Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание курсантов в военном вузе Росгвардии'

Патриотическое воспитание курсантов в военном вузе Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / КУРСАНТ РОСГВАРДИИ / STUDENT OF REGARDIE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанов Э. Х.

В статье рассматриваются специфика патриотического воспитания курсантов Росгвардии в процессе профессиональной подготовки в военном институте. Приводится анализ многоаспектности понятия «патриотизм» в военной среде. Раскрыты области военно-патриотического воспитания личности будущего офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE MILITARY COLLEGE OF REGARDIE

The article deals with the specificity of Patriotic education of cadets of Regardie in the process of professional training at the military Institute. The analysis of the complexity of the concept "patriotism" in the military environment. Describes the field of military-Patriotic education of personality of future officer.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание курсантов в военном вузе Росгвардии»

34

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #6 (39), 2017\ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕаАГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ

УДК 378.1_

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ _РОСГВАРДИИ_

Карсанов Э.Х.

кандидат педагогических наук, начальник факультета, Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии

Россия, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются специфика патриотического воспитания курсантов Росгвардии в процессе профессиональной подготовки в военном институте. Приводится анализ многоаспектности понятия «патриотизм» в военной среде. Раскрыты области военно-патриотического воспитания личности будущего офицера.

Ключевые слова: патриотизм, воспитательная работа, курсант Росгвардии, профессиональная подготовка.

PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE MILITARY COLLEGE OF REGARDIE

Karsanov E. Kh.,

candidate ofpedagogical Sciences, head of Department, St. Petersburg Institute of national guard troops Russia, Saint-Petersburg

ABSTRACT:

The article deals with the specificity of Patriotic education of cadets of Regardie in the process of professional training at the military Institute. The analysis of the complexity of the concept "patriotism" in the military environment. Describes the field of military-Patriotic education of personality of future officer.

Key words: patriotism, educational work, student of Regardie, training.

Патриотическое воспитание курсантов военного вуза является важной составляющей современного образования. Быть патриотом - естественная потребность людей, реализация которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. Деятельность такого социального института как высшая школа - важная составляющая процесса становления личности, которая обеспечивает подготовку военного специалиста, обладающего самостоятельностью, ответственностью, мужеством, социальной активностью, готового к защите не только собственных, но и государственных интересов. Новое офицерское поколение ответственно за будущее своей Родины, за охранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От его позиции в общественно-политической жизни, социальной активности зависят демократическое и социально-экономическое будущее страны.

В современных условиях особый характер приобретает воспитательная работа, направленная на формирование патриотизма во внеаудиторное время, который даст новый импульс духовному оздоровлению курсантов, выступит проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных отношений, сохранения национальных ценностей.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Патриотическое воспитание курсантов вузов Росгвардии является важной составляющей современного образования будущего офицерского корпуса. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

Изучение и анализ исследований по проблеме патриотического воспитания показали, что чаще они носят методический характер, и выполнены в условиях общеобразовательной школы. Одним из острых вопросов в современном обществе является вопрос патриотического воспитания современного курсанта. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Сегодня государство нуждается в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной на деле участвовать в создании нового общества. В содержание патриотического воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6(39), 2017 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

среде в процессе целенаправленного патриотического воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как патриота потребность в благе общества, государства, в котором он существует.

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания.

Рассмотрим многоаспектность понятие «патриотизм». Педагогический словарь предлагает следующее определение «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение». Краткий политический словарь определяет патриотизм как чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов. Российская педагогическая энциклопедия -«социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям».

Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено, с одной стороны, различными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и многогранностью самого понятия. Рассматривая проблему повышения культуры патриотизма, А.В. Кузнецова отмечает: с одной стороны, факторы социальной дезорганизации (социальная поляризация, конфликт ценностей, снижение уровня и качества жизни и другие) определяют иллюзорность консолидации российского общества, с другой — в настоящее время можно говорить о существовании «...ментальных предпосылок к формированию "новой об-

35

щественной субъективности", о зарождении. тенденции к новому гражданскому объединению общества.» [2].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. Понятие «патриотизм» характеризует национальное единение, идентификацию с прошлым, настоящим, будущим своей страны, ответственность за ее судьбу, ее защиту. С социологической точки зрения патриотизм определяется как «.любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [3, с. 164].

Воспитание патриотизма требует организации системы многопланового курсантского коллектива, системы. Патриотическое воспитание понимается нами как, гражданский долг, ставший нравственным принципом, осознанной готовностью, решимостью действовать во имя интересов общества, личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности. В военно-патриотическом воспитании личности офицера можно выделить три сферы:

1. Эмоционально-волевая сфера, в которую входят такие качества как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни и др.

2. Познавательная сфера, в которую входят профессиональные знания сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, юридических прав и нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д.

3. Мотивационная сфера, в которую входят служебные отношения к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству.

Исходя из анализа современных исследований видно, что патриотическое воспитание курсантов вуза Росгвардии представляет собой многоуровневую педагогическую теоретическую модель социального заказа, обращенного государством и обществом к образованию, компонентную структуру и нормы деятельности по формированию воспитательной и образовательной среды, процесса обучения, структуры личности преподавателя и курсанта: патриотического мировоззрения, патриотических чувств, патриотических настроений и патриотического поведения. Это взаимодействие в социально значимой деятельности всех субъектов образовательного процесса военного вуза, включая социальных партнёров, направленное на гражданскую самореализацию курсанта в определенных национально-государственных условиях.

Список литературы:

1. Кузнецова А. В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества : дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 247 с.

2. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Нац. обществ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2003. 863 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.