Научная статья на тему 'Целостные характеристики эстетического смысла жизни как интегративной категории воспитания прекрасного'

Целостные характеристики эстетического смысла жизни как интегративной категории воспитания прекрасного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетический смысл жизни / воспитание прекрасного / эстетическое переживание / духовный кризис / гармонизация / aesthetical sense of life / aesthetical education / aesthetical experience / spiritual crisis / balance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова И. Н.

В статье раскрывается интегративная категория воспитания прекрасногоэстетический смысл жизни. Под эстетическим смыслом жизни понимается принцип, способ выражения личности по законам красоты, побуждающий осуществлять любую деятельность с позиций прекрасного. Автор рассматривает данный феномен в трех аспектах: онтологическом, феноменологическом, деятельностном. Выявлены психолого-педагогические условия обретения воспитанниками эстетического смысла жизни: инициирование эстетического переживания, переживание духовного кризиса, гармонизация духовного мира воспитанника. Данные условия являются ориентирами деятельности педагога в сфере воспитания прекрасного. Воспитание прекрасного у студентов, направленное на воспитание в человеке переживания прекрасного в соединении с пониманием его нравственной обоснованности, определяет новизну и педагогическую целесообразность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHOLESOME FEATURES OF THE AESTHETICAL LIFE SENSE IN THE FRAMEWORK OF AESTHETICAL EDUCATION

The article is devoted to the category of aesthetical education regarded as aesthetical sense of life. Aesthetical sense of life is to be seen as a means of personality expression focused on the aesthetical rules and encouraging any activity to be performed on the basis of aesthetical principles. The author considers the given phenomenon from three angles, namely ontological, phenomenological and action-oriented. Furthermore, the author defines psychological and educational conditions to be followed in order for students to gain aesthetical sense of life. These conditions are initial aesthetical experience, spiritual crisis and spiritual world balance. The given conditions are regarded as guidelines for a teacher as far as aesthetical education is concerned. The introduction of university students to the concept of beauty is ultimately aimed at a person’s experience of beauty linked with the awareness of his/her moral essence, which speaks in favour of this research novelty and pedagogical viability.

Текст научной работы на тему «Целостные характеристики эстетического смысла жизни как интегративной категории воспитания прекрасного»

Солдатова И. Н.

ЦЕЛОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ КАТЕГОРИИ ВОСПИТАНИЯ ПРЕКРАСНОГО

В статье раскрывается интегративная категория воспитания прекрасного — эстетический смысл жизни. Под эстетическим смыслом жизни понимается принцип, способ выражения личности по законам красоты, побуждающий осуществлять любую деятельность с позиций прекрасного. Автор рассматривает данный феномен в трех аспектах: онтологическом, феноменологическом, деятельностном. Выявлены психолого-педагогические условия обретения воспитанниками эстетического смысла жизни: инициирование эстетического переживания, переживание духовного кризиса, гармонизация духовного мира воспитанника. Данные условия являются ориентирами деятельности педагога в сфере воспитания прекрасного. Воспитание прекрасного у студентов, направленное на воспитание в человеке переживания прекрасного в соединении с пониманием его нравственной обоснованности, определяет новизну и педагогическую целесообразность исследования.

Ключевые слова: эстетический смысл жизни, воспитание прекрасного, эстетическое переживание, духовный кризис, гармонизация.

I. Soldatova

WHOLESOME FEATURES OF THE AESTHETICAL LIFE SENSE IN THE FRAMEWORK OF AESTHETICAL EDUCATION

The article is devoted to the category of aesthetical education regarded as aesthetical sense of life. Aesthetical sense of life is to be seen as a means of personality expression focused on the aesthetical rules and encouraging any activity to be performed on the basis of aesthetical principles. The author considers the given phenomenon from three angles, namely ontological, phenomenological and action-oriented. Furthermore, the author defines psychological and educational conditions to be followed in order for students to gain aesthetical sense of life. These conditions are initial aesthetical experience, spiritual crisis and spiritual world balance. The given conditions are regarded as guidelines for a teacher as far as aesthetical education is concerned. The introduction of university students to the concept of beauty is ultimately aimed at a person's experience of beauty linked with the awareness of his/her moral essence, which speaks in favour of this research novelty and pedagogical viability.

Keywords: aesthetical sense of life, aesthetical education, aesthetical experience, spiritual crisis, balance.

В современной образовательной ситуации заметно осуществляется переход от объектно-ориентированного подхода к онтологическому, бытийному, со-бытийному подходу, что концептуально поддерживается гуманитарной педагогической парадигмой. Важней-

шие категории гуманитарной парадигмы — смыслы, ценности, переживание, творчество, духовность. В контексте гуманитарной педагогической парадигмы акцент делается на ценностно-смысловом взаимодействии педагога и воспитанника, на деятельности

педагога со смыслами и ценностями каждого отдельного студента. Повышение качества образования в рамках гуманитарной парадигмы предполагает разработку бытийных форм, средств воспитания, содействующих духовному развитию ценностно-смысловой сферы личности воспитанника. Как один из аспектов повышения качества образования можно рассматривать воспитание прекрасного как новое направление в образовании. Цель воспитания прекрасного — присвоение молодым человеком эстетического смысла жизни. Это позволяет, в отличие от современных концепций эстетического воспитания, сфокусировать внимание педагога на развитии смысловой сферы студента, когда переживание красоты становится одним из смыслов и принципов его жизнедеятельности.

Следует подчеркнуть, что в педагогике предпринимаются попытки рассмотреть категорию смысла во взаимосвязи его с педагогическими явлениями. Так, в настоящее время активно разрабатывается теория смысловой дидактики (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова и др.), сущность которой заключается в рассмотрении педагогики совместно с современной психологией на личностно-смысловом уровне. Смысловая дидактика раскрывает закономерности, механизмы учебного процесса в смысловой и смыслообразующей интерпретации (И. А. Абакумова). Широко исследуются теории педагогики понимания (В. П. Зинченко, А. М. Лобок, Ю. В. Сень-ко, М. Н. Фроловская и др.), где разрабатываются вопросы герменевтики педагогического опыта, способы создания ситуаций понимания, изучается природа таких ситуаций. В контексте теории педагогики понимания раскрываются проблемы обнаружения ценностей и смыслов в деятельности педагога, воспитанника. В рамках педагогики Бытия (педагогики Смысла) предметом педагогической науки становится жизнедеятельность воспитанника, включенного в процессы обучения, воспитания (Л. М. Лузина). Педагогика Бытия исследует духовный

мир обучающегося, его разнообразные связи с окружающим миром. Категория смысла является интегративной в концепции гуманитарной педагогики о ценностно-смысловых и культурологических основаниях воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. М. Бо-рытко, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Н. Е. Щуркова).

Однако, несмотря на всю ценность существующих исследований, отметим, что категория смысла и эстетические аспекты образовательного процесса в своей взаимосвязи ещё недостаточно изучены и глубоко не раскрыты. Приходится констатировать, что в современном педагогическом образовании преобладают тенденции традиционного понимания проблем эстетического воспитания. Его рассматривают как процесс всестороннего, гармоничного развития личности с обязательным формированием у неё отдельных качеств, когнитивных функций: эстетического вкуса, эстетического восприятия, чувства и т. п. При этом духовный мир воспитанника, особенности его ценностно-смысловой сферы не представляют особенной значимости для педагога. Цели и задачи эстетического воспитания имеют абстрактный, отчуждённый от личности воспитанника характер, они часто звучат как лозунги, призывы к прекрасному. Выделим также, что проблемы исследования эстетического воспитания традиционно освещаются относительно учащихся общеобразовательных школ, в системе дополнительного образования детей, а не применительно к студенческой молодёжи. Главным средством эстетического воспитания преимущественно является искусство.

Подчеркнем, что в нашем исследовании мы не рассматриваем эстетическое воспитание в традиционном его понимании, а обращаемся к проблеме воспитания прекрасного у студенческой молодёжи. Воспитание прекрасного не является альтернативой эстетическому воспитанию, оно позволяет исследовать личность воспитанника через призму его эстетических смыслов жизни

и обретения им эстетического опыта. Под воспитанием прекрасного понимается эсте-тико-смысловая деятельность педагога, направленная на создание условий обретения воспитанниками эстетического смысла жизни, т. е. стремления к утверждению и созиданию красоты в себе и окружающем мире как проявлению истинно человеческого начала. В процессе эстетико-смысловой деятельности студенты переживают разнообразные встречи с эстетическим (прекрасным, трагическим, возвышенным и т. п.), в результате чего воспитанниками обретаются индивидуальные эстетические смыслы жизни. Чтобы подробно рассмотреть малоисследованный в психологии и педагогике феномен «эстетический смысл жизни», обратимся к категории «смысл» и «смысл жизни».

Изучение феномена «смысл» на протяжении многих лет является актуальной проблемой. Феномен смысла освещается с философской, психологической, педагогической точек зрения. А. Н. Леонтьев [8] рассматривает личностный смысл как пристрастное отношение к объектам и явлениям действительности. В его понимании «смысл» — одна из трех основных образующих человеческого сознания, наряду с чувственной тканью и значением [8, с. 86]. Б. С. Братусь [4] рассматривает возникновение смыслов как одну из важнейших сторон человеческой жизни. Он выделяет особый (высший) уровень, «отвечающий за производство смысловых ори-ентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и себе» [4, с. 71]. Важно, что Б. С. Братусь [4] исследует смысловую сферу личности как целое, подчеркивая значение смысловых связей. По мнению А. Г. Ас-молова [3, с. 354], личностный смысл понимается как «индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развёртывается его деятельность и общение». С точки зрения И. В. Абакумовой [1], смысл — уникальное порождение субъективности человека, системообразую-

щий фактор его субъективной реальности. Смысл черпается, «раскристаллизовывается» из окружающего мира, где воплощены смыслы тех, кто создавал объекты культуры, искусства и т. д. К. А. Абульханова-Славская [2, с. 39] отмечает, что в психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) называют «внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Смысл понимается и как ценность, и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе её присвоения или осуществления». Д. А. Леонтьев [9, с. 303] полагает, что «смысл — регуляторный принцип жизнедеятельности, отсутствующий на более низких ступенях эволюции». Нельзя не согласиться с утверждением К. А. Абульхановой-Слав-ской [2] о том, что основным критерием полноценного развития личности является наличие у неё смысла жизни. Автор подчёркивает, что «смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его цель. Это способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего "я", своей личности» [2, с. 40]. По утверждению В. Э. Чуднов-ского [17, с. 10], оптимальный смысл жизни характеризуется как гармоническая структура смысложизненных ориентаций, что максимально обеспечивает раскрытие способностей и индивидуальностей человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею. С точки зрения психолога М. Чиксентмихайи [19, с. 230], «целенаправленность, решительность и гармония объединяют жизнь и придают ей смысл, превращая её в потоковое непрерывное переживание». Когда человек направляет все духовные силы на достижение выбранной им жизненной темы, он достигает гармонии в своём духовном мире, которая проявляется в единении с окружающем миром. Таким образом, смысл жизни — это осознанная,

целенаправленная деятельность человека, его осмысленная цель жизни, потребность в самовыражении, самоопределении.

В процессе воспитания прекрасного у молодого человека формируется эстетический смысл жизни — системное качество, которое является главным новообразованием в процессе воспитания прекрасного. С учётом отечественных и зарубежных исследований феномена «эстетический смысл жизни» (В. В. Бычков, М. Люшер, В. И. Самохвалова, Ю. Ш. Стрелец, В. Франкл, Е. Н. Шапинская и др.) было выявлено собственное понимание сущности этого явления. Эстетический смысл жизни или эстетическая тема (мотив) в жизни человека — это принцип, способ выражения личности по законам красоты (осмыслить, духовно обогатить, украсить жизнь), побуждающий человека осуществлять любую деятельность с позиций прекрасного. Эстетический смысл жизни утверждает во внутреннем мире воспитанника Красоту как духовную ценность, как универсальный принцип всех проявлений жизни: выражение переживаний, поведение, взаимодействие со значимым Другим, поступки, рефлексия (самоосмысление). Обретенный эстетический смысл жизни открывает для молодого человека возможность получения знания о себе как о человеке красивом, умеющем различать подлинно красивое от безобразного, научиться искусству переживания.

Сущность эстетического смысла жизни выражается в осознании, осмыслении воспитанниками своего внутреннего образа «я» и включает в себе следующие составляющие:

• «Я-отношение» (я отношусь к себе и Другому «красиво»);

• «Я-понимание» (осознание себя как потенциального и реального носителя прекрасного, моё переживание красоты);

• «Я-осмысление» (умение различать подлинно красивое от «красивости», безобразного, саморефлексия относительно совершения красивого или некрасивого поступка);

• «Я-действие» (совершение духовных, красивых поступков) [15].

Важно отметить, что, если «образ внутреннего "я" не сформирован, самовыражение находится на стадии внешнего, показного "выражения" самого себя» [2, с. 53]. Эстетический смысл жизни рассматривается как регулятив, принцип жизни воспитанника, побуждающий к совершению духовного поступка, созиданию прекрасного. В нашем исследовании мы рассматриваем эстетический смысл жизни, опираясь на исследования Д. А. Леонтьева [9, с. 68] относительно трёх плоскостей, аспектов существования смысла, образующих его грани. Д. А. Леонтьев выделяет три аспекта смысла. Первый из них — онтологический, исследующий объективные отношения субъекта и мира. «В этой плоскости явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта, обладают для него жизненным смыслом в силу того, что они объективно небезразличны для его жизни, сказываются на её протекании» [9, с. 69]. Второй аспект — феноменологический (плоскость личностного смысла и отражающаяся в нём динамика субъективного образа реальности). Личностный смысл явлений и событий презентируется человеку посредством эмоциональной окраски образов, эмоциональных переживаний [9]. Третий аспект смысла — деятельностный. В этой грани смысл раскрывается как целенаправленная деятельность человека, как механизм, регулирующий жизнедеятельность человека, в том числе и творческую, созидательную деятельность [1, с. 95]. Смысл также соотносится с тремя важнейшими категориями, такими как личность, сознание и деятельность.

Таким образом, с учётом троичной природы смысла рассмотрим подробнее структурные составляющие, грани эстетического смысла жизни. Первая грань эстетического смысла жизни отражает отношения между человеком и окружающим миром (онтологический аспект) — «Я-отношение»

(я отношусь к себе и Другому «красиво»). Невозможно обрести этетический смысл жизни вне взаимодействий человека с окружающим миром: природой, искусством, повседневностью, другими людьми. «Человек не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это своё отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» [12, с. 58]. Эта грань эстетического смысла жизни раскрывает отношение человека к себе и к значимому Другому, его взаимосвязи с многогранным окружающим миром. Таким образом, разнообразные, эстетические взаимодействия человека с миром, высвечивающие его человеческую сущность, подтверждают тезис: не человек должен быть понят через мир, а мир через человека (Л. М. Лузина), когда на первый план выходит то важнейшее искусство — искусство видеть мир. Взаимодействие между человеком и окружающим миром — это встречи с другой духовной реальностью: с другими людьми в повседневной жизни, со значимым Другим (героем, автором художественного произведения), смысл жизни которого «зашифрован», «закодирован» в произведении искусства, с явлением природы. В таком духовном взаимодействии человек сталкивается с иным смысловым видением мира, иной смысловой перспективой, выражающейся в словах и поступках» [9, с. 301].

Составляющую эстетического смысла жизни «Я-понимание» и «Я-осмысление» можно соотнести с феноменологическим аспектом смысла и с одним из трёх важнейших аспектов смысла жизни (Д. А. Леонтьев) — эмоциональное переживание включенности и осмысленности. Мы рассматриваем переживание, согласно точке зрения Ф. Е. Василюка [6], как особую деятельность человека по перестройке внутреннего мира, направленную на повышение осмысленности жизни. Речь идёт о глубоком,

устойчивом переживании встречи с красотой в разнообразных сферах бытия. Это те «ценности переживания» (В. Франкл), которые присваиваются человеком в проживании минут, мгновений жизни. «"Ценности переживания" реализуются в восприятии мира, в восторге перед красотой природы или искусства. Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира... Нельзя недооценивать всей полноты смысла, которую приобретает наша жизнь благодаря этим ценностям. Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия. Смысл жизни определяется её высшими точками» [16, с. 76]. Эстетическое переживание, как правило, эмоционально насыщенно, обостряет процессы восприятия, осознания, понимания, глубоко «погружает» в мир прекрасного. Переживания катализируют «эстетическое событие» — событие духовно-душевной жизни воспитанника, когда актуализируются смысложизненные задачи и перипетии внутреннего мира человека. Ведь только в процессе переживания прекрасного, возвышенного, трагического, безобразного воспитанник обретает способность осознавать, осмысливать то прекрасное в своём духовном мире, что развивает способность различать подлинно красивое от безобразного, пошлого.

«Я-действие» (я совершаю духовные, красивые поступки) в структуре эстетического смысла жизни соотносится с деятель-ностным аспектом смысла. Обретённый эстетический смысл необходимо воплощать в жизнь. Созидание личностью прекрасного является деятельным проявлением эстетического смысла жизни. Когда воспитанник осознаёт и понимает прекрасное в своём внутреннем мире, у него возникает потребность творить, жить по законам красоты: чувствовать, созерцать красоту, созидать прекрасное. К. Ясперс утверждает: «Человек

становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим». Что значит жить по «законам красоты»? Речь идёт о помощи Другому, привнесении красоты в искусство (например, поэзия, живопись и т. д.), потребности украсить повседневную жизнь красивым поступком. К таким поступкам относятся поступок-чувство (отношение), поступок-слово (высказывание), поступок-дело (совершение, создание) (М. М. Бахтин). Созидание, творение воспитанниками прекрасного проявляется, прежде всего, в изменении своей собственной духовной «системы координат», вследствие чего происходит продуцирование эстетического смысла жизни, творение себя и своей жизни по законам красоты: осмысление, духовное обогащение, стремление украсить жизнь.

В свете вышесказанного выделим, что исследование прекрасного, красоты не представляется возможным вне категории смысла. Поскольку эстетическое имеет субъективную, духовно-душевную природу, его невозможно познать, не осмысливая, не рас-предмечивая ту многозначность, множественность смыслов, которыми обладает красота. Прекрасное представляет собой своеобразную систему, «концентрацию» образов, обладающих смыслами. Красота востребует от человека осмысления: наделения смыслом многозначных проявлений красоты. Поэтому человек постигает, расшифровывает эти смыслы посредством чувств, эмоциональных переживаний, отношений. Эстетический смысл жизни можно проиллюстрировать следующей «формулой»: «Если представить себе, что основная ценность, избранная человеком, — красота, деятельность — созидание красоты, а смысл в том, чтобы реализовать свои способности к созиданию (homo faber), то возникает образ — жизнь творца» [18, с. 111]. Таким образом, если воспитанник внутренне ощущает, переживает значимость для себя, ценность красоты, прекрасного, то он стремится созидать красоту, совершать красивый, духовный поступок.

Анализ философской, психологической литературы, применение положений гуманитарной педагогической парадигмы о многомерности человеческой реальности (разнообразные сферы бытия), присвоении воспитанниками духовных ценностей Добро, Истина, Красота, культуротворчестве, диалогических отношениях с Другим как духовной реальностью позволяют выделить целостные характеристики эстетического смысла жизни, который выступает как:

• особая форма мотивации личности, стремление её к красоте, гармонии, прекрасному, раскрытию и утверждению «человеческого» в собственном духовном мире, в значимом Другом;

• способность переживать и понимать прекрасное как выражение собственного образа «я»;

• способ самовыражения личности, самореализации, принцип жизнедеятельности воспитанника;

• способ созидания красоты в разнообразных её проявлениях, совершение прекрасного (нравственного, духовно возвышающего) поступка.

Следующий важный вопрос, возникающий перед педагогами в процессе воспитания прекрасного: при каких психолого-педагогических условиях воспитанниками обретается эстетический смысл жизни? Обратимся к рассмотрению условий обретения воспитанниками эстетического смысла жизни.

Первое условие заключается в инициировании эстетических переживаний воспитанника. Оно связано с тем, что красота является переживанием человека, выражением его духовно-душевной жизни. По мнению С. Л. Рубинштейна [12], переживанием становится событие внутренней жизни личности. Встречи с эстетическим или экзистенциальные ситуации (В. В. Знаков) в разнообразных сферах бытия катализируют палитру эмоциональных переживаний воспитанника: любовь, радость, скорбь, восторг,

печаль, восхищение, совесть, сострадание. Поэтому к эстетическим переживаниям относятся духовные встречи молодого человека с прекрасным, возвышенным, трагическим, безобразным, героическим и т. п.

В структуру эстетического переживания входят когнитивные, эмоциональные, рефлексивные, духовные компоненты. Эстетическое переживание базируется на процессах восприятия, понимания, чувственного познания. В данном случае речь идёт о процессе постижения эстетического в окружающем мире. Постижение — сложный психический процесс, в котором важную роль играют самопонимание, интуитивное чувствование, созерцание [7, с. 17]. Исследователи отмечают, что для человека характерно переживание «эмоции прекрасного» (И. К. Арсеньев). Эмоция прекрасного в «отличие от эмоции „реальной" может не выражаться немедленно в каком-либо действии. Однако многократно повторяемые, переживаемые эмоции могут создавать устойчивые доминанты восприятия и реакции, которые ложатся в основу поведения личности, определяя её свойства, характер мироощущения» [13, с. 65]. Одним из важнейших видов эстетических переживаний является проявляемое человеком развитое чувство прекрасного. Чувство прекрасного, являясь устойчивым эмоциональным отношением человека к прекрасному, способствует гармоничному, бережному взаимодействию человека с окружающим миром.

Соблюдая условие инициирования эстетического переживания, задача педагога состоит в том, чтобы спровоцировать воспитанника на раскрытие его внутренних, духовных ресурсов для постижения им разнообразных граней эстетического. Важно сделать акцент на том, что глубокие переживания воспитанником прекрасного и безобразного, возвышенного и героического, комического и трагического именуются «пиковыми переживаниями» (А. Маслоу). В процессе таких переживаний у личности акту-

ализируется потребность в осознании себя как человека духовно красивого, осуществляющего внутренний диалог в резонансе с окружающим миром. Посредством пиковых переживаний воспитанник обретает эстетический смысл жизни, они способствуют постижению духовных ценностей. К пиковым эстетическим переживаниям относятся те чудесные переживания, «волшебные моменты» жизни человека, причиной которых послужили влюбленность, классическая музыка, неожиданно «потрясшая» книга или картина, великие мгновения творчества, мгновения соприкосновения с истиной и вдохновения [11]. Пиковые переживания, «состояния Бытия» или «высшие взлёты человеческой природы» (А. Маслоу) дают возможность воспитаннику прочувствовать неповторимость, подлинность, уникальность, глубину мгновения прекрасного. «Заход солнца, как момент эстетического восприятия, можно только пережить, им нельзя завладеть, его нельзя продать в художественном салоне. Только через истинную внутреннюю свободу мы открыты для эстетического восприятия. Эстетическое переживание может наступить лишь тогда, когда человек свободен от эгоцентрических намерений и интересов.» [10, с. 128]. Таким образом, проявление искренности, откровения, открытости окружающему миру, бескорыстность, являются условиями инициирования, возникновения подлинных пиковых переживаний. По точному замечанию А. Маслоу [11], «во время пиковых переживаний, больше, чем в любое другое время, человек чувствует себя ответственным, активным, творческим центром своей собственной деятельности и своего восприятия». Педагог, погружая воспитанников в переживания разнообразных экзистенциальных ситуаций, вносит качественные изменения в духовно-душевную жизнь воспитанника. При этом в процессе воспитания прекрасного реализуется важнейшая его цель: «вернуть свежесть восприятия кра-

соты жизни, способность воспринимать её как чудо» [11, с. 253].

Следующее важное условие обретения воспитанниками эстетического смысла жизни — это переживание духовного кризиса. Заметим, что духовное развитие молодого человека происходит нелинейно, спонтанно, сопровождается переосмыслением смыслов, ценностей. «Кризис — поворотный путь жизненного пути личности. Речь идёт о некотором порождении собственной жизни, о самосозидании, самостроительстве, т. е. творчестве, ибо, что есть творчество, как не порождение и созидание...» [4, с. 159-160]. Поэтому переживание кризиса — та духовная деятельность личности, когда обретаются эстетические смыслы жизни, изменяется собственная «система координат». Духовный кризис проявляется в переосмыслении воспитанниками их переживаний, чувств, ценностей, в сопротивлении негативному, безобразному в поведении, поступках актуализирует духовную смысло-поисковую деятельность.

Если педагог актуализирует внутреннюю деятельность воспитанника — переживание кризиса в коллизийных, экзистенциальных ситуациях (встречи с красотой, трагическим, возвышенным, безобразным, героическим), когда максимально задействуются духовные силы, то у воспитанника возникает потребность в поиске и обретении им эстетического смысла жизни. Духовный кризис — мировоззренческий, ценностно-смысловой «прорыв», при котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, когда человек обретает единство, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью... Во время этих "прорывов" он становится в большей мере самим собой, приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком» [11, с. 170]. Благодаря духовному кризису у воспитанника актуализируется процесс рефлексии, которая выражается в осмыслении, осознании лич-

ностью проявлений прекрасного и безобразного как в собственном духовном мире, так и в окружающем. Особенно значима саморефлексия относительно совершения красивого или некрасивого поступка.

Третье важнейшей условие возникновения эстетического смысла жизни — гармонизация духовного мира воспитанника. По мнению Макса Люшера [10], эстетический смысл жизни заключается в гармонии, во взаимодействии человека с Универсумом. Прекрасное есть воплощение гармонического, гармония понимается как процесс единения, духовного слияния человека с окружающим миром. Гармония как сущность прекрасного лежит в основе взаимоотношений человека с другими людьми, (природа, искусство). Ощущение гармонии проявляется в поиске молодым человеком душевного равновесия, смысла красоты. Одной из интегративных задач воспитания прекрасного является способствование установлению духовных, гармоничных отношений, связей воспитанника с окружающим миром, когда происходит духовный диалог человека с окружающим миром. Это может быть диалог с автором, с произведением искусства, его героями, с частицей природы, со звёздным небом и т. п. «В процессе этого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения полную гармонию своего Я с Универсумом, свою органическую причастность к нему в единстве его духовно-материальных основ» [5, с. 15]. В этом случае человек «"встроен" в отношения со всем остальным миром, воспринимается как часть мира» [11, с. 160]. Переживая негативные моменты своей жизни, преодолевая стремление к безобразному в своем внутреннем мире, переживая духовные кризисы, когда происходит противостояние между добром и злом, красотой и уродством, воспитаннику необходимо «учиться не позволять "внешним" негативным событиям превращаться во "внутренние" эгоцентрично обременён-

ные впечатления и не сохранять отрицательные эмоции в памяти» [10, с. 218]. Лишь при таком условии возможно достижение подлинной гармонии (согласия, единения человека и мира), что способствует искреннему обращению воспитанника к прекрасному в духовном мире, инициирует рефлексию, эмпатию.

Учитывая сказанное выше, сделаем вывод о том, что к условиям возникновения и обретения воспитанниками эстетического смысла жизни относятся: инициирование эстетического переживания; переживание духовного кризиса; гармонизация духовного мира. Данные условия являются отправными точками деятельности педагога в сфере воспитания прекрасного.

Следует выделить, что обретённый воспитанником эстетический смысл жизни в процессе воспитания прекрасного являет-

ся своеобразным способом восхождения человека к самому себе, гармонизации своей личности, ведь воспитание прекрасного более всего обращено к раскрытию человеческой сущности. Выработанный эстетический смысл жизни побуждает воспитанника к проявлению духовного усилия над собой, что способствует сопротивлению безобразному, пошлому. В процессе воспитания прекрасного становится актуальной одна из базовых духовных потребностей человека — потребность в переживании истинной красоты. Качественный результат воспитания прекрасного заключается в самовыражении, в «нахождении новой ценностной системы, способной лечь в основу нового осмысленного жизненного замысла» [6, с. 158], созидании себя по законам красоты, продуцировании индивидуального эстетического смысла жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебник для магистров педагогики и психологии. М.: Изд-во «КРЕДО», 2008. 386 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебное пособие. 3-е изд. М.: Смысл, Академия, 2007. 528 с.

4. Братусь С. Б. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

5. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

6. Василюк Ф. Е. Психология переживания М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.

7. Знаков В. В. Постижение как проблема психологии человеческого бытия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Выпуск 4. 2015. С. 8-20.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

10. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас: практическое руководство. М.: ИКСР, 2008. 252 с.

11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2017. 448 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 713 с.

13. Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. 201 с.

14. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2008. 190 с.

15. Солдатова И. Н. Типология ситуаций воспитания прекрасного у студенческой молодежи: особенности эстетико-смысловой деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 229-242.

16. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ / пер. с нем. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 338 с.

17. Чудновский В. Э. Проблема оптимального смысла жизни Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2 ч. / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чудновского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с.

18. Щуркова Н. Е. Классный час: поговорим о жизни. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 162 с.

19. M. Csikszentmihalyi. Flow: The Psychology of Optimal Experience, Harper & Row, NewYork, NY, USA, 1990.

REFERENCES

1. Abakumova I. V. Smyslodidaktika: uchebnik dlya magistrov pedagogiki i psihologii. M.: Izd-vo «KREDO», 2008. 386 s.

2. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991. 299 s.

3. AsmolovA. G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka: uchebnoe posobie. 3-e izd. M.: Smysl, Akademiya, 2007. 528 s.

4. Bratus' S. B. Anomalii lichnosti. M.: Mysl', 1988. 301 s.

5. Bychkov V. V. Estetika: uchebnik. M.: KNORUS, 2012. 528 s.

6. Vasilyuk F. E. Psihologiya perezhivaniya M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. 200 s.

7. Znakov V. V. Postizhenie kak problema psihologii chelovecheskogo bytiya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Vypusk 4. 2015. S. 8-20.

8. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Smysl; Akademiya, 2004. 352 s.

9. Leont'ev D. A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie, i dinamika smyslovoy real'nosti. 3-e izd., dop. M.: Smysl, 2007. 511 s.

10. Lyusher M. Kakogo tsveta vasha zhizn'. Zakon garmonii v nas: prakticheskoe rukovodstvo. M.: IKSR, 2008. 252 s.

11. Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoy psihiki. SPb.: Piter, 2017. 448 s.

12. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psihologii. SPb.: Piter, 2013. 713 s.

13. Samohvalova V. I. Esteticheskaya kul'tura kak kompleksnyj fenomen utverzhdeniya i realizatsii cheloveka v mire // Esteticheskaya kul'tura. M., 1996. 201 s.

14. Sen'ko Yu. V., Frolovskaya M. N. Pedagogika ponimaniya: uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: Drofa, 2008. 190 s.

15. SoldatovaI. N. Tipologiya situatsiy vospitaniya prekrasnogo u studencheskoy molodezhi: osobennosti estetiko-smyslovoy deyatel'nosti // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2017. Tom 3. № 4. S. 229-242.

16. Frankl V. Doktor i dusha: Logoterapiya i ekzistentsial'nyj analiz / per. s nem. M.: Al'pina non-fikshn, 2017. 338 s.

17. Chudnovskiy V. E. Problema optimal'nogo smysla zhizni Smysl zhizni i akme: 10 let poiska: v 2 ch. / pod red. A. A. Bodaleva, G. A. Vayzer, N. A. Karpovoy, V. E. Chudnovskogo. Chast' 1. M.: Smysl, 2004. 328 s.

18. Shchurkova N. E. Klassnyj chas: pogovorim o zhizni. M.: Izd-vo ARKTI, 2005. 162 s.

19. M. Csikszentmihalyi. Flow: The Psychology of Optimal Experience, Harper & Row, NewYork, NY, USA, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.