заключающих множество частиц (газов) и тепловых процессов, в которых они участвуют Общий принцип действия тепловых машин, рабочими телами которых служат газы, находит свое дальнейшее логическое развитие и практическое применение в последующих общепрофессиональных и профессиональных дисциплинах, при изучении конструктивных особенностей двигателей внутреннего сгорания, дизелей, турбин, паросиловых установок, холодильного оборудования и их эксплуатации и ремонта.
Знание источников электромагнитного взаимодействия, умение применять основные характеристики для описания электрических и магнитных полей, владение описанием электромагнитных явлений, изучаемых электродинамикой, позволят выпускнику в будущей профессиональной деятельности разобраться с устройством и наладкой, и, возможно, с ремонтом любого электрического и электронного оборудования.
Таким образом, каждую тему раздела учебной дисциплины «Физика» можно поставить в соответствие не только некоторым универсальным и общепрофессиональным компетенциям определенного ФГОС ВО, но и специальным профессиональным компетенциям ПДНВ для конкретной категории плавсостава.
Этот факт необходимо учитывать при подборе содержания проблемных и проектных заданий [3], формулируя их не с помощью абстрактных тел, а, где это возможно, используя конкретные объекты будущей профессиональной деятельности обучающихся [4]. Например: рассчитать траекторию движения судна...; судовой винт совершает вращательное движение по закону...; скорость вращения вала судового двигателя изменилась на ...; определить вязкость морской воды..; найти давление воздуха в камере сгорания дизельного
Библиографический список
двигателя.; описать цикл тепловой машины.; ротор судового генератора переменного тока вращается с частотой.; момент инерции лебедки.; айсберг плавает.; судно поперечных размеров.движется в магнитном поле Земли.и т.д.
Это налагает определенную ответственность на преподавателя физики, который должен обладать не только коммуникативной, дидактической, внутри-предметной и прочей компетентностью, необходимой для успешной педагогической деятельности в своей предметной области. К своим личностным и профессиональным качествам должны быть добавлены владения метапредметными и межпредметными связями [6], позволяющие обеспечить дидактическое и диагно-стико-квалиметрическое сопровождение учебного процесса и выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в рамках своей учебной дисциплины.
Таким образом, создание методической системы преподавания, ориентированной на профессиональную компетентность в той сфере деятельности, к которой готовится обучающийся образовательной организации, является индикатором профессиональной компетентности самого преподавателя. Следует отметить, что такой дидактический подход возможен для любой, даже гуманитарной учебной дисциплины, которая может быть востребована для формирования универсальных культурологических и гуманистических личностных качеств, повышения экономической грамотности обучающихся, развития их лидерских качеств, умения работать в команде и т.д. Такой компетентностный подход гарантирует повышение качества образования, формируя разносторонне развитую личность, способную решать серьезные профессиональные и нравственные задачи в личных интересах и интересах общества в определенной сфере деятельности.
1. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Разработка модели компетентности выпускника университета. Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2012; № 1: 85 - 93.
2. Сафонцев С.А., Черных О.В. Интегративный подход к измерению компетентности как латентной переменной. Ростов-на-Дону: Издательство РКСИ, 2011.
3. Сафонцева Н.Ю. Проблемно-проектный метод обучения в дидактике высшей школы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Педагогические науки. 2012; № 7: 47 - 50.
4. Сафонцева Н.Ю. Концепция модернизации методической системы преподавания физики в условиях непрерывного профессионального образования. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006; № 7: 174 - 178.
5. Формирование профессиональных компетенций в высшей школе. Под редакцией Т.П. Гордиенко, А.Н. Томилина, Е.В. Хекерта. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2019: 46 - 65.
6. Сафонцева Н.Ю. Черкашина А.Г. Роль междисциплинарных связей учебных планов компетентностно-ориентированного образования. Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII Международных психолого-педагогических чтений. Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ 2009; Ч. III: 74 - 80.
7. Сафонцева Н.Ю. Теоретические аспекты проблемы проектирования педагогических объектов в условиях непрерывного профессионального морского образования. Ростов-на-Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2005.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности26.05.05 «Судовождение». Москва, 2018.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования-специалитет по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Москва, 2018.
10. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Основы современной натуральной философии: методические указания по физике. Ростов-на-Дону: ООО ВУД, 2001.
11. Сафонцева Н.Ю., Лутков С.А. Морское образование Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство Ро ИПК и ПРО, 2007.
12. О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Международная конвенция. London: IMO, 2017. Available at: http://www.imo.org
References
1. Safoncev S.A., Safonceva N.Yu. Razrabotka modeli kompetentnosti vypusknika universiteta. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta: Pedagogicheskie nauki. 2012; № 1: 85 - 93.
2. Safoncev S.A., Chernyh O.V. Integrativnyjpodhod kizmereniyu kompetentnostikaklatentnojperemennoj. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RKSI, 2011.
3. Safonceva N.Yu. Problemno-proektnyj metod obucheniya v didaktike vysshej shkoly. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: Pedagogicheskie nauki. 2012; № 7: 47 - 50.
4. Safonceva N.Yu. Koncepciya modernizacii metodicheskoj sistemy prepodavaniya fiziki v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2006; № 7: 174 - 178.
5. Formirovanie professional'nyh kompetencij v vysshej shkole. Pod redakciej T.P. Gordienko, A.N. Tomilina, E.V. Hekerta. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2019: 46 - 65.
6. Safonceva N.Yu. Cherkashina A.G. Rol' mezhdisciplinarnyh svyazej uchebnyh planov kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Yuga Rossii, Central'noj Azii i Kazahstana: materialy dokladov XXVIII Mezhdunarodnyh psihologo-pedagogicheskih chtenij. Rostov-na-Donu.: IPO PI YuFU, 2009; Ch. III: 74 - 80.
7. Safonceva N.Yu. Teoreticheskie aspekty problemy proekíirovaniya pedagogicheskih ob'ektov v usloviyah nepreryvnogo professional'nogo morskogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RO IPK i PRO, 2005.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti26.05.05 «Sudovozhdenie». Moskva, 2018.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya-specialitet po special'nosti 26.05.06 «'Ekspluataciya sudovyh 'energeticheskih ustanovok». Moskva, 2018.
10. Safoncev S.A., Safonceva N.Yu. Osnovy sovremennojnatural'noj filosofii: metodicheskie ukazaniya po fizike. Rostov-na-Donu: OOO VUD, 2001.
11. Safonceva N.Yu., Lutkov S.A. Morskoe obrazovanie Yuga Rossii. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo RO IPK i PRO, 2007.
12. O podgotovke idiplomirovaniimoryakovinesenii vahty. Mezhdunarodnaya konvenciya. London: IMO, 2017. Available at: http://www.imo.org
Статья поступила в редакцию 12.03.20
УДК 355.13
Tenishcheva V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected] Tsyganko Ye.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected] Kuznetsova Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
OPPORTUNITIES OF SIMULATOR IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MARINE SPECIALIST IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE STCW CONVENTION. The article explores a problem of training marine specialists for the activities in the English-speaking environment using simulators in accordance with the requirements of the International Maritime Convention (STCW). The Maritime English is an important means of solving the profes-
sional tasks, therefore the authors have developed a technology for the competent operational adaptation of future marine specialists to working conditions in a mixed crew. This technology specifies the using of business games on modern simulators in the situations of professional interaction on the concept of integrative-contextual learning. The analysis of experimental training results, as well as of the role of the subject, social and psychological contexts of the business game in forming professional competence is given.
Key words: integrative-contextual training, professional competence, foreign language component, marine specialists, business game, simulator.
В.Ф. Тенищева, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
Е-mail: [email protected]
Е.Н. Цыганко, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
Е mail: [email protected]
Ю.С. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНАЖЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ КОНВЕНЦИИ ПДНВ
В статье исследуется проблема подготовки морского специалиста к деятельности в иноязычной среде с помощью тренажеров в соответствии с требованиями Международной морской конвенции (ПДНВ). Иноязычная коммуникация является средством решения профессиональных задач, поэтому авторы разработали технологию подготовки морских специалистов к оперативной адаптации в условиях работы в смешанном экипаже. В этой технологии с позиции концепции интегративно-контекстного обучения демонстрируется специфика использования деловых игр на современных тренажерах в ситуациях профессионального иноязычного взаимодействия. Раскрывается роль предметного, социального и психологического контекстов деловой игры на тренажере в формировании профессиональной компетенции, приводятся результаты экспериментального обучения.
Ключевые слова: интегративно-контекстное обучение, профессиональная компетенция, иноязычный компонент, морские специалисты, тренажер, деловая игра.
Профессия инженера морского транспорта тесно связана с иностранным языком как средством регуляции технологических процессов. Уровень его квалификации определяется не только государственными образовательными стандартами Российской Федерации, но и требованиями международных морских конвенций. Например, сфера компетенции инженера-судомеханика согласно «Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 78/95» (табл. A-III/1) включает использование английского языка в письменной и устной форме, позволяющее выполнять обязанности механика при эксплуатации всех систем внутрисудовой связи. Международная морская организация (ИМО), классификационные общества и государственные организации обращают особое внимание учебных заведений на качество обучения при использовании морских тренажеров, поскольку они обладают мощным ресурсом для развития когнитивных навыков курсантов благодаря воссозданию высокой степени реальности при моделировании технологии деятельности морского инженера [1].
Тренажер представляет собой техническое средство профессиональной подготовки, предназначенное для формирования и совершенствования профессиональных навыков и умений оператора для управления материальным объектом путем многократного выполнения инструментальных действий. Широкое использование тренажеров машинного отделения обучения подразумевает его высокую эффективность. Исследователями отмечается важность тренажера не только как успешного учебного, но и экзаменационного инструмента [2], указывается на необходимость воссоздания коммуникативного контекста во время тренажерных занятий [3]. Однако вопросы формирования операционных механизмов профессиональной компетенции, способы интеграции ее иноязычного компонента в общую систему регуляции деятельности в ходе тренажерной подготовки не рассматриваются.
Тренажерные системы классифицируются по четырем категориям, которые гарантируют, что тренажерная подготовка обеспечит соответствующий уровень физического и поведенческого реализма в соответствии с целями обучения и оценки результатов, как указано в разделе A-I / 12 Кодекса ПДНВ. Категория
1 - технический тренажёр завершённого задания (Full Mission type); категория
2 - многоцелевой (Multi-Task type); категория 3 - ограниченного действия (Limited Task type) и категория 4 - специального назначения (Special Task type). Тренажеры категории 1 используются для полного погружения с максимально возможным контролем среды моделирования. На них установлены полные инженерные системы, включая звуковые и реалистичные визуальные эффекты, и они позволяют отрабатывать модели управления как в штатной ситуации, так и аварийных условиях работы. Категория 2 моделирует общую среду технической операции. Категория 3 воссоздает среду для определенной инженерной системы, чтобы обеспечить предварительное обучение для освоения конкретных задач. Категория 4 обеспечивает ознакомительную подготовку для последующей отработки задач повышенной сложности на других тренажерах [4].
В Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова используются тренажеры разных категорий, например, на судомеханическом факультете установлены многоцелевые тренажеры Transas 5000 и Дизель Сим Norcontrol, позволяющие осуществлять отработку алгоритмов деятельности с большей скоростью и эффективностью. Возможность повторов позволяет воспроизвести текущую ситуацию для уточнения и обсуждения способов отработки штатных и чрезвычайных ситуаций, например, аварийную остановку главного
двигателя, аварийный режим работы, пожар в машинном отделении, отключение питания и т.п.
Проблема оперативной адаптации к условиям профессиональной деятельности в иноязычной среде смешанного по национальным и языковым признакам экипажа встает перед будущим специалистом уже на этапе обучения в вузе [5]. И наиболее эффективный способ моделирования профессиональных ситуаций в иноязычной среде - это организация деловых игр на тренажере, в которых в максимально полном объеме могут быть воссозданы контексты будущей профессиональной деятельности курсанта. С позиций теории контекстного обучения (А.А. Вербицкий) деловая игра представляет собой «...форму воссоздания в образовательном процессе предметного и социального содержания конкретной профессиональной деятельности, моделирования технологий производства и систем отношений работников, характерных для данного вида труда, знания его предметно-технологического и социального контекстов», которая состоит из двух моделей - имитационной и игровой, задающие контексты усваиваемой студентами реальной профессиональной деятельности [6, с. 195].
Исследуя вопрос тренажерной подготовки будущих специалистов в рамках интегративно контекстного подхода [7, с. 308 - 325], мы пришли к выводу, что наиболее высоким уровнем обучения профессиональной деятельности в иноязычной среде является групповое обучение на тренажере, поскольку в ходе делового общения в процессе разрешения оперативных задач в ситуациях, моделирующих реальную профессиональную деятельность инженера, отрабатывается и коммуникативная составляющая процесса взаимодействия группы специалистов. В процессе отработки профессиональных операций имеющиеся разрозненные блоки навыков и умений по иностранному языку и специальным предметам интегрируются в общую систему деятельностей - моделируемую технологическую и реальную иноязычную речевую, которые составляют основу стандартных алгоритмов управления системами и способов оперативного принятия решений, в том числе в «нештатных» ситуациях. Предметное содержание деловой игры на тренажере представляется типовой задачей труда морского специалиста в условиях поликультурной среды смешанного экипажа, в ходе освоения которой с использованием иностранного языка происходит формирование профессиональных смыслов, составляющих профессиональную компетенцию будущего специалиста. Типовые производственные задачи, связанные с использованием иностранного языка, осваиваются в рамках деловых игр на тренажере в ходе отработки способов регуляции технологических процессов и освоения коммуникативных ролей на основе фразеологического материала стандартного словаря-разговорника, отражающего коммуникативную составляющую профессиональной деятельности морского специалиста.
Исследование эффективности тренажерной подготовки на основе цикла деловых игр проводилось на базе Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в 2019 году. В нем принимали участие 70 курсантов пятого курса судомеханического факультета, в том числе в условиях совместной тренажерной подготовки с курсантами-судоводителями [8]. Занятия на тренажерах проводились в девятом семестре обучения совместно с преподавателями специальной кафедры и английского языка в общей сложности в количестве 108 часов. Методика проведения деловых игр сводилась к моделированию междисциплинарной деятельности курсанта в иноязычной среде, что достигалось отработкой определенных стандартных профессиональных операций, выполняемых вахтенным инженером-судомехаником в процессе совместной деятельности в
иноязычной среде. Отрабатывались основные алгоритмы деятельности вахтенного механика, такие как подготовка и ввод в эксплуатацию топливной системы дизель-генераторов, системы сжатого воздуха, системы смазки дизель-генераторов, подготовка и пуск дизель-генератора и его подключение к шинам, перевод на основные насосы охлаждения и запуск основных ответственных потребителей и т.п.
Итоговый контроль и оценка результатов образовательного процесса осуществлялись в процессе сдачи государственного экзамена также посредством моделирования в деловой игре штатных и аварийных ситуаций в иноязычной среде на тренажере автоматизированной судовой энергетической установки (СЭУ) Diesel Sim, который представляет собой комплекс пульта управления инструктора; оборудования центрального и других постов управления СЭУ; компьютера для реализации математической модели СЭУ в реальном масштабе времени; а также мнемосхемы всех систем и оборудования машинного отделения. С пульта управления, который оснащен дисплеем, инструктор-преподаватель имеет возможность изменять заданные условия и создавать проблемные задачи, также могут быть смоделированы аварийные ситуации, введены неисправности в системах и процессах СЭУ, создана имитация шума в машинном отделении с помощью усилителей звука, изменены условия плавания, загрузки судна, масштабы времени и т.п.
В качестве примера приведем моделирование процедуры подготовки главного двигателя к запуску. В основе данной операции лежат оригинальные проверочные листы, разработанные согласно требованиям международной морской конвенции SOLAS. Проверочный лист представляет собой алгоритм действий определенной производственной операции. В случае подготовки главного двигателя к запуску он включает целый ряд этапов: от получения на английском языке разрешения старшего механика, роль которого выполняет инструктор, на подготовку оборудования и двигателей к запуску, включая проверку всех средств связи машинного отделения с навигационным мостиком и другими постами управления, запись на английском языке в вахтенном журнале распоряжения старшего механика, команд вахтенных помощников и капитана, а также результатов всех замеров и проверок и времени выполнения основных операций.
В ходе экспериментальной работы курсанты воспроизводили профессиональные действия и решали профессиональные задачи с использованием морского английского языка. Каждый курсант-судомеханик в условиях совместной деятельности должен был осмотреть двигатель и доложить вахтенному механику о любых неисправностях; поддерживать связь с «мостиком» и выполнять совместные с ним действия для определения отключения привода дистанционного управления из рулевой рубки и подготовки двигателя к запуску.
Каждое правильно выполненное действие курсанта сопровождалось загоранием ламп индикации, включением шума, имитирующего работу той или иной системы. «Несрабатывание» системы означало, что процедура была выполнена неверно. Курсанту необходимо было вернуться на предыдущие ступени выполняемой операции и выяснить причину. В ходе решения задачи определялось, насколько правильно и оперативно выполняются алгоритмы профессиональных действий в соответствии с ситуацией.
В начале деловых игр на тренажере было выявлено отсутствие готовности к предстоящей деятельности у большинства курсантов, которое было вызвано незнанием алгоритма тестирования оборудования; медленной адаптацией к особенностям произношения на английском языке инструктора и членов команды; отсутствие оперативности принятия решения в случае возникновения неисправности и принятие неверного решения для ее устранения. Анкетирование курсантов показало, что для 65,7% из них наибольшую трудность представляли задания на устранение неисправностей, требующие эмоциональной напряженности, которая обусловлена необходимостью включения механизма оперативности по принятию решения. Курсанты испытывали недостаток профессиональных навыков, слабо ориентировались в профессионально предметной стороне процесса и в результате боялись сделать ошибку в серии выполняемых действий, при этом 21,4% из них столкнулись с проблемой сложности понимания иноязычной речи на слух и выражения своих действий на английском языке - они боялись сделать ошибку грамматического либо лексического плана.
Для определения уровня профессиональной подготовки курсантов использовалась методика компонентного анализа процесса решения операторских задач в иноязычной среде. Были выделены такие компоненты, как точность понимания смысла иноязычной информации (Т); оперативность принятия решения (О), которая оценивалась по факту соблюдения временного регламента, отводимого на выполнение операции; адекватность выполнения моделируемой операции (А); соблюдение регламента общения (РО). В процессе выполнения задания на основе иноязычной информации, курсантам предстояло самостоятельно определить задачу и найти способы ее оперативного решения. Результаты решения задачи в виде оценок в условных баллах «1» или «0», суммы условных баллов за усвоение компонента и показателя усвоения компонента в процентах заносились в карту компонентного анализа, представленную в табл. 1, и протокол тестирования. Наблюдаемые качества оценивались как выраженные при критериях усвоения компонента от 85 до 100%.
Таблица 1
Карта компонентного анализа решения профессиональной задачи
Сведения о деловой игре Компоненты
Операции Т О А РО
Оценки в условных баллах («1» или «0»)
1. Анализ задачи и принятие решения
2. Выполнение действия по обслуживанию системы
3. Доклад о выполненных действиях, и т.п.
Сумма условных баллов за усвоение компонента
Показатель усвоения компонента,%
В ходе взаимодействия и взаимовлияния различных компонентов освоения типовой задачи труда происходило формирование алгоритмов профессиональной деятельности в иноязычной среде. В результате участия в деловых играх у курсантов снизился барьер напряженных психических состояний, выработались умения оперативно воспринимать информацию и на ее основе адекватно выполнять профессиональные действия, сопряженные с иноязычным общением. После завершения деловых игр на тренажере 94,29% курсантов отметили в анкетах, что они приобрели уверенность в себе при общении с другим оператором на иностранном языке, таким образом формирование навыков коллективной работы при решении оперативных задач и проблем привело к снижению барьера напряженных психических состояний. На это указывают и результаты изменения средних показателей усвоения компонента оперативности принятия решения, которые по итогам трех деловых игр на тренажере приведены в табл. 2. Средний показатель усвоения компонента оперативности выполнения деятельности по итогам третьей деловой игры составил 86%, что позволило оценить этот параметр как выраженный в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Таблица 2
Сводная таблица изменений средних показателей усвоения компонента оперативности
Средний показатель усвоения компонента, % по итогам первой деловой игры Средний показатель усвоения компонента, % по итогам второй деловой игры Средний показатель усвоения компонента, % по итогам третьей деловой игры
47,14 71,43 86,00
В целом деловые игры на тренажере, проводимые на судомеханиче-ском факультете университета с 2016 года, позволили повысить качество подготовки судомехаников по сравнению с традиционной моделью обучения - за четыре года обучения средний балл курсантов на интегрированном государственном экзамене вырос на 0,43 единицы и составил в 2019 году 4,53 балла.
В условиях глобализации работы морского специалиста возрастает важность его подготовки в соответствии с Конвенцией ПДНВ, в которой изложены международные стандарты к его квалификации, включающие высокий уровень развития профессиональной компетенции, в которую глубоко и адекватно интегрирована иноязычная компонента. Требования российских стандартов компетентности и Конвенции ПДНВ могут быть выполнены, если в ходе обучения будут реализованы профессиональные модули, включающие деловые игры на тренажере на основе интегративно контекстной педагогической модели, которая позволяет воссоздать в учебной деятельности технологические процессы, которые регулируются иноязычной речевой деятельностью студента.
Проектирование деловых игр на тренажере по циклу специальных и иноязычных дисциплин на базе моделей технологических процессов на морском транспорте предполагает разработку адекватного методического обеспечения посредством воссоздания предметного, социокультурного и психологического содержания профессиональной деятельности морского специалиста в технологиях освоения типовой задачи труда. Деловые игры на тренажере выступают в качестве системообразующего фактора междисциплинарной интеграции, поскольку отвечают требованиям стандартов нового поколения и Конвенции ПДНВ, и именно в деловой игре, воссоздающей предметное, социокультурное и ситуационно-психологическое подобие труда будущего специалиста, формируется его профессиональная компетенция, развивается готовность к деятельности в иноязычной среде, которая проявляется в его способности оперативно решать профессиональные задачи и разрешать проблемные ситуации в штатных и напряженных ситуациях средствами иностранного языка.
Библиографический список
1. Ann Britt Skjerve, Andreas Bye. Simulator-based Human Factors Studies Across 25 Years. The History of the Halden Man-Machine Laboratory. London: Springer-Verlag London Limited, 2011.
2. Burak Zincirl, Caglar Dere1, Cengiz Deniz1. Scenario Based Assessment Method for Engine Room Simulator Courses: The 13th International Conference on Engine Room Simulators, 20 - 21 September, Odessa: National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 165 - 171.
3. Vasilios D. Tsoukalas, Dimitrios A. Papachristos, Nikolaos K. Tsoumas and Elisabeth C. Mattheu. Marine Engineers' Training: Educational Assessment for an Engine Room Simulator. Athens, Athens Merchant Marine Academy, Technological Educational Institute of Piraeus. WMU Journal of Maritime Affairs. 2008; Vol. 7, № 2: 429 - 448.
4. Stefan Kluj. The Environmental Awareness in the Engine Room Simulator Training: The 13th International Conference on Engine Room Simulators. - Odessa, September, 20 - 21, National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 35 - 38.
5 Баляева С.А., Хвингия Т. Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; Выпуск 2 (238): 15 - 21.
6 Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. Москва: МПГУ 2017: 195.
7 Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстный подход к подготовке инженера-судоводителя в компетентностной образовательной парадигме. Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография. Москва - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018: 308 - 325.
8 Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н., Филоненко В.А., Петьков В.А. Технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде как средство профессиональной подготовки морских специалистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2019; № 3 (169): 351 - 356.
References
1. Ann Britt Skjerve, Andreas Bye. Simulator-based Human Factors Studies Across 25 Years. The History of the Halden Man-Machine Laboratory. London: Springer-Verlag London Limited, 2011.
2. Burak Zincirl, Caglar Dere1, Cengiz Deniz1. Scenario Based Assessment Method for Engine Room Simulator Courses: The 13th International Conference on Engine Room Simulators, 20 - 21 September, Odessa: National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 165 - 171.
3. Vasilios D. Tsoukalas, Dimitrios A. Papachristos, Nikolaos K. Tsoumas and Elisabeth C. Mattheu. Marine Engineers' Training: Educational Assessment for an Engine Room Simulator. Athens, Athens Merchant Marine Academy, Technological Educational Institute of Piraeus. WMU Journal of Maritime Affairs. 2008; Vol. 7, № 2: 429 - 448.
4. Stefan Kluj. The Environmental Awareness in the Engine Room Simulator Training: The 13th International Conference on Engine Room Simulators. - Odessa, September, 20 - 21, National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 35 - 38.
5 Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; Vypusk 2 (238): 15 - 21.
6 Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 2017: 195.
7 Tenischeva V.F. Integrativno-kontekstnyj podhod k podgotovke inzhenera-sudovoditelya v kompetentnostnoj obrazovatel'noj paradigme. Psihologiya ipedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva - Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2018: 308 - 325.
8 Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N., Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Tehnologiya mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya v inoyazychnoj srede kak sredstvo professional'noj podgotovki morskih specialistov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Sankt-Peterburg, 2019; № 3 (169): 351 - 356.
Статья поступила в редакцию 12.03.20
УДК 37.035.6
Tomilin AN, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
Tomilта S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov state Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
Heckert N.Ye., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION, SELF-IMPROVEMENT OF STUDENTS' PATRIOTIC QUALITIES. The most important task of modern educational institutions of higher education is not only the professional training of competent specialists, but also the education of each graduate as a real citizen, patriot of his country. The solution of this problem requires that the educational institution has its own concept of patriotic education, as well as a set of strategies for educational and patriotic activities, including the main strategies for the education of patriots. One of these strategies should be a strategy for the development of self-education, self-improvement of students' patriotic qualities. The article shows the relevance of the topic, introduction to the problem, analyzes the nature of the terms "self and "self-improvement", describes the main provisions of development strategy of self-education, self-improvement students of their patriotic qualities during training in high school.
Key words: activization, patriotism, patriotic education, patriotic qualities, development, self-education, self-improvement, strategy, students.
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САМОВОСПИТАНИЯ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ СВОИХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Важнейшей задачей современных учебных заведений высшего образования является не только профессиональная подготовка компетентных специалистов, но и воспитание каждого выпускника как настоящего гражданина, патриота Отечества. Решение данной задачи требует наличия в учебном заведении собственной концепции патриотического воспитания, а также комплекса стратегий воспитательно-патриотической деятельности, включающей основные стратегии по воспитанию патриотов. Одной из таких стратегий должна стать стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств. В статье показана актуальность рассматриваемой темы, введение в проблему, анализируется сущность терминов «самовоспитание» и «самосовершенствование», раскрываются основные положения стратегии развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств в период обучения в высшей школе.
Ключевые слова: активизация, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические качества, развитие, самовоспитание, самосовершенствование, стратегия, учащаяся молодежь.
Актуальность рассматриваемой темы определена следующими факторами: - сложностью современной военно-политической обстановки в мире, обусловленной нарастанием военной угрозы со стороны стран НАТО, чьи военные формирования (авиационные, ракетные, бронетанковые, мотострелковые) продолжают дислоцироваться и наращивают свою военную мощь вблизи границ России, на территории бывших социалистических стран и советских республик;
- внутренними проблемами и трудностями граждан в социально-экономической сфере, негативно сказывающиеся на настроения граждан, их политической активности;
- неуклонным ростом требований социума и работодателей к профессиональной компетентности выпускников вузов, их государственно-патриотической позиции;