Научная статья на тему 'Специфика воспитания прекрасного у молодежи: содержательный аспект'

Специфика воспитания прекрасного у молодежи: содержательный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПРЕКРАСНОГО / ДУХОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА БЫТИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОБРО / ИСТИНА / КРАСОТА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / BEAUTY FOSTERING / SPIRITUALITY / EXISTENCE PEDAGOGY / SPIRITUAL VALUES OF GOOD / TRUTH / BEAUTY / AESTHETICAL SENSE OF LIFE / AESTHETICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова И.Н.

Статья посвящена выявлению содержательных характеристик воспитания прекрасного как личностно-культурного опыта в рамках гуманитарной педагогической парадигмы (в контексте педагогики Бытия). Автор впервые рассматривает воспитание прекрасного как ценностно-смысловую деятельность педагога с позиций триединства абсолютных духовных ценностей Добро, Истина, Красота. Цель воспитания прекрасного формирование у молодого человека эстетического смысла жизни. Это позволяет, в отличие от современных концепций эстетического воспитания, сфокусировать внимание педагога на воспитании смысловой сферы студента, когда переживание красоты становится одним из смыслов и принципов его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF FOSTERING SENSE OF BEAUTY IN THE YOUNGER GENERATION: CONTENT ASPECT

The article is devoted to the revelation of some content issues concerning the beauty fostering in the framework of humanities teaching paradigm (in the context of Existence pedagogy). The author regards beauty fostering as both axiological and meaningful teacher’s activity from the approach of absolute moral values (Good, Truth and Beauty) trinity (traditional terms account for the unity of moral and aesthetical constituents). Beauty fostering is aimed at helping young people find aesthetical sense of life. Contrary to the contemporary concepts of aesthetical up-bringing, this approach is focused on the discovery of an individual’s meaningful sphere, when experiencing beauty becomes one of his/her life essentials.

Текст научной работы на тему «Специфика воспитания прекрасного у молодежи: содержательный аспект»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

И. Н. Солдатова

Кандидат педагогических наук, преподаватель иностранного языка, отделение «Общеобразовательные дисциплины» Института непрерывного образования, Волгоградский государственный аграрный университет

Inna N. Soldatova PhD (Education), foreign language teacher, Department of General Subjects, Institute of Continuing Education, Volgograd State Agrarian University

Е-mail: inna-soldatova@ yandex.ru

УДК 371.486

Специфика воспитания прекрасного у молодежи: содержательный аспект

Статья посвящена выявлению содержательных характеристик воспитания прекрасного как личностно-культурного опыта в рамках гуманитарной педагогической парадигмы (в контексте педагогики Бытия). Автор впервые рассматривает воспитание прекрасного как ценностно-смысловую деятельность педагога с позиций триединства абсолютных духовных ценностей Добро, Истина, Красота. Цель воспитания прекрасного — формирование у молодого человека эстетического смысла жизни. Это позволяет, в отличие от современных концепций эстетического воспитания, сфокусировать внимание педагога на воспитании смысловой сферы студента, когда переживание красоты становится одним из смыслов и принципов его жизни.

Ключевые слова: воспитание прекрасного, духовность, педагогика Бытия, духовные ценности Добро, Истина, Красота, эстетический смысл жизни, эстетическое переживание.

Если к сфере эстетической реальности относится все то, что утверждает и возвышает истинно человеческое в человеке, то опыт переживания встреч с прекрасным, возвышенным, безобразным, трагическим и, соответственно, опыт творения красоты в окружающем мире выступает как важнейший элемент духовного опыта человека, который не может не быть представленным в содержании образования. Чтобы этот опыт мог

Как цитировать статью: Солдатова И. Н. Специфика воспитания прекрасного у молодежи: содержательный аспект // Ценности и смыслы. 2017. № 3 (49). С.100-110.

стать полноценным элементом содержания образования, то в соответствии с принципами дидактического проектирования его вначале надо представить как определенный вид деятельности, имеющей свою предметную сферу, побудительную — мотивационно-смысловую основу, способы реализации. И владение этой деятельностью будет выступать как определенное качество личности, как особая общекультурная компетентность. То, что отношения человека с миром прекрасного мы обычно отображаем понятием «переживание», не отменяет применение деятельностного подхода, поскольку переживание — это тоже вид деятельности, актуализирующийся в тех случаях, когда человек оказывается в коллизийной ситуации и вынужден искать или создавать новый жизненный смысл (Ф. Е. Василюк). Открытие или создание для себя и для Другого смысла прекрасного как доминантного жизненного личностного смысла — главное назначение эстетической деятельности. Иными словами, творение прекрасного, преобразование окружающего мира по законам красоты, т.е. утверждение возвышенно-человеческого в этом мире для человека, овладевшего опытом и культурой прекрасного, становится одним из важнейших смыслов жизни. Целью воспитания прекрасного является, таким образом, формирование смысла, системы ценностно-процессуальных ориентиров и опыта творения прекрасного в окружающем мире, в других людях, в самом себе.

Воспитание прекрасного относится к сфере становления духовности — способности к «творчеству как деятельности по созиданию новых ценностей и смыслов, в которой человек свободно реализует себя» [7, с. 83]. Понимая духовность как способность человека возвышаться над обыденностью вещной жизни, над обывательской повседневностью, мы рассматриваем воспитание прекрасного в контексте педагогики Бытия, Смысла, и предметом исследования в этом случае становятся процессы обучения, воспитания, ориентированные на формирование потребности и способности к творению прекрасного [7, с. 93-94]. Педагогика Бытия исследует педагогические условия становления духовного мира воспитанника, в котором опыту творения прекрасного принадлежит доминантная роль, а одним из методологических ориентиров исследования этого процесса становится тезис о том, что «не человек должен быть понят через мир, а мир через человека» [7, с. 17].

При проектировании процесса воспитания прекрасного мы неиз-

бежно испытываем дефицит знаний о природе прекрасного, признаках его сформированности как личностно-деятельностного опыта и отличиях процесса его формирования от традиционно понимаемого эстетического воспитания. Какие ценности и смыслы прекрасного присваиваются воспитанниками на различных этапах их социализации?

Духовная природа прекрасного проявляется не в формальном понимании «несовместности гения и злодейства» (А. С. Пушкин), а в своеобразном переживании красоты нравственного деяния, поступка. Под воспитанием прекрасного понимается ценностно-смысловая деятельность педагога, направленная на создание условий становления у воспитанников эстетического смысла жизнедеятельности, т.е. стремления к утверждению красоты в окружающем мире как истинно человеческого начала бытия. Цель воспитания прекрасного — формирование у молодого человека эстетического смысла жизни на разных уровнях его взаимодействия (с собой, с другими людьми, природой, искусством, иными способами бытия). Эстетический смысл жизни выражается в переживании воспитанником прекрасного, потребности в совершении красивых, духовных поступков. Об этом мысль Н. Е. Щурковой: «Если представить себе, что основная ценность, избранная человеком,— красота, деятельность — созидание красоты, а смысл в том, чтобы реализовать свои способности к созиданию (homo faber), то возникает образ — жизнь творца» [10, с. 111]. Образно суть воспитания прекрасного можно представить как возможность «увидеть небо в чашечке цветка», «возможность стать человеком» (М. Мамардашвили). Воспитание прекрасного рассматривается и как ресурс получения знания воспитанника о самом себе, о значимом Другом, о назначении собственной жизни.

Сущность целей воспитания прекрасного заключается в том, что «красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться в требование повседневного быта. .. .Поэзия не только там, где есть великие создания искусства, но везде, где звучит человеческое слово». [3, с. 306]. Эта «поэзия „каждого мгновения"» (Л. С. Выготский) должна прежде всего, воздействовать на ценностно-смысловую сферу воспитанника, не превращаться при этом в педагогику мероприятий (Л. М. Лузина), ведь «эстетики еще нет, если ее нет в нас» [8]. Многие воспитательные мероприятия преимущественно становятся формальной презентацией, демонстративностью, а не подлинным эстетическим событием, на-

полненным смыслом прекрасного для воспитанника. Верно замечает Л. М. Лузина [7, с. 37], что жизнь воспитанника «не следует подменять искусственными, привнесенными в нее „формами", „средствами", „мероприятиями". Сама жизнь с ее радостями и огорчениями, встречами и расставаниями, любовью и разочарованием есть неисчерпаемый источник воспитательных средств. Это и есть путь перехода от педагогики мероприятий к педагогике Бытия». Воспитание прекрасного ставит своей целью пробудить в воспитаннике осознание и осмысление красоты, потребность сделать ее достоянием своего внутреннего мира (побуждений, чувств, поступков), для чего необходимо вызвать неравнодушие к разнообразным граням эстетического в окружающем мире: прекрасному, трагическому, возвышенному, безобразному.

Сегодня общество нуждается в педагогах-профессионалах, умеющих не терять из виду «образ человека» как ценностно-целевой ориентир образования и культурно-воспитательный идеал (В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др.). Образование человека, если иметь в виду метафизические смыслы, предполагает создание «образа». Образ «красивого человека» — один из тех, который позволяет выходить на уровень целостного осмысления фундаментальных образовательных задач. В связи с этим педагогическую деятельность целесообразно исследовать как эстетический феномен, разработав качественно новую концепцию образования (В. В. Сериков). В этом плане воспитание прекрасного будет состоять в усвоении воспитанниками опыта эстетической деятельности (деятельности с позиций красоты, прекрасного) как особенного способа преобразования мира на основах законов гармонии, образа, утверждении подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе.

Результаты проведенного нами исследования показали (было опрошено 80 преподавателей высших учебных заведений, являющихся кураторами студенческих групп), что 48% педагогов не знакомы с этой проблемой и, соответственно, не ставят в качестве специальной цели формирование у студентов эстетического смысла жизни; остальные (52%) признают такую необходимость, но только вербально. Преимущественно педагоги отождествляют воспитание прекрасного с эстетическим просвещением (79%), используют при этом исключительно приемы пропаганды искусства (82%), применяют такие традиционные методы эстетического просвещения, как беседа, экскурсия,

наглядность (83%). Причина такого положения — в недостаточной разработанности концептуальных оснований воспитания прекрасного, отсутствии в этой сфере результативной модели педагогической деятельности, которая ориентирована на воспитание прекрасного и сама выступает как эстетический феномен. В связи с этим необходимо выявление целевых ориентиров и содержательных характеристик воспитания прекрасного у молодых людей на различных этапах их социализации, что будет являться в дальнейшем основанием для разработки средств воспитания прекрасного у студенческой молодежи.

Содержательные характеристики воспитания прекрасного определяются спецификой категорий «прекрасное», «красота», рассматриваемых в аспекте их личностного смысла. В качестве исходных оснований концепции нами были взяты следующие положения: понимание прекрасного как духовной субстанции и выражения сущности человека; рассмотрение переживания и творения прекрасного в повседневной жизнедеятельности в качестве одной из базовых потребностей; проектирование бытия человека в пространстве прекрасного как вида культурного опыта и структурного элемента содержания общего и профессионального образования; необходимость обоснования критериев оценки приобретения опыта творения прекрасного как результата образования; представление о единстве нравственного и прекрасного как проявлении целостности природы человека.

Основываясь на данной философско-психологической позиции, мы подошли к выявлению механизмов становления опыта творения прекрасного в различных сферах бытия человека. С этой целью был предпринят анализ современных исследований об эстетическом сознании и таком его важнейшем компоненте, как эстетический вкус, являющемся проявлением индивидуальности, мере понимания прекрасного, субъектной позиции личности в оценке прекрасного, способности выражать собственные суждения по поводу прекрасного (произведение искусства, явление природы, человеческий поступок и т.д.).

Обоснование условий приобретения опыта постижения и творения прекрасного осуществлялось нами в контексте жизнетворчества, психологических механизмов смыслопоиска, смыслопорождения, смыслотворчества. Объектом исследования выступали представители студенческой молодежи. Приведенные целостные характеристики прекрасного дают возможность раскрыть содержательные аспекты

воспитания прекрасного у студенческой молодежи.

1. Красота как проявление духовности: единство ценностей «Красота» и «Добро». Анализ работ, посвященных взаимосвязи нравственного и прекрасного (Ф. Хатчесон, Н. Ф. Федоров, Е. А. Маймин, Л. Н. Столович и др.), анализ идей ценностного подхода к роли абсолютных духовных ценностей в становлении человека (Т. И. Власова, А. В. Кирьякова, И. А. Соловцова и др.), положения концепции «понимающего бытия» и «воспитывающего понимания» о развитии духовного мира человека (Л. М. Лузина) позволили сделать вывод: Красота как категория эстетическая является вместе с тем метапредметным понятием, описывающим проявление сущностных свойств человека как носителя прекрасного. Прекрасное как утверждение человека неизбежно выводит нас на категорию Добра. Добро — категория этическая, отражающая основу нравственности человека. Единство абсолютных духовных ценностей Красота и Добро выступает как проявление подлинной, духовной красоты в человеке. Прекрасное как высокая мера красоты и мера духовного, доброго (Е. А. Маймин) формируется в человеке посредством самореализации воспитанника в духовных поступках. Такие поступки — проявление внутреннего мира воспитанника. В художественной литературе и в обыденной речи такие поступки именуются «прекрасными», «красивыми». Духовные поступки студентов разнообразны и проявляются в реализации себя через творчество, привнесении «законов красоты» в сферу собственного поведения, что выражается в активной «эстетической позиции» (А. Шопенгауэр).

2. Синтез духовных ценностей «Истина» и «Красота». В воспитании прекрасного духовная ценность Истина является критерием различения подлинной красоты, которая не существует вне добра, и красоты мнимой («красивости»), которая может существовать и вне связи с ценностью Добро. Истина выражается в подлинности, индивидуальности, искренности переживаний, чувств воспитанника. Истина — способ обретения подлинного себя. Она проявляется в осознании человеком прекрасного и безобразного в его побуждениях, мыслях, поступках. Так, «истина—в адекватном самовыражении, самопознании. Истина в том, что мир моего собственного бытия творим мной и никем иным» [7, с. 71]. Синтез духовных ценностей Красота и Истина выявляет сущность той подлинной красоты, что является «проверкой природы на человечность и человека на естественность. Красота

препятствует организации преступать меру, превращаться в нечто бездушное, в тот „дивный новый мир", нарисованный О. Хаксли, где общество достигло особых ступеней рационального порядка, но утратило человеческое лицо» [6, с. 71]. Истина подчеркивает природу подлинной красоты, прекрасного — высвечивание, выявление, притягивание к себе влечение человеческой души [4].

Исследователи отмечают, что у современного молодого человека произошло нарушение нормы, меры в сознании и понимании им Красоты, Добра, о чем свидетельствует феномен «безнормности» мировосприятия и поведения (М. Мамардашвили). «Безнормность» выражается в утрате человеком духовной способности к различению прекрасного от безобразного, пошлого в поведении, поступках. По мнению православного философа Т. М. Горичевой, «сегодня уродство — это единственная форма красоты. Неприличное исчезло, и вызвать отвращение стало так же трудно, как поразить красотой» [5, с. 83]. Как следствие этого, у студенческой молодежи обнаруживается несформированность опыта переживания смыслов красоты, потребности в созидании прекрасного. Поэтому ценность Истина в воспитании прекрасного обозначает и проявление духовного усилия воспитанника над собой, что способствует сопротивлению безобразному, пошлому. В некотором смысле — «духовная несгибаемость» (В. А. Сухомлинский) воспитанника.

3. Художественно-эстетическая мера как способ различения подлинной красоты. Духовная ценность Истина в воспитании прекрасного выражается в развитости у педагога и воспитанника чувства художественно-эстетической меры. Сущность художественно-эстетической меры обозначается как «Истина — бытие — норма» (А. Ф. Лосев). С этой позиции развитое чувство художественно-эстетической меры рассматривается как духовная способность к различению (Х.-Г. Гадамер) подлинно красивого и мнимой, искусственной, гламурной красоты, всего того, что именуется «красивостью», безобразным, пошлым. Чувство художественно-эстетической меры у воспитанника — это нравственный регулятив (принцип), норма поведения и поступков (красивый и некрасивый поступки), способ различения, разграничения воспитанником понятий «хорошо» и «плохо».

Художественно-эстетическая мера, освоенная педагогом, выступает и как чувство педагогической меры — меры эстетической и одно-

временно педагогической целесообразности, которая гармонизирует (уравновешивает) соотношение проявлений духовной и внешней красоты воспитанника и педагога в общении, поведении, поступках. Чувство художественно-эстетической меры педагога проявляется как способность удерживаться в рамках художественного процесса, подсознательно ощущать эстетический смысл, возвышенность своей деятельности, ее направленность на утверждение человеческого в человеке [9, с. 374]. Именно эта «способность к различению» удерживает воспитанника и педагога в рамках той меры, что не позволяет преступать тонкую грань между прекрасным и безобразным в отношениях с другими людьми.

4. Понимание красоты как переживания. Эстетический смысл жизни воспитанника. Глубокое восприятие разнообразия красок окружающего мира при встрече с прекрасным вызывает у воспитанников эмоциональные переживания. Эти переживания стимулируют процесс самопознания, обращения к своему духовному миру. С точки зрения Василюка Ф. Е. [2], переживание — это внутренняя деятельность человека, проявляющаяся как усилия над собой с целью сопротивления негативным факторам жизни. Результатом переживания жизненных событий, их кризисности является обретение человеком нового личностного смысла. Переживания красоты воспитанниками и осознание переживания прекрасного как события (совместного бытия со значимым Другим) способствуют продуцированию эстетического смысла жизни. «...„Смысл" лучше всего поставить в ряд с понятиями „значение", „ценность", „цель", „воля". Если мы чем-то глубоко захвачены, то есть если что-то для нас значимо, мы ощущаем ценность этого, в результате чего возникает сильное стремление, намерение (воля) иметь это (цель), стремиться к нему. Итак, смысл — это значение чего-либо для нас» [7, с. 64]. Следуя этой логике, предположим, что эстетический смысл жизни — это момент переживания глубоко личного и индивидуального для воспитанника события, встречи его с красотой. Переживаемое им событие становится ценностью и побуждает к духовному (красивому) поступку.

Анализ философских и психологических оснований в своей совокупности способствует более глубокому пониманию феномена «эстетический смысл жизни» и потому представляет необходимость не ограничиваться краткой дефиницией понятия «эстетический смысл

жизни». Поэтому в нашем исследовании вместо традиционной дефиниции представлено описательное определение эстетического смысла жизни, выявленное через его целостные характеристики. Таким образом, эстетический смысл жизни понимается как:

• психологическое свойство человека, которое проявляется в особой форме мотивации личности, в стремлении ее к красоте, гармонии, прекрасному, раскрытию и утверждению «человеческого» в себе, в окружающем мире, в значимом Другом;

• духовная потребность в пребывании в пространстве прекрасного и созидании его;

• принятие Красоты как ценности, как универсального критерия оценки всех проявлений жизнедеятельности—профессиональных, поведенческих, коммуникативных;

• оригинальный способ самовыражения личности, самореализации, утверждения в мире, принцип жизни воспитанника («закон красоты»);

• способность переживать и понимать прекрасное в жизни и искусстве как выражение собственного Я;

• побуждение человека к совершению прекрасного (духовного) поступка.

Формирование эстетического смысла жизни является интегра-тивной целью воспитания прекрасного у студенческой молодежи. Под формированием понимается придание социально, нравственно и эстетически зрелой формы образу мысли и переживаний воспитанника, в некотором смысле — эстетическое оформление образа жизни молодого человека. Созидание личностью прекрасного является деятельным проявлением эстетического смысла жизни, миропостижения, бытия человека.

5. Критерии сформированности эстетического смысла жизни у воспитанников. Для определения критериев сформированности эстетического смысла жизни у студентов для нас важны критерии оценки воспитанности человека, в качестве которых принимают: «добро» как поведение на благо другого человека; «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания» [1, с. 34]. Критериями сформированности эстетического смысла жизни у студентов являются:

• добро как поведение воспитанников, свидетельствующее о мере

присвоения ими ценностей Красота и Добро в их единстве;

• истина как отношение воспитанника к самому себе и Другому, мера осознания и осмысления своего Я, что проявляется в совершении духовных поступков, поиске подлинного себя;

• красота как переживание, что выражается в качественном результате деятельности воспитанников («выражение переживаний» — Л. М. Лузина). Речь идет о духовной деятельности по поиску смыслов, заключенных в ценностях Красота и Добро.

В качестве показателей сформированности эстетического смысла жизни у студентов мы ориентируемся на три типа проявлений духовной жизни воспитанников (Л. М. Лузина): высказывания, выражение переживаний, поступки. Среди них можно выделить эмоциональные реакции, вкусовые предпочтения воспитанников. Выражение переживаний воспитанников проявляются как в устной форме, так и в письменной — «результаты духовной деятельности» (Л. М. Лузина) — творческие работы, рефлексивные эссе.

6. Разновидности эстетических переживаний. Опыт эстетического смыслоопределения воспитанника — это опыт переживания, предчувствия и чувствования прекрасного, красоты, вследствие чего воспитанники открывают в своем духовном мире эстетические смыслы жизни. Эмоциональные переживания воспитанника относительно его встреч с прекрасным в природе, искусстве, другим человеком, т.е. с «другой духовной реальностью» (В. В. Сериков) именуются эстетическими переживаниями. К видам переживаний воспитанников в контексте развиваемой нами концепции можно отнести:

1) переживания различных граней эстетического, описываемые соответствующими категориями эстетики. Речь идет о переживаниях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Например, переживания коллизий нравственного и эстетического, отношений «правды искусства» и «правды жизни», «современности» и «классики», «событий» и «повседневности» и др.;

2) эмпатические переживания. Поскольку прекрасное всегда обращено к человеческой сущности, к творению образа человека, то оно инициирует эмпатические переживания воспитанника — в чувствование, в эмоциональное состояние другого человека. Такие переживания происходят только при встрече с Другим. Эмпатические переживания соотносятся с ценностями Добро и Красота в их единстве, предполага-

ют сопереживание, сострадание, помощь Другому;

3) рефлексивные переживания. Рефлексия в данном случае выражается в анализе, осмыслении, осознании воспитанником проявлений прекрасного и безобразного как в собственном духовном мире, так и в окружающем. Благодаря рефлексии воспитанник соотносит свой внутренний мир с образами «иного мира», открывая для себя новые эстетические смыслы жизни. Рефлексивные переживания соотносятся с ценностью «Истина» в духовном развитии человека.

В заключение приведем модель воспитания прекрасного у студенческой молодежи, которая включает в себя: 1) воспитательные задачи, обусловленные специфическими характеристиками стадии формирования эстетического смысла жизни, на которой находится тот или иной студент; 2) композицию ситуаций, методов и приемов воспитания, направленных на решение поставленных задач и способствующих решению типичных и индивидуальных проблем, возникающих у студентов на каждой стадии; 3) логику деятельности педагога по применению средств воспитания прекрасного у студенческой молодежи; 4) принципы деятельности педагога по воспитанию у студенческой молодежи прекрасного. Данная модель реализуется в целостном учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения в деятельности преподавателей, кураторов студенческих групп, лиц, занимающихся воспитательной работой со студентами.

Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПБ. : Питер, 2004. 300 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с.

4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. 704 с.

5. Губанов О. А. Красота contra simulacrum. Пути развития эстетики в XXI веке // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2012. № 11. С. 81-84.

6. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке : науч. изд. СПб. : Алетейя, 2000. 447 с.

7. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания : монография. Псков : изд. ПГПУ, 2008. 288 с.

8. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М. : Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.

9. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография. М. : Логос, 2012. 448 с.

10. Щуркова Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни. М. : АРКТИ, 2005. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.