УДК 371.486
И. Н. Солдатова
Проектирование ситуации постижения эстетического смысла жизни в процессе воспитания личности
В статье исследуется воспитание у личности способности к поиску и реализации эстетического смысла жизни (деятельности, творчества, профессии, человеческих отношений), являющееся целью эстетического образования в современном его понимании. Эстетический смысл жизни понимается как оригинальный способ самовыражения, самореализации личности и выражается в особой форме мотивации личности, а именно в стремлении ее к красоте, прекрасному, потребности личности в созерцании прекрасного, в совершении красивых, духовных поступков. В качестве воспитательного средства эстетического смысла у студенческой молодежи рассматривается ситуация постижения эстетического смысла жизни, ее разновидности - эмоционально насыщенное событие, «погружающее» воспитанников в переживания прекрасного. Эта ситуация обретения воспитанниками эстетического смысла жизни, присвоения ими духовных ценностей Красота - Добро в их единстве. Ситуация постижения эстетического смысла жизни побуждает к поиску смыслов прекрасного, к совершению духовного поступка. В статье приводится пример ситуации создания эстетического образа «встреча с душой осени» как средства воспитания эстетического смысла жизни у студентов в рамках композиции «минуты погружения в прекрасное».
Ключевые слова: эстетический смысл жизни, личность, прекрасное, воспитание, ситуация, событие, постижение, духовные ценности, «минуты погружения в прекрасное».
I. N. Soldatova
Designing of the Situation of the Aesthetic Meaning of Life Comprehension in the Process of the Personality's Education
This article deals with the problem of education of the personality's ability to identify and implement the aesthetic meaning of life (activity, creativity, profession, human relationships), that is the purpose of aesthetic education in its modern sense. The aesthetic meaning of life is regarded as an original way of self-expression of the personality, his self-realization. The aesthetic meaning of life is manifested in a special form of the personality's motivation, namely, in the person's aspiration for beauty, the need to contemplate beauty, to perform beautiful, spiritual actions. The situation of the aesthetic meaning of life comprehension and its varieties are considered to be an educational means of the students' aesthetic meaning of life. The situation of the aesthetic meaning of life comprehension is an emotionally rich event «immersing» students in the experience of beauty. This is the situation of gaining the aesthetic meaning of life and acquiring spiritual values of Beauty and Good in their unity by the students. The situation of the aesthetic meaning of life comprehension encourages students to search for the meaning of beauty, to create a spiritual act. In the article the situation of creating the aesthetic image «Meeting with the Soul of Autumn» as a means of education of the aesthetic meaning of life of students in the context of the composition «minutes of immersion into beauty» is represented.
Keywords: aesthetic meaning of life, personality, beauty, spiritual values, situation, education, comprehending, event, «minutes of immersion into beauty».
Современное общество переживает острейший духовный кризис, на системный характер которого указывают философы, социологи, педагоги (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, А. А. Остапенко, Т. А. Хагуров, Н. Е. Щуркова и др.), религиозные деятели, представляющие различные конфессии. Н. Е. Щуркова, М. И. Мухин констатируют, что проявления духовно-нравственного кризиса находят свое выражение в общей низкой культуре в стране, целенаправленной пропаганде квазиценностей общества, стремительной вульгаризации общественной жизни, циничном прагматизме и обогащении любой ценой, доминировании эгоцентризма в сфере нравственного воспитания [6]. Наряду с этими негативными факторами в сознании современного общества прочно укоре-
нилось понимание ложной красоты, ложных ценностей, средством выражения которых служат гламур, клиповое мышление, зависимость от социальных сетей, в том числе селфи-зависимость. Характеризуя нынешнюю ситуацию в сфере образования, культуры, можно утверждать, что на данный момент произошла утрата Человека как целостности, индивидуальности, автора свой жизни.
В условиях духовного кризиса усиливается «гламуризация» общества, охватившая многие сферы жизни человека. «Гламуризация» характеризуется подменой духовных ценностей красоты искусственными, навязанными извне образцами «глянцево-гламурных» моделей общения, поведения в профессиональной деятельности, в повседневной жизни. «... Современный гламур -
© Солдатова И. Н., 2017
это особый тип потребительской культуры общества массового потребления. ...Гламур проявляет себя как некое мировоззрение современного общества сквозь призму удовольствий и безмерно растущих желаний и потребностей, нивелируя традиционные духовные ценности и перенося акцент на роскошь и внешний блеск» [4]. О деструктивных влияниях гламура на личность свидетельствуют исследования И. А. Осиновской, М. М. Поташника, А. К. Секацкого и др. Можно констатировать, что произошло нарушение нормы, меры в сознании и понимании человеком Красоты, Добра, а это, в свою очередь, привело к острой проблеме XXI в. - «безнормности» (М. Мамардашвили). Безнормность выражается в потере у человека четких представлений о том, что хорошо, а что плохо [2]. Вследствие безнормности человек утрачивает «духовную способность к различению» (Х.-Г. Гадамер) подлинно красивого от всего того, что именуется «массовой культурой», «красивостью». Это приводит к вседозволенности в поступках, утрате смысла жизни, в том числе эстетического смысла жизни.
Наиболее острые вопросы, связанные с воспитанием прекрасного, возникают в среде современной молодежи. В настоящее время у студенческой молодежи обозначилась рассогласованность представлений о красоте внешней (искусственно-показной) и внутренней (истинно-человеческой, духовной). Отмечается также «пренебрежение молодежи к культуре речи, поведенческому этикету, равнодушие учеников к процессу познания мира» [6]. Такая пагубная, разрушительно сказывающаяся на внутреннем мире человека тенденция влечет за собой утрату эстетического смысла жизни, существенное снижение созидательного, культурного потенциала личности. Поэтому в условиях духовного кризиса современного общества остро обнаруживается проблема воспитания у молодежи эстетического смысла жизни. Речь идет о воспитании подлинно красивого человека, гармонично сочетающего в себе эстетику мысли, чувства, отношения, поступка. Потребность в прекрасном, переживании и созидании прекрасного - потребность духовного уровня. Поскольку эстетическое - продукт фило-и онтогенеза человека, а вершина этого генезиса -личность, тогда она, по определению, эстетична. Таким образом, переживание красоты любого события, дела должно рассматриваться как признак культурного, а значит воспитанного человека.
В педагогических работах разных лет широко исследовалась проблема эстетического воспитания средствами искусства (И. А. Баглай, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, Б. Т. Лихачев,
Б. М. Неменский, И. П. Подласый,
Ф. Ф. Пошнагиди, И. Ф. Харламов и др.). Проблемам и перспективам эстетического воспитания с позиций художественного образования посвящены докторские и кандидатские диссертации современных ученых (О. И. Андреева, Т. Н. Прохорова, Л. Г. Коваль, П. Ф. Кравчук, А. Н. Овчинникова, Е. Н. Полюдова, В. М. Петрушин, Л. Б. Ястребова и др). В центре теорий эстетического воспитания современных американских исследователей особое значение приобретает эстетический опыт (Т. Манро, Р. Циммерман, Д. Арнстайн и др). Воспитанию эстетического вкуса посвящены научные работы П. Бурдье. Проблемы эстетического воспитания как науки разрабатывается немецкими учеными (Г. Даухер, К.-П. Шпринкарт, А. Штаундте и др.).
Тем не менее анализ педагогических исследований показывает, что функции эстетического в развитии личности, сущность и место эстетического в образовательном процессе остаются малоисследованными. В настоящее время проблема воспитания у личности эстетического смысла в разнообразных сферах ее бытия (природа, искусство, повседневность, отношения между людьми, отношения человека с самим собой) особенно актуальна, поскольку еще недостаточно изучена и не раскрыта сущность понятия «эстетический смысл», взаимосвязь его с педагогическими категориями. Подчеркнем, что эстетический смысл и важнейшая категория педагогической науки - воспитание - в своем единстве не рассматриваются. Традиционно в педагогических исследованиях изучались проблемы эстетического формирования и развития личности в рамках эстетического воспитания. При этом акцент делался на формировании личности в основном средствами искусства. Для традиционного понимания эстетического воспитания и образования характерна абстрактная, вострини-маемая скорее как штамп, позиция - «жить по законам красоты». При формировании эстетически развитой личности в традиционном образовании усматривается значительный оттенок «механистичности», заданности сформировать личность как по шаблону, что практически исключает исследование личностных смыслов, ценностей, чувств воспитанника. Такая характеристика традиционного образования серьезно редуцирует содержание педагогической деятельности с позиции эстетики, поскольку акцентирует внимание исследователя на внешних проявлениях личности воспитанника, а не на внутренних механизмах, резервах, связанных с целостным становлением человека. Остро стоящий вопрос о воспитании эстети-
ческого смысла жизни (созидания собственной жизни человека с позиций Красоты) как самостоятельной образовательной цели не получил в прошлом и не находит сегодня серьезного осмысления в научно-педагогической литературе. Поэтому проблема воспитания у личности способности к поиску и реализации эстетического смысла жизни (деятельности, творчества, профессии, человеческих отношений), являющаяся, по сути, целью эстетического образования в современном его понимании, требует подробного рассмотрения, исследования с позиций современных научно-педагогических подходов.
В центре мысли личностно-развивающего образования, в русле которого выполняется наше исследование, находится личность, предназначение которой заключается в ее самовыражении, самореализации, поиске смыслов своей жизни. Поскольку мы исследуем эстетическое развитие личности в образовательном процессе, то речь идет о «выращивании» субъектности в человеке (В. В. Сериков), о постижении личностью смыслов бытия, в том числе смыслов прекрасного в мире отношений между людьми, в природе, искусстве, повседневности и других сферах жизнедеятельности человека. Эстетическое развитие осуществляется прежде всего в ценностно-смысловой сфере личности, ведь «эстетики еще нет, если ее нет в нас.» [2]. Здесь на первый план выступает такое качество личности, как эстетический смысл. «."Смысл" лучше всего поставить в ряд с понятиями "значение", "ценность", "цель", "воля". Если мы чем-то глубоко захвачены, то есть если что-то для нас значимо, мы ощущаем ценность этого, в результате чего возникает сильное стремление, намерение (воля) иметь это (цель), стремиться к нему. Итак, смысл - это значение чего-либо для нас» [1]. Следуя этой логике, раскроем сущность эстетического смысла как системного качества в воспитаннике, являющегося главным новообразованием в процессе эстетического развития личности. Эстетический смысл -становление переживания личностью красоты, прекрасного, понимается как оригинальный способ самовыражения, самореализации личности, утверждения ее в мире. Это возвышение личности над обыденным, прагматическим мировосприятием, присвоение ею абсолютных духовных ценностей, таких как Красота и Добро. Эстетический смысл жизни выражается в стремлении личности к красоте, проявлении «человеческого
в человеке», проявляется как потребность личности в созерцании прекрасного, в совершении красивых, духовных поступков.
Если учесть, что прекрасное - это все то, что утверждает человека, его сущностные силы (Л. Н. Столович, В. В. Сериков); мера красоты и мера духовного, доброго (Е. А. Маймин), то личность направлена на постижение эстетического смысла жизни в различных взаимодействиях при встрече со значимым Другим: как в отношениях с другими людьми, с явлением природы, так и с Другим как, например, героем, автором художественного произведения, смысл жизни которого «закодирован», «зашифрован» в произведении искусства. Овладение этими «зашифрованными» смыслами произведений искусства происходит посредством индивидуальных переживаний красоты зрителем, читателем. Эстетический смысл проявляется в духовности человека, если под духовностью понимать те феномены бытия, которые поднимают человека над вещным, меркантильным и делают его Человеком в истинном смысле слова.
В процессе познания, понимания прекрасного у личности создается индивидуальная система духовных ценностей. Речь идет о единстве абсолютных духовных ценностей Красоты и Добра как проявлении подлинно человеческого в человеке. Ведь только в единстве доброго и прекрасного человек проявляется как идеал внутренней красоты, той духовной красоты, «которой мир спасется» (Ф. М. Достоевский). Этот же синтез является критерием различения подлинной красоты, которая не существует вне добра, и красоты мнимой («красивости»).
Включение личности в созидание прекрасного рождает потребность реализовать себя через творчество, перенести эстетические регулятивы и в сферу собственного поведения, что выражается в активной «эстетической позиции»
(А. Шопенгауэр). Созидание личностью прекрасного является деятельным проявлением эстетического смысла жизни, миропостижения, бытия подлинного Человека. В свете вышесказанного отметим, что целью эстетического развития личности в образовательном процессе является создание условий для постижения эстетического смысла на разных уровнях взаимодействия (с собой, с другими людьми, природой, искусством как иным способом бытия) и продуцирование индивидуального эстетического смысла жизни. Постижение в этом случае предполагает мыслительную и духовную, чувственную и рациональную деятельность, включающую познание и понимание [1]. Поэтому цель деятельности педагога с позиций красоты - проектирование духовной ситуации постижения эстетического смысла жизни.
Ситуация постижения эстетического смысла жизни которая является для личности «душевным событием» (С. Л. Рубинштейн). Согласно выводам В. В. Серикова [3], ситуация развития личности -детерминант смысла, своеобразный фрагмент жизни личности, фактор смыслообразования. Предметом приоритетного внимания педагога в такой ситуации становится сфера ценностей и смыслов, совершаемых воспитанником поступков, а не внешние атрибуты и регламентация его деятельности. Здесь особенно значима коллизионная ситуация-событие, «душевное событие», когда воспитанник оказывается перед необходимостью проявления рефлексии, смыслоопределе-ния, творчества, свободы. С помощью «душевного события» воспитанники находят новые эстетические смыслы жизни. В этом плане эстетический смысл - своеобразный инструментарий индивидуального личностного «самообоснования» (В. В. Сериков). Ситуация постижения эстетического смысла жизни побуждает воспитанников к поиску смыслов прекрасного, к совершению духовного поступка. Это эмоционально насыщенное событие, «погружающее» воспитанников в переживания красоты, прекрасного, ситуация присвоения ими духовных ценностей Красоты и Добра в их единстве.
Ситуации постижения эстетического смысла жизни можно «разделить» (разумеется, условно, для моделирования, проектирования педагогической деятельности) на пять типов: ситуация эстетической рефлексии, ситуация создания эстетического образа, ситуация эстетического воздействия, ситуация художественно-эстетической меры, ситуация творческой самореализации.
Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективной является логика применения ситуации постижения эстетического смысла жизни в контексте организационной формы или композиции - «минуты погружения в прекрасное». Структура композиции «минут погружения в прекрасное» представляет собой реализацию четырех составляющих: интродукции, диалога, рефлексии, дарения ассоциаций как особого вида рефлексии. Интродукция предполагает начало проведения «минут погружения в прекрасное», создает воспитанникам эмоциональный настрой, является своеобразным эпиграфом к предстоящим «минутам». После интродукции происходит диалог. Диалог как составляющая «минут» представляет собой духовное взаимодействие между педагогом и воспитанниками, предполагающее взаимное раскрытие и предъявление его участниками ценностей и смыслов прекрасно-
го. «Минуты погружения в прекрасное» завершаются рефлексией. Рефлексия позволяет воспитанникам еще раз прочувствовать прошедшие «минуты», обратиться к осмыслению пережитого состояния. Рефлексия создает эффект последействия «минут», воссоздания в новом контексте переживаний прекрасного. Рассмотрим ситуацию создания эстетического образа «встреча с душой осени», организованную в рамках воспитательной работы со студентами 1-11 курсов лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Идеей проектирования этой ситуации стало описанное Н. Е. Щурковой [5] и модифицированное нами занятие. Воспитывающая цель ситуации - обращение студентов к анализу их внутреннего мира, к открытию ими собственных эстетических смыслов жизни, расширение диапазона средств выражения переживаний воспитанников, способствующих становлению диалогических отношений в процессе взаимодействия с Другим.
В интродукции студентам предлагалось мысленно перенестись на Аллею Героев (г. Волгоград), представить красоту осеннего вечера. Затем им нужно было выбрать любой предмет природы (опавший лист, облетевшее дерево, осенний цветок, капля дождя и т. п.), мысленно представить, что у этого предмета есть душа и он тоже может чувствовать, переживать. На этапе диалога студенты от имени выбранного предмета рассказывали историю его жизни. Такой своеобразный внутренний диалог был представлен в виде рефлексивных эссе, цель которых - «расшифровка» смыслов понимания студентами прекрасного в их духовном мире. Студенты вживались в образы осеннего листа, капли дождя, хризантемы, осеннего ветра и т. п. Некоторыми были выбраны и атрибуты осенней погоды. Ниже приводятся примеры эссе, в которых студенты «вживались» в образы осени. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены, поскольку это позволяет проследить эмоциональные состояния, переживания студентов (искренность их чувств, порывы, волнение), испытываемые ими во время написания. Так, Денис Д., студент I курса лечебного факультета, представил себя в образе Зонта:
«И вот я в черном, темном чулане... Брошен, разбит и сломлен... А ведь когда-то я был ЕЕ зонтом... "Жемчужным дождем вдруг прольется на шелковый зонтик, который сжимала нежная с перстнем рука.", это, возможно, было про нас. И я помню те чудесные дни... Идет дождь и мы идем с ней по осеннему парку. И капли дождя... И я оберегаю ее, спасаю от холода, дождя. Я любил эти дни, а ОНА нет... ОНА была как-то
особенно строга и серьезна. Шла через парк, через аллею увядающих деревьев, к старому кладбищу на ЕГО могилу... Возвращались мы только ночью. Я чувствовал ее боль, но не мог помочь; делал все, что в моих силах. Я оберегал ее от опасности извне, от дождя. И я помню тот вечер... Темный. Мы шли по привычному маршруту. Дождь, парк, аллея. ЕЕ рука держала мою руку... И вновь до вечера она там... Сидит... Говорит. А я ЕЕ лишь оберегаю, не в силах впитать ее боль. Мы шли домой. Она серьезна и строга... И налетел ураган. Дождь хлестал ЕЕ по лицу, а я не в силах был спасти ее. Казалось, что она не выдержит, погибнет; но СЛОМЛЕН и сломан оказался я. В один миг я потерял все. Я не смог защитить ее, спасти от дождя и был брошен... Брошен в этот темный, черный чулан. Дни тянутся бесконечно и мысли мои тянутся к НЕЙ... Но все уже кончено. Не будет больше этих прогулок, не увижу знакомый парк, аллею, увядающие деревья и не почувствую ДОЖДЬ... Дождь и ЕЕ прикосновение...».
Арсений Б. рассказывает: «Осень... Холодный вечер... Идет дождь... Не сильный, но пробирающий до глубины души своей обжигающей холодностью, серостью... Я капля дождя... Особенная, не такая, как все... Я смотрю вокруг. И вижу мир - вижу его в полете. Он сер, тускл, обыден. Идут люди в серах одеждах, в серой аллее, лишь на земле лежат желтые, красноватые, оранжевые листья деревьев. Ветер несет меня... Я падаю на одну из серых лавочек в этой аллее. На ней сидят двое влюбленных, которые светятся ярчайшим огнем среди этого однообразного мира. Они влюблены... Они счастливы... Они вместе... Они не кутаются в плащи, они сидят на скамейке под каплями дождя... Они - луч света в темноте».
На этапе рефлексии, по мнению студентов: «это задание - хорошее упражнение для самопознания, благодаря которому человек может понять еще одну сторону своей многогранной личности», «... выразить все, что [у меня] на душе.», когда «нахлынула волна воспоминаний, чувств...». Примеры показывают, что «встреча с душой осени» затрагивает прекрасные струны человеческой души, позволяет студентам глубоко понять красоту окружающего мира, а через призму природы - человека.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что проектирование ситуации постижения эстетического смысла жизни осуществляется на ценностно-смысловой основе, когда происходит взаимообмен смыслами и ценностями воспитанников не только с педагогом, но и с тем значимым Другим, встречу с которым он (педагог) организовывает. Эта ситуация способствует выражению рефлексивных переживаний студентов, поиску эстетического смысла жизни.
Библиографический список
1. Лузина, Л. M. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу) [Текст] / Л. M. Лузина. -Псков : ПГПИ им. С. M. Кирова, 2000. -244 с.
2. Mамардашвили, M. К. Эстетика мышления [Текст] / M. К. Mамардашвили - M. : Mосковская школа политических исследований, 2000. - 416 с.
3. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] : монография / В. В. Сериков. - M. : Логос, 2012. - 448 с.
4. Точилов, К. Ю. Гламур как эстетический феномен: генезис и исторические модификации [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04 / Точилов Константин Юрьевич, Mосква, 2011. - 23 с.
5. Щуркова, H. E. ^жная педагогика [Текст] / H. E. Щуркова. - M. : Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.
6. Щуркова, H. E., M. И. Mухин Педагог нового воспитания [Текст] / под общ. ред. H. E. Щурковой; H. E. Щуркова, M. И. Mухин. - M. : АРКТИ, 2014. -264 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Luzina, L. M. Vhodjashhemu v shkol'nyj klass (priglashenie k dialogu) [Tekst] / L. M. Luzina. - Pskov : PGPI im. S. M. Kirova, 2000. -244 s.
2. Mamardashvili, M. K. Jestetika myshlenija [Tekst] / M. K. Mamardashvili - M. : Moskovskaja shkola politicheskih issledovanij, 2000. - 416 s.
3. Serikov, V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe [Tekst] : monografija /V. V Serikov. - M. : Logos, 2012. - 448 s.
4. Tochilov, K. Ju. Glamur kak jesteticheskij fenomen: genezis i istoricheskie modifikacii [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.04 / Tochilov Konstantin Ju-r'evich, Moskva, 2011. - 23 s.
5. Shhurkova, N. E. Nezhnaja pedagogika [Tekst] / N. E. Shhurkova. - M. : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2005. - 160 s.
6. Shhurkova, N. E., M. I. Muhin Pedagog novogo vospitanija [Tekst] / pod obshh. red. N. E. Shhurkovoj; N. E. Shhurkova, M. I. Muhin. - M. : ARKTI, 2014. -264 s.