СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ: У\і9) МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
В. В. МАТАЕВ (Волгоград)
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
Определены сущностные характеристики ценностного отношения к культурному наследию в логике целостного анализа научного понимания основных дефиниций исследования: «культурное наследие», «ценностное отношение», «структура ценностного отношения».
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края - одна из важных и актуальных задач современного образования. Эта актуальность подтверждается постановлением правительства Санкт-Петербурга от 1 ноября 2005 г. № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия». Данный документ, выделяя основные приоритеты, критерии и направления культурного наследия в эпоху глобализации, определяет культурное наследие как ценность в подлинности - духовный, культурный, экономический и социальный капитал ценности [7].
Кроме того, проблема культурного наследия рассматривается учеными-исследо-вателями в рамках философии и культурологии. Для нас значимо исследование
Э.А. Баллера, трактующего культурное наследие как совокупность культурных ценностей [1].
В то же время в педагогической науке данной проблеме уделяется поверхностное внимание. Полагаем, что формирование ценностного отношения к культурному наследию родного края оптимально осуществлять на материале гуманитарных дисциплин [9].
Ценностное содержание культурного наследия будем определять по следующим показателям:
• в основе культурного наследия находится совокупность признаваемых обществом культурных ценностей;
• культурное наследие само по себе обладает большой значимостью для жизнедеятельности. Именно через него общест-
во имеет возможность воспринимать опыт, традиции и обычаи предшественников, творчески осваивать их, передавать последующим поколениям;
• культурное наследие не только свидетельство прошлого, но и действенный фактор современности, не теряющий значения и в будущем.
Присвоение ценности культурного наследия предполагает формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию родного края.
С развитием ценностного отношения связывается становление личности, система ценностных отношений определяет ее своеобразие, являясь смысловым полем для духовно-практической деятельности. В целом ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Однако отношение значимости является более широким понятием. В ценностном отношении отражается ценность как феномен, как значение в широком смысле этого слова [2].
Представители теоретико-методологи-ческих подходов (универсальный, социологический, утилитарный и антропологический) к изучению ценностных отношений утверждают, что они являются одной из форм освоения действительности человеком. Развитие ценностного отношения тесно связано со становлением личности, формированием ее мировоззрения.
В структуре личности ценностное отношение к культурному наследию выполняет следующие функции:
1) Информационную, реализующуюся в фиксации информации о ценности «культурного наследия».
2) Функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о ценности «культурного наследия».
3) Смысловую, определяющую поиск, осознание и принятие личностного смысла ценности «культурного наследия».
Данные функции ценностного отношения к культурному наследию следует рассматривать как одну из ступеней в позна-
© Матаев В.В., 2008
нии этого личностного образования. Наряду с определенной автономией функции исследуемого отношения предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Роль каждой из функций ценностного отношения к культурному наследию неоднозначна; степень проявления их в конкретном случае зависит от степени сформированное™ знаний о культурном наследии как ценности, на основе которых происходит формирование данного личностного образования; от условий, влияющих на его формирование.
Наряду с функциями сущность ценностного отношения к культурному наследию раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой, является непременным условием ее существования; в результате функции ценностного отношения к культурному наследию служат «отражением», «слепком» ее структуры.
В структуре ценностного отношения к культурному наследию выделяем компоненты: когнитивно-оценочный; эмоционально-смысловой; мотивационно-деятельностный.
Когнитивно-оценочный компонент. Ког-нитивность - важная психологическая характеристика, отвечающая за стратегии взаимодействия с информацией и ценностные представления, связанные с радостью самостоятельного мышления и открытия, поступка и творчества. Поэтому одной из задач опытного педагога является пробуждение определенных интересов у учащегося и активизирование его когнитивного взаимодействия с информацией, для чего необходимо обсуждение возникающих проблем, сопереживание радости успеха и достижений в процессе обучения. При развитии когнитивных способностей важна не передача знаний и полезных умений, а развитие духовных способностей старшеклассника, пробуждение в нем готовности вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях в процессе социализации. В качестве когнитивных способностей выступает правильное понимание и точное восприятие того, что имеют в виду другие люди, а также убедительное и однозначное сообщение окружающим своей точки зрения.
Содержание когнитивно-оценочного компонента подразумевает фиксацию в
сознании старшеклассников результата овладения знанием о культурном наследии как ценности и его оценку.
Знания о культурном наследии как ценности могут быть представлены: 1) на уровне представлений (ценность - не ценность); 2) на уровне понятий; 3) на уровне идей [9]. Структура знаний о культурном наследии как ценности может быть представлена и как знание:
1) о ценностях;
2) о составляющих ценности «культурное наследие»;
3) о роли культурного наследия родного края в обществе.
Знания о ценностях являются вводными, базируются на категории «ценности» и освещают роль ценностей в жизни общества.
Содержание ценности «культурное наследие» раскрывается в соответствующих им идеях единства традиций и новаций и межкультурной толерантности.
В данной связи процесс формирования ценностного отношения к культурному наследию с учетом идеи межкультурной толерантности будет основан на:
- принятии старшеклассниками явлений культуры, быта, уклада, унаследованных, воспринятых от прежних поколений;
-использовании и критическом освоении старшеклассниками культурных ценностей других эпох и включении их в пространство современной культуры;
- отражении в сознании старшеклассников законов объективного мира и общественной практики, полученном в результате их активного практического познания.
Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию на основе идеи межкультурной толерантности будет выстраиваться с учетом неодинаковости отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям. К таким критериям относятся [6]:
• этнический (национальный) признак -предполагает рассмотрение этноса как исторически сложившейся на определенной территории устойчивой совокупности людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании;
• религиозные убеждения как признак предполагают прежде всего терпимость в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений, и уважение к иной вере;
• политические взгляды человека или группы людей, позиция власти; научные воззрения. Данный признак основывается на выработке готовности тех или иных политических сил допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти, политическая толерантность проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции в конституционных рамках, толкуемых с максимальной широтой;
• социальное положение человека и/или группы (социальный статус, материальный достаток, принадлежность к той или иной субкультуре). Суть данного признака сводится к восприятию отдельной личностью разности материального положения, социального статуса, принадлежности к той или иной субкультуре человека или группы людей;
• культурная (цивилизационная) разность человеческих сообществ выстраивается в соответствии с осознанием того, «что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в качестве табу) и т.п.
Идея единства традиций и новаций -важнейшее условие сохранения человеческой цивилизации, непреходящая универсальная ценность [9]. Она включает в себя социальный опыт и знания, формы сознания, особенности мотивационно-ценностно-го отношения к миру, которые сохраняются в сознании и деятельности людей и транслируются из поколения в поколение, развиваются и корректируются в соответствии с изменяющейся социальной обстановкой, получают новые трактовки, адекватные ей.
Принятие школьником данных идей как ценности культурного наследия предполагает раскрытие объективных внутренних связей предмета познавательной деятельности и их оценку с позиций значимости. В данной связи у старшеклассника возникает положительное отношение к познавательной деятельности на неосознанном уровне. Эта функция реализуется благодаря «ситуации успеха» в процессе по-
знавательной деятельности при непосредственном эмоциональном переживании.
Эмоционально-смысловой компонент
ценностного отношения к культурному наследию связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о культурном наследии как ценности. Идеи и суждения становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам. Эмоции связаны с активностью сознания и потребностями человека [5]. Они представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [8]. Пережить -это значит не просто испытать, а испытать особо, как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных форм исключительно полюсу знания и объекта [3]. Сами переживания не определяют поведения личности, они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. В познании ценности «культурные традиции» эмоции играют роль «опорной базы» [4].
Эмоциональные переживания, связанные с ценностью капитала «культурного наследия», представляют собой «специфические ощущения приятного и неприятного» [2], обусловленные различными аспектами социокультурной реальности, отражающей проявления ценности «культуры». Эмоционально-смысловое отношение к ценности «культурное наследие», рассматриваемое в данном контексте, связано с эмоциональной оценкой и глубоким восприятием смысловой сущности фактов, явлений действительности применительно к себе и социуму в различном временном пространстве (объекты эмоционально-смыслового отношения). При этом следует отметить, что эмоции способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ранее ситуациях [2].
Знание и оценка культурного наследия как историко-культурного феномена позволяют старшекласснику определить его
место как ценности среди остальных смыслов, установить его «ценностный статус».
Мотивационно-деятельностный компонент функционирует на основе потребност-но-мотивационной сферы личности. Содержание его слагается из двух взаимосвязанных аспектов: осознания общечеловеческой значимости ценности культурного наследия и проекции значимой ценности в объективную социальную действительность.
Мотивационно-деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Важный момент действия-его осознанность, т.к. осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.
В содержание мотивационно-деятельностного компонента входит осознание соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции оценки того, что культурное наследие является ценностью. На этой основе происходит: выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующую коррекцию через поиск новых способов решения проблемы; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности с учетом ценностного отношения к культурному наследию.
Вышеобозначенная деятельность базируется на реализации когнитивной активности у старшеклассников в рамках учеб-но-воспитательной работы учреждений дополнительного образования по следующим направлениям: экспедиционные занятия; лабораторная, практическая деятельность, работа с материальными памятниками старины; углубленное изучение истории Отечества, истории родного края.
Таким образом, ценностное отношение к культурному наследию определяется как интегративное личностное образование, включающее знание о ценности, компонентах ценности «культурное наследие»; знание о роли культурного наследия в обществе; осознание его как личностной ценности. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию будет способствовать конструктивным, а не разрушительным действиям в преобразовании окружающей действительности, уважению и осознанному сохранению культурного наследия родного края.
Литература
1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. М., 1969.
2. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983.
3. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
4. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. М.: Полит, лит., 1974.
5. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996.
6. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Крутова. Волгоград, 2002.
7. О Петербургской стратегии сохранения
культурного наследия: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 нояб. 2005 г. № 1681 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. gov. spb. га / gov/admin/ otrasl /
c_govcontrol/proekt.
8. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, И.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
9. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография/ Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001.
И.Н. СОЛДАТОВА (Волгоград)
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У СТУДЕНТОВ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОБЛЕМЫ
На основе ведущих положений гуманитарной педагогической парадигмы раскрываются содержательные характеристики чувства прекрасного, показано единство этической и эстетической сторон в воспитании чувства прекрасного у студентов, характеризуются возникающие в этой связи проблемы.
В современном обществе нарастает потребность не просто в высококвалифицированных специалистах, но в людях, ориентированных на ценности будущей про-
© Солдатова И.Н., 2008