Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задачи / курсанты морского вуза / результат / стратегия инновационного развития / патриотизм / патриотическое воспитание / принципы / система / функции / цель / tasks / naval cadets / result / innovation strategy / patriotism / patriotic upbringing / principles / system / features / goal

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Ю. Вовк, М.Б. Кусмарцев, С.Н. Томилина

Курс, принятый органами политического руководства российского государства, направленный на возвращение былого величия Отечества и превращение нашей миролюбивой страны в одно из государств-лидеров на мировой арене, занятие ею доминирующей позиции в мире по ведущим экономическим и социальным показателям, требует соответствия нашей экономики требованиям ХХI века, наращивания не только темпов экономического развития, но и существенного увеличения человеческого потенциала. По мнению авторов, в современных условиях необходимо конструктивно активизировать патриотическое воспитание россиян, что позволит привить молодому поколению интерес и готовность конструктивно включиться в процесс преобразования современной России, сделать её обороноспособной, процветающей и экономически мощной. Настоящая статья раскрывает основные положения стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания курсантов морского вуза, предназначенной для активизации и совершенствования процесса воспитания учащихся морской образовательной организации как патриотов-государственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROVISIONS OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY

The new attempts of the political course to make Russian Federation return to its former greatness, peace-loving state-leadership, its dominant position in the world in all respects require compliance with our economy requirements of the 21st century, increasing not only the pace of economic development, but also a significant increase in human potential. According to the authors, in today’s conditions it is necessary to constructively activate the patriotic education of Russians, which will instill in the younger generation interest and willingness to engage constructively in the process of transformation of modern Russia, to make it defensive, prosperous and economically powerful. The authors of the article reveal the main provisions of the strategy of innovative development of the system of patriotic education of cadets of the sea university, designed to activate and improve the process of teaching students of the marine educational organization as patriotic statesmen.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА»

5. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogoobespecheniya poliprofil'nojpodgotovkimenedzherovdlya morskogo torgovogo flota: monografiya. Novorossijsk: MGA imeni admírala F.F. Ushakova, 2011.

6. Rajhlina E.L. Rol' vospitatel'no-obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v razvitii patrioticheskogo samosoznaniya studentov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 2. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24322

7. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Konceptual'nye osnovy i mehanizmy realizacii innovacionnogo razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; № 4: 21 - 39.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 37.035.6

Vovk M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Branch of Admiral F.F. Ushakov State Maritime University in Sevastopol, E-mail: look311atme@gmail.com

Kusmartsev M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Military University, Moscow, E-mail: kirill-2001@rambler.ru

Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University, Novorossiysk,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

THE MAIN PROVISIONS OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY. The new attempts of the political course to make Russian Federation return to its former greatness, peace-loving state-leadership, its dominant position in the world in all respects require compliance with our economy requirements of the 21st century, increasing not only the pace of economic development, but also a significant increase in human potential. According to the authors, in today's conditions it is necessary to constructively activate the patriotic education of Russians, which will instill in the younger generation interest and willingness to engage constructively in the process of transformation of modern Russia, to make it defensive, prosperous and economically powerful. The authors of the article reveal the main provisions of the strategy of innovative development of the system of patriotic education of cadets of the sea university, designed to activate and improve the process of teaching students of the marine educational organization as patriotic statesmen.

Key words: tasks, naval cadets, result, innovation strategy, patriotism, patriotic upbringing, principles, system, features, goal.

М.Ю. Вовк, канд. пед. наук, филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Севастополь,

E-mail: look311atme@gmail.com

М.Б. Кусмарцев, канд. пед. наук, доц., Военный университет, г. Москва, E-mail: kirill-2001@rambler.ru

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Курс, принятый органами политического руководства российского государства, направленный на возвращение былого величия Отечества и превращение нашей миролюбивой страны в одно из государств-лидеров на мировой арене, занятие ею доминирующей позиции в мире по ведущим экономическим и социальным показателям, требует соответствия нашей экономики требованиям XXI века, наращивания не только темпов экономического развития, но и существенного увеличения человеческого потенциала. По мнению авторов, в современных условиях необходимо конструктивно активизировать патриотическое воспитание россиян, что позволит привить молодому поколению интерес и готовность конструктивно включиться в процесс преобразования современной России, сделать её обороноспособной, процветающей и экономически мощной. Настоящая статья раскрывает основные положения стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания курсантов морского вуза, предназначенной для активизации и совершенствования процесса воспитания учащихся морской образовательной организации как патриотов-государственников.

Ключевые слова: задачи, курсанты морского вуза, результат, стратегия инновационного развития, патриотизм, патриотическое воспитание, принципы, система, функции, цель.

Сегодня, когда общественное сознание обращается к незыблемым основам существования любого социума - духовности, нравственности, патриотизму, целесообразно всемерно использовать рост политической активности россиян в направлении дальнейшего развития демократии и реконструкции отечественной экономики. Смысловым ориентиром настоящей статьи является анализ представлений о миссии и природе российского патриотизма в современном образовании (на примере морского вуза) как ведущей социальной деятельности, обеспечивающей возникновение и развитие такого основополагающего в современном обществе системного социального эффекта, каковым является российская гражданская идентичность, включающая патриотизм личности.

В современных условиях особое внимание следует уделять патриотическому воспитанию (ПВ) учащейся молодежи - будущему нашего государства.

Именно по этой причине организацию ПВ с курсантами морского вуза следует осуществить на основе стратегического подхода. Анализ существующей системы ПВ курсантов-моряков показал, что её необходимо усовершенствовать, обогатить стратегией инновационного развития.

Разрабатываемые основы стратегии инновационного развития системы патриотического воспитания (ИРСПВ) курсантов морского вуза призваны дать ответ на стоящие проблемы формирования курсантов-моряков как патриотов-государственников, отвечающих на вызовы и угрозы в сферах, обеспечивающих будущее России, определить цели и приоритеты взаимодействия институтов социализации в ПВ как базовом социальном институте государственной политики в сфере развития человеческого капитала будущих специалистов морской индустрии и защитников Отечества.

Нормативно-правовую базу стратегии ИРСПВ составили основные действующие документы, относящиеся к сфере патриотического воспитания граждан России [1 - 6]. Опора на данные документы позволила:

- обеспечить соответствие разрабатываемой стратегии ИРСПВ современным требованиям государства и руководства страны;

- уточнить ориентиры воспитательно-патриотической деятельности;

- конкретизировать цель и задачи разрабатываемой стратегии ИРСПВ;

- учитывать требования государства к воспитательно-патриотической работе;

- придерживаться сформулированных государством дефиниций «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;

- выделить воспитательно-патриотическую деятельность с учащейся молодежью в вузе в числе приоритетных;

- активизировать участия в ПВ курсантов руководства вуза и всего профессорско-преподавательского состава.

Основные положения стратегии ИРСПВ курсантов морского вуза. Стратегические ориентиры инновационного развития системы ПВ в морском вузе нацелены на становления будущих морских офицеров судов транспортного флота как патриотов-государственников, компетентных морских специалистов, настоящих защитников Отечества.

Методологической основой стратегии ИРСПВ стало понимание патриотизма как национальной идеи (В.В. Путин, 2012), позволяющей сплотить население страны, мобилизовать граждан на активное и творческое участие в политической жизни общества, внесение достойного вклада россиянами в решении колоссальных задач строительства демократического общества, воспитания подрастающего поколения.

Ныне патриотизм - это:

- единая для государства и социума мировоззренческая система, задающая вектор формирования самосознания граждан, наращивания темпов деятельности по укреплению и развитию России, обеспечению её безопасности и защите от агрессоров;

- фактор и базис социальной консолидации;

- уникальная позиция граждан, включающая любовь к малой и большой Родине, к своему государству, российскому многонациональному народу, отечественным традициям и культуре, проявляемая в законопослушном поведении и высокорезультативной деятельности на благо Отечества;

- тесная связь с историческим прошлым Отечества, гордость за славные победы и достигнутые успехи, за героические подвиги, совершенные предками во имя спасения матушки-России и «други своя»;

- гордость за происходящие демократические преобразования и грандиозность планов будущего, направленных на обеспечение лидерства России в мире и улучшение жизни россиян [7; 8].

Стратегические ориентиры стратегии ИРСПВ курсантов-моряков:

1) основываются на существующей в Российской Федерации нормативной и правовой базе патриотизма и ПВ;

2) разрабатываются с учетом накопленного опыта воспитательно-патриотической деятельности, целей и задач воспитания курсантов-моряков;

3) базируются на соответствующей концепции;

4) претворяются в жизнь путем использования перспективного и текущего планирования, действенной реализации намеченных воспитательно-патриотических мероприятий.

Разработка стратегии ИРСПВ курсантов морского вуза предусматривает:

- определение цели воспитания курсантов как патриотов-государственников;

- объединение имеющихся воспитательных ресурсов в вузе;

- конструирование разнообразных моделей систем, пространств, инновационных средств ПВ в вузе;

- учета социального и средового влияния на курсантов морского вуза [9];

- развертывание инновационной системы подготовки кадров ПВ в вузе.

Миссия стратегии ИРСПВ курсантов морского вуза - формирование каждого курсанта-моряка как патриота-государственника, профессионала морского дела, защитника демократической России и её интересов.

Общий смысл и стратегическая цель ПВ курсантов морского вуза - воспитание настоящего гражданина современной России, обладающего профессиональным и патриотическим потенциалом, способного к повседневной и морской профессиональной деятельности.

Ее достижение предусматривает решение комплекса задач:

- укрепление чувства любви к Родине и Отечеству;

- обогащение курсантов новыми знаниями в сфере патриотизма;

- разъяснение курсантам смысла патриотических ценностей;

- демонстрация курсантам самоотверженной и героической роли старших поколений по защите и сбережению России;

- формирование у курсантов гордости за Российскую Федерацию - наследницу славной истории, боевого пути, трудовых свершений предков и предыдущих поколений;

- активное вовлечение в патриотической и волонтерской деятельности;

- воспитание у курсантов готовности проявлять свою любовь к Отечеству своими высокими результатами в учебе, примерном поведении, готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и защите её интересов.

Приоритетными задачами стратегии ИРСПВ курсантов морского вуза являются:

- формирование российской гражданской идентичности личности;

- развитие у курсантов интереса к социальной среде и морской профессиональной деятельности;

- восстановление преемственности, технологии и принципов воспроизводства российского патриотизма;

- воспроизводство ценностей патриотизма, формирование установки у курсантов на потребность в ценностях патриотизма.

Стратегия ИРСПВ основывается на следующих принципах и подходах:

- системно-организационном (требует обеспечить согласованную деятельность всех компонентов: морского вуза, государственных, общественных, военно-спортивных организаций и религиозных конфессий по ПВ курсантов);

- деятельностном подходе (предусматривает вовлечение курсантов в разнообразные виды патриотической работы);

Библиографический список

- личностном подходе (призывает к обеспечению индивидуализации

ПВ);

- комплексном подходе (содержит всесторонний анализ и комплексность претворения в жизнь ключевых направлений ПВ);

- учете специфических условий при формировании патриотической позиции (включает совокупность условий: возрастных, гендерных, национальных, этнокультурных и иных);

- открытости экспертного сообщества (обеспечивает прозрачность и справедливость оценки достигнутых результатов ПВ курсантов);

- рефлексивности (позволяет каждому курсанту произвести самооценку своей деятельности и сформированной позиции с точки зрения патриотизма).

Основными направлениями совершенствования ПВ курсантов являются

[10]:

- привитие конкурентоспособности личности в современной действительности;

- развитие ценностного отношения к России и российскому народу;

- интеграция ценностного потенциала патриотизма в морское образование;

- вовлечение курсантов в созидательную и разнообразную деятельность патриотической направленности;

- участие курсантов в патриотических и благотворительных акциях, оказании помощи ветеранам, работе по благоустройству памятников и братских могил на территории городов Новороссийск и Севастополь.

На стратегию ИРСПВ курсантов морского вуза возложены следующие функции:

- интеллектуально-познавательная (предусматривает обогащение когнитивного компонента личности курсанта новыми знаниями в сфере патриотизма и ПВ);

- ценностно-смысловая (обеспечивает присвоение курсантами совокупности патриотических ценностей и уяснение истинных смыслов служения Отечеству);

- нормативно-ориентирующая (направлена на овладение требованиями документов, относящихся к патриотической сфере, передачу и овладение курсантами опыта старших поколений);

- эмоционально-волевая (отражает стремление курсантов к самовоспитанию и самосовершенствования своих личностно-патриотических качеств);

- деятельностно-коммуникативная (позволяет реализовать коммуникацию и взаимодействие курсантов с сокурсниками, соотечественниками, социумом, государством, их проявление как патриотов-государственников);

- рефлексивная (включает самоанализ своей патриотической позиции, поведения и патриотической деятельности);

- поведенческая (предполагает овладение курсантами нормами чести, верности, отечественной морали и эталонами патриотического поведения).

Стратегия ИРСПВ курсантов морского вуза предусматривает достижение результата - сформированность каждого выпускника морского вуза как патриота-государственника, компетентного и добросовестного специалиста морского транспорта, верного и надежного гражданина Отечества, готового и способного к защите интересов и суверенитета Российской Федерации от внешних врагов в мирное и военное время.

Предложенная стратегия ИРСПВ курсантов морского вуза нацелена на активизацию и совершенствование воспитательно-патриотической деятельности, ориентирована на формирование у учащейся молодежи патриотического мировоззрения, твердых государственно-патриотических убеждений, активности в воспитательно-патриотической деятельности, высокой результативности в учебе, поведении и будущей морской профессиональной деятельности.

Сформированный патриотизм курсанта-моряка проявляется в ощущении тесного единства с Россией, в понимании долга перед Отечеством, добросовестной учебе, овладении комплексом компетенций, необходимых для последующей деятельности, в служении государству и российскому народу, законопослушном поведении, дисциплинированности и исполнительности, осуществлении своей самореализации как гражданина, патриота и специалиста морской индустрии Российской Федерации.

1. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Указ Президента РФ от 20.10.2012 г Available at: https://base.garant ru/70244894/

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011, № 2227 - р. Available at: https://www.garant.ru/products/

4. О патриотическом воспитании. Модельный закон, принятый на сорок втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 42-6 от 16 апреля 2015 года). Available at: https://docviewer.yandex.ru/

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/181872140/

6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Государственная программа. Available at: http://static.government.ru/media/files/

7. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирла Ф.Ф. Ушакова, 2017.

8. Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание: проблемы инновационного развития: монография. Волгоград: ВолГМУ 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Томилин А.Н. О целесообразности применения социального и средового подходов при исследовании патриотизма курсантов морского ВУЗа. Наука. Общество. Личность: материалы I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017: 66 - 71.

10. Томилина С.Н. Концепция и стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2018.

References

1. O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya. Ukaz Prezidenta RF ot 20.10.2012 g. Available at: https://base.garant.ru/70244894/

2. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2030 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/

3. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011, № 2227 - r. Available at: https://www.garant.ru/products/

4. O patrioticheskom vospitanii. Model'nyj zakon, prinyatyj na sorok vtorom plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG (postanovlenie № 42-6 ot 16 aprelya 2015 goda). Available at: https://docviewer.yandex.ru/

5. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya RF do 2020 goda. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/181872140/

6. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Gosudarstvennaya programma. Available at: http://static.government.ru/media/files/

7. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirla F.F. Ushakova, 2017.

8. Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie: problemy innovacionnogo razvitiya: monografiya. Volgograd: VolGMU, 2013.

9. Tomilin A.N. O celesoobraznosti primeneniya social'nogo i sredovogo podhodov pri issledovanii patriotizma kursantov morskogo VUZa. Nauka. Obschestvo. Lichnost': materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 66 - 71.

10. Tomilina S.N. Koncepciya i strategiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2018.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 378

Ghasemi Somayyeh, postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), E-mail: somayeh.ghasemi30@yahoo.com

HOW DO IRANIAN BUSINESSMEN LEARN RUSSIAN LANGUAGE? The article examines features of teaching the Russian language in the field of business, the prospects for studying the Russian language in Iran. Particular attention within the framework of the article is paid to an analysis of the already existing Iranian textbooks for the study of Russian as a foreign language, in order to highlight their advantages and disadvantages, to identify possible areas of development and growth that could be taken into account by Iranian linguists and methodologists in the future. The article analyzes some of the socio-cultural differences between Iranian and Russian speech traditions characteristic of business communication, oral and written. Particular attention is paid to "Taarof system for the expression of etiquette, both in written and oral speech, adopted by the Iranians. The presented article allows drawing conclusions about the need to revise the traditional methods of teaching business Russian for Iranian students.

Key words: speech practice, teaching RFL, business communication, business correspondence, intercultural interaction, nationally oriented teaching methods, communicative approach, businesses letters.

Гасеми Сомаййех, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», г. Москва,

E-mail: somayeh.ghasemi30@yahoo.com

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ИРАНСКИМИ БИЗНЕСМЕНАМИ

В статье рассматриваются особенности преподавания русского языка в сфере бизнеса и деловой сферы, перспективы изучения русского языка в Иране. Особое внимание в рамках статьи уделяется беглому анализу уже существующих иранских учебных пособий по изучению русского языка как иностранного с целью выделить их преимущества и недостатки, определить возможные области развития и роста, которые в будущем могли бы быть учтены иранскими лингвистами и методистами. В статье произведён анализ некоторых социокультурных различий между иранскими и русскими речевыми традициями, характерными для делового общения, устного и письменного. Особое внимание уделяется системе «Таароф» для выражения этикета как в письменной, так и устной речи, принятой у иранцев. Представленная статья позволяет сделать выводы о потребности в пересмотре традиционных методик преподавания делового русского языка для иранских учащихся.

Ключевые слова: практика речи, преподавание РКИ, деловое общение, деловая переписка, межкультурное взаимодействие, национально ориентированная методика, коммуникативный подход, деловые письма.

Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться многим странам в связи с развернувшейся эпидемией, экономическим кризисом и общим напряжением в дипломатических отношениях, межнациональные коммуникации, особенно в области торговли, продолжают осуществляться.

Деловое общение является неотъемлемой частью дипломатических отношений, гарантом их правомерности, а поэтому овладение иранскими бизнесменами русским языком делового общения с помощью коммуникативно-де-ятельностного подхода обеспечивает более глубокое овладение различными тонкостями современных торгово-экономических отношений, в которых именно знание типичных реакций на речевые ситуации помогает ориентироваться молодым специалистам. В связи с тем, что языковые реалии, в том числе в области бизнеса и торговли, постоянно трансформируются, перед иранскими русистами сегодня стоит непростая задача. Её специфика заключается не только в формировании определённых компетенций у молодых специалистов, но в первую очередь в формулировании этих компетенций и впоследствии в выборе средств и путей их реализации, внедрения в учебный процесс. Тщательный анализ позволяет заключить, что деловое общение на русском требует высокого уровня владения языком, многие учебные пособия в соответствующей области рассчитаны на уровень не ниже А2. Далее интересно проследить конкретные способы изучения русского языка, которые используют иранские бизнесмены на сегодняшний день.

Всё начинается с учебного пособия, выбор которого в большинстве случаев обусловлен личными предпочтениями преподавателя. Многие учителя делают выбор в пользу авторских пособий на персидском языке, что вполне объяснимо:

материал в них подан в более доступной форме, поскольку сформулирован и включён в контекст, естественный и привычный для учащегося. Основное внимание в учебниках, изданных в Иране, как правило, отводится обучению грамматике, формированию языковой компетенции. В связи с увеличением количества изучающих русский язык в иранских вузах преподавателями и специалистами уже создано довольно большое количество разнообразных учебников по грамматике, лексике, фонетике, фразеологии русского языка и русской литературе. Например, ДЖ. Бабазадех «Русская фразеология в иранской аудитории», С.Х. Захраи, М.Ю. Сидорова «Русский падеж, правила и употребление», А. Валипур «Фонетика русского языка», Н. Калаши, М.Р. Мохаммади «Введение в историю и культуру России с древнейших времен до второй половины XIX века», Дж. Карими-Мотахар «Введение в литературу России» и многие другие.

Несмотря на большое количество учебной литературы, найти среди иранских пособий такое, которое охватывало бы в рамках курса тонкости именно делового общения, оказалось непросто. Среди представленных наименований только один учебник можно назвать соответствующим деловой специфике, это пособие Яхьяпура М. «Правила оформления официальной и частной переписки в русском языке», вышедшее в издательстве «Тегеранский университет». Написано оно на персидском языке, особое внимание уделяется ведению деловой переписки и традициям написания деловых писем в России, приводятся классификации, дополненные объяснениями неочевидных для иранского учащегося культурных тонкостей, рассматриваются общепринятые паттерны и клише, которые можно часто встретить в деловых письмах на русском языке [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.