Совместное решение профессиональных задач и проблем способствовало формированию навыков работы в коллективе. Об этом можно судить по результатам изменения средних показателей умения организовывать групповую и коллективную работу для устранения поломки, которая определялась по фактам организации продуктивной совместной деятельности и оперативности принятия решения.
Умение увидеть проблему, выстроить стратегию и тактику ее решения в оперативно отведенное время в ситуациях иноязычного общения, организовать коммуникативное взаимодействие с партнером на английском языке, а также самоанализ и самоконтроль деятельности и внесение корректив в траекторию
Библиографический список
своего профессионального развития свидетельствуют о развитии умений самоорганизации.
Таким образом, успешность выполнения морскими специалистами обязанностей в иноязычной среде определяется высоким уровнем профессиональной самоорганизации. Для подготовки инженера-оператора в целях повышения надежности решений в штатных и аварийных ситуациях иноязычного общения целесообразно применение тренажера, с помощью которого формируются навыки оперативного решения технологических задач и разрешения проблемных ситуаций в условиях групповой и коллективной деятельности. Такая форма учебной работы обусловливает накопление опыта самоорганизации профессиональной деятельности морского специалиста.
1. IMO GUIDANCE ON FATIGUE MITIGATION AND MANAGEMENT: MSC/Circ.1014. 2001; 12 June.
2. IMO: Standard Marine Navigational Vocabulary and Seaspeak (IMO Standard Marine/Communication Phrases) Report of the Working Group, NAV 40/16, 18 Feb.
3. Филоненко В.А. Профессиональная самоорганизация в условиях дистанционного обучения. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020: 324 - 332.
4. Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н., Филоненко В.А., Петьков В.А. Технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде как средство профессиональной подготовки морских специалистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019; № 3 (169): 351 - 356.
5. Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н. Возможности тренажера в формировании профессиональной компетенции морского специалиста в соответствии с требованиями конвенции ПДНВ. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
6. Баляева С.А. Дидактические ресурсы физического образования в морском университете. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
7. Баляева С.А., Хвингия Т. Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; № 2 (238): 15 - 21.
8. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин А.Н. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные системы. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.
References
1. IMO GUIDANCE ON FATIGUE MITIGATION AND MANAGEMENT: MSC/Circ.1014. 2001; 12 June.
2. IMO: Standard Marine Navigational Vocabulary and Seaspeak (IMO Standard Marine/Communication Phrases) Report of the Working Group, NAV 40/16, 18 Feb.
3. Filonenko V.A. Professional'naya samoorganizaciya v usloviyah distancionnogo obucheniya. Sovremennoe vysshee obrazovanie: teoriya i praktika: kollektivnaya monografiya. Otvetstvennyj redaktor A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2020: 324 - 332.
4. Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N., Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Tehnologiya mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya v inoyazychnoj srede kak sredstvo professional'noj podgotovki morskih specialistov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; № 3 (169): 351 - 356.
5. Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N. Vozmozhnosti trenazhera v formirovanii professional'noj kompetencii morskogo specialista v sootvetstvii s trebovaniyami konvencii PDNV. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
6. Balyaeva S.A. Didakticheskie resursy fizicheskogo obrazovaniya v morskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
7. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; № 2 (238): 15 - 21.
8. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin A.N. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye sistemy. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.
Статья поступила в редакцию 02.03.21
УДК 378.01
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
Tomilта S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
Hekert N.E., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
FEATURES OF MODELING THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. The current acute military-political and unstable internal socio-economic situation in the Russian Federation urgently requires constructive activation and improvement of state-patriotic education of citizens, including university students, whose sensitivity requires attention and due care on the part of teachers and educators. The patriotism of Russians is a close connection with the history and traditions of the Motherland, pride in their country and the Great Victory over fascism, respect for the older generations, a mobilizing force for new achievements and achievements, readiness to defend the Motherland from any external and internal enemies; it is the unity of Russians in the name of preserving Russia and strengthening its power and greatness. In the proposed article, the authors, relying on the scientific works of Russian scientists, reveal the basics of pedagogical modeling, show its features and the need for modeling to improve the process of patriotic education of cadets at a maritime university.
Key words: cadet, modeling, maritime university, patriotic education, process, features, formation.
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: www.aumsu.ru
Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Сложившаяся в настоящее время острая военно-политическая и нестабильная внутренняя социально-экономическая обстановка в Российской Федерации настоятельно требует конструктивной активизации и совершенствования государственно-патриотического воспитания граждан, в том числе и учащейся вузовской молодежи, сензитивность которой требует внимательности и должной заботы со стороны преподавателей и воспитателей. Патриотизм россиян представляет собой не только любовь к Российской Федерации, но и тесную связь с историей и традициями Отечества, гордость за свою страну и Великую Победу над фашизмом, уважение к старшим поколениям, мобилизующую силу на новые свершения и достижения, готовность к защите Родины от любых внешних и внутренних врагов; это единение россиян во имя сохранения России и укрепления её мощи и величия. В предлагаемой статье авторы, опираясь на научные труды отечественных ученых, раскрывают сущность педагогического моделирования, показывают особенности и потребность моделирования для совершенствования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза.
Ключевые слова: курсант, моделирование, морской вуз, патриотическое воспитание, процесс, особенности, формирование.
Тема патриотизма в настоящее время приобрела особую актуальность и востребованность. Это обусловлено двумя группами факторов: внешними и внутренними.
К внешним факторам относятся: а) возрастание напряженности международной и военно-политической обстановки; б) систематическое принятие странами Запада новых, более жестких санкций в отношении государственных, финансовых и экономических структур, а также отдельных граждан нашей страны; в) вмешательство США и других развитых стран во внутренние дела Российской Федерации; г) учащение провокаций в отношении России и её граждан; д) сохранение опасности мировой пандемии и др. Внутренние факторы включают следующие: а) усиление экономического кризиса, негативно сказывающегося на благосостоянии россиян; б) рост инфляции, что приводит к высоким ценам на продовольствие и коммунальные услуги; в) непрекращающееся сокращение рабочих мест и низкие заработные платы; г) снижение доверия к государственным и политическим структурам; д) рост недовольства населения внутренней политикой и др.
В этих условиях политическим руководством принимаются серьезные меры по обеспечению надежной обороны страны, проявляется забота о сохранении здоровья и повышении благосостояния народа России.
Тем не менее складывающаяся ситуация требует срочного принятия комплекса мер по стабилизации внутренней обстановки, среди которых на одно из первых мест выходит укрепление патриотизма россиян.
Под термином «патриотизм» понимается интегральное качество личности, базирующееся на искренней любви к Российской Федерации, гордости за принадлежность к ней, проявляемое в добросовестном труде, учебе, законопослушном поведении, готовности к защите страны и народа. Такой здоровый, конструктивный патриотизм формируется в процессе целенаправленного воспитания, осуществляемого семьей, образовательными учреждениями, государственными структурами, общественными организациями и религиозными конфессиями.
Существенную роль в воспитании патриотизма выполняет высшая профессиональная школа. Государству и обществу ныне нужны такие выпускники, которые обладают сформированным комплексом профессиональных компетенций, умением ориентироваться и грамотно действовать в любой повседневной и сложной обстановке, а также развитыми патриотическими качествами, ежедневно проявляемыми в профессиональной деятельности, вносят достойный вклад в укреплении экономической и оборонной мощи России.
Педагогическое моделирование и её значение для организации процесса патриотического воспитания учащейся молодежи. В современной педагогике метод моделирования прочно занял свое достойное и значимое место. По мнению ГМ. Коджаспировой [1], А.Н. Дахина [2], И.И. Макашиной [2] и др., педагогическое моделирование понимается как разработка специальных копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов, которые применяются авторами в виде схем, в интересах всестороннего исследования инновационных педагогических систем. При этом термин «модель» предлагается понимать как своеобразную «систему объектов или знаков», которая отображает отдельные важнейшие свойства подлинника, и способна заменять его так, что её исследование позволяет получить совершенно новые, ранее неизвестные сведения об этом объекте, потребные для активизации или улучшения педагогической деятельности.
Характерные черты моделирования проявляются в следующем виде:
- выполняет роль эффективного способа познания, актуального направления развития современной педагогической теории и практики;
- применяется в интересах поиска усовершенствованных, инновационных систем обучения и воспитания учащейся молодежи;
- обеспечивает изучение еще несуществующих систем, которые только конструируются;
- предусматривает разработку комплекса многообразных моделей, направленных на формирование российской молодежи как морально-нравственных личностей, профессионалов высокого уровня, патриотов своего Отечества;
- расширяет методический инструментарий преподавателя, что способствует достижению существенной результативности;
- содержит определенный алгоритм реализации, который оснащен теоретической базой и прошел опытно-экспериментальную проверку и всестороннюю апробацию;
- включает комплекс взаимосвязанных компонентов, составляющих определенную целостную систему;
- базируется на синтетическом подходе, что дает исследователю возможность вычленять единые системы и изучать их функционирование.
К достоинствам педагогического моделирования следует отнести следующие:
- позволяет эффективно развивать творческое мышление и аналитические возможности исследователя;
- представляет собой уникальный и эффективный метод конструирования и творческого исследования модели;
- обеспечивает тесную связь с педагогической реальностью, так как воспроизводит большинство характеристик подлинного объекта;
- способствует развитию интереса к различным проблемам и жизненным ситуациям;
- содействует изменению отношения как преподавателей, так и учащейся молодежи к профессиональной подготовке и воспитательной деятельности;
- гарантированно обеспечивает получение новой информации об изучаемом объекте.
Моделирование активно применяется в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью.
По мнению А.К. Быкова [4], А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева [5], А.Н. Томилина [6] и др., воспитание будущих патриотов не может быть пущено на самотек. Оно должно быть спланировано, должным образом организовано и проводиться в соответствии с апробированной моделью процесса патриотического воспитания (ПВ). Это позволяет строить воспитательно-патриотическую деятельность на строго научной основе и получить желаемый результат.
А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев отмечают, что в настоящее время наиболее действенно применяются несколько моделей ПВ современной молодежи (табл. 1).
Таблица 1
Модели патриотического воспитания современной молодежи
Модель Краткая характеристика
Информационно-ориентаци-онная - является знаниевым компонентом содержания ПВ, реализуемый в процессе обучения учащейся молодежи в морском вузе
Предметно-деятельностная - направлена на вырабатывание у учащейся молодежи собственного опыта честного и добросовестного служения Российской Федерации и российскому народу путем вовлечения в активную патриотическую и волонтерскую деятельность
Проективно-ценностная - предназначена для формирования ценностного отношения учащейся молодежи к Отечеству, государству, малой Родине, российской культуре, истории, языку, традициям
Конструктивно-позиционная - обеспечивает конструктивно-творческую деятельность учащейся молодежи по осуществлению самостоятельного поиска и выработке государственно-патриотической позиции, способствующую достойному и ответственному служению Отечеству, защите его интересов и рубежей
Творческое использование возможностей моделирования и каждой из вышеприведенных моделей позволяют наиболее эффективно строить процесс государственно-патриотического воспитания курсантов-моряков.
Основные особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза. Процесс моделирования воспитательно-патриотической деятельности курсантов морского вуза имеет свои специфические особенности. Важнейшими из них являются [7 - 9]:
- определение цели патриотического воспитания, предусматривающей формирование каждого выпускника морского вуза как патриота-государственника, способного и готового своим созидательным трудом укреплять экономическую и оборонную мощь государства, а в угрожаемый период защищать свое Отечество от любых врагов - внешних и внутренних;
- выбор в качестве задач достижения намеченной цели следующую совокупность: а) развитие чувства любви к Отечеству, сохранения ему верности и преданности в течение всей своей жизни; б) обогащение знаниевого компонента курсантов морского вуза новой разнообразной информацией, относящейся к патриотизму (включает знания об истории России и её транспортном флоте, о прославленных героях-моряках, внесших величайший вклад в развитии морского транспорта, осуществивших великие морские открытия, проложивших новые морские пути, создавших новые образцы судов, морской техники и оборудования, мужественно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, прославившихся безаварийной работой на флоте и т.д.); в) формирование у курсантов-моряков бережного отношения к российским (национальным) государственным, патриотическим и профессиональным ценностям; г) обеспечение законопослушности и примерности каждого курсанта в повседневной и профессиональной деятельности, личном поведении, общении с окружающими;
- приоритетность системно-деятельностного, личностного, аксиологического, компетентностного, культурологического, программно-целевого и диагностического подходов при конструировании педагогических моделей патриотического воспитания курсантов морского вуза. Каждый подход сам по себе уникален и позволяет решить определенные задачи в процессе исследования. Использование совокупности данных подходов обеспечивает всестороннее рассмотрение темы патриотического воспитания курсантов-моряков;
- направленность моделирования воспитательно-патриотической деятельности на формирование и развитие патриотического самосознания, рас-
ширение патриотического мировоззрения, укрепление убежденности курсантов-моряков как подлинных патриотов-государственников, уяснивших для себя, что сохранение российского государства - это и есть сохранение современной России и её многонационального народа. Не будет государства - не будет и Отечества;
- обогащение содержания учебно-воспитательной деятельности патриотической составляющей, предусматривающей акцентирование внимания курсантов в ходе лекций и практических занятий на достижениях нашей страны в морской отрасли государства (демонстрацию и пояснение роста показателей грузоперевозок, строительства новых и реконструкции имеемых портов, обновление судового состава совершенно новыми видами танкеров, сухогрузов, ледоколов и др., которые по своим показателям соответствуют всем требованиям ИМО, оснащение судов всех классов современным оборудованием, повышение профессионализма специалистов морского транспорта и т.д.);
- активное использование для формирования курсантов-моряков как патриотов-государственников авторских целевых программ, содержащих разнообразные учебные модули, предусматривающие изучение нового материала, который не входит в учебные программы, относящегося к сфере патриотизма и патриотического воспитания, а также содержащего комплекс воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, экскурсионную и поисковую работу по местам боев совместно с военными моряками, участие в военно-патриотических, молодежных и благотворительных акциях, вовлечение в многообразную патриотическую и волонтерскую деятельность;
- тщательный выбор и творческое применение совокупности организационно-педагогических условий, предусматривающих применение организационной составляющей и педагогических компонентов в интересах сохранения целостности, полноты, целеустремленности и эффективности учебно-воспитательного процесса, создания благоприятной обстановки для реализации цели и задач воспитательно-патриотической деятельности;
- разработка частных педагогических технологий по творческому и эффективному осуществлению процесса воспитания патриотов-государственников
Библиографический список
в ходе их обучения в морском вузе (содержащие следующие элементы: цель, закономерности, принципы, содержание, формы, методы и средства ПВ), которые обладают высокой эффективностью, в том числе и при их творческом применении (повторении) другими преподавателями и организаторами воспитательно-патриотической деятельности;
- применение педагогической диагностики для оценки исходного состояния и итогов сформированности патриотизма или патриотических качеств курсантов;
- использование не только традиционных форм и методов воспитательной работы, но и новых, современных, таких как военно-патриотические акции, урок памяти, тематический патриотический час, встречи с ветеранами войны и военной службы, облагораживание памятников и братских могил, адресная шефская помощь ветеранам и инвалидам, экскурсии по местам боев морской пехоты и морских десантов, квест-игры, посвященные памятным датам в истории Отечества, и др.;
- использование мониторинга как надежного метода сбора и анализа информации о состоянии процесса воспитательно-патриотической деятельности с курсантами-моряками на протяжении всего периода их обучения в вузе.
Представленная совокупность особенностей характеризует моделирование процесса воспитательно-патриотической деятельности с курсантами-моряками как серьезную, трудную и ответственную работу исследователей и преподавателей, применяющих данный метод для конструирования новых моделей воспитания патриотизма у учащейся молодежи.
Современная воспитательно-патриотическая деятельность предусматривает конструктивно-творческое применение метода моделирования как эффективного способа создания новой модели активизации процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза.
Знание и умелое использование особенностей моделирования воспитательно-патриотической деятельности с курсантами-моряками позволяет каждому исследователю избежать многих ошибок, помогает правильно определить вектор исследовательской работы.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Academia, 2005.
2. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010; № 1 (3); Т. 2: 11 - 20.
3. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2011.
4. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи. Педагогика. 2010; № 9: 10 - 20.
5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2010.
7. Баляева С.А. Дидактические ресурсы физического образования в морском университете. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
8. Сафонцева Н.Ю. Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 74 - 77.
9. Тенищева В.Ф. Возможности тренажера в формировании профессиональной компетенции морского специалиста в соответствии с требованиями конвенции. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
References
1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Academia, 2005.
2. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike. Ideiiidealy. 2010; № 1 (3); T. 2: 11 - 20.
3. Makashina I.I. Sistemapedagogicheskogo obespecheniyapoliprofil'nojpodgotovkimenedzherovdlya morskogo torgovogo flota: monografiya. Novorossijsk: MGA imeni admirala F. F. Ushakova, 2011.
4. Bykov A.K. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya molodezhi. Pedagogika. 2010; № 9: 10 - 20.
5. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU imeni admirala F.F. Ushakova», 2010.
7. Balyaeva S.A. Didakticheskie resursy fizicheskogo obrazovaniya v morskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 190 - 192.
8. Safonceva N.Yu. Osobennosti metodiki prepodavaniya uchebnyh disciplin v kompetentnostnom podhode. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 74 - 77.
9. Tenischeva V.F. Vozmozhnosti trenazhera v formirovanii professional'noj kompetencii morskogo specialista v sootvetstvii s trebovaniyami konvencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 77 - 80.
Статья поступила в редакцию 01.03.21
УДК 372 811.111
Fokina S.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service of Russia (Vladimir, Russia),
E-mail: [email protected]
PRACTICAL ASPECTS OF CREATING A FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK FOR MASTER'S DEGREE STUDENTS. The presented article deals with organizational principles and practical peculiarities of developing English textbooks for master's degree students of law schools in the context of the current transition to a new educational paradigm. The relevance of the study is determined by the practical need to develop education manuals that meet the requirements of modern education standards and specific features of the level system of training specialist personnel in institutions of higher education in Russia. The research is based on the analysis of didactic materials and pedagogical literature on the relevant problem, descriptive and comparative methods, compilation of pedagogical practices in the development and use of a university textbook for master's degree students. The author presents a specialized textbook that has been created by taking into account the requirements of the competency-based education model, as well as the guidelines of the modern linguodidactic paradigm, which determines the importance of practice-oriented and integrated language teaching for academic and professional purposes. Special attention is given to the principles of organizing the author's textbook, its content and structural elements. The paper also emphasizes the need to further study the issues and experience of creating textbooks for higher educational institutions in order to improve the methodological support of classes in master's degree programmes and the development of unified and complex requirements for university textbooks.
Key words: foreign language textbook, master's degree student, law school, competency-based education model, structure and content, textbook requirements.