Научная статья на тему 'Стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств'

Стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активизация / патриотизм / патриотическое воспитание / патриотические качества / развитие / самовоспитание / самосовершенствование / стратегия / учащаяся молодежь. / activization / patriotism / patriotic education / patriotic qualities / development / self-education / self-improvement / strategy / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Томилин, С Н. Томилина, Н Е. Хекерт

Важнейшей задачей современных учебных заведений высшего образования является не только профессиональная подготовка компетентных специалистов, но и воспитание каждого выпускника как настоящего гражданина, патриота Отечества. Решение данной задачи требует наличия в учебном заведении собственной концепции патриотического воспитания, а также комплекса стратегий воспитательно-патриотической деятельности, включающей основные стратегии по воспитанию патриотов. Одной из таких стратегий должна стать стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств. В статье показана актуальность рассматриваемой темы, введение в проблему, анализируется сущность терминов «самовоспитание» и «самосовершенствование», раскрываются основные положения стратегии развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств в период обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION, SELF-IMPROVEMENT OF STUDENTS’ PATRIOTIC QUALITIES

The most important task of modern educational institutions of higher education is not only the professional training of competent specialists, but also the education of each graduate as a real citizen, patriot of his country. The solution of this problem requires that the educational institution has its own concept of patriotic education, as well as a set of strategies for educational and patriotic activities, including the main strategies for the education of patriots. One of these strategies should be a strategy for the development of self-education, self-improvement of studentspatriotic qualities. The article shows the relevance of the topic, introduction to the problem, analyzes the nature of the terms “self” and “self-improvement”, describes the main provisions of development strategy of self-education, self-improvement students of their patriotic qualities during training in high school.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств»

Библиографический список

1. Ann Britt Skjerve, Andreas Bye. Simulator-based Human Factors Studies Across 25 Years. The History of the Halden Man-Machine Laboratory. London: Springer-Verlag London Limited, 2011.

2. Burak Zincirl, Caglar Derel, Cengiz Denizl. Scenario Based Assessment Method for Engine Room Simulator Courses: The 13th International Conference on Engine Room Simulators, 20 - 21 September, Odessa: National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 165 - 171.

3. Vasilios D. Tsoukalas, Dimitrios A. Papachristos, Nikolaos K. Tsoumas and Elisabeth C. Mattheu. Marine Engineers' Training: Educational Assessment for an Engine Room Simulator. Athens, Athens Merchant Marine Academy, Technological Educational Institute of Piraeus. WMU Journal of Maritime Affairs. 2008; Vol. 7, № 2: 429 - 448.

4. Stefan Kluj. The Environmental Awareness in the Engine Room Simulator Training: The 13th International Conference on Engine Room Simulators. - Odessa, September, 20 - 21, National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 35 - 38.

5 Баляева С.А., Хвингия Т. Г., Калинина С.А. Проблемы модернизации учебного процесса в морском университете. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; Выпуск 2 (238): 15 - 21.

6 Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. Москва: МПГУ 2017: 195.

7 Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстный подход к подготовке инженера-судоводителя в компетентностной образовательной парадигме. Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография. Москва - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018: 308 - 325.

8 Тенищева В.Ф., Кузнецова Ю.С., Цыганко Е.Н., Филоненко В.А., Петьков В.А. Технология междисциплинарного взаимодействия в иноязычной среде как средство профессиональной подготовки морских специалистов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2019; № 3 (169): 351 - 356.

References

1. Ann Britt Skjerve, Andreas Bye. Simulator-based Human Factors Studies Across 25 Years. The History of the Halden Man-Machine Laboratory. London: Springer-Verlag London Limited, 2011.

2. Burak Zincirl, Caglar Dere1, Cengiz Deniz1. Scenario Based Assessment Method for Engine Room Simulator Courses: The 13th International Conference on Engine Room Simulators, 20 - 21 September, Odessa: National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 165 - 171.

3. Vasilios D. Tsoukalas, Dimitrios A. Papachristos, Nikolaos K. Tsoumas and Elisabeth C. Mattheu. Marine Engineers' Training: Educational Assessment for an Engine Room Simulator. Athens, Athens Merchant Marine Academy, Technological Educational Institute of Piraeus. WMU Journal of Maritime Affairs. 2008; Vol. 7, № 2: 429 - 448.

4. Stefan Kluj. The Environmental Awareness in the Engine Room Simulator Training: The 13th International Conference on Engine Room Simulators. - Odessa, September, 20 - 21, National University "Odessa Maritime Academy", 2017: 35 - 38.

5 Balyaeva S.A., Hvingiya T.G., Kalinina S.A. Problemy modernizacii uchebnogo processa v morskom universitete. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; Vypusk 2 (238): 15 - 21.

6 Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 2017: 195.

7 Tenischeva V.F. Integrativno-kontekstnyj podhod k podgotovke inzhenera-sudovoditelya v kompetentnostnoj obrazovatel'noj paradigme. Psihologiya ipedagogika kontekstnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva - Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2018: 308 - 325.

8 Tenischeva V.F., Kuznecova Yu.S., Cyganko E.N., Filonenko V.A., Pet'kov V.A. Tehnologiya mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya v inoyazychnoj srede kak sredstvo professional'noj podgotovki morskih specialistov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Sankt-Peterburg, 2019; № 3 (169): 351 - 356.

Статья поступила в редакцию 12.03.20

УДК 37.035.6

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov state Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: www.aumsu.ru

Heckert N.Ye., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATION, SELF-IMPROVEMENT OF STUDENTS' PATRIOTIC QUALITIES. The most important task of modern educational institutions of higher education is not only the professional training of competent specialists, but also the education of each graduate as a real citizen, patriot of his country. The solution of this problem requires that the educational institution has its own concept of patriotic education, as well as a set of strategies for educational and patriotic activities, including the main strategies for the education of patriots. One of these strategies should be a strategy for the development of self-education, self-improvement of students' patriotic qualities. The article shows the relevance of the topic, introduction to the problem, analyzes the nature of the terms "self and "self-improvement", describes the main provisions of development strategy of self-education, self-improvement students of their patriotic qualities during training in high school.

Key words: activization, patriotism, patriotic education, patriotic qualities, development, self-education, self-improvement, strategy, students.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ САМОВОСПИТАНИЯ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ СВОИХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Важнейшей задачей современных учебных заведений высшего образования является не только профессиональная подготовка компетентных специалистов, но и воспитание каждого выпускника как настоящего гражданина, патриота Отечества. Решение данной задачи требует наличия в учебном заведении собственной концепции патриотического воспитания, а также комплекса стратегий воспитательно-патриотической деятельности, включающей основные стратегии по воспитанию патриотов. Одной из таких стратегий должна стать стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств. В статье показана актуальность рассматриваемой темы, введение в проблему, анализируется сущность терминов «самовоспитание» и «самосовершенствование», раскрываются основные положения стратегии развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств в период обучения в высшей школе.

Ключевые слова: активизация, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотические качества, развитие, самовоспитание, самосовершенствование, стратегия, учащаяся молодежь.

Актуальность рассматриваемой темы определена следующими факторами: - сложностью современной военно-политической обстановки в мире, обусловленной нарастанием военной угрозы со стороны стран НАТО, чьи военные формирования (авиационные, ракетные, бронетанковые, мотострелковые) продолжают дислоцироваться и наращивают свою военную мощь вблизи границ России, на территории бывших социалистических стран и советских республик;

- внутренними проблемами и трудностями граждан в социально-экономической сфере, негативно сказывающиеся на настроения граждан, их политической активности;

- неуклонным ростом требований социума и работодателей к профессиональной компетентности выпускников вузов, их государственно-патриотической позиции;

- необходимостью поиска новых форм и методов формирования патриотизма у учащейся молодежи, их вовлечения в воспитательно-патриотическую деятельность.

Опрос, проведенный среди курсантов второго курса ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, показал, что у 63% респондентов снизился интерес к политической жизни и политическим событиям в стране; 72% разочарованы ростом цен и снижением уровня благосостояния россиян; 76% считают, что сегодня патриотизм утрачивает свою значимость, и только финансовое и материальное богатство детерминирует успешность и благополучие личности. На этом фоне 97% курсантов полагают, что они будут устраиваться на работу, на судах, плавающих под иностранными флагами, на которых заработная плата в разы больше, чем в отечественных судовладельческих компаниях.

По мнению 99% курсантов, участвующих в опросе, мероприятия воспитательно-патриотической деятельности, проводимые в морском вузе, в совокупности с проводимыми занятиями, вполне достаточны для формирования патриотических качеств и патриотической позиции личности. Вместе с тем, всего 1,2% курсантов сообщили, что они систематически занимаются самовоспитанием, самосовершенствованием в сфере патриотизма.

Итоги опроса подтверждают необходимость усиления воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, поиска новых направлений, форм и методов работы.

Анализ научной литературы позволил установить, что процесс формирования каждого выпускника высшего учебного заведения как компетентного профессионала, интеллигента, гражданина и патриота Отечества наравне с целенаправленным воспитательно-патриотическим воздействием требует активного применения в процессе обучения возможностей самовоспитания. Ресурс этого феномена в практике патриотического воспитания курсантов морского вуза, как видим, используется крайне слабо.

Сущность и характерные особенности самовоспитания. В отечественной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из важнейших и непременных условий, как высший этап воспитания и становления личности.

История зарождения данного феномена уходит в далекое историческое прошлое. Оно было известно философам античной Греции, древнего Египта, Индии, Китая. Его возможности на Руси применяли князья и православные монахи.

Следы самовоспитания находим в педагогическом арсенале К.Д. Ушинско-го, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко и др.

Так, К.Д. Ушинский [1] еще в юности разработал для себя программу моральных правил и поведения. Она является своеобразным планом саморазвития, самовоспитания и предусматривала совершенствование личностных качеств, систему поведения и общения, меры сдерживания, ежедневный анализ проделанного.

Уникальную и оригинальную программу самовоспитания составил для себя в юности и Л.Н. Толстой [2], которая включала следующие компоненты: критика себя как личности и своих недостатков; обязательное выполнение всего того, что сам наметил; не подглядывать в книги, если что забыл, а стараться самому все вспомнить; постоянные тренировки и напряженная работа ума.

В трудах А.С. Макаренко [3] содержатся понятия: «перспектива ближайшая», «средняя перспектива» и «далекая перспектива», которые являлись основой для самовоспитания учащихся.

Что же следует понимать под термином «самовоспитание»?

Обращение к академическим словарям и энциклопедиям позволил составить табл. 1, содержащую дефиниции, раскрывающие сущность данного феномена.

Таблица 1

Дефиниции термина «самовоспитание»

Источник Дефиниция

Педагогический терминологический словарь [4] - сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных;

Психологический словарь [5] - выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными;

Толковый словарь С.И. Ожегова [6] - воспитание самого себя;

Философский словарь [7] - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Энциклопедия социологии [8] - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями.

Как видим из содержания табл. 1, термин «самовоспитание» является междисциплинарным (изучается философами, социологами, педагогами, психологами и др.), и в его трактовке содержится специфический подход каждой дисциплины. В то же время общим для всех наук является акцентирование внимания на биосоциальную сущность самовоспитания; стремление личности к самоулучшению путем личной настойчивой работы над собой, своими качествами и недостатками.

В советской и российской науке различные аспекты самовоспитания основательно исследовали А.Я. Арет, Н.И. Бражник, Е.В. Ежак, Т.Ф. Иванова, А.И. Игнатовский, И.С. Кон, А.И. Кочетов, А.П Ковалев, В.А. Лозовой, П.Н. Осипов, A.B. Прохоров, Л.И. Рувинский, Ю.А. Самарин, В.А. Сухомлинский, М.Н. Тух-ватуллин и др.

Рассмотрим основные подходы отечественных ученых к данному явлению. С этой целью выполнен контент-анализ научных трудов, итоги которого обобщены в табл. 2.

Таблица 2

Авторские определения термина «самовоспитание»

Автор Определение термина «самовоспитание»

Калюжный А.С. [9] - это сознательная, планомерная и управляемая личностью деятельность, направленная на формирование и развитие личностного потенциала, необходимого для достижения жизненно важных целей;

Осипов П.Н. [10] - сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами личности и общества;

Сластенин В.А. [11] - это систематическая сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности;

Ларионова И.А. [12] - это сознательная и системная работа над собой, направленная на развитие своей личности в соответствии со сложившимися идеалами, ценностями и убеждениями; - это всегда сознательная деятельность, т.е. самодеятельность человека, являющаяся средством самореализации и самоактуализации;

Совиньски А.Я. [13] - процесс самовоспитания - это автономно управляемый процесс, включающий ряд процедур, предпринимаемых индивидуумом по отношению к самому себе с учетом желаемого образца или идеала личности, благодаря которым в субъекте возбуждаются интеллектуальные, мотивационно-эмоциональные и волевые процессы и которые ведут к обогащению и развитию собственной личности;

Коджаспирова П.М. [14] - это ... сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, ... формирование навыков психической и физической саморегуляции;

Кочетов А.И. [15] - это осознанное, управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются заложенные им силы и способности.

Анализ дефиниций, содержащихся в табл. 1 и 2 позволяет заключить, что самовоспитание представляет собой осознанную, основательно продуманную и целенаправленную деятельность, направленную на совершенствование личностных качеств, гарантирующих человеку соответствие требованиям социума и государства, позволяющих ему успешно социализироваться и эффективно трудиться.

Самовоспитание - это специфический вид деятельность, применяемый для развития личности учащегося вуза, в том числе и его патриотических качеств.

Самовоспитание является: а) сложным динамическим процессом вследствие того, что намеченные стратегические цели и задачи их реализации, а также содержание изменяются в зависимости от ряда факторов и условий; б) процессом интериоризации внешних воздействий во внутренние регуляторы поведения и жизнедеятельности личности.

А.И. Кочетов [15] выделяет следующие положительные особенности самовоспитания: является важным средством духовного становления человека; органически сочетает личные и общественные интересы; присуще каждому поколению современных людей; предполагает целенаправленное формирование

положительных качеств и преодоление имеющихся недостатков; учит каждого человека контролировать себя, следить за своим поведением; ускоряет развитие психики: внимания, ума, наблюдательности, памяти, речи; закрепляет и углубляет результаты воспитания; способствует самоутверждению человека в жизни; служит в качестве фундамента успеха в любом деле; это надежный путь к признанию обществом.

Вышеизложенное позволяет вычленить характерные особенности самовоспитания:

- предполагает глубокую осознанность человеком этого феномена, применение которого способствует развитию и совершенствованию личности;

- предназначено для качественного улучшения личностных качеств человека;

- служит в роли значимой силы саморазвития личности;

- базируется на адекватной самооценке личности, соответствующей реальным способностям, характеру и темпераменту человека;

- требует осуществления глубоко критического анализа индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей личности;

- предусматривает активную деятельность самой личности, преобразующую действительность и саму личность;

- предоставляет возможность самостановления личности, качественной подготовки себя и своих качеств к будущей жизнедеятельности.

Главенствующими факторами самовоспитания, обеспечивающими его высокую эффективность, являются: общественная направленность, самоконтроль, самокритичность объективная самооценка, требовательность к себе [15].

Побудителями самовоспитания учащейся молодежи являются требования социума; требования преподавателе ; жизненные устремления; притязания личности на признани в группе или коллективе; критика сокурсников, преподават -лей, руководства вуза; пример передовиков; успехи в учебно-воспитательной и общественной деятельности коллег.

Основные положения стратегии развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств в период обучения в вузе.

Понимание значимости самовоспитания для воспит -тельно-патриотической деятельности обусловило примен -ние стратегиального подхода к данному феномену.

В педагогике под термином «стратегия» понимается «искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий, адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения ...» [16].

Педагогическая стратегия развития самовоспитания, самос вершенство-вания учащейся молодежью своих патриотических качеств в пери од обучения в вузе (далее самовоспитания) рассматривается нами как систематизированная деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава вуза, воспитателей и командиров рот, направленная на творческоеучустрвиреван ие и реализацию перспективной программы действий, включающей стратегические цели и задачи, педагогические ресурсы, алгоритм дейеияи° вконекный результат самоорганизации и саморазвития курсантами с ебукакпатчоеиов Отечества.

Исходным положением является осознание учащимосявучофеномена самовоспитания как непременного компонента развития личности, как скоцин фического психолого-педагогического механизма, существенно влияющего на эффективность процесса формирования гармонично разкояойлкрвосте нро-фессионала и патриота Отечества. Игнорирование самоволзетанля негавивмо к ущербно сказывается на полноценном воспитании современной личности.

Отличительными признаками педагогической стратпрриралимвспитлния являются:

- установление целей, выбор её главных направлений и способов деятельности;

- направленность на результативное достижение натлеекной целикур-шение педагогическими средствами поставленных задач;

- проектирование некоего «поля» активности, креатриеосуи.поИкмнненея учащихся вуза к творческому поиску эффективного способа органи заика и-овнс-са самовоспитания.

Основными компонентами педагогической стратегии являются: цель, задачи, принципы, направления, этапы, результат.

Главной целью самовоспитания, самосовершенствования учащорня мл лодежью своих патриотических качеств в период обучения в вузе ЯЕтяется создание условий, способствующих активизации личной деятелькеечокврсантено совершенствованию своих положительных патриотических куцестч, претенле-нию имеющихся отдельных отрицательных качеств и привычлк,усоояосебсовует укреплению патриотизма и патриотической позиции личности.

Для достижения главной цели самовоспитания целесообразно решение следующих стратегических задач:

- уточнение и определение своего патриотического идеала личности;

- мотивирование курсантов к целенаправленной работе над своими патриотическими качествами;

- совершенствование уровня аналитического и критического мышления, сознания и интеллекта в сфере патриотизма;

- углубление знаний, навыков и умений о патриотизме и патриотическом воспитании;

- претворение новых знаний о патриотизме в глубокие и твердые патриотические убеждения как базиса патриотического мировоззрения и направляющей силы патриотического поведения и деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- значительное улучшение повседневного поведения;

- укрепление воли и возвышение комплекса патриотических чувств;

- систематизации занятий по физической культуре и спорту (физзарядка, физпаузы, самостоятельные спортивные занятия, тренировки);

- подготовка профессорско-преподавательского состава к оказанию действенной помощи курсантам в организации и проведении самовоспитания.

Субъектом и организатором процесса самовоспитания выступает сам курсант.

Процесс самовоспитания базируется на следующей совокупности принципов: осознанности, деловитости, системности, непрерывности, настойчивости, опоры на субъектность курсанта, инициативности и активности, гармоничности, рационального использования времени.

Структура процесса самовоспитания показана на рис. 1.

Осознание потребности и желания усовершенствовать свои патриотические качества

JZL

САМОАНАЛИЗ

САМООЦЕНКА

Определение цели, программы и плана деятельности по развитию патриотических качеств

Деятельность, направленная на развитие патриотических качеств

Методы, приемы и средства деятельности по самовоспитанию, развитию патриотических качеств

Рис.1.Структурапроцессасамовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своихпатриотическихкачестввпериодобучения ввузе

Основными направлениями самовоспитания являются:

- фнpФИтояaнилрKeждeнняyнящитня о важности, потребности и значимости самовоспитания для развития патриотических качеств (содержит: при-учо^^^н^!антем г^^ни^^о^^я сущеутчоннеутиврмовисингауки, р^еос^у ига козичвивкcтр;фoкликситмвe жмооикя чааклемкcн кщборпBчкдкебмH к обоими патриотическими качествами);

- вaзъяcоeнчeтрaщобвя вуза кlетoдсбиcвеcобoвлpганрзц^ичемовов-пикания.вгоиффекпивнлглоpободeнку иоoдвeдтчнв ятвгор(првдycмомсмвaeв: ознакомление курсантов с теорией и практикой самовоспитания, передовым опытом разработки собственной программы и её реализации, методикой само-оевики, снмоковярод я);

- организация предметной помощи учащимся и регуляция процесса само-вбCбитanвчГУслepжиу:мдмеnpиявирнедиеидyвдьвпHс гчуаиoидйтлбoиы;чотe-гончческимпoмещь; пeдoroгпвмукою диaзнoутикв);

Стратегия самовоспитания реализуется в течение пяти этапов (табл. 3).

Пpдднсрртяльный этаи прсдycмвцривaвт ояр^^(^е^вмуо идеала учащегося вуза (включает: формулировку патриотического девиза; определение конечной цели патриотических стремлений и патриотической деятель-нoсти;ртлонднияукпи нсебыв вткев уктанондевие ирлдпoктcнкc плднкoтnncбкnH нвнpвбдeнчnеуи; ныблщeвисcнддзллтоoшeнник пдтpеослмиисмraе Отняесква; установление патриотических ценностей).

мо втором этапе (познавательном) организуется изучение своих патриоти-чeукиxкобecнв,монвoннcики нeм0рбaвр0иввaвирдтичeик0н вфере, патриотических интересов и увлечений, цели в жизни, учебе, отношения к Отечеству, патриотическим ценностям. Важнейшее требование - осуществление oбcаl<тnикo й тдмooцевки.

Третий этап - программный. На этом этапе определяется, какие патриотические качества необходиморазаивать у учащегося вуза. За основу дepптертреBевaинв в к^тнкм™к^р^л/1 квцевтвом роик^e; дeисетeЧ; пре-л^з^^^^бв^^íí;Ялстотеан и дуквс aто,пвзивc^^извв, квыоитeч внбPкутиопвcкoй pоцкl;ауeвжeшскыляpeбoвaнчу.Mвиyчвнoмno)вдпlмyисщимвр сезичбаты-вается персональная программа самовоспитания и развития патриотических качеств.

Таблица 3

Этапы самовоспитания учащейся молодежи по развитию патриотических качеств

Этап Содержание

Предварительный Определение цели и смысла своей жизни как патриота Отечества.

Познавательный Познание самого себя, своих патриотических качеств и недостатков.

Программный Разработка программы самовоспитания патриотических качеств.

Деятельностный Реализация программы самовоспитания, систематическое проведение тренировок и упражнений по вырабатыванию и развитию необходимых патриотических качеств.

Самоконтроля Ежедневная, еженедельная и ежемесячная оценка результатов работы над собой, поставка новых задач самовоспитания.

Четвертый этап - деятельностный, он посвящен реализации разработанной программы самовоспитания (содержит: систему самовоспитания - мероприятия, направленные на расширение знаний о патриотизме, патриотических качествах, патриотических ценностях; проведение комплекса тренировок и упражнений по вырабатыванию и развитию необходимых патриотических качеств). Кроме того, учащийся приучает себя к соблюдению установленного распорядка дня, обязательной реализации мероприятий программы, привитию элементов бережно отношения к рабочему времени, соблюдению правил поведения и дисциплины, обеспечению гигиены труда и отдыха. На данном этапе постепенно формируется личностный стиль деятельности по формированию себя как патриота Отечества, расширяется и обобщается когнитивный компонент патриотизма.

Библиографический список

Для пятого этапа, этапа самоконтроля, характерно систематическое проведение объективной оценки достигнутых результатов по саморазвитию и самосовершенствованию патриотических качеств. Охватывает: персональную оценку достигнутого; рациональную рефлексию; выделение положительных и отрицательных элементов; корректировку программы; постановку новых задач самовоспитания.

Успешность самовоспитания зависит от: а) понимания личностью её сущности и структуры; б) желания, заинтересованности и мотивации учащегося вуза в достижении высоких конечных результатов; в) комплекса индивидуальных особенностей личности и их проявления; г) способности учащегося вуза управлять своим поведением; д) умения проявлять свои волевые свойства (собранность, организованность, дисциплинированность, исполнительность, настойчивость, ответственность и др.).

Результатом самовоспитания и самосовершенствования являются развитые патриотические качества личности учащегося вуза к концу обучения в вузе.

Контроль процесса самовоспитания реализуется путем проведения постоянного мониторинга деятельности курсантов, оцениванием промежуточных и конечных результатов при помощи анкетирования, тестирования, интервью-гайд, индивидуальных бесед, изучения отчетной документации (дневников, планов, программ), собеседований.

Таким образом, предложенная стратегия обеспечивает достижение значимых результатов деятельность по самовоспитанию и саморазвитию патриотических качеств личности. Непременными требованиями стратегии являются:

1) присутствие интереса и желания учащихся заниматься самовоспитанием;

2) логическая продуманность, глубокий и всесторонний анализе каждым учащимся своих положительных качеств и имеющихся недостатков, определение, чего он хочет добиться в процессе самовоспитания и в какие сроки; 4) планирование, систематизация и целенаправленность работы.

Полный успех в самостоятельном развитии патриотических качеств гарантируется только при обеспечении единства воспитания и самовоспитания, соблюдения учащимися вуза требований и логики предложенной стратегии.

1. Яковенко Л.Н. Психология и этика деловых отношений: Сборник тестовых заданий по дисциплине. Курск: Издательство Курск. ГСХА, 2010.

2. Программа развития молодого Л.Н. Толстого. Available at: https://rpp.nashaucheba.ru/

3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1950.

4. Педагогический терминологический словарь. Available at: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/

5. Психологический словарь. Available at: https://vslovare.info/slovo/ filosofskiij-slovar/samovospitanie/268929

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 10 0000 слов, терминов и выражений. Москва: Мир и образование, 2015.

7. Философский словарь. Available at: https://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/samovospitanie/268929

8. Энциклопедия социологии. Available at: https://www.endic.ru/

9. Калюжный А.С. Самовоспитание в структуре личностно-ориентированного воспитания студентов отечественной высшей школы. Вестник НГГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012; № 3: 72 - 83.

10. Осипов П.Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования. Вестник Казанского технологического университета. 2013; № 16: 198 - 204.

11. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2002.

12. Ларионова И.А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста. Педагогическое образование в России. 2013; № 2: 14 - 17.

13. Совиньски А.Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие. Москва: Айрис-пресс, 2008.

15. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Высшая школа, 1985.

16. Янова М.Г Педагогические стратегии формирования организационной культуры будущего учителя. Available at: https://www.sworld.com.ua References

1. Yakovenko L.N. Psihologiya i 'etika delovyh otnoshenij: Sbornik testovyh zadanij po discipline. Kursk: Izdatel'stvo Kursk. GSHA, 2010.

2. Programma razvitiya molodogo L.N. Tolstogo. Available at: https://rpp.nashaucheba.ru/

3. Makarenko A.S. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1950.

4. Pedagogicheskij terminologicheskij slovar'. Available at: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/

5. Psihologicheskij slovar'. Available at: https://vslovare.info/slovo/ filosofskiij-slovar/samovospitanie/268929

6. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 10 0000slov, terminov i vyrazhenij. Moskva: Mir i obrazovanie, 2015.

7. Filosofskijslovar'. Available at: https://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/samovospitanie/268929

8. 'Enciklopediya sociologii. Available at: https://www.endic.ru/

9. Kalyuzhnyj A.S. Samovospitanie v strukture lichnostno-orientirovannogo vospitaniya studentov otechestvennoj vysshej shkoly. Vestnik NGGTU im. R.E. Alekseeva. 2012; № 3: 72 - 83.

10. Osipov P.N. Vospitanie i samovospitanie konkurentosposobnyh specialistov kak prioritet sovremennogo obrazovaniya. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; № 16: 198 - 204.

11. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2002.

12. Larionova I.A. Samoobrazovanie i samovospitanie kak sredstva formirovaniya sub'ektnosti specialista. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 2: 14 - 17.

13. Sovin'ski A.Ya. Samovospitanie kak integral'nyj kriterij 'effektivnogo vospitaniya starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

14. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika v shemah, tablicah i opornyh konspektah: uchebnoe posobie. Moskva: Ajris-press, 2008.

15. Kochetov A.I. Kakzanimat'sya samovospitaniem. Minsk: Vysshaya shkola, 1985.

16. Yanova M.G. Pedagogicheskie strategii formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Available at: https://www.sworld.com.ua

Статья поступила в редакцию 13.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.