место как ценности среди остальных смыслов, установить его «ценностный статус».
Мотивационно-деятельностный компонент функционирует на основе потребност-но-мотивационной сферы личности. Содержание его слагается из двух взаимосвязанных аспектов: осознания общечеловеческой значимости ценности культурного наследия и проекции значимой ценности в объективную социальную действительность.
Мотивационно-деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Важный момент действия-его осознанность, т.к. осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.
В содержание мотивационно-деятельностного компонента входит осознание соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции оценки того, что культурное наследие является ценностью. На этой основе происходит: выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующую коррекцию через поиск новых способов решения проблемы; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности с учетом ценностного отношения к культурному наследию.
Вышеобозначенная деятельность базируется на реализации когнитивной активности у старшеклассников в рамках учеб-но-воспитательной работы учреждений дополнительного образования по следующим направлениям: экспедиционные занятия; лабораторная, практическая деятельность, работа с материальными памятниками старины; углубленное изучение истории Отечества, истории родного края.
Таким образом, ценностное отношение к культурному наследию определяется как интегративное личностное образование, включающее знание о ценности, компонентах ценности «культурное наследие»; знание о роли культурного наследия в обществе; осознание его как личностной ценности. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурному наследию будет способствовать конструктивным, а не разрушительным действиям в преобразовании окружающей действительности, уважению и осознанному сохранению культурного наследия родного края.
Литература
1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. М., 1969.
2. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983.
3. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
4. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. М.: Полит, лит., 1974.
5. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996.
6. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Крутова. Волгоград, 2002.
7. О Петербургской стратегии сохранения
культурного наследия: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 нояб. 2005 г. № 1681 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. gov. spb. га / gov/admin/ otrasl /
c_govcontrol/proekt.
8. Психология: словарь / под общ. ред.
A.B. Петровского, И.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
9. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография/ Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001.
И.Н. СОЛДАТОВА (Волгоград)
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У СТУДЕНТОВ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОБЛЕМЫ
На основе ведущих положений гуманитарной педагогической парадигмы раскрываются содержательные характеристики чувства прекрасного, показано единство этической и эстетической сторон в воспитании чувства прекрасного у студентов, характеризуются возникающие в этой связи проблемы.
В современном обществе нарастает потребность не просто в высококвалифицированных специалистах, но в людях, ориентированных на ценности будущей про-
© Солдатова И.Н., 2008
фессии, осознающих свою высокую миссию как профессионала. Поэтому задачей вузов является воспитание человека с активной позицией в обществе, имеющего нравственные принципы и убеждения, осваивающего профессию в неразрывной связи с воспитанием чувства прекрасного. Если молодые люди считают выбранную профессию действительным призванием для себя, не рассматривают ее лишь как «доходное место», то приобретение специальности можно расценивать как постоянный путь самосовершенствования, будущую профессию - как систему ценностных отношений, в ходе которых студенческая молодежь ориентируется на поиск прекрасного в окружающем и в своем собственном духовном мире.
Многие ученые исследуют сегодня вопросы сущности прекрасного, поскольку еще не в полной мере выявлены и раскрыты содержание, структура, значимость феномена «чувство прекрасного», взаимосвязь его с понятиями, входящими в категориальный аппарат педагогики. Следует особо отметить, что чувство прекрасного и важнейшая категория педагогики-воспитание в своем единстве рассматриваются весьма ограниченно.
В рамках традиционной педагогической парадигмы (Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый) и гуманистической парадигмы (В.А. Сластенин,
В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская) воспитание чувства прекрасного рассматривается как составляющая эстетического воспитания. При этом акцент делается на воспитание средствами искусства. Такой подход, на наш взгляд, обедняет содержание этого понятия и существенно ограничивает круг педагогических средств, направленных на воспитание чувства прекрасного, а также не дает целостного понимания данного феномена. Проблема чувства прекрасного в различных сферах жизни, их совокупности (чувство прекрасного в природе, искусстве, в отношениях с другими людьми, в повседневной, обыденной жизни) требует более подробного рассмотрения.
Мы полагаем, что воспитание чувства прекрасного у студентов целесообразно рассматривать в контексте гуманитарной педагогической парадигмы (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Со-ловцова, Н.Е. Щуркова), позволяющей понимание человека рассматривать во всей его целостности, с позиций духовного аспекта его бытия связать чувство прекрасного с
другими аспектами, важнейшим из которых является нравственность. На наш взгляд, воспитание чувства прекрасного неразрывно связано с нравственным воспитанием на основе единства абсолютных ценностей «Добро» и «Красота».
Для нашего исследования важны следующие положения гуманитарной парадигмы:
• воспитание студентов посредством культуры предполагает воспитание во взаимосвязи с чувством прекрасного, выражающимся во всех сферах бытия воспитанника - во взаимоотношениях с другими, природой, искусством, в его повседневной жизни;
• приобщение студентов к духовным ценностям - Добро, Красота позволяет воспитать человека с тонким чувством прекрасного, оценивающего красоту человеческих отношений, умеющего понимать и оценивать прекрасное в искусстве, в природе, в повседневной жизни, обладающего потребностью к созиданию прекрасного в жизни;
• эмоциональный характер воспитания чувства прекрасного выражается в пробуждении у студентов проявлений богатой палитры чувств и переживаний при встрече их с прекрасным во всех сферах бытия;
• воспитание способности к диалогическому общению (взаимодействию) с другими, включающее развитие у студенческой молодежи эмпатии, рефлексии при встрече с Другим, в повседневной жизни, смысл жизни которого «зашифрован» в произведениях искусства, в природе как иных способах бытия.
В гуманитарной парадигме особенно значим эмоциональный характер воспитания, способствующий, по нашему мнению, воспитанию чувства прекрасного, т.к. проявление эмоций - неотъемлемая составляющая чувства прекрасного. Эмоции и чувства играют большую роль в отношениях между педагогом и воспитанником, в их непосредственном взаимодействии, общении, вследствие чего возникает рефлексия, «происходит самопонимание через эмпатию (сопереживание), понимание другого в процессе решения реальных задач профессиональной деятельности» [3: 28].
Особую значимость имеет эмоциональный резонанс, наблюдаемый в разнообразных сферах жизни. Здесь необходимо подчеркнуть, что некоторые исследователи (Э.П. Назаренко-Кривошеина, Ю.А. Фи-липьев) рассматривают чувство прекрасного как источник проявления у человека
лишь положительных эмоциональных переживаний. Однако, на наш взгляд, чувство прекрасного вызывает не только радость, счастье, восхищение, восторг, любовь, но и печаль, слезы, страдания, муки совести, отчаяние, которые приводят к обогащению внутреннего духовного мира воспитанников. В результате студенты получают новый духовный опыт, способствующий преодолению трудностей жизни, приобретению устойчивости, толерантности к негативным жизненным ситуациям, так называемой «духовной несгибаемости», о которой справедливо писал В.А. Сухо-млинский, что она ведет к самодостаточности и расширению возможностей для самовыражения. Думается, «духовная несгибаемость» является одним из важнейших признаков нравственности и нравственной воспитанности, которые неразрывно связаны с воспитанием чувства прекрасного.
Духовные ценности - Добро и Красота соотносятся с нравственностью, чувством прекрасного, ведь именно «из этих ценностей создается идеал, то нравственно-высшее, без чего не может быть ни полноценной жизни взрослых, ни подлинно культурного воспитания детей» [1: 237]. Учитывая вышеизложенное, целесообразно под «нравственной воспитанностью» вслед за Б.Т. Лихачевым в качестве критериев оценки воспитанности студентов принимать: «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом); «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания» [2: 34]. Мы основываемся на положении, что «красота» - эстетическая категория, выражающая сущность прекрасного, является одной из важнейших характеристик нравственной воспитанности, поэтому нравственное воспитание тесно связано с воспитанием эстетическим. Для того чтобы глубоко раскрыть сущность этой взаимосвязи, нам представляется особенно важным рассмотреть чувство прекрасного как систему отношений и ценностей Добро - Красота не только в искусстве, но и в природе, во взаимоотношениях между людьми, а также в повседневной жизни.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить студентов созидать прекрасное, воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, поэтому нам представляется важным раскрыть сущность прекрас-
ного в природе как одном из источников обогащения духовного мира воспитанника. Природа является одним из важнейших средств воспитания человека; воспринимая и переживая красоту природы, студент испытывает богатую палитру эмоциональных переживаний, т.к. природа обладает ярко выраженным эмоциональным зарядом, развивает и обостряет чувство прекрасного у воспитанника, пробуждает гуманность, подвигает его к творчеству прекрасного в жизни.
Анализируя роль искусства как проводника прекрасного в жизни студента, следует отметить, что воспитание средствами искусства оказывает влияние на формирование вкусов, взглядов, мировоззрения воспитанника. Приобщая студентов к литературе, музыке, изобразительному искусству, педагог совершенствует чувство прекрасного, прививая любовь к искусству, помогая понимать истинное искусство и вступать в воображаемый диалог с авторами и героями художественных произведений. Однако чувство прекрасного проявляется не только во взаимоотношениях студента с природой и искусством, но и в повседневной жизни и взаимоотношениях между людьми.
Студенческая молодежь соприкасается с прекрасным, проявляющимся в учебе, труде, досуге, поэтому студентам важно совершенствовать культуру общения и деятельности, расширять круг своих интересов, в «бытовой сфере внешние формы проявления моральных норм (культура поведения) выступают в неприкрытом виде и свидетельствуют, насколько нормы нравственности, культура отношений и красота чувств стали собственной природой, личной потребностью» [5: 75]. Чувство прекрасного важно совершенствовать в обыденной, повседневной жизни и в отношениях между людьми.
Рассматривая прекрасное в межличностных отношениях, подчеркнем, что здесь речь идет о внешней и внутренней красоте общения - культуре отношений. В процессе воспитания студентов важно выделить внешнюю красоту, проявляющуюся в хороших манерах поведения, а также в культуре речи, опрятной внешности, и внутреннюю красоту, под которой мы имеем в виду, прежде всего, духовные качества; эрудиция и интеллект также играют значительную роль в общении с другими, а также искренность, совесть, уважение к
другим. Особенно важно отметить, что сопереживание и сострадание Другому облагораживают личность воспитанника, способствуют максимальному взаимопониманию, диалогу с другими. Именно способность познать и принять Другого, по нашему мнению, определяет истинно прекрасное в отношениях между людьми. «Чувство прекрасного способствует перерастанию культуры человеческих отношений в искусство этих отношений. Прекрасное в отношениях - это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно. Чуткость на красоту - это редчайшая способность творить добро» [5: 72 - 73].
Раскрыв специфику проявлений чувства прекрасного в вышеуказанных сферах жизни, мы находим подтверждение нашей мысли о том, что ценности - Добро и Красота являются одним целым, порождающим в своем единстве чувство прекрасного. Мы считаем важным привести воззрения Ф.М. Достоевского о смысле и сущности красоты: «Достоевский пришел к убеждению, что мир спасется лишь одним “образчиком” красоты - красотой доброй, “положительно прекрасным”» [4: 347]. Нам глубоко импонирует это убеждение. Думается, что только «добрая» красота способна обогатить духовный мир студента, помочь ему присвоить нравственные ценности, выразить меру присущего ему чувства прекрасного, отношения к другим. Таким образом, красота как категория эстетическая глубоко связана с добром - категорией нравственной.
H.М. Борытко выделяет 3 аспекта духовного бытия человека: аспект личности (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения); индивидуальности (та грань человека, которая составляет его субъективный мир и дает ему возможность проявиться как уникальному, свободному существу) и субъектно-сти (самореализация, обмен ценностями с социокультурной средой). Базируясь на таком понимании бытия человека как духовного существа, мы выявили следующие функции чувства прекрасного:
I. В становлении личности чувство прекрасного выполняет функцию понимания. Она выражается прежде всего в способности расширять границы духовного бытия, смотреть на одно и то же явление с разных позиций, точек зрения, видеть его во всей многогранности и многообразии свя-
зей с окружающим миром и самим субъектом познания. Познание другого человека, текста культуры в его широком, герменевтическом понимании, проявление эмпатии и рефлексии отражает у студентов чувство прекрасного в наивысшей степени. Данная функция направлена на обращенность к себе через познание Другого (не только человека, но и другого способа бытия). Таким образом, функция понимания дает возможность увидеть в Другом именно прекрасного человека, с высокоразвитым чувством прекрасного. Она дает возможность воспринимать прекрасное во всех сферах жизни, а именно в природе, искусстве, в отношениях с другими людьми, вообще в повседневности. Эта функция способствует включению человека в контекст культуры, присвоению ее норм и ценностей, взаимодействию с другими людьми.
2. В становлении индивидуальности чувство прекрасного выполняет функцию эмоционального переживания, определяемую эмоциональным характером чувства прекрасного. Восхищаясь красотой природы, общаясь с другими, открывая для себя красоту произведений искусства, воспитанники благодаря этой функции должны не только воспринимать, но также глубоко чувствовать и понимать то прекрасное, с которым они встречаются в жизни. Эта функция необходима для того, чтобы воспитывать у студентов способность тонко понимать прекрасное в контексте бытия и выражать своё отношение к прекрасному.
4. В становлении субъектности выявляется побудительная функция чувства прекрасного, которая стимулирует создание воспитанниками прекрасного в жизни. Когда студент осознает и понимает прекрасное во всех сферах жизни, у него возникает потребность творить, т.е. «жить по законам красоты», созидать прекрасное. В данном случае можно говорить о действительном результате воспитания чувства прекрасного.
Вышеперечисленные функции чувства прекрасного позволяют выявить основные проблемы его воспитания у современной студенческой молодежи. К ним можно отнести: неспособность воспринимать прекрасное в окружающем мире и в самом человеке, обнаруживать прекрасное в ничем не примечательных, на первый взгляд, предметах и явлениях; неумение переживать прекрасное и адекватно выражать свое отношение к его проявлениям; нежелание
и неумение расширять «границы познания», познавать многообразие окружающего мира, и в первую очередь мира человеческих отношений, в том числе и многообразие проявлений прекрасного; неспособность или боязнь создавать прекрасное в разных сферах бытия. Выявленные проблемы могут послужить основой педагогического целеполагания, а также определяют специфику педагогических средств, используемых в процессе воспитания чувства прекрасного у студентов.
Литература
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 432 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. СПб.: Питер, 2004. 300 с.
3. Борытко, Н.М. Введение в педагогическую деятельность: учеб. для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцо-ва; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с.
4. Столович, JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии / JI.H. Столович. М.: Республика, 1994. 464 с.
5. Федь, А.М. Воспитание прекрасным / А.М. Федь. М.: Мол. гвардия, 1984. 191 с., ил.
Н.Ю. АБРАМЯН (Волгоград)
РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
С позиций ценностного подхода рассматриваются проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, характеризуются различные группы традиций с позиций их возможностей в нравственном воспитании студентов.
Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Современная социокультурная ситуация характеризуется системным духовно-нравст-
венным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как Родина, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене ложными ценностями. Поскольку именно ценности составляют ядро духовности и нравственности человека и именно это ядро оказывается несфор-мированным, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативно-стью («выгодно-не выгодно», «нравится-не нравится»), молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны недобросовестных политических деятелей, представителей деструктивных сект и других антисоциальных группировок. В результате процесс вхождения молодежи в общество, присвоения ею социокультурных норм оказывается деформированным.
Решению этих проблем может способствовать корректная организация нравственного воспитания молодежи. Процесс воспитания всегда остается одной из главнейших социальных функций общества, а стремление передать накопленный опыт и знания будущему поколению является естественной его потребностью. Нравственное воспитание - это неотъемлемая часть процесса становления личности, ее развития, формирования взглядов, ценностей, идеалов, т.е. процесса социализации. Исходя из тесной взаимосвязи этих понятий, следует рассмотреть нравственное воспитание в контексте социализации, при этом мы будем иметь в виду воспитание студенческой молодежи, что актуально на сегодняшний день, ведь опыт и результаты социологических исследований показывают, что именно студенческая молодежь, будучи прогрессивной и развитой частью общества, одновременно подвержена влиянию и использованию в интересах определенных групп.
В словаре С. И. Ожегова под нравственностью понимаются внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека, основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь. Нравственное воспитание - формирование нравствен-
© Абрамян Н.Ю., 2008