Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конвенция ПДНВ / профессиональная самоорганизация / морские специалисты / иноязычные компетенции / ситуационная задача / STCW convention / professional self-organization / marine specialists / foreign language competencies / situational simulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Ф. Тенищева, В.А. Филоненко, Ю.С. Кузнецова

В статье исследуется проблема профессиональной самоорганизации в иноязычной подготовке морского специалиста. Рассматриваются требования к подготовке судового инженера-оператора, вопросы формирования умений профессиональной самоорганизации в штатных и аварийных ситуациях в иноязычной среде. Проанализированы идентификационные коды универсальных компетенций самоорганизации и саморазвития. Раскрывается роль ситуационной задачи в самоорганизации профессиональной деятельности. Описывается специфика ситуационных задач в условиях иноязычного взаимодействия, приводятся результаты экспериментального обучения. Делается вывод о том, что формирование навыков оперативного решения технологических задач в условиях групповой и коллективной деятельности обусловливает накопление опыта самоорганизации профессиональной деятельности морского специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Ф. Тенищева, В.А. Филоненко, Ю.С. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF A MARINE SPECIALIST

The article examines a problem of professional self-organization of a marine specialist in foreign language training. The article considers requirements to the foreign language training of a marine engineer, forming of professional self-organization skills operational mechanisms in regular and emergency situations. Identification codes of self-organization and self-development universal competence are analyzed. The work reveals the role of simulations in the self-organization of professional activity and presents specifics of situational simulation involving communication interactions, as well as results of the experimental training. The conclusion is made that forming skills for the operational solution of technological problems in conditions of group and collective activities determines accumulation of experience in the self-organization of the professional activity of a marine specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 355.13

Tenishcheva V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: vic-ver@mail.ru

Filonenko V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: vicalexfilnov@mail.ru

Kuznetsova Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: julx@bk.ru

PROFESSIONAL SELF-ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF A MARINE SPECIALIST. The article examines a problem of professional self-organization of a marine specialist in foreign language training. The article considers requirements to the foreign language training of a marine engineer, forming of professional self-organization skills operational mechanisms in regular and emergency situations. Identification codes of self-organization and self-development universal competence are analyzed. The work reveals the role of simulations in the self-organization of professional activity and presents specifics of situational simulation involving communication interactions, as well as results of the experimental training. The conclusion is made that forming skills for the operational solution of technological problems in conditions of group and collective activities determines accumulation of experience in the self-organization of the professional activity of a marine specialist.

Key words: STCW convention, professional self-organization, marine specialists, foreign language competencies, situational simulation.

В.Ф. Тенищееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: vic-ver@mail.ru

В.А. Филоненко, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: vicalexfilnov@mail.ru

Ю.С. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: julx@bk.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье исследуется проблема профессиональной самоорганизации в иноязычной подготовке морского специалиста. Рассматриваются требования к подготовке судового инженера-оператора, вопросы формирования умений профессиональной самоорганизации в штатных и аварийных ситуациях в иноязычной среде. Проанализированы идентификационные коды универсальных компетенций самоорганизации и саморазвития. Раскрывается роль ситуационной задачи в самоорганизации профессиональной деятельности. Описывается специфика ситуационных задач в условиях иноязычного взаимодействия, приводятся результаты экспериментального обучения. Делается вывод о том, что формирование навыков оперативного решения технологических задач в условиях групповой и коллективной деятельности обусловливает накопление опыта самоорганизации профессиональной деятельности морского специалиста.

Ключевые слова: конвенция ПДНВ, профессиональная самоорганизация, морские специалисты, иноязычные компетенции, ситуационная задача.

Сложная и высокотехнологичная система морской индустрии управляется людьми, где вопросам безопасности уделяется первостепенная значимость. Расследования морских аварий, таких как столкновения, пожары, взрывы, гибель судов, разлив нефтепродуктов и т.д., направленные на повышение уровня безопасности, показали, что в большинстве случаев причиной морских аварий является человеческий фактор, который усугубляется спецификой работы в многонациональном экипаже. С ним связана большая часть аварий - 63% из общего числа: ошибка палубного офицера - 25%, ошибка механика - 2%, ошибка команды - 17%, ошибка береговых служб - 14%, ошибка лоцмана - 5%. С техническими неполадками связано 17% аварий: поломка оборудования - 2%, нарушение целостности конструкции - 10%, механическая поломка - 5%, другие причины - 14% [1].

В обширных исследованиях, изучающих человеческие ошибки и их последствия, выделяется несколько причин, которые приводят к инцидентам: усталость, неадекватная коммуникация, недостаточность знаний судового оборудования, решение, основанное на неполной информации, несоблюдение стандартов и процедур, плохое техническое обслуживание, вредные условия труда и др., а также ошибки в сфере лидерства и менеджмента: неправильное управление рисками, ошибочные управленческие решения и недостаточная коммуникация. Там, где экипаж не может эффективно общаться друг с другом, риск морских аварий многократно возрастает, и в этой связи особую важность приобретает стандартизация морского английского языка [2] и процедур его использования.

«Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 78/95» включает требование знания инженером-судомехаником морского английского языка, однако, по результатам нашего анкетирования, производственные ситуации иноязычного общения являются напряженными и стрессовыми для 71% выпускников морских учебных заведений (выборка составила 89 человек). Это свидетельствует о том, что технологии обучения не отражают условий профессиональной деятельности специалиста, неполностью учитывают ее специфику.

Успешность деятельности в ситуациях иноязычного общения тесно связана с профессиональной самоорганизацией как способностью осознанно применять, контролировать и развивать свои качества и профессиональные компетенции в процессе ответственного решения актуальных с профессиональной и личностной точек зрения задач, выбирая наиболее рациональный способ [3]. Основой саморегуляции деятельности выступают умения профессиональной самоорганизации, включающие спектр проектировочно-конструктивных, коммуникативно-гностических и мотивационно-организационных компонентов. Суть термина «профессиональная самоорганизация» выражается такими ключевыми словами и фразами, как «эмоциональный баланс»; «способность управлять собой»; «опе-

ративная адаптация»; «самоанализ»; «оперативное принятие решения»; «умение видеть проблему»; «достижение цели»; «саморегуляция» [4].

Группа универсальных компетенций основной образовательной программы инженеров-судомехаников включает самоорганизацию и саморазвитие, которые представляют способности курсанта определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6). Индикаторами достижения компетенции выступают два наиболее легко диагностируемых умения: 1) эффективно планировать собственное время (УК 6/1), 2) планировать траекторию своего профессионального развития и предпринимать шаги по ее реализации (УК 6/2).

Формирование иноязычной компетенции с учетом условий профессиональной деятельности в смешанном экипаже, где английский язык является единственным рабочим языком морской индустрии, - одно из важнейших условий профессионального саморазвития в плане формирования умений профессиональной самоорганизации. Задача формирования УК-6 «Самоорганизация и саморазвитие» решается в ходе освоения дисциплин «Лидерство и психологические основы управления экипажем судна» и «Организация и руководство смешанным экипажем», программы изучения данных дисциплин легли в основу комплекса мероприятий по ее целенаправленному формированию.

Мы рассматриваем самоорганизацию как первостепенный элемент лидерских качеств. Известно, что такие качества необходимы каждому, кто несет ответственность за других. Спецкурсы отвечают требованиям минимизации рисков работодателей и собственников и стандарту компетентности в управлении судном и персоналом на борту на уровне эксплуатации. Они дают студентам осознание и понимание ключевых человеческих факторов, влияющих на эффективное управление ресурсами, и развивают инструменты и практические навыки для повышения своего потенциала управления субъектами деятельности в морской индустрии.

Чтобы принести максимальную пользу участникам программ обучения, развитие лидерства должно сочетаться с опытом. Курсанты четвертого курса, вернувшиеся из длительных рейсов после первой практики и активно подготавливающие себя к очередному испытанию морем, имеют реальный опыт командной работы, лидерства, знают о проблемах организации, дисциплины и межкультурной коммуникации. Спецкурсы практико-ориентированы на расширение и углубление знаний, умений и навыков работы в команде, развитие лидерских качеств и владения английским языком в условиях профессиональной деятельности в смешанном экипаже на борту судна. Приобретенные навыки и опыт требуют рефлексии, самоанализа, дальнейшего профессионального самопроектирования и самоорганизации, а достаточный уровень владения иностранным языком позво-

ляет анализировать специфику управления ресурсами в условиях многонационального экипажа.

Рефлексия собственного опыта оказывает влияние на процесс и результаты обучения: через профессиональный опыт, полученный в море, самоорганизация выходит на очередной виток совершенствования. Участие в спецкурсе повышает осведомленность о важной роли самопроцессов, элементах лидерства и командной работы, развивает умения осуществлять самоанализ деятельности и выстраивать траекторию развития профессиональных компетенций, делая важные выводы из полученной практики на борту.

Среди вопросов, исследуемых в спецкурсах, важное место отводится изучению элементов управления персоналом на судне и его подготовке; личной безопасности и общественных обязанностей; методам эффективного управления ресурсами; принятию решений; технологиям диагностики лидерских качеств; методам управления командой; профессиональной самоорганизации и др.

Формируются и развиваются умения применять методы управления задачами, рабочей нагрузкой и ресурсами, принятия решений, оценивания собственных лидерских качеств с опорой на самоанализ и контроль, умения выбора стиля лидерства сообразно реальным обстоятельствам. Исключительно важными становятся умения самоорганизации - формировать команду, организовывать и мотивировать других, контролировать работу, оценивать эффективность деятельности команды и т.п.

Спецкурсы направлены на выработку навыков саморегуляции, самоконтроля и поддержания комфортного морально-психологического климата в коллективе; диагностики деловых и личностных качеств; организации групповой дискуссии; оценки последствий принимаемых решений; изучения общественного мнения. Развитие рефлексии, самоанализ, самоконтроль являются важными составляющими процесса обучения с применением метода разбора ситуаций, поведенческого ролевого моделирования, 1Т-методов, деловых игр и ситуационных задач, командной работы, поискового метода, учебной дискуссии, видеометода, элементов дистанционного обучения и имитационного тренинга, метода эвристических вопросов. Активная практика ориентирована на постоянную, точную и конструктивную обратную связь, чтобы развивать рефлексию и помогать участникам отслеживать самоорганизацию как процесс и результат, совершенствовать самоанализ и самооценку.

Для формирования лидерских качеств требуется активная позиция и время. И хотя развитие, лидерство и самоорганизация - процессы, длящиеся всю жизнь, важно заложить траекторию дальнейшего профессионального развития и отработать навыки самоконтроля и внесения корректив. Учебные курсы в рамках морского университета имеют преимущество перед краткосрочными морскими курсами в судоходных компаниях, ограниченными всего несколькими днями, когда сжатое по времени обучение не позволяет выстроить последовательное развитие.

В смоделированных учебных ситуациях коммуникация должна быть эффективной и ясной, а лидерство демонстрироваться вместе с правильным принятием решений, где важное место занимает самообладание и самоорганизация. Наблюдения, полученные в ходе учебных занятий, являются ключевым материалом как для оценки и анализа, так и для самооценки и самоанализа, рефлексии собственной деятельности и работы команды через коллективное обсуждение, подведение итогов и выполнение индивидуальных заданий и самостоятельной работы - репродуктивных, познавательно-поисковых, практических и творческих заданий. Кроме того, оценка повседневного поведения курсантов применима для оценки их лидерских и коммуникативных навыков.

Рассмотренные спецкурсы преподаются на английском языке, позволяя переключить задачи изучения иностранного языка на его инструментальное применение. Они закладывают ориентировочную основу деятельности, непосредственно относящуюся к профессиональной самоорганизации, в русле подготовки к освоению типовых производственных задач морского специалиста на тренажере. Тренажеры для управления судном и судовыми системами широко используются в подготовке морских инженеров [5]. Однако вопросы формирования умений

профессиональной самоорганизации не получили достаточного рассмотрения в методике разработки тренажерной подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления педагогических условий, способствующих активному формированию профессиональной самоорганизации в ходе развития иноязычной компетенции, на кафедре иностранных языков было организовано исследование в группах курсантов судомеханического факультета ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в 2017 - 2019 годах, общее количество курсантов - 119 человек. Эксперимент планировался в русле единства фундаментализации и профессионализации знаний, активизации межпредметных связей, личностно-деятель-ностного подхода к организации обучения на основе проектно-проблемной технологии с учетом требований государственной итоговой аттестации выпускников морских вузов [6; 7; 8].

Отработка ситуационных задач на тренажере, в которых имитировалось вахтенное обслуживание машинного отделения в ситуациях иноязычного взаимодействия, была нацелена на формирование качества оперативности профессиональной самоорганизации деятельности будущего судомеханика. В ходе освоения типовой задачи отрабатывались процедуры обслуживания различных систем, при этом предусматривалось несение вахты в условиях не только штатных, но и нештатных режимов работы систем и оборудования: топливной, забортной и пресной воды, продувочного воздуха, воздушных компрессоров, вспомогательного и главного котлов, дизель-генераторов; устранение возникающих проблем, используя иностранный язык, и т.п.

Содержание компонентов деятельности, в которой проявлялись умения профессиональной самоорганизации в ходе освоения типовой задачи труда, определялось с учётом использования иностранного языка: вовлеченность в коммуникацию при решении проблемы, возникающей в ходе отработки на тренажере способов решения ситуационной задачи; продуктивность коммуникации в групповой и коллективной работе для устранения поломки; знание алгоритма действия по обслуживанию механизма или устранению неисправности; оперативность реализации плана в соответствии с эталоном.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Умения рационального планирования времени отслеживались в ходе решения курсантами ситуационных задач, где рассматривался качественный и количественный компоненты. Качественный компонент отражал поиск рационального планирования стратегии действий, последовательность и преемственность их выполнения, умения применять и контролировать выполнение приложенных к заданию инструктажей и требований. Количественный показатель (оперативность) отражал зафиксированное время, затраченное на выполнение задания и его элементов.

Безаварийная эксплуатация судовых механизмов тренажера явилась отражением выработанных профессиональных компетенций, среди которых самоорганизация и саморазвитие целенаправленно отслеживались через представленный ниже анализ качественных и количественных компонентов деятельности каждого курсанта и разбор хода решения задачи, что выявляло траекторию профессионального саморазвития и указывало на предпринятые шаги по ее реализации. Поскольку эти компоненты и являются идентификаторами достижения компетенции «самоорганизация и саморазвитие», то их качественные и количественные изменения указывают на соответствующий рост этой компетенции (рис. 1).

Как следует из рисунка, средние показатели параметра оперативности выросли с 51,2% (первая ситуационная задача) до 62,9% и 87,9% по итогам решения второй и третьей задач соответственно. В результате совместной деятельности в ходе отработки штатных и аварийных ситуаций на тренажере у курсантов значительно снизился барьер эмоционального напряжения, сформировались умения восприятия информации в оперативном формате, что способствовало адекватному выполнению профессиональных задач в контексте иноязычного общения: появилась уверенность в себе при общении на иностранном языке, как отметили в анкетах 84,3% курсантов.

Рис. 1. Показания индикатора компетенции «самоорганизация

и саморазвитие» врешении ситуационных задачна тренажере

Совместное решение профессиональных задач и проблем способствовало формированию навыков работы в коллективе. Об этом можно судить по результатам изменения средних показателей умения организовывать групповую и коллективную работу для устранения поломки, которая определялась по фактам организации продуктивной совместной деятельности и оперативности принятия решения.

Умение увидеть проблему, выстроить стратегию и тактику ее решения в оперативно отведенное время в ситуациях иноязычного общения, организовать коммуникативное взаимодействие с партнером на английском языке, а также самоанализ и самоконтроль деятельности и внесение корректив в траекторию

Библиографический список

своего профессионального развития свидетельствуют о развитии умений самоорганизации.

Таким образом, успешность выполнения морскими специалистами обязанностей в иноязычной среде определяется высоким уровнем профессиональной самоорганизации. Для подготовки инженера-оператора в целях повышения надежности решений в штатных и аварийных ситуациях иноязычного общения целесообразно применение тренажера, с помощью которого формируются навыки оперативного решения технологических задач и разрешения проблемных ситуаций в условиях групповой и коллективной деятельности. Такая форма учебной работы обусловливает накопление опыта самоорганизации профессиональной деятельности морского специалиста.

1. IMO GUIDANCE ON FATIGUE MITIGATION AND MANAGEMENT: MSC/Circ.1014. 2001; 12 June.

2. IMO: Standard Marine Navigational Vocabulary and Seaspeak (IMO Standard Marine/Communication Phrases) Report of the Working Group, NAV 40/16, 18 Feb.

3. Филоненко В.А. Профессиональная самоорганизация в условиях дистанционного обучения. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020: 324 - 332.

4. Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н., Филоненко В.А., Петьков В.А. Технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде как средство профессиональной подготовки морских специалистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019; № 3 (169): 351 - 356.

5. Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н. Возможности тренажера в формировании профессиональной компетенции морского специалиста в соответствии с требованиями конвенции ПДНВ. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 77 - 80.

6. Баляева С.А. Дидактические ресурсы физического образования в морском университете. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 190 - 192.

7. Баляева С.А., Хвингия Т. Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; № 2 (238): 15 - 21.

8. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин А.Н. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные системы. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.

References

1. IMO GUIDANCE ON FATIGUE MITIGATION AND MANAGEMENT: MSC/Circ.1014. 2001; 12 June.

2. IMO: Standard Marine Navigational Vocabulary and Seaspeak (IMO Standard Marine/Communication Phrases) Report of the Working Group, NAV 40/16, 18 Feb.

3. Filonenko V.A. Professional'naya samoorganizaciya v usloviyah distancionnogo obucheniya. Sovremennoe vysshee obrazovanie: teoriya i praktika: kollektivnaya monografiya. Otvetstvennyj redaktor A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2020: 324 - 332.

4. Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N., Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Tehnologiya mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya v inoyazychnoj srede kak sredstvo professional'noj podgotovki morskih specialistov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; № 3 (169): 351 - 356.

5. Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N. Vozmozhnosti trenazhera v formirovanii professional'noj kompetencii morskogo specialista v sootvetstvii s trebovaniyami konvencii PDNV. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 77 - 80.

6. Balyaeva S.A. Didakticheskie resursy fizicheskogo obrazovaniya v morskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 190 - 192.

7. Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; № 2 (238): 15 - 21.

8. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin A.N. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye sistemy. 2019; № 1-2 (43): 142 - 149.

Статья поступила в редакцию 02.03.21

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: www.aumsu.ru

Tomilта S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: www.aumsu.ru

Hekert N.E., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

FEATURES OF MODELING THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. The current acute military-political and unstable internal socio-economic situation in the Russian Federation urgently requires constructive activation and improvement of state-patriotic education of citizens, including university students, whose sensitivity requires attention and due care on the part of teachers and educators. The patriotism of Russians is a close connection with the history and traditions of the Motherland, pride in their country and the Great Victory over fascism, respect for the older generations, a mobilizing force for new achievements and achievements, readiness to defend the Motherland from any external and internal enemies; it is the unity of Russians in the name of preserving Russia and strengthening its power and greatness. In the proposed article, the authors, relying on the scientific works of Russian scientists, reveal the basics of pedagogical modeling, show its features and the need for modeling to improve the process of patriotic education of cadets at a maritime university.

Key words: cadet, modeling, maritime university, patriotic education, process, features, formation.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: www.aumsu.ru

Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Сложившаяся в настоящее время острая военно-политическая и нестабильная внутренняя социально-экономическая обстановка в Российской Федерации настоятельно требует конструктивной активизации и совершенствования государственно-патриотического воспитания граждан, в том числе и учащейся вузовской молодежи, сензитивность которой требует внимательности и должной заботы со стороны преподавателей и воспитателей. Патриотизм россиян представляет собой не только любовь к Российской Федерации, но и тесную связь с историей и традициями Отечества, гордость за свою страну и Великую Победу над фашизмом, уважение к старшим поколениям, мобилизующую силу на новые свершения и достижения, готовность к защите Родины от любых внешних и внутренних врагов; это единение россиян во имя сохранения России и укрепления её мощи и величия. В предлагаемой статье авторы, опираясь на научные труды отечественных ученых, раскрывают сущность педагогического моделирования, показывают особенности и потребность моделирования для совершенствования процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза.

Ключевые слова: курсант, моделирование, морской вуз, патриотическое воспитание, процесс, особенности, формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.