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса);

- ориентированности на патриотическое развитие личности (требует готовить и проводить каждое занятие таким образом, чтобы оно способствовало формированию каждого курсанта как патриота-государственника и компетентного военного специалиста, готового к защите рубежей и интересов Отечества);

- соответствия обучения в ВУЦ требованиям государства и социума (требует организовать весь процесс профессиональной подготовки и воспитательной работы в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, направленностью процесса обучения на гарантированную подготовку каждого выпускника как патриота российского государства, гражданина Отечества, компетентного военного специалиста, качественно выполняющего функциональные обязанности в соответствии со своей должностью).Четвертый компонент - направления воспитательной работы с курсантами ВУЦ сконцентрированные на формировании патриотического самосознания личности. Таковыми являются:

- государственно-патриотическое воспитание, способствующее формированию осознанного государственного патриотизма, являющегося ведущей и базовой характеристикой курсанта ВУЦ как будущего офицера запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Это позволяет сформировать каждого курсанта как патриота-государственника, бережно относящегося к отечественным и государственным ценностям и традициям, сохраняющего и приумножающего их;

- военно-патриотическое воспитание направлено на формирование готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, развитие желания юношей стать настоящими защитниками Отечества и российского народа. Это позволяет сформировать каждого курсанта ВУЦ как патриота России, преданного своей Родине, надежного, физически крепкого, мужественного, отважного и умелого защитника Отечества;

- героико-патриотическое воспитание направлено на укрепление чувства любви к Родине - Российской Федерации на основе изучения героической истории российского государства, ознакомления с многочисленными героическими подвигами самопожертвования российских воинов на поле битвы ради победы над ненавистным врагом, уважения к прошлому, настоящему и будущему страны, старшим поколениям и ветеранам. Это позволяет сформировать чувство гордости у курсантов, что они россияне, полноправные граждане России, живут здесь и служат ей;

- национально-патриотическое воспитание, формирующее благородное чувство любви к месту своего рождения как своей малой Родине, уважительное отношение к российским и местным традициям и обычаям, российской культуре. Это содействует формированию настоящей гордости за свой народ, родной край, район, город;

- гражданское воспитание, нацеленное на воспитание правовой культуры, законопослушности, развитие гражданской позиции, готовности к результативному служению своему народу. Это позволяет сформировать комплекс личностных качеств, включающих патриотизм, ответственность, исполнительность, честь, достоинство, справедливость и др.

Реализация каждого направления требует:

а) организации систематической целенаправленной деятельности, в которой совместно с морским вузом участвуют государственные органы, общественные объединения, ветеранские организации, религиозные конфессии;

б) целенаправленного воспитания у курсантов ВУЦ высокого патриотического сознания, чувства верности и преданности своему Отечеству;

в) формирования готовности к защите Отечества - Российской Федерации и российского многонационального народа;

г) отстаивания интересов России и обеспечения её военной безопасности от внешних и внутренних угроз.

Пятый компонент - содержание деятельности по формированию патриотического самосознания будущих офицеров запаса. Он предусматривает:

- организацию военно-профессиональной подготовки курсантов, ориентированной на формирование патриотического самосознания личности в условиях обучения в ВУЦ;

- определение потенциала гуманитарных дисциплин в решении задач формирования патриотического самосознания, использования имеющегося в гуманитарных науках социокультурного опыта человечества, образцов патриотизма, самопожертвования во имя своего Отечества, нравственности и духовности, оказывающих сильное влияние на становление патриотического мировоззрения курсанта, его сознания и убеждений, личностной позиции [7];

- использование возможностей поликультурной и информационно-воспитательной сред морского вуза в целях формирования патриотического самоБиблиографический список

сознания у курсантов ВУЦ, представляющих целостную структуру, состоящих из социального пространства - поля значений и социальных ценностей; культурного пространства - поля российской и военно-профессиональной культуры; субъектного пространства - поля смыслов; информационного пространства -поля специальной информации; профессионального пространства - поля военно-профессиональных ценностей; пространства взаимодействия - поля ценностей;

- повышение качества психолого-педагогической подготовки и совершенствование уровня методического мастерства профессорско-преподавательского состава в интересах формирования патриотического самосознания у учащейся молодежи ВУЦ;

- привлечение возможностей внеаудиторной и воспитательной работы для формирования патриотического самосознания личности;

- педагогическое обеспечение процесса формирования патриотического самосознания у будущих офицеров резерва, включающее педагогическую диагностику, обучение по авторской целевой программе, мониторинг деятельности по обучению и воспитанию, контроль и оценку результатов;

- обеспечение в ВУЦ единого подхода к организации воспитательно-патриотической деятельности по формированию патриотического самосознания у будущих офицеров запаса;

- погружение курсантов в ценностную среду вуза, позволяющую каждому учащемуся овладеть комплексом государственных, российских и военно-профессиональных ценностей;

- привлечение возможностей региональных и местных администраций, общественных и других организаций к проведению целеустремленной деятельности по формированию патриотического самосознания у курсантов;

- стимулирование умственной активности курсантов, путем их привлечения к участию в проектной деятельности;

- мобилизацию курсантов ВУЦ к добровольному и активному участию в патриотической и волонтерской работе;

- организацию самовоспитательной работы каждого курсанта, направленной на самосовершенствование патриотизма личности, развитие своих патриотических качеств;

- организацию целевой экспозиции в музее вуза.

Шестой компонент - механизм реализации разработанных концептуальных основ, под которым понимается специфическая совокупность норм и требований военно-профессиональной подготовки, способов и ресурсов педагогической деятельности и воспитательной работы. Такой механизм включает целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, осуществляемую преподавателями ВУЦ; стимулирование участников образовательного процесса и воспитательно-патриотической деятельности; активизацию практической и волонтерской работы преподавателей и курсантов.

Механизм предусматривает направление ресурсов ВУЦ и вуза на формирование патриотического самосознания курсантов, мониторинг процесса воспитательно-патриотической деятельности, интеграцию образовательной, научно-исследовательской и практической работы.

Седьмой компонент - результат - выпускник военного учебного центра со сформированной государственно-патриотической позицией и высоким уровнем патриотического самосознания, способного и готового к защите интересов и рубежей Отечества.

Таким образом, разработанные концептуальные основы служат базой для проведения педагогического исследования и организации деятельности по формированию патриотического самосознания курсантов ВУЦ - будущих офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Путин В.В. О национальной идее России. Available at: https://tass.ru/obschestvo/8438743

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Панченко В.И. Концептуальные основы научного исследования: содержание и формирование. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016; № 3 (24): 68 - 73.

4. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2010.

5. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Райхлина Е.Л. Роль воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза в развитии патриотического самосознания студентов. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 2. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24322

7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования. Вестник Мининского университета. 2015; № 4: 21 - 39.

References

1. Putin V.V. O nacional'nojideeRossii. Available at: https://tass.ru/obschestvo/8438743

2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

3. Panchenko V.I. Konceptual'nye osnovy nauchnogo issledovaniya: soderzhanie i formirovanie. Akademicheskj vestnikRostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennojakademii. 2016; № 3 (24): 68 - 73.

4. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU imeni admirala F.F. Ushakova», 2010.

5. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogoobespecheniya poliprofil'nojpodgotovkimenedzherovdlya morskogo torgovogo flota: monografiya. Novorossijsk: MGA imeni admírala F.F. Ushakova, 2011.

6. Rajhlina E.L. Rol' vospitatel'no-obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v razvitii patrioticheskogo samosoznaniya studentov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 2. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24322

7. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Konceptual'nye osnovy i mehanizmy realizacii innovacionnogo razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; № 4: 21 - 39.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 37.035.6

Vovk M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Branch of Admiral F.F. Ushakov State Maritime University in Sevastopol, E-mail: look311atme@gmail.com

Kusmartsev M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Military University, Moscow, E-mail: kirill-2001@rambler.ru

Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University, Novorossiysk,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

THE MAIN PROVISIONS OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY. The new attempts of the political course to make Russian Federation return to its former greatness, peace-loving state-leadership, its dominant position in the world in all respects require compliance with our economy requirements of the 21st century, increasing not only the pace of economic development, but also a significant increase in human potential. According to the authors, in today's conditions it is necessary to constructively activate the patriotic education of Russians, which will instill in the younger generation interest and willingness to engage constructively in the process of transformation of modern Russia, to make it defensive, prosperous and economically powerful. The authors of the article reveal the main provisions of the strategy of innovative development of the system of patriotic education of cadets of the sea university, designed to activate and improve the process of teaching students of the marine educational organization as patriotic statesmen.

Key words: tasks, naval cadets, result, innovation strategy, patriotism, patriotic upbringing, principles, system, features, goal.

М.Ю. Воек, канд. пед. наук, филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Севастополь,

E-mail: look311atme@gmail.com

М.Б. Кусмарцев, канд. пед. наук, доц., Военный университет, г. Москва, E-mail: kirill-2001@rambler.ru

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Курс, принятый органами политического руководства российского государства, направленный на возвращение былого величия Отечества и превращение нашей миролюбивой страны в одно из государств-лидеров на мировой арене, занятие ею доминирующей позиции в мире по ведущим экономическим и социальным показателям, требует соответствия нашей экономики требованиям XXI века, наращивания не только темпов экономического развития, но и существенного увеличения человеческого потенциала. По мнению авторов, в современных условиях необходимо конструктивно активизировать патриотическое воспитание россиян, что позволит привить молодому поколению интерес и готовность конструктивно включиться в процесс преобразования современной России, сделать её обороноспособной, процветающей и экономически мощной. Настоящая статья раскрывает основные положения стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания курсантов морского вуза, предназначенной для активизации и совершенствования процесса воспитания учащихся морской образовательной организации как патриотов-государственников.

Ключевые слова: задачи, курсанты морского вуза, результат, стратегия инновационного развития, патриотизм, патриотическое воспитание, принципы, система, функции, цель.

Сегодня, когда общественное сознание обращается к незыблемым основам существования любого социума - духовности, нравственности, патриотизму, целесообразно всемерно использовать рост политической активности россиян в направлении дальнейшего развития демократии и реконструкции отечественной экономики. Смысловым ориентиром настоящей статьи является анализ представлений о миссии и природе российского патриотизма в современном образовании (на примере морского вуза) как ведущей социальной деятельности, обеспечивающей возникновение и развитие такого основополагающего в современном обществе системного социального эффекта, каковым является российская гражданская идентичность, включающая патриотизм личности.

В современных условиях особое внимание следует уделять патриотическому воспитанию (ПВ) учащейся молодежи - будущему нашего государства.

Именно по этой причине организацию ПВ с курсантами морского вуза следует осуществить на основе стратегического подхода. Анализ существующей системы ПВ курсантов-моряков показал, что её необходимо усовершенствовать, обогатить стратегией инновационного развития.

Разрабатываемые основы стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания (ИРСПВ) курсантов морского вуза призваны дать ответ на стоящие проблемы формирования курсантов-моряков как патриотов-государственников, отвечающих на вызовы и угрозы в сферах, обеспечивающих будущее России, определить цели и приоритеты взаимодействия институтов социализации в ПВ как базовом социальном институте государственной политики в сфере развития человеческого капитала будущих специалистов морской индустрии и защитников Отечества.

Нормативно-правовую базу стратегии ИРСПВ составили основные действующие документы, относящиеся к сфере патриотического воспитания граждан России [1 - 6]. Опора на данные документы позволила:

- обеспечить соответствие разрабатываемой стратегии ИРСПВ современным требованиям государства и руководства страны;

- уточнить ориентиры воспитательно-патриотической деятельности;

- конкретизировать цель и задачи разрабатываемой стратегии ИРСПВ;

- учитывать требования государства к воспитательно-патриотической работе;

- придерживаться сформулированных государством дефиниций «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;

- выделить воспитательно-патриотическую деятельность с учащейся молодежью в вузе в числе приоритетных;

- активизировать участия в ПВ курсантов руководства вуза и всего профессорско-преподавательского состава.

Основные положения стратегии ИРСПВ курсантов морского вуза. Стратегические ориентиры инновационного развития системы ПВ в морском вузе нацелены на становления будущих морских офицеров судов транспортного флота как патриотов-государственников, компетентных морских специалистов, настоящих защитников Отечества.

Методологической основой стратегии ИРСПВ стало понимание патриотизма как национальной идеи (В.В. Путин, 2012), позволяющей сплотить население страны, мобилизовать граждан на активное и творческое участие в политической жизни общества, внесение достойного вклада россиянами в решении колоссальных задач строительства демократического общества, воспитания подрастающего поколения.

Ныне патриотизм - это:

- единая для государства и социума мировоззренческая система, задающая вектор формирования самосознания граждан, наращивания темпов деятельности по укреплению и развитию России, обеспечению её безопасности и защите от агрессоров;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.